3-я вертолетная эскадрилья
Базирование: аэродром Кандагар (02.01.1980 - июль 1981г)
Матчасть: вертолеты Ми-8Т (борт.номера 10,15,22,26,34,44,45,46,47,48,49,50,71)
После ввода войск ТуркВО на территорию ДРА было принято решение оставить на аэродроме Кандагар на постоянной основе большую часть вертолетов Ми-8Т из состава 280 овп и все вертолеты эскадрильи п/п-ка В.Бухарина (7 Ми-8Т и 3 Ми-24А, позже все вертолеты Ми-24А были переданы вместе с экипажами в другие части ВВС 40А). Общее руководство объединенной эскадрильи было возложено на первого заместителя командира 280 овп майора В.Харитонова. В апреле месяце 280 овп перешел на новые штаты и ему было присвоено новое условное наименование - в/ч пп 17668, одновременно с этим необходимо было иметь уже две эскадрильи на вертолетах Ми-8 и постепенно началось их доукомплектование. Основу 3 ВЭ составили экипажи, прибывшие из Кагана (В.Харитонова, А.Юсова, В.Сидорова, Л.Вакуленко, Г.Харина, В.Лямцева, М.Грошева, В.Гавриленко, А.Кихней), а также оставшиеся экипажи кадровых военных из эскадрильи п/п-ка В.Бухарина (Б.Реджепова, В.Нечаева, С.Ашурова, С.Мухитдинова). После убытия п/п-ка В.Бухарина на формирование 50 осап (зам.ком-ра по ЛП), эскадрилью возглавил м-р В.Сидоров. На доукомплектование 3ВЭ прибыло большое количество подготовленных экипажей штатными звеньями и парами из ЗабВО (Нерчинск, Могоча), ДВО (Магдагачи, Обор), КВО (Александрия) и ЛенВО (Прибылово). География боевого пути эскадрильи в первое время (1980 год) не имела четких границ, поэтому значительная часть экипажей принимала участие в операциях в различных районах Афганистана (Газни, Шинданд, Чагчаран, Герат, Фарах и др.), а также в первых высадках десантов в Кунарской долине (февраль и май 1980г.) и, конечно же, непосредственно в районе Кандагара. Значительную часть боевого опыта было приобретено, действуя и в интересах командования ВС ДРА по огневым и транспортным задачам.
Первый боевой вылет с применением оружия по реальному противнику экипажи эскадрильи (В.Бухарин на Ми-24А, С.Ашуров на Ми-8Т) совершили 4 января 1980 г. в районе гидроплатины на р.Гельменд в 110 км северо-западнее Кандагара. В ходе боевых вылетов по различным задачам экипажи приобрели неоценимый опыт полетов в горах и пустыне, используя новые тактические приемы и виды боевого маневрирования, выходящие за рамки разрешенного Инструкцией по эксплуатации вертолета Ми-8Т. В феврале-марте 1980 года под руководством м-ра В.Харитонова и к-на А.Юсова на аэродроме Газни и Кандагар были организованы первые полеты по освоению боевого маневрирования с закритическими углами крена и тангажа на малых высотах. Полученный опыт позже передавался новым экипажам, прибывавшим из СССР на доукомплектование полка.
В первый год боевого пути эскадрильи налет экипажей составлял от 40-50 до 80-90 часов в месяц, а годовой налет некоторых экипажей достигал более 400 часов. Значительная часть летчиков и борттехников была высоко оценена Правительством Советского Союза, многие были награждены орденом "Красной Звезды", несколько летчиков - орденом "Красного Знамени", а также медалями "За Боевые заслуги" и др. наградами.
Личный состав: первоначально все летчики и техники эскадрильи были исключительно из Кагана. С 21-го июня 1980 г. эскадрилья доукомплектована экипажами из 112-го отбвп г.Нерчинск, откуда прибыло два звена - 24 человека (по результатам командировки 16 человек из 112-го отбвп награждены боевыми орденами и медалями, включая 4-х человек посмертно). Так же прибывали отдельные летчики из Прибылово и Могочи для подмены на время отпусков основного состава.