277-й бомбардировочный авиационный Млавский Краснознамённый полк (277-й бап) — авиационный полк, принимавший участие в Великой Отечественной войне и после распада СССР вошедший в состав ВВС России.
Полк начал формирование в апреле 1941 года в городе Кропоткине Краснодарского края в составе 2-х эскадрилий на самолётах СБ. Своё формирование полк закончил 13 сентября 1941 года на аэродроме в городе Сальск Ростовской области. По окончании формирования приказом Главнокомандующего ВВС РККА получил наименование 277-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Вошёл в состав ВВС 56-й армии Южного фронта. ВВС армии находились в стадии формирования. Полк 9 октября 1941 года был передан в состав 73-й смешанной авиационной дивизии, в полку на тот момент насчитывалось 9 самолётов СБ. В составе дивизии полк принял участие в обороне города Таганрога, нанося штурмовые и бомбардировочные удары по наступающим танкам и мотомеханизированным колоннам противника.
В июне 1942 г. отведён на переформирование в 11-й запасной смешанный авиационный полк в город Кировабад Азербайджанской ССР, где личный состав полка переучивался на самолёты Douglas A-20B.
Полк 14 сентября 1942 года вошёл в состав 219-й бомбардировочной авиационной дивизии Северной группы войск 4-й воздушной армии Закавказского фронта, а уже 19 сентября начал боевую работу по разгрому Моздокской, Нижне-Крупской и Гизелевской группировок врага. В этой операции полк совершил 187 боевых вылетов, в результате которых было уничтожено: 9 самолётов, 82 танка, 150 автомашин с живой силой, 2 батареи, более 1300 солдат и офицеров противника.
С 20 по 27 сентября 1942 года полк выполнял боевые задачи, поставленные командованием Закавказского фронта. За образцовое выполнение заданий в этот период командующий 4-й воздушной армией объявил благодарность личному составу полка. В боях под Моздоком, Новым Курпом, Верхним Курпом воины полка показали образцы мужества, отваги, героизма, умения и самоотверженности. В период с 15 сентября 1042 года по 5 января 1943 года в боях при обороне Моздока, Грозного, Нальчика и Орджоникидзе полк потерял до 80 % боевой техники и до 60 % летного состава.
С началом 1943 года полк вместе с дивизией постоянно перебазировался вслед за наступающими войсками, 8 января с Грозненского аэроузла перебазировался на полевые аэродромы продолжая выполнять боевые задачи по нанесению бомбовых ударов по железнодорожным станциям, перегонам, мостам и скоплениям автомашин, технике и живой силе противника.
В воздушных сражениях на Кубани с апреля по июль 1943 года полк принимал активное участие всеми своими силами. За отличные боевые действия и проявленный героизм на Тамани и Керчи личный состав полка четыре раза получал благодарности от Верховного Главнокомандующего. В сентябре 1943 года дивизия вышла из состава 4-й воздушной армии, а с 10 октября полк был выеден из состава 219-й бомбардировочной авиационной дивизии и включён в состав 132-й бомбардировочной авиационной дивизии.
В составе 132-й бомбардировочной авиационной дивизии, вошедшей в состав 4-й воздушной армии полк успешно воевал в Керченско-Эльтигенской десантной операции с 31 октября по 11 декабря 1943 года, а в 1944 году в Керченско-Севастопольской наступательной операции где полк поддерживал войска Отдельной Приморской армии.
С мая 1944 года полк вместе с дивизией вошёл в состав 6-го смешанного авиакорпуса и участвовал в Бобруйской и Люблинской операциях по разгрому и уничтожению крупных группировок противника. В этих операциях полк произвёл 288 боевых вылетов, в результате которых нанесён большой урон противнику в живой силе и военной технике.
В сентябре 1944 года корпус переименован в 5-й бомбардировочный авиационный корпус. С января 1945 года полк принимал участие в разгроме войск противника в Северо-западных районах Польши в районе городов Млава и Дзядлово). За отличные боевые действия и мужество, проявленные личным составом, приказом главнокомандующего от 19.02.45 г. личный состав был удостоен высокой оценки, а полку присвоено почётное наименование Млавский.
В заключительные дни войны полк вёл боевые действия полк на территории Северной Германии, нанося сокрушительные удары по портам, плавсредствам и опорным пунктам противника в районе Бреслау и острова Рюген.
В составе действующей армии полк находился:
После войны полк базировался на аэродроме Явор в Польше входя в состав 132-й бомбардировочной дивизии. В конце 1945 года полк перебазировлася на аэродром Коломыя. В 1950 году полк перебазировался на аэродром Ивано-Франковск, где в 1961 году получил самолёты Ил-28, в том числе и Ил-28 Ш.
В мае 1954 года (21.05.1954 г.) полк перебазировался на аэродром Бранд в Германии вместе с дивизией в состав 24-й воздушной армии ГСВГ. В 1965 году полк получил новые самолёты — Як-28И, на которых пролетал до 1975 года. В 1967 году полк перебазировался на аэродром Финов. В июле 1967 года 132-я бомбардировочная авиационная Севастопольская дивизия была выведена из состава 24-й воздушной армии ГСВГ и перебазировалась на аэродромы Калининградской области, войдя в состав 15-й воздушной армии Прибалтийского военного округа. Полк остался на своём аэродроме и вошёл в напрямую в состав 24-й воздушной армии ГСВГ.
В октябре 1970 года полк перебазировался на аэродром Хурба (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) и вошёл в состав 83-й смешанной авиационной дивизии 1-й воздушной армии Дальневосточного военного округа. В 1972 году полк вошёл в состав вновь созданной 83-й смешанной авиационной дивизии со штабом в городе Комсомольск-на-Амуре.
В 1975 году лётчики полка одними из первых в ВВС начали переучиваться на новые фронтовые бомбардировщики Су-24, которые эксплуатировали до 1998 года. Первые пять самолётов Су-24 полк получил от 63-го бомбардировочного авиационного полка с аэродрома Черняховск.
С 1998 года полк получил модернизированные Су-24М. После освоения модернизированных Су-24М по итогам боевой подготовки за 1999 год полк был признан лучшим в 11-й армии ВВС и ПВО. С 2000 по 2007 годы полк занимает 1-е место среди бомбардировочных полков 11 армии ВВС и ПВО. За проявленные мужество, героизм и успехи в деле освоения новой техники ряд офицеров полка награждён орденами и медалями.
Полк неоднократно участвовал в ликвидации ледовых заторов во время весеннего половодья в Якутии, где они осуществляли точечное бомбометание авиабомб ФАБ-250 в узостях рек, для предотвращения затопления населённых пунктов и разрушения гидротехнических сооружений и мостов.
В 2001 году дивизия расформирована и полк вошёл в состав 11-й армии ВВС и ПВО. С 1 марта 2009 года полк вошёл в состав 3-го Краснознамённого командования ВВС и ПВО Восточного военного округа, а после его преобразования — с 1 августа 2015 года в 11-ю Краснознамённую армию ВВС и ПВО.
В связи с реорганизацией в конце 2009 года на базе полка на аэродроме Хурба была создана 6988-я Млавская авиационная база 1-го разряда. 302-й бомбардировочный авиационный полк (Переясловка) и 523-й бомбардировочный авиационный полк (Возжаевка) расформированы, техника и вооружение переданы на 6988-ю Млавскую авиационную базу 1-го разряда.
В 2011 году на основе 6988-й Млавской авиационной базы 1-го разряда сформирована 6983-я гвардейская авиационная Витебская дважды Краснознамённая орденов Суворова и Почётного Легиона база «Нормандия-Неман» 1-го разряда.
В 2015 году в Комсомольске-на Амуре была восстановлена 303-я смешанная авиационная Смоленская Краснознамённая ордена Суворова дивизия и вновь сформирован 277-й бомбардировочный авиационный полк, который вошёл в её состав.
С августа 2016 года полк начал вооружаться самолётами Су-34.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР 277-й бомбардировочный авиационный Млавский полк награждён орденом Красного Знамени.
Воинам полка в составе 132-й бомбардировочной авиационной дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:
Период | Самолёты |
---|---|
1941 — 1942 | СБ |
1942 — 1951 | A-20 Boston (Douglas A-20 Havoc) |
1951 — 1965 | Ил-28Ш |
1965 — 1975 | Як-28И |
1975 — 1998 | Су-24 |
1998 — н.в. | Су-24М |
2016 — н.в. | Су-34 |
Период | Место базирования |
---|---|
05.1945 — 12.1945 | аэродром Явор, Австрия) |
12.1945 — 1950 | аэродром Коломыя, Ивано-Франковская область |
1950 — 21.05.1954 | аэродром Станислав, Ивано-Франковск, Украинская ССР |
21.05.1954 — 1967 | аэродром Бранд, Германия |
1967 — 10.1970 | аэродром Финов, Германия |
10.1970 — н.в. | аэродром Хурба, Хабаровский край |