668-й штурмовой авиационный полк — воинская часть (в/ч 23330) вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне. После войны несколько раз подвергалась реорганизации. Расформирована в 1993 году.
Сформирован 23 июля 1943 года путём переформирования 668-го ночного ближнебомбардировочного полка.
В составе действующей армии с 23 июля 1943 года по 13 января 1945 года, всего 527 дней.
Одновременно с переформированием полк перевооружён самолётами Ил-2. Формирование полка, обучение летного и технического состава на самолете Ил-2 проходит с августа 1943 года по март 1944 года на аэродроме Кондручей вблизи деревни Ендогуба Беломорского района Карелии. На начало марта 1944 года полк состоит из 3-х эскадрилий и имеет в своем составе 21 самолёт.
С 10 по 22 марта 1944 года переброшен на кандалакшское направление, на аэродром «Белое море» в 18 километрах от Кандалакши. Наземные эшелоны с техническим персоналом и техникой прибывают 17 марта 1944 года. С 5 апреля 1944 года боевые действия авиации на кандалакшском направлении временно прекращаются в связи с отменой командующим Карельского фронта наступательной операции. 12 апреля 1944 года полк передислоцирован на аэродром Пинозеро. 13 апреля 2 эскадрильи 668-го шап перебазированы на аэродром Африканда.
17 июня 1944 года полк перебазируется на аэродром Сегежа и участвует в Свирско-Петрозаводской операции. С 23 июня поддерживает наступление 176-й и 289-й стрелковых дивизий 32-й армии в направлении населенного пункта Суоярви с целью освободить г. Медвежьегорск, населенные пункты Совдозеро, Поросозеро и выйти на государственную границу СССР с Финляндией в районе Куолисмы. Боевые вылеты выполняются с аэродромов Сегежа и Сопуха. Летчики полка подавляют артиллерию противника при форсировании р. Суна, уничтожают живую силу врага при взятии укрепленного узла финских войск в районе населенного пункта Поросозеро. При активной поддержке с воздуха советские войска 23 июня освобождают г. Медвежьегорск, 7 июля - н.п. Совдозеро, 15 июля - н.п. Поросозеро. До 04 августа 1944 года летчики полка осуществляют боевые вылеты, бомбардируют и штурмуют войска и огневые средства противника в приграничной зоне с Финляндией, в том числе и на ее территории. При их участии освобождены населенные пункты Суоярви, Ягляярви, Лиусвара, Кудом Губа и осуществлен выход на государственную границу СССР с Финляндией.
В конце июля 1944 года отдельные экипажи полка переориентируются на ребольское направление. С 5 по 16 августа 1944 года полк в полном составе поддерживает наступление войск 27-й стрелковой дивизии в районе населенных пунктов Мергуба, Еловая-Гора, Новая Тикша, Андронова-Гора, Муйозеро. Осуществляет бомбо-штурмовой удар по аэродрому Тикшозеро, уничтожает технику и живую силу отступающего противника на дорогах и переправах.
3 сентября 1944 года 19 Ил-2 полка перелетают с аэродрома Сегежа на аэродром Шонгуй в Заполярье, а 28 сентября - на аэродром Ура-Губа.
С 7 октября 1944 года участвует в Петсамо-Киркенесской операции, поддерживает наступление войск 131-го стрелкового корпуса. При поддержке полка освобождены населенные пункты Луостари, Петсамо, Маятало, Сальмиярви, Киркенес и осуществлен выход на государственную границу СССР с Норвегией.
По окончании операции в боях не участвует. Базируется в Заполярье, с 7 ноября 1944 года на аэродроме Луостари, с 7 мая 1945 года - на аэродроме Шонгуй, с 21 августа 1945 года - на аэродроме Африканда.
Полк с 23 июня 1944 года в период Свирско-Петрозаводской операции и Петсамо-Киркенесской операции по разгрому 20-й Лапландской армии на Мурманском направлении производит 578 боевых вылетов. В результате противнику нанесен следующий ущерб: уничтожено и повреждено самолетов в воздушном бою - 7 и на аэродромах - 17, артиллерийских батарей полевых - 24, ЗА - 3, МЗА - 31, минометных батарей - 17, автомашин - 179, из них ЗП установка - 1, тракторов - 8, бензозаправщиков - 2, пулеметных точек - 27, складов разных - 25, домов и бараков - 86, землянок - 10, ДЗОТов и ДОТов - 12, лошадей с повозками - 62, истреблено живой силы противника свыше полтысячи человек.
В период боевой работы полка с 23.06.1944 г. по 20.10.1944 года в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях было награждено правительственным наградами 116 человек, из них орденом Красного Знамени - 14 чел., орденом Красной Звезды - 35 чел., орденом Отечественной войны ІІ степени - 18 чел., орденом Славы - ІІІ степени - 3 чел., медалью "За отвагу" - 19 чел., медалью "За боевые заслуги" - 27 чел. Присвоение очередных воинских званий летному составу - 40 чел., техническому составу - 19 чел.
668-й штурмовой авиационный полк в/ч 23330 в послевоенное время базировался на аэродроме Коломыя (УКЛО / UKLO, Ивано-Франковская обл. УССР) до 19.05.1954 г. Предположительно в 1946 году переформирован в 668-й бомбардировочный авиационный полк, без изменения условного наименования, также предположительно в 1951 году полк организационно вошёл в состав 132-й бомбардировочной Севастопольской авиационной дивизии.
С 1954 по 1956 год полк базировался на аэродроме Вернойхен в Восточной Германии (ГДР). В 1956 году полк перелетел на аэродром Финов, где базировался до 1967 года. На вооружении полка были: Ил-28 (1951 - 1965 гг); Як-28И/Л (1965 - 1974 гг), Як-28ПП - 2-я АЭ.
В период 1967-7.1968 гг полк находился на аэр. Бранд. В июле 1968 полк перелетел в Латвию, на аэродром Тукумс. В 1973 году полк был перевооружён на Су-24.
10.12.89 года 132-я бомбардировочная Севастопольская авиационная дивизия и её полки переданы под юрисдикцию Краснознамённого Балтийского флота. 668-й бомбардировочный авиационный полк в/ч 23330 переименован в 668-й морской штурмовой авиационный полк.
В 1991 году 668-й морской штурмовой авиационный полк, в ходе оргштатных мероприятий, переформирован в 240-й гв. морской штурмовой авиационный полк. Также получил гвардейское звание и 321-й МШАП, переименованный в 170-м гв. МШАП. Эти мероприятия были направлены на сохранение традиций и выполнялась передача почётных наименований от расформированный частей прославленной 57-й морской ракетоносной дивизии.
В 1993 году 240-й гв. МШАП и 392-й ОДРАП переформированы в новый 240-й гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский инструкторско-исследовательский смешанный авиационный полк ВВС ВМФ на разнородной технике (с изменением условного наименования на в/ч 56138). Полк стал базироваться на аэродроме Веретье г. Остров Псковской обл, и организационно подчинялся начальнику 444-го Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС ВМФ РФ.
1 декабря 2009 года 444-й ЦБП и ПЛС ВВС и ПВО ВМФ, 240-й гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский инструкторско-исследовательский смешанный авиационный полк и части обеспечения на аэродроме Остров были расформированы.
Дата | Фронт (округ) | Армия | Корпус | Дивизия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1.8.1943 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.9.1943 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.10.1943 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.11.1943 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.12.1943 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.1.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.2.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.3.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.4.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.5.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 260-я смешанная авиационная дивизия | - |
1.6.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 1-я гвардейская смешанная авиационная дивизия | - |
1.7.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 1-я гвардейская смешанная авиационная дивизия | - |
1.8.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 1-я гвардейская смешанная авиационная дивизия | - |
1.9.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.10.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.11.1944 года | Карельский фронт | 7-я воздушная армия | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.12.1944 года | - | 14-я отдельная армия | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.1.1945 года | - | 14-я отдельная армия | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.2.1945 года | Беломорский военный округ | - | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.3.1945 года | Беломорский военный округ | - | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.4.1945 года | Беломорский военный округ | - | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
1.5.1945 года | Беломорский военный округ | - | - | 261-я штурмовая авиационная дивизия | - |
Примечания
Фамилия | Звание | Период |
---|---|---|
Архипенко Тимофей Николаевич | майор | 03.09.1943-04.05.1944 |
Еремин Василий Павлович | майор | 05.05.1944-08.02.1946 |
Тарасов Н. | капитан | 09.02.1946-15.04.1946 |
10 июля 1997 года вблизи деревни Совдозеро Суоярвского района Карелии у дороги рядом с деревенским кладбищем на месте посадки 10 июля 1944 года поврежденного самолета лейтенанта Сафронова Михаила Даниловича установлен Памятный знак экипажам 668-го штурмового авиаполка, не вернувшимся из боевых вылетов.
Период времени | Место базирования |
23.07.1943-05.03.1944 | аэр. Кондручей (возле д. Ендогуба Беломорского района Карелии) |
05.03.1944-12.04.1944 | аэр. Белое море (перелет с аэродрома Кондручей через аэродромы Подужемье и Лоухи) |
12.04.1944-13.04.1944 | аэр. Пинозеро |
13.04.1944-17.06.1944 | аэр. Африканда |
17.06.1944-09.07.1944 | аэр. Сегежа |
09.07.1944-04.08.1944 | |
04.08.1944-02.09.1944 | аэр. Сегежа |
03.09.1944-28.09.1944 | аэр. Шонгуй (перелет с аэродрома Сегежа через аэродромы Лоухи и Африканда) |
28.09.1944-04.11.1944 | аэр. Ура-Губа |
04.11.1944-07.05.1945 | аэр. Луостари |
07.05.1945-21.08.1945 | аэр. Шонгуй |
21.08.1945-01.06.1946 | аэр. Африканда |