1-й гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознамённый полк ВВС ВМФ — ныне не существующий авиационный полк сил флота Вооружённых сил СССР, принимавший участие в Великой Отечественной войне.
18 января 1942 года приказом Наркома ВМФ № 10 за проявленный героизм, мужество и высокое боевое мастерство преобразован в гвардейский из 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. В это время полк базировался на аэр. Каменка, на вооружении были самолёты Ар-2 и СБ.
В начале 1943 года 6 экипажей полка убыли на СФ для переучивания на американские самолёты А-20В, пять машин были пригнаны в полк. Самолёты были испытаны и признаны непригодными на роль торпедоносцев, и переданы в 15-й отдельный разведывательный авиаполк. Но в марте этого года полк получил более совершенные A-20G.
По состоянию на 1 апреля 1943 года в полку имелось 10 Ил-4, 3 ДБ-3Б, 6 СБ, а также 5 A-20G. 29 сентября состоялся первый боевой вылет на самолёте A-20G.
С 17 января и по конец февраля 1944 года 1-й гв. МТАП принял активное участие в операции по полному снятию блокады Ленинграда, выполняя ночные бомбовые удары по аэродромам и железнодорожным узлам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года полк был награждён орденом Красного Знамени.
28 мая 1944 года полку был вручён орден Красного Знамени, которым он был награждён в феврале.
В июне 1944 года самолёты 3-й АЭ полка участвовали в одной из самых необычных операций ВВС БФ, имевших место за время войны. Для обеспечения наступления советских войск вдоль восточного побережья Ладожского озера необходимо было разрушить плотину ГЭС на р. Свирь. Для решения этой задачи 20 июня 2 самолёта Ил-4 полка, совместно с «Бостонами» 51-го МТАП, под прикрытием 7 Як-9 21-го ИАП, сбросили 2 донные магнитные мины АМГ-1, переоборудованные в плавающие с часовым взрывателем. Плотина была успешно взорвана. В это время в полку три АЭ — 1-я и 2-я на A-20G, третья АЭ летает на Ил-4. Последние применяются в качестве постановщиков мин.
В конце марта для восполнения потерь в полк прибыло 6 экипажей из 13-го гв. АП ВВС ЧФ.
5 апреля 1945 года получает почётное наименование «Клайпедский», согласно приказу Верховного главнокомандующего.
Последний боевой вылет в Великой Отечественной войне полк произвёл 10 мая 1945 года.
Послевоенная история полка.
В 1947 году на вооружение полка начали поступать торпедоносцы Ту-2.
В 1951 году полк переучивается на Ил-28.
1 июля 1960 года 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознамённый полк, базирующийся на аэродроме Дунаевка, вместе с управлением 8-й МТАД Авиации БФ, был расформирован, в связи «с дальнейшим значительным сокращением ВС СССР».
В 1961 году почётные наименования, награды и Боевое Знамя 1-го гв. МТАП были торжественно переданы вновь сформированному на аэродроме Скультэ (Рига) 846-му минно-торпедному авиационному полку ВВС БФ.
Награда | Дата | За что получена |
---|---|---|
22.02.1944 | За образцовое выполнение задач командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда | |
Клайпедский | 05.04.1945 | За большой вклад, внесённый личным составом полка в освобождение г. Мемель |
Период | Самолёты |
---|---|
1938 — 1941 | Р-6, ДБ-3, У-2 |
1941 — 1942 | ТБ-7 и Ер-2{?}, ДБ-3, Ар-2, АНТ-40 (СБ), Ил-4 (Ил-4Т), МБР-2 |
1942 — 1943 | ДБ-3, Ил-4 (Ил-4Т), МБР-2, АНТ-40, АНТ-41, Douglas A-20 Havoc («Бостон» A-20) |
1943 — 1951 | АНТ-40, АНТ-41, Douglas A-20 Havoc («Бостон» A-20),
Ту-2 |
1951 — 1960 | Ил-28 |