Деревня - населённый пункт, селение без церкви.
Деревня (древнерусск. деревьня, от корня дар, драти — пахать лесную новину) — первоначально означало место, очищаемое от леса и зарослей для нивы, а потом происшедшее таким образом пахотное поле. В XVI в. Д. назывался участок земли с одним двором (причем говорилось жить на деревне, а не в деревне), а также незначительная группа дворов с известным количеством пашни, сенокоса и леса. В результате получилось современное значение слова Д.: небольшое крестьянское поселение без церкви. В малорусском языке слово Д. означает: 1) дом; 2) в собирательном смысле — бревна и деревянные изделия (возы, плуги, ярма, грабли, оси), за исключением посуды. С великорусск. словом Д. по корню сходны нынешнее дерюга (росчисть) и старинное дор (сенокос, пастбище), дорище (место, где дор). Ср. «К истории звуков рус. яз.» А. А. Потебни (вып. IV, Варш. 1883), который рассматривает еще след. слова, по значению сходные с великорусск. Д.: подсека (росчисть), пасека (нива на пасеках, огороженный или заповедный лес, пчельник), осек (ограда из срубленных деревьев, росчисть под пашню), сеча (= осек, росчисть под пашню и под жилье), чертеж (росчисть), околодок (дворы близ пасеки), пожега (росчисть, выжженная под пашню), починок (новая пашня в лесу, двор, выселок), застенок (см.). На севере России Д. является родовой общиной, послужившей первоначальной формой землевладения. Ср. Ефименко, «Исследования народной жизни» (M. 1884).
ЭСБЕ
— в дореволюционной России — селение в частном владении.
В первоначальном смысле ко владетельным относили дом (или род), который имел неограниченный суверенитет во внутренней или внешней политике или занимавший престол независимого государства.
Далее владетелем называли дворянина, имеющего в личной (частной) собственной недвижимое имущество. Такое имущество имело статус «владельческого». Термин происходит от латинского «dominium» — «владение» и определяет обладание собственностью и господство над людьми— административно-судебное, военное, экономическое, иначе иммунитет.
На Руси (в России) недвижимое имущество, отданное государством в условное и временное (большей частью пожизненное) владение, служилым людям, помещикам, как жалованье за службу называлось поместье, а по наследству — вотчина.
Кроме владельческих селений существовали также казённые (дворцовые) и церковные (духовные, потом — экономические).
Владельческим селом также могло быть село, принадлежащее монастырю.
При измерении площади владельческих земель в XVIII—XIX века применялась десятина, равна 2400 квадратным саженям.
Лашманы (Laschmann, от н.-нем. laschen - обрубать, отёсывать, обделывать и Маnn - человек) — одна из групп государственных крестьян преимущественно Вятской, Оренбургской, Казанской губерний, участвовавших в заготовке корабельного леса для постройки флота России.
Лашманская повинность введена Указом Петра I от 31 января (11 февраля) 1718 года:
в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях и Симбирском уезде, для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих. Вместе с тем постановлено было набрать до 300 человек плотников, кузнецов, пильщиков и бочаров из русских сел и волостей тех же губерний (кроме Воронежской), зачислить их в рекруты и поселить особыми селениями, с возложением на них обязанности заготовлять корабельный лес для флота.
Рядом с Казанью в устье Камы была заложена крупная верфь по строительству судов и кораблей для Каспийского флота. В Казанской губернии лашманской повинностью первоначально было охвачено преимущественно служилое татарское население, прикреплённое к Казанскому адмиралтейству (из-за чего их называли также "адмиралтейскими крестьянами"). Столетние дубы и сосны, пригодные для строительства кораблей, иногда приходилось заготовлять в лесах, расположенных за десятки вёрст, и сплавлять по рекам до Казани. В лесозаготовители отправляли мужчин от 15 до 60 лет. Они были вынуждены работать в лесах безвыездно в течение или целого года, или полугода. При наборе в лашманы на полгода из девяти крестьян брали одного пешего и одного лошадного, при наборе на год — из 25 крестьян одного лошадного и двух пеших.
Поначалу для них был установлен одинаковый со всеми другими государственными крестьянами 7-гривенный и 4-гривенный подушный оклад, выплачиваемый адмиралтейству, к которому лашманы были приписаны.
На реке Вятке сплавом леса занимались бурлаки, сопровождавшие груз на всём маршруте от плотбища до верфи.
За крещёных односельчан эту повинность выполняли некрещёные крестьяне. Когда в 1740—1750 годах почти все черемисы, чуваши, мордва, удмурты приняли христианство, то лашманская повинность досталась преимущественно татарским крестьянам. В 1747 году из прикреплённых к адмиралтейству 44739 крестьян более 37 тысяч составляли татары, в 1767 году из 66151 лашмана татарами были 45146 человек.
Так образовалось особое сословие «лашманов», которые сильно тяготились возложенными на них натуральными повинностями, заставлявшими их отлучаться из дома за 300—500, а в некоторых селах даже за 800—1000 вёрст (как, например, для заготовки лиственницы по реке Чусовой). Отсюда были постоянные жалобы лашманов на своё печальное положение и на притеснения со стороны чиновников.
Когда из-за лашманства отсутствовал глава семьи, то его хозяйство приходило в запустение. Крестьяне, уезжая на лесозаготовки, не могли сеять хлеб, заготовлять сено и дрова. За тяжёлый труд в лесах, за мучения крестьян в холодных шалашах и землянках правительство первоначально не платило ни одной копейки денег. Под брёвнами или от холода лашманы в лесах погибали сотнями. Только начиная с 1727 года после крупных крестьянских выступлений в Поволжье ввели оплату. Зарплата на лесозаготовках была незначительной и не покрывала расходы лашманов-крестьян, которые были вынуждены привозить с собой как инструмент, одежду и продукты для себя, так и фураж и амуницию для лошади.
Год Плата пешим лашманам Плата лашманам с лошадью 1757 5 коп. в сутки 8 коп. (зимой), 10 коп. (летом) 1774 10 коп. 16 коп. 1782 н/д 20 коп.
Несмотря на такие лишения, царская администрация не освобождала лашманов от ежегодных подушных налогов. Всё необходимое для жизни они получали от своего крестьянского хозяйства. Деньги, заработанные ими на лесозаготовках, зачитывались в уплату подушной подати. До 1788 года лашманы платили 3 руб. 60 коп., к 1797 году налог вырос до 3 руб. 85 коп.
В татарских народных сказаниях (баитах) отразились картины тяжелой и порой безысходной жизни лашман:
…Когда уходим в лашманы, на подводу мы садимся,
Туманным становится ясный день от плача наших семей.
…Когда я пилил осину, устали мои белые руки,
Под той осиной я (остался), взял душу мою Азраил.
…Ваше озеро – круглое, утка с утятами не нырнет,
Придавит дерево – ни одному человеку не уцелеть.
…Истории этих лашманов надо побольше писать,
Редко лашманы возвращаются живыми назад.— Татарский эпос: баиты. - Казань, 2005. - С.347–350.
Положение усугублялось ещё и тем, что работавшие в большом количестве при заготовке лесов лашманы, не имели права использовать лес для домашних нужд. Дело доходило до полного запрета пользоваться лесом, даже для топки изб, «дабы под видом негодного мелкого хворосту не было траты годному…».
В 1799 году были установлены подробные правила о заготовлении лашманами корабельных лесов.
При императоре Александре I в 1817 году было издано особое Положение о лашманах (ПСЗ. Т. XXXIV, № 27.023), которым они были освобождены от рекрутской повинности. К концу XVIII века лашманов было до 609 тысяч, а в 1817 году — уже 943 тысячи, что значительно превосходило имевшуюся в них потребность. При преобразовании (в том же 1817 году) управления корабельными лесами было признано возможным избавить от лашманской повинности татар, живущих вдали от мест заготовок корабельного леса, и ограничить состав лашманов 120-ю тысячами душ, с назначением ежегодно на работу по 8000 человек.
На лашманов возложили обязанность заготовлять в губерниях низового округа — Казанской, Нижегородской, Вятской, Оренбургской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Саратовской — корабельных лесов, кроме мачтовых, ещё до 28 тысяч дубовых деревьев.
В 1767 и 1832 гг. проводились попытки возложить на лашманов охрану казённых лесов.
Деревни, в которых проживали лашманы, административно выделялись в отдельные волости. В "Списке населённых мест Вятской губернии за 1802 год" деревни Елабужской округи, приписные к адмиралтейству, записаны в Адаевскую волость (1283 души муж. пола) и Шунскую волость (861 душа м. п.).
Количество лашманов (обоего пола) в Вятской губернии по данным на 1850 год:
Арборской - 1453
Сардыкбашской - 3709
Сизнерской - 807
Усадской - 828
Еловской - 855
Ирмучашской - 459
О былых занятиях крестьян напоминает местный топоним Лашманский лог в русском селе Ершовка Вятскополянского района, которое до начала ХХ века входило в Мамадышский уезд Казанской губернии. В этом селе до сих пор от старожилов можно услышать предания о лашманской повинности.
В XVIII веке многие "инородцы", чтобы не попасть в лесорубы (лашманы) на заготовку корабельного леса для Казанского адмиралтейства, охотно принимали православие. Они получали определённую сумму денег, хромовые сапоги, брюки, рубашку и серебряный крестик. По поводу этого сохранились в народе повествования о том, что сметливые инородцы ходили вслед за священнослужителями по деревням и вновь, и вновь принимали православие.
— Галимуллин И.И. Откуда есть и пошла Ершовка (славные страницы из истории села Ершовка). - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С.8.
После передачи в 1859 году корабельных лесов из Морского министерства в Министерство государственных имуществ, а также в связи с отменой крепостного права, лашманов освободили от лежавшей на них повинности и обратили в общий разряд государственных крестьян.
Однодворческие крестьяне — крестьяне Российской империи, принадлежащие однодворцам. Однодворцы могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). Это право однодворцам давало их происхождение от служилых людей.
Фактически, однодворческие крестьяне являлись особой категорией крепостного крестьянства Российской империи.
Положение однодворческих крестьян во многом отличалось от положения помещичьих крестьян — крепостных крестьян, принадлежащих на правах собственности дворянам-помещикам.
Со своими крестьянами однодворцы, как правило, жили одним двором. «Жили мы со своими крестьянами в одной избе… Барин спал на лавке, а мужик под лавкой… Ели из одной миски, работали вместе, вместе лапти ковыряли, а всё-таки барами нас величали», — так утверждает один из однодворцев того времени.
В то же время, Николай Алексеевич Тучков (больше известный как Тучков 1-й) в «Вестнике Европы» писал следующее об одоевских однодворцах: «…Однодворцы живут несравненно чище, богаче — они имеют своих крестьян и поступают с ними варварски. Правда они не бьют их, но заставляют работать очень много, что хуже всего, делят их бесчеловечно — одному достаётся дед, другому сын, третьему внук. Продают и покупают их поодиночке… но господские крестьяне думают, что служить однодворцу лучше, ибо видят, что однодворец вместе с ними обедает и совершенно им равен…». Далее Тучков приводит слова однодворческого крестьянина: «…вот барин — говорил мне один крестьянин — отец мой всю свою жизнь работал однодворцу — пока сил были его кормили, состарился согнали, двух братьев моих продали, а имение наше всё забрали…».
Первоначально крепостные крестьяне появились в однодворческой среде, главным образом, путём пожалования низшим служилым людям населённых имений. По данным И. Миклашевского, поместья разных разрядов низших служилых людей в южных городах вскоре по их основании, в начале XVII века, колебались от 10—20 до 70—100 десятин; поместья детей боярских — от 20 до 760 десятин. На более значительные из этих поместий можно было посадить крестьян; в Белгородском уезде в описываемое время на одного помещика из детей боярских приходилось, в среднем, около 2 крестьянских и бобыльских дворов, в Воронежском уезде — 3 двора, в Путивльском уезде — 1 ; двора, в то же время, например, в Оскольском уезде почти вовсе не было крестьян, а в трёх вышеназванных уездах к концу XVII века число крестьян уменьшилось в два раза и более.
Впоследствии численность однодворческих крестьян увеличивалась припиской к однодворцам дворян, покупкой крестьян у дворян, получением их по наследству и т. д.
Число однодворческих крестьян было, впрочем, очень ограничено:
Первоначально однодворческие крестьяне, как и помещичьи, платили в казну лишь подушную подать. Межевыми инструкциями предполагалось взимать с них, как и с их владельцев, налог на содержание ландмилиции, осуществлено это было в 1786 году, а в 1787 году постановлено не освобождать их от оброка и в том случае, если они перейдут по наследству к однодворцам, дослужившимся до офицерских чинов и зачислившимся в дворянское сословие. В 1827 году однодворческие крестьяне освобождены от оброка по тому соображению, что они несут повинность, аналогичную своим владельцам.
Однодворцы могли продавать крестьян только лицам своего звания, покупать — также лишь у них. Сенатским указом 1794 г. им было запрещено отпускать крестьян на волю, на том основании, что они состоят с ними в одинаковом подушном окладе, а право освобождать крестьян составляет привилегию дворянства; в 1809 г. запрещение это отменено, как «не заключающее достаточных причин».
В 1842 году однодворцам разрешено ходатайствовать о ссылке крестьян за дурное поведение и дерзкие поступки в Сибирь на поселение.
В 1820-30 годах, однодворцы, переселявшиеся в Сибирь и на Кавказ, брали с собой и своих крестьян, которые, впоследствии были зачислены в линейные казаки (см. Кавказское линейное казачье войско и Сибирское линейное войско).
Ещё императрица Екатерина II делала попытку выкупать однодворческих крестьян.
В 1841 году, по случаю просьб некоторых однодворцев о принятии их в казну, начался постепенный их выкуп (не более 1/10 части или 1000 душ в год), с уплатой по 100 рублей за душу. У однодворцев, несостоятельных к платежу недоимки, выкуп производился, невзирая на их несогласие. До 1858 года казной было приобретено 7886 душ, а в этом году Высочайше было повелено выкупить всех остальных.
Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.
Число крестьян, обращённых в удельные, достигало (по 5-й переписи) 467 тыс. душ мужского пола, находившихся в 35 губерниях. Больше всего их было в Костромской губернии (53 тыс. ревизских душ), Смоленской (51 тыс. душ), Вятской (40 тыс.), Владимирской, Нижегородской, Вологодской, Симбирской, Орловской и Тамбовской (23 — 24 тыс. душ в каждой). 370 тыс. душ находились на землях единственного владения уделов, в количестве 1606 тыс. десятин одной только удобной земли, что составляло в среднем 4,4 десятины на душу. По отдельным губерниям средний надел (то есть площадь удобной земли, пользование которою для крестьян было свободно) колебался от 0,2 десятин (228 душ в Тульской губернии) до 28 десятин (12,6 тыс. душ в Саратовской губернии) на душу. «Учреждение об Императорской фамилии» предполагало довести наделы крестьян до 9 десятин пашни и соответствующего количества прочих угодий на каждого взрослого мужчину, путём покупки недостающего количества у частных владельцев и казны. Привести это предположение в исполнение оказалось, однако, невозможным: приобретение земли у частных владельцев могло быть только случайным, а казённые земли сенат соглашался отводить уделам, за установленную плату, лишь в многоземельных окраинных губерниях.
В 1808 году за удельными крестьянами было признано право дополнения наделов из казённых земель; но учреждения, ведавшие эти земли, неохотно отдавали их (и то лишь в многоземельных губерниях) уделам. Когда в середине 1830-х гг. удельные имения в 18 малоземельных губерниях поступили в казну, в обмен на обширные (с населением выше 200 тыс. душ) площади государственных земель в Симбирской и образованной позднее Самарской губернии, удельное ведомство потеряло право требовать отвода казённых земель для подведомственных ему крестьян. Государственные земли, отводившиеся удельным крестьянам по требованию уделов, не всегда поступали полностью в распоряжение соответствующих селений: удельная администрация пользовалась этими землями для наделения и других крестьян своего ведомства. Меры, принимавшиеся против малоземелья удельных крестьян, в некоторых губерниях оказались достаточными лишь для того, чтобы парализовать естественную тенденцию уменьшения единичных участков вследствие размножения населения; в других губерниях они не имели и этого результата; возрастание участков крестьян к моменту увольнения их в свободное состояние наблюдалось лишь в Тверской губернии (где состоялись крупные приобретения уделами частновладельческих земель) и, по-видимому, в северных губерниях, где участки крестьян увеличивались явными и тайными расчистками удельных лесов.
При обращении дворцовых крестьян в удельных, в центральных, гуще населённых губерниях уже прочно, по-видимому, утвердился обычай периодического (при ревизиях) передела земель в границах владений отдельных селений; на севере и на окраинах, где ещё не чувствовалось острой нехватки земли, распространён был обычай наследственного пользования участками. Обращение наследственного пользования землёй в уравнительное в подобных местностях происходило в разное время по распоряжению удельного управления. В Вологодской губ. процесс этот начался в момент образования уделов, в Архангельской губернии — после 6 ревизии (в 1812 г.), в Пермской губернии — в 1830-х, в Уфимской и Оренбургской — в 1850-х гг. После 6-й ревизии и в остальных удельных имениях, под влиянием указа департамента уделов 29 февраля 1812 г., изданного по представлениям двух управляющих удельными конторами — подвинутых к этому шагу, по-видимому, ходатайствами малоземельных селений, — началось введение переделов земли между селениями, причём единицей, в границах которой происходило уравнение, была межевая дача, а иногда и административное деление — приказ. Идея дополнения участков малоземельных селений на счет многоземельных не была чужда аграрному законодательству Российской империи, но по отношению к казённым крестьянам отрезка земли от селений допускалась лишь в случае, если селение имело землю свыше узаконенной пропорции; в удельном ведомстве для уравнения селений между собой не было поставлено таких ограничений. Уравнение земель между селениями (по душам 6 и 7 ревизий) происходило в тех случаях, когда этого требовали малоземельные селения. Требования эти должны были значительно сократиться после того, как с ведением поземельного сбора участки крестьян были ограничены определёнными нормами и за каждую лишнюю десятину назначена особая в пользу уделов плата. При таких условиях оказалось выгодным дополнять недостаток земли арендой её на стороне.
Дворцовые крестьяне перешли в заведование уделов с оброком в 3 рубля ассигнациями с ревизской души. В год этого перехода оброки удельных и казённых крестьян были повышены, и вместо однообразного для всех платежа введены были оклады от 3,5 до 5 р. с души, смотря по классу губерний. Последующие увеличения оброков удельных крестьян происходили отдельно от казённых. Увеличение в 1810 г. было сделано после совещания об этом управляющих удельными имениями с крестьянами на мирских сходках, причём управляющие убеждали крестьян согласиться на прибавку. Большая часть крестьян вняла этому убеждению, но некоторые села, приказы и губернии (Московская, Владимирская) отказались дать на то согласие. Оброки были повышены, однако, и для этих местностей. В 1811 г. оброки были повышены ещё на 1 рубль, а в 1823 г. — на 1—2 руб. с души. Оброки удельных крестьян в 1811 г. были ниже казённых (разница составляла от 50 копеек до 1,5 рублей с души); в 1824 г. разница эта уменьшилась, а в 1842 г. оброки удельных крестьян, не переведенных на поземельный сбор, были уравнены с окладами крестьян государственных.
В 1830-х гг. в удельных имениях взамен подушного оброка начал вводиться поземельный сбор с крестьян, предусмотренный ещё «Учреждением об Императорской фамилии»; но так как при этом не было организовано специальных учреждений для оценки крестьянских земель и вместе с тем принято было за основание, чтобы существующие платежи не были понижены, то преобразование сводилось, в сущности, к повышению получаемых уделом от крестьян доходов (путём назначения управляющими удельными имениями, которым поручено было это дело, произвольных урожаев и цены хлебов) и к ограничению крестьянских участков. В каждой местности назначалась площадь нормального, коренного тяглового (на 2 ревизские души) участка, соответствовавшего, будто бы, валовому доходу в 75 рублей ассигнациями, из которого 30 рублей поступало в пользу удела (соответственно оброку в 10 рублей с души) и казны. Излишняя против этого земля (под именем запасной) должна была поступить в число оброчных статей; крестьянам предлагалось, однако, взять её в пользование за плату, исчисляемую по правилам поземельного сбора, и так как в большинстве случаев крестьяне не понимали производившихся с ними расчетов и полагали, что вводимое преобразование есть только возвышение оброков, то излишняя земля обыкновенно оставалась в пользовании тех же селений за особую плату; поэтому введение «поземельного» сбора в многоземельных губерниях сопровождалось увеличением крестьянских платежей на 50 — 100 % и более. Сохранение поземельного сбора, при неподвижности крестьянского хозяйства, грозило уменьшением удельного дохода сравнительно с тем, что получалось бы при подушном окладе, дававшем приращение после каждой ревизии. Во избежание этого после 9-й и 10-й ревизий платежи удельных крестьян были просто увеличены по расчету подушного оклада за прибылые души.
В конце 1850-х гг. оценка земли удельных крестьян производилась, одновременно с оценкой земли крестьян государственных, опытным персоналом межевых чинов Министерства государственных имуществ, и хотя по новым правилам поземельного сбора оброк крестьян исчислялся в размере 1/3 части чистого дохода земли, но платежи удельных крестьян вследствие этого преобразования возвысились в таком размере, что было признано уместным производить возвышение оброка постепенно в течение нескольких лет. Распространению этого преобразования на всех удельных крестьян помешала освободительная реформа. Введение поземельного сбора было одним из пунктов программы преобразования управления удельными имениями, приводившейся в исполнение с конца 20-х г. XIX столетия, преимущественно по инициативе вице-президента департамента, а впоследствии министра уделов, Л. А. Перовского. Преобразования эти имели в виду интересы уделов, как владельца (поземельный сбор), интересы крестьян, как производителей, и общее благоустройство удельных имений. В конце 1820-х годов — взамен дававшего неудовлетворительные результаты подушного с крестьян сбора на составление продовольственных запасов — введена была общественная запашка с обязательной обработкой её крестьянами. Для возвышения сбора с запашки было постановлено отделять в пользу лиц, надзирающих за нею, 4/5 сбора, превышавшего назначенную норму урожая, a 1/5 излишка обращалась в крестьянские капиталы, расходовавшиеся на полезные для крестьян предприятия. Контингент лиц, получавших вознаграждение из сумм общественной запашки, постепенно расширялся и утратил всякую связь с надзором за запашками; когда последние в 1861 г. были упразднены и земля из-под них, в количестве 100 тыс. десятин, зачислена в оброчные статьи, доход от неё употреблялся всё-таки на награды удельным чиновникам. За время существования общественной запашки от продажи излишка хлеба (за наполнением запасных магазинов) выручено на сумму до 14 млн рублей серебром. Из них 1,3 млн р. отчислено в доход уделов, 6 млн р. — на награды удельным агентам, 5 млн р. — на уплату земских повинностей за крестьян, состоявших на поземельном сборе (повинности эти должны были уплачиваться из поземельного сбора); остальная сумма вошла в состав хлебного капитала, расходовавшегося на полезные для крестьян предприятия. Общественная запашка играла также роль опытного поля для испытания различных приемов культуры, которые предполагалось вводить в крестьян. хозяйство.
С тою же целью воздействия на технику крестьянского земледелия в 1830-х гг. близ Петербурга было основано Земледельческое училище, воспитанники которого (из удельных крестьян) поселялись в деревнях и должны были заводить на отводимых им участках образцовое хозяйство. За немногими исключениями, однако, они сами переходили к приемам культуры окружавших их крестьян. Департамент уделов и другими средствами пытался распространить среди крестьян улучшенные породы скота и семян хлебов, посевы картофеля и других новых растений, садовую и огородную культуры, лучшие орудия, удобрения полей и т. д. Средства эти заключались в издании циркуляров и наставлений, в опытах на полях общественных запашек образцовых усадеб, в наградах за применение нововведений и т. п. Распоряжения о культуре картофеля (в 1840-х гг.) были обязательны для крестьян и имели следствием введение этого растения и в тех местностях, где оно ещё не было известно. Приносили пользу и меры для введения в крестьянское хозяйство улучшенных семян некоторых злаков (преимущественно путём ссуд для посева в неурожайные годы из запасных магазинов), а также раздача крестьянам экземпляров улучшенных пород скота. Большая часть мероприятий удельной администрации не имела успеха, между прочим, потому, что они носили слишком общий характер и не были приспособлены к особенностям отдельных районов, а руководителями начинаний на местах были удельные чиновники, не обладавшие надлежащими знаниями. Неудачными оказались и меры для усовершенствования крестьянских ремесел и для введения их там, «где крестьяне имеют в них нужду». В 1840-х гг. учреждены были ремесленные училища, воспитанники которых, по окончании курса, должны были заниматься в своих селениях ремеслами. Каждый воспитанник обучался нескольким ремеслам, но не научался хорошо ни одному из них и скоро оставлял плохо его обеспечивавшее занятие. Материальные средства для описанных нововведений заимствовались из хлебного капитала; из него же были взяты суммы и для устраивавшихся, начиная с 1830-х гг., крестьянских кредитных учреждений. Число таких сельских банков возросло к 1860-м гг. до 130; суммы, числившиеся в займах, составляли в это же время около 700—800 тыс. рублей, вклады в банки — ок. 200—300 тыс. рублей. Банки эти, по-видимому, приносили очень незначительную пользу; взятая раз ссуда редко возвращалась назад.
Начиная с конца 1820-х гг. принимались систематические меры для распространения начального образования среди удельных крестьян. Меры эти заключались в учреждении удельных училищ и поощрении частной преподавательской деятельности. Крестьяне неохотно отдавали детей в школы; поэтому ученики набирались сельскими властями. За недостатком подготовленных учителей, преподавание в школах поставлено было весьма неудовлетворительно и ребёнку приходилось учиться очень долго (до 8 лет). Ко времени увольнения удельных крестьян в свободное состояние в удельных имениях насчитывалось 376 приказных училищ и 1885 частных; в первых — училось 11400 мальчиков, во вторых — 16800 мальчиков и 9560 девочек. Расход на школьное дело составлял тогда 853 тыс. рублей; покрывался он мирскими сборами (удельные крестьяне на местах подчинены были удельным экспедициям), а с 1808 г. — управляющим удельными конторами (более мелкими, сравнительно, территориальными единицами). Этим учреждениям, впрочем, не предоставлялось непосредственного вмешательства в крестьянскую жизнь; они имели только право контроля над действиями органов низшего крестьянского управления. Последнее первоначально построено было всецело на выборном принципе, подвергшемся затем значительным ограничениям. На мирских сходках села и приказа (административная единица, наподобие волости), составленных из представителей от каждого двора, избирались сельские выборные и десятские и должностные лица приказного управления: голова (для общего наблюдения за подведомственным ему районом), казённый староста (для сбора повинностей), приказный староста (для наблюдения за порядком и для разбора мелких тяжб между крестьянами) и писарь. Приказные сходы скоро стали составляться только из доверенных от селений; затем от участия в сельских и приказных сходах устранены были недоимщики. По «Положению департаментских уделов» (1808) подверглись ограничениям и права приказных сходов: баллотировке на должность стали подвергаться кандидаты, назначаемые управляющим конторы; получившие большинство голосов кандидаты в старосты утверждались управляющим, а голова назначался департаментом уделов из числа баллотировавшихся кандидатов. Голова стал избираться бессрочно (с целью сохранения на этой должности способных людей); введена новая должность (сперва сельская, а затем приказная) добросовестных, для разбора мелких тяжб между крестьянами. Так как все приказное делопроизводство велось письменно, а среди удельных крестьян было очень мало грамотных, то назначение писарей изъято было из компетенции сходов и передано управляющим конторами. Этими преобразованиями голова и писарь поставлены были в независимое от крестьян положение; писарь даже числился в штате департамента (и многие писаря набирались из бывших чиновников). На этой почве развились злоупотребления приказных властей, преимущественно в целях наживы на счет мирских сумм и вымогательств с отдельных крестьян. Департамент уделов тщетно боролся с ними, подвергая виновных строгим наказаниям.
В юридическом отношении удельные крестьяне занимали среднее положение между государственными и помещичьими. Хотя удельное имение, по закону, «состояло на праве помещичьем», но развитие чрезмерной регламентации крестьянского быта исключалось тем, что крестьяне не состояли на барщине и хозяйственные условия не требовали, поэтому, близкого надзора администрации за крестьянами. Удельное ведомство считало себя собственником крестьянской земли, но распределение последней между домохозяевами лежало не на администрации, а на сельских обществах. Крестьянин не имел права сдавать в наем доставшийся ему участок. Крестьянин мог приобретать недвижимость в городах, а также землю (с согласия департамента уделов); но продавать купленную землю, равно как и сельские строения, можно было только удельным же крестьянам. Отлучки с места жительства без разрешения начальства воспрещались. Выход в мещанство и купечество дозволялся лицам мужского пола при уплате выходных денег за всех членов семьи. Женщинам дозволялось выходить в другие сословия ещё путём замужества, с уплатою выходных денег или при обязательстве учреждения, принимавшего женщину, уволить в свою очередь в удельное ведомство крестьянку, которую посватает удельный крестьянин. Семейные разделы допускались на условии, чтобы не нарушалась хозяйственная состоятельность разделившихся. По «Учреждению об Императорской фамилии», удельные крестьяне во всех делах подчинялись общим судам; по «Положению департамента уделов» тяжбы между удельными крестьянами разбирались удельной администрацией.
Кроме формального ограничения прав, удельные крестьяне подвергались стеснениям, истекавшим из распространённого, особенно в царствование императора Николая I, взгляда, что «степень образования и свойство всех наших крестьян ещё таковы, что необходимо неослабное и близкое попечение обо всем, что влияет на судьбу земледельца». Из этого взгляда вытекли не имевшие, впрочем, большого практического значения узаконения и распоряжения о наблюдении за исправным состоянием хозяйства удельных крестьян, о приучении последних к тем или другим приемам земледелия и т. п. Этим же взглядом объяснялись и такие распоряжения, как запрещение удельным крестьянам заключать займы у лиц постороннего ведомства или вступать с ними в контракты по подрядам без рассмотрения условий сделки управляющим конторою; запрещение крестьянам занимать места сидельцев питейных заведений, а крестьянкам — поступать кормилицами в воспитательные дома Петербурга и Москвы и брать оттуда детей на выкармливание, в ущерб питанию собственных их детей; запрещение обращаться в исковых делах к поверенным, стеснение ухода крестьян на судовые работы и т. п. Из этого же отчасти взгляда вытекали и меры защиты удельных крестьян от злоупотреблений со стороны. Так, ведение гражданских дел удельных крестьян поручалось удельным стряпчим; в главных торговых пунктах селились удельные чиновники, для оберегания удельных крестьян от притеснений, возможных при применении к ним узаконений относительно промыслов и торговли. Управляющие конторами наводили справки, не лежало ли запрещение на земле, которую покупал удельный крестьянин и т. п.
Когда в правительственных сферах поднят был вопрос об освобождении помещичьих крестьян и начаты были подготовительные по этому предмету занятия, тот же вопрос поставлен был на очередь и в удельном ведомстве. В 1858 г. учрежден был комитет для устройства быта государственных, удельных и заводских крестьян. В своих предположениях комитет этот должен был согласоваться с решениями редакционных комиссий по устройству быта помещичьих крестьян; поэтому, до издания Положений 19 февраля 1861 г. он занимался лишь подготовительными работами. Тем не менее, признано было возможным, не ожидая общего положения об удельных крестьянах, возвратить им тогда же элементарные гражданские права. Высочайшим повелением 20 июня 1858 г. были отменены ограничения права приобретения удельными крестьянами земель, права пользования (относительно лесов) и отчуждения купленных ими земель и запрещение удельным крестьянам лично ходатайствовать в судебных и правительственных местах; в отношении перехода в другие сословия, заключения договоров и совершения духовных завещаний удельные крестьяне приравнивались к государственным.
5 марта 1861 г. было высочайше повелено приступить к пересмотру постановлений об удельных крестьянах на основаниях отведения им надела в постоянное пользование по правилам местных положений о помещичьих крестьянах и предоставления им права, лично или в составе целых селений, выкупать усадебную оседлость по оценке, не выше установленной для помещичьих крестьян, а полевые угодья — на основании имеющих быть составленными правил, с допущением рассрочки в уплате выкупной суммы. Скоро, однако, было признано необходимым, в интересах и уделов, и крестьян:
На этих основаниях было составлено Положение об удельных крестьянах, высочайше утверждённое 26 июня 1863 г. Инструментальное измерение земли показало, что в пользовании крестьян находилось больше угодий, чем значилось в табели поземельного сбора. Этот излишек земли обращался на пополнение крестьянских наделов лишь в случае, если без него наделы крестьян не достигали высшего или указного размера по Положению 19 февраля. По этой последней норме отводился надел и крестьянам, состоявшим на подушном оброке, а излишнее количество земли переходило во владение уделов. Дополнение наделов из земель, не состоявших ранее в их пользовании, до нормы высшего надела допускалось лишь в определённых местностях нечерноземной полосы, для селений, где существовало переложное хозяйство, в лесных местностях Вельского и Тотемского уездов и в смолокуренных районах Архангельской и Вологодской губерний. В итоге 825 947 тыс. ревизских душ удельных крестьян получили в надел 3983 тыс. десятин, состояло же в их пользовании до реформы 4053 тысяч, или на 70 тыс. десятин более. Отрезке подверглись наделы крестьян в 13 губерниях, дополнение же наделов из удельных земель крестьяне получили в 6 губерниях. Надел удельных крестьян по уставным грамотам превысил высший размер наделов по Положению 19 февраля в 6 губерниях, не достигал этой нормы (от 1,5 % до 59 %) — в 11 губерниях. Последняя цифра относится к Архангельской губернии. Впоследствии удельное ведомство решило дополнить участки крестьян этой (а также Вологодской) губернии продажей им удельных земель при посредстве Крестьянского банка. Выкупная сумма за землю удельных крестьян составила 48 659 тыс. рублей, что составляет 12 р. 28 к. на десятину.
Обеспечение землёй удельных крестьян сравнительно с помещичьими и государственными и сравнительная тяжесть лежащих на этих разрядах крестьян выкупных платежей рисуется следующими цифрами. Средний душевой надел удельного крестьянина 4,8 десятины, помещичьего 3,4 десятины, государственного 6 десятин; средний душевой выкупной платеж удельного крестьянина 3 р. 50 к., помещичьего (не считая западных губерний), до понижения выкупных платежей в 1881 г. — 6 р. 50 к., государственного 5 р. 10 к.; средний выкупной платеж на десятину надела удельного и государственного крестьянина около 80 к., помещичьего 1 р. 80 к. (а после понижения выкупных платежей — 1 руб. 30 коп.). Кроме наделов, отведённых в собственность и состоящих из одних удобных земель, удельные крестьяне получили право арендовать на продолжительные сроки удельные леса, а также смолокуренные кварталы, которыми они пользовались до реформы. В административном отношении удельные крестьяне стали подчиняться общим и крестьянским учреждениям. После реформы бывшие удельные крестьяне составили вместе с бывшими помещичьими и бывшими государственными один класс крестьян-собственников.
Удельные крестьяне. — Разряд У. крестьян образовался в 1797 г. на основании «Учреждения об Императорской фамилии», совершенно отделившего дворцовые имения с населявшими их крестьянами от остального государственного имущества и передавшего их, под наименованием имений У., в заведование вновь учреждаемого самостоятельного учреждения (см. Уделы). Число крестьян, обращенных в У., достигало (по 5-ой переписи) 467 тыс. душ муж. пола, находившихся в 35 губерниях; всего больше их было в Костромской губ. (53 тыс. рев. д.), Смоленской (51 тыс. душ), Вятской (40 тыс.), Владимирской, Нижегородской Вологодской, Симбирской, Орловской и Тамбовской (23 — 24 тыс. душ в каждой). 370 тыс. душ находились на землях единственного владения уделов, в количестве 1606 тыс. дес. одной только удобной земли, что составляло в среднем 4,4 дес. на душу. По отдельным губерниям средний надел (т. е. площадь удобной земли, пользование которою для крестьян было свободно) колебался от 0,2 дес. (228 душ в Тульской губ.) до 28 дес. (12,6 тыс. душ в Саратовской губ.) на душу. «Учреждение об Импер. фамилии» предполагало довести наделы крестьян до 9 дес. пашни и соответствующего количества прочих угодий на каждого взрослого мужчину, путем покупки недостающего количества у частных владельцев и казны. Привести это предположение в исполнение оказалось, однако, невозможным: приобретение земли у частных владельцев могло быть только случайным, а казенные земли правит. сенат соглашался отводить уделам, за установленную плату, лишь в многоземельных окраинных губерниях. В 1808 г. за У. крестьянами было признано право дополнения наделов из казенных земель; но учреждения, ведавшие эти земли, неохотно отдавали их (и то лишь в многоземельных губ.) уделам. Когда, в половине 30-х гг., У. имения в 18 малоземельных губ. поступили в казну, в обмен на обширные (с населением выше 200 тыс. душ) площади госуд. земель в Симбирской и нынешней Самарской губ., У. ведомство потеряло право требовать отвода казенных земель для подведомственных ему крестьян. Госуд. земли, отводившиеся У. крестьянам по требованию уделов, не всегда поступали полностью в распоряжение соответствующих селений: уд. администрация пользовалась этими землями для наделения и других крестьян своего ведомства. Меры, принимавшиеся против малоземелья удельных крестьян, в некоторых губерниях оказались достаточными лишь для того, чтобы парализовать естественную тенденцию уменьшения единичных участков вследствие размножения населения; в других губ. они не имели и этого результата; возрастание участков крестьян к моменту увольнения их в свободное состояние наблюдалось лишь в Тверской губ. (где состоялись крупные приобретения уделами частновладельческих земель) и, по-видимому, в северных губ., где участки крестьян увеличивались явными и тайными расчистками У. лесов. При обращении дворцовых крестьян в У., в центральных, гуще населенных губерниях уже прочно, по-видимому, утвердился обычай периодического (при ревизиях) передела земель в границах владений отдельных селений; на севере и на окраинах, где еще не чувствовалось резкого утеснения в земле, распространен был обычай наследственного пользования участками. Обращение наследственного пользования землей в уравнительное в подобных местностях происходило в разное время по распоряжению У. управления. В Вологодской губ. процесс этот начался в момент образования уделов, в Архангельской губ. — после 6 ревизии (в 1812 г.), в Пермской губ. — в 30-х, в Уфимской и Оренбургской — в 50-х гг. XIX века. После 6-ой ревизии и в остальных У. имениях, под влиянием указа дпт. уделов 29 февр. 1812 г., изданного по представлениям двух управляющих У. конторами — подвинутых к этому шагу, по-видимому, ходатайствами малоземельных селений, — началось введение переделов земли между селениями, причем единицей, в границах которой происходило уравнение, была межевая дача, а иногда и административное деление — приказ. Идея дополнения участков малоземельных селений на счет многоземельных не была чужда нашему аграрному законодательству вообще, но по отношению к казенным крестьянам отрезка земли от селений допускалась лишь в случае, если селение имело землю свыше узаконенной пропорции; в У. ведомстве для уравнения селений между собой не было поставлено таких ограничений. Уравнение земель между селениями (по душам 6 и 7 ревизий) происходило в тех случаях, когда этого требовали малоземельные селения. Требования эти должны были значительно сократиться после того, как с ведением поземельного сбора (см. ниже) участки крестьян были ограничены определенными нормами и за каждую лишнюю десятину назначена особая в пользу уделов плата. При таких условиях оказалось выгодным дополнять недостаток земли арендой ее на стороне. Дворцовые крестьяне перешли в заведование уделов с оброком в 3 р. ас. с рев. души. В год этого перехода оброки У. и казенных крестьян были повышены, и вместо однообразного для всех платежа введены были оклады от 3 1/2 до 5 р. с души, смотря по классу губерний. Последующие возвышения оброков У. крестьян происходили особо от казенных. Возвышение в 1810 г. было сделано после совещания об этом управляющих У. имениями с крестьянами на мирских сходках, причем управляющие убеждали крестьян согласиться на прибавку. Большая часть крестьян вняла этому убеждению, но некоторые села, приказы и губернии (Московская, Владимирская) отказались дать на то согласие. Оброки были повышены, однако, и для этих местностей. В 1811 г. оброки были повышены еще на 1 руб., а в 1823 г. — на 1 — 2 руб. с души. Оброки удельных крестьян в 1811 г. были ниже казенных на 50 к. — 1 р. 50 к. с души; в 1824 г. разница эта уменьшилась, а в 1842 г. оброки У. крестьян, не переведенных на поземельный сбор, были уравнены с окладами крестьян государственных. В 30-х гг. в У. имениях взамен подушного оброка начал вводиться поземельный сбор с крестьян, предусмотренный еще «Учреждением об Императорской фамилии»; но так как при этом не было организовано специальных учреждений для оценки крестьянских земель и вместе с тем принято было за основание, чтобы существующие платежи не были понижены, то преобразование сводилось, в сущности, к повышению получаемых уделом от крестьян доходов (путем назначения управляющими удельными имениями, которым поручено было это дело, произвольных урожаев и цены хлебов) и к ограничению крестьянских участков. В каждой местности назначалась площадь нормального, коренного тяглового (на 2 рев. души) участка, соответствовавшего, будто бы, валовому доходу в 75 р. ас., из которого 30 руб. поступало в пользу удела (соответственно оброку в 10 руб. с души) и казны. Излишняя против этого земля (под именем запасной) должна была поступить в число оброчных статей; крестьянам предлагалось, однако, взять ее в пользование за плату, исчисляемую по правилам поземельного сбора, и так как в большинстве случаев крестьяне не понимали производившихся с ними расчетов и полагали, что вводимое преобразование есть только возвышение оброков, то излишняя земля обыкновенно оставалась в пользовании тех же селений за особую плату; поэтому, введение «поземельного» сбора в многоземельных губерниях сопровождалось возвышением крестьянских платежей на 50 — 100% и более. Сохранение поземельного сбора, при неподвижности крестьянского хозяйства, грозило уменьшением удельного дохода сравнительно с тем, что получалось бы при подушном окладе, дававшем приращение после каждой ревизии. Во избежание этого после 9 и 10 ревизий платежи удельных крестьян были просто увеличены по расчету подушного оклада за прибылые души. В конце 50-х гг. оценка земли У. крестьян производилась, одновременно с оценкой земли крестьян государственных, опытным персоналом межевых чинов мин. госуд. имущ., и хотя по новым правилам поземельного сбора оброк крестьян исчислялся в размере 1/3 части чистого дохода земли, но платежи У. крестьян вследствие этого преобразования возвысились в таком размере, что было признано уместным производить возвышение оброка постепенно в течение нескольких лет. Распространению этого преобразования на всех У. крестьян помешала освободительная реформа. — Введение поземельного сбора было одним из пунктов программы преобразования управления У. имениями, приводившейся в исполнение с конца 20-х г. XIX столетия, преимущественно по инициативе вице-президента департамента, а впоследствии министра уделов, Л. А. Перовского. Преобразования эти имели в виду интересы уделов, как владельца (поземельный сбор), интересы крестьян, как производителей, и общее благоустройство У. имений. В конце 20-х годах — взамен дававшего неудовлетворительные результаты подушного с крестьян сбора на составление продовольственных запасов — введена была общественная запашка с обязательной обработкой ее крестьянами. Для возвышения сбора с запашки было постановлено отделять в пользу лиц, надзирающих за нею, 4/5 сбора, превышавшего назначенную норму урожая, a 1/5 излишка обращалась в крестьянские капиталы, расходовавшиеся на полезные для крестьян предприятия. Контингент лиц, получавших вознаграждение из сумм общественной запашки, постепенно расширялся и утратил всякую связь с надзором за запашками; когда последние в 1861 г. были упразднены и земля из-под них, в количестве 100 т. дес., зачислена в оброчные статьи, доход от неё употреблялся все-таки на награды У. чиновникам. За время существования общ. запашки от продажи излишка хлеба (за наполнением запасных магазинов) выручено на сумму до 14 млн. р. с. Из них 1,3 млн. р. отчислено в доход уделов, 6 млн. р. — на награды удельным агентам, 5 млн. р. — на уплату земских повинностей за крестьян, состоявших на поземельном сборе (повинности эти должны были уплачиваться из поземельного сбора); остальная сумма вошла в состав хлебного капитала, расходовавшегося на полезные для крестьян предприятия. Общественная запашка играла также роль опытного поля для испытания различных приемов культуры, которые предполагалось вводить в крестьян. хозяйство. С тою же целью воздействия на технику крестьянского земледелия в 30-х г. близ Петербурга было основано Земледельческое училище, воспитанники которого (из У. крестьян) поселялись в деревнях и должны были заводить на отводимых им участках образцовое хозяйство. За немногими исключениями, однако, они сами переходили к приемам культуры окружавших их крестьян. Дпт. уделов и другими средствами пытался распространить среди крестьян улучшенные породы скота и семян хлебов, посевы картофеля и других новых растений, садовую и огородную культуры, лучшие орудия, удобрения полей и т. д. Средства эти заключались в издании циркуляров и наставлений, в опытах на полях обществ. запашек образцовых усадеб, в наградах за применение нововведений и т. п. Распоряжения о культуре картофеля (в 40-х гг.) были обязательны для крестьян и имели следствием введение этого растения и в тех местностях, где оно еще не было известно. Не без результата оставались и меры для введения в крестьянское хозяйство улучшенных семян некоторых злаков (преимущественно путем ссуд для посева в неурожайные годы из запасных магазинов), а также раздача крестьянам экземпляров улучшенных пород скота. Большая часть мероприятий У. администрации не имела успеха, между прочим, потому, что они носили слишком общий характер и не были приспособлены к особенностям отдельных районов, а руководителями начинаний на местах были У. чиновники, не обладавшие надлежащими знаниями. Неудачными оказались и меры для усовершенствования крестьянских ремесел и для введения их там, «где крестьяне имеют в них нужду». В 40-х гг. учреждены были ремесленные училища, воспитанники которых, по окончании курса, должны были заниматься в своих селениях ремеслами. Каждый воспитанник обучался нескольким ремеслам, но не научался хорошо ни одному из них и скоро оставлял плохо его обеспечивавшее занятие. Материальные средства для описанных нововведений заимствовались из хлебного капитала; из него же были взяты суммы и для устраивавшихся, начиная с 30-х гг., крестьянских кредитных учреждений. Число таких сельских банков возросло к 60-м г. до 130; суммы, числившиеся в займах, составляли в это же время около 700 — 800 т. р., вклады в банки — ок. 200 — 300 т. р. Банки эти, по-видимому, приносили очень незначительную пользу; раз взятая ссуда редко возвращалась назад. Начиная с конца 20-х г. принимались систематические меры для распространения начального образования среди удельных крестьян. Меры эти заключались в учреждении У. училищ и поощрении частной преподавательской деятельности. Крестьяне неохотно отдавали детей в школы; поэтому ученики набирались сельскими властями. За недостатком подготовленных учителей, преподавание в школах поставлено было весьма неудовлетворительно и ребенку приходилось учиться очень долго (до 8 лет). Ко времени увольнения У. крестьян в свободное состояние в У. имениях насчитывалось 376 приказных училищ и 1885 частных; в первых — училось 11400 мальчиков, во вторых — 16800 мальчиков и 9560 девочек. Расход на школьное дело составлял тогда 853 т. р.; покрывался он мирскими сборами. — У. крестьяне на местах подчинены были У. экспедициям, а с 1808 г. — управляющим У. конторами (более мелкими, сравнительно, территориальными единицами). Этим учреждениям, впрочем, не предоставлялось непосредственного вмешательства в крестьянскую жизнь; они имели только право контроля над действиями органов низшего крестьянского управления. Последнее первоначально построено было всецело на выборном принципе, подвергшемся затем значительным ограничениям. На мирских сходках села и приказа (административная единица, наподобие волости), составленных из представителей от каждого двора, избирались сельские выборные и десятские и должностные лица приказного управления: голова (для общего наблюдения за подведомственным ему районом), казенный староста (для сбора повинностей), приказный староста (для наблюдения за порядком и для разбора мелких тяжб между крестьянами) и писарь. Приказные сходы скоро стали составляться только из доверенных от селений; затем от участия в сельских и приказных сходах устранены были недоимщики. По «положению дпт. уделов» (1808) подверглись ограничениям и права приказных сходов: баллотировке на должность стали подвергаться кандидаты, назначаемые управляющим конторы; получившие большинство голосов кандидаты в старосты утверждались управляющим, а голова назначался дпт. уделов из числа баллотировавшихся кандидатов. Голова стал избираться бессрочно (с целью сохранения на этой должности способных людей); введена новая должность (сперва сельская, а затем приказная) добросовестных, для разбора мелких тяжб между крестьянами. Так как все приказное делопроизводство велось письменно, а среди У. крестьян было очень мало грамотных, то назначение писарей изъято было из компетенции сходов и передано управляющим конторами. Этими преобразованиями голова и писарь поставлены были в не зависимое от крестьян положение; писарь даже числился в штате дпт. (и многие писаря набирались из бывших чиновников). На этой почве развились злоупотребления приказных властей, преимущественно в целях наживы на счет мирских сумм и вымогательств с отдельных крестьян. Дпт. уделов тщетно боролся с ними, подвергая виновных строгим наказаниям.
В юридическом отношении У. крестьяне занимали среднее положение между государственными и помещичьими. Хотя У. имение, по закону, «состояло на праве помещичьем», но развитие чрезмерной регламентации крестьянского быта исключалось тем, что крестьяне не состояли на барщине и хозяйственные условия не требовали, поэтому, близкого надзора администрации за крестьянами. Удельное ведомство считало себя собственником крестьянской земли, но распределение последней между домохозяевами лежало не на администрации, а на сельских обществах. Крестьянин не имел права сдавать в наем доставшийся ему участок. Крестьянин мог приобретать недвижимость в городах, а также землю (с согласия департамента уделов); но продавать купленную землю, равно как и сельские строения, можно было только удельным же крестьянам. Отлучки с места жительства без разрешения начальства воспрещались. Выход в мещанство и купечество дозволялся лицам мужского пола при уплате выходных денег за всех членов семьи. Женщинам дозволялось выходить в другие сословия еще путем замужества, с уплатою выходных денег или при обязательстве учреждения, принимавшего женщину, уволить в свою очередь в У. ведомство крестьянку, которую посватает У. крестьянин. Семейные разделы допускались на условии, чтобы не нарушалась хозяйственная состоятельность разделившихся. По «Учреждению об Императорской фамилии», У. крестьяне во всех делах подчинялись общим судам; по «Положению дпт. уделов» тяжбы между У. крестьянами разбирались У. администрацией. Кроме формального ограничения прав, У. крестьяне подвергались стеснениям, истекавшим из распространенного, особенно в царствование императора Николая I, взгляда, что «степень образования и свойство всех наших крестьян еще таковы, что необходимо неослабное и близкое попечение обо всем, что влияет на судьбу земледельца». Из этого взгляда вытекли не имевшие, впрочем, большого практического значения узаконения и распоряжения о наблюдении за исправным состоянием хозяйства У. крестьян, о приучении последних к тем или другим приемам земледелия и т. п. Этим же взглядом объяснялись и такие распоряжения, как запрещение У. крестьянам заключать займы у лиц постороннего ведомства или вступать с ними в контракты по подрядам без рассмотрения условий сделки управляющим конторою; запрещение крестьянам занимать места сидельцев питейных заведений, а крестьянкам — поступать кормилицами в воспитательные дома Петербурга и Москвы и брать оттуда детей на выкармливание, в ущерб питанию собственных их детей; запрещение обращаться в исковых делах к поверенным, стеснение ухода крестьян на судовые работы и т. п. Из этого же отчасти взгляда вытекали и меры защиты удельных крестьян от злоупотреблений со стороны. Так, ведение гражданских дел удельных крестьян поручалось удельным стряпчим; в главных торговых пунктах селились удельные чиновники, для оберегания У. крестьян от притеснений, возможных при применении к ним узаконений относительно промыслов и торговли. Управляющие конторами наводили справки, не лежало ли запрещение на земле, которую покупал У. крестьянин и т. п. — Когда в правительственных сферах поднят был вопрос об освобождении помещичьих крестьян и начаты были подготовительные по этому предмету занятия, тот же вопрос поставлен был на очередь и в У. ведомстве. В 1858 г. учрежден был комитет для устройства быта государственных, У. и заводских крестьян. В своих предположениях комитет этот должен был согласоваться с решениями редакционных комиссий по устройству быта помещичьих крестьян; поэтому, до издания Положений 19-го февр. 1861 г. он занимался лишь подготовительными работами. Тем не менее, признано было возможным, не ожидая общего положения об У. крестьянах, возвратить им тогда же элементарные гражданские права. Высочайшим повелением 20-го июня 1858 г. отменены ограничения права приобретения У. крестьянами земель, права пользования (относительно лесов) и отчуждения купленных ими земель и запрещение У. крестьянам лично ходатайствовать в судебных и правительственных местах; в отношении перехода в другие сословия, заключения договоров и совершения духовных завещаний У. крестьяне приравнивались к государственным. 5 марта 1861 г. Высочайше повелено приступить к пересмотру постановлений об У. крестьянах на основаниях отведения им надела в постоянное пользование по правилам местных положений о помещичьих крестьянах и предоставления им права, лично или в составе целых селений, выкупать усадебную оседлость по оценке, не выше установленной для помещичьих крестьян, а полевые угодья — на основании имеющих быть составленными правил, с допущением рассрочки в уплате выкупной суммы. Скоро, однако, было признано необходимым, в интересах и уделов, и крестьян: 1) отвести землю последним в тех размерах, какие значились в табелях поземельного сбора, т. е. тяглую вместе с запасной, находившейся в пользовании крестьян из платежа поземельного сбора, ничем не отличавшейся от земли тяглой и не отделенной от неё в натуре; 2) предоставить крестьянам землю в собственность за сумму, определяемую капитализацией оброка из 6% годовых; 3) погашение этой суммы производить ежегодными платежами крестьян (в размере вносимого ими оброка) в течение 49 лет; 4) выкуп признать обязательным и произвести его одновременно для всех крестьян. На этих основаниях составлено Положение об У. крестьянах, Высочайше утвержденное 26-го июня 1863 г. Инструментальное измерение земли показало, что в пользовании крестьян находилось больше угодий, чем значилось в табели поземельного сбора. Этот излишек земли обращался на пополнение крестьянских наделов лишь в случае, если без него наделы крестьян не достигали высшего или указного размера по Положению 19-го февраля. По этой последней норме отводился надел и крестьянам, состоявшим на подушном оброке, а излишнее количество земли переходило во владение уделов. Дополнение наделов из земель, не состоявших ранее в их пользовании, до нормы высшего надела допускалось лишь в определенных местностях нечерноземной полосы, для селений, где существовало переложное хозяйство, в лесных местностях Вельского и Тотемского уу. и в смолокуренных районах Архангельской и Вологодской губ. В итоге 825947 тыс. ревизских душ удельных крестьян получили в надел 3983 тыс. дес., состояло же в их пользовании до реформы 4053 тыс., или на 70 тыс. дес. более. Отрезке подверглись наделы крестьян в 13 губерниях, дополнение же наделов из У. земель крестьяне получили в 6 губ. Надел У. крестьян по уставным грамотам превышает высший размер наделов по Положению 19-го февраля в 6 губ., не достигает этой нормы на 1,5 = 59% — в 11 губ. Последняя цифра относится к Архангельской губ. В последнее время У. ведомство решило дополнить участки крестьян этой (а также Вологодской) губ. продажей им У. земель при посредстве крестьянского банка. Выкупная сумма за землю У. крестьян определилась в 48659 тыс. руб., что составляет 12 р. 28 к. на дес. Обеспечение землей У. крестьян сравнительно с помещичьими и государственными и сравнительная тяжесть лежащих на этих разрядах крестьян выкупных платежей рисуется следующими цифрами. Средний душевой надел У. крестьянина 4,8 дес., помещичьего 3,4 дес., государственного 6 дес.; средний душевой выкупной платеж У. крестьянина 3 р. 50 к., помещичьего (не считая западных губерний), до понижения выкупных платежей в 1881 г. — 6 р. 50 к., государственного 5 р. 10 к.; средний выкупной платеж на десятину надела У. и государственного крестьянина около 80 к., помещичьего 1 р. 80 к. (а после понижения выкупных платежей — 1 руб. 30 коп.). Кроме наделов, отведенных в собственность и состоящих из одних удобных земель, У. крестьяне получили право арендовать на продолжительные сроки У. леса, а также смолокуренные кварталы, которыми они пользовались до реформы. В административном отношении У. крестьяне подчинены общим и крестьянским учреждениям. После реформы бывшие У. крестьяне составляют вместе с бывшими помещичьими и бывшими государственными один класс крестьян-собственников.
Ср. «Свод удельных постановлений» (СПб., 1843); «Столетие Уделов» (СПб., 1897); «Земля и Земледелец», Л. В. Ходского (т. II, СПб., 1891) «Выкупные за земли платежи бывших У. крестьян», И. Вильсона («Записки Императорского русского географического общества по отделению статистики», т. V, СПб., 1878); В. В., «К истории общины в России» (М., 1902); «Коренная нужда на Севере» («Отеч. Зап.», 1879, № 6 и 12); Красноперов, «Экономическое положение бывших У. крестьян в Самарской губ.» («Юридический Вестник», 1888).
В. В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Гарт - слово мордовское, значит деревня, преимущественно устроенная при поташном или смольчужном заведении.