Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Утопающий за змею ухватится (арабская)

Общие сведения: 566-й военно-транспортный авиационный Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова полк (566-й втап).

Назад

 

566-й военно-транспортный авиационный Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова полк (566-й втап) — авиационный полк Воздушно-космических сил РФ, единственное воинское формирование России, имеющее на вооружении тяжёлые транспортные самолёты Ан-124 «Руслан».

История наименований

  • 566-й штурмовой авиационный полк (07.09.1941);
  • 566-й штурмовой авиационный Солнечногорский полк (04.05.1943);
  • 566-й штурмовой авиационный Солнечногорский Краснознамённый полк (14.11.1944);
  • 566-й штурмовой авиационный Солнечногорский Краснознамённый ордена Кутузова полк (26.04.1945);
  • 566-й транспортный авиационный Солнечногорский Краснознамённый ордена Кутузова полк (01.08.1946);
  • 566-й военно-транспортный авиационный Солнечногорский Краснознамённый ордена Кутузова полк (12.10.1955);
  • Войсковая часть (Полевая почта) 64223.

История

Формирование и боевой путь в Великой Отечественной войне

566-й штурмовой авиационный полк был сформирован в Воронеже 7 сентября 1941 года под командованием майора А. Н. Дачанидзе и комплектовался штурмовиками Ил-2 производства Воронежского авиационного завода. В конце ноября 1941 года полк принял боевое крещение в Битве за Москву, штурмуя наступающие немецкие подразделения. С 27 ноября по 12 декабря 1941 года полк совершил 190 успешных боевых вылетов в боях за освобождение города Солнечногорска. Приказом Наркома обороны от 04 мая 1943 года № 207 за эти бои полк получил почётное наименование «Солнечногорский».

До 13 марта 1942 года полк располагался на аэродроме Инютино. Боевой состав на 10 марта 1942 года: 20 самолётов Ил-2, из них 6 исправных на колёсах и 14 неисправных на лыжах. Лётчиков 14 человек. 13 марта 1942 года полк переведён на аэродром Адуево. В 1942 году полк воевал на Западном фронте в составе 224 шад в районах Юхнова, Людиново, Болхова, Жиздры.

В конце мая 1943 года полк, имея в своём составе 18 самолётов Ил-2 (1 - неисправный), переведён на аэродром Песоченский. В 1943 году участвовал в Орловско-Брянской наступательной операции. В ожидании начала наступления, участвовал в массированных налётах на Брянский аэроузел, занимаемый в то время вражеской авиацией.

В 1944 году воевал в Карелии и под Выборгом, затем прорывал блокаду Ленинграда, где понёс наиболее тяжёлые потери в своей истории. Освобождал Эстонию, наступал в Восточную Пруссию. Особо отличились лётчики полка при штурме немецкой обороны в городах Браунсберг, Кёнигсберг, Хайльгенбайль, Розенберг. 14 ноября 1944 года за бои в Восточной Пруссии 566-й шап был награждён орденом Красного Знамени, а 26 апреля 1945 года за бои над Браунсбергом полк наградили орденом Кутузова III степени.

9 мая 1945 года полк встретил в Восточной Пруссии. Всего за годы войны был совершён 5771 боевой вылет с налетом 6068 часов, по официальным данным в них уничтожено 485 танков и САУ, 3550 грузовых автомобилей, 194 вагона и цистерны, 134 самолёта, около 10 полков пехоты, 57 складов горючего и боеприпасов, 118 блиндажей и долговременных огневых точек, 72 артбатареи, 395 миномётных батарей, 188 зенитных батарей. Проведено 13 штурмовых ударов по аэродромам противника и 73 воздушных боя. Свои потери составили: самолёты — 135, летчики — 94. Награждено орденами и медалями 335 человек.

Командиры полка

  • 7 сентября 1941—1942, майор Дачанидзе Александр Николаевич
  • 17 апреля 1942 — март 1944: полковник Смирнов, Алексей Андреевич
  • 10 марта 1944 — май 1945: подполковник Домущей Николай Кузьмич

Участие в операциях и битвах

  • Битва за Москву
  • Битва за Ленинград:
    • Новгородско-Лужская операция — с 14 января 1944 года по 15 февраля 1944 года.
    • Ленинградско-Новгородская операция — с 14 января 1944 года по 1 марта 1944 года.
    • Красносельско-Ропшинская операция — с 14 по 30 января 1944 года.
  • Выборгско-Петрозаводская операция:
    • Выборгская операция — с 10 по 20 июня 1944 года.
    • Свирско-Петрозаводская операция — с 21 по 22 июня 1944 года.
  • Нарвская операция — с 24 по 30 июля 1944 года.
  • Прибалтийская операция — с 14 сентября 1944 года по 24 ноября 1944 года.
    • Мемельская операция — с 5 по 22 октября 1944 года.
  • Восточно-Прусская операция — с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года.
    • Инстербургско-Кёнигсбергская операция — с 13 по 27 января 1945 года.
    • Кенигсбергская операция — с 6 по 9 апреля 1945 года.
    • Земландская операция — с 13 по 25 апреля 1945 года.

Послевоенный период

После войны 566-й штурмовой авиационный полк был дислоцирован в Раквере, Эстония. С 1 августа 1946 года его переформировали в 566-й авиационно-транспортный полк в составе десантно-транспортной авиации воздушно-десантных войск. В 1947 году перебазировался в Выползово Тверской области. В 1948 году полк оказывал помощь пострадавшим от Ашхабадского землетрясения.

В 1956 году полк передан воздушно-транспортной авиации и перебазирован на аэродром Сеща в Брянской области.

Силами полка осуществлялись перевозки в Объединённую Арабскую Республику, Анголу, Эфиопию, Ирак, Ливию, Чехословакию и Сирию. Полк снабжал советские войска в Афганистане, оказывал помощь пострадавшим в землетрясении в Армении, участвовал в выводе ГСВГ. В силу наличия уникальной техники Ан-124 566 втап под флагом 224-го лётного отряда выполняли военные перевозки по соглашениям между Российской Федерацией и другими странами, как например в ходе операции «Сервал» и Операции НАТО в Афганистане.

«Русланы» полка неоднократно участвовали в воздушных парадах на Красной площади.

В начале 2010-х годов полк расформировывался, но в 2014 году был восстановлен в прежнем составе.

Почетные наименования

  • 566-му штурмовому авиационному полку за отличия в боях при защите города Москвы Приказом НКО № 207 от 4 мая 1943 года присвоено почётное наименование «Солнечногорский».

Награды полка

  • 566-й штурмовой авиационный Солнечногорский полк за образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и вторжении в пределы Восточной Пруссии и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1944 года награждён орденом Красного Знамени.
  • 566-й штурмовой авиационный Солнечногорский Краснознамённый полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Браунсберг и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 года награждён орденом Кутузова III степени.

Благодарности Верховного Главнокомандующего

Воинам полка в составе 277-й штурмовой дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:

  • За отличия в боях при прорыве обороны противника на Карельском перешейке севернее города Ленинград и овладение городом и крупной железнодорожной станцией Териоки, важным опорным пунктом обороны противника Яппиля и занятии свыше 80 других населенных пунктов.
  • За прорыв линии Маннергейма, преодоление сопротивления противника на внешнем и внутреннем обводах Выборгского укрепленного района и овладение штурмом городом и крепостью Выборг.
  • За отличие в боях при овладели штурмом городом и крепостью Нарва — важным укрепленным районом обороны немцев, прикрывающим пути в Эстонию.
  • За отличие в боях при прорыве сильно укрепленной обороны противника севернее города Тарту, освобождении более 1500 населенных пунктов.
  • За отличие в боях при овладении столицей Эстонской ССР городом Таллин (Ревель) — важной военно-морской базой и крупным портом на Балтийском море.
  • За отличие в боях при овладении городом Пярну (Пернов) — важным портом в Рижском заливе.
  • За отличие в боях при овладении мощными опорными пунктами обороны противника — Ширвиндт, Наумиестис (Владиславов), Виллюнен, Вирбалис (Вержболово), Кибартай (Кибарты), Эйдткунен, Шталлупенен, Миллюнен, Вальтеркемен, Пиллюпенен, Виштынец, Мелькемен, Роминтен, Гросс Роминтен, Вижайны, Шитткемен, Пшеросьль, Гольдап, Филипув, Сувалки и занятиим около 900 других населенных пунктов, из которых более 400 населенных пунктов на территории Восточной Пруссии.
  • За отличие в боях при овладении городами Восточной Пруссии Тильзит, Гросс-Скайсгиррен, Ауловенен, Жиллен и Каукемен — важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев на кенигсбергском направлении.
  • За отличие в боях при овладении городами в Восточной Пруссии городом Гумбиннен — важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны немцев на кенигсбергском направлении.
  • За отличие в боях при овладении городом Инстербург — важным узлом коммуникаций и мощным укрепленным районом обороны немцев на путях к Кенигсбергу.
  • За отличие в боях при овладении штурмомо городами Вормдит и Мельзак — важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев.
  • За отличие в боях при овладении городом Браунсберг — сильным опорным пунктом обороны немцев на побережье залива Фриш-Гаф.
  • За отличие в боях при овладении городом Хайлигенбайль — последним опорным пунктом обороны немцев на побережье залива Фриш-Гаф, юго-западнее Кёнигсберга.
  • За отличие в боях при разгроме и завершении ликвидации окруженной восточно-прусской группы немецких войск юго-западнее Кёнигсберга.
  • За овладение крепостью и главным городом Восточной Пруссии Кёнигсберг — стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море.
  • За овладение последним опорным пунктом обороны немцев на Земландском полуострове городом и крепостью Пиллау — крупным портом и военно-морской базой немцев на Балтийском море.

Вооружение полка

566-й штурмовой авиаполк прошёл всю войну на штурмовиках Ил-2. В 1946 году при переформировании в военно-транспортный полк десантной авиации переоснащён самолётами Ли-2. С 1948 года получал Ил-12 и десантные планеры Ц-25. В 1956 году принял на вооружение десантные самолёты Ту-4Д, с 1959 года — Ан-12, с 1970 года — Ан-22. С 1987 года оснащался Ан-124.

По состоянию на 2020 год полк оснащён тяжёлыми транспортными самолётами Ан-124 «Руслан».

Реестр Ан-124 в составе 566 втап
Серийный номер Бортовой номер Заводской номер Год постройки Владелец Статус
01-04 RA-82006 19530501004 1986 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
01-09 RA-82010 9773053616017 1986 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
01-10 RF-82011 9773054616023 1987 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100 «Олег Антонов»
02-01 RA-82020 19530502001 1987 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
02-02 RA-82021 19530502002 1987 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
02-03 RA-82022 19530502003 1987 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
02-04 RA-82023 19530502012 1988 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
02-05 RA-82024 19530502033 1989 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
02-06 RA-82025 19530502106 1988 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
02-09 RA-82028 19530502599 1991 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
05-01 RA-82012 9773052732028 1987 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
05-02 RA-82013 9773053732033 1987 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
05-03 RA-82014 9773054732039 1987 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
05-04 RA-82030 9773054732045 1987 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
05-05 RA-82031 9773051832049 1988 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
05-06 RF-82032 9773052832051 1988 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
05-08 RA-82034 9773053832057 1988 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
05-09 RA-82035 9773054832061 1988 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
05-10 RA-82036 9773054832068 1988 Военно-транспортная авиация РФ На хранение в Сеща
06-01 RA-82037 9773052955071 1989 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
06-02 RA-82038 9773054955077 1989 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
06-03 RA-82039 9773052055082 1990 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
06-04 RA-82040 9773053055086 1990 Военно-транспортная авиация РФ В летном состоянии, Ан-124-100
07-04 RA-82071 977305435913? 1993 Военно-транспортная авиация РФ Разбился 06.12.1997

Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов