4 Сентября 1914 - 22 Сентября 1914 года
3-я армия усиливалась за счет 8-й армии до 5 корпусов и должна была наступать на Белгорай–Томашев, стремясь выйти в тыл противнику, действовавшему против 5-й армии. Также 3-й армии была поставлена задача обойти Городокскую позицию с севера, для чего Рузский потребовал перехода в наступление частей 8-й армии к Городокской позиции. 8-й армия под командованием генерала Брусилова обеспечивала общее наступление фронта слева, удерживая района Львова. Эти директивы и распоряжения обоих командований определили те задачи и то исходное положение, которое заняли 3-я и 8-я русские и 4-я, 3-я и 2-я австрийские армии 5 сентября перед началом шестидневного Городокского сражения, в котором русские войска одержали победу и заняли почти все восточную Галицию и Буковину. Городокское сражение решило участь Галицийской операции.
В составе операции: Галицийская операция
Отход 2-й и 3-й австрийских армии мог сорвать намеченный план новой операции против восточной группы русских – 3-й и 8-й армий.
С решением оборонять Львов, как важный политический и военный центр, на который 3-я и 2-я армии должны опереться, не согласился командующий 3-й австрийской армией Брудерман. Он настойчиво указывал главнокомандованию, что сравнительную боеспособность сохранили из всей 3-й армии только 4 дивизии (30-я, 6-я, 28-я и 11-я), общей численностью не более корпуса. Остальные части считались им небоеспособными вследствие русофильской пропаганды в славянских частях и разложения ландштурмистских и маршевых формирований после двукратного поражения.
Настойчивость Брудермана привела к новому решению: эвакуировать 3 сентября Львов и отвести 3-ю и 2-ю австрийские армии за р. Верещицу, откуда совместно с двинутой на юг 1-й австрийской армией атаковать оба фланга наступающего на Львов противника.
Для обеспечения этого маневра было решено стараться удержать существующее положение 1-й австрийской армии к югу от Люблин и выделить из 1-й армии в качестве заслона против 5-й армии Плеве группу Иосифа-Фердинанда в составе 3 пехотных и 1 кавалерийской дивизий.
Вопросами благотворительности и обеспечением населения продовольствием занимался троюродный брат генерал-губернатора Владимир Алексеевич Бобринский, чиновник особых поручений. Ему помогало Петроградское Галицко-Русское благотворительное общество: открывались приюты для оставшихся без родителей детей в Самборе, Городке, оказывалась помощь голодающим, приют для галицких детей при Иоанновском женском монастыре в Петрограде, собирались пожертвования на церкви.
При этом считалось, что 5-я русская армия окончательно разбита, и, что началась, якобы перевозка ее частей по железной дороге из Владимира-Волынского на Брест. Тем не менее, считая свои силы в Галиции недостаточными для продолжения операций, австрийское главнокомандование снова обращается за помощью к начальнику германского Генерального штаба, прося о присылке по меньшей мере двух германских корпусов в район Перемышля.
Главнокомандующий Юго-Западным фронтом, в связи с отходом 3-й армии Плеве из Томашевского района, отдает 1 сентября директиву, в которой, указав на решение остановить 5-ю армию на линии Красностав–Грабовец–Крылов, ставит 3-й и 8-й армиям задачи: «оказать содействие 4-й и 5-й армиям в нанесении удара противнику и приковать к себе те неприятельские корпуса, которые действуют на Днестре и у Львова».
3 сентября, выполняя директиву Верховного главнокомандующего «о необходимости покончить во что бы то ни стало с австрийцами до подхода с запада германских подкреплений» и получив донесение о занятии Львова войсками 3-й армии, главнокомандующий Юго-западным фронтом приказывает начать 4 сентября общее наступление и атаковать противника, отбрасывая его к Висле, для чего 9-я, 4-я и 5-я армии должны были наступать на нижний Сан.
3-я армия усиливалась за счет 8-й армии до 5 корпусов и должна была наступать на Белгорай–Томашев, обеспечивая себя частью сил со стороны Перемышля, стремясь выйти в тыл противнику, действовавшему в Томашевском районе против 5-й армии. Также целью этого движения 3-й армии было обойти Городокскую позицию с севера, для чего Рузский потребовал перехода в наступление частей 8-й армии к Городокской позиции.
В 8-й армии оставались 3 корпуса для обеспечения общего наступления фронта слева, удержания района Львова и для занятия переправ на Днестре и выдвижения авангардов к Карпатским проходам. Эти директивы и распоряжения обоих командований определили те задачи и то исходное положение, которое заняли 3-я и 8-я русские и 4-я, 3-я и 2-я австрийские армии 5 сентября перед началом шестидневного Городокского сражения, решившего участь Галицийской операции.
3-я армия Рузского, усиленная XII корпусом, в составе XXI, XI, IX, X и XII корпусов, всего 14,5 пехотных и 3 кавалерийские дивизии (240 батальонов, 520 пулеметов, 116 эскадронов, 810 легких и 96 тяжелых орудий, 12 самолетов) вышла на 80-км фронт Варенж – Бельз – Добросин -Вальдорф – Янув, в среднем на 1 дивизию приходилось 4,5 км фронта.
8-я армия Брусилова выдвинулась западнее Львова и, овладев 6 сентября Миколаевым, заняла VII, VIII и XXIV корпусами (всего 7 пехотных и 5 кавалерийских дивизий общим числом 112 батальонов, 264 пулемета, 348 легких и 48 тяжелых орудии, 18 самолетов) сорокакилометровый фронт Мшаны – Щержец – Миколаев, в среднем на 1 дивизию приходилось около 5 км фронта.
Днестровский отряд (71-я дивизия, 1-я бригада 12-й дивизии и Терская казачья дивизия) должен был 8 сентября выступить на Станислав для смены 1-й Кубанской казачьей дивизии, оставив в Черновицах бригаду 71-й дивизии. Конница Павлова (2-я сводно-казачья и 2-я Кубанская казачья дивизия) находилась на правом берегу Днестра южнее Миколаева.
4-я армия Ауффенберга выделила на юг 3 трехдивизионных корпуса (IX, VI и XVII) с 2-й и 6-й кавалерийскими дивизиями (всего 123 батальона, 250 пулеметов, 65 эскадронов и 420 орудий). Большие потери, понесенные армией, еще не были пополнены. Имелся общий некомплект до 26%. Тем не менее наступавшие на юг корпуса считались наиболее стойкими и крепкими.
3-я армия Бороевича, назначенного вместо Брудермана, состояла из III и XI корпусов, 23-й дивизии, 88-й стрелковой бригады и 4-й, 10-й и 11-й кавалерийских дивизий, всего 7 пехотных и 3 кавалерийских дивизии (общим числом 99 батальонов, 188 пулеметов, 77 эскадронов и 166 орудий).
Обе армии 6 сентября развернулись на 70-км фронте Гржеда–Городок–Черлань, что дало на 1 дивизию в среднем 5,5 км фронта.
2-я армия Бем-Ермоли, ввиду отхода большей части ее сил к Дрогобычу по южному берегу Днестра, могла закончить развертывание своих сил на р. Верещица только к 8 сентября, после чего на 30-км фронте Черлань–Комарно–Колодрубы развернулись XII корпус, 105 ландштурмистская бригада, 11-я пехотная и 8-я кавалерийская дивизии. VII и IV корпуса закончили 8 сентября высадку в Самборе и вместе с 40 ландштурмистской бригадой составляли 11 пехотных и 1 кавалерийскую дивизии (общим числом 151 батальон, 278 пулеметов, 45 эскадронов и 468 орудий), что дало в среднем на 1 дивизию около 3 км фронта. Кроме того у Дрогобыча оставались 103-я ландштурмистская бригада и 1-я и 5-я кавалерийские дивизии, а у Самбора – 102-я ландштурмистская и 7-я маршевая бригады.
В общем итоге, в первый период сражения 3 австрийских армии почти сравнялись с силами 3-й и 8-й русскими армиями, имевших превосходство в артиллерии на 146 орудий.
План австрийцев охватить оба фланга наступающих к Городокской позиции 3-й и 8-й армий уже в период перегруппировок с 1 по 5 сентября постепенно изменился и пришел к фронтальному встречному столкновению, причем 4-я австрийская армия, уклоняясь на запад, подставила свой левый фланг под удар 3-й русской армии. Кроме того, запаздывание развертывания почти на 3 дня 2-й австрийской армии, назначенной для ведения главного удара, облегчало положение 3-й и 8 русских армий в первые дни сражения.
5 сентября 3-я армия Рузского, наступая на фронт Лащов–Рава-Русская–Магирув, сталкивалась уже XXI и XI корпусами с 2-й австрийской кавалерийской дивизией у Мосты-Вельке и 6-й австрийской кавалерийской дивизией к юго-востоку от Равы-Русской. 6 сентября на всем 85-км фронте 3-й армии обозначилось встречное наступление крупных сил 4-й австрийской армии. Наиболее упорные бои велись в центре на фронте IX корпуса, который, выдержав натиск 19-й и 41-й дивизий XVII корпуса, удержался на 17-км фронте Помлынов – Магирув, выжидая подхода к своим флангам XI и X корпусов, направленных после полудня на помощь IX корпусу.
Корпуса 8-й армии, овладевшие утром 6 сентября Миколаевым, в течение дня производили перегруппировку, выйдя к вечеру на фронт Мшаны (VI1 корпус) – Щержец (VIII корпус) – Бержбиц (XXIV корпус).
4-я австрийская армия, наступавшая 6 сентября в юго-западном направлении с целью сблизить у Яворова свой правый фланг с левым флангом 3-й австрийской армии, к вечеру достигла: IX корпусом – района Курники, VI корпусом овладела после ряда удачных боев высотами севернее Магирува, а XVII корпусом развернулась на фронте Помлынов – Ржички.
На второй день сражения, 7 сентября, 3-я армия продолжает наступление на Раву-Русскую: в IX корпусе попытка продвинуться с юга на фронте Рава-Русская – Магирув была предупреждена наступлением VI и XVII австрийских корпусов, потеснивших центр и правый фланг IX корпуса. Поддержка IX корпусу не могла быть оказана ни со стороны X корпуса, ввязавшегося в серьезный бой с частями IX австрийского корпуса на 12-км фронте от Магирува до Майдана, ни со стороны XI корпуса, встретившего упорное сопротивление частей 3-й австрийской пехотной и 2-й кавалерийской дивизий, удерживавших до вечера район Унув – Михайловка – Гуйче. К вечеру на левом фланге 3-й армии, на фронте X и XII корпусов, также создалось напряженное положение. X корпус под натиском 4 дивизий VI и IX австрийских корпусов должен был отойти с линии р. Верещицы в район Майдана, что создавало уже угрозу разрыва с XII корпусом, правый фланг которого также отошел к Януву, образовав незанятый прорыв до 7 км длиной. На остальном фронте XII корпуса от Янува до Вилькополе к вечеру также обозначилось наступление 2 дивизий XI австрийского корпуса.
Тяжелое положение частей XII корпуса и прорыв у Янува заставляет Брусилова еще в течение дня направить VII корпус на поддержку XII корпуса, а части VIII корпуса на прежний участок VII корпуса от Повитно до Лесневице. В общем бою 7 сентября выяснили необходимость поддержать 3-ю армию наступлением на Раву-Русскую левофланговых V и XVII корпусов 5-й армии.
Группа Иосифа-Фердинанда оставила 5 сентября район Грубешова и вынуждена была отходить на юг на Раву-Русскую. 7 сентября она вела неудачные бои в районе Радостава 8-й дивизией с подходившими с юга колоннами XXI русского корпуса.
7 сентября из-за создавшегося положения была отдана директива штаба Юго-Западного фронта, согласно которой 9-я, 4-я и 5-я армии должны были развить энергичную деятельность для сковывания противника, нанося 4-й армией 8 сентября удар на своем левом фланге. 5-я армия получила задачу: «свои 3 корпуса, осаженные назад, в течение одного дня вывести на общий фронт, в целях непосредственного соприкосновения с соседними армиями». Кроме того 5-я армия должна была помочь 3-й армии своими левофланговыми V и XVII корпусами и вновь образованным конным корпусом Драгомирова (7-я и сводная кавалерийские дивизии и бригада 1-й Донской казачьей дивизии), направляемым на Томашев. 8-я армия переходила в непосредственное подчинение фронта с задачей «овладеть Городокской позицией для лучшего обеспечения Львова и действий 3-й армии», для чего ей возвращался XII корпус.
На основании этой директивы Рузский решил направить усилия 3 корпусов для овладения районом Равы-Русской: XXI корпус получил задачу «наступать на запад на Любачув, откуда принять участие в овладении Равой-Русской»; XI и IX корпуса – наступать на Раву-Русскую, а X корпус – обеспечивать эту операцию со стороны Городокской позиции.
Брусилов, выяснив сосредоточение 7 сентября значительных сил противника на фронте 8-й армии, решил удерживаться VIII и XXIV корпусами на фронте от Повитно до Днестра, а VII корпусом атаковать противника в направлении на Каменноброд. XII корпус с 10-й кавалерийской дивизией должен был обеспечивать правый фланг 8-й армии и стык с 3-й армией.
Австрийское верховное командование, оценивая неблагоприятно обстановку на левом фланге 4-й армии и угрозу ее тылу со стороны Томашева, также отдает вечером 7 сентября директиву: 4-я армия вместо наступления с севера на Львов должна была отразить на своем фронте встречный удар армии Рузского, т. е. перейти к обороне, 3-я армия должна была содействовать этой задаче, наступая на левый фланг армии Рузского, а 2-я армия, наступающая в полосе южнее Львова, имела целью охватить противника с юго-запада и юга.
Позднее получение этой директивы в штабе 4-й австрийской армии привело к тому, что ее корпуса продолжали наступать 8 и 9 сентября, но существенных результатов не достигли. В 3-й русской армии 2-дневные попытки овладеть рава-русскими позициями, обороняемыми XVII австрийским корпусом, привели к продвижению XI и IX корпусов всего в среднем на 3-4 км. Зато на участке X русского корпуса австрийцы развили достигнутый накануне успех, развернув против этого корпуса до 4 дивизий VI и IX корпусов, вследствие чего в районе Вальдорфа образовался разрыв с XII корпусом, для ликвидации чего к вечеру 10 сентября на флангах прорыва сосредоточились резервы в 2 группах: в X корпусе – 33 батальона и 132 орудия и в XII корпусе – 10 батальонов и 32 орудия. Эти группы были связаны между собой расположением у Домбровица сводного кавалерийского корпуса из 10-й, 11-й и 3-й кавказских кавалерийских дивизий.
В 8-й армии начавшееся с рассветом 8 сентября наступление XII и VII корпусов должно было приостановиться вследствие встречного наступления XI, III и XII австрийских корпусов, а на участке XXIV корпуса, наступавшего южнее Комарно, обозначилось развертывание VII и IV австрийских корпусов. 9 сентября австрийцы атаковали XXIV корпус по всему фронту и вышли в тыл ему группой Карга (38-я дивизия, 40-я и 103-я ландштурмистские бригады), потеснившей у Новоселки 12-ю кавалерийскую дивизию, пытавшуюся в конных и пеших боях обеспечить левый фланг корпуса. В результате упорных боев по всему 57-км фронту 8-й армии центр ее был прорван, а XXIV корпус отброшен с потерей 18 орудий на 10-12 км к востоку на левый берег р. Щержец, где этот корпус загнул фланг почти под прямым углом к общей линии фронта.
В общем, к вечеру 9 сентября в штабе Юго-Западного фронта была очевидна та тяжелая обстановка, которая создалась в результате 5-дневных боев на фронте 3-й и 8-й армий. В то же время на северном крыле в 9-й и 4-й армий наступил ожидаемый перелом: фронт 1-й австрийской армии был прорван, а прибывший с левого берега Вислы германский ландверный корпус Войрша разгромлен у Тарнавки с захватом массы пленных и 30 орудий. Поэтому главнокомандующий фронтом в директиве от 9 сентября, давая ряд указаний 9-й и 4-й армиям по использованию достигнутого успеха и направляя их на нижний Сан ниже Кржешова, указал 5-й армии направить 2 правофланговых, XXV и XIX корпуса, на запад, на Белгорай, во фланг 1-й австрийской армии. В отношении использования V и XVII корпусов для более глубокого обхода левого фланга 4-й австрийской армии, как это просил Рузский, главнокомандующий указаний не дал.
Командующий 5-й армией, не будучи сориентирован о положении XXI корпуса, приказал V и XVII корпусам, овладевшим 9 сентября районом Томашева, наступать 10 сентября во фланг и тыл австрийцам, ведущим бои у Равы-Русской. Сводный кавалерийский корпус Драгомирова получил задачу наступать на Нароль, то есть на фронт группы Иосифа-Фердинанда вместо ее обхода.
Австрийское верховное командование вечером 9 сентября, несмотря на донесение об отходе 1-й армии на линию Свецехов – Фрамполь, решило продолжать 10 сентября концентрическое наступление к Львову 2-й, 3-й и большей частью сил 4-й австрийской армий, в то время как левый фланг 4-й армии и группа Иосифа-Фердинанда должны были обеспечить фланг и тыл армии австрийцев.
Бои 10 и 11 сентября являлись наиболее тяжелыми для обоих противников, причем 3-я и 2-я австрийские армии в течение 2 суток продолжают теснить 8-ю армию Брусилова, отошедшую еще на 6-12 км и оборонявшуюся успешно на фронте Домбровица – Ставчаны – Миколаев под непрерывными атаками 17,5 австрийских дивизий. В то же время, в связи с начавшимся преследованием 9-й и 4-й армиями разбитых войск 1-й армии Данкля и ввиду подхода к Раве-Русской V, XVII и XXI корпусов, общее положение фронта австрийцев резко ухудшилось. Под натиском указанных выше корпусов группа Иосифа-Фердинанда постепенно отходила к югу от железной дороги на Любачув, занимая фронт от Горинец до Равы-Русской и заставив загнуть и левый фланг 4-й армии.
Уже днем 11 сентября австрийскому командованию стала очевидной невозможность задержать истомленными частями 4-й армии и направленными на Любачув 5 кавалерийскими дивизиями продолжающийся глубокий обход на Цешанув левого фланга 4-й армии 3 русскими корпусами. Вследствие этого в 16 час. 30 мин. дня была отдана общая директива об отводе всех армий за р. Сан.
Главными причинами успеха русских армий следует считать маневр во фланг V, XVII и XXI корпусами, наступление которых на Любачув выводило их на пути отхода австрийских армий к Сану. После этого маневра численный перевес оказался на стороне русских, имевших 440 батальонов, 1 020 пулеметов, 318 эскадронов и 1 528 орудий против численно слабых 441 батальона, 856 пулеметов, 260 эскадронов и 1 386 орудий, бывших у австрийцев.
Австрийцы переоценили способность истомленных войск 1-й армии Данкля и численно слабой группы Иосифа-Фердинанда выполнить поставленные задачи. Неизбежность скорого отхода их за р. Сан. перед усиливающимся с каждым днем северным крылом русских армий была очевидна.
Внезапный отход австрийцев в ночь на 12 сентября был неожиданностью. 3-я и 8-я армии и левофланговая группа 5-й армии к немедленному преследованию в широком масштабе были не готовы, главным образом вследствие состояния тыла, не обеспечивающего длительное наступление. Поэтому главнокомандующий фронтом решил ограничить наступление 5-й, 3-й и 8-й армий линией Цешанув – Немиров – Янув – Миколаев, т. е. в 1-2 переходах от фронта Городокского сражения.
К недочетам русского командования следует отнести неправильное ориентирование 3-й армии о якобы начавшемся отходе 4-й австрийской армии на Ярославль и отсутствие согласованного управления действиями 3-й и 8-й армий, вследствие чего не было вначале четкого взаимодействия между ними, а в конце сражения – между 3-й и 5-й армиями.
Еще 9 сентября командование фронтом обязано было направить всю 5-ю армию Плеве на коммуникации 4-й, 3-й и 2-й австрийских армий, поставив целью быстрым маневром отрезать эти армии от путей отхода к Сану, что безусловно являлось тогда вполне осуществимым.
Описание подготовлено по книге А.М. Зайончковского «Мировая война 1914–1918», изд. 1931 г.
Галицийская битва. Городокское сражение (период с 3 по 12 сентября)