в годы Великой Отечественной войны
Часть I
1941 - 1945
Каспийская военная флотилия первого формирования в июне 1931 года из Морских сил Каспийского моря имела главную базу в г. Баку.
1941
К началу Великой Отечественной войны в составе КВФ имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей.
" Согласно оперативным планам 1941 г. советским флотам и флотилиям на случай развязывания агрессором войны против СССР ставились следующие задачи:
Каспийская флотилия:
На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы.
С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.
В период с 24 по 26 августа 1941 года на кораблях и судах флотилии в соответствии с советско-иранским договором 1921 года в Иран были переброшены войска Красной Армии.
Совместно с частями Закавказского военного округа, КВФ провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.
Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза.
После ввода советских войск в Иран, они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.
Донесение штаба Каспийской военной флотилии
штабу Закавказского фронта о высадке морского десанта
26 августа 1941 г.
“ 8.00, начав высадку десанта, весь личный состав десанта, кроме артиллерии, материальной части и лошадей, высадили. Артиллерию выгружу, используя все возможности, остальное ввиду малой глубины решением командарма 44-й отправляем для высадки Ленкорань. Ввиду штормовой погоды на переходе транспорты растянулись, еще не прибыло два транспорта с обозом. Радиосвязи с армиями не имею.
8.45, 12 двухмоторных бомбардировщиков безрезультатно бомбили транспорты высадки. Дважды обстреляли самолеты типа истребитель, шедшие на транспорты без дачи опознавательных сигналов, вторично – безрезультатно тремя бомбардировщиками.
Седельников , Панченко “
С 23 по 26 августа 1941 года курсанты и офицеры Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ) в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке морского десанта на побережье Ирана. Для участия в высадке десанта на побережье Ирана в район Пехлеви направлены 16 офицеров, 252 курсанта и 2 краснофлотца.
В октябре 1941 года КВФ сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты.
В битве под Москвой отличилась сформированная из курсантов Каспийского ВВМУ и частично из личного состава КВФ 75-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили.
В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. моряки-каспийцы с боями прошли свыше 400 км, освободив около 700 населенных пунктов. За доблесть и отвагу проявленные в боях 75-я отдельная морская стрелковая бригада 17 марта 1942 г. была преобразована в 3-ю Гвардейскую морскую стрелковую бригаду.
Морские пехотинцы Каспийской флотилии сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем, Орджоникидзе, внесли достойный вклад в оборону Сталинграда.
Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов.
22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе.
Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда.
При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.
18 июля 1943 г. бывший пограничный катер МО-77, сопровождая баржу с военными грузами, подвергся нападению немецкой авиации. Мощным взрывом "охотнику" оторвало носовую часть вместе с пушкой, но экипаж продолжал бой с бомбардировщиками и боролся за спасение корабля. Воля и мужество катерников одержали победу в этом бою.
В числе первых моряков Каспия, награжденных орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования, были и моряки-пограничники лейтенант И.Н. Золотов, старший политрук А.Ф. Каспирович, лейтенант В.И. Мичурин, лейтенант В.А. Седов и другие.
1942 - 1945
В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта.
Осенью 1942 года немцы даже создали штаб каспийской флотилии и отрядили для нее силы, которые планировали пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы.
Возможность появления немецких сил на Каспии обсуждалась на самом высоком уровне. Известно разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:
"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".
Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе.
11 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР.
К этому времени боевой состав КВФ был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями.
КВФ выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорта, и организовывала противоминную оборону.
Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант.
В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с.Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус.
Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта.
В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября 1942 года потопил и повредил 32 судна и баржи.
Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.
В период обороны Кавказа морским путем было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов. Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.
КВФ обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем.
Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.
К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.
Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов.
На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах.
Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава.
За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.
За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.
КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ:
Члены Военного совета:
НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ФЛОТИЛИИ:
Батальон морской пехоты КВФ отправляется на фронт.
Фото С. Кулишова.
Отправка группы краснофлотцев и командиров катеров МО на КВФ.
Фото из архива Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).
Баку. Бойцы 369-го отдельного батальона морской пехоты поднимаются по Парковой на учения в районе Волчьих ворот.
Были отправлены на фронт в район Тамани и Керчи весной 1943 г.
Фото С.Кулишова.
Перевозка польских военнопленных из Красноводска в Иран в 1942 году.
Матросы КВФ.
Бакинский порт в годы ВОВ.
Матросы КВФ.
Сторожевой корабль «Атарбеков» отражает налет вражеской авиации.
Июнь, 1943 год.
Фото из архива Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).
КВФ. На боевом дежурстве.
КВФ. На боевом дежурстве.
КВФ. На боевом дежурстве.
На корабле КВФ.
Работают огнеметы батальона морской пехоты Каспийской флотилии.
1943 год.
Фото С. Кулишова.
Батальон каспийцев подполковника Воронова на учениях.
Май, 1943 год.
Фото С. Кулишова.
Матросы КВФ.
Плохих Владимир Иванович-минер 3-го класса КВФ.
Фото 1943 г.
«В память о погибших кораблях 1942 г.» - памятник в честь кораблей КВФ - защитников Сталинграда
в годы ВОВ.
(г. Астрахань)
Памятник в честь кораблей КВФ - защитников Сталинграда.
Примечания:
Одной из особенностей строительства ВВС ВМФ в годы ВОВ 1941-1945 гг. являлось создание с определённой целью в составе военно-воздушных сил действующих флотов (СФ, КБФ и ЧФ) различных отдельных временных морских авиационных формирований, на которые в ходе ведения военных действий возлагалось решение ряда конкретных задач.
По одной отдельной авиационной эскадрилье было включено в боевой состав Каспийской и Пинской военных флотилий.
“ В первый же период войны на Каспийскую военную флотилию, перешедшую в оперативное подчинение Закавказского Военного округа, была возложена триединая задача: во-первых, не допускать высадку десантов и проникновение морских сил противника в акваторию Каспия; во-вторых, обеспечить конвоирование военных и народнохозяйственных морских перевозок и, наконец, в-третьих, во взаимодействии с противовоздушной обороной Баку нести службу по охране морского побережья и района Бакинского порта.
Каспийская военная флотилия (командующий контрадмирал Ф.С. Седельников; член военного совета полковой комиссар Н.Г. Панченко, который с июля 1942 гг. – корпусный комиссар, а с декабря 1942 г. контр-адмирал С.П. Игнатьев; начальник штаба капитан 1-го ранга И.И. Алексеев, а с апреля 1942 г. капитан I-го ранга В.А. Фокин) к началу войны имела в своем распоряжении 5 канонерских лодок, сторожевой катер типа «МО-IУ», 3 торпедных катера, отдельную береговую батарею, радиороту ВНОС, 12 самолетов МБР-2, а также береговые подразделения.
Организационно они сводились: в дивизион канонерских лодок, охрану рейда главной базы – Баку, морской сектор ПВО, Бакинский участок службы наблюдения и связи, береговые части, 79-ю морскую ближнеразведывательную авиаэскадрилью.”
В состав КВФ с 1940 г. по 1948 г. входили 79–я отдельная ближнеразведывательная эскадрилья на МБР-2 в Баку – в/ч 42883 и 79-й отдельный авиационный отряд Каспийской военной флотилии – в/ч 90206.
Гидросамолет МБР-2 предназначался для использования в качестве ближнего морского базового разведчика и легкого бомбардировщика.
Экипаж состоял из трех человек: летчик, штурман-летнаб и воздушный стрелок-радист.
"79-я морская ближнеразведывательная авиаэскадрилья КВФ
и 19-й авиационный отряд Каспийской военной флотилии:
период вхождения в Действующую Армию 08.08.1942-02.02.1943 гг."
“… в сентябре 1942 г. несколько МБР-2, взлетевших с Каспия, совершили налет на занятую немцами столицу Калмыкии — город Элисту.”
“ 79 ОТДЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ КАСПИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ
Баку. 1940-19??
Ф. р-1212, 5 ед.хр., 1940
В фонде сохранились: приказы командира эскадрильи; доклады Военному совету флотилии.
По предвоенному штату - 12 самолетов мбр-2 .”
79-я отдельная морская ближне-разведывательная авиационная эскадрилья Каспийской военной флотилии - 79-я омраэ КВФ. В действующей армии: 08.08.1942 - 02.02.1943 гг.
79-й Отдельный Авиационный Отряд Каспийской Флотилии — 79-й оао КВФ.
К середине 1946 г. морская авиация состояла из ВВС пяти Военно-морских флотов: Северного, Северо-Балтийского, Юго-Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского; шести флотилий: Днепровской, Дунайской, Каспийской, Камчатской, Сахалинской, Амурской; авиации морских районов: Кольского, Беломорского, Владивостокского, Южного(Гензан, Северная Корея), 389 смешанная авиационная дивизия именовалась авиацией Порт-Артурской ВМБ.
ВВС Каспийской военной флотилии:
79–я отдельная ближнеразведывательная эскадрилья на МБР-2 в Баку и 19-й авиаотряд
в 1948 г. прекратили существование - были сокращены.
Многие летчики морской авиации были переведены из ВВС Каспийской Флотилии в ВВС Черноморского Флота
Примечания: