Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Сколько бы ни бодался баран, горы не разрушит. (татарская)

Общие сведения: 6-й истребительный авиационный полк.

Назад

 

Наименования:

Примечание: в советских ВВС было два полка с таким номером. Один 6 иап воевал на Юго-Западном фронте и был преобразован в 149 гиап. О другом идет речь ниже.

 

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Симоненко с 19.06.38  
майор Виктор Ильич Моисеев с 1941 г.  
подполковник Борис Романович Аристов ? - 29.07.41 Погиб
майор Сергей Иванович Чертов 30.07.41 - 1942  
майор, подполковник Анатолий Емельянович Голубов 11.42 - 14.01.45  
майор Семен Алексеевич Сибирин 15.01.45 - 09.05.45  

 

В действующей армии:

  • 23.07.41 - 08.02.42 (6 иап СЗФ)
  • 23.06.42 - 09.05.45 (18 гиап)

19.06.38 г. издан приказ ВВС ОК ДВА о создании 6 иап в городе Хабаровске.

По июнь 1941 г. полк в составе 4-х авиаэскадрилий базировался в деревне Гаровка близ Хабаровска, имея на вооружении самолеты И-16, И-15бис.

08.07.41 г. полк убыл на Северо-Западный фронт.

19-20.07.41 г. полк прибыл в Борисоглебск Воронежской области, имея 64 самолета в четырех эскадрильях.

В Борисоглебске в течении 10 дней полк был переформирован, при этом его разделили на два полка по 32 самолета в каждом, причем оба остались с прежним номером.

Один 6 иап начал вести боевые действия в системе ПВО по прикрытию города Харькова и впоследствии был преобразован в 149 гиап.

 

Другой 6 иап убыл под Новгород и 24.07.41 г. вступил в бой с вражеской авиацией в районах Новгорода и Старой Руссы. Сражался на дальних подступах к Ленинграду в составе 57 сад, а в декабре в составе 6 сад, потом на левом фланге Калининского фронта, в битве под Москвой в составе 7 сад. За 7 месяцев полк совершил 4420 боевых самолето-вылетов. Летчики провели 217 боев, сбили 61 вражеский самолет в воздухе и 6 уничтожили на земле. За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в сражениях под Москвой приказом Народного комиссара обороны СССР No. 70 от 07.03.42 г. был преобразован в 18 гиап.

С марта по июнь 1942 г. в боевых действиях не участвовал. Личный состав находился в тылу, в 5 забр Сибирского ВО, осваивал истребители Як-1.

23.06.42 г. вошел в состав 234 иад, участвовал в боях сначала под Козельском, потом под Ржевом. За два месяца полк выполнил 1735 самолето-вылетов, провел 251 воздушный бой. Летчики уничтожили 63 и подбили 14 вражеских самолетов.

В августе 1942 г. после тяжелых потерь полк выведен в тыл на переформирование. В феврале 1943 г. получил на вооружение истребители Як-7б. 10 из них были построены на средства трудящихся Латвии и несли на фюзеляже надпись "Латышский стрелок".

В феврале 1943 г. вошел в состав 303 иад.

В апреле и мае 1943 г. выполнял задание по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, которые наносили удары по Брянскому аэродрому, где базировалась немецкая авиация.

В июле-августе 1943 г. участвовал в Орловской наступательной операции. В течение июля выполнял задачи по прикрытию наступающих войск, сопровождал штурмовики и бомбардировщики. В конце июля полк пополнился летным составом и самолетами Як-9д. На этих самолетах в начале августа успел поучаствовать в боях в районе Орла.

С 07.08.43 г. действовал на спас-деменском направлении.

С 29.08 по 06.09.43 г. действовал в районе Ельни. За этот период летчики полка сбили 32 самолета противника. С 14.09.43 г. участвовал в боях за освобождение Смоленска. Всего в ходе Смоленской операции летчики полка сбили 62 самолета противника.

В конце сентября 1943 г. перебазировался на аэродром Шаталово и начал готовиться к боям за освобождение Белоруссии.

В октябре 1943 г. действовал на оршанском направлении с аэродрома Доброселье. За четыре дня - с 12 по 15 октября - летчики полка участвовали в 14 воздушных боях и сбили 22 самолета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.10.43 г.за образцовое выполнение боевых заданий командования в летних операциях на орловском, брянском, спас-деменском, ельнинском и смоленском направлениях Западного фронта авиаполк награжден орденом Красного Знамени.

С начала ноября 1943 г. действовал с полевого аэродрома у станции Литивля на витебском и оршанском направлениях. 07.02.44 г. после обстрела аэродрома Литивля дальнобойной артиллерией полк перебазировался на аэродром Цикуновка. В период весенней распутицы действовал с аэродрома Шаталово. Активность боевой работы зимой и весной 1944 г. была низкой.

Летом 1944 г. участвовал в боях за освобождение Белоруссии. В июле 1944 г. за отличия в боях за освобождение Витебска полку присвоено почетное наименование Витебский. За успешное выполнение заданий командования в боях, за овладение городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Суворова 2-й степени.

В конце июля и начале августа 1944 г. получил на вооружение самолеты Як-3.

С конца августа 1944 г. на гумбинненском и гольдапском направлениях выполнял задачи по ведению свободной охоты и воздушной разведке.

С 05.10.44 г. активно действовал на тильзитском направлении.

С середины октября 1944 г. вновь приступил к действиям на гумбинненском направлении. За три дня наступательной операции 16-18.10.44 г. летчики полка уничтожили 40 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. В ноябре и декабре 1944 г. летчики полка вели борьбу с воздушными разведчиками, летали на "свободную охоту", нарушали перевозки на дорогах.

С 13.01.45 г. участвовал в Восточно-Прусской операции. В ходе прорыва долговременной обороны противника и преследования его войск с 13 по 31 января летчики авиаполка произвели более 680 боевых самолето-вылетов главным образом на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, а также на прикрытие войск. При этом в воздушных боях они сбили 26 и подбили 10 самолетов. Своих потерь не было.

В феврале и марте 1945 г. участвовал в разгроме хейльсбергской группировки врага. В ходе операции по разгрому этой группировки летчики авиаполка произвели 1737 самолето-вылетов, в воздушных боях сбили 24, подбили 10 и уничтожили на земле 12 самолетов противника. Кроме того, при штурмовке войск противника на ледовых дорогах залива Фришес-Хафф сожгли 18 машин.

05.04.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Восточно-Прусской операции и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден вторым орденом Красного Знамени.

06-09.04.45 г. участвовал в операции по разгрому кенигсбергской группировки противника.

13-17.04.45 г. участвовал в операции по разгрому земландской группировки противника.

Во второй половине апреля прикрывал войска, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков в ходе штурма Пиллау.

Всего в ходе Восточно-Прусской наступательной операции летчики полка произвели более 3800 боевых самолето-вылетов и сбили в воздушных боях 74 самолета. При штурмовке объектов на земле уничтожили большое число живой силы и техники врага, потеряв при этом двух своих летчиков.

В конце апреля полк перебазировался на аэродром Эльбинг. Летчики вели наблюдение за блокированными в южной части косы Фрише-Нерунг и в устье Вислы остатками разбитых войск противника, которые отказывались сдаться в плен. Встреч с воздушным противником не было, но несколько самолетов полка были повреждены огнем с земли.

Всего за годы войны летчики полка совершили 12638 боевых самолето-вылетов, провели 940 воздушных боев, сбили 427 самолетов в небе и свыше 30 уничтожили на земле. В результате штурмовых ударов летчики полка истребили много танков, машин, артбатарей. Свои потери - 49 летчиков. При бомбардировках и артобстрелах аэродромов погибли 5 и были ранены 15 офицеров штаба, техников и младших авиаспециалистов.


Источники информации:

1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

2. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3. Гнездилов Ф.С. На высотах мужества. - Мн.: Беларусь, 1987.

4. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.

5. Данные Михаила Быкова.

6. Захаров Г.Н. Я — истребитель. — М.: Воениздат, 1985.

7. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.

8. Пинчук Н. Г. В воздухе — яки. — Минск: "Беларусь", 1977.


Источник: http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap6_1.php
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов