К 1921 году в составе флота Балтийского моря числилось 7 линейных кораблей, 8 крейсеров, 9 эскадренных миноносцев типа «Новик», около двух десятков эсминцев других типов, 9 подводных лодок типа «Барс», 2 канонерские лодки, несколько минных заградителей, тральщики и вспомогательные суда.
На стапелях и у достроечных стенок петроградских заводов стояли корабли, строившиеся по «Большой судостроительной программе» 1912 года – линейные крейсера типа «Измаил», легкие крейсера типа «Светлана», эсминцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс», тральщики и другие корабли и вспомогательные суда. В октябре 1917 года, буквально накануне революции, в Петроград были также приведены недостроенные корабли с заводов Ревеля (Таллина).
21 апреля 1921 года приказом Революционного Военного Совета Республики (РВСР) флот Балтийского моря был переформирован в Морские силы Балтийского моря (МСБМ). В составе Морских сил предполагалось иметь линкор, 16 эсминцев в кампании и 8 в резерве, 9 подводных лодок в кампании и 2 в резерве, 2 канонерские лодки, минный заградитель, 5 торпедных катеров, 31 тральщик, 277 вспомогательных судов и плавсредств.
12 мая 1922 года Приказом РВСР в целях сокращения флота и вывода устаревших кораблей из боевого состава была произведена реорганизация морских сил. К концу 1922 года в составе РККФ остались в основном современные корабли и вспомогательные суда.
В 1922 году были проведены первые после окончания Гражданской войны маневры, в них участвовали: линкор «Марат», дивизионы эскадренных миноносцев (6 единиц), подводных лодок (7 единиц), отряд траления (11 тральщиков), две канонерские лодки, учебное судно, вспомогательные суда, 13 самолетов и морская крепость Кронштадт.
В осенних двусторонних маневрах МСБМ 1924 года участвовали: два линкора – «Марат» и «Парижская Коммуна», крейсер «Аврора», 6 эсминцев типа «Новик», 6 подводных лодок, 3 минных заградителя, 4 тральщика, 20 самолетов.
Наряду с восстановлением кораблей в 1920-х гг. были достроены корабли, спущенные на воду до октября 1917 года и имевшие большую степень готовности. В течение 1926-1928 годов были капитально отремонтированы и введены в строй линейный корабль «Октябрьская Революция», 9 эскадренных миноносцев, канонерская лодка «Красное знамя» и достроены крейсер «Профинтерн» и эсминец «Калинин».
23 февраля 1928 года Морские силы Балтийского моря награждены орденом Красного Знамени.
К 1 ноября 1928 года в составе МСБМ находились 3 линкора, 2 крейсера, 12 эсминцев, 9 подводных лодок, канонерская лодка, 2 минных заградителя, 5 тральщиков. Авиация флота – 31 самолет. Береговая оборона Балтийского моря имела 91 орудие калибра 75-305 мм и 22 40-76-мм зенитные пушки.
26 ноября 1926 года Советом Труда и Обороны (СТО) утверждена программа нового военного судостроения, рассчитанная на 5 лет, 1926/1927-1930/31 годы, которая предусматривала: постройку 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 30 торпедных катеров, а также достройку 2 крейсеров, 4 эсминцев и некоторых других кораблей, значительная часть новых кораблей предназначалась для Балтийского флота.
5 марта 1927 года в Ленинграде на Балтийском заводе были заложены 3 первые подводные лодки советского проекта типа «Декабрист», 8 июля на Северной верфи состоялась закладка первых 6 надводных кораблей советского проекта – сторожевых кораблей типа «Ураган». В том же году в Ленинграде началось серийное строительство торпедных катеров. Первые 10 серийных торпедных катеров вступили в строй в 1928-1929 годах, первая подводная лодка «Декабрист» – 12 ноября 1930 года, первый сторожевой корабль «Ураган» – 12 сентября 1931 года.
В последующие годы начинается строительство подводных лодок новых проектов: подводных минных заградителей II серии типа «Ленинец», средних лодок типа «Щука», малых лодок типа «М». 5 ноября 1932 года на Северной верфи в Ленинграде был заложен первый крупный корабль советской постройки — лидер эсминцев «Ленинград» (проект 1). Спустя почти два года, 5 октября 1934 года, на том же заводе заложен лидер «Минск».
До 1928 года ВВС флота имели только разведывательные самолеты, в 1933 году уже появились подразделения бомбардировщиков, истребителей и минно-торпедной авиации. Морская авиация вошла в состав флота на правах рода сил, способного решать определенные оперативные задачи самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота.
В июле 1933 года СТО принял постановление «О программе военно-морского строительства на 1933-1938 годы»: намечалось построить 8 крейсеров, 10 лидеров эскадренных миноносцев, 40 эсминцев, 69 больших, 200 средних и 100 малых подводных лодок, 42 тральщика и 252 торпедных катера. Строительство флота развертывалось в больших масштабах и быстрыми темпами.
Программа развития морской авиации исходила из необходимости ее увеличения более чем в три раза. Предусматривалось также развитие баз, аэродромов, строительство береговых и зенитных батарей. Таким образом, в основу строительства ВМФ в этот период была заложена идея гармоничного развития разнородных сил флота. При этом определенное предпочтение отдавалось подводным лодкам и морской авиации, которым в программе военного судостроения отводилось важное место.
22 октября 1935 года в Ленинграде заложен первый крейсер советской постройки – «Киров». В ноябре началось строительство большой серии эскадренных миноносцев типа «Гневный» (пр. 7). С ноября 1935 по декабрь 1936 года в Ленинграде на заводах им. А.А. Жданова и Балтийском были заложены 25 эсминцев этого типа: 21 предназначался для Балтийского флота, часть из них достраивалась по измененному, так называемому улучшенному проекту 7У. Начинается строительство базовых (быстроходных) тральщиков типа «Фугас», средних подводных лодок типа «С» и крейсерских типа «К», боевых катеров новых типов.
Развивается авиация флота, на 1 января 1939 года имеет 253 самолета. На вооружение морской авиации поступали в основном гидросамолеты типа МБР-2 (морской ближний разведчик), а также самолеты берегового базирования: истребители И-15, затем И-16 и И-153, бомбардировщики СБ и ТБ-3. Минно-торпедная авиация получала на вооружение самолеты ДБ-3 (позже Ил-4).
11 января 1935 года Морские силы Балтийского моря переименованы в Краснознаменный Балтийский флот (КБФ).
27 мая 1936 года СТО при СНК СССР принял решение о строительстве Большого флота, согласно которому общий тоннаж боевых кораблей Морских сил РККА устанавливался 1,3 млн т, в том числе на КБФ – 400 тыс. Решение предусматривало за 7 лет, т. е. к концу 1943 г., построить 8 линкоров водоизмещением по 35 тыс. т каждый, вооруженных 9 406-мм орудиями, со скоростью 30 узлов и 18 тяжелых крейсеров по 26 тыс. т, вооруженных 9 305-мм орудиями, со скоростью хода 36 узлов. Через месяц, 26 июня 1936 года, СНК СССР утвердил кораблестроительную программу на период до 1947 года, которая предусматривала строительство 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 2 авианосцев, 19 лидеров, 134 эсминцев, 211 подводных лодок.
В 1938-1941 года на заводах Ленинграда были заложены линейный корабль «Советский Союз», тяжелый крейсер «Кронштадт», легкие крейсера типа «Чапаев», эсминцы пр. 30, сторожевые корабли пр. 29, эскадренные турбинные тральщики пр. 59. Из всех этих кораблей только один тральщик вступил в строй в 1942 году. Остальные были достроены после войны или разобраны.
В 1932-1933 годах были приняты решения о создании Тихоокеанского и Северного флотов, в этом деле КБФ оказал неоценимую помощь – для формирования новых флотов он передал значительную часть своего личного состава, кораблей, самолетов, береговых батарей.
30 декабря 1937 года в целях дальнейшего укрепления морских рубежей Советского Союза ЦИК и СНК СССР приняли постановление о создании Народного комиссариата Военно-морского флота.
26 сентября 1938 года в состав КБФ вошел крейсер «Киров» – первый корабль данного класса, в ноябре вступил в строй и эсминец «Гневный», головной крупной серии однотипных кораблей пр. 7.
22 июня 1939 года приказом Наркома ВМФ сформирована эскадра Краснознамённого Балтийского флота, в состав вошли линкоры «Марат» и «Октябрьская Революция», крейсер «Киров», две бригады эскадренных миноносцев, отдельный дивизион сторожевых кораблей, бригада заграждения и траления.
28 августа 1939 года из состава эскадры Краснознамённого Балтийского флота сформирован отряд легких сил (ОЛС), в который вошли новые крейсера, лидеры и два дивизиона новых эсминцев (проектов 7 и 7У). Оба линкора и третий дивизион эсминцев типа «Новик», остались в составе эскадры.
23 июня 1939 года Директивой Народного комиссара ВМФ флагмана 2 ранга Н.Г. Кузнецова в Военно-Морском флоте введены три оперативные готовности.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. Осенью 1939 года по предложению Советского правительства были заключены Пакты о взаимопомощи с Литвой, Латвией и Эстонией.
5 октября 1939 года между Правительствами СССР и Латвией был подписан Договор о взаимной помощи, по которому Советский Союз получал право разместить на территории Латвии гарнизоны сухопутных войск, создать военно-морские и воздушные базы.
11 октября 1939 года в Таллин пришли военные корабли Краснознаменного Балтийского флота – лидер «Минск», эсминцы «Гордый» и «Сметливый», 13 октября в Палдиски прибыли плавбаза «Кронштадт» и дивизион подводных лодок. 15 октября в Таллин прибыла эскадра КБФ в составе линкора «Октябрьская Революция» (флаг командующего флотом), крейсер «Киров», эсминцы «Гневный», «Грозящий» и «Стремительный», четырех сторожевых кораблей и др., всего 12 вымпелов. 22 октября по приказу Наркома ВМФ крейсер «Киров» под флагом командующего эскадрой КБФ флагмана 2 ранга Н.Н. Несвицкого в сопровождении эсминцев «Сметливый» и «Стремительный» перешел в Либаву (Лиепая), флот получает военно-морские базы в Либаве и Виндаве (Вентспилс).
С ноября 1939 по март 1940 года Краснознаменный Балтийский флот принимает участие в «Зимней войне» с Финляндией. В соответствии с Директивой Наркома ВМФ от 3 ноября на флот возлагались следующие задачи: прикрытие своих сил от возможного нападения шведского флота, блокирование побережья противника, захват островов в восточной части Финского залива; высадка оперативного и тактического десантов; оказание огневой поддержки войскам Красной Армии. 30 ноября были взяты острова Сейскари и Лавенсари, 1 декабря – острова Нерви и Сомери, 2 декабря – о. Сур-Тютярсари, 3 декабря – о. Гогланд (Суурсари), силы флота овладели островами в восточной части Финского залива.
Левофланговые части 7-й армии, наступавшие вдоль побережья Финского залива, поддерживал огнем дивизион канонерских лодок (3 единицы).
Для подавления 254-мм батареи Сааренпя на о-ве Бьёркэ эскадра КБФ совершила 4 выхода. 10 и 18 декабря линейный корабль «Октябрьская Революция» под флагом командующего эскадрой КБФ флагмана 2 ранга Н.Н. Несвицкого в сопровождении эсминцев, сторожевых кораблей и тральщиков выходил для обстрела батареи Сааренпя. Линкор выпустил, соответственно, 60 (10 декабря) и 206 (18 декабря) 305-мм снарядов, финны отвечали, выпустив 58 снарядов, но попаданий в корабли не добились. Поскольку батарея Сааренпя не была окончательно подавлена, 19 декабря, операция была повторена, но вместо «Октябрьской Революции» выходил «Марат» под флагом заместителя наркома ВМФ И.С. Исакова. Линкор произвел 37 залпов, выпустив 136 снарядов, в результате было повреждено одно из орудий финской батареи.
30 декабря 1939 года эскадра во главе с линкором «Октябрьская Революция» вышла из Кронштадта с помощью трех ледоколов. Однако пробиться через тяжелые льды корабли не смогли, и 2 января 1940 года Военный совет КБФ приказал кораблям возвращаться в базы.
Для действий на морских коммуникациях противника в средней части Балтийского моря и устье Финского залива с началом войны были развернуты базировавшиеся в портах Эстонии и Латвии 1-я и 2-я бригады подводных лодок и корабли отряда легких сил.
30 ноября 1939 года крейсер «Киров» под флагом командира ОЛС капитана 1 ранга Б.П. Птохова и эсминцы «Сметливый» и «Стремительный» вышли из Либавы. 1 декабря «Киров», в сопровождении эсминцев подойдя к острову Руссарэ, обстрелял финскую береговую батарею, выпустив 35 снарядов. Батарея, в свою очередь, обстреляла крейсер 15 снарядами. 14 декабря эсминцы провели разведывательную операцию, обстреляв финскую батарею на о. Утэ. Эсминцы отряда легких сил крейсировали в районах от Ирбенского пролива до Гогланда, досматривая иностранные суда и конвоировали свои суда в этом районе. В результате блокады противник вынужден был отказаться от использования коммуникаций в открытом море и ходить только внутренними шхерными фарватерами. Кораблям приходилось действовать в исключительно сложных погодных условиях: в январе мороз достигал -20°, а сила ветра – 9 баллов.
Наступление сухопутных войск поддерживали крупнокалиберные железнодорожные батареи флота. В январе 1940 года в Ораниенбауме из добровольцев с кораблей и частей был сформирован Береговой отряд сопровождения, обеспечивающий действия войск на приморском направлении. По опыту применения отряда в составе КБФ была создана 1-я бригада морской пехоты.
Авиация КБФ подавляла береговые батареи противника на островах Койвисто, Тиуринсари, Пуккионсари и др., наносила бомбардировочные удары по военно-морской базе Котка, портам, аэродромам противника и его коммуникациям и прикрывала свои военно-морские базы.
В июле 1940 года после образования Эстонской ССР и Латвийской ССР в составе Советского Союза небольшие в состав Краснознаменного Балтийского флота были включены: 4 подводных лодок («Калев», «Лембит», «Ронис» и «Спидола»), 3 тральщиков, 4 минных заградителей, 5 посыльных судов.
В результате присоединения к СССР Эстонской и Латвийской республик, а также подписания мирного договора с Финляндией КБФ получил ряд портов, выдвинутых к устью Финского залива, и на побережье Балтийского моря – Либава, Виндава, Рига, Ханко, Палдиски, Таллин, Выборг. Получение этих портов и перенос базирования отдельных соединений коренным образом изменили положение на театре. Флот получил открытые выходы в Балтийское море, отпала необходимость под непосредственной и непрерывной угрозой с обоих берегов и островов форсировать узкий Финский залив, проделывая 240-мильный путь от Кронштадта до выхода в Балтийское море. Большое увеличение протяженности морской границы требовало развертывания береговой обороны в новых районах базирования флота. Такие пункты, как Либава, Виндава, Ирбенский пролив, острова Моонзундского архипелага, Ханко, Биорке, совершенно не имели обороны с моря и к началу войны программа строительства береговой обороны была не закончена. Сухопутная оборона района Либава – Рига, островов Эзель и Даго была возложена на Прибалтийский Особый военный округ.
К началу Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот являлся самым сильным из флотов Советского Союза, в составе флота находились 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 19 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 34 тральщика, 4 надводных заградителя, 2 канонерские лодки, 63 торпедных катера, 65 подводных лодок, 26 малых охотников, 4 бронекатера, 9 катеров-тральщиков; и посыльных судов, 133 вспомогательных плавсредства. Проходили испытания и вступили в строй уже после начала войны 4 эсминца, 1 БТЩ, два сетевых заградителя, 6 подводных лодок, 54 различных катера.
В первые дни войны из состава ВМУЗ, НКВД, различных гражданских ведомств были мобилизованы, вооружены и поступили в состав КБФ 70 тральщиков, 5 сторожевых кораблей, 16 канонерских лодок, 41 «малый охотник», 7 плавучих баз, военные транспорты и ледоколы.
К началу войны береговая оборона КБФ насчитывала 22 артиллерийских дивизиона, три железнодорожных дивизиона, восемь отдельных артиллерийских батарей, два бронепоезда и четыре отдельные железнодорожные батареи (всего 253 орудия, не считая 60 стволов калибров 45 и 76,2 мм). Около половины их находилось на вооружении батарей восточной части Финского залива. Морская пехота была представлена 1-й особой бригадой.
Противовоздушная оборона КБФ, организационно входившая в состав военно-морских баз, имела семь зенитно-артиллерийских полков, восемь отдельных дивизионов и три отдельные батареи (всего 91 батарею – 352 орудия).
Военно-воздушные силы КБФ в своем составе имели 8-ю бомбардировочную авиационную бригаду, 10-ю авиационную бригаду, 61-ю истребительную авиационную бригаду и отдельные эскадрильи — всего 656 самолетов. Авиация базировалась на аэродромах, расположенных от Либавы и Ханко до Новой Ладоги, но в основном в районе Ленинграда. К началу войны на западных аэродромах было сосредоточено около 20 процентов общего состава авиации. Такая вынужденная дислокация ВВС привела к тому, что корабли, действовавшие в Рижском заливе, не имели авиационного прикрытия.
Система базирования флота включала Главную военно-морскую базу (Таллин), военно-морские базы Ханко (генерал-майор С.И. Кабанов), Кронштадтскую (контр-адмирал В.И. Иванов), Прибалтийскую, а в ее составе – Либавскую. Каждая военно-морская база имела корабли и катера охраны водного района (ОВР), противовоздушную оборону, береговую оборону, части специального и тылового обеспечения.
Летом 1941 года, флот крайне сложных условиях вёл боевые действия – в боях за Либаву, Ригу, Таллин, Ханко и под Ленинградом. 28-30 августа произвёл переходе военных кораблей из Таллина в Кронштадт.
С сентября 1941 года части и подразделения флота принимали активное участие в обороне Ленинграда. С января 1943 года проводил операции по прорыву блокады Ленинграда, во взаимодействие с войсками Ленинградского и Волховского фронтов.
С июня 1944 года флот поддерживал войска Красной армии в наступлении на Карельском перешейке и в районе Выборгского залива, в освобождении Эстонской ССР и полуострова Эзель, Латвийской ССР, Литовской ССР и в наступлениях наших войск в Восточной Пруссии, и в уничтожение Курляндской и Земландской группировок противника.
К окончанию войны в состав сил Краснознаменного Балтийского флота организационно входили четыре морских оборонительных района: Кронштадтский морской оборонительный район (КМОР), Таллинский морской оборонительный район (ТМОР), Островной морской оборонительный район (ОМОР) и Юго-Западный морской оборонительный район (ЮЗМОР).
15 февраля 1946 года Краснознаменный Балтийский флот Постановлением Правительства разделен на два флота: Северо-Балтийский флот, главная военно-морская база Таллинн (с января 1947 года – 8-й военно-морской флот) и Юго-Балтийский флот, главная военно-морская база Пиллау (Балтийск) (с января 1947 года – 4-й военно-морской флот). В декабре 1955 года Краснознаменный Балтийский флот восстановлен в прежней структуре.
7 мая 1965 года Краснознамённый Балтийский флот, за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов награждён вторым орденом Красного Знамени.
Командующий:
Члены Военного совета
Флотилии:
Соединения кораблей:
Военно-морские базы:
Соединения ВВС ВМФ:
Артиллерийские соединения:
Соединения ПВО:
Соединения морской пехоты:
Отдел связи:
Инженерный отдел:
Соединения и части:
Эскадра кораблей
контр-адмирал Вдовиченко Дмитрий Данилович
3-й дивизион эсминцев
4-й дивизион эскадренных миноносцев
5-й дивизион эскадренных миноносцев
дивизион сторожевых кораблей
Отряд легких сил
контр-адмирал Дрозд Валентин Петрович
1-й дивизион эскадренных миноносцев
капитан 2-го ранга Солоухин С. Д.
2-й дивизион эскадренных миноносцев
Вспомогательные суда ОЛС
Подводные корабли
1-я бригада подводных лодок
капитан 1-го ранга Египко Николай Павлович
2-я бригада подводных лодок
капитан 2-го ранга Орел Александр Евстафьевич
Учебная бригада подводных лодок
контр-адмирал Заостровцев Алексей Тимофеевич
Торпедные катера
1-я бригада торпедных катеров
капитан 2-го ранга Чероков В. С.
2-я бригада торпедных катеров
капитан 2-го ранга Саламатин В. А.
Части специального и тылового обеспечения
Всего: 6
Офицерский состав:
* * *
Если в Вашем семейном архиве сохранились фотографии Вашего родственника и Вы пришлёте его биографию – это даст нам возможность увековечить память о воине, участнике боевых действий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, на территории Латвийской Республике.
Подвиг, который солдаты совершали при обороне и освобождение Латвийской Республики привёл к Нашей Победе, и память о людях, отдававших за это свою жизнь, не будет забыта.
Если у Вас есть информация о событиях Второй Мировой войны на территории Латвийской Республике и у Вас есть желание поделиться данным материалом с создателями веб-ресурса, можете её присылать на nashapobeda@inbox.lv.
Источник:
Портал «Память народа» // Министерство обороны Российской Федерации
Балтийские моряки в Отечественной войне // КОММУНИСТ № 175, 27.07.1947
Чернышев Александр «1941 год на Балтике: подвиг и трагедия» // Краснознаменный Балтийский флот накануне Великой Отечественной войны