Каспийское море почти всегда находилось в глубоком тылу от основных театров военных действий России, но во время Гражданской и Великой Отечественной войны оно оказалось в гуще боевых действий.
Деятельность Морской Авиации на Каспии берёт своё начало с 1915 г., когда в г. Баку было открыто отделение Петроградской офицерской школы Морской Авиации. В ноябре того же года оно приступило к обучению лётчиков.
23 февраля (8 марта) 1917 г. приказом по управлению Беломорско-Мурманским районом №54 от 17.02.1917 г., было объявлено «Временное положение о Воздушной бригаде особого назначения» (на правах Воздушной дивизии). На бригаду возлагалась задача обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана и других частей центрального подчинения, не входящих в состав БФ и ЧФ, а также подготовка авиационных резервов. В её состав должны были войти шесть воздушных дивизионов, по 10 самолётов каждый. Фактически, воздушные дивизионы бригады, за исключением первого, являлись школами Морской Авиации, в том числе, 5-й авиадивизион создавался на базе Бакинской школы Морской Авиации. Позднее был сформирован 6-й авиадивизион в Баку.
Но уже 17 июня 1917 г. Воздушная бригада особого назначения была расформирована. Входившие в её состав 5-й (летающих лодок) и 6-й (колёсных самолётов) авиадивизионы были вновь переименованы в Бакинскую школу Морской Авиации. Они стали основоположниками будущей Авиации Каспийской флотилии.
В апреле 1918 г. так называемый «Совнарком Закавказья», под председательством С.Г.Шаумяна, при поддержке советских войск из Дагестана и армянских партизан, захватил власть в Баку. Тогда же был создан Красный военный флот Астраханского края, переформированный 3 октября того же года в Астрахано-Каспийскую военную флотилию.
На защиту «Бакинской Коммуны» выступили пилоты Бакинской школы Морской Авиации. В ходе уличных боёв с мусульманским ополчением, её гидросамолёты бомбили городские кварталы. Вскоре ополченцы были выбиты из города и отступили к Гяндже.
23 июня из Москвы в Баку прибыл Кубанский авиадивизион, под командованием военлёта С.П.Девеля, с 13-ю новенькими «Ньюпорами». Дивизион состоял из трёх отрядов, которыми командовали лётчики Луканидин, Громов и Торосов (Торосян).
25 июня самолёты собрали на переоборудованном в аэродром Бакинском ипподроме Арменикенд. Прибывшие аэропланы сразу отправили на фронт, под Кюрдамюр. Здесь они приступили к разведке и бомбардировке вражеских позиций.
27 июня командир дивизиона С.П. Девель, во время очередного боевого вылета, приземлился в расположении турецкой армии и попал в плен. Командование дивизионом принял лётчик Т.Торосов.
8 июля 1918 г., в связи с нестабильной политической обстановкой в Закавказье, Бакинская школа Морской Авиации была расформирована. Из самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 под командованием А.А.Степанова (пилоты Н.Сахаров, Г.Ервандян, Ф.Очеретян, А.Юзбашьян и другие). В состав дивизиона входило два авиационных отряда летающих лодок: первым командовал военлёт Кропотов, вторым — военлёт Ервандян.
К 1 августа 1918 г. «Бакинская Коммуна» пала, но гидроавиадивизион остался в городе и продолжил боевые действия на стороне буржуазно-националистических властей против турецких войск. Летающим лодкам приходилось летать, преимущественно, над сушей, делая по 2-4 вылета. В случае отказа авиатехники, экипажи были обречены на гибель. Так, за неполный месяц боев было потеряно два самолёта с экипажами:
В то же время остатки Кубанского авиадивизиона попали в подчинение к командиру «партизанского отряда» полковнику Л.Ф.Бичерахову, воевавшему против турок и советских войск на территории Азербайджана и Дагестана.
В начале 1919 г. несколько лётчиков и два уцелевших к тому времени аэроплана («Сопвич полуторастоечный» и «Ньюпор-21») Кубанского авиадивизиона отряда Бичерахова вошли в состав деникинской армии и воевали уже против большевиков. Там они именовались Закаспийским отрядом Добровольческой армии. Самолёты отряда выполняли воздушную разведку на восточном побережье Каспийского моря.
После захвата турками 15 сентября 1918 г. Баку, гидроавиадивизион Красного флота прекратил своё существование. Уцелевшие самолёты перелетели в Астрахань. В Баку и его окрестностях установилась власть протурецкой, так называемой «Азербайджанской республики». Она продержалась до середины ноября 1918 г., после чего в город вновь вошли английские и белогвардейские войска. Фактически, с этого времени началось открытое вооружённое противостояние между белыми и красными на Каспии.
Осенью 1918 г. из Петрограда в Астрахань прибыло несколько подразделений Морской Авиации. Они послужили основой для сформированного весной 1919г. Каспийского гидроавиадивизиона, состоящего из двух морских и сухопутного (истребительного) авиаотрядов. Кроме них, в состав дивизиона вошли также уцелевшие самолёты и лётчики Бакинского гидроавиадивизиона, которые перелетели из Баку накануне занятия города турками, 15 сентября. В морских отрядах имелось 12 летающих лодок М-5 и М-9. Начальником дивизиона был назначен А.С.Демченко, которого в июле 1919 г. сменил С.С.Негеревич.
1-й гидроавиаотряд (начальник — В.К.Лавров) базировался в устье Волги, в с. Оранжерейном, в 60 км юго-западнее Астрахани. Он воевал над её нижним течением, а 2-й гидроавиаотряд (основу которого положили уцелевшие пилоты и самолёты Бакинской школы) вёл боевые действия над северной частью Каспия. Истребительный отряд, состоящий из 7 «Ньюпоров» различных модификаций и 2-х «Спадов», возглавлял военлёт П.П.Величковский. Этот отряд базировался на аэр. Красный Яр.
14 мая 1919г. база Астраханского отряда подверглась налёту английских самолётов «Шорт-184» из состава 221-й эскадрильи RAF. В результате, бомбами была разрушена баржа авиаотряда. К этому времени во всём гидроавиадивизионе осталось всего 5 летающих лодок М-9 и 5 истребителей «Ньюпор».
В начале августа 1919 г. на Волгу с колчаковского фронта прибыли корабли советской Волжско-Камской флотилии. Флотилия, переименованная в Волжско-Каспийскую, представляла собой внушительную силу. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион, под командованием Б.Г.Чухновского, а также баржа-авиатранспорт «Коммуна», для гидросамолётов, и ещё одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда.
В Саратове авиадивизион пополнился 8-ю летающими лодками, и к моменту вступления в бой насчитывал 12 гидросамолётов (М-5, М-9 и М-20) и 3 «Ньюпора». На базе Волжского (начальник Е.И.Куртов) и Каспийского авиадивизионов (начальник А.С.Демченко) была создана Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. В её составе имелось два гидроавиадивизиона. Один из них воевал в среднем течении Волги, а другой — на севере Каспия. Начальником бригады назначается С.Э.Столярский. Позже его сменил на этом посту военморлёт С.С.Негеревич.
В начале сентября Волжско-Каспийская флотилия, под командованием Ф.Ф.Раскольникова, начала активные боевые действия на подступах к Царицыну.
В разгоревшихся ожесточённых боях приняла участие и Морская Авиация. Так, 4 сентября лётчик Кондаков из Волжско-Каспийского авиадивизиона сбросил на город 16 мелких бомб и листовки, а 6-го и 7 сентября две летающие лодки дважды бомбили городской вокзал и прилегающие кварталы, сбросив 20 авиабомб. В последующие дни морлёты Кондаков, Волков и Якимычев многократно совершали налёты на город, причём ряд боевых вылетов был выполнен в темное время суток. Утром 15 сентября 4 гидроплана М-9 бомбили в Сарепте эшелоны и станционные здания.
17 сентября 1919 г. 2 самолёта «Де Хевиленд» D.H.9 из состава 47-й эскадрильи RAF, воюющей на стороне деникинских войск, совершили налёт на Дубовку, где дислоцировался советский гидродивизион. Самолёты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Не встретив противодействия, английские самолёты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но 5 из 7 стоявших на ней гидропланов были уничтожены. Два человека погибли, ещё восемь получили ранения. (По другим данным, самолётов на барже было всего 5, а разбито из них — 4). Ещё одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. В результате этого налёта, Волжско-Каспийский гидродивизион понёс серьёзные потери и надолго утратил свою боеспособность.
Ввиду рано начавшегося ледостава на Волге, 18 октября 1919 г. корабли Волжско-Каспийской флотилии и воздушного дивизиона ушли на зимовку в Нижний Новгород.
В то же время лётчики Каспийского авиадивизиона, которым командовал военморлёт А.С.Демченко, в ноябре 1919 г. участвовали в боевых действиях по освобождению устья Волги от белоказаков. Всего за 1918-1919 гг. лётчиками дивизиона было налётано 345 часов и сброшено 4 т бомб.
17-18 мая 1920 г., в ходе операции в иранском порту Энзели, Волжско-Каспийская флотилия захватила, кроме других трофеев, гидроавиатранспорт с 4 самолётами, которые были включены в её состав.
В связи с ликвидацией фронтов (январь-март) на Волге и Каспии, в июле 1920 г. бригада, за исключением одного гидроавиаотряда (6 самолётов), была перебазирована на Чёрное море, где, вместе с другими авиационными соединениями и частями, вошла в состав вновь образованной Воздушной дивизии Чёрного и Азовского морей.
В декабре 1918 г. гидроавиация появилась на Каспии и на стороне белых. Начальником Бакинской авиашколы и начальником отдела гидроавиации был назначен поручик Г.Я.Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный Бакинский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5). Таким образом, Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом.
Весной 1919 г. силы гидроавиации белых на Каспийском море пополнились за счёт союзников — англичан. Расширяя зону боевых действий против красных на всю акваторию Каспийского моря, они предприняли ряд мер по созданию авиационной группировки в этом районе, в том числе и морской авиации. С 1 по 12 марта 1919 г. в порт Петровск (ныне — Махачкала) прибыли авиазвенья 221-й и 266-й эскадрилий RAF из Батуми. Ранее эти подразделения воевали против австрийцев, немцев и болгар на Македонском фронте. 266-й эскадрильей RAF командовал капитан Дж.А.Садлер. На её вооружении состояли 10 новых поплавковых самолётов «Шорт-184». 221-я эскадрилья RAF была вооружена сухопутными самолётами D.H.9. Ими командовал полковник Боухилл. Решение о формировании на Каспии базы гидроавиации англичанами было принято ещё в сентябре 1918 г. Каспийские танкеры «Альдар Усейн» и «Орлёнок» были переоборудованы в гидроавиатранспорты. Каждый из этих кораблей мог нести по 2-3 гидросамолёта. В Петровске самолёты «Шорт-184» погрузили на корабли.
12 мая 1919 г. английская флотилия, с самолётами на борту гидроавиатранспорта, участвовала в набеге на форт Александровск. А 22 мая, от прямого попадания авиабомбы гидросамолётов затонул советский эскадренный миноносец «Москвитянин» — самый крупный боевой корабль, потопленный авиацией в Гражданскую войну.
24 мая «Алдар Усейн» вернулся в Петровск, а через три дня «Шорты» вновь появились над Александровским. Теперь они осуществляли воздушное прикрытие морского десанта. После этой операции в руках деникинских войск оказалось всё побережье Каспийского моря, за исключением дельты р. Волга.
В середине июня 1919 г. белый Бакинский гидроавиационный отряд был направлен в Гурьев. Там его возглавил штабс-капитан Егоров. Гидросамолёты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия. Они осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. С августа 1919 г. отрядом командовал Блюменфельд, сменивший погибшего Егорова.
8 августа 1919 г. авиатранспорт белых «Орлёнок» участвовал в операции по изгнанию большевиков из Ашурада на юго-востоке Каспия. В ходе её были захвачены 4 корабля и 6 барж, а также около 200 пленных.
По состоянию на 15 августа 1919г., в составе Морской Авиации белых на Каспийском море числилось 3 гидроаэроплана и 2 колёсных аэроплана.
26 августа 1919 г. англичане передали авиатранспорт «Орлёнок» русскому Добровольческому флоту.
27 августа 1919 г. весь персонал 266-й эскадрильи RAF покинул п. Петровск и эвакуировался в Иран. Авиатранспорт «Алдар Усейн», вместе с гидросамолётами, был передан белым, которые в октябре 1919 г. переименовали его в «Волгу». Всего в боевых операциях англичанами применялось лишь пять гидропланов из доставленного десятка. Из этих пяти четыре было потеряно вследствие аварий и несчастных случаев. Из оставшихся английских гидросамолётов (по разным данным, их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере, два позже попали к красным. Так, самолёт «Шорт-184» №9085 был захвачен в с. Ганюшкино в январе 1920 г. Захваченный летом того же года «Шорт-184» №9078 был передан в Астрахань, на баржу «Коммуна».
Остаток августа корабль провёл, конвоируя захваченные у большевиков корабли в Петровск.
После принятия решения британского парламента о выводе войск из России, «Орлёнок» прикрывал эвакуацию британских войск из Баку, совместно с другими кораблями Каспийской флотилии.
С октября 1919 г. отряд дислоцировался в с. Ганюшкино и осуществлял поддержку действий Астраханского отряда Уральской армии и воздушную разведку акватории Каспийского моря.
В сентябре 1919 г. 1-й отряд Гидроавиации ВСЮР (8 самолётов) с Чёрного моря был послан в Каспийскую флотилию и действовал там до октября. Его начальником был лейтенант С.Я.Ярыгин. (В литературе он упоминается как Каспийский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России).
В конце октября 1919 г. белая авиация на Каспии пополнилась самолётами «Шорт-184», переданными из английской 266-й авиаэскадрильи RAF при её эвакуации из России.
Поздней осенью 1919 г. гидроавиационный отряд Уральской армии белых продолжал активно действовать, хотя на его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта: 1 М-5, 1 М-9, 1 «Шорт-184» и 1 самолёт неизвестной модели (по другим данным, 3 гидросамолёта и 2 колесных самолёта).
В середине ноября, из-за наступления зимних холодов, отряд прекратил боевую деятельность, а 29 ноября он в полном составе был захвачен наступающими частями Красной Армии. Так завершилась короткая и драматическая история белой Каспийской Морской Авиации.
С июня 1931 г. объединение РККВМФ на Каспии стало называться Каспийской военной флотилией. Собственных ВВС флотилия не имела (хотя в некоторых источниках используется именно эта аббревиатура), но в её составе перед войной было сформировано несколько авиационных частей и подразделений, которые подчинялись непосредственно командованию флотилии.
До ноября 1939 г. в составе флотилии был сформирован 79-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, базирующийся в Баку, который в мае 1940 г. был переформирован в 79-ю отдельную авиационную эскадрилью. В составе эскадрильи насчитывалось 12 гидросамолётов МБР-2, главной задачей которых было патрулирование над Каспийским морем, особенно в районе границы с Ираном.
В феврале 1940 г. в составе воздушных сил флотилии имелось отдельное авиационное звено ПВО, вооружённое истребителями И-16.
В конце ноября 1942 г. из состава Ейского ВМАУ была выделена 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, и с 15 декабря 1942 г. она была включена в состав КаВФ, с перебазированием в Форт-Шевченко на восточном побережье Каспийского моря. Её задачей стала ПВО коммуникаций на Каспийском море и объектов флотилии. В январе 1943 г. 9-я ОИАЭ была выведена в тыл, в с. Борское, для переформирования на базе «родного» ВМАУ им. И.В.Сталина.
Кроме того, в 1940-1944 гг. в составе КаВФ был химический полигон, при котором имелось отдельное испытательное авиационное звено.
С мая 1941 г. 79-я ОАЭ стала именоваться 79-й отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей.
По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе ВВС флотилии имелось 18 (по другим данным, 13) самолётов различных типов.
В ходе войны боевой состав авиации флотилии на короткое время значительно увеличился, когда к августу 1942 г. в неё включили 22-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Этот полк, вооружённый самолётами МБР-2, был сформирован в с. Али-Байрамли (Азербайджан), на базе ВМАУ морских пилотов. Однако уже в сентябре этого же года полк был перебазирован на Север, где вошёл в состав ВВС СФ.
Авиация КаВФ непосредственного участия в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны не принимала, и, так же, как ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, была кузницей лётных кадров для ВВС воюющих флотов. Однако в период с августа 1942 г. по февраль 1943 г., когда существовала реальная угроза прорыва немецких войск к Каспию, её силы были включены в состав действующей армии.
На основании приказа НК ВМФ №0216 от 05.04.1943 г., 79-я ОМБРАЭ была переформирована в 79-й отдельный морской авиационный отряд. Этот отряд числился в боевом составе КаВФ до июня 1947 г. и в этом же году был расформирован.
Имеется информация о наличии в составе КаВФ в 1944-1945 гг. 19-го отдельного авиационного отряда связи. Другие данные по нему отсутствуют.
В 1948 г., в связи с реорганизацией ВВС ВМФ, авиационные части КаВФ были расформированы.
Второе пришествие авиации на Каспий произошло в 1960-е гг., хотя и в несколько специфическом виде. Тогда в г. Каспийск Дагестанской АССР была создана опытная база, на которой проходили испытания опытного экраноплана КМ (корабль-макет).
В 1970-1980-е гг. были построены серийные десантные экранопланы типа «Орлёнок» и боевой типа «Лунь». В 1979 г. из них был сформирован 236-й дивизион кораблей-экранопланов 106-й бригады десантных кораблей КаВФ.
В 1987 г. дивизион был переформирован в 11 -ю отдельную авиационную группу (экранопланов) и передан в состав ЧФ. При этом авиагруппа своего места дислокации не меняла и в процессе раздела имущества ЧФ СССР не фигурировала.
В мае 1998 г. 11-я ОАГ была переформирована в 4595-ю базу хранения экранопланов КаВФ (г. Каспийск), а сами они были поставлены на прикол и частично утилизированы.
По состоянию на начало 2000-х флотилия собственной авиации не имеет. Для решения возникающих задач по доставке в её интересах личного состава и грузов, используются транспортные самолёты 46-го ОТАП ВВС и ПВО ВМФ, а также вертолёты, выделяемые из состава ВВС ЧФ.
В разные годы ВВС Каспийской военной флотилии носили также наименования:
Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
ПРИМЕЧАНИЯ