Согласно Директиве заместителя наркома обороны СССР от 21 сентября 1942 года на базе 1-й авиационной эскадрильи отдельного авиационного транспортного полка особого назначения (ОТАП ОН) ВВС Красной Армии 7 октября 1942 г. был сформирован 2-й транспортный авиационный полк в составе двух эскадрилий (на трехэскадрильный состав полк был переведен 1 февраля 1943 г.). Вновь сформированный полк вошел в состав 2-ой авиадивизии особого назначения (2-я АДОН). Приказами командира 2-й АДОН назначены временно исполняющими обязанности: командира 2-го ТАП ОН – майор Лысенко Константин Иосифович; начальника штаба 2-го ТАП ОН – подполковник Борсук Федор Семенович.
На вооружении полка состояли самолеты Ли-2 и С-47. Они эксплуатировались в полку до 1963 г.
С октября 1942 года и до окончания Великой Отечественной войны 2-й ТАП выполнял оперативные задания ВВС Красной Армии по перебазированию летного и технического состава штабов и технического имущества маршевых полков, по доставке срочных грузов в интересах Управления технического снабжения ВВС Красной Армии в Воздушные армии (1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю, 6-ю, 8-ю, 10-ю, 14-ю, 15-ю, 16-ю и 18-ю). Летчики полка оказывали помощь населению блокированного Ленинграда, доставляли в город продовольствие, вывозили больных, раненых, а также возили вооружение и дефицитные материалы. Экипажи полка неоднократно летали на партизанские аэродромы, в частности, совершали посадки в расположении партизанского соединения С.А. Ковпака.
Летчики 2-й эскадрильи 2-го ТАП ОН после боевого вылета. 1942 г.
Руководящий состав 2-го ТАП ОН. 1943 г. В первом ряду в центре командир полка подполковник Зотов Н.А.
Вручение боевого знамени 2-му ТАП ОН. 1943 г.
Погрузка продуктов для осажденного Ленинграда
В апреле 1943 года экипаж капитана Дудкина, доставляя партизанам боеприпасы, был обстрелян зенитной артиллерией, а затем атакован ночными истребителями противника. Командир самолета маневром вывел самолет из зоны обстрела, а стрелок – старшина Василенко – двумя пулеметными очередями сбил вражеский истребитель. Экипаж успешно выполнил боевое задание.
17 октября 1943 г. самолет лейтенанта Федорова, доставляя груз к линии фронта, был атакован и подожжен истребителем противника. Экипаж произвел вынужденную посадку, ликвидировал пожар на самолете, а затем успешно выполнил боевое задание.
Экипаж капитана Могильного, приземлившись в непосредственной близости от линии фронта, прямо с самолета заправлял топливом наши танки, которые сразу шли в бой.
26 апреля 1944г. экипаж летчика Шупаковского выполнял задание по доставке боеприпасов партизанам. Посадочная площадка находилась под обстрелом противника. При выполнении посадки был убит командир экипажа. Второй пилот Шевцов произвел посадку, обеспечил выгрузку боеприпасов и взлетел под непрерывным обстрелом. В довершении всего на обратном маршруте у самолета отказал поврежденный мотор, но Шевцов сумел приземлиться на своей территории.
За годы Великой Отечественной войны экипажи 2-го ТАП произвели 27806 боевых вылетов. Общий налет полка составил 39474 часа. Перевезено 47415 человек, в том числе 125 генералов, 22233 офицера, 9796 сержантов и рядовых. Доставлено 8452 тонны грузов. Общая протяженность маршрутов составила 8090617 км. Свыше 200 солдат и офицеров полка были награждены орденами и медалями.
До февраля 1943 г. полк базировался в Монино, с февраля 1943 г. по июнь 1944 г. – в Чкаловской, затем – снова в Монино. В феврале 1945 г. полк перебазировался на аэродром Медвежьи Озера.
В 1945-1949 гг. 2-й транспортный авиационный полк выполнял:
– правительственные задания в интересах ЦК ВКП (б), Совета Министров СССР, министерства иностранных дел, министерства государственной безопасности, министерства кинематографии;
– оперативные задания Генерального штаба, Главного штаба ВВС, Управления технического снабжения по доставке пассажиров, технического имущества, различных грузов военным округам Московскому, Ленинградскому, Прибалтийскому, Прикарпатскому; Воздушным армиям – 4-й, 14-й и 16-й, а также советским войскам в Германии.
За четыре года экипажи 2-го ТАП выполнили 7239 самолето-вылетов, налетав 18177 часов, было перевезено 20596 человек и 1811 тонн грузов. Длина маршрутов составила 4 287 249 км.
С февраля 1947 г. полк базировался на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве.
В 1948 г. одна эскадрилья полка освоила двухмоторные транспортно-пассажирские самолеты Ил-12. «Илы» оставались на вооружении полка всего четыре года: в 1952 г. 14 самолетов Ил-12 переданы из полка в другие части, взамен полк получил 16 самолетов С-47 и 9 самолетов Ли-2.
С 7 по 24 октября 1948 г. восемь экипажей полка по заданию Совета Министров СССР оказывали помощь населению Ашхабада, пострадавшему от катастрофического землетрясения. Было выполнено 70 самолето-вылетов с налетом 225 часов 38 мин., из них 10 полетов ночью; перевезено: 91 медработник, 350 человек населения города, 8 тонн медицинского имущества и 23 тонны различных грузов.
Командир 2-го ТАП ОН майор Городилов Я.С. ставит боевую задачу. 1943 г.
Командир эскадрильи 2-го ТАП ОН майор Плеханов и командир корабля старший лейтенант Бондарев у самолета Ли-2. Монино. 1943 г.
В 1948-1949 годах экипажи полка выполняли особо важное Правительственное задание по освоению полетов в Арктике. Здесь летали самолеты Ил-12. В первой «командировке», со 2 апреля по 14 мая 1948 г., принимали участие экипажи майора Севастьянова, старших лейтенантов Шаца и Красикова. 6 мая 1948 г. экипаж майора Севастьянова И.Г. на самолете Ил-12 достиг Северного полюса.
Всего в Арктике выполнен 61 полет с налетом 251 час 42 мин., из них 127 часов – в СМУ. Перевезено 194 человека, 24 тонны груза, протяженность маршрутов составила 66467 км.
Восемь Ил-12 полка выполняли задания по освоению Арктики в мае-июне 1949 г. Работа экипажей Ил-12 была высоко оценена Правительством: Указом Президиума ВС СССР от 6 декабря 1949 г. за выполнение специального задания Правительства СССР по освоению Арктики заместителю командира 1-й авиационной эскадрильи майору Севастьянову Ивану Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза, еще 31 человек, в том числе командиры экипажей капитаны Жилин и Харагезов, старшие лейтенанты Глинский, Красиков, Шац, Шичко и лейтенант Турин, награждены орденами и медалями.
В апреле, июне – июле, октябре – ноябре месяцах 1949 года полк вел разведку погоды по обеспечению первомайского и ноябрьского парадов и воздушного парада в честь дня авиации. Выполнено 359 самолето-вылетов с налетом 715 час 50 мин.
Экипажи летали за границу едва ли не с момента формирования полка. Естественно, что в годы войны «заграница» представляла собой глубокий тыл врага, а в первые послевоенные годы полеты выполнились в интересах советских войск, находившихся на сопредельных территориях.
В 1949 г. полк впервые по-настоящему вышел на международную арену: в июне экипажи старших лейтенантов Савенкова и Глинского выполнили три задания по обеспечению работы последней Парижской сессии Совета Министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая (выполнено 7 полетов с налетом 39 часов). В том же году экипаж капитана Иванова выполнял задания военно-медицинского управления на территории Китая (22 полета с общим налетом 66 ч 14 мин). Экипаж капитана Верейкина летал в Чехословакию по заданиям министерства Госбезопасности и торгпредства СССР.
Десантирование людей и грузов не относилось к числу приоритетных для 2-го ТАП ОН задач, тем не менее в 1949 г. экипаж капитана Жилкина обеспечил сборы начальствующего состава парашютно-десантной службы ВВС.
2 февраля 1949 г. 2-й ТАП ОН директивой штаба Московского военного округа был переименован в 708-й авиационный транспортный полк особого назначения.
Война окончилась, но работа авиаторов всегда связана с риском. Как это ни печально, но аварии, летные происшествия и катастрофы неизбежны. Первая в послевоенные годы в полку катастрофа случилась в 1951 г., когда при заходе на посадку в сложных метеоусловиях разбился С-47 из 2-й эскадрильи. Молодой пилот лейтенант Лучин неправильно рассчитал заход на посадку, а инструктор – заместитель командира 2-й АДОН полковник Смирнов – вовремя не вмешался в управление. Все находившиеся на борту погибли.
В 1957 г. началось освоение новой техники – самолетов Ил-14. Первым переучился руководящий состав полка, в августе – 1-я эскадрилья, в сентябре – 2-я. К концу года на Ил-14 переучились 33 экипажа. Некоторое количество самолетов Ли-2 и Си-47 сохранилось даже после поступления Ил-14.
В начале 1959 г. полк перебазировался на Главный аэродром страны – «Шереметьевский».
Конец 50-х – начало 60-х годов отмечен печально знаменитыми реформами Хрущева. Под жернова тех реформ попал один из самых элитных полков ВВС – 708-й ТАП ОН. Полк лишился престижной «прибавки» «Особого Назначения» в наименовании, став обычным полком военно-транс- портной авиации. Место дислокации в июне 1960 г. изменилось с престижного Шереметьева на азербайджанский Кировобад. Фактически на 100 % обновился личный состав полка.
Можно даже говорить о том, что полк был сформирован заново на новом месте. Личный состав набирался из числа летных и технических экипажей 188-й бомбардировочной авиадивизии (всего в полк собрали представителей 26 авиационных частей фронтовой бомбардировочной авиации), а командиром был назначен бывший командир 650-го бомбардировочного авиаполка полковник П.Д. Панасов.
16 августа 1960 г. 708-й ТАП ОН официально переименовали в «708-й военно-транспортный авиационный полк (708-й ВТАП)». Пилотам бомбардировщиков, попавшим в 708-й ВТАП, еще повезло – они продолжали летать, в то время как многие их коллеги пересели с самолета на трактор или на самосвал, то есть стали механизаторами и шоферами…
Полк на параде в г.Кировобаде
Для экипажей Ил-28 освоение нового для них транспортного Ил-14 особых трудностей не составило, тем не менее на новую матчасть пришлось переучиваться «настоящим образом». До конца 1960 г. на Ил-14 переучились 27 экипажей, летавших ранее на бомбардировщиках Ил-28. Еще 18 экипажей освоили Ли-2.
Практически сразу после освоения Ил-14 полк приступил к выполнению поставленных перед ним задач, в том числе и «особого назначения». Так, с апреля по октябрь 1961 г. шесть экипажей, возглавляемые заместителем командира полка подполковником А. А.Калугиным, перегнали в Индию 24 самолета Ил-14, где передали их представителям индийских ВВС.
В 1961 г. полк впервые обеспечивал учения 104-й воздушно-десантной дивизии. С этой дивизией полк будет связан многие годы, да и приоритетной задачей части теперь стали полеты на десантирование. Не раз и не два авиаторы помогут десантникам, а десантники авиаторам.
60-е годы – разгар Холодной войны, а Кавказ не самый простой для пилотирования географический регион. «Осуществляя полеты в сложных климатических, географических и метеорологических условиях, экипажи успешно справились с заданиями, проявив большую выносливость, летное мастерство, высокую воинскую дисциплину и бдительность». «Проводя индивидуально-воспитательную работу с рядовым, сержантским и офицерским составом, командиры, начальники, политработники, секретари и члены партийных и комсомольских бюро авиаэскадрилий воспитывали их в духе высокой коммунистической морали, здорового быта, прививали личному составу смелость, отвагу, честность, правдивость, принципиальность, а также чувство жгучей ненависти к американо-английским империалистам – злейшим врагам Советского народа, готовящим мировую войну».
С 21 сентября по 17 октября 1961 г. экипажи майора Чивкунова, капитана Любарского и старшего лейтенанта Лесина выполняли задания ГШ ВВС на территории Польши, ГДР и Чехословакии по обеспечению мероприятий, проводимых штабом Главнокомандующего вооруженных сил стран-участниц Варшавского договора. Было перевезено 173 военнослужащих и 12 т груза.
Как известно, после окончания Второй мировой войны разгорелась борьба угнетаемых народов за освобождение от колониального гнета, в результате чего в мире образовалось немало «горячих точек», которые и точками-то называть неудобно. В Индокитае разгорелась самая настоящая война.
СССР поддерживал антиколониальное движение по всем линиям: политической, экономической, военной. 708-й ВТАП принимал участие в оказании военно-технической помощи. В случае Лаоса правильнее говорить скорее о гражданской войне. По одну сторону баррикад здесь находилось «законное» правительство, поддерживаемое США, по другую – Национальный фронт освобождения Лаоса Патет Лао. Однако все было далеко не так просто, «картинка» представляла собой больше паззлы, чем «черно- белую фотографию». 1959 год завершился успешным наступлением, предпринятым подразделениями правительственных войск против Патет Лао. Наибольшую активность в ходе наступления правительственных войск проявлял 2-й парашютно-десантный батальон капитана Конг Ле. 9 августа 1960 г.,
после нескольких месяцев затяжных боев, Конг Ле решил взять ситуацию в свои руки. Пока большинство правительственных сановников находились в Луанг-Прабанге на похоронах короля, 2-й парашютно-десантный батальон занял столицу Лаоса Вьентян. Затем Конг Ле объявил о намерении образовать нейтральное правительство, открытое как для участия роялистов, так и коммунистов из Патет Лао. К столице Лаоса начали стягиваться отряды Патет Лао. Снабжение этих отрядов осуществлялось по воздушному мосту из Северного Вьетнама военно-транспортными самолетами с советскими экипажами.
Понятно, что полеты осуществлялись в обстановке секретности, хотя для Запада не составляло тайны кто возил оружие отрядам Патет Лао. После ряда сражений, в которых чаши весов колебалась в обе стороны, в мае 1962 г. отряды Патет Лао нанесли решительное поражение правительственным войскам. Президент США Дж. Ф. Кеннеди направил в Таиланд 5000 солдат в рамках программы оказания помощи Королевскому правительству. К июню боевые столкновения прекратились, было сформировано второе коалиционное правительство из роялистов, нейтралистов и коммунистов Патет Лао.
США пошли на уступки новому составу правительства Лаоса и вывели из страны своих военных советников и группу помощи к 6 октября 1962 г. Именно события 1962 г. позволили в дальнейшем наладить знаменитую тропу Хо Ши Мина из Северного Вьетнама в Южный. Большей частью тропа проходила по территории Лаоса. Как ни странно, но вклад советской военно-транспортной авиации в создание Тропы весьма значителен…
В 1962 г. 20 экипажей полка на самолетах Ли-2 и Ил-14 во главе с командиром полка гв. полковником П.Д. Панасовым выполняли с территории ДРВ перевозки и выброску грузов на аэродромы и посадочные площадки Лаоса. За 10 месяцев было выполнено 3879 боевых вылетов (1349 на самолетах Ил-14 и 2530 на самолетах Ли-2) с налетом 9480 часов. Перевезено 15834 человека и 2327 т грузов. Сброшено на парашютах 286 т грузов. Посадки и сброс грузов выполнялись на площадки Конь Донг Тюм, Вань Тьян, Луанг Пробанг, Нам Та, Вам Нам Бак, Муонг Сай, Фонг Сам, На Мо, Муонг Хай, Нга Насонг, Ти Том, Фу Сонг, Ванг Виенг.
Летный состав полка в Лаосе
Перед отправкой в Лаос, г. Кировобад
В ходе боевых вылетов самолеты майора Чивкунова, капитанов Большакова, Лесина, Будовского, Надеждина, Бондарева были обстреляны зенитной артиллерией мятежников и получили пробоины, самолет капитана Карпова подвергся атаке истребителя мятежников. Четверка Ил-14, ведомая майором Агафоновым, 8 февраля при выброске грузов на площадку На Мо была атакована парой самолетов АТ-6. В Историческом формуляре полка указано, что самолет принадлежал ВВС США, на самом деле самолет принадлежал ВВС Лаоса, а пилотировал его, скорее всего, летчик-доброволец из Таиланда. В результате обстрела из пулеметов и пуска неуправляемых ракет Ил-14 майора Агафонова получил повреждения (позже в самолете насчитали 36 пробоин), находившийся на борту начальник связи эскадрильи капитан A.M. Давыдов был тяжело ранен. Благодаря мужеству и высокому летному мастерству экипаж выполнил задание и благополучно произвел посадку на запасном аэродроме в Дьен Бьен Фу. Указом Президиума ВС СССР от 22.08.1962 г. майор Агафонов награжден орденом Красного Знамени, члены экипажа – орденами Красной Звезды,
После выполнения задания весь личный состав группы награжден правительством ДРВ медалью «Дружба».
В марте 1963 года в полку началась теоретическая подготовка к освоению турбовинтового самолета Ан-8, а в середине мая начались полеты на новой машине.
К 1 августа (установленный командованием срок) полк в основном закончил переучивание – к полетам на Ан-8 было подготовлено 27 экипажей, а к концу года переучились все 32 экипажа; к десантированию парашютным способом войск и грузов днем и ночью в ПМУ было подготовлено 27 экипажей. С 1 августа полк приступил к полетам на Ан-8 по курсу боевой подготовки. Помимо обеспечения учений подразделений 104-й вдд, полк стал работать с подразделениями спецназа.
За время двухлетней эксплуатации Ан-8 в полку произошли две катастрофы: одна из-за ошибки экипажа, вторая по причине конструктивно-производственного дефекта. Экипажи капитанов В.И.Путина и Сидорова погибли. 13 апреля 1964 г. разбился Ан-8 командира корабля капитана В.И. Путина. При выполнении снижения с высоты 5100 до высоты 1500 м для прохода над аэродромом Кировобад самолет столкнулся с одной из вершин Главного кавказского хребта.
Самолеты Ан-8 особой популярностью в войсках не пользовались и на вооружение в массовом количестве не поступали. «Рабочей лошадкой» ВТА стал Ан-12, первый по-настоящему массовый советский военно-транспортный самолет.
Освоение Ан-12 началось в апреле 1965 г. с теоретической подготовки, а с 24 мая начались полеты по подготовке инструкторских экипажей и всего летного состава полка. К 1 сентября 1965 года (установленный командованием срок) было подготовлено 32 экипажа – 100 %.
Со 2 сентября полк приступил к посамолетах Ли-2 и Ил-14 во главе с командиром полка гв. полковником П.Д. Панасовым выполняли с территории ДРВ перевозки и выброску грузов на аэродромы и посадочные площадки Лаоса. За 10 месяцев было выполнено 3879 боевых вылетов (1349 на самолетах Ил-14 и 2530 на самолетах Ли-2) с налетом 9480 часов. Перевезено 15834 человека и 2327 т грузов. Сброшено на парашютах 286 т грузов. Посадки и сброс грузов выполнялись на площадки Конь Донг Тюм, Вань Тьян, Луанг Пробанг, Нам Та, Вам Нам Бак, Муонг Сай, Фонг Сам, На Мо, Муонг Хай, Нга Насонг, Ти Том, Фу Сонг, Ванг Виенг.
Подготовка к десантированию. 1967 г.
На учениях "Щит-72" взлетает самолет 708-го полка. Витебск.
Проверкой уровня подготовки экипажей Ан-12 стало участие полка в показном учении «Северский Донец», проведенном в 1966 году. На учениях с самолетов Ан-12 десантировано парашютным способом 17 358 человек, 40 единиц боевой техники, 128 ящиков с боеприпасами. Более 20 лет полк успешно выполнял различные задачи на самолетах АН-12 без летных происшествий по вине летного состава.
С 25 июля по 5 сентября 1968 года полк принимал участие в чешских событиях, получивших название учения «Дунай». В ходе «учений» 25 полковых Ан-12 доставили с аэродрома Рось на аэродром Брно личный состав ВДВ (772 человека), 19 единиц боевой техники, 24 автомобиля, 60 т грузов. Затем полк выполнял перевозки в интересах войск из Советского Союза в Чехословакию.
В 1969 г. полк принимал активное участие в известной операции «Сено» – 18 самолетов Ан-12 с аэродромов Чимкент и Ташкент десантировали беспарашютным способом сено отарам мелкого рогатого скота, дислоцированным на территории Туркестанского военного округа. Выполнено 692 самолето-вылета, благодаря которым овцы, имевшие счастье обитать на территории округа, получили 3000 т сена. Остался вопрос – то сено получилось часом не дороже баранины и каракуля?
В 1979 г. личный состав полка освоил практическое бомбометание с самолетов Ан-12 при помощи ленточных транспортеров ТГ-12МВ. Первыми (и, вероятно, последними) Ан-12 в качестве бомбовоза применили индусы. В ходе индо-пакистанской войны 1971 г. самолеты Ан-12 ВВС Индии использовались в качестве ночных бомбардировщиков. Импровизированные бомбовозы брали на борт до 16 т бомб, которые сбрасывались через кормовой люк фюзеляжа посредством ленточных транспортеров.
Опыт индо-пакистанского вооруженного конфликта оказался востребован в советских ВВС, таким образом Ан-12 стал полноценным наследником Ли-2, который применялся и в качестве транспортного, и как бомбардировщик. Другое дело, что в боевой обстановке советские Ан-12 в роли бомбовозов не выступали никогда.
В 1979 – 1986 гг. экипажи полка выполняли боевые задания по перевозке войск, боевой техники и средств материального снабжения в Афганистан с советских аэродромов (Мары, Фергана, Ташкент). С 7 февраля по 28 апреля 1980 г. 25 экипажей полка летали в Афганистан с аэродромов Мары-2 и Фергана. С 20 января по 20 июля 1985 г. в Баграме базировалась одна эскадрилья полка (восемь Ан-12) – экипажи майоров Ладнова В.Г. и Жукова В.П., капитанов Кострыкина В.А., Ле- щенко Н.Н., Сабурова И.Б., Хомутовского А.Б. и Чижмака В.Д.
Перевозки выполнялись по всему Афганистану. Об объемах перевозок дают представлеиие следующие цифры: только за первую половину 1985 г. из Ташкента в ДРА было выполнено 4859 полетов, перевезено 14 858 т грузов и 54 765 человек! С 21 сентября 1985 г. по 12 октября 1985 г. экипажи майора Ю.К. Черепушкина и В.В. Безменова выполнили 108 полетов с аэродрома Кабул, перевезли 691 т груза и 1308 человек. Первую половину 1986 г. большая часть полка постоянно базировалась в Ташкенте.
Подготовка к десантированию боевой техники
Экипаж подполковника Храмцова среди афганских военных. Кабул.
29 ноября 1986 г. экипаж капитана Хомутовского А.Б., выполняя на самолете Ан-12 перелет из Кабула в Дже- лалабад с грузом НАР С-24, был обстрелян душманами. В результате прямого попадания зенитной ракеты самолет взорвался, экипаж погиб. Указом Президиума ВС СССР за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых задач, командир корабля капитан Хомутовский А.Б. награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Члены экипажа лейтенант Вологжанинов А.С., старшие лейтенанты Кухта Ю.А., Григоров Д.Н., Андре- енко С.И., прапорщики Мамедов Ш.М. и Черкасов В.Н. награждены орденами Красной Звезды (посмертно).
«Второе пришествие» в Афганистан состоялось в 1990 г., когда гражданские пилоты отказались летать на афганские аэродромы после случаев обстрела транспортных самолетов Аэрофлота талибами.
В 1990-1991 годах экипажи полка в составе двух групп по пять самолетов с аэродрома Ташкент выполнили 325 рейсов в Афганистан по программе «Воздушный мост». В одном из перелетов над афганской территорией самолет майора Н.Кашина получил пулевые пробоины, но задание успешно выполнил. Отмечались случаи пуска по самолетам полка ПЗРК «Стингер», но, к счастью, ракеты уводили за собой отстреливаемые с самолетов И К ловушки.
Полеты в Афганистан выполнялись и в 2002 г. В 2003 г. в Афганистан из Чкаловской выполнялись перевозки людей и грузов российской дипломатической миссии. Полеты в Афганистан считались и считаются самыми сложными, причем вовсе не из-за вероятных обстрелов, а из-за практически нулевого навигационного обеспечения посадок в Кабуле.
«Второе пришествие в Индокитай» экипажей 708-го ВТАП состоялось раньше. В 1982 г. 1-я эскадрилья полка была подготовлена для выполнения специальных заданий Советского Правительства во Вьетнаме. С 29 июня 1982 г. по 24 июня 1983 г. отряд на самолетах Ан-12 работал в Социалистической Республике Вьетнам. Командиром отряда был назначен заместитель командира 708-го ВТАП по летной подготовке подполковник А.К. Коор.
Основным аэродромом базирования являлась бывшая американская база Тан Сон Нат, расположенная недалеко от Хо Ши Мина (бывший Сайгон). В Тан Сон Нате базировались три Ан-12, ТЭЧ и 75 человек личного состава. Самолеты полка также базировались в Дананге – два Ан-12 и 27 человек. Выполнялись полеты в Ханой и обратно с грузами торгово-бытового назначения, советскими специалистами и личным составом Вьетнамской Народной армии.
Подготовка к полетам машин 963-го уап. Март 1963 г.
У Су-7Б летная группа летчика-инструктора ВТ. Пугачева – курсанты Максимов, Дьяченко, Афанасьев.
Из Дананга Ан-12-е летали в Лаос, перевозили боеприпасы, строительные материалы, технику для народной армии Лаоса. Во Вьетнаме экипажи полка работали «вахтовым» методом, срок командировки – один год. Так, с 18 июня 1983 г. по 19 июня 1984 г. во Вьетнаме находилось пять экипажей и три самолета Ан-12.
В 1982-1984 годах эскадрилья полка на самолетах Ан-12, базируясь в городе Хошимине (ДРВ), перевозила специальные грузы, техническое имущество, строительное оборудование, а также боеприпасы, запчасти для боевой техники и средства связи для народной армии Лаоса. Отряд окончательно вернулся из Вьетнама в 1987 г.
Как известно, новейшая боевая техника поступала в части Советской Армии, направленные на выполнение боевых задач на Европейском ТВД, поэтому «закавказский» полк с освоением турбореактивных Ил-76 подзадержался.
Осенью 1986 года в Иваново началась теоретическая подготовка летного состава полка к освоению военно-транспортного самолета третьего поколения ИЛ-76МД. Первой переучивалась 1-я эскадрилья, с 21 октября по 26 декабря. Личный состав 2-й эскадрильи переучивался в Иваново с 25 февраля по 30 апреля, 3-й эскадрильи – с 10 июля по 1 1 сентября. 31 января 1987 года в полк поступили два самолета № 713 и №714. В торжественной обстановке первый самолет № 713 был вручен экипажу майора Попова С.В. 13 февраля 1987 года экипажи первой эскадрильи начали полеты на новом самолете, 1 июня – экипажи второй эскадрильи, а в октябре – экипажи третьей эскадрильи. Полк получил 22 самолета Ил-76МД, в другие части передано 39 самолетов Ан- 12.
В 1988 году освоение Ил-76МД было успешно завершено. Зачетный полет в составе эскадрильи ночью выполнен: 1 втаэ – 15 марта; 2 втаэ – 29 марта; 3 втаэ – 5 апреля 1988 г. Перевооружение с Ан-12 на Ил-76МД полк завершил в 1988 г.
Середина 80-х годов отмечена целой серией промышленных и природных катастроф, самыми крупными из которых стали Чернобыль и землетрясение в Армении. В мае 1986г. полк выполнял задачи по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, перевезя 10 052 человек и 321 т груза.
С декабря 1988 по апрель 1989г. полк участвовал в ликвидации последствий сильнейшего землетрясения в Армении. Выполнено 444 полета, перевезено 5220 человек и 1770 т грузов. За помощь в ликвидации последствий землетрясения 24 человека были награждены орденом «Красной Звезды», 18 человек – орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Почета – шесть человек, медалью «За боевые заслуги» – 13 человек.
В 1988 г. начались полеты в «горячие точки» тогда еще Советского Союза. Впрочем, полк и сам по себе дислоцировался в «горячей точке». Кировабад стал Гянджой. Практически весь 1988 г. экипажи полка летали в Нагорный Карабах, «туда» перевозили личный состав и боевую технику внутренних войск, «обратным ходом» – беженцев. В 1989 г. было выполнено более 250 полетов в Узбекистан, где разгорелся межнациональный конфликт в Ферганской долине между узбеками и турками-месхитинцами. В Подмосковье из Ферганы было вывезено более 10 000 беженцев.
Летчик-инструктор 1-го класса капитан Сергей Мамцев проводит розыгрыш полета на сложный пилотаж (а на деле – просто вместе с курсантами позирует для этого живописного снимка). 963-й уап, Таганрог, 1979 год
Январь 1990 г. – армяно-азербайджанский конфликт. Только личного состава внутренних войск было перевезено 14 870 человек…
Полк сам оказался в самом центре армяно-азербайджанского конфликта. Давление на личный состав шло с обеих сторон. А после развала Союза возросло давление и изнутри. Большинство прапорщиков традиционно набирается из местных жителей. В полку служило немало офицеров-азербайджанцев. Сразу после объявления Азербайджана независимым государством командный состав полка получил «лестные» предложения продолжить службу на старом месте, но в новой стране с повышением в званиях и должностях. К чести офицеров полка, на выгодные предложения не поддался никто.
В Баку существовало твердое намерение «приватизировать» ценную в плане будущей коммерческой выгоды часть. В отличие, скажем, от Киева, сумевшего удержать дислоцированные на территории Украины авиационные полки, политическая обстановка того времени в Азербайджане не отличалась стабильностью. Политические маневры позволили вывести полк в Россию со всем «движимым» и частью недвижимого имущества авиабазы.
Эвакуация началась еще до памятной многим «Беловежской пущи» с вывоза в Россию семей военнослужащих. Самолеты забивались людьми и имуществом «под завязку» – оставался только узенький проход. Эвакуировали 215 семей, 459 человек.
Вывод полка проходил в апреле-мае 1992 г. Аэродром Гянджа в период перебазирования полка находился в кольце оцепления частей 104-й воздушно- десантной дивизии. Открытых попыток помешать выводу не предпринималось, но саботаж имел место быть: у самолетов «вдруг» спускали пневматики колес шасси, ломались блоки радиооборудования. Личный состав азербайджанской национальности к новому месту службы не стремился… Всего в ходе перебазирования из Гянджи в Таганрог было выполнено 230 рейсов, перевезено 2800 т грузов.
Поначалу не существовало ясности с новым местом базирования. Рассматривался аэродром Шадринск на Урале, но в конечном итоге полк перелетел в Таганрог, как выяснилось, из огня да в полымя. Если в Гяндже 708-й полк стоял непосредственно в «горячей точке», то Таганрог стал самым близким к Северному Кавказу аэродром базирования военно-транспортной авиации в России. Чаще 708-го ВТАП на Северный Кавказ в ВТА не летал никто.
Аэродром Таганрог – старая и неплохо оснащенная авиабаза. Здесь базировался 963-й инструкторский авиационный полк истребителей-бомбарди- ровщиков – учебный полк Ейского авиационного училища летчиков, есть авиаремонтный завод.
963-й учебный авиационный полк был сформирован после войны на базе 6-й отдельной морской авиационной эскадрильи при Ейском авиационном училище летчиков. В Таганроге полк базировался с 1960 г., тогда на вооружении полка состояли истребители МиГ-17. В 1961 г. на базе полка стали готовить пилотов истребителей-бомбардировщиков, а в 1962 г. полк получил первые самолеты Су-7Б. Освоение «самолета-ракеты» инструкторским составом шло без провозных полетов – спарок не было. Курсантов выпускали на Су-7Б после «провозных» на спарке МиГ-21У.
Самолеты МиГ-21 и Су-7Б в пилотировании, мягко говоря, несколько отличались. Первая группа курсантов завершила обучение на Су-7Б в 1964 г. Первые спарки Су-7УБ полк получил только в 1966 г. За освоение истребителя-бомбардировщика Су-7 инструкторским составом и качественную подготовку курсантов 963-й УАП первым среди учебных авиационных полков советских ВВС награжден орденом Красного Знамени. Случай – беспрецедентный: орден Красного Знамени вручался только воинским частям, имевшим Боевое Знамя. Учебные полки Боевого Знамени не имели.
Президиум Верховного Совета СССР Указом от 14 марта 1968 г. постановил вручить полку Боевое Знамя, а согласно Директиве ГШ ВВС полк стал именоваться «963-й учебный авиационный Краснознаменный полк ЕВВА- УЛ им. В.М. Комарова». С 1981 г. полк вел подготовку курсантов на истребителе-бомбардировщике Су-17. То время местные жители вспоминают с ужасом, а ветераны с восхищением и с ностальгией. Полк летал шесть дней в неделю почти круглосуточно. Аэродром расположен практически в городской черте Таганрога. Можно представить «радость» мирных поселян от постоянного рева авиационных двигателей. Говорят, были письма в Москву с просьбой убрать грохочущий аэродром куда подальше, сегодня подобных писем не пишут – причина отпала…
Су-7Б B.C. Михайлова
На территории авиаремонтного завода
963-й УАП был расформирован в ноябре 1994 г., его Боевое Знамя передано 16-му Краснознаменному штурмовому авиационному полку. Инструкторам 963-го УАП благодарно немало пилотов, имена которых, что называется, «на слуху». Курсантами в Таганроге летали летчики-испытатели С.Г. Близнюк, В.Г. Пугачев, Н.Ф. Садовников, В.Ю. Аверьянов, Л.Д. Лобас, С.Н. Мельников, М.О. Толбоев, командир первого палубного авиаполка Т.А. Апакидзе, летчики-космонавты В.А. Джанибеков, Ю.И. Онуфриенко, Г.И Падалко. Курсантом начинал в Таганроге свою карьеру нынешний Главнокомандующий ВВС авиации B.C. Михайлов.
В 1974 г. в возрасте 31 года полковник Михайлов стал самым молодым командиром авиаполка советских ВВС. 963-м полком будущий главком командовал до 1977 г. Стараниями командира в тот период на проходной авиагарнизона был установлен Су-7Б с бортовым номером «77». Сегодня о былой славе 963-го полка в Таганроге напоминает тот самый Су-7Б на проходной, да стенды в скромном, но очень «представительном» авиационном музее, расположенном на территории части.
Организация авиационного музея также не обошлась без Михайлова, который в то время в звании генерал- лейтенанта занимал должность командующего 4-й воздушной армией и … высшего политического руководства страны.
В начале 90-х годов самолетов резали немеренно. Одна из баз разделки находилась на Таганрогском АРЗ. Когда 708-й полк перебазировался в Таганрог, стоянки АРЗ представляли собой живописное зрелище – порядка трех сотен истребителей и истребителей-бомбардировщиков ожидали печальной участи. Разделка велась, естественно, под присмотром американцев. Как ни странно, американцам удалось сделать в Таганроге и доброе дело: по настоянию «наблюдателей», для них, была построена баня. О присутствии американцев постепенно забыли, но баня функционирует исправно! Из той «разделочной партии» в музей попали два Су-17 (боевой и спарка), МиГ-25БМ, а также МиГ-23МЛД, сохранивший «афганскую живопись» на воздухозаборниках.
Расположенный в Таганроге 325-й авиаремонтный завод ведет свою историю от 14-х передвижных ремонтных мастерских, сформированных в 1941 г. В Таганроге завод находится с 1948 г. В 50-е – 60-е г.г. завод ремонтировал легкие фронтовые истребители МиГ-15 и МиГ-17, штурмовики Ил-10, легкие самолеты Як-12 и Як-18. С 1968 г. 325-й авиаремонтный завод специализируется на ремонте самолетов военно-транспортной авиации. Ан-1 2 ремонтируют здесь до сих пор.
За без малого сорок лет на заводе прошли капитальный ремонт более 1100 самолетов Ан-12, и эта цифра еще далеко не окончательная. В 1991 г. АРЗ освоил капитальный ремонт самолетов Ил-76. Сегодня головным по капремонту 76-х стал АРЗ в Старой Руссе, в Таганроге отремонтировали всего пять Илов. Однако завод осуществляет ремонт бортового оборудование самолета Ил-76 – очень кстати для 708-го ВТАП.
За штурмонским столиком Сергей Самойленко – заместитель командира 2-й аэ по воспитательной работе, штурман корабля
Командир полка ставит задачу экипажу. Аэр. Воздвиженка, "Мобильность-2004"
Погрузка боевой техники во время учений "Мобильность-2004"
Помимо Ан-12 завод выполняет капитальный ремонт самолетов Ан-72 и J1-410. Многие летчики и инженеры 708-го полка после окончания воинской службы продолжают служить небу на 325-м АРЗ.
В силу ряда причин получилось так, что 708-й полк де-факто прибыл в «чистое поле», а не на обустроенную базу. Хороший аэродром с развитой инфраструктурой, но – учебный. Поначалу Илы стояли прямо на грунте, личный состав с семьями жил в палатках, а то и прямо в самолетах.
Хозяйственно-бытовые проблемы осложнялись серьезными потерями в людях. Азербайджанцы остались в Азербайджане, уехала в поисках лучшей доли на Украину и в Белоруссию часть украинцев и белорусов, да и россияне частью искали счастья в других местах. Тем не менее первые полеты с нового места базирования экипажи полка выполнили уже через несколько дней после официального завершения перебазирования. Самолеты вытаскивали с грунта на бетонку тягачами.
В 1994 и 1999 годах полк выполнял перевозки войск и боевой техники в район вооруженного конфликта в Чечне, в 1 996 г. – в Таджикистан, Молдавию, Абхазию.
Полеты в Чечню стали едва ли не рутинными. Непосредственно в Грозном садились только самолеты 708-го ВТАП. В «Первую чеченскую» из Грозного в Подмосковье были вывезены бойцы отряда «Русь». Во время событий в Беслане Ил из Таганрога оперативно доставил спецназ из Грозного в Буденовск.
Экипажи полка выполняли перевозки миротворческих сил в Югославию. Памятный бросок российского десанта на Приштину вызвал в 1999 г. немалый переполох по обе стороны Атлантики. Аэродром Приштина был захвачен «десантурой», но группировку десанта требовалось наращивать… или не наращивать. Восемь Ил-76 по тревоге перелетели из Таганрога в Дягилево под Рязань, где простояли почти две недели в ожидании команды на погрузку десанта для отправки в Косово. Команда так и не поступила. В Приштину Илы 708-го полка все-таки попали – в марте 2003 г. выполнялись перевозки российских десантников из Приштины на аэродром Мигалово.
Слева – ветеран полка подполковник В.В.Храмцев
Ил-76 708-го полка ВТ А садится на аэродром Кубинка
На аэродроме Украинка
Плакат с автографами "Стрижей"
Директивой Генерального Штаба от 7 апреля 1995 г. 708-й отдельный военно-транспортный авиационный полк и 192-й гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк были переформированы в 708-й отдельный гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк с передачей Боевого Знамени, почетных " наименований и ордена 192-го ВТАП.
192-й ВТАП был сформирован в марте-апреле 1942 г. на аэродроме Чкаловский как 102-й транспортный авиаполк 1-й транспортной авиадивизии. На вооружение поступили самолеты Ли-2. С июля 1942 г. полк именовался 102-м авиационным полком дальнего действия, выполняя как транспортные задания, так и полеты на бомбометание. В сентябре 1943 г. полк был награжден орденом Красного Знамени, в мае 1944 г. получил почетное наименование «Керченский», в ноябре 1944 г. преобразован в 32-й гвардейский. В 1946 г. в связи с передачей полка в военно-транспортную авиацию был изменен номер – с 32-го на 192-й. На вооружении полка состояли самолеты Ил-12, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ил-76. На момент расформирования 192-й гвардейский ВТАП базировался в Забайкалье, в Укурее.
В 1998 г. полк вошел в состав 3-й военно-транспортной авиационной дивизии. 1 сентября 2001 г. 708-й ВТАП выведен из боевого состава 3-й ВТАД и передан в непосредственное подчинение командования 61-й ВА ВГК (ВТА).
Командир полка полковник Кочергин В. Г.
Именной самолет полка "Таганрог"
В 2001 г. полк по итогам конкурса на лучшую воинскую часть по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы занял 2-е место в вооруженных силах России и 1-е место в ВВС и был награжден грамотой МО РФ.
Многочисленные командировки не отменяли выполнения заданий по курсу боевой подготовки ВТА и ВДВ. После длительного перерыва личный состав восстановился на полеты в боевых порядках и начал принимать участие в учениях ВДВ. Экипаж майора Ромашкина в сентябре 2003 г. впервые в полку десантировал парашютным способом боевые машины десанта БМД-3. В июне 2004 года полк в составе двух групп по 4 самолета участвовал в учениях «Мобильность-2004». В ходе учений выполнили задачу по переброске личного состава и техники войск на Дальневосточное стратегическое направление. Было перевезено
340 человек личного состава, три десантных бронетранспортера, четыре боевых машины пехоты, два автомобиля ГАЗ-66, два автомобиля «Урал» и пять КАМАЗов. Полеты выполнялись по маршруту Таганрог – Кольцово – Белая – Воздвиженка – Красный Ручей – Украинка.
Не прерывается деятельность полка на международной арене. В этом плане достаточно напряженной выдалась осень 2004 г. В сентябре экипаж одного из самых опытных пилотов 708- го ВТАП майора Храмцова (в настоящее время подполковник, заместитель командира полка по безопасности полетов) сопровождал в Китай и обратно МиГ-29 авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи». Тот полет положил начало дружеским отношениям между пилотами 708-го полка и летчиками «Стрижей».
В октябре экипаж подполковника Кизилова выполнял перевозки в рамках обеспечения визита Президента РФ В.В. Путина в Бразилию. «Под президента» экипажи полка начали летать чуть раньше, обеспечив поездку Путина в Мурманск в феврале 2002 г. «Штатно» визиты и поездки Президента обеспечивают экипажи тверского 196-го полка, так что привлечение к выполнению таких заданий таганрогцев является признанием летного мастерства экипажей и своего рода знаком особого доверия.
Немало командиров 708-го полка достигли высоких командных должностей: генерал-полковник Вячеслав Васильевич Ефанов в 1986 – 1997 г.г. командовал 61-й воздушной армией (ВТА), генерал-майор Алексей Константинович Одинцев в настоящее время является начальником штаба 61-й ВА, генерал-майор Виктор Тимофеевич Качалкин в настоящее время является 1-м заместителем командующего 61-й ВА, генерал-майор Виктор Егорович Ерофеев до 2005 г. командовал 12-й военно-транспортной авиационной дивизией. В 708-м полку проходили службу ставшие позднее Героями России Е.А. Зеленов (в должности заместителя командира полка) и А.Ж Зеленко (в должности командира корабля).
Именной самолет полка:
76740 «Таганрог» – почетное наименование присвоено в 2002 г.
Герой Советского Союза
Севостьянов Иван Григорьевич
Командиры полка
В разные годы полком командовали: год вступления в должность
полковник Панасов П.Д 1960
полковник Чемерисов Ю.Я. 1968
полковник Ефанов В.В. 1973
полковник Монахов B.C. 1975
полковник Белов В.В. 1979
полковник Табаков Н.И. 1983
полковник Одинцев А.К. 1989
полковник Ерофеев В.Е. 1991
полковник Осиков В.Ф. 1995
полковник Качалкин В.Т. 1997
полковник Бурлаченко А.А. 2000
полковник Кочергин В.Г. 2004
фото Дмитрия Пичугина
На вкладке фото Сергея Кривчикова
К 90-летию морской авиации России
Анатолий АРТЕМЬЕВ
Расформированный в конце 90-х годов полк Военно-транспортной авиации возрождён на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный» благодаря поддержке Президента Владимира Путина и властей Ульяновской области.
1 декабря в Ульяновске приземлились 9 бортов Ил-76 Военно-транспортной авиации из Оренбурга. Это основа 235-го авиационного полка 18-й военно-транспортной авиационной дивизии ВТА. Состоялась торжественная встреча самолётов, открытие и освящение штаба полка (в нем будут служить порядка 1500 человек) и производственных помещений на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный». Командир части Вадим Дырдин получил из рук командующего Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова новенькие погоны полковника. Были повышены в звании и другие офицеры.
«Поистине великий день! Ульяновская земля пусть примет слова благодарности от всех лётчиков ВТА. Она нас гостеприимно и по-домашнему встретила, как и принято на Руси. 235-й полк отмечает свой второй день рождения и расправляет свои крылья», - прокомментировал событие командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.
Проблем с жильем у семей военных не будет. «В Минобороны действует программа выделения средств на съем жилья. Вопрос по Ульяновску закрыт, всё в порядке», - коротко пояснил корреспонденту Media73 командующий ВТА. В мероприятии принял участие глава правительства региона Александр Смекалин, который передал слова приветствия от губернатора Сергея Морозова.
Немного истории. Военно-транспортный авиационный полк был сформирован на аэродроме Сеща Брянской области в октябре 1989 года. В его состав вошли две эскадрильи на самолетах Ан-124 «Руслан» и одна эскадрилья на самолетах Ил-76. С момента формирования полк выполнял оперативные перевозки личного состава, техники и грузов на территории СССР и за границу. В 1994 году личный состав полка принимал участие в миротворческой операции сил ООН в Заире под кодовым названием «Бирюза», в боевых действиях по ликвидации незаконных формирований на территории Чеченской республики. С 1 февраля 1995 года полк приступил к перебазированию на новое место дислокации - в Ульяновск, через три года прекратил существование.
В мае 2017 года командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов сообщил, что начинается формирование нового соединения - 18-й военно-транспортной авиационной дивизии со штабом в Оренбурге, а также полка ВТА с базированием в Ульяновске. «На вооружение этой авиационной части будут поступать и новые самолеты - Ил-76МД-90А. Сегодня это приоритетная для нас задача. В 2017 году ВТА планировала получить три новых самолета Ил-76МД-90А. В прошлом году мы получили два. На базе центра боевой подготовки и переучивания летного состава в Иваново идет активное обучение на новый самолет инструкторского и преподавательского состава», - сказал тогда Бенедиктов.
Ил-76МД-90А - тяжелый транспортный самолет, глубоко модернизированная версия Ил-76МД. Производится на ульяновском авиастроительном заводе «Авиастар-СП». По контракту с Минобороны РФ предприятие должно поставить военно-транспортной авиации 39 лайнеров данного типа до 2020 года – это самый крупный заказ в истории российской авиации. Самолет предназначен для перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом, также может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.
И вот 1 декабря в Ульяновске возродился новый «старый» 235-й полк ВТА. «Товарищи! Мы сегодня стали свидетелями исторического события. Ранее мы наблюдали обратные процессы расформирования частей и прекращения полётов. Люди уходили из армии. Благодаря верховному главнокомандующему Владимиру Путину, многое в корне поменялось. Я благодарен генерал-лейтенанту Владимиру Бенедиктову и личному составу за то, что без огромных финансовых вливаний полк обустроен в Ульяновске. Желаю, чтобы количество взлётов соответствовало количеству посадок, это наша традиция. Уверен, жизнь лётчиков в Ульяновской области принесёт им только радость», - заявил заместитель главкома ВКС, командующий ВВС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин.
Также в «Ульяновск-Восточном» прошла церемония присвоения имени великого авиаконструктора Олега Антонова самолету Ан-124-100 «Руслан», который завершил модернизацию на заводе «Авиастар-СП». Имя Олега Антонова неразрывно связано с историей отечественной военно-транспортной авиации, а самолеты марок «Ил» и «Ан» составляют основу её летного парка сегодня.
Ан-124-100 «Руслан» - самый грузоподъемный самолет в мире. «Руслан» был разработан в первой половине 80-х годов XX века в ОКБ Антонова совместно с ведущими союзными НИИ, предприятиями, организациями авиационной промышленности и министерствами. Над его созданием работал весь Советский Союз. Две трети серийных самолетов «Руслан» были выпущены в Ульяновске. Сейчас ремонт и модернизация Ан-124 в России осуществляется на авиазаводе «Авиастар-СП».
Самолет, которому 1 декабря было торжественно присвоено имя Олега Антонова, был выпущен 31 декабря 1986 года и эксплуатировался в составе ВТА России. В октябре 2017 года в цеху окончательной сборки завода «Авиастар-СП» были завершены производственные работы по модернизации планера и систем самолета.
По словам Бенедиктова, в планах 235-го полка - использование модернизированных Ан-124-100 «Руслан» и новый проект среднего транспортника Ил-276, которые связаны с «Авиастар-СП».
«Авиастар», напомним, может стать производителем нового «транспортника» Ил-276. Вице-президент ОАК по транспортной авиации, генеральный директор авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Алексей Рогозин говорил об этом на совещании по развитию ВТА в Ульяновске этой осенью. Средний транспортный самолет должен заменить устаревшие Ан-12, Ан-26 и Ан-72. Прорабатываются цена и требования для этого проекта, тактико-техническое задание.
«Сегодня транспортный дивизион ОАК является базой для производства самолетов военно-транспортной авиации. Перед нами стоит важная задача - мы берем на себя обязательство поставить в ближайшие годы новые и глубоко модернизированные самолеты для нужд ВТА. Мы уверены, что уже скоро наши крылатые машины будут служить обеспечению обороноспособности России», - сделал заявление Рогозин 1 декабря в Ульяновске.
Ранее расформированный 235 полк военно-транспортной авиации (ВТА) вернулся на прежнее место - аэродром "Ульяновск-Восточный". Теперь он будет пополняться новыми самолетами Ил‑76 МД‑90 А, выпускаемыми на ульяновском самолетостроительном заводе "Авиастар-СП". Руководство завода приветствует военных, считая, что совместное базирование облегчит затраты на содержание аэродрома. Эксперты называют решение о дислокации подразделения ВТА "абсолютно оправданным".
В минувшую пятницу на аэродром "Ульяновск-Восточный" из Оренбурга на постоянное базирование прибыли первые 9 самолетов Ил‑76 МД 235‑го полка ВТА. С этого момента полк считается сформированным и действующим. Командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов назвал этот день "вторым днем рождения 235 полка и 18 дивизии ВТА, вернувшихся к своим родным местам дислокации". Днем ранее в Оренбурге официально начало действовать управление 18 дивизии ВТА, в которую входят теперь подразделения ВТА в Оренбурге, Ульяновске, Таганроге и Омске.
Напомним, 235 полк ВТА сформирован в 1985 г. на аэродроме "Сеща" (Брянская область) как полк самолетов Ан‑124, а в 1995 г. передислоцирован в Ульяновск, где находится не только завод, производивший Ан‑124, но и взаимодействующая с ВТА 31 бригада ВДВ. В 1998 г. полк был расформирован, самолеты Ан‑124 возвращены в Сещу. С 2008 года на "Ульяновске-Восточном" по договору о совместном базировании дислоцировалась эскадрилья самолетов Ан‑2 оренбургского авиаполка, обеспечивающая тренировки десантников 31 бригады ВДВ.
Владимир Бенедиктов пояснил, что в дальнейшем полк будет пополняться новыми самолетами Ил‑76 МД‑90 А, производством которых занимается ульяновский самолетостроительный завод "Авиастар-СП" (гособоронзаказ на 39 самолетов), отметив, что идея возвращения в Ульяновск как раз и связана с производителем транспортных самолетов. Он также добавил, что в дальнейшем полк планирует принять в свой состав и военно-транспортные Ан‑124.
Численность полка составит около 500 человек. Он разместился на одной из стояночных площадок "Ульяновска-Восточного", где раньше находились самолеты авиакомпании "Полет" (прекратила деятельность в 2014 г.). Там же расположены административные здания (штаб) полка, а также технические помещения (ТЭЧ), ранее принадлежавшие "Полету". В распоряжение полка также переходит и один из эллингов "Ульяновска-Восточного" и половина здания КДП.
Перспективный количественный состав самолетов 235 полка не раскрывается, однако, как пояснил директор аэропорта "Ульяновск-Восточный" (обособленного подразделения "Авиастара-СП") Владимир Гортиков, стояночных площадей аэродрома на все самолеты не хватит, и "то, что есть сейчас - это фактически на пределе". По его словам, уже отводится земля и в ближайшее время Минобороны начнет строить новые стоянки для самолетов.
По информации "Ъ", пока личный состав полка разместится в свободных жилых помещениях и казармах 31 бригады ВДВ, в дальнейшем Минобороны планирует построить отдельный военный городок для личного состава полка в непосредственной близости от аэродрома.
Управляющий директор АО "Авиастар-СП" Сергей Юрасов встретил полк ВТА "с хорошим настроением", отметив, что содержать такой заводской аэродром "сложновато", и приход военных снизит нагрузку, а также выведет на новый уровень взаимодействие с эксплуатантом.
Впрочем, как пояснил "Ъ" господин Гортиков, финансовых возмещений за базирование ВТА не предвидится, и снижение нагрузки на содержание аэродрома может быть на 8-10% за счет совместной деятельности по очистке ВПП, когда полк получит необходимую аэродромную технику.
Председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин в ответ на вопрос о готовности региона принять дополнительную социальную нагрузку отмечает, что, наоборот, девелоперы будут только рады новому покупателю и арендатору в лице Минобороны, а региональный бюджет специальных затрат на дислокацию полка не предусматривает. "Приход авиаполка - это большой плюс и вызов для развития региона, к тому же, это еще и большой налогоплательщик", - отметил премьер.
Глава аналитического центра агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев в совместном базировании на заводском аэродроме видит "только плюсы". "Еще когда обсуждалось развитие ульяновского авиакластера, мы указывали на перспективы такого размещения, поскольку это - великолепное сочетание возможностей инфраструктуры, близость к сервисной организации, большая экономия на доставке запчастей и командировках специалистов, возможность подготовки летного и инженерно-технического состава. И такая близость к производителю тяжелых военно-транспортных самолетов абсолютно оправдана", - сказал эксперт.
Хочу выразить огромную признательность тому человеку, кто не пожалел своего времени и труда для того, чтобы собрать эту информацию.
610-й центр боевого применения и переучивания летного состава ВТА (г.Иваново): три эскадрильи самолетов Ил-76 (две - инструкторских и одна - исследовательская)
18-я гвардейская Таганрогская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова военно-транспортная авиационная дивизия (Шауляй, Литовская ССР)
- 128 -й гвардейский Ленинградский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк (г.Паневежис, Литовская ССР): самолеты Ил-76М- в 1992 г. полк был передислоцирован в г.Оренбург;
- 196 -й гвардейский Минский военно-транспортный авиационный полк (Тарту, Эстонская ССР): самолеты Ил-76М- передислоцирован в г.Тверь;
- 600 -й военно-транспортный авиационный полк (Кедайняй, Литовская ССР): самолеты Ил-76- в 1992 г. полк был передислоцирован в г.Шадринск (Курганская обл.).
С конца 1960-х г.г. управлению 18-й гв.втад был подчинен также 117-й Берлинский ордена Кутузова авиационный полк РЭБ (Шауляй): самолеты Ан-12ПП, Ан-12ППС- в 1992 г. полк был передислоцирован в Оренбург.
6-я гвардейская Запорожская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого военно-транспортная авиационная дивизия (Кривой Рог): самолеты Ил-76 МД
- 3 7
- 338 -й военно-транспортный авиационный полк;
- 363 -й Черкасский орденов Суворова и Богдана Хмельницкого военно-транспортный авиационный полк.
7-я военно-транспортная авиационная дивизия (Мелитополь): самолеты Ил-76
- 25 -й гвардейский Московский военно-транспортный авиационный полк;
- 175 -й военно-транспортный авиационный полк;
- 369 -й военно-транспортный авиационный полк.
3-я гвардейская Смоленская орденов Суворова и Кутузова военно-транспортная авиационная дивизия (управление дивизии и ее 339-й втап - в Витебске, Белорусская ССР)
- 110 -й военно-транспортный авиационный полк (Кречевицы, под Новгородом): самолеты Ил-76.
- 334 -й Берлинский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк (Псков): самолеты Ил-76.
- 339 -й ордена Суворова военно-транспортный авиационный полк (Витебск): самолеты Ил-76-
12-я Мгинская Краснознаменная военно-транспортная авиационная дивизия (Тверь)
- 8 -й военно-транспортный авиационный полк (Тверь): самолеты Ан-22;
- 81 -й военно-транспортный авиационный полк (г.Иваново): самолеты Ан-22;
- 566 -й Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова военно-транспортный авиационный полк (п.Сеща, Брянской обл.): самолеты Ан-124.
- 978 -й военно-транспортный авиационный полк (п.Сеща, Брянской обл.): две эскадрильи самолетов Ан-124, одна эскадрилья самолетов Ил-76.
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОЕННО- ТРАНСПОРТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛКИ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР
- 192 -й гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полкх (Укурей, Забайкалье): самолеты Ил-76МД.
- 708 -й военно-транспортный авиационный полк (Таганрог): самолеты Ил-76МД.
- 930 -й Комсомольский Трансильванский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк (г.Завитинск, Амурская обл.): самолеты Ан-12.
- 194 -й гвардейский Брянский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк им.Н.Ф.Гастелло (Фергана, Узбекская ССР): Ан-12
Старая версия
Военно-транспортная авиация - 20 полков на 1991 (657 самолетов- 55 Ан22+26 Ан124+120 Ан12+456 Ил76)
610 -й ЦБП и ПЛС (517-й ивтап)Иваново (Северный)
3 втад - Витебск:
- 339 втап - Витебск-32 (Ил-76);
- 103 втап - Смоленск;
- 334 втап - Псков;
- 110 втап - Новгород.
6 втад - Кривой Рог
- 363 втап - Кривой Рог
- 338 втап - Запорожье
- 37 втап - Арцыз
7 втад-Мелитополь (2 втап-Мелитополь, Джанкой)
- 25 втап - Мелитополь-1
- 175 втап - Мелитополь-2
- 369 втап - Джанкой
12 втад - Мигалово:
- 8 втап - Мигалово (Ан-22);
- 81 втап - Иваново (Ан-22) - расформирован в 1998;
- 566 втап - Сеща (Ан-124);
- 235 втап - Ульяновск - Сеща (Ан-124) - 1989 до расф. в 1998 в 12 втад (базировался в 1989-94 - Сеща, 1994-98 - Ульяновск), после расформирования самолеты переданы в 566 втап.
18 втад - Паневежис:
128 втап - Паневежис (Ил-76) - выведен в Оренбург(?) и расформирован в 1998;
196 втап - Тарту (Ил-76)- был выведен в Мигалово;
600 втап - Кедайняй (Ил-76) - расформирован в 1963, на его базе сформ.отап в Шадринске (поиск космонавтов), с 1965 в Ужноуральске, с 1980 в Кустанае, на Ан-12;
117 оап РЭБ - Шауляй (Ан-12ППС, Ан-12БК-ППС) - ОАП выведен в Оренбург, переучился на Ил-76 и стал ВТАПом. Ан-12ППС стоят в Оренбурге на хранении (хотя несколько машин возможно используются).
? втад - Тула:
110 втап - Кречевицы.
Отдельные полки:
- 708 овтап - Кировобад;
- 194 овтап - Фергана;
- 117 овтап - Оренбург.
В КДВО в 50-е была 1-ая авиационная транспортная дивизия (так они тогда назывались). Плюс проскакивала информация что в Укурее (Читинская обл.) стоит полк ВТА. Т.е. полк в Завитинске, полк в Укурее и полк в Улан-Уде...
Попытка свести воедино данные о ВТА ВВС СССР (примерно 1985 -1991гг)
Буду благодарен за поправки и дополнения
610-й ЦБП и ПЛС (517-й ивтап) Иваново (Северный)
6-я гв. втад Украина
338-й втап ? Кривой Рог
37-й втап ? Запорожье
7-я втад Украина
25-й гв.втап Мелитополь
?-й втап Джанкой
3-я гв.втад (Витебск)
339-й втап Витебск (Журжево)
110-й втап Кречевицы
235-й втап Сеща
103-й гв.втап Смоленск
334-й втап Псков (Кресты)
18-я гв.втад (Шауляй)
117-й втап ?Паневежис
128-й гв.втап ?Кедайняй
?-й втап Шауляй
Й втап Ульяновск (Восточный)
12-я втад
81-й втап Иваново (Северный)
8-й втап Тверь (Мигалово)
?-й втап Клин
?-й овтап Кировабад
?-й овтап Фергана
708-й овтап ?
Всего в ВТА ВВС СССР - 7 втад
На 1991 год:
6 гв. втад Запорожье:
- 37 Арцыз;
- 338 Запорожье;
- 363 Черкасскяя-Кривой Рог;
7 втад Мелитополь:
- 25 гв. ВТАП- Московский -Мелитополь-1;
- 175 Запрожье -Мелитопол-2;
- 369 Черкасская- Джанкой;
3 гв. втад Смоленкская - Витебск:
- 334 Берлинский-Псков;
- 339-Витебск;
110-Новгород-Кречевицы;
18гв втад Таганрогская - Паневежис:
- 128 Ленинградский - Паневежис;
- 196 Минский - Тарту;
- 600 или 225 (в 1992) Шадринск;
- 108;
12 втад Мигалово:
- 235 Сеща;
Другие не установленные:
192 Керченский;
708 Таганрог;
223 Чкаловский;
103 Красноселский-Смоленск;
117 Берлинский;
978 Клин - 5;
194 Брянский;
321
Для алексей:
Да, Вы правы. В Укурее был 192-й ГВТАП Я ошибся в написании. 193-й был ОГРАПом. Там же в Укурее.
Ошибся и про Ефанова. Слыхал звон, да… Но сейчас цитирую покниге об истории ВТА:
Летом 1955 г. все транспортные авиационные части передали Военно-воздушным силам, в составе которых был создан новый вид авиации - военно-транспортная. Кроме транспортно-десантной авиации ВДВ, в ВТА вошли также четыре дивизии и четыре отдельных авиационных транспортных полка ВВС. Дополнительно была сформирована одна вертолетная дивизия.
Организационно-штатная структура ВТА в период становления и развития постоянно изменялась. В зависимости от оснащения ее авиационной техникой дивизии состояли из двух, трех, а в некоторые периоды и четырех авиаполков. Так, в 1955-гг. из одиннадцати дивизий четыре были трехполкового состава, а остальные семь (4, 6, 12, 40, 35, 54, 124 тад) - двухполкового. Полки имели три эскадрильи по три отряда в каждой. В отрядах было по 3-5 самолетов. Боевой состав полков колебался от 32 до 45 самолетов (вертолетов) одного типа. В 1960-1970 гг. все дивизии (всего их было от 3-х в 1959 г. до 5-ти в 1965 г.) были сначала четырехполкового, а затем трехполкового состава. В состав дивизий кроме авиационных полков входили авиационный отряд управления, части тыла, связи и радиотехнического обеспечения (РТО). Отряды управления (по 3 Ан-12) имелись также в полках с тяжелыми самолетами Ан-22.
К 1955 г. количество самолетов в военно-транспортной авиации почти удвоилось (до 950 единиц), а еще через три года достигло 1267. Затем, в связи с перевооружением и значительным сокращением Вооруженных Сил в 1960 г., количество дивизий сократилось почти в 4 раза (из одиннадцати осталось три). Вертолетные соединения и части переподчинили ВВС, а вооруженные Ли-2 и Ил-12 - расформировали. Технику передали другим ведомствам. Число самолетов в ВТА к 1965 г., по сравнению с 1958 г., сократилась более, чем в два раза.
В 1964 г. начинается новое пополнение самолетного парка. 6-ю гв. бомбардировочную авиационную дивизию перевооружили на самолеты Ан-12 (все три полка) и переименовали в 11 гв. втад (с 1966 г. под другим номером). Осенью того же года в Забайкалье сформировали 14 втад двухполкового состава (в 1971 г. ее расформировали, а входившие в нее полки стали отдельными). В 1965 г. в Киевском военном округе из двух полков 6 втад и одного нового создали 7 втад (обе дивизии в 1992 г. передали в состав ВТА Украины).
За последующие пять лет из Дальней авиации перешли в ВТА еще три полка, которые также перевооружили на Ан-12. В итоге в 1971 г. количество полков увеличилось с 15-ти до 24-х. Из них 22 на самолетах Ан-12 различных модификаций и два на Ан-22. Общее количество самолетов достигло 724 (98% из них - Ан-12). Затем численность самолетного парка несколько сократилась (до 620) и сохранялась такой до начала 1992 г.
14-я ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ
14 втад сформирована 1 сентября 1964 года на основании Директивы Генерального штаба №орг/4/112456 от 8 июля 1964 года в городе Завитинск Амурской области. В состав дивизии вошли:
192-й гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный
полк;
930-й Комсомольский Трансильванский Краснознаменный военно-транспортный авиа¬
ционный полк.
На момент формирования дивизии на вооружении находился самолет Ан-8. 20 июня 1967 года 192 втап перебазировался на аэродром Укурей (Забайкальского военного округа).
В 1967 году части дивизии приступили к теоретическому и практическому переучиванию на самолет Ан-12.
На основании Директивы ГШ ВВС №123/3/00840 от 10 мая 1971 года дивизия расформирована.
В разные годы дивизией командовали:
с 1964 г. - генерал-майор авиации Пакилев Г.Н., с 1966 г. - генерал-майор авиации Ситкин ВЛ., с 1969 г. - полковник Ноздрачев В.В.