118-й отдельный морской разведывательный Киркенесский Краснознаменный авиационный полк ВВС СФ
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
подполковник | В.Н.Васильев | ||
подполковник | Н.Г.Павлов | ||
подполковник | Семен Кириллович Литвинов |
Сформирован в 1939 г. на базе 45-й ближнеразведывательной морской эскадрильи.
Входил в состав ВВС Северного флота.
Участвовал в Зимней войне против Финляндии, налетал за всю компанию 466 часов.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении имел самолеты МБР-2, ГСТ, Че-2.
В октябре 1942 г. часть полка была использована для формирования 24-го мтап СФ.
На вооружении полк имел самолеты СБ, Пе-3, B-25. Одна эскадрилья полка была оснащена различными истребителями: Як-1, ЛаГГ-3, "Харрикейны", "Киттихауки", "Аэрокобры", с октября 1942 г. несколькими "Спитфайрами" PR IV.
В ноябре 1944 г. за отличия в боях за освобождение Киркенеса полку присвоено почетное наименование Киркенесский.
Источники информации:
1. Восточный фронт.
2. Иванов П.Н. Крылья над морем. — М.: Воениздат, 1973.
3. Борис Лобынцев. Из переписки.
4. Николай Круглов. B-25 в советской авиации.
5. Комиссары на линии огня. 1941-1945. В небе. - М.: Политиздат, 1985.
6. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.
7. Котельников В. Один и без оружия. — Мир Авиации, 1993, No. 1.
В начале сентября 1943 г. под Мурманск прибыли английские воздушные разведчики. Англичане готовились к операции "Брон" - прорыву сверхмалых подводных лодок типа "X" в Альтен-фьорд, где тогда стоили немецкие линкоры "Тирпиц" и "Шарнхорст". Несколько полетов не принесли ожидаемого результата - мешала погода, мешали истребители и зенитки немцев, которыми плотно прикрыли базу.
Задачу выполнил 12.09.1943 г. командир эскадрильи 118 орап ВВС ВМФ капитан Л.И.Елькин, один из лучших авиаразведчиков Северного флота. У него был "Спитфайр" PR IV, доработанный англичанами установкой на левом борту за кабиной фотоаппарата, смотрящего вбок, перпендикулярно направлению полета. Это позволяло вести перспективную съемку и при необходимости работать с малых высот. Елькин добрался до Альтен-фьорда в сильный дождь, подойдя к немецкой базе со сторону суши. Ему пришлось ждать около получаса, пока облачность хоть немного рассеется. И только тогда он пронесся над самой водой, поймав корабли в кадр бокового фотоаппарата. Зенитки немцев не смогли поразить стремительно летящую на малой высоте машину. На бреющем Елькин и вернулся к вечеру на свой аэродром.
Использовав добытые отважным разведчиком данные, английские подводники поразили главные турбины немецкого линкора.
Источники информации:
1. Котельников В. Один и без оружия. — Мир Авиации, 1993, No. 1.
10.05.1944 г. экипаж самолета Пе-3 118-го рап ВМФ (летчик ст. лейтенант Н.Я.Турков), производя воздушную разведку вдоль побережья Северной Норвегии, в 18 час. 40 мин. на меридиане мыса Сверхольт-клубб обнаружил конвой противника в составе 6 транспортов, 4 эсминцев, 4 тральщиков, 8 сторожевых кораблей и 6 катеров, идущий курсом на восток 10-узловым ходом.
Командующий ВВС Северного флота генерал А.X.Андреев принял решение разгромить конвой. Командирам 5 мтад ВМФ полковнику Н.М.Кидалинскому, 6 иад ВМФ генерал-майору авиации Н.Т.Петрухину и 46 шап ВМФ майору П.М.Михайлову было приказано нанести удар по конвою противника минно-торпедной авиацией в районе Конгсё-фиорда, штурмовой авиацией — южнее Вардё. Истребители 6 иад ВМФ должны были обеспечивать действия ударной авиации.
В соответствии с решением командующего были созданы тактические группы для нанесения трех ударов.
Первой вылетела на боевое задание группа майора А.Н.Волошина из 6 торпедоносцев Ил-4, 7 легких бомбардировщиков "Киттихаук" и 5 истребителей "Аэрокобра". В 1 час 29 мин. 11.05.44 г. в районе Конгсё-фиорда ведущий группы обнаружил конвой противника, известил по радио самолеты группы и пошел на сближение с целью. Торпедоносцы сбросили по кораблям конвоя 6 торпед. Ими был потоплен транспорт водоизмещением 6 тыс. т и поврежден сторожевой корабль. Бомбардировщики "Киттихаук" также сбросили бомбы по транспортам конвоя. Истребительного прикрытия над целью не было. Патрулировавшие над кораблями 2 Bf-109 при появлении наших самолетов ушли в сторону берега. Советские самолеты над целью обстреливались сильным огнем зенитных установок кораблей.
Вторая группа майора С.К.Литвинова в составе 4 торпедоносцев "Бостон", 6 бомбардировщиков "Киттихаук" и 10 истребителей "Аэрокобра" по тому же конвою сбросила 8 торпед. Торпедами потоплен сторожевой корабль и поврежден транспорт водоизмещением 6 — 8 тыс. т. "Киттихауки" с пикирования сбросили бомбы по кораблям охранения, после чего обстреляли их пулеметным огнем. Истребители "Аэрокобра" встреч с противником не имели.
Третья группа старшего лейтенанта С.С.Рольбина в составе 6 Ил-2, 6 Як-9 и 6 "Киттихаук" в 4 час. 00 мин. в районе Сюльте-фиорда с пикирования нанесла бомбоудар по судам конвоя и потопила сторожевой корабль. Огнем зенитной артиллерии кораблей противника был сбит 1 "Киттихаук" и повреждено 3 Ил-2. При отходе от цели советские истребители прикрытия вели воздушный бой с 16 истребителями Bf-109 и Fw-190. В этом бою противник потерял 3 "Мессершмитта".
За конвоем вели непрерывное наблюдение воздушные разведчики. В 7 час. 15 мин. по радио на командном пункте ВВС флота было получено сообщение: "Конвой проходит Буссе—Сунд". Начальник штаба ВВС флота генерал-лейтенант авиации Е.Н.Преображенский приказал командирам частей срочно создать 5 тактических групп и нанести повторный удар по конвою противника. Одновременно для блокирования близлежащих вражеских аэродромов запрашивалась группа самолетов-истребителей 7 ВА Карельского фронта.
Всего по конвою североморцы произвели 10 последовательных ударов с общим количеством 217 самолето-вылетов. В результате было потоплено 2 транспорта общим водоизмещением 10 тыс. т, 4 сторожевых корабля, повреждены тральщик, эсминец, сторожевой корабль и 3 транспорта. В воздушных боях сбито 8 Bf-109 и 1 Bf-138 (?). 33 истребителя "Аэрокобра" 7-й ВА блокировали аэродромы Дуостари и Салмиярви.
Североморцы потеряли 6 самолетов: 1 "Бостон", 1 Ил-2, 3 "Киттихаук" и 1 "Аэрокобра".
По количеству примененных средств и продолжительности воздействия по конвою этот удар был наиболее мощным по сравнению со всеми ранее проведенными. Конвой подвергался непрерывному воздействию нашей авиации в течение 11 часов. На транспорты конвоя было сброшено 28 торпед. Однако основной цели ударов все же достигнуть не удалось — из 6 транспортов было потоплено только два. Разгрому конвоя помешали сильное артиллерийское противодействие атакующим торпедоносцам с кораблей эскорта и разновременность ударов высотных и низких торпедоносцев. При организации ударов не были предусмотрены штурмовые действия для подавления ПВО кораблей охранения.
В последующие два дня по этим же транспортам, стоящим в порту Киркенес, в течение 6 часов было произведено еще два комбинированных удара. В ударах участвовало 152 самолета: 9 Ил-4, 24 Ил-2, 55 "Киттихаук" в варианте бомбардировщиков и 64 истребителя сопровождения. Кроме того, удар обеспечивали самолеты-истребители 7-й воздушной армии и самолеты-разведчики 118 рап ВМФ.
Результат двух последних ударов был весьма высоким: потоплены 2 транспорта, лихтер, баржа и сторожевой катер, повреждены 4 транспорта и каботажное судно.
Источники информации:
1. Иванов П. Н. Крылья над морем. — М.: Воениздат, 1973.