566-й военно-транспортный авиационный Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова полк (566-й втап) — авиационный полк Воздушно-космических сил РФ, единственное воинское формирование России, имеющее на вооружении тяжёлые транспортные самолёты Ан-124 «Руслан».
566-й штурмовой авиационный полк был сформирован в Воронеже 7 сентября 1941 года под командованием майора А. Н. Дачанидзе и комплектовался штурмовиками Ил-2 производства Воронежского авиационного завода. В конце ноября 1941 года полк принял боевое крещение в Битве за Москву, штурмуя наступающие немецкие подразделения. С 27 ноября по 12 декабря 1941 года полк совершил 190 успешных боевых вылетов в боях за освобождение города Солнечногорска. Приказом Наркома обороны от 04 мая 1943 года № 207 за эти бои полк получил почётное наименование «Солнечногорский».
До 13 марта 1942 года полк располагался на аэродроме Инютино. Боевой состав на 10 марта 1942 года: 20 самолётов Ил-2, из них 6 исправных на колёсах и 14 неисправных на лыжах. Лётчиков 14 человек. 13 марта 1942 года полк переведён на аэродром Адуево. В 1942 году полк воевал на Западном фронте в составе 224 шад в районах Юхнова, Людиново, Болхова, Жиздры.
В конце мая 1943 года полк, имея в своём составе 18 самолётов Ил-2 (1 - неисправный), переведён на аэродром Песоченский. В 1943 году участвовал в Орловско-Брянской наступательной операции. В ожидании начала наступления, участвовал в массированных налётах на Брянский аэроузел, занимаемый в то время вражеской авиацией.
В 1944 году воевал в Карелии и под Выборгом, затем прорывал блокаду Ленинграда, где понёс наиболее тяжёлые потери в своей истории. Освобождал Эстонию, наступал в Восточную Пруссию. Особо отличились лётчики полка при штурме немецкой обороны в городах Браунсберг, Кёнигсберг, Хайльгенбайль, Розенберг. 14 ноября 1944 года за бои в Восточной Пруссии 566-й шап был награждён орденом Красного Знамени, а 26 апреля 1945 года за бои над Браунсбергом полк наградили орденом Кутузова III степени.
9 мая 1945 года полк встретил в Восточной Пруссии. Всего за годы войны был совершён 5771 боевой вылет с налетом 6068 часов, по официальным данным в них уничтожено 485 танков и САУ, 3550 грузовых автомобилей, 194 вагона и цистерны, 134 самолёта, около 10 полков пехоты, 57 складов горючего и боеприпасов, 118 блиндажей и долговременных огневых точек, 72 артбатареи, 395 миномётных батарей, 188 зенитных батарей. Проведено 13 штурмовых ударов по аэродромам противника и 73 воздушных боя. Свои потери составили: самолёты — 135, летчики — 94. Награждено орденами и медалями 335 человек.
После войны 566-й штурмовой авиационный полк был дислоцирован в Раквере, Эстония. С 1 августа 1946 года его переформировали в 566-й авиационно-транспортный полк в составе десантно-транспортной авиации воздушно-десантных войск. В 1947 году перебазировался в Выползово Тверской области. В 1948 году полк оказывал помощь пострадавшим от Ашхабадского землетрясения.
В 1956 году полк передан воздушно-транспортной авиации и перебазирован на аэродром Сеща в Брянской области.
Силами полка осуществлялись перевозки в Объединённую Арабскую Республику, Анголу, Эфиопию, Ирак, Ливию, Чехословакию и Сирию. Полк снабжал советские войска в Афганистане, оказывал помощь пострадавшим в землетрясении в Армении, участвовал в выводе ГСВГ. В силу наличия уникальной техники Ан-124 566 втап под флагом 224-го лётного отряда выполняли военные перевозки по соглашениям между Российской Федерацией и другими странами, как например в ходе операции «Сервал» и Операции НАТО в Афганистане.
«Русланы» полка неоднократно участвовали в воздушных парадах на Красной площади.
В начале 2010-х годов полк расформировывался, но в 2014 году был восстановлен в прежнем составе.
Воинам полка в составе 277-й штурмовой дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:
566-й штурмовой авиаполк прошёл всю войну на штурмовиках Ил-2. В 1946 году при переформировании в военно-транспортный полк десантной авиации переоснащён самолётами Ли-2. С 1948 года получал Ил-12 и десантные планеры Ц-25. В 1956 году принял на вооружение десантные самолёты Ту-4Д, с 1959 года — Ан-12, с 1970 года — Ан-22. С 1987 года оснащался Ан-124.
По состоянию на 2020 год полк оснащён тяжёлыми транспортными самолётами Ан-124 «Руслан».
Серийный номер | Бортовой номер | Заводской номер | Год постройки | Владелец | Статус |
---|---|---|---|---|---|
01-04 | RA-82006 | 19530501004 | 1986 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
01-09 | RA-82010 | 9773053616017 | 1986 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
01-10 | RF-82011 | 9773054616023 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 «Олег Антонов» |
02-01 | RA-82020 | 19530502001 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
02-02 | RA-82021 | 19530502002 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
02-03 | RA-82022 | 19530502003 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
02-04 | RA-82023 | 19530502012 | 1988 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
02-05 | RA-82024 | 19530502033 | 1989 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
02-06 | RA-82025 | 19530502106 | 1988 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
02-09 | RA-82028 | 19530502599 | 1991 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
05-01 | RA-82012 | 9773052732028 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
05-02 | RA-82013 | 9773053732033 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
05-03 | RA-82014 | 9773054732039 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
05-04 | RA-82030 | 9773054732045 | 1987 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
05-05 | RA-82031 | 9773051832049 | 1988 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
05-06 | RF-82032 | 9773052832051 | 1988 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
05-08 | RA-82034 | 9773053832057 | 1988 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
05-09 | RA-82035 | 9773054832061 | 1988 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
05-10 | RA-82036 | 9773054832068 | 1988 | Военно-транспортная авиация РФ | На хранение в Сеща |
06-01 | RA-82037 | 9773052955071 | 1989 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
06-02 | RA-82038 | 9773054955077 | 1989 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
06-03 | RA-82039 | 9773052055082 | 1990 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
06-04 | RA-82040 | 9773053055086 | 1990 | Военно-транспортная авиация РФ | В летном состоянии, Ан-124-100 |
07-04 | RA-82071 | 977305435913? | 1993 | Военно-транспортная авиация РФ | Разбился 06.12.1997 |