Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Малое радует, малое и обиду приносит. (татарская)

Главная » Архивные материалы. » Восстания в Российской Империи. » И.Р. Валиуллин Татары и «Башкирское» восстание 1704-1711 г.г.

И.Р. Валиуллин Татары и «Башкирское» восстание 1704-1711 г.г.

Назад

 

В 1704 г. в Приуралье вспыхнуло восстание, которое с пере­рывами продолжалось до 1711 г. В отечественной историогра­фии это восстание, наряду с восстаниями 1662-1664 гг., 1681­1684 гг., 1735-1740 гг., традиционно называют «башкирским»[1]. Несмотря на моноэтническое название, эти восстания затраги­вали судьбы населения всего Урало-Поволжского региона, в т.ч. и татарского. Они были вызваны усилением колониально­го, национально-религиозного, налогового и администра­тивного гнета и представляли по своей сути антиправительст­венные выступления народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Башкирские земли, где в 1704 г. началось восстание, были знакомы татарам издавна, еще до завоевания Казанского ханст­ва Русским государством (1552 г.). В 1550-е гг. башкиры пере­шли в российское подданство, сохранили в неприкосновенно­сти свои земельные владения, внутреннее устройство и веру. Русское правительство старалось проводить здесь осторожную налоговую и конфессиональную политику. После падения Ка­занского ханства в башкирский край в поисках лучших условий жизни, спасаясь от экономического и религиозного гнета ца­ризма, направлялись многие татарские переселенцы. Татары селились на башкирских землях на правах припущенников и выплачивали часть ясака, возложенного на башкир. К концу XVII в. переселенцы стали заметным явлением в жизни Башки­рии. Более выгодное положение башкир (социальный статус, привилегии) обусловило стремление части переселенцев запи­сываться в «башкирское звание»1.

Первым предвестником восстания стала отправка в 1704 г. в Уфу, Казань и другие российские города прибыльщиков - чи­новников, которые ради увеличения государственных доходов придумывали новые налоги. Прибывшие в Башкирию в октябре 1704 г. прибыльщики А. Жихарев и М. Дохов объявили мест­ному населению о введении новых налогов: «...в ...указе напи­сано прибыльных дел 72 статьи. де указал великий государь те прибыльные дела на них наложить»[2] [3]. Оглашение указа вы­звало возмущение населения; произошла драка, во время кото­рой чиновники были избиты. Татары Казанского уезда тоже оказывали сопротивление прибыльщикам[4].

Последующие действия властей еще более осложнили си­туацию в регионе. В начале 1705 г. в Мензелинск, позднее в Уфу, были направлены отряды под командованием комиссара А.С. Сергеева, который устроил принудительный сбор лошадей у башкир, что в конечном итоге вызвало вооруженные выступ­ления на территории Казанской и Ногайской дорог.

Еще на начальном этапе сопротивление властям начало вы­ходить за рамки локально-регионального движения. В августе- сентябре 1704 г. башкиры «.согласились вместе с остраханцы и с казанскими татары бунтовать.»[5]. Весной 1705 г. вслед за неповиновением властям и отказом платить налоги началось вооруженное противостояние башкирского населения Казан­ской и Ногайской дорог правительственной политике. Кроме того, мятежные настроения охватили также население Осин- ской и Сибирской дорог. В ходе начавшегося восстания под удар повстанцев попал Казанский уезд. Но приход повстанцев не вызвал массовых вооруженных выступлений народов края. Тем не менее их антиправительственный настрой сохранялся, что нашло выражение в отказах выполнять налоговую повин­ность.

Дальнейшее развитие событий показало, что центральная власть в сложившихся условиях (Астраханское восстание 1705­1706 гг.) готова была пойти на определенные уступки населе­нию возмутившегося края: выслушать его жалобы, снять новые налоги. В начале 1706 г. башкиры подали на имя Петра I чело­битную и отправили своих представителей в Москву. Тем не менее вооруженные вылазки восставших башкир продолжа­лись. Весной 1706 г. они действовали в районе закамских кре­постей, в окрестностях гг. Самара, Саратов. Татары Уфимского уезда не остались в стороне от происходящих событий и дейст­вовали совместно с башкирскими повстанцами в Казанском и Уфимском уездах: «и в нынешнем 706 году они, Уфинского уезду башкирцы и татара, стоят в скопе для воинского случаю многое число в Казанском и Уфинском уездах...»1. Своеобраз­ным итогом отношений повстанцев с властями в 1706 г. стала отсылка башкирских представителей из Москвы в Казань, где их заключили в тюрьму, а одного из них - Д. Ишкеева - казни­ли. Знаковым событием в 1706 г. стало приобретение движени­ем политической подоплеки: восставшие обратились за под­держкой к крымскому хану и турецкому султану. Участник восстания татарин Булак Акбулатов, захваченный в плен, рас­сказал о замыслах мятежного населения Уфимского уезда (башкир, «мещеряков», «черемисов»): «... им всем под рукою и под волею великого государя не быть. И для того посылали к салтану турецкому и к хану крымскому посланцов все башкир­цы и мещеряки, чтобы им дал кому ими владеть»[6] [7]. Однако в помощи повстанцам было отказано под предлогом, что султан заключил мир с русским царем. В целом осенью 1706 г. насту­пило временное затишье.

Но уже в 1707 г. среди восставших появился новый предво­дитель - «Салтан-Хазя», якобы принадлежавший к ханскому роду. В планы башкир во главе с ханом входило не только ра­зорение Уфимского уезда («Уфимский город взять и уездные деревни вырубить»), но и походы на сибирские слободы и де­ревни, а также на Казань и Москву1. Предполагалось, что «Сал- тан-Хазя» сначала утвердится в Казани, а затем повстанческое войско направится к Москве. Готовящееся выступление имело не только ярко выраженный антирусский характер, но и при­знаки религиозной войны. Звучали призывы «... везде русских людей рубить, чтоб нигде християн не было, а были б все бу- сурманы, и чтоб завладеть всем»[8] [9].

Восставшим было немаловажно заручиться массовой под­держкой местного населения. Представители повстанцев вели агитацию в Уфимском и соседних уездах. Как свидетельствовал житель Уфимского уезда татарин Кутла-Маметко Куксеев, пов­станцы прислали в их деревню «палку с таврами и письмо». Часть татар примкнула к восставшим, однако другие «... кото­рые воровать не похотели... бежали за Каму и в леса»[10]. Башки­ры собирались привлечь к восстанию татар Казанского, Сим­бирского, Саранского, Алаторского уездов и устроить всеобщее возмущение «иноверцев». В эти уезды для переговоров был на­правлен житель деревни Каршибаш Уфимского уезда мещеряк Арасланка. Его целью было добиться согласия татар, чтобы они «. все были с ними в соединении, и. Салтан-Хазе шертовали и были послушны»[11]. Однако на призывы башкир откликнулись лишь казанские татары, татары других уездов «в воровстве от­казали».

С осени 1707 г. начался новый этап восстания. В осаде ока­зались Уфа, казанские пригороды Сарапул, Каракулино, Елабу- га; был захвачен Заинск. Зимой 1707-1708 гг. Казанский уезд стал одним из основных районов восстания. Здесь башкир ожи­дали союзники - татары Казанского уезда, которые ранее «дали слово» и присоединились к восстанию. Присоединялись к ним и другие жители уезда. Здесь надо отметить сложность положе­ния населения во время восстания. Часть иноверцев влилась в ряды повстанцев из-за страха, опасаясь расправы, так как «...которые к ним не пристали, многих они порубили, жен и детей побрали и домы разорили. »'.

Решительные действия повстанцев позволили им выйти на главное направление удара - Казань. В феврале 1708 г. они ока­зались на расстоянии нескольких десятков верст от города. Об этом с тревогой сообщал 5 февраля казанский комендант Н. Кудрявцев царю Петру I: «И от Казани уж не в дальных вер­стах во 60-т и в 40-ке и в 30-ти то чинят»[12] [13]. В его донесении кня­зю А.Д. Меншикову от 19 февраля уже высказывается опасе­ние, что повстанцы, находящиеся от Казани на расстоянии 30 верст, смогут перебраться за Волгу, распространить мятеж на Свияжский и Симбирский уезды, что приведет к еще большему его усилению[14].

В источниках рисуется довольно печальная картина разоре­ния Казанского уезда в 1707-1708 гг.: «Пожжено и разорено русских 228 сел и деревень, да пригород: в них 66 церквей, кре­стьянских 2550 дворов. Новокрещеных и иноверческих, кроме татар, 59 деревень, у них пожжено 420 дворов. Всего в Казан­ском уезде побито и в полону 10004 человека»[15]. Под ударом повстанцев, прежде всего, оказалось русское население края. По выражению Н. Кудрявцева, повстанцы проливали «христи- янскую кровь яко воду». Это, казалось, соответствовало перво­начальным планам восставших: «везде русских людей рубить, чтоб нигде християн не было». Но в ходе переговоров с властя­ми в феврале 1708 г. восставшие озвучили несколько иные при­чины столь ожесточенного кровопролития. Таким способом они стремились известить государя о своих нуждах - «чтоб велико­му государю учинилось доподлинно известно». Повстанцы тре­бовали снять новые налоги с башкир, татар, удмуртов и марий­цев. Лишь тогда они были готовы прекратить восстание.

Позднее под натиском правительственных отрядов под ко­мандованием князя П.И. Хованского восставшие отступили в Уфимский уезд. В начале апреля 1708 г. он докладывал Петру I

о   принесении повинной ясачными татарами и другими «ино­язычниками» и, что в Казанском уезде «стало тихо».

Летом 1708 г. восстание прекратилось. Очередные вспышки башкирского восстания происходили в 1709 г., 1710 г., 1711 г. В итоге правительство вынуждено было отменить новые налоги.

Многие участники восстания («немалые тысячи») из числа татарского населения Казанского уезда ушли вместе со своими семьями на башкирские земли. Впоследствии правительство пыталось вернуть беглецов в Казанский уезд, поскольку их ис­ход имел налоговые издержки. Однако башкиры по тем или иным причинам отказывались выдавать татар властям. И в по­следующие годы продолжалось бегство татар в Уфимский уезд. В этой связи интересно высказывание казанского губернатора А.П. Волынского. В 1730 г. он писал, что «чрез 20 прошедших лет не было прямых башкирцов больше 35000, или по крайней мере 40000, а ныне з беглецами стало больше 100000, а имянно казанские, симбирские, темниковские и протчих тамошних уез­дов ясашние татары большая половина в Башкиры перешли»1. В целом к середине XVIII в., согласно сведениям Д.М. Исхако­ва, численность татар в Приуралье достигла 89 тыс. чел.[16] [17] Уве­личение татарского компонента в Уфимском уезде способство­вало усилению традиционных связей татар с башкирами, а так­же связей между татарами Среднего Поволжья и Приуралья, что нашло отражение в проявлении солидарности во время по­следующих восстаний


[1]  Добросмыслов А.И. Башкирский бунт в 1735, 1736 и 1737 г. // Труды Орен­бургской ученой архивной комиссии. 1900. Вып.8; Лебедев В.И. Башкирское восстание 1705-1711 гг. // Исторические записки. 1937. Т.1. С.80-102; Устю­гов Н.В. Башкирское восстание 1662-1664 гг. // Исторические записки. 1947. Т.24. С.30-110; Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1737-1739 гг. М.-Л., 1950; Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII первой трети XVIII в. Уфа, 1978; Акманов И.Г. Башкирские восстания в XVIII в. Уфа, 1987.

[2]   Исхаков Д.М. Башкиры-вотчинники // Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1: А-В. С.329.

[3] Материалы по истории Башкирской АССР. М.-Л., 1936. Ч. 1 .С.259.

[4] Там же. С.118

[5] Там же. С.118.

[6] Цит. по: История башкирского народа: в 7 т. Уфа, 2011. Т.3. С.125.

[7] Материалы по истории Башкирской АССР. М.-Л., 1936. Ч.1. С.225.

[8] Материалы по истории Башкирской АССР. М.-Л., 1936. Ч.1. С.225.

[9] Там же. С.240.

[10]               Там же. С.215.

[11]               Там же. С.225.

[12]               Материалы по истории Башкирской АССР. М.-Л., 1936. Ч.1. С.236-237.

[13]               Булавинское восстание (1707-1708 гг.). М., 1935. С.406.

[14]               Там же. С.408.

[15]               Материалы по истории Башкирской АССР. М.-Л., 1936. Ч.1. С.251.

[16]               Материалы по истории Башкирской А^Р. М.-Л., 1936. Ч.1. С.302.

[17]               Татары. М., 2001. С. 155.


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов