Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
капитан | А.П.Сергеев | до 13.10.41 г. | Погиб |
майор | Иван Михайлович Хлусович | 14.10.41 - 04.43 | |
подполковник | Хасан Мингеевич Ибатулин | 02.44 - 04.45 |
В действующей армии:
В июле 1941 г. проходил переформирование в 1-й ВШШ (Рязань). В конце июля в трехэскадрильном составе (32 МиГ-3) по штату No. 015/134 направлен на фронт . По другим данным полк был наспех собран из трех эскадрилий, вооруженных И-16 (одна эскадрилья) и МиГ-3 (две эскадрильи) .
С 08.08.41 г. полк начал бои на Западном фронте под Ржевом в составе 46 ад.
20.08.41 г. на аэродроме Селы (70 км зап. Ржева) в состав полка была включена оиаэ Семенова как 2-я аэ.
13.10.41 г. полк попал в окружение на аэродроме Ерши, севернее Ржева. Взлетать пришлось под обстрелом танков, в тумане. Приземлиться собирались в Мигалово, под Тверью, но аэродром уже заняли немцы. Эскадрильи были вынуждены садиться в Клину.
17.10.41 г. полк оказался на аэродроме Борки, на северной оконечности Московского канала. МиГ-3 и ЛаГГ-3 180-го иап (И-16 в части практически не осталось) все чаще стали летать на штурмовки, а во время декабрьского контрнаступления удары по наземным целям стали их основной боевой работой.
17.03.42 г. полк был выведен на переформирование. Личный состав направили в 22 зап в Кинешме, где проводилась сборка поступающих по ленд-лизу английских истребителей "Харрикейн" и обучение строевых летчиков.
Получив 22 "Харрикейна", в начале июня 1942 г. 180 иап был переброшен на Юго-Западный фронт в район Белгорода (аэр. Волоконовка) в состав 235 иад и попал в самое пекло "харьковской мясорубки". А в полку 60% летного состава - свеженькие выпускники ускоренных курсов. Через месяц в полку осталось всего 5 самолетов, из летчиков-"стариков" - только семеро.
В конце июля 1942 г., передав "Харрикейны" в 436 иап, личный состав 180-го иап отправился на переформирование в Иваново.
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 от 22.11.42 г. в 30 гиап К этому времени полк был перевооружен на американские истребители P-39 "Аэрокобра".
В марте 1943 г. вошел в состав 1 гиад.
07.11.43 г. вошел в состав 273 иад.
За успешные боевые действия в операциях по освобождению Белоруссии авиаполк получил почетное наименование Барановичского.
Летчики полка отличились в боях за магнушевский плацдарм в августе 1944 г.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, полк был награжден орденом Суворова III степени.
Источники информации:
1. Семенов А.Ф. На взлете. — М.: Воениздат, 1969.
2. Вахламов В. Сергей Долгушин. — Мир Авиации, 1992, No. 1.
3. Данные Михаила Быкова.
4. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.
5. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.
6. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.
7. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 74. Hawker Hurricane. Часть 2. / Редактор-составитель С.В.Иванов.
8. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.
9. Форум сайта ВВС России: люди и самолеты.
10. Чечельницкий Г.А. Сражались летчики-истребители. — М.: Воениздат, 1964.
11. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.