Юрий Зверев
В предыдущих статьях, посвященных зоне воспрещения доступа и маневра (A2/AD) в Калининградской области, не упоминался ее воздушный компонент. На фоне усиления активности НАТО в воздухе в Польше, в Прибалтике и над акваторией Балтийского моря Россией предпринимаются меры по укреплению авиационного щита и меча в Калининградской области. Так, в октябре прошлого года в российских СМИ появились сообщения, что в связи с усилением присутствия НАТО в соседних странах авиационная составляющая Балтийского флота будет усилена двумя новыми авиационными полками, причем в качестве мест их базирования назывались конкретные аэродромы в Калининградской области. А уже в январе 2018 г. появилась и более подробная информация о практической реализации этих планов. О двух авиационных полках, создаваемых (точнее, воссоздаваемых) в Калининградской области и о модернизации авиационной группировки в этом российском регионе и пойдет речь в данной статье.
Первый возрожденный в Калининградской области авиационный полк в годы Великой Отечественной войны стал первой в ВВС Красной Армии бомбардировочной авиачастью, получившей гвардейское звание. Он ведет свою родословную от 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка (СБАП), сформированного на аэродроме Смоленск в 1938 г. (день части – 17 апреля).
В январе-марте 1940 г. 31-й СБАП участвовал в советско-финской войне. Три летчика и один воздушный стрелок-радист полка были удостоены звания Героя Советского Союза (в том числе командир эскадрильи капитан К.Н. Орлов, направивший свой горящий самолет в скопление вражеской пехоты и техники – посмертно). В Великой Отечественной войне полк участвовал с первого ее дня, начав боевые действия в Латвии. 15 июля 1941 г. полк был переформирован и стал 31-м пикирующим бомбардировочным авиационным полком (ПБАП).
6 декабря 1941 г. 31-й ПБАП был удостоен гвардейского звания и стал 4-м гвардейским пикирующим бомбардировочным авиационным полком. В 1942 г. он стал 4-м гвардейским ближнебомбардировочным авиационным полком (ГвББАП). 21 января 1944 г. за отличия в боях с немецко-фашистскими захватчикам за освобождение города Новгород 4-му ГвББАП было присвоено почетное наименование «Новогородский».
В конце войны полк участвовал в штурме Кенигсберга. Всего за годы войны полк совершил около 4000 боевых вылетов, сбросил 39000 бомб, сбил 43 истребителя и уничтожил более 90 самолетов противника на земле. Три летчика, один штурман и один воздушный стрелок-радист полка были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1947 г. полк, который тогда назывался 4-м гвардейским бомбардировочным Новгородским авиационным полком (4-й ГвБАП), был передислоцирован из Смоленска в Калининградскую область – на аэродром Чкаловск. С 18 октября 1952 г. местом его постоянного базирования стал аэродром Черняховск.
В 1969 г. 4-й ГвБАП вошел в состав 132-й Севастопольской бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), которая в июле 1968 г. была выведена в Прибалтику из Группы советских войск в Германии (ГСВГ) (штаб дивизии разместился в Черняховске).
В составе 132-й БАД на аэродром Черняховск из ГДР был передислоцирован 63-й бомбардировочный Керченский Краснознаменный авиационный полк (63-й БАП), который в 1974 г. первым в СССР был перевооружен на фронтовые бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла Су-24. А в 1987 г. он освоил новую модификацию этого самолета Су-24М. В 1979 г. Су-24 получил и 4-й гв. БАП.
Су-24. Фото: sofrep.com
В августе-сентябре 1987 г. 4-й ГвБАП и 63-й БАП объединили в один полк на аэродроме Черняховск – 4-й гвардейский Новгородский БАП. Самолеты Су-24М полк получил от 63-го БАП, летный и технический состав были перемешаны, а Боевое знамя и почетные наименования – от 4-го ГвБАП.
1 декабря 4-й ГВБАП в составе 132-й БАП был передан в состав ВВС Балтийского флота, став 4-м гвардейским морским штурмовым Новгородским авиационным полком (МШАП).
По состоянию на 1 января 1991 г. 4-й ГвМШАП имел на вооружении 29 самолетов Су-24.
1 декабря 1993 г. 132-я БАД была расформирована. 4-й ГвМШАП стал отдельным полком (ОМШАП), получив самолеты Су-24М перелетевшего из Эстонии в Черняховск без санкции местных властей и затем расформированного 170-го гвардейского Смоленского Краснознаменного МШАП.
1 мая 1998 г. 4-й ГвОМШАП объединили с 846-й отдельной гвардейской разведывательной эскадрильей и переформировали в новый полк на аэродроме Черняховск, сохранив награды и почетные наименования этих прославленных частей. Он стал именоваться 4-м отдельным гвардейским морским штурмовым Новгородско-Клайпедским Краснознаменным авиационным полком имени маршала авиации И.И. Борзова (4-й ГвОМШАП).
На 1 января 2000 г. в полку было 56 самолетов Су-24 различных модификаций. Затем часть самолетов перегнали на Черноморский флот, часть в Остров (под Псков) в Центр переучивания летного состава. В итоге в 2002 г. в полку осталось только 24 Су-24М. При этом тогда только шесть могли выполнить любую задачу, еще шесть могли только взлететь и сесть.
В дальнейшем ситуация не ограничилась ремонтом самолетов и двигателей. Увеличились поставки топлива и других ГСМ. В 2007 г. средний налет в полку составил 40 часов, а некоторые налетали свыше 100. А за 3-4 года до этого максимальный налет по полку составлял около 50, а средний колебался около 10 часов в год.
В рамках перехода вооруженных сил на «новый перспективный облик» 4-й ГвОМШАП с августа 2009 г. был обращен на формирование 7052-й гвардейской авиационной базы морской авиации БФ. Однако этот процесс не был завершен, и в марте 2010 г. из самолетов и личного состава полка была сформирована 3-я штурмовая авиаэскадрилья 7054-й гвардейской Новгородско-Клайпедской Краснознаменной авиационной базы имени маршала авиации И.И. Борзова с дислокацией на аэродроме Черняховск.
С 1 июня 2011 г. штурмовая эскадрилья была переведена в ВВС и стала 8-й АвГР 7000-й гвардейской авиационной Борисовской Померанской дважды Краснознаменной ордена Суворова базы (1-го разряда) Западного военного округа (штаб в Воронеже).
С 1 декабря 2013 г. 8-я АвГР 7000-й АвБ вернулась в морскую авиацию в состав 72-й (бывшей 7054-й) гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознаменной имени маршала авиации И.И. Борзова базы МА БФ (2-го разряда), став ее эскадрильей.
В 2017 г. было завершено воссоздание 4-го гвардейского морского штурмового авиационного полка, вооруженного фронтовыми бомбардировщиками Су-24 и истребителями Су-30СМ.
Первый многоцелевой истребитель Су-30СМ получили в Черняховске 13 декабря 2016 г.. Еще два Су-30СМ прибыли в Черняховск 27 мая 2017 г. и еще три – в августе того же года. В 2018 г. в морскую авиацию БФ планируется поступление новых Су-30СМ.
Су-30СМ. Фото: militaryarms.ru
Летчики из Черняховска принимали участие в военной операции в Сирии. 10 октября 2017 г. там в авиационной катастрофе на авиабазе Хмеймим бомбардировщика Су-24М погибли командир экипажа капитан Юрий Медведков и штурман капитан Юрий Копылов.
Второй воссоздаваемый в Калининградской области авиационный полк – это прославленный 689-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный (ГвИАП) имени маршала авиации А.И. Покрышкина. Он был сформирован в Кировограде (Киевский военный округ) в 1939-1940-х гг. как 55-й истребительный авиационный полк (ИАП) (днем рождения полка установлено 15 октября 1939 г.). Полк, тогда дислоцировавшийся в Молдавии, вступил в сражения Великой Отечественной войны ранним утром 22 июня 1941 г. 7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и героизм 55-й ИАП был преобразован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк (ГвИАП). Он отличился в воздушных сражениях на Кубани, в наступлении от Донбасса до Крыма, в воздушном сражении над Яссами, в Львовско-Сандомирской (за которую 1 сентября 1944 г. получил почетное наименование «Сандомирский»), Висло-Одерской и Берлинской операциях. Свой боевой путь 16-й ГвИАП завершил в небе Чехословакии.
В годы войны 14 летчиков полка стали Героями Советского Союза. Кроме того, Г.А. Речкалов и А.Ф. Клубов (посмертно) были удостоены этого высокого звания дважды, а А.И. Покрышкин – трижды (первым в СССР).
Воевали в составе 16-го ГвИАП и три Героя Советского Союза, получившие это звание ранее в других частях. Два летчика полка в дальнейшем стали Героями Советского Союза в других частях и соединениях ВВС Красной Армии.
По числу уничтоженных вражеских самолетов (618) 16-й ГвИАП занял третье место среди всех советских истребительных авиаполков.
После окончания войны 16-й ГвИАП дислоцировался в Германии, Австрии и Венгрии. 20 февраля 1949 г. его переименовали в 689-й гвардейский истребительный Сандомирский ордена Александра Невского авиационный полк. В октябре 1952 г. полк был передислоцирован из Австрии в Калининградскую область на аэродром Нивенское (бывший немецкий аэродром Йесау).
Полк вошел в состав 30-й воздушной армии Прибалтийского военного округа. С апреля 1953 г. 689-й ГвИАП входил в состав морской авиации, а с апреля 1960 г. находился в составе Войск ПВО (за исключением 1978-1986 гг., когда он был в составе ВВС).
26 июня 1989 г. в ознаменование 50-летия полка постановлением Совета Министров СССР 689-му ГвИАП было присвоено имя трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина.
В июне 1989 г. полк получил первые истребители четвертого поколения Су-27. В начале 1991 г. 689-й ГвИАП был полностью укомплектован новыми самолетами (33 истребителя-перехватчика Су-27П и 6 учебно-боевых Су-27УБ).
Су-27. Фото: vignette.wikia.nocookie.net
После распада СССР 689-й ГвИАП с 1 декабря 1994 г. был передан из ПВО в состав ВВС Балтийского флота (БФ) и вошел в оперативное подчинение Калининградского района ПВО БФ.
В этот период из-за отсутствия должного материально-технического обеспечения резко понизился уровень исправности авиатехники, самолеты начали постепенно выбывать по ресурсу агрегатов. Из-за снижения топливных лимитов резко сократился налет (если в 1993 г. полк налетал 2320 часов, то в 2000 г. – всего 262). Тем не менее летчики полка продолжали успешно нести боевое дежурство по охране воздушных рубежей России. Так, 15 января 1998 г. истребители Су-27 полка впервые после распада СССР перехватили и принудительно посадили самолет-нарушитель (L-29 с эстонской регистрацией и британским экипажем).
В 2002 г. полк был перебазирован с аэродрома Нивенское, на котором прослужил почти полвека, на аэродром Чкаловск.
Очередной виток военных реформ, начавшийся в 2009 г., привел к тому, что «покрышкинский» полк был расформирован и утратил все свои почетные наименования и регалии. 9 мая 2010 г. в день 65-летия Победы на центральной площади поселка Нивенский состоялось прощание с Боевым Знаменем 689-го ГвИАП. С 1 марта 2010 г. полк был переформирован в 1-ю авиационную эскадрилью (АЭ) 7054-й гвардейской Новгородско-Клайпедской Краснознаменной авиационной базы имени маршала авиации И.И. Борзова (АвБ) (2-го разряда) морской авиации БФ с сохранением места базирования в Чкаловске.
1 июня 2011 г. эскадрилья была передана из морской авиации БФ в состав ВВС и вместе с эскадрильей армейских вертолетов составила 7-ю авиационную группу (АвГР) 7000-й гвардейской авиационной Борисовской Померанской дважды Краснознаменной ордена Суворова базы (1-го разряда) Западного военного округа (штаб в Воронеже).
В октябре 2012 г. 7-я АвГР в связи с начинающейся реконструкцией аэродрома Чкаловск передислоцировалась на аэродром Черняховск.
1 декабря 2014 г. 7-я АвГР вернулась в авиацию БФ и вошла в состав 72-й (бывшей 7054-й) гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознаменной имени маршала авиации И.И. Борзова базы морской авиации БФ (2-го разряда), став ее 1-й АЭ.
В январе 2018 г. появилось сообщение о том, что принято принципиальное решение о возрождении 689-го ГвИАП на базе истребительной эскадрильи. Возрожденный полк будет базироваться на аэродроме Чкаловск и решать задачи ПВО в интересах БФ.
Первоначально он будет вооружаться модернизированными истребителями Су-27СМ (Су-27СМ3), а в дальнейшем получит эскадрилью новейших сверхманевренных истребителей Су-35.
Модернизированную и отремонтированную авиатехнику получают и вертолетчики морской авиации БФ. Так, в ноябре 2017 г. на авиабазу Донское в Калининградской области в состав вертолетной эскадрильи прибыл отряд прошедших капитальный ремонт корабельных транспортно-боевых вертолетов Ка-29. А в январе 2018 г. авиабаза морской авиации Балтийского флота (БФ), дислоцированная в Калининградской области, приняла в свой состав первый модернизированный многоцелевой корабельный вертолет Ка-27М. Поступление модернизированных вертолетов КА-27М на БФ в этом году продолжится.
Ка-29. Фото: oruzhie.info
Помимо возрождения авиационных полков и поступления новой и модернизированной авиатехники, в Калининградской области реконструируются военные аэродромы.
В конце 2012 г., как уже упоминалось выше, началась реконструкция военного аэродрома Чкаловск. Было, в частности, заменено покрытие взлетно-посадочной полосы (ВПП) и рулежных дорожек. Длина ВПП возросла на 500 м и достигла 3,1 км. На аэродроме построили новые места стоянок самолетов, а также здания и сооружения, обеспечивающие руководство полетами. Летное поле оборудовали современной световой разметкой и новейшими радиотехническими средствами. В декабре 2017 г. самолет Балтийского флота Ан-26 совершил испытательную посадку и взлет с обновленной ВПП аэродрома. Полноценное использование военного аэродрома Чкаловск планируется начать в 2018 г. Как уже указывалось, на нем будет базироваться возрожденный 689-й «покрышкинский» ГвИАП.
В апреле 2017 г. врио губернатора Калининградской области А.А. Алиханов заявил, что в 2018 г. министерство обороны может начать восстановление аэродрома «Коса» (бывший немецкий гидроаэродром «Нойтиф») на Балтийской косе. В 1948-1995-х гг. там базировались гидросамолеты и самолеты-амфибии Балтийского флота. Последний оставшийся самолет-амфибия Бе-12 в 2014 г. стал экспонатом Музея Мирового океана в Калининграде.
Ранее бывший командующий БФ вице-адмирал В.В. Чирков заявлял о принятом решении возродить противолодочную авиацию флота, вооружив ее самолетами-амфибиями Бе-200.
Таким образом, мы видим, что Россия на фоне усиления активности НАТО в Польше, Прибалтике и над Балтийским морем предпринимает определенные усилия по укреплению и модернизации своей авиационной группировки в Калининградской области.
В то же время эти меры не выходят за рамки разумной достаточности и фактически возвращают ситуацию в 2000 г., когда на территории области истребительную и штурмовую авиацию представляли два ныне возрождаемых полка (перед распадом СССР в области базировалось четыре авиаполка, вооруженных истребителями-перехватчиками и морскими штурмовиками). А ведь военно-политическая ситуация в Балтийском регионе в самом начале XXI в. была значительно спокойнее, чем сейчас.
Отрадно, что возвращаются почетные наименования и награды авиационных частей, прославленных в годы Великой Отечественной войны. И эта перекличка времен между прошлым и настоящим проявляется порой неожиданным образом. Так, недавно героически погибший в Сирии Герой Российской Федерации майор Роман Николаевич Филипов, как сообщалось, служил заместителем командира эскадрильи 18-го гвардейского штурмового авиационного полка «Нормандия-Неман» в Приморье. А в годы Великой Отечественной войны этот полк (тогда истребительный) вместе с французами из полка «Нормандия-Неман» принимал участие в Восточно-Прусской операции, в овладении городами и крепостями Кенигсберг и Пиллау. Поэтому предложение губернатора Калининградской области А.А. Алиханова назвать в честь майора Р.Н. Филипова одну из улиц в Калининграде выглядит правильным вдвойне. А традиции летчиков Великой Отечественной и летчиков, прошедших локальные войны, с честью продолжают сегодняшние авиаторы (в том числе и несущие свою службу в российской Калининградской области).
Юрий Зверев, заведующий кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. И. Канта
Левшов П.Е., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. Авиация Военно-морского флота России 1910-23010 гг. Справочник. Специальный выпуск альманаха «Тайфун». – Санкт-Петербург, 2012. С. 453-454; Авиационный меч западного форпоста. К 70-летию 4-го ГвОМШАП // Взлет. 2008 № 7-8 (43-44). С. 40-41.
Левшов П.Е., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. С. 454; Авиационный меч западного форпоста. С. 41.
Авиационный меч западного форпоста. С. 42.
Авиационный меч западного форпоста. С. 42.
Там же.
Там же. С. 43.
Ленский А.Г., Цыбин ММ. Военная авиация Отечества. Организация, вооружение, дислокация (1991/2000 г.г.). Справочник. СПб., 2004. С. 102.
Левшов П.Е., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. С. 453, 455.
Бывший 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой Клайпедский Краснознаменный авиационный полк имени маршала авиации И.И. Борзова, базировавшийся с декабря 1975 г. в Чкаловске и свернутый в эскадрилью в феврале 1996 г. Перед этим с 1 декабря 1993 г. в его состав влились разведчики 15-го отдельного дальнеразведывательного Таллинского Краснознаменного ордена Ушакова авиационного полка с того же аэродром Чкаловск. При своем формировании 1 октября 1975 г. 846-й ГвОМШАП принял награды, почетные наименования и Боевое Знамя прославленного в годы Отечественной войны 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. В полку служили будущие палубные летчики Северного флота и Герои России Т.А. Апакидзе, В.В. Дубовой, И.С. Кожин, П.П. Кретов (Левшов П.Е., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. С. 462, 495).
Ленский А.Г., Цыбин М.М. Военная авиация Отечества. С. 102.
Авиационный меч западного форпоста. С. 43-44.
Левшов П.Е., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. С. 455.
Жванский С.Р. Легендарный полк: Летопись Покрышкинского авиаполка. – М.: Русские Витязи, 2014. С. 312-313.
Там же. С. 324.
Анохин В.А. Все истребительные полки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил быков. – М.: Яуза-пресс, 2014. С.46- 47.
Г.В. Речкалов - второй советский ас после И.Н. Кожедуба по числу лично сбитых вражеских самолетов (61). Командир полка с 20.07.1944 по 28.02.1945 гг.
Командир полка с 3.03 по 29.04.1944 г.
Табаченко А.И. Покрышкинский авиаполк. С. 711-712.
Анохин В.А. Все истребительные полки Сталина. С. 934.
Анохин В.А. Все истребительные полки Сталина. С. 50.
Жванский С.Р. Легендарный полк. С. 138.
Аэродром Йесау был известен тем, что с февраля 1944 г. немцы испытывали на нем перед отправкой в строевые части ракетные истребители-перехватчики Me-163B Komet.
Жванский С.Р. Легендарный полк. С. 138.
Там же. С. 138, 153, 214.
Там же. С. 226.
Там же. С. 225-226.
Там же. С. 233.
Жванский С.Р. Легендарный полк. С. 245-246; Морская авиация Балтийского флота: 1916-2003 / В.Н. Сокерин, Т.Ф. Гончар, А.С. Горелкин и др. – Калининград: Янтарный сказ, 2004. С. 193.
В 2003 году в штате полка было 24 боевых самолета Су-7 (один в ремонте) и 4 учебно-боевых. Но реально летать из них могли только семь, а остальные могли служить лишь источником запчастей (Жванский С.Р. Легендарный полк. С. 270).
Жванский С.Р. Легендарный полк. С. 244, 259.
Там же. С. 249-251.
Там же. С. 264-268.
Там же. С. 302-303, 305.
Там же. С. 312-313.
Там же. С. 317, 319-320.
Там же. С. 324.
Левшов П.Е., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. С. 587.
Одни только ВВС Польши в 2003-2004-х гг. получили из Германии 23 истребителя МиГ-29, позднее прошедших ремонт и модернизацию, и в 2006-2008-х гг. из США 48 новейших многоцелевых истребителей F-16C/D Block 52+. На польской авиабазе Ласк с мая 2013 г. на ротационной основе базируется американская эскадрилья с самолетами F-16. На авиабазах Зокняй (Литва) и Эмари (Эстония) на ротационной основе базируются самолеты-истребители ВВС различных стран НАТО. Авиационная группировка НАТО в Польше и Прибалтике регулярно усиливается во время проводимых там учений, в том числе с привлечением для участия в них стратегической авиации. Самолеты-разведчики НАТО (прежде всего, США) активизировали радиотехническую разведку у границ российских Калининградской, Ленинградской и Псковской областей.
Ленский А.Г., Цыбин М.М. Военная авиация Отечества. С. 20, 47, 101-102; Левшов П.Е., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. С. 342, 454-455, 462, 495.