4 Сентября 1914 года
Целью наступления 3-й армии под командованием генерала Рузского Н.В. и 8-й армии под командованием генерала Брусилова А.А. было приковать к себе внимание тех неприятельских корпусов, которые действуют на Днестре и у Львова. В результате наступления с боями, длившимися с 1 по 4 сентября, были взяты города Галич и Львов.
В составе операции: Галицийская операция
П. Н. Дурново (1842-1915) государственный деятель Российской империи, член Государственного совета
Кто присоединит Галицию - тот потеряет империю.
Цитата
После боев на Золотой и Гнилой Липе противник 18 (31) августа начал отступление по направлению ко Львову. 3-я армия, преследуя его, продвинулась вперед на линию Кабановка – Борщевице – Ярычув – Жултанце, расположенную на пушечный выстрел от фортов. Эту линию приказано было немедленно основательно укреплять с возведением искусственных препятствий.
На правом крыле армии XXI корпус частью своих сил 18 (31) августа вел упорный бой у Дзибулки, а его 44-я пехотная дивизия, выполняя марш в сторону Каменки, столкнулась у Жултанце с колонной противника, которую отбросила.
8-я армия в сумерки этого дня заняла с боем высоты правого берега Гнилой Липы, заблаговременно укрепленные. Попытки противника атаковать части армии с фронта и левого фланга со стороны Галича, были отбиты с огромными потерями. В общем итоге за 16 (29), 17 (30) и 18 (31) августа были взяты много пленных (среди них один генерал), 3 знамени, 70 орудий.
Директивой 18 (31) августа командующий 8-й армии приказал для содействия 3-й армии принять такое положение: VII корпус 19 августа (1 сентября) должен был перейти в район Стоки–Сарники, VIII корпус – занять главными силами район Лещин–Дулибы, XXIV корпус – обеспечить тыл армии со стороны Галича–Нижниова и наблюдать Днестр от Мартынова до Збруча. Коннице было приказано разведывать: 12 кавалерийской дивизии направление на Миколаев, генералу Павлову – на Миколаев-Мартынов. Днестровский отряд располагался в районе Ржавенцы–Баламутовка–Юркутц и получил приказание возможно быстрее подойти к Нижниову для содействия XXIV корпусу по овладению этим пунктом и разведывать на фронте Станислав–Коломыя.
На следующий день 19 августа (1 сентября) 3-я армия производила разведку Львовских позиций. Положение ее за этот день так характеризуется в телеграмме командующему фронтом № 280: «После семидневных непрерывных боев 3-я армия к вечеру 19 авг. достигла р. Кабановка–Борщевица–Ярычув–Жултаце».
28 сентября 1914 г. император Николай II дал указание «осторожного разрешения религиозного вопроса в Галиции». В особенности это касалось перехода жителей края из униатства в православие, что происходило на галицких территориях, занятых русскими войсками. Последовавшие практические распоряжения исключали насильственный и ограничивали стихийный переход грекокатолических приходов в православие. Переход разрешался, только если 75% явившихся на сход представителей дворов вместо своего постоянного униатского священника пожелали бы иметь православного.
Передовые части приступили к разведке укреплений. Бои носили крайне упорный характер, но несмотря на это, австрийцы были всюду опрокинуты, находились в полном отступлении, местами в бегстве на запад, бросая легкие и тяжелые орудия, кухни и повозки.
Вследствие отхода 5-й армии к северу, командующий 3-й армией, учитывая возможность активных действий противника против своего правого фланга, дал в этот день такую директиву: «5-я армия в видах лучшего сосредоточения отступает на линию Красностав–Грубешов–Владимир-Волынский, которой достигнет 20 авг. В виду этого правый фланг нашей армии может подвергнуться удару со стороны части сил противника, не связанных более действиями 5-й армии. Равно возможно, что часть сил противника будет направлена ко Львову для усиления гарнизона этого пункта».
Для предотвращения этого командующий 3-й армией приказал:
Принятое расположение должно было дать возможность перехватить шоссе Сокаль–Львов, встретить противника достаточными силами в случае его наступления на участок Добротвор – Каменка-Струмилова, наконец, оказать поддержку правому флангу XI корпуса, если бы таковой в этом нуждался. В свою очередь и командующий XI корпусом должен был иметь в виду возможность поддержки им XXI корпуса. 8-я армия в этот день также наступала и к вечеру достигла беспрепятственно фронта Бобрка – Ходоров.
В связи с отходом 5-й армии главнокомандующий Юго-Западным фронтом дал 19 августа (1 сентября) командующим 3-й и 8-й армии такую директиву:
«В виду предположений ген. Плеве остановить 20 авг. (2 сент.) отходящую 5-ю армию на линии Красностав – Грабовец – Теребин – Крылов армии, подчиненные командарму 3-й (т.е. 3-й и 8-й) должны: первое и главное оказать содействие 4-й и 5-й армиям в нанесении удара противнику; второе – приковать к себе те неприятельские корпуса, которые действуют на Днестре и у Львова и деятельно разведывать пути между Томашевым и Бугом».
Для этого командующему 3-й армией было предписано собрать к вечеру 21 августа (3 сентября) в районе Жултанце – Турниа или Жолкев – Мосты В. – Каменка (пункты указывались примерно) не менее трех корпусов, взятых из одной или обоих армий, т.е. 3-й и 8-й, по его усмотрению, под собственное начало с целью действовать в зависимости от обстановки или против неприятеля, оперирующего в Томашево-Грубешовском районе, или на запад против неприятеля, если бы таковой угрожал значительными силами.
8-я армия в составе остальных корпусов под начальством генерала Брусилова, оставаясь в подчинении командующему 3-й армией, должна была обеспечить фланг и тыл 3-й армии со стороны Львова и Миколаева и линию р. Днестра и действовать по обстановке, привлекая на себя силы противника. Добавлялось, что атака открытой силой укрепленных пунктов, как Львов и Миколаев, не может приковать к себе полевой армии неприятеля, ибо они имеют свой гарнизон и сильную артиллерию.
20 августа (2 сентября) 3-я армия овладела передовыми позициями, вынесенными перед Львовскими укреплениями. В виду показаний пленных о расстройстве неприятеля, командующий предполагал начать атаку Львова 22 августа (4 сентября) с подходом VII корпуса. Наступление было организовано в полосе, указанной выше, так: на Львов были направлены корпуса IX и X (без одной дивизии) с востока, одна дивизия X корпуса и весь VII корпус с юга и юго-востока, XI корпусу приказано было занять Куликув с целью преградить противнику отход от Львова к северу, XXI корпусу с 11-й и 9-й кавалерийскими дивизиями оставаться на месте, охраняя правый фланг армии.
На командующем 8-й армии по-прежнему лежала задача оказать возможное содействие VII корпусом и обеспечить наступление ко Львову со стороны Миколаева и Городокской позиции.
«Наступление вести с фронта 21 авг. настойчиво,– сказано было в директиве, – закрепляя за собой местные рубежи; такое же наступление вести ночью и в последующие дни, если то окажется нужным».
Учитывая дальнейшие действия по помощи 5-й армии, и в виду неоднократных напоминаний из штаба фронта о сборе достаточных сил в районе Мосты В.-Каменка-Струмилова, командующий 3-й армией решил собрать на своем правом крыле три корпуса под своим личным начальством (XXI, XI и XII), для чего XII корпус должен был 20 августа (2 сентября) выступить от 8-й армии из района Стржелиска и, двигаясь позади фронта 3-й армии, в три перехода прибыть в район Каменка-Струмилова, после чего XXI корпус должен был перейти в район Добротвор– Холоюв – Радзихов. Все остальные корпуса 8-й армии с IX и X должны были оставаться в подчинении командующего 8-й армией.
20 августа (2 сентября) частями 8-й армии без боя был занят Галич, где было взято до 40 орудий и пулеметов. Для прикрытия операции на Львов 8-я армия приняла такую группировку: VII корпус наступал на Львов с юга и юго-востока; VIII прикрывал эту операцию со стороны Миколаева; XXIV корпус и Днестровский отряд выполняли указанные выше задачи: первый – по прикрытию левого фланга армии, второй – по прикрытию пространства между Днестром и Прутом. XII корпус выступил в район Каменка-Струмилова, как указано выше.
12-я кавалерийская дивизия направлена была на Щержец для разведки противника по линии р. Верешица от Городок до устья и по р. Днестру до Миколаева и прикрытия фронта VII и VIII корпусов. Конный отряд генерала Павлова, оставаясь в районе Ходорова, прикрывал левый фланг армии, наблюдая Днестр на участке Миколаев – Мартынов.
21 августа (3 сентября) главнокомандующий Юго-Западным фронтом снова отправил командующему 3-й армией такое указание № 737, как «личное отнюдь не обязательное мнение».
«В данную минуту решение участи первого периода кампании зависит не от операций наших против Львова и Днестра, а от исхода сражения на Люблин – Холм – Грубешовском фронте. Каждый лишний корпус, привлеченный в этот район, увеличивает наши шансы. Даже взятие Львова не вознаградит нас за потерю сражения на севере. Создается обстановка тяжелая, она вынудит нас покинуть и Львов.
Поэтому в дополнение моей телеграмме № 710 высказываю мысль, осуществление которой принесло бы наибольшую пользу при решении важнейшей операции: удар 3-й армии нужно направить на линию Лащов – Рава-Русская, развивая его далее на Томашев – Белгорай. Примерно, 22 авг. желал бы иметь армию впереди Белз ˗ Добросин с захваченным и прочно занятым узлом путей Рава Русская. Эту задачу должна выполнить кавалерия, поддержанная пехотой. Выдвижение 23 числа на линию Унув – Рава Русская ставит ее уже в сферу операции. Прикрытие частью сил, занявших и надежно укрепившихся на линии Рава Русская – Жолкев, в связи с действиями 8-й армии, обеспечивает ваше движение от Львова. Таким движением ваша армия увеличит наши силы на важнейшем участке театра военных действий, обеспечит надежно левое крыло 5-й армии, очистит от неприятеля закрытый район долин Солокия-Рата».
На эту телеграмму командующий 3-й армией ответил, что 22 августа Рава-Русская будет занята кавалерией, 22 или 23 августа на линию Белз – Добросин будет выдвинуто не менее 4-5 дивизий пехоты и на следующий затем день армия начнет наступление тремя корпусами и тремя кавалерийскими дивизиями, согласно указаний № 737.
Между тем, войска 3-й армии, гоня перед собою разбитого и деморализованного противника, стихийно стремились использовать свою победу. 21 августа (3 сентября) командующий 3-й армией получил от командира IX корпуса такую телеграмму № 656:
«42-я пех. див. в 12 ч. 30 м. дня была в двух верстах западнее Вейнберга. Львов взят, но войска в город не ввожу».
По взятии Львова командующий 3-й армией решил немедленно выдвинуть ее для поражения противника, бывшему против 5-й армии, и в день занятия Львова отдал следующие приказания: XXI и XI корпуса выдвигаются 22 августа (4 сентября) в северо-западном направлении на Пархач – Мосты В., XI - к северу от Львова в район Куликув – Бржуховице. X - северо-западном от Львова направлении в район Ясниска – Рженска-Польск.; XII - в район Лелеховка – Янув – Страдч для прикрытия левого фланга 3-й армии и для действий в обход Городокской позиции. Для занятия этого положения на 22 августа (4 сентября) назначено было прохождение через Львов сначала X корпуса, а после полудня XII корпуса, прибывшего к этому времени из 8-й армии в район Львова.
Предполагалось достигнуть 3-й армией:
9-й кавалерийской дивизии приказано было разведывать на фронте XXI корпуса, 11-й кавалерийской дивизии, по занятии Рава-Русской и выяснении обстановки у Томашева, перейти в район Любачува для разведки на Ярослав и Сенява. 3-й кавалерийской дивизии надлежало перейти в район Немирова, потом Краковец для разведки на Радымно – Перемышль.
Согласно этих указаний, 8-я армия 21 августа (3 сентября) начала принимать расположение в районе Львов–Галич. VIII корпус обеспечивал операцию под Львовом со стороны Миколаева. На 22 августа (4 сентября) VIII корпусу указано было овладеть Миколаевым, если по результатам разведки это признано будет соответственным: VIII корпус и 10-я кавалерийская дивизия должны были, занимая линию Нагоржаны – Зыравка, обеспечивать тыл и фланги VIII корпуса, а XXIV корпус получил приказание подтянуться от Галича к Миколаеву.
По случаю взятия Львова и Галича главнокомандующий Юго-Западного фронта получил 22 августа (4 сентября) следующую телеграмму Верховного Главнокомандующего:
«Сердечно поздравляю вас с победой 3-й армии и славным делом 5-й у Лащова 15 (23) авг. Твердо уверен, что это вполне возможно и для прочих армий вашего фронта. Создавшаяся обстановка на Сев.-Зап. и французском фронте такова, что требует самых героических усилий войск Юго-Зап. фронта, чтобы в ближайшие дни вырвать окончательную победу над австрийцами и дать возможность восстановить нарушенное равновесие на германском фронте. Теперь исключительно от твердости вашей и подчиненных вам командующих армиями зависит успешное завершение первого периода кампании. Я твердо уверен, что могу положиться на вас и ваших сотрудников и что все вы сделаете все, что требует от вас долг в отношении вашего державного вождя и дорогой всем родины. Помните, что с нами Бог и за вами горячие молитвы всей великой России. Ген.-ад. Николай».
Передавая эту телеграмму в армии, главнокомандующий Юго-Западного фронта прибавил от себя в телеграмме № 787:
«Уверен, что войска вверенных мне 3-й, 4-й, 5-й, 8-й и 9-й армий, не раз уже доказавшие в течение последних двух недель свою стойкость и мужество и занявшие сегодня после упорных боев и энергичного преследования частями 3-й и 8-й армий укрепленные старинные искони русские города Львов и Галич, с успехом оправдают надежды Верховного Главнокомандующего и разобьют австрийские войска, находящиеся в пределах Люблинской и Холмской губерний».
Описание подготовлено по книге А.М. Зайончковского «Мировая война 1914–1918», изд. 1931 г.
Военные действия на границе с Австро-Венгрией. Завязка Галицийской битвы (период с 18 по 23 августа 1914 г.)