Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Какие труды, такие и плоды.

Информация: 16-я смешанная авиационная дивизия ВВС ВМФ

Назад

 

16-я смешанная авиационная дивизия ВВС ВМФ — воинское соединение Вооружённых СССР во Второй мировой войне.

История наименований

История дивизии

30.03.42 года в составе ВВС Тихоокеанского флота было сформировано управление 1-й авиационной группы с дислокацией в с. Серафимовка. В состав 1-й АГ были включены авиачасти, дислоцирующиеся в районе Владимиро-Ольгинской военно-морской базы (100-я, 101-я ОИАЭ, 53-я ОМРАЭ и 15-е ОАЗ ВУ).

24.01.43 года управление 1-й АГ было передислоцирована в залив Ольга.


23.01.45 года 1-я АГ была переформирована в 16-ю смешанную авиационную дивизию с дислокацией в заливе Ольга.

В период войны с Японией части дивизии принимали участие в освобождении Южного Сахалина, выполнено 458 боевых вылетов без потерь личного состава, порядка семисот пятидесяти человек награждены правительственными орденами и медалями.

С окончанием боевых действий в состав дивизии включается 55-й отдельный пикировочный полк.

5 октября 1945 года было расформировано управление ВВС Северо-тихоокеанской флотилии. На его основе создаётся управление 3-го авиационного корпуса ВМФ, с дислокацией в Советской Гавани (Приказ командующего ТОФ № 011 от 22.01.1946 года). В состав 3-го АК вошла, в том числе 16-я САД.

10.10.45 года управление 16-й САД было передислоцировано на аэродром Отомари (Корсаков), с подчинением командующему ВВС СТОФ.

14 мая 1947 г. управление 3-го Авиационного Командования ВМС было переформировано в управление ВВС 7-го ВМФ, с дислокацией в г. Корсаков. В состав ВВС 7-го ВМФ также включена 16-я САД.

В соответствии с циркуляром начальника Главного штаба ВМФ № 0035 от 07.10.1947 г., в военном городке "Каменный ручей" с 1949 года началось интенсивное строительство аэродрома берегового базирования с твёрдым покрытием, жилых и служебных помещений. Целью строительства было определено создание на значительную перспективу в Северном Приморье крупной авиационной базы. Место строительства было определено лично Командующем ВВС ТОФ генерал-лейтенантом Евгением Николаевичем Преображенским. В дальнейшем вопросами строительства занимался генерал-майор Н.Н. Шарапов, руководством на месте - генерал-майор Наумов Н.А.. Основное строительство аэродрома и объектов продолжалось до 1953 года.

4 мая 1953 года управление 16-й САД переименовывается в управление 692-й МТАД (Приказ Командующего ТОФ № 0035). Через два дня, 6 мая этого же года полки дивизии передислоцируются из Корсакова на аэродромы Майгатка и Десна, вблизи города Советская Гавань. В составе дивизии на 10 мая 1953 года : 568-й МТАП, 570-й МТАП, 1714-й отдельный батальон связи, 543-я школа младших авиационных специалистов, 169-я минно-торпедная часть, 244-я автокислорододобывающая станция, 140-я авиаремонтная мастерская, дом офицеров; с АС "Знаменское" в состав дивизии передана 3-я авиационная база.

Через 14 дней, 18 мая 1953 года 692-я МТАД снова переименовывается в 143-ю минно-торпедную авиационную дивизию (двухполкового состава). В течение 1953 года происходит поэтапная передислокация 568-го и 570-го авиационных полков, а также управления дивизии на новый аэродром Каменный Ручей, и получение новой авиатехники - самолётов Ил-28. К концу этого года постепенно прекращена эксплуатация старых типов - Пе-2, Ту-2, Ла-11, МиГ-15. Аэродром Каменный Ручей оставался постоянным местом дислокации управления дивизии и её полков вплоть до расформирования в 1994 году.

С февраля 1957 года дивизия в числе первых в Морской авиации переучивается на Ту-16, и получила к наименованию приставку - "дальнего действия".

В 1958 году в гарнизоне формируется специальный отряд, через год получивший название 269-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья специального назначения (269-я ОИАЭ СпН), с прямым подчинением командиру дивизии, на самолётах-имитаторах ракет СДК-7 (МиГ-17СДК). Эскадрилья проработала три года, и использовалась для различных исследований и подготовки к практическому применению ракет типа КС-1.

В составе отряда управления дивизии имелись три самолёта Ан-2, один Ли-2 и один Ту-104Ш, а также 2 вертолёта Ми-8. В дальнейшем Ли-2 был списан и получен Ан-26.

Гарнизон (дивизию) 4-е раза инспектировал Заместитель Министра обороны СССР, Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. - в 1957, 1963, 1971 и 1977 гг.

16 апреля 1977 года произведён "межфлотский манёвр" - перелёт в Североморск с дозаправкой в воздухе и пуск крылатых ракет в Норвежском море.

В 1980-м году полки дивизии начали переучивание на Ту-22М2, и осенью этого же года первая партия самолётов была получена на Казанском авиазаводе.

В 1993 году, в целях сохранения боевых традиций, 143-я МРАД получает номер от расформированной исторической 25-й МРАД ВВС ТОФ, без изменения условного наименования и места дислокации.

С 01.12.1994 года, на основании Директивы ГК ВМФ № 730/1/00568 от 01.07.94 г., управление дивизии и 570-й МРАП расформированы. От дивизии остаётся один 568-й морской ракетоносный полк, в последующие два десятилетия подвергшийся неоднократной реорганизации.

Состав дивизии

В годы ВОВ:

На 31 декабря 1947 года в составе дивизии числилось 9794 человека л/с.

В послевоенные годы:

Командиры (список неполный)

  • Н.Н. Шарапов
  • В.И.Соснин
  • Шушпанов Павел Степанович
  • Солдатов
  • Корнев Георгий Георгиевич
  • Гудков
  • Савицкий
  • Куропаткин Владимир Ильич (и.о. с 1990 г.)

Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов