25 июня 1950 г. на Корейском полуострове началась война между Северной Кореей (Корейская Народно-демократическая Республика — столица Пхеньян) и Южной Кореей (Республика Корея — столица Сеул). Оба государства возникли в результате раздела Корейского полуострова на две примерно равные по площади территории. Искусственная граница, проходящая по 38-й параллели, была создана, как объявлялось в приказе Главнокомандующего американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке, для удобства приема капитуляции японских войск двумя союзными державами, участвовавшими в разгроме Японии. Время оккупации объявлялось непродолжительным — только для приема капитуляции находившихся на полуострове японских войск и организации на занятой территории местных демократических органов власти.
Однако уже первые послевоенные годы наглядно показали, что бывшие союзники по антигитлеровской коалиции по-разному представляли себе демократичность будущих органов власти, создавая на этих территориях различные режимы. И хотя в 1948 — 1949 гг. оккупационные войска СССР и США были в основном выведены из Кореи, в каждой части страны для поддержания этих режимов были оставлены значительные силы.
Американцы оставили в Южной Корее советническую группу в составе пятисот военнослужащих, в акватории (Северной и Южной Кореи) свой 7-й флот и на ближайших авиабазах в Японии и Филиппинах две воздушные армии — тактическую 5-ю и стратегическую 20-ю. К 1950 г. в Южной Корее была создана оснащенная современным по тому времени оружием 100-тысячная армия, подготовленная для наступательных военных действий в составе восьми пехотных дивизий, не считая местных оборонительных и пограничных частей. Кроме того, в непосредственной близости с Кореей находились три американские пехотные дивизии, одна бронетанковая и одна воздушная армия (835 самолетов), а также около трехсот единиц кораблей 7-го флота.
К 8 февраля 1948 г., когда было провозглашено создание Корейской народной армии (КНА), Северная Корея уже располагала двумя пехотными дивизиями, охранной бригадой, офицерской и политической школами. К началу военных действий в 1950 г. КНА имела [84] десять стрелковых дивизий, одну танковую бригаду, мотоциклетный полк. На вооружении этих боевых частей состояло 1600 орудий и минометов, 258 танков, 172 боевых самолета. Кроме того, были сформированы охранные отряды министерства внутренних войск в приграничных районах.
В отличие от американцев, державших в Южной Корее мощную военную группировку с целью сохранения своего господства в юго-западной части Тихого океана, Советский Союз вывел свои войска из Китая и Северной Кореи. В Порт-Артуре — Дальнем, на арендуемой у Китая территории находился ограниченный воинский контингент, который имел задачу содействовать в защите воздушного пространства Северо-Восточного Китая от налетов гоминьдановской и американской авиации.
Таким образом, бывшие союзники по Второй мировой войне оказались в состоянии неофициального военного противостояния, которое в любое время могло перерасти в прямое вооруженное столкновение. И оно не заставило себя долго ждать.
Война началась 25 июня 1950 г., а 7 июля Соединенные Штаты провели через Совет Безопасности ООН решение о создании командования войск ООН для вторжения в Корею. Впоследствии к данному решению Совета Безопасности присоединилось еще два десятка государств — членов ООН: Франция, Великобритания, Бельгия, Голландия, Греция, Таиланд, Эфиопия, Новая Зеландия, Индия, Австралия, Филиппины, Япония, Колумбия, Канада. Эти и другие страны направили свои подразделения в распоряжение войск ООН на Дальнем Востоке. Их общая численность была незначительной, однако флаг ООН придавал им особый статус.
Первый период войны прошел в пользу Корейской народной армии. Нанеся мощный удар на сеульском оперативном направлении, она прорвала оборону противника и форсированным темпом устремилась на юг. К середине сентября почти вся территория Южной Кореи, за исключением так называемого «пусанского плацдарма», была занята.
Второй этап, однако, проходил по другому сценарию. Американо-южнокорейские войска перехватили стратегическую инициативу: высадили с моря в районе Сеула бронетанковый корпус и перешли в наступление в тылу КНА. В октябре 1950 г. они вынудили северокорейские войска отойти с боями в северные районы страны, вышли на ближайшие подступы к границам КНР и СССР, нанесли воздушный удар по советскому аэродрому Сухая Речка.
В ходе осенне-зимней кампании 1950 г. обстановка резко накалилась. 25 октября 1950 г. в бой против американо-южнокорейских войск вступили силы 13-й армейской группы НОАК под командованием военного министра КНР маршала Пэн Дэхуая — так называемые «китайские [85] народные добровольцы». В результате ряда успешных операций объединенные корейско-китайские силы сумели отбросить войска противника к 38-й параллели, а к концу ноября — к 37-й параллели и занять Сеул.
В ходе последующего ожесточенного противоборства войскам ООН вновь удалось оттеснить части КНА и КНР на линию 38-й параллели. Фронт стабилизировался. Изнурительная позиционная борьба закончилась подписанием в июне 1953 г. Соглашения о перемирии. Такова канва самой первой и наиболее ожесточенной локальной войны послевоенного времени. В ней было много перипетий и особенностей, однако, наиболее значительной, представляющей собой особую страницу в этой войне, явилось активное крупномасштабное участие в боевых действиях регулярных частей и соединений Советских Вооруженных Сил.
На протяжении всей войны на территории Северной Кореи находились советские войска. Состав, численность сил и средств постоянно менялись в зависимости от решаемых задач. Группировка состояла из военных советников при КНА и военных специалистов и военнослужащих 64-го истребительного авиационного корпуса (ИАК). По ориентировочным подсчетам, за весь период боевых действий на Корейском полуострове в них приняло участие в общей сложности около 40 тыс. советских военнослужащих.
Институт советских военных советников был учрежден вместе с созданием Корейской народной армии. С образованием в начале 1948 г. при Народном Комитете Северной Кореи Департамента национальной обороны де-юре была оформлена и деятельность советских военных советников. Они были назначены из числа генералов и офицеров 25-й армии, освобождавшей Корею от японцев в августе 1945 г., в количестве 470 человек{10}.
К концу 1948 г., после создания Корейской Народно-демократической Республики (КНДР), директивами начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР численность наших военных советников была сокращена до 209 человек. Главным военным советником был назначен генерал-лейтенант Н.А. Васильев. Он тесно координировал свою деятельность с чрезвычайным и полномочным послом СССР в КНДР Т.Ф. Штыковым, которого назначили на этот дипломатический пост с должности начальника политуправления Приморского военного округа, с оставлением в кадрах Вооруженных Сил СССР и сохранением воинского звания генерал-полковник. [86]
Следующий посол СССР в КНДР, одновременно являвшийся главным военным советником при КНА до конца апреля 1953 г., также имел воинское звание — генерал-лейтенант. Им был В.Н. Разуваев, который занял оба этих поста в конце ноября 1950 г.
До начала войны, а затем и в ходе ее постановлениями Совета Министров СССР от 16 мая и 29 ноября 1950 г. штатная численность советских военных советников, инструкторов и обслуживающего персонала при Корейской народной армии была определена в 246 человек. Однако, эти должности так до конца полностью и не были укомплектованы ввиду нехватки офицеров, имеющих опыт работы в армейском звене и знающих местные условия дальневосточного театра. Так, на 1 марта 1950 г., то есть практически накануне войны, в КНА находилось 148 советских советников. Согласно штатам, существовавшим до июня 1950 г., советские военные советники входили в состав северокорейского военного министерства: в аппарат главного военного советника (ГВС) при министре обороны и главнокомандующем КНА, отдел инспекции ГВС, отдел спецсвязи при ГВС, главный штаб и политическое управление КНА. Советники находились при командующих родами войск и начальниках служб Корейской народной армии, в пехотных дивизиях и отдельных пехотных бригадах, пехотных и артиллерийских полках, отдельных боевых и учебных частях, в офицерской и политической школах.
В ходе начального этапа войны личный состав Советской Армии был представлен главным образом военными советниками при Корейской народной армии. Все они находились при штабе фронта и главнокомандующем КНА, а также в тыловых соединениях и частях. Это объяснялось тем, что директивой Генерального штаба Советской Армии советникам запрещалось пересекать 38-ю параллель.
25 октября 1950 г. на помощь КНДР пришли китайские добровольцы: передовые части 13-й армейской группы перешли реку Амноккан м начали боевые действия.
К этому времени в составе Корейской народной армии, часть которой была выведена на китайскую территорию для обучения и доукомплектования, уже работали 123 советских военных советника. Из их числа 11 человек находились при штабе главнокомандующего КНА и штабе тыла; 55 — в различных соединениях и частях КНА; 51 — в Китае для обучения личного состава девяти корейских пехотных и танковых дивизий, учебного авиационного полка; 2 человека — в Советском Союзе при обучающихся корейских летчиках.
В октябре 1951 г. правительство Корейской Народно-демократической Республики наградило орденами КНДР 76 советских военных советников «за самоотверженную работу, — как говорилось в соответствующем постановлении, — по оказанию помощи КНА в ее борьбе с американско-английскими интервентами, и беззаветную [87] отдачу энергии и способностей общему делу обеспечения мира и безопасности народов».
Из-за нежелания советского руководства предавать огласке присутствие советских военнослужащих на территории Кореи пребывание их в действующих частях с 15 сентября 1951 г. было запрещено.
В последующие два года войны количество советских военных советников колебалось от 152 до 164 человек. Согласно указаниям начальника Генерального штаба Советской Армии главному военному советнику при КНА, все они были распределены для работы по центральным управлениям, армейским звеньям и учебным заведениям. С середины 1952 г. до окончания войны аппарат советников был увеличен на восемь должностей, в том числе для работы в ВМФ Кореи: при командующем флотом, флагманском штурмане, минере и механике флота, начальнике кафедры артиллерии Военно-морского училища КНА, начальниках связи, тыла и гидрографии флота. Накануне подписания соглашения о перемирии в Корее Маршал Советского Союза В.Д. Соколовский отдал распоряжение главному военному советнику откомандировать к этому моменту из боевых частей КНА всех наших советников, а в Корее оставить минимальное их количество. Остальных советников предписывалось отправить в отпуска.
В январе 1954 г. все советские военные советники возвратились в Северную Корею и продолжили работу в центральных управлениях, военно-учебных заведениях, армиях, а также в соединениях, оборонявших морское побережье. Исключение составляли войска, занимавшие оборону севернее демаркационной линии.
Помимо советских военных советников при КНА, определенную помощь в подготовке к военным действиям в Северной Корее китайских добровольцев и корейских военнослужащих, выведенных на территорию Маньчжурии, оказали наши военные советники при Народно-освободительной армии Китая. Их численность в годы войны колебалась от 347 до 1069 человек. Главным военным советником при НОАК являлся генерал-полковник авиации С.А. Красовский, затем — генерал-лейтенант П.М. Котов. Однако непосредственного участия в боевых действиях военные советники при НОАК не принимали, хотя некоторые из них выезжали на территорию КНДР в штаб командующего китайскими добровольцами маршала Пэн Дэхуая.
Что касается военных специалистов, то советское руководство, после того как в 1948 — 1949 гг. наши войска были выведены из Северной Кореи, приняло решение оставить их в КНДР. Общее количество специалистов составляло 4293 человек (в том числе 4020 — военнослужащих и 273 — вольнонаемных), большинство из которых находилось в стране вплоть до начала Корейской войны.
В число военных объектов на территории Северной Кореи, которые обслуживали специалисты из СССР, входили: три авиационные
комендатуры, расположенные в Пхеньяне, Сейсине и Канко для технического обслуживания трассы Владивосток — Порт-Артур; Хэйдзинский разведывательный пункт, станция «ВЧ» министерства госбезопасности в Пхеньяне, трансляционный пункт в Ранане и рота связи, обслуживавшие линии связи с посольством СССР; советские лечебные учреждения, редакция газеты на корейском языке, школа подготовки национальных военных кадров и Сейсинская военно-морская база, насчитывавшая 54 боевых корабля и вспомогательных судна. Все советские военные специалисты выполняли главным образом обеспечивающие функции, а также выступали в качестве инструкторов, передавая свой практический опыт корейским военнослужащим.
Наиболее активную роль в оказании помощи корейскому народу в войне 1950 — 1953 гг. сыграли советские летчики. Осенью 1950 г. в результате значительной активизации авиации противника КНА стала нести большие потери. В ответ на настойчивые просьбы корейского руководства советская сторона приняла решение о необходимости привлечь к боевым действиям свои регулярные авиационные части. На территории соседнего Китая началось переформирование двух советских истребительных авиационных дивизий (151-й и 28-й), которые совместно с прибывшей позднее 106-й истребительной авиационной дивизией были объединены в 64-й истребительный авиационный корпус.
С первых дней пребывания на территории Северо-Восточного Китая корпусу была поставлена боевая задача прикрыть от ударов с воздуха и от воздушной разведки ВВС США политико-административные и экономические центры, промышленные объекты, железнодорожные узлы, мосты, сосредоточения войск и другие важнейшие объекты в районе Мукден — Аньшань — Аньдун — Цзиань — Дунфын, обратив особое внимание на прикрытие мостов через р. Ялуцзян и электростанций в районе Аньдуна. Максимальное удаление рубежа боевых действий для советских истребителей первоначально было определено до р. Ялуцзян. В дальнейшем командованию 64-го истребительного авиационного корпуса было разрешено выдвинуть передовой рубеж зоны действий авиасоединений на территорию Северной Кореи. С этого момента летчики корпуса стали вести активные боевые действия.
Основой корпуса с ноября 1950 г. являлись три истребительные авиационные дивизии: 28-я (28-й, 67-й, 139-й истребительные авиационные полки), 50-я (29-й и 177-й иап), 151-я (328-й и 72-й иап). В составе всех трех дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата.
Управление авиационного корпуса размещалось в Мукдене, а авиасоединения дислоцировались на аэродромах китайских городов Мукден, Аньшань и Аньдун. В дальнейшем дислокация советских войск [89] изменилась: к концу войны управление корпуса базировалось в Аньдуне, а его дивизии — на аэродромах Аньдуна (324-я над), Аньшаня{11} (151-я иад и 351-й иап) и Мяогоу (303-я над).
Боевой состав корпуса, которым в разные периоды командовали генерал-майоры авиации И.В. Белов, Г.А. Лобов и генерал-лейтенант авиации С.В. Слюсарев, в ходе военных действий не был постоянным. Как правило, он состоял из двух-трех истребительных авиационных дивизий, одного отдельного ночного истребительного авиационного полка, двух зенитных артиллерийских дивизий, одного зенитного прожекторного полка и одной авиационно-технической дивизии. Смена частей и соединений происходила после 8 — 14 месяцев пребывания на театре военных действий. Всего за период войны в Корее и последовавших за ней Кэсонских переговоров в корпусе сменилось двенадцать истребительных дивизий (28-я, 151-я, 303-я, 324-я, 97-я, 190-я, 32-я, 216-я, 133-я, 37-я, 100-я), два отдельных ночных истребительных полка (351-й и 258-й), два истребительных полка из состава ВВС ВМФ (578-й и 781-й), четыре зенитные артиллерийские дивизии (87-я, 92-я, 28-я и 35-я), две авиационно-технические дивизии (18-я и 16-я) и другие части обеспечения.
64-й истребительный авиационный корпус принимал участие в военных действиях с ноября 1950 по июль 1953 г. Общая численность личного состава корпуса равнялась примерно 26 тыс. чел. и сохранялась такой до конца войны. По состоянию на 1 ноября 1952 г. в составе корпуса находились 440 летчиков и 320 самолетов. На вооружении 64-го иак первоначально состояли самолеты МиГ-15, Як-11 и Ла-9, в» дальнейшем они были заменены на МиГ-15бис, МиГ-17 и Ла-11.
Организационно 64-й корпус до ноября 1951 г. входил в состав оперативной группы советских ВВС на территории Китая под командованием генерал-полковника авиации С.А. Красовского. Затем корпус был включен в состав объединенной воздушной армии (ОВД) под общим командованием китайского генерала Лю Чжэня, при которой находились советские военные советники. В декабре 1952 г. ОБА состояла из трех советских авиадивизий (десять полков), четырех китайских авиадивизий (восемь полков) и одной корейской авиадивизии (два полка). Кроме того, во второй и третьей линиях использовались для наращивания сил и прикрытия аэродромов еще четыре китайские авиадивизии (восемь полков). Все они базировались совместно на аэродромах городов Лантоу, Мукден, Мяогоу и других. Советские летчики были одеты в китайскую форму, имели китайские псевдонимы, а на их самолеты были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК.
С первых дней боевых действий советские летчики оказались перед лицом значительно большей по численности самолетов американской авиации, которая могла маневрировать аэродромами взлета-посадки. Сказывалось и преимущество наступающей стороны, имеющей [90] возможность выбирать время и цели удара. США при необходимости (а это было не раз) могли заменять не отвечающие потребностям боевой обстановки типы самолетов, не выдерживавшие конкуренции с советскими МиГами. Сначала они пробовали задействовать «Мустанги», «Метеоры», бомбардировщики В-25, В-26 и В-29, а затем спешно стали вводить истребители-бомбардировщики Р-80, Р-84, Р-86 и Р-94. Советские же истребители Ла-11 и реактивные МиГ-15 и МиГ-15бис успешно противостояли американским. При равных возможностях советские летчики умело использовали более сильные стороны своих самолетов против новейших американских Р-86 и Р-94. Основной костяк советских летчиков-командиров в Корейской войне составляли настоящие асы, опытные участники боев в годы Великой Отечественной войны: И.Н. Кожедуб, Г.А. Лобов, Н.В. Сутягин, Е.Г. Пепеляев, С.М. Крамаренко, А.В. Апелюхин и многие другие.
Личный состав корпуса испытывал огромное напряжение физических и моральных сил, часто рисковал жизнью. Всего советские летчики произвели свыше 63 тыс. боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях, в ходе которых сбили 1097 самолетов. От огня зенитной артиллерии противник потерял еще 212 самолетов.
В историческом формуляре корпуса указано, что за успешное выполнение 64-м иак правительственного задания Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами и медалями 3504 человека, а 35 летчиков удостоены высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза.
Не случайно поэтому в заключении Генерального штаба Советской Армии по итогам боевых действий 64-го иак в Корее отмечалось, что активность истребительной авиации корпуса с начала участия в войне и до заключения перемирия, несмотря на явное превосходство в силах ВВС США, не дала им возможности разрушить основные прикрываемые объекты и нанесли противнику значительные потери во всех родах авиации.
Война закончилась перемирием. Победителей не оказалось. А вот материальные расходы, затраченные на войну, были колоссальными, число жертв исчислялось миллионами. Почти все американцы были похоронены на родине. Только советские воины остались лежать в чужой земле, на территории Ляодунского полуострова, в основном в Люйшуне (Порт-Артуре), недалеко от того места, где похоронены участники русско-японской войны 1904 — 1905 гг.
Обе части Кореи под патронажем своих могущественных союзников стали залечивать раны, восстанавливать разрушенное хозяйство, потерянную мощь своих вооруженных сил. Перемирие — не мир, и в любую минуту оно может обернуться военным взрывом.
Советским воинам, участвовавшим в событиях той давней войны, есть чем гордиться: они продемонстрировали всему миру высочайший [91] профессионализм, героизм и мужество, патриотизм и верность долгу. И то обстоятельство, что воевали они под чужими именами и в чужом небе, не только не умаляет величия их подвига, но умножает его — ведь это была рука помощи.
В этой войне при ведении боевых действий погибло и умерло от ран более трехсот советских военнослужащих, в том числе более 160 офицеров. Более 40 процентов потерь пришлось на летный состав 64-го истребительного авиационного корпуса.
Бег времени неумолим. Ветеранов «горячих точек» времен «холодной войны» становится все меньше. Но пока будет жив хоть один из них, они будут свято помнить погибших боевых товарищей, заслуженно гордиться своими ратными делами. Хотелось бы верить, что гордиться ими будут не только их дети и внуки, но и последующие поколения, которые в трудные для Отчизны времена так же самоотверженно будут защищать ее интересы.
В двух шагах от корейской войны{12}
Автор этих заметок — в ту пору полковник — не воевал в Корее.
Но многие из военных летчиков-интернационалистов, пришедших на помощь корейскому народу в трудную годину, были обучены, подготовлены к боям именно при его активном участии.
...Летом 1950 г. началась война в Корее. Кто ее начал, кто в ней был виноват — теперь есть разные версии. Но тогда мы знали одно: американцы начали интервенцию, применяют крупные силы авиации, «сверхкрепости» В-29, сносят бомбовыми «коврами» целые города и поселки, где погибают сотни женщин, стариков и детей. Для КНР и КНДР возникла сложная ситуация, им была нужна помощь. И мы ее оказали.
Тогда я служил в истребительной авиации, располагавшейся в районе Ярославля. Мы уже вполне освоили новые истребители МиГ-15, и до них с 1947 г. прошли подготовку на реактивных самолетах Як-15 и МиГ-9. Дивизия была слаженная, имела летный состав с большим опытом, приобретенным в Великой Отечественной войне. Командовал ею генерал-майор авиации Г. А. Лобов, а я был его заместителем по летной подготовке. [92]
Вскоре после известий о вмешательстве США в корейский конфликт наша дивизия получила приказ немедленно убыть на Дальний Восток железнодорожным транспортом, оставив самолеты на прежних базах. Одновременно с нами на Дальний Восток были отправлены самолеты с Новосибирского завода. Ехали мы в пассажирских вагонах сверхскорыми поездами без каких-либо задержек. Где-то в середине пути мы узнали, что впереди нас бежит народная молва: «Идут поезда с летчиками, все они — Герои Советского Союза и все с усами». Не знаю уж, почему легенда приделала нам усы, но то, что летчики были славные, — подтверждаю. Конечно, Золотые Звезды Героев были не у всех и даже не у большинства, но все являлись отличными специалистами своего дела.
Мы благополучно доехали до аэродрома Воздвиженка. Следом прибыли самолеты. Их очень быстро собрали под руководством старшего инженера дивизии Андрея Захаровича Нестерова. Начали летать, и очень интенсивно.
В середине сентября, сразу после полета — я еще парашют не снял, — ко мне подбежал посыльный и отдал телеграмму с надписью: «Вручить немедленно, лично».
Телеграмма озадачила. Министр обороны Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский поздравил меня с присвоением звания полковника и желал успехов в службе и личной жизни. Я точно знал, что никаких представлений командование дивизии «наверх» не посылало, а порядок с присвоением званий был строгий. Например, подполковником я был уже шесть лет. Конечно, получить поздравление от министра было приятно. Но почему «вручить лично»?
Все стало ясно только на следующий день, когда командующий воздушной армией генерал-лейтенант Сенаторов — герой войны в Испании — пригласил меня к себе в штаб и показал шифровку, адресованную только двум лицам: ему и мне. Это было сообщение о том, что я назначен командиром дивизии, которую должен сформировать на Ляодунском полуострове, поблизости от легендарного Порт-Артура. Я должен был взять с собой один из полков той дивизии, что оставалась на аэродроме Воздвиженка, а потом пополниться техникой и личным составом. И в ходе этого пополнения вести ускоренную подготовку к боевым действиям.
Как пелось в старой песне, «были сборы недолги». На границе впервые встретились с китайскими солдатами. По-доброму встретились: они улыбаются, мы улыбаемся...
Прибыли на Ляодунский полуостров. На нем, по договору с КНР, тогда базировались наши общевойсковая армия и авиакорпус, не имевший реактивных самолетов. Выбрали три площадки. Но везде надо было освобождать подходы к взлетно-посадочным полосам, [93] удлинять и выравнивать сами ВПП. В тот же день на аэродром прибыло свыше пяти тысяч рабочих-китайцев, в основном крестьян из близлежащих селений. Организованность, оперативность и добросовестность китайского руководства произвели на нас очень большое впечатление, но еще большее — терпение, выносливость и трудолюбие рядовых китайцев. Мы тоже старались не ударить в грязь лицом: когда через день на аэродром Дальний прибыли наши самолеты, первый из них успели собрать уже к утру и даже опробовать двигатель...
Уже через день китайские труженики полностью подготовили для нас аэродромы. Начались полеты — от темна до темна. Из Шанхая прибыли офицеры штаба, летчики и техсостав второго полка дивизии. Пилоты работали напряженно: по два с половиной часа полетов в день — на пилотаж и воздушный бой. Чтобы отладить работу командного пункта по наведению на цель, я попросил разрешения проводить учебные перехваты всех самолетов, пролетающих над Ляодуном. Летчикам было разрешено пилотировать, выжимая из машин все. После этой краткой, но очень интенсивной подготовки, день в день к сроку, указанному министром обороны, доложил о готовности дивизии к боевым действиям. Через три дня она под командой моего заместителя улетела в Аньдун, где и начала боевые действия. Особенно хорошо действовал полк, с которым я прибыл на Ляодун. За четыре месяца боев его летчики сбили 28 «ооновских» (читай — американских) самолетов и потеряли один свой.
Меня, однако, там не было. Командование приказало начать формирование другой дивизии и прикрывать Ляодунский полуостров группой МиГов, оставленных первой дивизией.
Вторую дивизию формировать было сложнее, потому что не было готового «ядра», роль которого играл в первом случае мой полк. Все подразделения — и боевые, и тыловые — создавались заново из людей, прибывавших поодиночке. Но и эта дивизия была подготовлена. Война была в двух шагах — мы об этом не забывали, а Советский Союз в войне официально не участвовал. Это создавало определенные сложности. Наши летчики на театре военных действий считались «китайскими народными добровольцами», имели соответствующую форму и удостоверения. Чтобы исключить возможность попадания в плен, им запрещалось пересекать линию фронта и береговую черту, катапультироваться над морем или над территорией противника. Что это значило — догадайтесь сами... На самолетах, которые пилотировали наши «Вань Ю-шины», стояли северокорейские опознавательные знаки.
Американцы частенько появлялись вблизи Ляодуна, у границы территориальных вод Китая. Самолетам с советскими опознавательными [94] знаками запрещалось атаковать их вне китайского воздушного пространства. Взлетая на перехват и обнаружив американцев, мы ложились на параллельный курс и шли рядом, стараясь держаться выше их. Обычно янки отворачивали и уходили. «Сейбры», их основные истребители того периода, по многим показателям уступали МиГам, особенно по вооружению, и при равном числе самолетов обострений не происходило.
Впрочем, одна из встреч такого рода закончилась бедой. Два наших МиГа совершали маршрутный полет над морем вдоль Ляодунского полуострова. Слева вышли два «Сейбра» и пошли параллельным курсом. Наших это не смутило и не насторожило — дело обычное. Но тут, воспользовавшись тем, что наши приглядывают за первой парой, сзади налетели еще два «Сейбра» и ударили по МиГам из пулеметов. Ведущий пары летчик Ахмеров успел только крикнуть: «Перебито...» — и рухнул в море. Американцы круто развернулись и ушли в сторону Кореи. Ведомый Ахмерова преследовать их не имел права — заход в воздушное пространство Кореи нам был запрещен. Бесчестность американцев сильно разозлила наших ребят...
Я готовил летчиков к боям. Случалось два раза перегонять группы самолетов в район Аньдуна для замены сбитых или поврежденных машин в дивизиях Г.А.Лобова и И.Н. Кожедуба. Каждый раз я знакомился с опытом, накопленным летчиками в боях, и вносил уточнения в курс боевой подготовки.
Находясь на Ляодуне, мы ежедневно слушали радиообмен наших летчиков, участвовавших в боях, иногда узнавали знакомые голоса. Однажды, спустя недолгое время после того, как первая подготовленная на Ляодуне дивизия вступила в бой, мы услышали в эфире возгласы: «Кто сбил «Сейбра?» А следом прозвучал спокойный ответ: «Ну, я сбил...» Все, кто был у приемника, тут же узнали одного из наших ребят — Воробьева, порадовались его боевому успеху.
В 1953 г. нас тоже перебросили в район Аньдуна. Пока мы в течение двух недель «принимали дела», было достигнуто соглашение о перемирии. Пошучивали, что, мол, раньше надо было нас присылать — быстрее бы война кончилась. Тем не менее мы еще до конца 1954 г. несли боевое дежурство, вылетали на перехваты при появлении групп американских самолетов, что случалось ежедневно и по нескольку раз в день.
Мы были патриотами и интернационалистами. И в Великой Отечественной, и в Корейской войне мы сражались за честь своей державы. Мы своей чести не замарали. Нам нечего стыдиться, мы можем с чистой совестью глядеть в глаза потомкам. [95]
Преимущество было полным{13}
Война в Корее началась 25 июня 1950 г. крупными столкновениями сухопутных войск Южной Кореи и КНДР. До военного вмешательства США она носила характер гражданской войны.
15 сентября 1950 г. уже объединенные силы американских и южнокорейских войск начали контрнаступление. Главные силы армии КНДР стали отходить на север. Агрессия, стремительно расширяясь, приближалась к границам Китайской Народной Республики и СССР. По американским оценкам, ВВС КНДР к началу войны имели около 150 самолетов, причем устаревшей конструкции. Это были наши Як-9, Ил-2 и другие. Летчики КНДР оказали мужественное сопротивление воздушным агрессорам США. Но что они могли сделать при огромном численном превосходстве авиации интервентов, в составе которых были реактивные истребители и стратегические бомбардировщики?
Оказавшись в сложной оперативно-стратегической обстановке, осенью 1950 г. правительства КНДР и КНР обратились к Советскому Союзу с просьбой о помощи непосредственно советскими частями ПВО и особенно реактивной истребительной авиацией. И такая помощь была оказана. Заранее отметаю ставшие сейчас «модными» обвинения в неправильном использовании Советских Вооруженных Сил за пределами СССР и якобы агрессивных акциях с нашей стороны в локальных войнах. Напоминаю, что в составе советских войск, принявших непосредственное участие в Корейской войне, были части, выполнявшие функции только противовоздушной обороны, и не больше. Даже на складах мы не имели ни одной бомбы, ракеты, бака для зажигательных смесей или другого оружия, которое можно было бы отнести к разряду наступательного.
Более того, район действий наших авиационных частей был строго ограничен. Базируясь на территории Китая, близ его границы с КНДР, мы могли летать лишь над территорией последней. Твердо скажу: в течение всей войны ни один советский летчик не пересек границу морского побережья КНДР, не нарушил границу Южной Кореи и даже не приближался к ней. Не были исключением и случаи военной целесообразности. Что касается гуманной стороны вопроса, напомню: КНДР потеряла девять миллионов человек, большая часть населенных пунктов республики, в том числе все города, были разрушены. И в основном это дело рук авиаторов США.
Костяк ВВС США в Корее, их главную ударную силу, составляли две воздушные армии (5-я тактическая и 20-я стратегическая), располагавшие большим количеством самолетов. В их числе были и всепогодные истребители Р-94, имевшие бортовые локаторы. По мере увеличения размаха боевых действий состав авиации интервентов возрастал. Так, по заявлению генерала Уэйлэода (журнал «Интеравиа» от 15 января 1954 г.), в Дальневосточной зоне было сосредоточено свыше 2400 самолетов.
Наши силы увеличивались по мере нарастания количества авиации противника и подготовки новых аэродромов в приграничной зоне КНР, примыкающей к реке Ялуцзян. Однако внушительная, на первый взгляд, группировка в своих боевых возможностях была значительно ограничена. Так, истребительные авиационные полки имели всего по 32 самолета. Аналогичная обстановка была и в зенитной артиллерии.
Основным истребителем наших авиаторов в начале боевых действий был МиГ-15, а с 1951 г. стали поступать самолеты МиГ- 15бис. У этого самолета был другой двигатель, с большей тягой. Это повысило его скороподъемность и тяговооруженность в целом (в дальнейшем для удобства мы будем называть его по-прежнему МиГ-15). Если сравнить МиГ- 15с аналогичными самолетами противника, то по своим боевым качествам он превосходил любой из них, за исключением Р-86 «Сейбрджет» (для легкости произношения мы называли их «Сейбрами»). По основным летно-тактическим данным МиГ-15 и Р-86 были примерно одинаковы, но тот и другой имели свои сильные и слабые стороны. Правильное и наиболее эффективное использование сильных сторон и легло в основу тактики боя между ними. МиГ превосходил «Сейбра» в скороподъемности и удельной тяговооруженности. «Сейбр» быстрее набирал скорость на пикировании, был более маневрен, обладал большей дальностью полета.
Вооружением они отличались резко. На МиГ-15 были установлены три пушки: две 23-мм калибра и одна 37'-мм. При этом их скорострельность сочеталась с очень высокой «убойной силой»: снаряды пробивали любую броню, а попадание даже одного, тем более двух-трех снарядов нередко кончалось взрывом самолета противника. Бортовое вооружение «Сейбра» состояло из шести крупнокалиберных пулеметов «Кольт Браунинг». Несмотря на большую их скорострельность (1200 выстрелов в минуту), МиГ-15 оказался очень живучим по отношению к огню. Были случаи, когда МиГи, получившие по сто и более пробоин, благополучно приземлялись на своих аэродромах и после небольшого полевого ремонта вновь совершали боевые вылеты. [97]
После первых же воздушных боев, проведенных советскими истребителями, противник начал утрачивать свое абсолютное господство в воздухе. Его истребители-бомбардировщики, ранее практически безнаказанно контролировавшие важнейшие коммуникации, стали переносить свои удары поближе к побережью или в районы, менее удаленные от границы. Полеты разведчиков в одиночку прекратились вообще. Понеся тяжелые потери, бомбардировщики В-26 «Инвейдер» от дневных действий перешли к ночным, одиночным.
В очень сложном положении оказались стратегические бомбардировщики В-29. Именно против них, не распыляя своих вначале совсем малочисленных сил, нацеливали свои удары наши авиаторы. Противник очень болезненно реагировал на потери В-29. Этот громадный четырехмоторный самолет, несший большую бомбовую нагрузку, действовал в любых метеорологических условиях. Он имел несколько установок крупнокалиберных пулеметов для защиты от истребителей. В производстве В-29 был очень дорог, и, что самое главное, если огонь истребителей был поражающим, вместе с самолетом погибал и многочисленный экипаж, состоявший из 10 — 12 человек.
Первые же потери таких машин вызвали острую реакцию со стороны командования ВВС США. Даже относительно небольшие группы В-29 стали прикрываться многочисленными отрядами истребителей непосредственного сопровождения, состоявшими из реактивных Р-80 и Р-84. А когда и это не помогло, противник из крупных групп Р-86 на подходе к реке Ялуцзян стал создавать «заслоны» или «завесы». Однако ничто его не спасало.
До мая 1951 г. против авиации США действовали наши летчики под командованием полковника И. Кожедуба. Они имели в то время всего один оперативный аэродром Аньдун, расположенный на территории КНР. С вводом в строй аэродрома Мяогоу силы нашей авиационной группировки возросли, и это, естественно, сразу сказалось. Наши летчики стали еще успешнее действовать против В-29. Мне довелось быть участником тех событий. Не буду говорить о всех боях, приведу в пример лишь один, наиболее характерный, произошедший 30 октября 1951 г. Этот день сами американцы назвали «черным вторником».
В тот день мы обрели хороший тактический опыт. Наши локаторы, расположенные на сопке в районе Анею, обнаружили большую группу истребителей противника, следующую с восточного побережья КНДР на высоте шесть-восемь тысяч метров. Первые же засечки насторожили нас. Траектория полета была неровной, зигзагообразной, а общая ось прямой. Скорость полета истребителей — около 800 км/час, а скорость перемещения относительно местности — всего 420, такая же, как у бомбардировщиков В-29. Следовательно, они находились [98] ниже истребителей. Значительный по количеству состав истребителей (около 200 самолетов) наводил на мысль, что и прикрываемая группа В-29 тоже немалая.
Противник был обнаружен на большом удалении от Аньдунского аэроузла, примерно в 350 км от реки Ялуцзян. Ось полета упиралась в Аньдун, и хотя объект предполагаемого удара оставался пока неизвестен, были подняты основные силы нашей авиации.
Через некоторое время РЛС, расположенные между Анею и Пхеньяном, засекли множество пар истребителей, следующих над морем в направлении Аньдуна. Конечно, это были Р-86. Они шли для перехвата наших МиГов, поднятых для отражения налета. Стали ясны и масштабы налета, и объект бомбоудара — новый, только что отстроенный аэродром Намси, расположенный на очень важном направлении между Аньдуном и районом переправ у Анею. Впоследствии нашу догадку подтвердили пленные летчики со сбитых В-29.
Оценка обстановки позволила нам принять очень острый и эффективный план боя. Поскольку заслон Р-86 еще не вышел на рубеж перехвата МиГов, а истребители, находящиеся вблизи В-29, не могли в силу своего тактически невыгодного расположения и относительно малой скорости оказать им серьезное противодействие, была дана команда всем экипажам МиГов (их было 44) с обнаружением В-29 разбиться на пары и, пикируя на максимальной скорости сквозь строй сопровождения, атаковать бомбардировщики.
Итоги боя для интервентов были просто ошеломляющими, журнал «Ньюсуик» в своей публикации их почти не преуменьшил. По нашим данным, противник из двадцати бомбардировщиков потерял в этом бою двенадцать, плюс четыре истребителя сопровождения. Позже пришло уточнение. Штурман В-29, сбитого спустя месяц, показал: на остальных восьми В-29, успевших выйти из боя, были и убитые, и раненые, а некоторые из поврежденных машин разбились при подлете к аэродромам и при посадке. Добавлю: ни одна бомба на наш аэродром тогда не упала.
В этом бою, вернее уже после боя, мы потеряли всего один МиГ-15, сбитый «Сейбрами», нарушившими (в который раз!) границу КНР и вышедшими в район аэродрома Мяогоу.
Основную ударную силу американской авиации в Корее составляли все-таки не бомбардировщики, а истребители-бомбардировщики. Поэтому, отдавая вначале приоритет борьбе с В-29, мы постоянно действовали и против ИБА. До прибытия МиГ-15 в Корею истребители-бомбардировщики причинили там много зла. В течение всего светлого времени они буквально «висели» над наиболее важными коммуникациями КНДР, полностью парализовали перевозки, держали под огнем и другие объекты. Подвергались атакам даже небольшие группы военнослужащих и отдельные автомашины. С появлением [99] МиГов в небе КНДР обстановка резко изменилась. Районы своих действий истребители-бомбардировщики перенесли ближе к морю, при первой же опасности уходили за побережье. Одновременно, пытаясь повысить устойчивость истребителей-бомбардировщиков в воздушных боях против МиГов, противник начиная с 1951 г. трижды провел перевооружение своей ИБА на новые типы: с поршневых Р-51 «Мустанг» на реактивные Р-80 «Шутингстар», затем на Р-84 «Тандерджет», а в 1953 г. для ударов по наземным объектам начал применять самый современный для той поры Р-86 «Сейбрджет», оснастив его пушками.
Перевооружение обходилось очень дорого, но ничего не дало: летчики ИБА, обученные действиям по наземным целям, для воздушных боев были подготовлены плохо. В этом я убедился сам: за довольно короткий срок мне удалось сбить четыре реактивных истребителя-бомбардировщика.
12 сентября 1951 г. мне довелось вести в бой большую группу МиГ-15. На случай противодействия Р-86 в общем боевом порядке находилась группа, выделенная для связывания их боем. В довольно обширном районе между Анею и Пхеньяном мы обнаружили группы истребителей-бомбардировщиков Р-80 общим числом до 150 самолетов. Вначале в бой вступила одна группа, затем, когда КП сообщил, что «Сейбров» поблизости нет, — все остальные. Потеряв около полутора десятка самолетов, противник врассыпную бросился к морю и на юг, за демаркационную линию. Наши потери — три подбитых Ми Г-15, которые благополучно приземлились на своих аэродромах.
Нас опасались не только Р-80, но и «Сейбры», выполняющие роль истребителей-бомбардировщиков. 8 сентября 1951 г. в районе Анею мы встретили 64 Р-86, идущих в колонне восьмерок. Численно они превосходили нашу группу более чем в десять раз, но мы стремительно атаковали противника, сбив при этом ведущего замыкающей группы. Как это ни странно, противник боя не принял, сбросив бомбы, поспешно ушел в сторону моря.
Летом 1951 г. в небе КНДР появилась австралийская эскадрилья многоцелевых самолетов «Метеор-4». Первые же бои показали, что они по всем статьям уступают нашим истребителям. Поняв это, австралийцы избрали довольно хитрую тактику. В тот момент, когда американцы выполняли массированный налет и МиГи отражали его, «Метеоры», пользуясь их «занятостью», действовали по наземным целям. Это было замечено, и мы решили наказать хитрецов. Задачу выполняла относительно небольшая группа из 16 МиГов под командованием подполковника Сергея Вешнякова. Каждый летчик был всесторонне подготовлен для боя. В режиме радиомолчания группа вышла на север полуострова и, не вмешиваясь в уже начавшийся бой МиГов, отражавших массированный налет противника, повернула к югу, где [100] в районе Пхеньяна и встретила 16 «Метеоров». Удар был сокрушительный: 12 «Метеоров» были сбиты, МиГи потерь не имели.
И без того большие потери истребителей-бомбардировщиков противника возросли как с усилением наземных средств ПВО, так и с вводом в бой истребителей МиГ-15 объединенной китайско-северокорейской воздушной армии. Противник начал расходовать очень крупные силы для обеспечения основных групп ИБА. Так, например, в шести массированных налетах, совершенных с 10 по 15 января 1953 г. для удара по переправам в районе Синыйчжу-Ненми, 713 из 1166 истребителей-бомбардировщиков действовали против зенитной артиллерии и только 453 наносили удары по мостам. К этому можно добавить несколько сот вылетов Р-86 для прикрытия от атак МиГов.
Огромные потери истребительно-бомбардировочной авиации, отвлечение крупных сил ИБА и ИА для обеспечения боевых действий истребителей-бомбардировщиков привели к резкому падению их боевой эффективности, а в сочетании с поражением стратегической авиации — и к значительному снижению оперативных возможностей корейской группировки авиации США в целом.
Немного о господстве в воздухе. Американцы утверждают, что господство принадлежало им. Верно, но до определенного момента, до нашего прибытия, до введения в бой Ми Г-15. С этого времени они утратили главное, что включает в себя господство в воздухе — свободу действий над территорией КНДР.
Мы же задачу борьбы за господство в воздухе даже не ставили. Для этого нужно было приблизить базирование МиГов к прикрываемым объектам, развернуть широкую сеть РЛС и обеспечить ее помехоустойчивость, применить средства радиопротиводействия, снять территориальные ограничения... Все это привело бы к расширению масштабов войны, что никак не отвечало высшим военно-политическим интересам КНДР, КНР и СССР, заключавшимся в мирном урегулировании конфликта.
Наши задачи в Корее были куда более скромными: усилить ПВО КНДР, защитить ее территорию от ударов бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной авиации. И мы это сделали.
Для нас бои против истребителей Р-86, главного средства борьбы за господство в воздухе, всегда имели второстепенное значение, мы вынуждены были вести их только в тех случаях, когда Р-86 преграждали нам путь к истребителям-бомбардировщикам или бомбардировщикам. За время боевых действий в Корее, выполнив поставленную перед нами задачу, мы сбили 1300 самолетов противника (подбитых и поврежденных я не считаю, эта цифра неточная). Наши потери в боях — 345 МиГ-15. Из этого можно сделать вывод, кто господствовал в воздухе. [101]
Советские летчики-истребители, достойно продолжая славные боевые традиции героев Великой Отечественной войны, показали себя бесстрашными воинами, мастерами воздушного боя.
Асы неизвестной войны{14}
МиГ-15 — серебристая стрелообразная реактивная машина. Евгения Пепеляева и сейчас многое роднит с ней. Бывший летчик бодр, подвижен, выглядит моложе своих лет, а главное — так же тверд, основателен характером, как основателен был и тогда, в Корейскую войну.
Как и сорок лет назад, Евгений Пепеляев строг в суждениях.
— Сколько самолетов сбил? — переспрашивает он. — Двадцать... Интересуюсь, почему тогда бывший командир корпуса генерал Георгий Лобов, да и американцы утверждают, что больше?
— Три самолета я «отдал» своему ведомому Саше Рыжкову (об т этом разве утаишь?), думал, что ему присвоят звание Героя Советского Союза.
Не потребовались они ему, похоронили мы его в Порт-Артуре... Смотрю на Евгения Пепеляева, он — на меня.
— Не ходили вы ведомым, так что не сразу поймете. Я воевал, будучи командиром полка, твердо знал в бою: задняя полусфера у меня всегда прикрыта, а это безопасность, душевный комфорт. А у ведомого? Того и жди, ударят в «хвост». Тяжело быть в воздухе на подхвате...
В Северный Китай Пепеляев прибыл в составе 324-й авиационной дивизии командиром 196-го истребительного полка. Из дивизии трехполкового состава стали формировать дивизию двухполкового состава с меньшим количеством самолетов. Тогда Пепеляеву(он был заместителем командира полка) и предложили возглавить полк. Командовал дивизией Иван Кожедуб. [102]
Те дни и сегодня свежи в памяти летчиков. Разбирали и упаковывали свои серебристые МиГи в огромные ящики, грузили на железнодорожные платформы. Эшелон подогнали прямо в Кубинку. Отъезд особенно не афишировали, но и не скрывали от жен, сослуживцев. В гарнизоне знали, куда направляются добровольцы. Вся маскировка — сняли с форменной одежды погоны. И вот вслед за «товарняком» застучали колеса пассажирского поезда. Вспоминаются летчикам омули, что покупали на остановках близ Байкала. И то, как устраивались на китайском аэродроме Дунфын — в 300 км от корейской границы. Пилоты называли его тыловым. Тут уж работа, обратная той, что была в Кубинке. Собирали самолеты, облетывали их.
С первых дней стала приходить информация о высоком профессионализме американских летчиков. Привозили ее в Дунфын наши авиаторы с приграничного аэродрома Аньдун, им уже приходилось вступать в схватки с янками в небе Кореи. Да и истребители у противника что надо — реактивные Р-86 «Сейбр».
— И тут, — рассказывает Евгений Пепеляев, — я понял: мой полк не готов к боям. 90 процентов — фронтовики, но на войну попали в самом конце, на счету каждого по одному-два сбитых самолета. Да на этот раз и другой противник, другая техника — реактивная. К тому же начало пятидесятых в советских ВВС — период полетов в сложных условиях. Часто летали ночью, при минимуме погоды, сажали самолеты по радиолокационным приборам... Но ведь летчик, кроме всего, должен уметь вести бой, уметь драться. Наше высокое начальство не особенно заботилось об этом. Считалось, война позади, впереди ничего серьезного не предвидится. Корею, словом, никто не ждал. Пришлось все наверстывать в Дунфыне...
Программа подготовки, разработанная Пепеляевым для летчиков полка, в штабе корпуса принималась не всеми. Он уже в первые дни разрешил «обжимать» МиГи рядовым летчикам. На максимальной скорости, на стометровой высоте проносились реактивные самолеты близ Дунфына. На вопрос: «Кто позволил?» отвечал: «Война». Часто завязывались воздушные учебные бои, строились всевозможные боевые порядки, дрались пара на пару, четверка на четверку... В таком напряженном ритме в течение четырех месяцев — в декабре, январе, феврале и марте — «дозревали» русские пилоты до американской кондиции. Где-то в середине марта Пепеляев предложил Кожедубу: давайте подеремся полк на полк. Тот согласился. Подчиненные Пепеляева выиграли бой, что называется, вчистую.
К концу марта обстановка осложнилась, полк Пепеляева перевели в Аньдун, откуда его летчики и вступили в бой. К тому времени они имели уже солидный налет. Первая воздушная схватка показала, что [103] Евгений Пепеляев избрал верную методику подготовки. Летчики вернулись без единой победы, однако, и без поражений. Соседи (может, некорректно сравнивать, но что было, то было) потеряли два самолета, третий, подбитый, взорвался прямо на аэродроме.
Пепеляев сразу собрал комэсков: значит, так, атаки из невыгодных ситуаций без крайней нужды не проводить. Главное сейчас — изучить тактику американцев, искать их слабые стороны. Видели, как они «делают нас» на пикировании, на горизонтальном маневре? Так не следует в этом с ними соревноваться, раскусим их приемы, сами на крючок попадутся. У МиГа свои плюсы есть, почему бы их не использовать?..
Так набирались опыта. Пепеляев учил подчиненных, учился и сам. И первая победа пришла к нему как закономерность. В одном из боев пилот «Сейбра» из очередной атаки выходил, что называется, с лихачеством — сделал вираж перед самым носом у Пепеляева. И тот не замедлил воспользоваться этим, «миговские» пушки прошили «Сейбр».
Вылеты же следовали один за другим — шла борьба за превосходство (господство, по американским понятиям) в воздухе в районе «аллеи истребителей», проходившей вдоль корейско-китайской границы. Евгений Пепеляев поднимал «четверки», «восьмерки», а часто и целый полк. В этих поединках рос и боевой счет пилота...
Тот бой летчик помнит хорошо. На встречном курсе его атаковала пара «Сейбров». Бросилось в глаза: на них отсутствовали вертикальные гребни, и скольжение совершали они как-то необычно, словно подкрадываясь к МиГу (потом станет известно, что на «Сейбрах» появились подкрылки). Небольшой вираж — и ведущий противника открывает огонь. Евгений мельком осмотрел кабину: герметизация не нарушена, давление нормальное. И он тут же решает наказать американского летчика. Обозначает боевой разворот в левую сторону, а в ходе маневра — «косой петли», знакомого ему с молодости, перекладывает МиГ в противоположную. Пилот «Сейбра» «купился» и оказался перед советским истребителем. Правда, на миг, когда самолеты шли в перевернутом положении. Но и этих секунд хватило Пепеляеву, чтобы открыть огонь. От места, где находился фонарь, потянулся дымок, машина стала падать. Пилоту «Сейбра» ничего не оставалось, как посадить самолет. Надо отдать ему должное, сделал он это мастерски. Практически целехонький «Сейбр» достался советской стороне как трофей и вскоре отправился в Москву. Сбитым оказался один из американских асов — на машине в три ряда располагались двенадцать белых звезд.
Накопленный опыт советские пилоты умело использовали в дальнейших боях с американскими летчиками и их союзниками — в реактивной воздушной войне. «Атакующие самолеты устремлялись с громадных [104] высот, где преимущество имели МиГи, вниз на малые высоты, где господствовали «Сейбры», — вспоминал один из американских летчиков. — На встречных курсах со скоростью более 1900 км/час самолеты сближались так быстро, что человеческий глаз и человеческие реакции были на пределе возможностей». Заокеанские специалисты насчитали свыше тридцати применяемых советскими летчиками тактических приемов. Причем успешных.
А вот счет российских «реактивных» асов. Полковник Евгений Пепеляев и капитан Николай Сутягин — по 23 воздушные победы (документально числится за первым 20, за вторым — 21 выигранный поединок при соответственно 108 и приблизительно 150 боевых вылетах). По 15 самолетов противника уничтожили капитан Лев Щукин и подполковник Александр Сморчков, по 14 — майор Дмитрий Оськин и капитан Михаил Пономарев. 13 — капитан Сергей Крамаренко. По 11 — майор Степан Бакаев, капитаны Григорий Охай и Николай Докашенко. 10 побед на счету старшего лейтенанта Дмитрия Самойлова.
Конечно, нельзя сказать, что наши летчики были на голову выше американцев, бои шли на равных.
— Вылетел «шестеркой», в июле пятьдесят первого это было, — рассказывает Пепеляев. — Смотрю — передо мной шестерка «Сейбров». Положение выгодное. Зная, что меня прикрывает ведомый, а сзади еще звено капитана Виктора Назаркина, начал атаку. Но звено Назаркина не смогло обеспечить ее, позже командир объяснял, что потерял нашу пару на солнце, может быть — и так, не знаю. Американцы же, воспользовавшись этим, сразу взяли в оборот моего ведомого. Ларионова мы не смогли даже похоронить, самолет упал в Желтое море. И сразу же очередь по-моему МиГу. Вторая пара заходит справа. Назаркин молчит. Я понял, что помощи не будет, тут уж не до воздушной победы, и с высоты тысяч семь-восемь бросил машину в штопор. Внизу облачность, верхняя кромка тысячи на три. Иду, а «Сейбр» надо мной — по спирали идет, но не хватает мастерства пилоту, не может он меня достать. Влетел в облако, вывернул самолет, что называется, у самой воды — и на свой аэродром... А Назаркин больше не летал, отправили его в Союз. Без взаимовыручки в бою ничего не достигнешь...
Конечно, случаи, когда приходилось вот так выходить из боя, были, но удирали и американские летчики, а от Пепеляева — очень часто. Кстати, по его подсчетам, он уничтожил 12 американских Р-86 «Сейбр», четыре Р-84 «Тандерджет», шесть Р-80 «Шустинг стар» и один Р-94...
После возвращения из Китая Евгений Георгиевич служил заместителем командира дивизии, в 1956 г. окончил Военную академию Генерального штаба, командовал 133-й авиационной дивизией. [105]
Первый герой корейской войны{15}
Беседа корреспондента газеты «Сын Отечества» И. Алпатова с генерал-майором запаса С.М. Крамаренко, который в составе авиационного истребительного полка, входившего в дивизию под командованием легендарного Ивана Кожедуба, воевал в Корее почти год — с марта 1951 по февраль 1952г. И не просто воевал, а воевал хорошо, ибо ему, первому из наших летчиков, именно здесь вручили Звезду Героя Советского Союза.
...Какова была боевая задача, поставленная перед советскими летчиками в Корее? — Не дать американцам и их союзникам осуществить тактику массированных бомбардировок. В последующем подобная тактика, которой устойчиво придерживались американцы, во Вьетнаме получила наименование «тактики выжженной земли». В отношении Северной Кореи она также в определенной мере проявлялась. Наша задача состояла в нанесении атакующей авиации максимальных боевых потерь. И, надо сказать, эту задачу оба наших полка достаточно успешно выполнили. Соотношение сбитых самолетов для американцев и их союзников достаточно удручающее, хотя общее соотношение количества самолетов, принимавших участие в войне, было примерно 5:1 в их пользу. Щадя самолюбие американских летчиков, к которым, к слову сказать, я отношусь с большим уважением, не буду называть точных цифр. Добавлю, что их задача, пожалуй, была посложнее нашей — охранять безнадежно устаревшие к тому времени В-29, представлявшие семейство «летающих крепостей».
Один из первых моих воздушных боев 11 апреля 1951 г., пожалуй, стал самым успешным. Американская группа насчитывала 48 «летающих крепостей» и 200 самолетов прикрытия. С нашей стороны приняли участие 50 самолетов-истребителей, то есть все наличные силы, оба полка. Обычно перед бомбардировщиками и штурмовиками, которые пилотировали австралийские экипажи, летело несколько пар «Сейбров», в задачу которых входило расчищать воздушное пространство. Замыкали группу самолеты-истребители непосредственного прикрытия. В этом бою, ввиду явного превосходства американцев, их подвела самоуверенность: все «Сейбры» летели сзади группы бомбардировщиков. За это они заплатили дорогой ценой — было сбито 12 В-29 и 4 «Сейбра» (в конечном итоге «летающие крепости» стали летать только ночью). Раздосадованные [106] американцы объявили, что в этом бою они сбили 20 наших самолетов, хотя мы вернулись все до одного. Правда, в большинстве с пробоинами. Именно после этого боя о нас пошла слава, а американцы стали считаться с нами как с сильным противником.
Самый же трудный бой произошел у меня в июне или июле 1951 г. Поначалу он складывался вполне удачно. Наша четверка сближалась на встречном курсе с восьмеркой «Сейбров» на высоте около 800 метров. Я первым выполнил удачную атаку и, как обычно, ушел вверх. Но американцы превосходили нас по численности вдвое. Я потерял связь со своей группой, и при этом сразу три «Сейбра» стали заходить ко мне в заднюю полусферу. Мне удалось уйти переворотом и «спрятаться» в облаке, но это были опытные воздушные бойцы, которые быстро разгадали мой маневр. В итоге они стали догонять меня, и мне пришлось искать спасения, войдя в огненный вал заградительного огня, открытого зенитками, охранявшими электростанцию у г. Анджу. Ни до, ни после этого я никогда не был так близок к гибели, просто Бог оказался не без милости.
Американские летчики были достойными противниками, а мне первому из наших удалось записать на свой счет семь реактивных истребителей «Сейбр», Не забывайте, что это была первая в истории война с применением реактивной авиации и опыта у наших летчиков практически не было. Может быть, поначалу мне просто везло больше... Всего же за год воздушных боев я сбил двенадцать самолетов.
Был сбит и сам. После катапультирования, когда уже открылся парашют, из одного «Сейбра» протянулась ко мне огненная трасса, но, к счастью, самолет противника находился достаточно далеко, и трасса уже уходила вниз, да и я на всякий случай поджал ноги... Преследовать меня он не стал. У военных летчиков есть негласный моральный кодекс, согласно которому расстрел спускающегося на парашюте противника не относится к разряду почетных побед...
Наш дивизион защищал плотину ГЭС{16}
В 1952 г. я был призван в армию, попал в Хабаровский зенитный артиллерийский полк. Прошел курс молодого бойца, курсы водителя. В начале 1953 г. полк собрали на плацу, зачитали фамилии, [107] выдали сухой паек, посадили в машины и повезли. Куда нас везут, нам не сказали, но мы догадывались. Между собой разговор был, но только негромкий, потому что все было засекречено. Погрузились в эшелон и покатили на восток. Прибыли в ночь на станцию Градеково, на границу, которая разделяла Советский Союз и КНР. На рассвете мы пересекли китайскую границу и долго ехали по территории Китая. Примерно через трое суток мы остановились в тупике недалеко от города Мукден. Вблизи находился наш аэродром, советские летчики были переодеты в китайскую форму. Тут нас помыли в бане, тоже переодели в китайскую форму и отправили дальше. Доехали мы до станции Чэн-дэ, где нас уже ждали. Здесь нас посадили в машины и отправили в расположение дивизии, примерно в 25 км от станции. По прибытии на место нас распределили по батареям. Я попал в первую батарею на должность водителя тягача. Перед нашим дивизионом была поставлена задача защищать плотину ГЭС, которая находилась на реке Ялуцзян и обеспечивала подачу электроэнергии в Китай и Корею. Наш зенитно-артиллерийский дивизион был вооружен зенитными пушками калибра 85 мм и 37 мм. Кроме того, с воздуха нас поддерживали истребители Ми Г-15. Американские самолеты практически каждый день и каждую ночь летали бомбить плотину. У них были бомбардировщики В-29 и истребители Р-86. Мы называли их не «Сейбрами», а «зебрами». Но сколько они ни летали на бомбежку, плотину повредить не смогли. Наши ребята-зенитчики не давали им этого сделать, потому что стреляли метко: мой земляк, который служил со мной в батарее наводчиком, сбил самолет. Его потом представили к ордену Красной Звезды.
Помню — в один из дней была объявлена тревога, в воздухе показалось 16 американских бомбардировщиков. Наше подразделение открыло огонь. В этом бою было подбито четыре вражеских самолета, два летчика взяты в плен.
В том месте, где мы стояли, недалеко от нас был китайский поселок. Мы называли его по-своему — Лукашов. Мы ходили туда иногда в магазин, чтобы купить сигареты, сувениры, подарки домой. Местное население нас уважало, относилось к нам доброжелательно. Недалеко от нас находились китайские и корейские солдаты, в праздничные дни мы угощали друг друга фруктами, дарили подарки, сувениры. Перед нашим отбытием на Родину китайские товарищи устроили нам большой концерт, на котором выступило много хороших артистов. Со словами благодарности за оказанную интернациональную помощь выступили корейские военачальники и министр обороны Китая ЧжуДэ.
В 1954 г. мы вернулись в Советский Союз, и нам были вручены награды за успешное выполнение интернационального долга. [108]
Документы из Центрального Военно-Морского Архива Российской Федерации
23 июня 1950 г. в 16.30 кабельное судно «Пластун» вышло из Владивостока в Порт-Артур, имея на борту двенадцать пассажиров и груз (имущество связи1 и лес). Курсы корабля располагались вне территориальных вод сопредельных государств.
В 20.47 25 июня с кабельного судна в широте 35 градусов 25 минут 2 [секунды], долготе 129 градусов 41 минута 0 [секунд] были обнаружены огни неопознанного корабля, приближающегося со стороны корейского берега. В 21.30 неопознанный корабль приблизился к кабельному судну «Пластун» на дистанцию 1 — 2 кабельтова, начал освещать корабль и потребовал его остановки.
В 21.45... со стороны корейского побережья обнаружены огни еще трех неопознанных кораблей, которые приблизились на дистанцию 10 — 15 кабельтовых и следовали в кильватер кабельному судну «Пластун».
В 00.15 26 июня корабли сблизились на дистанцию 10 кабельтовых, один из них зашел на левый борт и с дистанции около 5 кабельтовых произвел по кабельному судну три выстрела из среднекалиберного орудия. Снаряды прошли над кораблем. По первому выстрелу на «Пластуне» была сыграна боевая тревога. По приказанию командира корабля в адрес оперативного дежурного флота была передана кодограмма об обстреле судна. Одновременно командир корабля приказал сигнальщику передать на ведущий огонь корабль о принадлежности своего судна и наличия на борту пассажиров.
В 00.30 в ответ на вызов корабль, имеющий на борту номер 701, открыл огонь, сблизившись к этому времени на 100 — 200 метров. Снаряды падали вокруг судна, было отмечено несколько попаданий. Два других корабля дали несколько очередей из крупнокалиберных пулеметов. Судно ответного огня не открывало. Приблизительно в 01.15 один из снарядов разорвался на мостике, осколками был смертельно ранен командир корабля капитан-лейтенант Колесников и ранены помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик.
Командование кораблем принял раненый помощник командира корабля лейтенант Ковалев и приказал дать полный ход. Расчет 45-мм орудия правого борта открыл огонь по кораблю № 701. Личный состав [109] судна наблюдал попадание нескольких снарядов в корабль № 701, после чего он прекратил огонь и резко ушел в сторону.
В 01.21 помощник командира корабля приказал лечь на обратный курс.
В 01.50 корабли скрылись из видимости кабельного судна. На рассвете корабли прекратили преследование и скрылись в направлении корейского берега.
Всего по кабельному судну было выпущено более 60 снарядов, а с судна по кораблю № 701 было выпущено двенадцать 45-мм снарядов и израсходовано около 180 патронов ДШК.
В результате обстрела кабельного судна было убито три человека: командир капитан-лейтенант Колесников Филипп Васильевич, старшина трюмной команды старшина 2-й статьи Еремеев Константин Семенович и матрос Туркин Валентин Александрович.
Тяжело ранены четыре и легко ранены девять человек. В результате обстрела судну нанесены повреждения борта, надстроек, корабельного имущества, грузам и вещам личного состава.
Выписка из архивного документа об обстоятельствах гибели советского экипажа самолета А-20ж
4 сентября 1950 г. в 26 км к юго-востоку от порта Дальний обнаружен неопознанный эсминец, следовавший курсом 280 градусов. Для разведки эсминца был послан самолет А-20ж [ «Бостон»] в сопровождении двух истребителей.
Командирам самолетов было дано указание ближе 15 км к эсминцу не подходить.
... »Самолет А-20ж сделал разворот вправо на эсминец и на подходе к эсминцу был атакован одиннадцатью американскими истребителями типа двойной «Мустанг» или «Лайтнинг». В 12 часов 44 мин. горящий самолет А-20ж упал в море на расстоянии 8 км южнее острова Хайян-дао».
Экипаж самолета — старший лейтенант Карпаев Константин Павлович, лейтенант Мишин Геннадий Васильевич и младший сержант Макагонов Александр Афанасьевич — погиб.
Выписка из акта расследования обстоятельств гибели самолета Ил-12...
Пассажирский самолет Ил-12, принадлежащий Советскому Союзу, вылетел с аэродрома Тученцзы 27 июля 1953 г. в 8 час. 47 мин. по пекинскому [110] времени по маршруту Порт-Артур — Владивосток, пролегающему над территорией КНР, имея на борту 6 человек экипажа и 14 пассажиров, следовавших в отпуск, в командировки и возвращавшихся из командировок. Получаемые с борта самолета радиограммы свидетельствовали о нормальном течении полета по перелетной трассе. В 11 час. 15 мин. с борта самолета получена последняя радиограмма, сообщавшая о месте самолета и погоде по маршруту, после чего связь прекратилась.
В 11 час. 16 мин. станции ВНОС отметили самолет Ил-12, следовавший по перелетной трассе, над пунктом Хуадянь, а в 11 час. 18 мин. в этом же районе обнаружили две группы самолетов типа Р-86, по 4 самолета в каждой группе, следовавшие на север.
В 11 час. 26 мин. над пунктом Хуан-Гоу произошла встреча самолета Ил-12 с одной из групп Р-86 в составе 4-х самолетов, после чего радиолокационные станции самолет Ил-12 не отмечали.
По показаниям местных жителей, между 11 и 12 часами дня 27 июля они услышали необычный звук самолетов и стрельбу в воздухе, затем последовал взрыв. После взрыва они видели падающий горящий большой самолет, от которого в воздухе отделялись предметы. На месте падения Ил-12 обнаружено: на кабине и фюзеляже 19 пробоин от крупнокалиберного пулемета; у 6 трупов из двадцати имеются следы пулевых ранений.
...Все собранные материалы подтверждают, что самолет Ил-12 был атакован в 11 час. 26 мин., сбит и упал в 4-х километрах от деревни Маоэрошань, провинция Гирин.
Источник: http://militera.lib.ru