1 Сентября 1914 года
25 августа 1914 года 5-я русская армия под командованием Плеве располагалась на высотах у Замостья и напротив Томашова. Ей противостояла 4-я австро-венгерская армия генерала Ауффенберга, планировавшего окружение русской армии. 27 - 30 августа шли ожесточённые бои, не принесшие успеха русским войскам. Особо трудное положение создалось на участке XIX и V корпусов, удерживающих фронт от Дуба через Комаров до Лащова. Оценив обстановку, Плеве приказал своей армии отойти на север, на одну линию с 4-й армией.
В составе операции: Галицийская операция
Плеве Павел Адамович генерал от кавалерии 30.05.1850 — 01.01.1916
Зайончковский А.М.
«Хотя на решение об отходе большое влияние оказали состояние войск, неустройство тылов 5-й армии, тем не менее отход нельзя признать целесообразным, тем более что все командиры корпусов южной группы считали возможным выполнять 1 сентября наступательные задачи. Командующий 5-й армией не учел, что отход замедлит на несколько дней начало подготовлявшегося уже второго наступления 9-й, 4-й и 5-й армий и облегчит перегруппировку австрийских армий. Оставаясь в прежнем районе, 5-я армия продолжала бы сковывать большую часть сил 4-й австрийской армии и не допустила бы выделения ее сил для поддержки дважды разбитых восточнее Львова 3-й и 2-й австрийских армий».
Цитата
25 августа 1914 года 5-я русская армия под командованием генерала Плеве располагалась на высотах у Замостья (XXV корпус в контакте с левым флангом 4-й армии) и напротив Томашова (XIX и V корпуса). Для прикрытия операции слева располагался XVII корпус. Навстречу 5-й русской армии наступала 4-я австро-венгерская армия генерала Ауффенберга, развернувшаяся на фронте верховья р. Пор–Бодачев–Тарнаватка–Верещица. Ауффенберг планировал обойти 5-ю армию русских с двух сторон.
26 и 27 августа XXV корпус вел бои в районе Замостья и на переправах через р. Пор. Охваченный с обоих флангов превосходными силами 6 австрийских дивизий, к вечеру 27 августа корпус в беспорядке начал отходить на Красностав по обоим берегам реки Вепрж и оторвался километров на 25 от XIX корпуса.
XIX корпус, вынужденный отойти в сторону Комарова, был остановлен встречным ударом VI австрийского корпуса. После двух дней тяжелого боя в районе Тарнаватки XIX корпус отошел на север к Комарову, выжидая подхода к своему левому флангу V и XVII корпусов, движение которых сдерживалось конным корпусом (6-я и 10-я кавалерийские дивизии).
К вечеру 27 августа между XIX и V корпусами имелся разрыв до 15 км. XVII корпус не подошел непосредственно к V корпусу и находился под угрозой флангового удара со стороны XIV австрийского корпуса и 2-й кавалерийской дивизии, которые 27 августа вышли на р. Солокию на участке от Кристынополя до Унува.
По инициативе генерала от кавалерии Русской императорской армии Павла Адамовича Плеве (1850–1916) в русской армии осенью 1915 года были созданы первые особые отряды «бомбометателей» или «гранадеров». Из этих отрядов в процессе развития вышли Ударные части Русской армии, так же известные как «Батальоны смерти» или «Ударники».
28 августа австрийцы направили свои усилия для разгрома XIX корпуса у Комарова, намечая охват его обоих флангов. Оставив на красноставском направлении для преследования XXV корпуса 4-ю дивизию, поддержанную с запада 24-й и 45-й дивизиями X корпуса, австрийцы свернули от Замостья 13-ю и 25-ю дивизии II корпуса для охвата XIX корпуса с севера. С запада на него вел наступление IX австрийский корпус, а VI австрийский корпус охватывал расположение XIX корпуса с юга, направив 15-ю дивизию западнее Лащова для выхода на тылы этого корпуса.
Тем не менее XIX корпус, искусно ведя контратаки, удержал свое расположение, а V корпус, выйдя у Лащова во фланг и тыл 15-й австрийской дивизии, окружил ее и захватил до 4000 пленных и 22 орудия, обеспечив этим устойчивость левого фланга XIX корпуса.
XVII корпус, следуя на запад для занятия района Ярчова, был атакован во фланг на походе, разбит XIV австрийским корпусом, потеряв 58 орудий и 5000 пленных, и был отброшен почти на переход к северу в район Старого Села. Таким образом, отход XXV и XVII корпусов обнажил центральные корпуса 5-й армии и создал угрозу их окружения.
С 29 августа австрийцы старались взять в плен южную группу корпусов 5-й армии. На красноставском направлении они продолжали теснить XXV корпус, и, выйдя в обход его правого фланга 24-й и 45-й дивизиями, заняли 30 августа Красностав, заставив XXV корпус отойти к Холму.
Натиск австрийцев продолжался 29 и 30 августа. Особо трудное положение создалось на участке XIX и V корпусов, удерживающих 35-км фронт от Дуба через Комаров до Лащова под непрерывными атаками 3-х австрийских корпусов. Сковав XIX и V корпуса атаками на фронте, австрийцы постепенно продвигали II и XIV корпуса, охватывая ими оба фланга южной группы 5-й армии. С занятием Дуба и Виткова к вечеру 30 августа казалось, что кольцо окружения может замкнуться уже на следующий день.
День 31 августа принес много неожиданностей обеим сторонам. В то время как 24-я австрийская дивизия покинула Красностав и двигалась на Люблин, XXV корпус неожиданно начал отходить на позиции в 12 км южнее Холма. На рассвете 31 августа в тылу II корпуса в районе Миончина внезапно появились части 1-й и 5-й донских казачьих дивизий, направленных Плеве на правый фланг южной группы. Это сорвало подготовленный австрийцами удар по XIX корпусу. 13-я и 25-я дивизии II австрийского корпуса в беспорядке, потеряв сотни пленных и 10 орудий, отошли на Замостье.
На фронте V и XVII корпусов наступление австрийцев у Лащова и восточнее него также было отбито, после чего правый фланг V корпуса стал продвигаться вперед и сомкнулся с XIX корпусом. Продолжавшийся обход левого фланга XVII корпуса был также остановлен севернее Долгобычева сводной и 7-й кавалерийскими дивизиями.
Плеве решил вывести истомленные и понесшие тяжелые потери войска (в ротах XIX и V корпусов оставалось 50 – 100 бойцов) из-под ударов противника. Командующий учитывал неудачную попытку 4-й армии овладеть Красноставом, а также отход XXV корпуса к Холму. Кроме того, Плеве не знал, вследствие плохой связи с южной группой через промежуточный штаб XVII корпуса, о действительной обстановке на фронте южных корпусов. Директива об отходе XIX, V и XVII корпусов была дана в 16 часов 31 августа. Корпуса должны были отойти на 3 перехода назад на рубеж Войславице–Грубешов–Владимир-Волынский. В то же время Плеве все же приказывает XXV корпусу выбить противника из Красностава.
Начиная с ночи на 1 сентября, 5-я армия в течение 3 дней, проходя в среднем 40–45 км в сутки, отошла и закончила перегруппировку, сосредоточив на своем правом фланге на 55-км фронте от Красностава до Рациборовице XXV, XIX и V корпуса и 4-е кавалерийских дивизии (1-ю, 4-ю и 5-ю донские и сводную). XVII корпус и 7-я кавалерийская дивизия оставались у Владимира-Волынского.
По книге А.М. Зайончковского «Мировая война 1914–1918», изд. 1931 г.
Галицийская битва. Томашовское сражение (период с 28 по 31 августа 1914 г.)