«Капитан Изыльметьев» с 31 декабря 1922 года «Ленин» — эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин», одна из модификаций эскадренных миноносцев типа «Новик» 1-й балтийской серии.
29 октября 1913 года эсминец «Капитан Изылметьев» был заложен на Путиловской верфи (г. Петербург), назван в честь контр-адмирала Ивана Изыльметьева. В этот день на Путиловской верфи было одновременно заложено 6 единиц эсминцев типа «Лейтенант Ильин» (по названию головного корабля).
В июле 1916 года вступил в строй действующего Балтийского флота.
12 и 16 сентября 1916 года участвовал в постановке минных заграждений в Ирбенском проливе.
18 октября 1916 года в ночь принял на борт около 100 мин и вместе с эсминцами «Новик», «Орфей», «Десна», «Летун» в районе острова Сааремаа (б. Эзель) поставил минное заграждение.
12 — 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундском сражении.
В 1917—1920 годах входил в состав действующего отряда Красного Балтийского флота.
Весной 1921 года прошёл капитальный ремонт на Путиловской верфи.
В 1921—1922 годах в ходе учебных кампаний экипаж эсминца добился высоких результатов в боевой и политической подготовке, эсминец признан лучшим кораблём на Балтийском флоте.
31 декабря 1922 года приказом Реввоенсовета Республики за № 2903/369 эсминцу присвоено название «Ленин».
21 января 1924 года эсминец «Ленин» в Кронштадте произвёл траурный салют… После митинга от имени экипажа корабля в адрес Н. К. Крупской была отправлена телеграмма: - Скорбя с Вами о смерти дорогого Владимира Ильича — клянёмся отдать жизнь за его учение. Эсминец «Ленин» -. Телеграмма была отправлена также в ЦК ВКП(б).
20 — 27 июля 1925 года эсминец «Ленин» участвовал в первом в истории Красного флота заграничном учебном походе балтийской эскадры под флагом народного комиссара по военным и морским делам и Председателя Реввоенсовета Республики — М. В. Фрунзе (на линкоре «Марат»). В этом походе экипаж эсминца выполнил все поставленные задачи с оценкой «отлично».
В декабре 1939 года эсминец «Ленин» охранял линейные корабли: «Марат» и «Октябрьская революция», которые вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах близ Выборга.
Зимой 1939—1940 годов эсминец «Ленин» в сложной ледовой обстановке огнём своей артиллерии поддерживал части Красной Армии, наступающие по побережью Финского залива. Участвовал в проведении десантных операций в Финском заливе.
На начало Великой Отечественной войны находился на капитальном ремонте на заводе «Тосмаре» в Лиепае и 22—24 июня участвовал в ее обороне. В ночь с 24 на 25 июня, несмотря на то, что эсминец имел ход, взорван по приказу командования у причала завода.
Из оставшегося личного состава эсминца «Ленин» был сформирован отряд морской пехоты, который под командованием старшего лейтенанта А. И. Майского и старшего политрука Н. И. Качурина на рассвете того же дня занял восточный рубеж обороны на подступах к городу рядом с курсантским батальоном училища ПВО. Благодаря самоотверженной обороне защитников Либавы планы молниеносной оккупации советских Прибалтийских республик были сорваны. Бились моряки отчаянно. Здесь фашисты впервые окрестили их «чёрной смертью». Но силы были неравны. Уже на вторые сутки боёв Либава была окружена. Очень немногим защитникам города удалось пробиться из вражеского кольца.
В период оккупации был поднят спасателями ВМС Германии, но при попытке буксировки затонул в гавани.
Осенью 1953 года был поднят аварийноспасательной службой Балтийского флота и разобран на металл.