Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Один добытый опыт важнее семи правил мудрости. (арабская)

Разведывательная авиация Балтийского флота.

Назад

 

Балтика по праву может претендовать на роль родоначальника разведывательной авиации ВМФ. Именно там, в Санкт-Петербурге, летом 1912 г. была сформирована первая опытная морская авиационная станция, задачей которой была подготовка лётчиков и мотористов для формируемой Морской Авиации. Эта авиастанция стала первой авиационной частью, в состав которой входили самолёты-разведчики.

До лета 1917 г. морская авиация БФ была представлена только разведывательными самолётами, сведёнными в Воздушную дивизию Балтийского моря. Всего к этому времени насчитывалось свыше 100 самолётов-разведчиков.

С конца апреля 1918 г. Балтийская Авиация подверглась реорганизации — вместо Воздушной дивизии была сформирована Воздушная бригада особого назначения, которая имела в своём составе два гидроавиадивизиона (пять гидроавиаотрядов) летающих лодок-разведчиков.

К лету 1919 г. в составе разведывательной авиации Балтийского моря имелось 25 гидросамолётов М-9, М-15 и М-20.

После окончания Гражданской войны, в конце 1920 г. вся Морская Авиация РСФСР была реорганизована, в том числе и разведывательная авиация на Балтике. На базе гидроавиационных дивизионов были сформированы два разведывательных гидроавиаотряда, общим числом 33 гидросамолёта различных типов.

Только в конце 1929 г. начинается подъём Морской Авиации в целом, и разведывательной авиации БФ — в частности. Тогда была сформирована 4-я авиационная бригада ВВС БМ, в состав которой вошли 62-я ОМРАЭ, 62-й и 66-й ОМРАО, вооружённые летающими лодками «Дорнье Валь» и «Савойя» S-626hc.

Во второй половине 1930-х гг. формируется ряд новых морских разведывательных авиационных эскадрилий. Помимо количественного роста, происходит и качественное изменение разведчастей ВВС БФ: на их вооружение во всё возрастающих количествах стали поступать летающие лодки МБР-2.

В 1939 г. в составе ВВС БФ была сформирована разведывательная часть нового типа — 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Кроме него, имелись также отдельные морские разведывательные эскадрильи и отряды.

К началу Великой Отечественной войны разведывательная авиация БФ была представлена 15-м ОМРАП трёхэскадрильного состава и семью отдельными разведэскадрильями (15-я, 41-я, 43-я, 44-я, 58-я, 81-я и 85-я ОМРАЭ), вооружёнными, преимущественно, самолётами МБР-2.

С первых дней войны разведывательная авиация БФ стала нести ощутимые потери, ввиду тихоходности и слабой защищенности её самолётов. Это привело к тому, что к ноябрю 1941 г. большинство разведэскадрилий было расформировано, а оставшиеся части свели под командование 15-го ОМРАП.

Новый этап развития разведывательной авиации на Балтике начался весной 1943 г., когда на базе 26-й ОРАЭ (сформирована в мае 1942 г.) и 15-го ОМРАП был сформирован новый 15-й ОРАП двухэскадрильного состава. Этот полк был укомплектован истребителями Як-9 и бомбардировщиками Ил-4Пе-2 и Дуглас А-20 «Бостон», используемыми в качестве разведчиков. Помимо колёсных самолётов, в его составе оставалось несколько летающих лодок МБР-2.

Уже в самом конце войны, в дополнение к 15-му ОРАП, в составе ВВС БФ были сформированы три эскадрильи разведки и ПЛО (15-я, 16-я и 17-я ОАЭ), вооружённые импортными самолётами PBN-1 «Номад». Такими силами разведывательная авиация БФ встретила Победу.

В мае 1946 г. на базе 15-й и 16-й ОАЭ был сформирован 69-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. С этого времени силы разведки на Балтике были поделены между ВВС 4-го ВМФ (15-й ОРАП и 17-я ОМДРАЭ) и ВВС 8-го ВМФ (69-й ОМДРАП).

После «хрущёвского» сокращения ВС СССР, в 1961 г. в составе разведывательной авиации на Балтике остался только 15-й ОРАП (17-я ОМДРАЭ стала противолодочной частью, а 69-й ОМДРАП — расформирован), вооружённый самолётами Ту-16р и Ил-28р.

С 1962 г. полк получил на вооружение сверхзвуковые разведчики Ту-22р.

В 1967 г. разведывательная авиация пополнилась двумя самолётами Ан-12рр, которые вошли в состав 263-го ОТАП Авиации БФ. Эти самолёты, оснащённые специальной аппаратурой, использовались для ведения радио- и радиотехнической разведки сопредельных государств над акваторией Балтики.

В апреле 1994 г. 15-й ОДРАП и 846-й гв. ОМШАП ВВС БФ были переформированы в 846-й гв. ОРАП, на самолётах Су-24м и Су-24мр.

Ещё через два года в 1996 г. полк был свёрнут в 846-ю гв. ОРАЭ.

К 1997 г. были сняты с вооружения самолёты Ан-12рр 316-го ОСАП ВВС БФ (бывш. 263-й ОТАП).

Окончательно разведывательная авиация на Балтике прекратила своё существование в мае 1998 г., когда 846-я гв. ОРАЭ и 4-й гв. ОМШАП ВВС и ПВО БФ были слиты в один 4-й гв. ОМШАП. С этого времени задачи попутной воздушной разведки стали решать все летательные аппараты ВВС и ПВО БФ, но отсутствие специализированных самолётов-разведчиков стало существенно сказываться на её качестве.

Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/vvs-vmf-morskaya-razvedyvatelnaya-aviaciya.html


Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов