Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Глупец мудрее мудреца в том, что он сам изведал. (грузинская)

Общие сведения: 144-й гвардейский штурмовой авиационный Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полк (144 гв. шап).

Назад

 

144-й гвардейский штурмовой авиационный Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полк (144 гв. шап) — штурмовой авиационный полк в составе войск ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.

История наименований полка

  • 226-й скоростной бомбардировочный авиационный полк;
  • 800-й штурмовой авиационный полк;
  • 144-й гвардейский штурмовой авиационный полк;
  • 144-й гвардейский штурмовой авиационный Львовский полк;
  • 144-й гвардейский штурмовой авиационный Львовский ордена Александра Невского полк;
  • 144-й гвардейский штурмовой авиационный Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полк.

Формирование

226-й скоростной бомбардировочный авиационный полк сформирован 13 сентября 1940 года в составе 16-й авиационной дивизии Киевского особого военного округа. Полк состоял из пяти эскадрилий и управления полка (всего по штату: 62 боевых самолёта, в каждой эскадрильи по 12 самолётов и 2 самолёта управления полка). Полк получил на вооружение новейшие для того времени ближние бомбардировщики Су-2. По состоянию на 26 мая 1941 года на вооружении полка было 43 самолёта Су-2 (в том числе 11 неисправных). В начале июня 1941 года полк базировался на аэродромах Соломенка (Жуляны, г. Киев) и Бузовая (40 км в сторону Житомира).

По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении полка было: самолётов Су-2 — 55, лётчиков — 61, лётчиков наблюдателей — 56, экипажей, подготовленных для ведения боевых действий днём в простых метеоусловиях — 31. С 24 июня 1941 года 226-й скоростной бомбардировочный авиационный полк перешёл в состав 62-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта. После боев 1 августа 1941 года полк передал оставшиеся самолёты Су-2 в 227-й бомбардировочный авиационный полк, а в конце августа выведен на переформирование. Часть лётного и технического состава была переведена в 52-й бомбардировочный авиационный полк.

26 марта 1942 года 226-й сбап преобразован в 800-й штурмовой авиационный полк (800-й шап). На вооружении самолёты Ил-2. По состоянию на 18 мая 1942 года 800-й штурмовой авиационный полк находится в составе 226-й штурмовой авиационной дивизии.

В середине июня 1942 года после тяжёлых боев на Юго-Западном фронте полк практически потерял боеспособность. Уцелевшие штурмовики Ил-2 были переданы в 504-й штурмовой авиационный полк, а личный состав выведен в тыл на переформирование.

После переформирвоания 10 сентября 1942 года 800-й штурмовой авиационный полк передан в состав 226-й штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса и находится в резерве Ставки ВГК до 17 октября 1942 года.

800-й штурмовой авиационный полк в составе соединений

Объединение Период
226-я штурмовая авиационная дивизия 1-й штурмовой авиационный корпус Авиация Резерва Ставки ВГК 10.09.1942 — 17.10.1942
226-я штурмовая авиационная дивизия 1-й штурмовой авиационный корпус 3-я Воздушная армия Калининского фронта 17.10.1942 — 04.1943
226-я штурмовая авиационная дивизия 1-й штурмовой авиационный корпус 2-я Воздушная армия Воронежского фронта 04.1943 — 19.07.1943
226-я штурмовая авиационная дивизия 1-й штурмовой авиационный корпус 5-я Воздушная армия 2-го Украинского фронта 20.10.1943 — 05.02.1944

 

5 февраля 1944 года за боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине — 800-й штурмовой авиационный полк преобразован в 144-й Гвардейский штурмовой авиационный полк (Приказ НКО СССР № 016 от 05.02.1944 г.) в составе 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.

144-й гвардейский штурмовой авиационный полк в составе соединений

Объединение Период
9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия
1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус
5-я воздушная армия
2-го Украинского фронта
05.02.1944 — 01.09.1944
9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия
1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус
5-я воздушная армия
1-го Украинского фронта
01.09.1944 — 11.05.1945

11 мая 1945 года выведен из состава Действующей армии.

24 сентября 1946 года 144-й гвардейский штурмовой Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк расформирован в г. Вена (Австрия).

Командиры полка

  • Прокошев Иван Георгиевич (26 мая 1941 — сентябрь 1941),
  • Митрофанов Анатолий Иванович (21 сентября 1941 — декабрь 1943),
  • Шишкин Павел Михайлович (декабрь 1943 — 5 февраля 1944),
  • Степанов Михаил Иудович (13 января 1945—1946)

Знаки отличия

  • 5 февраля 1944 года Приказом НКО СССР № 016 от 05.02.1944 г. за боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине 800-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное звание Гвардейский .
  • 10 августа 1944 года 144-му гвардейскому штурмовому авиационному полку за отличия в боях при овладении важным хозяйственно-политическим центром и областным городом Украины Львов — крупным железнодорожным узлом и стратегически важным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим пути к южным районам Польши Приказом НКО СССР № 0256 от 10 августа 1944 года на основании Приказа ВГК № 154 от 27 июля 1944 года присвоено почётное наименование Львовский.
  • 144-й гвардейский штурмовой авиационный Львовский полк Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и разгроме войск противника юго-западнее Оппельн и проявленные при этом доблесть и мужество награждён орденом Александра Невского.
  • 144-й гвардейский штурмовой авиационный Львовский ордена Александра Невского полк Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при ликвидации группы немецких войск, окружённой юго-восточнее Берлина и проявленные при этом доблесть и мужество награждён орденом Богдана Хмельницкого II степени.

В действующей армии

22 июня 1941 — 31 августа 1941 226-й сбап

20 мая 1942 — 15 июля 1942 800-й шап

15 октября 1942 — 5 февраля 1944 800-й шап

5 февраля 1944 — 11 мая 1945 144-й гв. шап

Всего полком произведено 6913 боевых вылетов, при этом уничтожено и повреждено:
самолётов — 142;
танков — 788;
автомашин — 3691;
складов боеприпасов — 117;
подавлено батарей зенитной артиллерии — 175;
орудий прочих — 313;
гитлеровцев — 7282;
бензоцистерн — 117;
складов с горючим — 29;
ДОТов — 36;

Получено 56 благодарностей от Верховного Главного Командования.

Эпизоды боевого пути полка

30.05.1942 г. Удар по аэродрому Курск-Западный

30.05.1942 г. в период с 7.15 до 7.20 шестёрка Ил-2 800-го шап (226-я шад), ведомая капитаном П. А. Русаковым, нанесла эффективный бомбоштурмовой удар по аэродрому Курск-Западный, на котором находилось до 40 самолётов противника. Прикрытие обеспечивали 10 ЛаГГ-3 из 31-го иап (206-я иад).

Подход к цели и уход от неё осуществлялся на предельно малой высоте. Удар производился в одном заходе вдоль стоянок немецких самолётов с выскакиванием на высоту 100—150 м. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, «Илы» и поддержавшие их атаку ЛаГГи (ввиду отсутствия в районе цели истребителей противника) по докладам экипажей уничтожили и повредили до 15 самолётов люфтваффе. Штурмовики потерь не понесли, а истребители сопровождения в бою с группой Bf-109 потеряли два самолёта. При этом капитан Краснов спасся на парашюте, а лейтенант Быстров пропал без вести.

Этот боевой вылет был первым вылетом 226-й шад.

31.05.1942 г. Удар по аэродрому Курск-Восточный

Рано утром 31.05.1942 г. штурмовики 800-го шап (226-й шад) под прикрытием 7 ЛаГГ-3 из 31-го иап (206-я иад) нанесли бомбоштурмовой удар по аэродрому Курск-Восточный, на котором базировалось до 50 бомбардировщиков люфтваффе.

Из-за сильного огневого воздействия с земли и в воздухе сопровождающие истребители сначала потеряли из виду своих подопечных, и «ильюшины» пришли в район цели без прикрытия. Но потом истребители прорвались к Илам и сопровождали их до самой посадки на своём аэродроме.

В итоге этого налёта боевой счёт 800-го шап увеличился ещё на десять уничтоженных и повреждённых самолётов противника. Один Bf-109 был сожжён в воздухе.

Налёты, совершенные 30-31.05.42 г. вынудили командование немецкого 4-го ВФ перебазировать самолёты Курского аэроузла подальше от линии фронта.

05.07.1943 г. Удар по аэродрому Сокольники

05.07.1943 г. в 4.30 две группы по 12 и 18 Ил-2 от 820-го шап и 800-го шап (226-й шад) под прикрытием 23 Як-1 нанесли удар по аэродрому Харьков-Сокольники.
Атаковано до 50 самолётов. По докладам экипажей уничтожено до 15 самолётов и повреждено до 8 самолётов, создано 17 очагов пожаров, 1 взрыв большой силы, подавлен огонь 4 точек МЗА, сбито 2 истребителя. В районе цели группа 12 Ил-2 820-го шап провела воздушный бой с 20 Bf-109 и Fw-190. Ст. сержант Ратченко сбил Bf-109, который упал горящим в 2 км южнее н. п. Непокрытое.

04.08.1943 г. Подвиг А. И. Гридинского

04.08.1943 г. восьмёрка Ил-2 800-го шап (292-я шад, 1-й ШАК, 5-я ВА) во главе с капитаном С. Д. Пошивальниковым при полной бомбовой нагрузке оторвалась от взлётной полосы и взяла курс к линии фронта, чтобы нанести удар по танковой колонне противника, обнаруженной недалеко от Белгорода.
Штурмовики миновали линию фронта. Вот и цель. Самолёты перестроились, образовав в небе «круг групп», и пошли в атаку. «Илы» расстреливали из пушек и пулемётов зенитные точки, сбрасывали бомбы на немецкие танки. При третьем заходе на цель командир звена лейтенант А. И. Гридинский заметил, что машина Пошивальникова задымила. Самолёт командира пошёл на вынужденную посадку в расположении вражеских войск. «Спасти во что бы то ни стало», — решил Гридинский и, сбросив последние бомбы на врага, последовал за машиной Пошивальникова.
Немцы тем временем начали артиллерийский обстрел площадки, где приземлился советский самолёт. Туда спешили и немецкие мотоциклисты. Не теряя ни секунды, Гридинский посадил свой штурмовик рядом с горящей машиной командира. Подбежав к повреждённому самолёту, он помог выбраться из него лётчику, и через несколько минут самолёт был уже в воздухе.

10.08.1943 г. Удары по аэродромам

К 10.08.1943 г. несмотря на удержание советскими авиаторами господства в воздухе, противник имел немало самолётов. Чтобы окончательно сломить его сопротивление, у командующего 5-й ВА генерала С. К. Горюнова возникла мысль нанести бомбоштурмовой удар по вражеским аэродромам Сокольники, Померки и Основа.
Командующий фронтом И. С. Конев одобрил замысел командарма, но потребовал, чтобы план-график авиационной поддержки наступления наземных войск при этом строго соблюдался. Офицерам штаба Воздушной армии пришлось немало потрудиться, чтобы перегруппировать силы без ущерба для поддержки боевых действий танков и пехоты. В итоге решили ударить не по трём, а только по двум аэродромам: Сокольники и Померки.
Ведущими штурмовых групп 1-го ШАК были назначены штурман 800-го шап (292-я шад, 1-й ШАК, 5-я ВА) капитан М. И. Степанов и командир звена 673-го шап (266-й шад) ст. лейтенант В. А. Багров.
Штурмовиков прикрывали истребители 270-го иап (203 иад) во главе с капитаном С. Д. Луганским и 516-й иап (203-й иад) во главе со ст. лейтенантом Н. В. Буряком.
В Померках базировалось 20 Bf-109. Пять из них в результате налёта сгорели, несколько машин было повреждено огнём из пушек. Штурмовой налёт на аэродром Сокольники оказался ещё более удачным: там было подожжено 22 бомбардировщика, повреждено 5 сборных ангаров, взорван склад боеприпасов.


Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов