«Азард», с 31 декабря 1922 года «Зиновьев», с 27 ноября 1928 года «Артём» — эскадренный миноносец типа «Орфей», построенный по программе «усиленного» судостроения на 1913—1917 годы (так называемая «большая» судостроительная программа), и принадлежащий первой серии эскадренных миноносцев типа «Новик».
28 сентября (11 октября) 1913 года «Азард» был зачислен в списки судов Балтийского флота, но заложен был только в июле 1915 года на Усть-Ижорской судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге.
5 июля 1916 года «Азард» был спущен на воду, и 23 октября этого же года вступил в строй, где вошёл в состав 2-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота.
Во время Первой мировой войны «Азард» нёс дозорную и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота в Балтийском море. В 1917 году «Азард» принимал участие в февральской революции, после чего, 7 ноября 1917 года, вошёл в состав Красного Балтийского флота.
С 10 по 16 апреля 1918 года «Азард», принимая участие в «Ледовом походе» Балтийского флота, совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, где с 10 по 15 августа занимался выставлением мин у Шепелёвского и Толбухина маяков. В декабре принимал участие в боях против германских войск и эстонских буржуазных националистов в районе Азери—Кунда.
В 1919 году осуществлял разведывательные рейды. 31 мая, «Азард», занимавшийся разведкой, под прикрытием линкора типа «Севастополь» — «Петропавловск», столкнулся с кораблями противника. Преследуемый семью британскими эсминцами, «Азард» вывел их прямо под пушки линкора. Этот бой был единственным в истории для линкоров этого типа.
5 августа 1919 года «Азард» артиллерийским огнём повредил английскую подводную лодку «Л-55», которая при уклонении от атаки подорвалась на английской мине заграждения и затонула.
Ночью 21 октября 1919 года в составе группы 4-х эсминцев типа «Новик» (кроме «Азарда» в группу вошли «Гавриил», «Свобода» и «Константин») вышел в Копорский залив для постановки минного заграждения. При входе в залив, ранним утром того же дня, корабли вошли на минное поле противника, первые три эсминца подорвались на минах и затонули, только «Азард», шедший последним смог, дав задний ход и искусно маневрируя, выйти из минного поля и вернуться в Кронштадт.
24 апреля 1921 года «Азард» вошёл в состав Морских сил Балтийского моря, в составе которого был переименован в эсминец «Зиновьев» 31 декабря 1922 года, в честь Григория Зиновьева. C 1923 по 1924 годы «Зиновьев» проходил капитальный ремонт. 27 ноября 1928 года «Зиновьев» был переименован в «Артём». В 1933 году снова встал на капитальный ремонт. 11 января 1935 года «Артём» был зачислен в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Во время Советско-финской войны, «Артём» обстреливал укрепления противника на островах Финского залива (декабрь 1939 года).
В начале Великой Отечественной войны «Артём» участвовал в минно-заградительных операциях флота, нёс конвойную службу (в июне-августе 1941 года). Участвовал в обороне Таллина, Риги и операции по защите Моонзундских островов. «Артём» входил в сформированный для минных постановок специальный отряд кораблей под командой контр-адмирала Юрия Фёдоровича Ралля.
C 1—2 июля 1941 года, в составе многочисленного боевого охранения, «Артём» прикрывал переход в Кронштадт из Таллина линкора «Октябрьская революция». 21 августа совместно с эсминцем «Суровый» участвовал в атаке на немецкий конвой, состоявший из двух транспортов и моторной шхуны в сопровождении шести катеров, во время боя отряд был атакован самолётами Люфтваффе и обстрелян береговыми батареями.
В 23 часа 15 минут 27 августа 1941 года, во время Таллинского перехода, «Артём» (командир — старший лейтенант Сей А. Б.), находящийся в составе арьергарда конвоя, подорвался на мине заграждения у острова Мохни в Финском заливе. Мужество и героизм в момент гибели эсминца проявили личный состав корабля и командир дивизиона Сидоров Л. Н.
На «Азарде» были установлены четыре паровых котла «Вулкан», каждый из которых располагался в отдельном отсеке, и две паровые турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан», суммарной мощностью в 30 000 л. с.. Так же на турбинах «Кертис-АЕГ-Вулкан» имелась блокировка маневровых клапанов, что повышало их надежность при эксплуатации.
После модернизации (до 1916 года орудий главного калибра было всего два, а торпедных аппаратов — четыре) и капитальных ремонтов, вооружение на «Артёме» было следующее: