Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
майор | Никита Григорьевич Богачев | 09.40 - 06.41 | |
капитан | Петр Васильевич Угроватов | 06.41 - 11.41 | |
бат. комиссар | Иван Георгиевич Васичкин | 04.12.41 - 17.02.42 | Не вернулся с боев. задания |
майор, подполковник | Николай Павлович Иванов | 18.02.42 - 07.08.43 | Погиб |
подполковник | Андрей Андреевич Федотов | 08.08.43 - 15.12.43 | Погиб |
майор | Александр Михайлович Числов | 19.12.43 - ? | |
подполковник | Евгений Михайлович Горбатюк | 22.02.44 - ? | |
майор | Александр Павлович Шишкин | 18.11.44 - 09.05.45 |
В действующей армии:
Начал формироваться в августе 1940 г. в г. Ржев Калининской области. По состоянию на 01.01.41 г. был еще в стадии формирования и боевых самолетов не имел. В январе 1941 г. на вооружение полка стали поступать самолеты И-153. В конце января и в течение февраля 1941 г. полк был полностью укомплектован личным составом и материальной частью. В период формирования и до полной укомплектованности личным составом и матчастью полк входил в состав 46 ад, базировавшейся на аэроузле Калинин.
В марте 1941 г. полк вошел в состав 23 cад Московского военного округа, базировавшейся в Ржеве. К этому моменту часть в четырехэскадрильном составе была полностью сформирована.
28.05.41 г. полк вышел в лагерь (аэродром Ерши, 20 км северо-западнее г. Ржева), где развернул усиленную летную подготовку.
23.06.41 г. полк в составе 4-х эскадрилий с общим количеством 50 самолетов И-153 перелетел в район боевых действий на аэродром Приямино (40 км западнее г. Борисов). В этот же день на фронт убыли штаб и технический состав полка.
С 27.06.41 г. полк вел боевую работу с аэродромов Оршанского аэроузла (Пронцевка, Зубово, Яковлевичи) в направлениях Борисов - Могилев - Шклов, в полосе действий 20-й Армии Западного фронта.
С 05.07 по 12.08.41 г. вел боевую работу с аэродромов Горки, Смоленск, Шаталово и Олсуфьево. 3а период с 23.06 по 12.08.41 г. было произведено 1446 боевых вылетов с общим налетом 1350 часов 49 минут, из них: прикрытие патрулированием железнодорожных узлов, городов, аэродромов и других военных объектов - 724 боевых вылета; перехват самолётов противника - 434 боевых вылета; сопровождение бомбардировщиков - 98 боевых вылетов; разведка - 94 боевых вылета; штурмовка войск и техники противника - 96 боевых вылетов.
Пробыв на Западном фронте в течение 50 дней, 12.08.41 г. полк распоряжением командира 23 сад был направлен на переформирование в 6 зиап, куда прибыл 17.08.41 г.
16.09.41 г. в составе двух эскадрилий (20 МиГ-3) убыл на Волховский фронт. Полк закончил перебазирование в район Боровичи 30.09.41 г., а с 03.10.41 г. в составе ВВС 52 армии начал вести боевую работу с аэродромов Городна и Волгино в направлениях Чудово - Спасская Полисть - Подберезье и вел ее до 06.11.41 г. За этот период было произведено 416 боевых вылетов с общим налетом 304 часа 50 минут. Основной боевой задачей, выполняемой полком на Волховском фронте, являлись штурмовые действия по войскам противника. Наряду со штурмовыми действиями выполнялись задачи по прикрытию войск, ведению разведки и сопровождению штурмовиков. Потери полка составляли 12 самолетов МиГ-3.
06.11.41 г. убыл в 1 зиап, где пополнился личным составом и прошел переподготовку на самолеты ЛаГГ-3. В конце января 1942 г. в Люберцах были получены самолеты ЛаГГ-3, и после небольшой практической подготовки в Люберцах и в Туле (на базе 1 резабр) полк был направлен на Северо-Западный фронт.
В период с 13 по 15.02.42 г. на аэродром Выползово перелетело 18 ЛаГГ-3, которые по мере подхода отдельных групп непосредственным приказанием командования СЗФ в течение 14-15 февраля немедленно вводились в бой.
16.02.42 г. полк вошел в состав ВВС 1 УА, действовавшей в районе Старая Русса, и был частично перебазирован на передовой аэродром Юрьево. В начале марта было принято решение отправить 169 иап на новое формирование, а оставшуюся матчасть - 8 ЛаГГ-3 с экипажами передать в 416 иап.
В марте 1942 г. полк прибыл на очередное формирование в 4 зиап (г. Моршанск). Первые 10 самолетов Ла-5 полк получил в середине октября 1942 г. 08.11.42 г. перебазировался в Люберцы, где наряду с получением недостающей матчасти производил тренировки.
22.11.42 г. полк (30 Ла-5) в составе 210 иад -> 3 гиад начал перебазирование на Калининский фронт на аэродром "Гряда" (30 км зап. г. Белый). Первые боевые вылеты на Калининском фронте были произведены 04.12.42 г., а всего на белейском направлении в воздушных боях было уничтожено 12 самолетов противника: 9 истребителей и 3 бомбардировщика.
В феврале 1943 г. полк участвовал в операции по ликвидации Демянской группировки противника. Первые вылеты на демянском направлении были произведены с аэродрома Вешки 18.02.43 г. После ликвидация Демьянской группировки наступило затишье. 169 иап, проведший без перерыва Велико-Лукскую и Демьянскую операции был отведен для переформирования и отдыха в тыл, вначале в Дулово, а затем Монино Московской области.
Преобразован Приказом НКО СССР No. 128 от 18.03.43 г. и Директивой Штаба ВВС КА No. 512345 от 21.03.43 г. в 63 гиап. Гвардейское знамя полку вручено 26.04.43 г.
В апреле-мае 1943 г. 63 гиап перебазировался в Тулу, где выполнял задачу прикрытия г. Тулы, ж.д. узлов и промышленных предприятий, а также продолженал тренировки летчиков.
23.05.43 г. перебазировался на аэродром совхоза Паньково. Первые боевые вылеты на орловском направлении Брянского фронта были произведены 01.06.43 г. В течение всего периода Орловско-Курской битвы полк активно действовал на северном фасе Курской дуги.
С середины июня 1944 г. полк действовал на 3-м Белорусском фронте на оршанском направлении.
С 04.07.44 г. с аэродрома Слепянка принимал участие в ликвидации окруженной группировки противника восточнее Минска. В ночь с 5 на 6 июля разрозненные части противника подошли вплотную к аэродрому Слепянка и стремились прорваться через него и Минск на соединение со своими войсками. В отражении атак противника принял участие весь полк. Авиаторы вели бой наравне с бойцами наземных войск. Все попытки врага прорваться были с успехом отбиты с большими для него потерями. Для отражения натиска противника утром была поднята в воздух вся дивизия, которая штурмовала находящиеся в одном километре от аэродрома немецкие части. Несколько дней летный состав наряду с несением боевой работы занимал оборону, с оружием в руках защищая матчасть и обеспечивая нормальную боевую деятельность.
С 12.07.44 г. полк с аэродрома Чеховцы (район г. Лида) вел работу на Гродненском направлении, производя разведку и сопровождение штурмовиков, штурмовку железнодорожных составов и войск, отходящих по шоссейным и грунтовым дорогам.
В 20-х числах июля 1944 г. полк перелетел на аэродром Подбродзе 1-го Прибалтийского фронта и приступил к ведению боевой работы в направлении на Паневежис и Шауляй, выполняя в основном задачи прикрытия района боевых действий, сопровождение Пе-2 и ведение разведки в интересах наземного командования.
В конце июля 1944 г. убыл в 14 зиап (г. Тула), где получил самолеты Ла-7. После быстрого переучивания и облета новых самолетов уже 15.08.44 г. полк вылетел на фронт и приступил к ведению боевой работы с аэродрома Шауляй в направлениях на Ауце и Иелгава.
06.09.44 г. полк в полном составе перебазировался на аэродром Пуракчай (8 км восточнее Ионишкис) для ведения боевой работы на Рижском направлении.
22.10.44 г. Указом Президиума Верховного Совета полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при прорыве сильно укрепленной обороны противника восточнее г. Рига и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Кутузова III степени.
15.12.44 г. 12 экипажей полка перелетели на аэродром Шарке (8 км восточнее Скуодас), откуда вели боевую работу на Либавском направлении.
С 15.02 по 14.04.45 г. полк базировался на аэродроме Вайньоде.
14.04.45 г. полк перебазировался на аэродром Вайтенберг 1-го Белорусского фронта и до 30.04.45 г. участвовал в Берлинской операции.
30.04.45 г. перебазировался на аэродром Эггерсдорф, и находился в боевой готовности до окончания Великой Отечественной войны.
Всего за годы войны летчиками полка сбито 392 самолета противника. Из них: 257 истребителей; 100 бомбардировщиков; 27 транспортных; 6 разведчиков. Потери полка составили: в людях - 55 человек; в технике - 116 самолетов.
Источники информации:
1. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. - М.: "Мозаика", 2002.
2. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.
3. Данные Михаила Быкова.
4. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. № 69, 2001 г. Ла-5 / Редактор-составитель С.В.Иванов.
5. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.
6. Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — М.: Наука, 1977.
7. Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. - М.: Воениздат, 1974 г.
8. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
9. Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. - М.: Воениздат, 1974.
10. Семенов А.Ф. На взлете. — М.: Воениздат, 1969.
11. Зубарев В.Ю. 60 лет в строю.