Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Кошка сметану не устережет. (удмуртская)

Разведывательная авиация Черноморского флота.

Назад

 

Практически одновременно с Балтикой, в 1912 г. на Чёрном море было сформировано отделение морских лётчиков. К этому времени там уже имелось 12 лётчиков и 5 гидросамолётов.

Весной 1913 г. была открыта первая авиастанция в Севастополе. Отсюда следует вести отсчёт разведывательной авиации ЧФ.

К началу Первой мировой войны главной задачей Морской Авиации на Чёрном море была воздушная разведка. И если в войну Черноморская авиация вступила составом 8 гидросамолётов, то в январе 1917 г., когда было завершено формирование Воздушной дивизии Чёрного моря, в ней насчитывалось 110 самолётов разных типов. Основную долю этих летательных аппаратов составляли разведчики.

Октябрьский переворот в Петрограде и бесславный выход России из войны привели весной 1918 г. к полной ликвидации Черноморской авиации. Вернулась она туда только к середине 1920 г. (хотя годом раньше были попытки создать Морскую Авиацию в составе Вооружённых сил Юга России).

После окончания Гражданской войны, весной 1921 г. вся авиация на Чёрном море была реорганизована. На основе 3-го и 4-го гидроавиадивизионов, были сформированы 3-й и 4-й отдельные морские разведывательные отряды в Одессе и Севастополе.

В 1926 г. к двум имеющимся разведотрядам добавился ещё один — 5-й ОМРАО в Николаеве, и в этом же году все они были переименованы, соответственно, в 53-й, 64-й и 55-й ОМРАО.

В 1929 г. эти отряды были сведены в 9-ю авиационную бригаду — первое соединение Морской Авиации Советской России на Чёрном море. С августа 1933 г. она была переименована в 106-ю авиабригаду.

В 1934 г. к ней добавилась 107-я авиабригада, которую сформировали из отдельных корабельных разведывательных авиазвеньев.

В 1938 г. произошла реорганизация частей и соединений ВВС ВМФ. На Чёрном море эскадрильи, составлявшие 106-ю авиабригаду, были обращены на формирование 119-го ОМРАП, а эскадрильи, ранее входившие в состав расформированной 107-й авиабригады, стали отдельными разведчастями.

К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС ЧФ имелся один разведывательный полк (119-й ОМРАП), шесть отдельных разведывательных эскадрилий (16-я, 45-я, 60-я, 80-я, 82-я, 83-я ОМРАЭ) и два отдельных разведотряда (98-й ОМРАО и ОКА). Всего в них насчитывалось 150 самолётов-разведчиков, в том числе, 139 МБР-2 и 11 ГСТ.[1] Вплоть до мая 1942 г. специализированных колёсных самолётов-разведчиков в составе ВВС ЧФ не было (не считая нештатных разведчиков в минно-торпедном и бомбардировочном полках, которые вели воздушную разведку, в основном, «на себя»).

В феврале 1942 г. разведывательная авиация ВВС ЧФ подверглась очередной реорганизации. Причиной тому послужили большие потери в гидросамолётах в боях за Крым и Севастополь. Тогда, на базе ряда расформированных отдельных разведэскадрилий, был сформирован 116-й ОМРАП, который, вместе с 119-м ОМРАП, вошёл в состав вновь сформированной 2-й морской авиационной бригады. В неё также вошли и три оставшихся отдельными эскадрильи — 60-я, 80-я и 82-я ОМРАЭ. Просуществовав всего два месяца, эта бригада в середине мая была расформирована.

В сентябре 1942 г. 116-й ОМРАП был расформирован, а в декабре 1943 г. 119-й ОМРАП переформирован в дальнебомбардировочный полк. Таким образом, из разведчастей лодочной авиации к окончанию боевых действий на Чёрном море остались только 18-я ОМРАЭ, 60-я ОМРАЭ (обе эскадрильи входили ранее в состав 119-го ОМРАП) и 82-я ОМРАЭ. На вооружении этих эскадрилий состояли самолёты МБР-2, Бе-4Че-2 (МДР-6) и PBN-1 «Номад».

В мае 1942 г. разведывательная авиация пополнилась первой частью, укомплектованной колёсными самолётами Ил-4, А-20 «Бостон», Пе-2 и Р-40 «Киттихаук», — 27-й ОРАЭ. Через год эта эскадрилья была развёрнута в 30-й отдельный разведывательный полк ВВС ЧФ.

За отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками, из частей разведывательной авиации, 30-й ОРАП был награждён орденом Красного Знамени и получил почётное наименование «Севастопольский», 18-я ОМРАЭ была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Констанцская». Кроме того, 119-й ОМРАП был награждён орденом Красного Знамени, а вскоре после переформирования в дальнебомбардировочный был преобразован в 13-й гвардейский полк и в последующем получил наименование «Констанцский».

В послевоенное время состав разведывательной авиации ЧФ менялся незначительно. Кроме 30-го ОРАП, там имелось три лодочные разведэскадрильи: 18-я, 82-я и 60-я ОМДРАЭ (последняя была расформирована в конце 1947 г.).

В мае 1952 г., на базе 132-й ОМДРАЭ (бывш. 18-я ОМДРАЭ) и 82-й ОМДРАЭ, был сформирован новый 1772-й ОМДРАП, на самолётах Бе-6. В это же время в Крыму, на аэродромах Гвардейское и Саки были сформированы две разведывательные эскадрильи, на самолётах МиГ-15р, — 1000-я и 1916-я ОРАЭ; однако, они просуществовали недолго и к середине 1950-х гг. были расформированы.

К 1960 г. в составе разведывательной авиации оставались два полка — 30-й ОРАП и 977-й ОМДРАП (бывш.

1772-й ОМДРАП), и одна морская разведывательная эскадрилья — 270-я ОМДРАЭ (сформирована на базе 2-й АЭ 1772-го ОМДРАП).

В результате «хрущёвского» сокращения ВС СССР, на Чёрном море осталась только одна разведывательная часть — 30-й ОРАП, на самолётах Ил-28р и Ту-16р.

К середине 1965 г. на вооружение полка поступили сверхзвуковые разведчики Ту-22р, однако лётный состав ещё некоторое время летал на Ту-16, ввиду частых запретов на полёты «двадцать вторых».

В конце 1960-х гг. силы разведки Авиации ЧФ пополнились тремя специализированными самолётами-разведчиками Ан-12рр, которые вплоть до 1996 г. продолжали выполнять вылеты на визуальную разведку, АФС, РР и РТР в район Чёрного моря, а также осуществляли транспортные перевозки.

Весной 1970 г. в состав Авиации ЧФ вошла новая часть — 90-я ОДРАЭ ОсНаз. Особенностью этой эскадрильи было то, что она формировалась из самолётов и экипажей различных частей Авиации ВМФ и даже ВВС СА, и базировалась в Египте. Спустя два года она была расформирована.

К 1990 г. ВВС ЧФ получили самолёт-разведчик Ил-20м, который попал в 917-й ОТАП из Монголии. Но «проявить себя» он так и не успел, и вскоре сгорел, в результате аварии на взлёте с аэродрома Кача.

До конца 1994 г. 30-й ОДРАП решал задачи воздушной разведки в интересах ВВС ЧФ, но общий развал в стране и Вооружённых Силах не мог не отразиться на его судьбе. Фактически, ещё до развала СССР в декабре 1991 г. самолёты Ту-22р перестали летать, и, в большинстве своём, были переданы в ВВС. Потом началась многолетняя тяжба по поводу раздела ЧФ между Россией и Украиной. Как ни парадоксально, но это позволило вплоть до конца 1994 г. сохранить полк как единицу, хоть и не летающую. На короткое время полк был переформирован в 198-ю ОДРАЭ, и в сентябре 1995 г. она окончательно была расформирована. А буквально на следующий год прекратили своё существование самолёты Ан-12рр, вместе с 917-м ОТАП, в который они входили.

К 2000 г. 43-я ОМШАЭ ВВС и ПВО ЧФ получила 4 самолёта Су-24мр, которые передали туда с Балтики и Тихого океана. Однако по прямому назначению эти разведчики так и не были использованы, так как специальной наземной аппаратуры приёма и обработки данных в эскадрилье не было. В большей степени, они использовались для поддержания навыков техники пилотирования лётным составом эскадрильи.

Так завершилась история разведывательной авиации ЧФ.

Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/vvs-vmf-morskaya-razvedyvatelnaya-aviaciya.html


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов