Духовное завещание прп. Феодосия Суморина 1567 г.
История малых монастырей в средневековой Руси в последнее время
привлекает все большее внимание исследователей. Архивы небольших оби:
телей, как правило, менее разработаны, поэтому особый вес приобретает вся:
кий сохранившийся ранний документ. Для начальной истории тотемского
Спасо:Суморина монастыря и города Тотьмы ценнейшим источником явля:
ется духовная грамота св. Феодосия (Суморина) от 19 декабря 1567 г. Напи:
сана она была за месяц с небольшим до его кончины, последовавшей 28 ян:
варя 1568 г. В дальнейшем, после официальной канонизации Феодосия в 1798 г.1,
в этот день совершалось его всероссийское прославление. В наши дни мо:
настырь возрождается, активно развивается краеведение2, ведутся плодо:
творные агиографические исследования историков и филологов3. Поскольку
старые публикации духовной грамоты прп. Феодосия несовершенны и дав:
но уже стали библиографической редкостью, авторы считают актуальным но:
вое обращение к этому уникальному документальному памятнику и его пе:
реиздание на более высоком научно:археографическом уровне.
О прп. Феодосии (имя его по:гречески значит «дарованный Богом») из:
вестно, что он родился примерно во 2:м — начале 3:го десятилетия ХVI в.
© Полоцкая О. В., Черкасова М. С., 2016
Авторы сердечно благодарят Р. П. Биланчука, Д. Е. Гневашева, А. Ю. Кононову и А. В. Куз:
нецова за ценные консультации и помощь в подготовке публикации.
1 Полное собрание законов Российской империи. Т. 25. М., 1830. № 18682. Процедура освиде:
тельствования чудотворных мощей прп. Феодосия проходила в течение 2 лет, в 1796–1798 гг.
В настоящее время они положены в Рождественской церкви Тотьмы.
2 См.: Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма: Историко:литературный альманах.
Вып. 1. Вологда, 1995. С. 119–286; Кузнецов А. В. Старая Тотьма на старой карте. Вологда,
2010; Преображение в веках: Исследования и материалы по истории Спасо:Суморина мо:
настыря / Сост. Н. И. Коренева. Вологда, 2007.
3 Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского: Тексты и слово:
указатель / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2012.
в Вологде, в незнатной семье. Отца его звали Ульян Суморин. Понуждаемый
родителями, Феодосий вступил в брак и имел дочь Марину. После смерти
родителей и жены он постригся в вологодском Спасо:Прилуцком монастыре.
В наиболее ранней заемной кабале из его архива 1538 г. среди послухов на:
зван некий Якуня Ульянов сын4. С несомненной натяжкой можно предполо:
жить в нем представителя той же семьи. В конце 1530:х — начале 1540:х гг.5
Феодосий был занят восстановлением разоренных в ходе набегов казанских
татар прилуцких варниц и деревень на Тотьме6. О значении для Спасо:При:
луцкого монастыря его Тотемских соляных промыслов свидетельствует цар:
ская грамота от 19 марта 1548 г. на монастырские варницы, двор, 2 деревни
с правом не тянуть с местными посадскими людьми тягло и несудимая от
наместников7. Возможно, все это удалось восстановить и организовать после
разорений 1538/39 г. благодаря энергичным усилиям прилуцкого старца
Феодосия.
Датой основания тотемского Спасо:Суморина монастыря в научно:спра:
вочной8 и краеведческой9 литературе признан 1554 г., когда по «жалобнице»
посадской общины Тотьмы (30 человек) царю Ивану IV, по его приказу и бла:
гословенной грамоте митрополита Макария старцу Феодосию было разре:
шено основать в 2 верстах от Тотьмы между речками Ковдой и Песьей День:
гой Спасо:Преображенскую церковь и стать строителем в обители10.
4 Дадыкина М. М. Кабалы Спасо:Прилуцкого монастыря второй половины ХVI–ХVII в. М.;
СПб., 2011. С. 114. № 1.
5 Р. П. Биланчук указывает на конец 1542 — начало 1543 г. (Биланчук Р. П. Преподобный Фео:
досий Тотемский и Спасо:Преображенский Суморин монастырь // Жития Феодосия Тотем:
ского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского… С. 37).
6 Белоброва О. А., Романова А. А. Житие Феодосия Тотемского // Словарь книжников и книж:
ности Древней Руси. Вып. 3 (XVIII в.). Ч. 4. СПб., 2004. С. 411–414; Биланчук Р. П. Житие
Феодосия Тотемского // Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея
Тотемского… С. 5–16.
7 Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: Исследование
и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 129. № 61.
8 Зверинский В. В. Материал для историко:топографического исследования о православных
монастырях Российской империи. Т. 2. СПб., 1892. С. 335–336. № 1177; Строев П. Списки
иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007. Стб. 773.
9 Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епар:
хии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 510; Коноплев Н. Свя:
тые Вологодского края. М., 1895. С. 102–105. К 100:летию обретения мощей св. Феодосия
Коноплев повторил данный раздел книги в статье: Коноплев Н. Преподобный Феодосий, То:
темский чудотворец // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым Св[ятейшим]
Прав[ительствующим] Синодом. 1896. № 28. С. 997–1001.
10 Наиболее полный учет дореволюционных публикаций акта см.: Каштанов С. М. Хронологи:
ческий перечень иммунитетных грамот ХVI в. Ч. 2 // Археографический ежегодник за 1960 г.
М., 1962. № 690. Первый издатель грамоты 1554 г. (как и последующих грамот 1555 и 1567 гг.)
архимандрит Амвросий (Орнатский) не указал местонахождение списка (Амвросий [(Ор+
натский), архим.]. История российской иерархии. Ч. 6. М., 1815. С. 413–418). Отметим по:
зднюю, начала ХIХ в. копию акта 1554 г. в принадлежавшем вологодскому Преосвященному
Евгению (Болховитинову) рукописном сборнике: Государственный архив Вологодской области (далее — ГА ВО), Научно:справочная библиотека. № 8846. С. 87–89.
Помимо митрополичьего, на основание монастыря Феодосию потребо:
валось еще и благословение Ростовского епископа11. В некоторых списках
Жития прп. Феодосия и краеведческой литературе правящим Ростовским
архиереем указывается Григорий12. Однако у архимандрита Амвросия (Ор:
натского) и П. М. Строева он указан только в 1396–1416 гг. Применительно
же к рассматриваемым событиям это был, несомненно, Никандр (1549–1566 гг.)13.
СведеQние воедино Московского и Ростовского иерарха ставит непростую за:
дачу определения церковной юрисдикции Тотьмы во 2:й четверти — середине
ХVI в. На двух сохранившихся списках духовной нет указаний на ее освиде:
тельствование ни Московским, ни Ростовским иерархом. Возможно, дело
здесь в непростой ситуации в Русской Православной Церкви и церковно:го:
сударственных отношениях в опричные 1567–1568 гг.14 Составление духов:
ной и смерть Феодосия приходятся на время управления Ростовской епар:
хией Корнилия, преемника Никандра († 25 сентября 1566 г.15), однако в тот
момент подчиненность Спасо:Суморина монастыря могла поменяться с Рос:
това на Москву, а положение тогдашнего митрополита Московского и всея
Руси Филиппа (1566–1568 гг.) оставалось крайне сложным. Весной 1568 г.
он рискнул открыто выступить против опричной политики, а в ноябре того
же года был сведен с митрополичьего стола.
Феодосию для организации новой обители и закрепления в ней в ка:
честве строителя потребовалось также разрешение игумена вологодского Спа:
со:Прилуцкого монастыря Арсения16, данное с большим «наказанием» («на:
казав его доволно от Божественных писаний и отпусти с миром»17). Однако
и в дальнейшем его духовные, молитвенные связи с прежней обителью и особо
почитаемым им прп. Димитрием Прилуцким не прерывались. Одно из до:
казательств — принесенная Феодосием из Прилук «Суморинская» икона Бо:
гоматери с надписью от 29 июня 1554 г.18
Непосредственное строительство нового монастыря осуществили сами
посадские люди, по просьбе которых царь «пожаловал — освободил» (т. е.
разрешил, позволил) старцу Феодосию монастырь «соорудити и церковь
11 Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой
пустыни, составленное П. Савваитовым. Вологда, 1896. С. 39; Исторические сведения о Пре:
ображенском соборном храме в тотемском Спасо:Суморине монастыре. Вологда, 1881. С. 1.
12 Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского… С. 61.
13 Амвросий [(Орнатский), архим.]. Указ. соч. Ч. 1. М., 1807. С. 119; Верюжский И. Указ. соч.
С. 510; Строев П. Указ. соч. Стб. 332 (хиротонисан из игуменов Троице:Сергиева монасты:
ря). О Никандре см.: Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии ХVI в.
М., 2006. С. 267; он же. Святитель Макарий, митрополит Московский, и архиереи его вре:
мени. М., 2007. С. 263–267.
14 Зимин А. А. Опричнина. Изд. 2. М., 2000. С. 162–164.
15 Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии… С. 271.
16 Арсения называет Верюжский (Верюжский И. Указ. соч. С. 509). У Строева Арсений пока:
зан с 1551 по 1568 гг. (Строев П. Указ. соч. Стб. 737).
17 Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского… С. 59.
18 Верюжский И. Указ. соч. С. 511, примеч. 1.
воздвигнути». Но какой была владельческая принадлежность земли, на ко:
торой его построили? Судя по включенной в виде приписки к Феодосиев:
ской духовной данной грамоте М. Г. Истоминой19 от 10 августа 1553 г., монас:
тырь был построен «на тех местах» пустоши Симакинской, расположенной
на мысе у слияния речек Ковда и Песья Деньга «со всем угодьем, что к ним
исстари потягло» (см. публикацию)20. Данный участок для М. Истоминой
являлся «приданым, благословением отца» Григория, а тем когда:то был куп:
лен. В момент передачи участка у Марьи Истоминой еще не было уверенно:
сти в основании Феодосием монастыря, поэтому в акте говорилось: «А не уч:
нет Феодосий на тех местях тут монастыря пустынки строити, и мне, Марье,
с своими детми с Федором21, да с Петром22, да с внуком Иевом владети по
старому пути и купчей».
Неуверенность в тот момент испытывали обе стороны, отсюда и оговорка
о дарении с допускаемым отъятием. Вскоре, однако, у Феодосия на руках ока:
зались 2 авторитетные царские грамоты (1554–1555 гг.), и вопрос о создании
монастыря оказался решенным. Место Феодосий, возможно, выбрал не слу:
чайно, поскольку в межах в данной М. Истоминой отмечен починок Чоботово
против монастыря, а в духовной Феодосия он же вместе с починком Воробье:
вым фигурирует как принадлежавший ему лично. По:видимому, предприим:
чивый прилуцкий старец скупал земли в этом районе на протяжении 1540:х —
начала 1550:х гг. С. Б. Веселовский считал, что прп. Феодосий (Суморин)
сравнительно легко сумел получить в 1554 г. грамоту на основание общежи:
тельного монастыря23. С географической точки зрения, территория монастыря
находилась между старым тотемским посадом — Варницами, где велось про:
изводство соли, и новым, на котором был возведен кремль:острог.
Кроме жалованных царских грамот 1554–1555 гг. с их иммунитетом, вла:
дельческие права старца Феодосия закреплялись в ходе землеописатель:
ных работ устюжского писца Ю. И. Самсонова:Александрова 1555–1556 гг.,
выпись из которых также была включена в состав приписок к духовной
прп. Феодосия (см. публикацию). Писец зафиксировал, что пустынька Фео:
досьева с церковью Спаса:Преображения ставится ново по царской гра:
19 Истомины происходили из местного рода потомственных солеваров (Колесников П. А. Город
Тотьма в ХVII в.: К вопросу о социально:экономической истории русского поморского го:
рода // Тотьма: Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2001. С. 241, 271; Кузнецов А. В.
Старая Тотьма на старой карте. Тотьма; Вологда, 2010. Очерк 10.
20 Возможно, оригинал этой данной видел Н. Коноплев, приведший выдержки из нее и назвав:
ший «древней хартией» (Святые Вологодского края… С. 103, примеч. 37).
21 Федька Истомин фигурирует в числе 30 тотьмичей в челобитной на имя царя об основании
у них монашеского общежития.
22 Петр Истомин с племянником Иваном как владелец половины соляной трубы отмечен в ду:
ховной прп. Феодосия. Возможно, Петр в данной Марии Истоминой и Петр Истомин в ду:
ховной Феодосия — это одно и то же лицо. В 1579 г. писцом одной данной на Тотьме назван
Дениско Петров сын Истомина (Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 12. При:
бавления. С. 447).
23 Веселовский С. Б. К вопросу о происхождении вотчинного режима. М., 1926. С. 59.
моте на письменной пустоши Драчевской, к ней придана пустошь Чоботова
на Песьей Деньге, мельница и берег этой реки, а еще половина Бабьего ост:
рова на Сухоне (см. публикацию).
Царской грамотой 1554 г. устанавливалась несудимость монастырских
людей и духовенства от агентов кормленой системы, за исключением тради:
ционной «уголовной триады» — дел по наиболее тяжким преступлениям (ду:
шегубству, разбою и татьбе с поличным), нормы местного суда по делам, ка:
сающимся возможных конфликтов с волостными и городскими людьми,
заповедный статус новой обители от въезда воевод и ратных людей24. Этот до:
кумент имел подписи влиятельных правительственных лиц того времени —
окольничего А. Ф. Адашева, дьяков П. Никифорова и Ю. Сидорова25.
Судя по следующей царской грамоте от 12 марта 1555 г.26, к этому вре:
мени в общежительной обители Феодосия жили уже 6 монахов, а кормились
они тем, что продавали у варниц высеченные ими дрова. В ответ на челобит:
ную Феодосия царь разрешил обители завести соляную трубу и варить в ней
безоброчно соль для последующей продажи в Тотьме. Практикуемый в то
время оброк с одной варницы для посадских людей (согласно упомянутой
вскользь, но неизвестной текстуально Тотемской уставной грамоте) состав:
лял 18 алтын 3 деньги в год, однако для новой обители эти деньги было раз:
решено тратить на «свечи и ладон». В разбираемой грамоте интересны также
сведения о годовой производительности одной варницы: 5 тыс. пудов доб:
рого рассола, 4 тыс.— среднего и 3 тыс. пудов — худого. При торговле солью
монастырь должен был платить пошлины на общих основаниях по 1 деньге
с рубля27. С учетом рискованного характера севернорусского земледелия, не:
больших земельных и людских ресурсов возникающего монастыря предо:
ставленное ему право на солеварение и соляную продажу существенно рас:
ширяло источники дохода. О развитии торговли в Тотьме можно судить по
упомянутой в духовной Феодосия «мытне», что подтверждалось и сотной
выписью 1555/56 г., добавившей к этому еще и оснача (сборщика таможен:
ной пошлины «осмничего») Ивашку Харина (возможно, он же в другом месте
грамоты поименован как Иван Харитонов).
Духовная грамота Феодосия в какой:то степени подводит итог началь:
ному этапу истории Спасо:Суморина монастыря, рисует широкий соци:
альный и родственный контекст деятельности отца:основателя. В ней упо:
мянуты посадские люди Тотьмы и Вологды, местные крестьяне, черное и белое
24 Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря… С. 46–48. Первоначально грамота была
опубликована архимандритом Амвросием (Амвросий [(Орнатский), архим.]. Указ. соч. Ч. 6.
М., 1815. С. 413–418). См. также: Каштанов С. М. Указ. соч. Ч. 2. № 690.
25 Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие ХV–XVII вв. М., 1975. С. 372, 475. Веселовский пред:
положил, что Ю. Сидоров и П. Никифоров в этот момент являлись дьяками Казенного при:
каза.
26 Каштанов С. М. Указ. соч. Ч. 2. № 714. Впервые акт опубликовал архимандрит Амвросий
(Амвросий [(Орнатский), архим.]. Указ. соч. Ч. 6. С. 418–421).
27 Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря… С. 49–50.
10
ПУБЛИКАЦИИ
духовенство. Весьма содержательные приписки к ней отражают разнооб:
разные линии его взаимодействия с локальным сообществом и на фоне «се:
мейного портрета».
В грамоте отмечены торгово:промышленные тотьмичи — Стефан Саб:
лин с 4 сыновьями, Л. Козмин, П. Истомин, И. Носырев, И. Лабутин. Трое
представителей посадской общины Тотьмы непосредственно присутствовали
при составлении завещания — П. Г. Добрынин, И. И. Киселев и И. В. Голу:
зин, что характеризует тесные связи самого Феодосия с верхушкой посада.
Писал же завещание не монастырский дьяк, а кто:то из местных жителей,
Игнаша Гостько Федоров, в присутствии духовного отца завещателя черного
попа Германа Ермолина и целовальника Г. Н. Сидорова. На подлиннике за:
вещания имелась собственноручная подпись Феодосия: «На затыли ж у ма:
тицы у духовные рука начальника строителя Феодосия».
В структуре завещания на первый план выведена подробная инвен:
тарная и хозяйственная опись Спасского монастыря. Данная черта роднит
Феодосиевское завещание с духовными других основателей севернорусских
монастырей — преподобных Кирилла Белозерского 1427 г.28, Дионисия Глу:
шицкого 1436 г.29, Александра Свирского 1533 г.30, Антония Сийского 1556 г.31
с той лишь разницей, что у прп. Феодосия эта сторона имеет более внуши:
тельный масштаб. В самой Тотьме некоторую аналогию духовной Феодосия
можно видеть в данной грамоте вдового попа Василия Михайлова (Остолопа)
Троице:Сергиеву монастырю на монастырек Бориса и Глеба у Тотемской Соли
на реке Ковде 1578/79 г. Обитель являлась «строением» дяди вкладчика, свя:
щенноинока Серапиона. Данная несет на себе явные черты описи строений
и имущества: двух церквей (холодной — Борисоглебской, с приделом Космы
и Дамиана, и теплой — Иоанна Богослова), икон, свеч, сосудов, рукописных
книг на бумаге и харатье. Вотчинная часть описи включает указание на хо:
зяйственный двор, пашенную землю, луга и всякие угодья с традиционной
формулой «куда соха ходила и плуг, и топор, и коса32. Таким образом, в ХV–
ХVI вв. на севере сложилась традиция фиксировать монастырское имуще:
ство в актовых источниках, а не только в специально составляемых описных
книгах.
28 Акты социально:экономической истории Северо:Восточной Руси конца XIV — начала XVI в.
(далее — АСЭИ). Т. 2. М., 1958. № 314. Здесь, правда, описи имущества как таковой нет, но
Кирилл передает «монастырь — труд свой» удельному князю Андрею Дмитриевичу и своему
сыну духовному, преемнику, священноиноку Иннокентию.
29 АСЭИ. Т. 3. № 232.
30 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841.
№ 135 (прп. Александр Свирский признавался, что ему «розчитатися не о чем, казны монас:
тырские нет»).
31 Описание Архангельской епархии 1795 г. / Сост. и авт. предисл. В. И. Иванов. Краснодар,
2009. С. 24–26.
32 ОР РГБ, ф. 303 (Архив Троице:Сергиевой лавры), кн. 519, л. 222–225 об. Опубликована
Н. И. Суворовым: Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 12. Прибавления. С. 444–447.
11
О. В. ПОЛОЦКАЯ, М. С. ЧЕРКАСОВА. ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПРП. ФЕОДОСИЯ (СУМОРИНА)
В рамках этой традиции можно рассматривать и духовную Феодосия
Суморина 1567 г.33 В ней отмечены: деревянная шатровая трапезная цер:
ковь Спаса:Преображения, ее иконы, утварь, книги. Далее упомянуты 9 ке:
лий, состав монастырского стада, погреба, повалуши, амбары, житницы, «кир:
пичная печь» и другие хозяйственные и производственные строения, запасы
«сухого хлеба», изготовленных кирпичей, железа, а также 2 мельницы под то:
темским посадом на речке Песье Деньге, 3 варницы у Соли Тотемской с «цре:
нами» и четвертая без црена, несколько соляных труб. В их наименованиях
заметна явно антропонимическая, владельческая основа: труба Семена Саб:
лина, труба Григорьева, труба Дерябинская34. Картину экономического подъ:
ема дополняли тысячи саженей высеченных дров (необходимое для работы
соляных варниц топливо) и тысячи пудов соли.
В обширных перечнях хозяйственных объектов в завещании указаны те,
что принадлежат монастырю, и те, что прп. Феодосий последовательно на:
зывает своими. Это многочисленные наволоки, пожни, починки, 2 деревни,
«закосцы», «ляги»35, острова на реках и соляные трубы. Их расположение и
весь топонимический состав текста духовной подробно изучил А. В. Кузнецов.
Он отметил концентрацию большинства объектов грамоты в пределах Око:
логородней волости, растянувшейся вдоль реки Сухоны от Леденьги (пра:
вый ее приток) до Шонтаса (левый приток). Но были и такие, что располага:
лись сравнительно далеко, в 70 верстах от Тотьмы вверх по Сухоне. Во всяком
случае, монастырское стадо обеспечивалось кормами сухонских заливных лу:
гов, как верно отмечает А. В. Кузнецов, в изобилии36.
Прп. Феодосий владел еще горницей в тотемском кремле и двумя лав:
ками в «Большом ряду». Монастырю принадлежали 2 дощаника «с парусы»
и железный инструмент (крюки, заслоны). К числу несомненных «активов»,
оставляемых Феодосием своей обители, можно отнести и кабальные записи
(денежные и дровяные) на немалую по тем временам сумму — 150 рублей.
Если считать 1554 г. условной точкой отсчета в весьма энергичной дея:
тельности прп. Феодосия по устройству монастыря и его экономики, то про:
дуктивные результаты ее к 1567 г. были налицо: ему удалось организовать
несколько хозяйственных отраслей — земледелие со скотоводством (хоть
и скромные по масштабам, они обеспечивали существование первых насель:
ников), солеварение, торговлю, кредит, производство кирпича. Кирпичный
33 Подробнее см.: Черкасова М. С. Актовые источники и описи церковно:монастырского иму:
щества ХVI–ХVII вв. // VIII Ушаковские чтения: Сборник статей. Мурманск, 2012. С. 127–
137.
34 Кузнецов А. В. Старая Тотьма... С. 114–120.
35 Ляга на местном говоре означала рытвину, выбоину на дороге, заполненную водой или низ:
кое заболоченное место, болото с вытекающим из него ручьем (Кузнецов А. В. Русские на:
звания рек, ручьев, озер Тотемского района (Топонимический словарь) // Тотьма: Краевед:
ческий альманах. Вып. 3. С. 71).
36 Кузнецов А. В. Старая Тотьма… Очерк 10.
12
ПУБЛИКАЦИИ
заводик при монастыре просуществовал до конца XVIII в. В 1795 г. по
прошению городского головы И. А. Кузнецова, с разрешения строителя мо:
настыря и братии, часть кирпича использовали на строительство колокольни
местной Сретенской церкви. Но уже в описи монастырского имущества за
1802 г. производство кирпича не упоминается37.
В завещании указано также на принадлежавшую Спасо:Суморину мо:
настырю приписную Режскую пустынь, находящуюся на Тотемско:Важском
рубеже. Она возникла раньше, чем Спасо:Суморин монастырь38, и к 1567 г.
в ней действовали 2 церкви — Спасская и Николаевская. После набега ка:
занских татар на Устюжско:Тотемские земли маленькая обитель запустела,
а в декабре 1538 г. ее игумену Леонтию была выдана жалованная грамота ве:
ликого князя Ивана Васильевича39. В дальнейшем старец Феодосий восста:
навливал ее на собственные средства (30 рублей). Благословение на это дал
Ростовский архиепископ, которым также, скорее всего, был Никандр. Мес:
тоположение пустыни в краеведческой литературе определяется в 75 верстах
к северо:западу от Тотьмы, у слиянии рек Режи и Ваги, а название приводится
как Ефремова Спасо:Николаевская, основанная в начале ХVI в. старцем Еф:
ремом «на Леванидовском займище и брата его Мисаила»40. Упоминание
в духовной некоего старца Леванида Власьева сына Суморина позволяет
предположить возможные родственные связи и интересы обоих Сумориных
в этом деле, «вложение капиталов» в процесс монастырской колонизации и
промыслово:земледельческого освоения Тотемского края. Набеги казанских
татар на Вологодские и Устюжские земли в 1538–1542 гг. делали этот про:
цесс неровным и неустойчивым.
Родственный контекст в духовной прп. Феодосия и позднейших запи:
сях на ней заслуживает отдельного рассмотрения. Среди душеприказчиков
в завещании названы 3 его постриженика, которым святой поручал исправ:
ное поминовение своего рода и оставлял оба монастыря, «весь быт монастыр:
ский» — старец Исайя Елизарьев сын Беляков, старец Тихон и старец Иона
Белява. Феодосий, вероятно, исходил из срочного пребывания строителей на
их посту, поэтому преемником Исайи сам назначал другого своего постриже:
ника и, скорее всего, родственника упомянутого выше Леванида Суморина.
Судя по порядку приписок к духовной, ближайшими преемниками Фео:
досия по управлению обителью после его смерти стали одновременно старец
37 ГА ВО, ф. 526 (Спасо:Суморин монастырь), оп. 1, д. 5, л. 60.
38 Амвросий [(Орнатский), архим.]. Указ. соч. Т. 6. С. 433; Зверинский В. В. Материал для исто:
рико:топографического исследования о православных монастырях в Российской империи.
Т. 3. СПб., 1897. С. 65. № 1602.
39 Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря… С. 44–46. Первоначально грамота была
издана архимандритом Амвросием (Амвросий [(Орнатский), архим.]. Указ. соч. Ч. 4. М., 1812.
С. 89–95 с неточной датой 1539 г., повторенной и В. В. Зверинским. См. также: Каштанов С. М.
Указ. соч. Ч. 1 // Археографический ежегодник за 1957 г. М., 1958. № 387 (с надлежащей
датой 1538 г.).
40 Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря… С. 40. Здесь же указано 11 деревень, об:
разовавших в ХIХ в. приход бывшей пустыни, а затем села Монастырского.
13
О. В. ПОЛОЦКАЯ, М. С. ЧЕРКАСОВА. ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПРП. ФЕОДОСИЯ (СУМОРИНА)
Тихон и старец Исайя. Перед ними старец Иона Белява отчитывался в соле:
добыче и солепродаже — на Двине, Тотьме и Заозерье41. Ионой же были куп:
лены по благословению прп. Феодосия 2 колокола, церковные облачения
и книга Апостол:тетр. Деятельность старца Тихона на посту строителя, ве:
роятно, продолжалась недолго, судя по приписке на духовной прп. Феодо:
сия об оставлении строительства: «Мне да ней дела нет».
22 декабря 1569 г. последовало благословение:назначение строителем
Исайей своего преемника Леванида Власьева сына Суморина. В благословен:
ную запись было вставлено пожелание Исайи о том, чтобы его сын Богдан
при желании («поволит») был принят в монастырь без вклада. Аналогичные
просьбы для своих родичей высказывал и сам прп. Феодосий. Духовным от:
цом Исайи в этой записи указан черный поп Варлам Антропьев из церкви
прп. Дмитрия Солунского в «Широгорье», а писцом — дьячок церкви прп. Ва:
силия Великого в вологодской волости Тошне Нечайко Иванов.
В духовной фигурирует сестра прп. Феодосия Евфимья, получавшая от
него по завещанию 5 рублей, и его племянник Володя — тому предназнача:
лось 4 рубля. Еще один племянник — Андрюшка — отмечен как живущий в мо:
настыре, при желании он мог уйти и тогда должен был бы получить от властей
5 рублей, а в случае пострижения должен быть принят в обитель без вклада.
Так же должны были принять и брата прп. Феодосия Федора Ульянова сына
Суморина. Третий племянник прп. Феодосия, Иван Окулов сын Менщикова
вместе со старцем Феогностом был послан в Москву для продажи красной
мурманской рыбы. Мы видим активное вовлечение родственников прп. Фео:
досия в торгово:промышленную деятельность основанного им монастыря
и в то же время его заботу о пополнении братии лицами из числа «родников».
Сам статус обители с трудом можно определить как строго общежительный.
Даже если она и была таковой, в ней весьма ощутимым оставалось частное,
ктиторское начало, когда ктитором выступает сам основатель и его родствен:
ный клан.
В одной из приписок к духовной упоминается дочь прп. Феодосия Ма:
рина, умершая бездетной уже после него, и то, что она была замужем за не:
ким Третьяком Ивановым Илатовским. Отпись на ее приданое в 50 рублей
прп. Феодосий оставил старцу:дяде Исайе. Тот, действуя как душеприказчик,
взял на Третьяке приданое Марины в Спасский монастырь. Упомянутые при
этом лица расширяют круг известных родственников прп. Феодосия. Это его
брат Федор (брал какие:то кабалы у святого на Вологде) и зять Третьяк Ива:
нов сын Илатовский. Причем они, как и священник вологодской Введенской
церкви Василий Павлов и некий Малюта Григорев сын Илатовский, жили
в Вологде и ближайшей к ней округе. Илатовский приход располагался
41 Это была местность в сторону Вельска вдоль реки Кулой, где имелось несколько озер (Куз+
нецов А. В. Старая Тотьма…). По устно высказанному мнению Д. Е. Гневашева, здесь речь
должна идти о Вологодском Заозерье, поскольку Воскресенский Бичевский погост распола:
гался в низовьях реки Кубены, в пределах нынешнего поселка Устье Вологодского района
Вологодской области.
14
ПУБЛИКАЦИИ
немного северо:западнее Вологды в сторону Кубенского озера42. Связи с по:
садскими людьми вологжанами, установленные еще до ухода на Тотьму,
в дальнейшем у прп. Феодосия не прерывались.
Многочисленные приписи к завещанию связаны, в том числе, и с осу:
ществлением поминального культа прп. Феодосию, согласно его предсмерт:
ной воле. На первое место здесь выведен изначальный для святого монастырь —
Спасо:Прилуцкий, которому предназначалось 10 рублей. Духовную подпи:
сали получившие «сорокоустные деньги (полтину) священники 8 тотемских
церквей — Егорьевской, Клементьевской, Афанасьевской, Дмитриевской,
Троицкой, Пречистенской, Ивановской и Никольской у варниц. Перечень
этих храмов, если не ошибаемся, очерчивает раннюю церковно:приходскую
структуру Тотьмы.
Ниже публикуется духовное завещание (самоназвание — «память»)
прп. Феодосия Тотемского от 19 декабря 1567 г. с дополнительными к нему
записями 1569 г. и включенными актами 1553–1555/56 гг. В основу публи:
кации положен список конца ХVII в., хранящийся в Отделе фондов Воло:
годского государственного историко:архитектурного и художественного му:
зея:заповедника43. Менее полный, хотя и более ранний по времени, список
конца ХVI в. хранится в РГАДА44. Предполагаем, что копия с него была из:
вестна архимандриту Амвросию (Орнатскому), впервые опубликовавшем ду:
ховную в 1815 г.45 В нем нет текста данной грамоты Марии Истоминой старцу
Феодосию на пустошь Симакинскую 10 августа 1553 г., на которой обитель
была построена, и выписи из писцовых книг Ю. И. Александрова:Самсонова
1555/56 г. Возможно, первоначально Музейный список заканчивался данной
М. Истоминой, поскольку после нее шла фраза о написании «съема с духов:
ной» монастырским дьяком Т. Д. Максимовым, с которого («съема»), в свою
очередь, был изготовлен «сей (Музейный.— Авт.) список». Затем к нему была
сделана еще одна запись — выписка из сотной Ю. Самсонова:Александрова.
По его окончании никаких сведений о писцах или дьяках уже нет. В пуб:
ликации первый список обозначен как Муз. (Музейный), второй — как
Арх. (Архивный). Один из этих списков упомянут в краеведческом издании
Н. И. Новожилова (архимандрита Нафанаила) 1850 г.: «Древняя копия с ду:
42 Македонская Н. М. Церковно:исторический атлас Вологодской области. Ч. 2. М.; Вологда,
2007. Квадрат 94:А.
43 Вологодский государственный историко:архитектурный и художественный музей:заповед:
ник, ф. 1 (Вологодский архиерейский дом), оп. 2, № 4. Упомянут: Памятники письменности
в музеях Вологодской области. Каталог:путеводитель / Под ред. П. А. Колесникова. Ч. 4.
Вып. 3. Вологда, 1998. С. 11.
44 РГАДА, ф. 154 (Духовные российские дела), оп. 1, № 1. Авторы сердечно благодарят науч:
ного сотрудника РГАДА А. Ю. Кононову за тщательную сверку Музейного списка с Архив:
ным.
45 Амвросий [(Орнатский), архим.]. Указ. соч. Ч. 6. С. 422–433. Сама духовная, как он пишет
«доныне хранится в монастыре». Здесь имеется в виду, скорее всего, подлинник.
15
О. В. ПОЛОЦКАЯ, М. С. ЧЕРКАСОВА. ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ПРП. ФЕОДОСИЯ (СУМОРИНА)
ховной преподобного, писана столбцем на свитке»46. Возможно, здесь имеется
в виду более ранний, т. е. Архивный (РГАДА), список духовной.
В подстрочных примечаниях варианты подведены по Архивному спис:
ку. Музейный список представляет собой длинный столбец из 11 сставов
(374×15,9 см), наклеенный на ткань ХIХ в. Никаких пометок на оборотной
стороне нет. В тексте можно различить 2 почерка. Первым написаны листы
с 1 по 6, а также 10 и 11. Вторым почерком, характерным для конца XVII в.,
написаны 7, 8, и 9 листы. Почерки хорошо читаемы, хотя кое:где чернила раз:
мыты. Правый край листа срезан, что затрудняет прочтение окончаний неко:
торых слов.
До конца ХVIII — начала ХIХ в. оригинал духовной хранился в Спасо:
Суморине монастыре. Архимандрит Нафанаил сообщает, что по открытии
мощей прп. Феодосия подлинник его духовной был представлен попечите:
лем монастыря, городским головой купцом Кузнецовым императору Павлу I.
По приказу последнего с оригинала был снят список, сам же оригинал воз:
вратили в обитель «яко драгоценный памятник, долженствующий в ней хра:
ниться»47.
В 1842 г. с текстом духовной, которая хранилась в монастырской биб:
лиотеке, ознакомился историк П. И. Савваитов. Существовала еще одна ко:
пия завещания, изготовленная, скорее всего, со списка конца ХVI в. понома:
рем тотемского градского Богоявленского собора И. А. Кузнецовым 2 ноября
1729 г.48 Ее с такими же с приписками опубликовал И. Н. Суворов в 1911 г.49
В дальнейшем требуется более подробное источниковедческое и текстологи:
ческое изучение этого документального памятника.
46 Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря… С. 48.
47 Там же. С. 32.
48 Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троиц:
кой пустыни, составленное в 1849 г. П. Савваитовым и дополненное в 1896 г. Н. Суворовым
и в 1911 г. И. Суворовым. Вологда, 1911. С. 52–53. Здесь были приведены позднейшие записи
на обороте завещания прп. Феодосия.
49 Там же. С. 7–12, 52–53.
(Сст. 1) Список з духовные преподобнаго отца Феодосия2
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Се аз, раб Божий, начальник и строитель Спасского Тотемского монас:
тыря старец Феодосий Суморин, а монастырь мой стоит меж двух3 речках4
Ковды5 и Песьи Денги, пишу себе духовную грамоту при своем животе, в своем
целом6 уме и разуме, кому ми что дати, и7 у кого ми что взяти.
Дати ми на Прилук к Спасу десять рублев, да на Тотъме в городе дати
ми по престоломъ по всем сорокоустье8 по полтине. Да остается9 моего строе:
ния в монастыре церковь с трапезою, вверх, Преображение10 Спасово. А в ней
икон: Деисусъ на кра[ске] девять икон, а венцы золоченые. Да местная ик[она]
Преображение на злате11 в киоте, а резь зол[очена]. Да три венцы золочены
сребряные12, съ жемчюги. Да три гривны плоские. Да семнатцать гривень вер:
ченыхъ болших13 и меньшихъ. Да двери царьские съ сенью, а резь на золоте.
Да Пречистая со Спасомъ, на стране Пречистая14, а на другой Дмитрей При:
луцкий, а киотъ резь15 позолочена, а на ней басмы сребряныя позолочены,
1567 г. декабря 19 — Духовная память
Феодосия Ульянова сына Суморина
с дополнительными записями 1569 г.
и включенными актами 1553–1555/56 гг.1
1 Список ХVII в.: ВГИАХМЗ, Отдел фондов, ф. 1, оп. 2, № 14.
2 Нет Муз.
3 Двою Арх.
4 Речками Арх.
5 В Муз. слог «ко» утрачен.
6 Целе Арх.
7 Или Арх.
8 Сорокоустие Арх.
9 Оставдется Арх.
10 Преображенье Арх.
11 Золоте Арх.
12 В Арх. далее золоченыя.
13 Больших Арх.
14 Предотеча Арх.
15 Резона Арх.
а на ней две гривны (Сст. 2), плоская да верчяная. Да Пречистая на злате,
Одегитрие, меж царскими16 дверьми, а у нее гривен двенатцать верченыя. Да
две свечи местные по полутора пуда, да третьяя свеча полпуда. Да Богоявле:
ни[е] на золоте, а киотъ резь золочена, да у нее гр[и]вна верченая. Да Пречис:
тая в киоте, со многими иными образы, да венец серебряной с ж[е]мчюги, да
шесть гривен верченыхъ, а по киоту17 басмы медные золочены18. Да Пречис:
тая со Спасомъ и со инемы19 образы, киоть резана, а по полем басмы медные,
киотъ и басмы позолочены. Да двенатцать икон месечных на золоте в киотех.
Да Илья пророк пядница, а басмы на ней сребряные позолочены. Да икона
местная Воскресение Христово, со многими образы, а венцы на золоте. Да
Пречистая выносная, на другой стране Преображение, а киотъ и поля резь
золоченая, да две гривны (Сст. 3) плоские, а пять верченых. Да икон пядниц20
по полуторе пяди на золоте дватцать.
Да в трапезе деисус три иконы. Да деисус в келье, три иконы на празе:
лене, венцы на золоте. Да шесть пелен камчатых и отласных. Да церковные
сосуды оловянные. Да три покровцы тафтяные. Да на престоле покров бол:
шей крашенинной. Да два креста воздвизалные. Дароносица железная. Да
кадило медное. Да икона медная, Пречистая, з дверцами. Да паникадило де:
ревянное, оловомъ навожено. Два светилники21, оловомъ навожены. Да на:
свечники22 три, железо немецкое, един с каменьемъ. Двои ризы поповские
полотняные. Да стихарь дьяконской миткалинной, оплечье камчатое. Да ши:
ринка шелковая с тряпки.
Да Евангелие тетр в десть, с евангелисты, поволочено камкою червчатою.
Да постная Треодь в десть. Да Ефрем в десть. Да половина цветныя Треоди
в десть, а другая половина в полдесть. Да Трефолой в полдести. Да другой
Трефолой в полдести ж23. Да Псалтыре24 с лики и следованием, в полдести.
Да Псалтыря в полдести, съ тропари и кондаки. Да Псалтыря ж в десть, со
избранными псалмы. Да Соборник в полдести. Да другой Соборник в пол:
дести ж. Да Златоуст в четверть. Да Минея25 месячная, месяц генварь. Да Мо:
литвенник в полдести. Да другой Молитвенник в четверть. Да Часословъ26
в полдести. Да Ермолой без [з]наменья. Да два Потребника. Да две книшки27
в четверть.
Да в монастыре келей девять, да два погреба, да две клетки, да сушило,
да горница, да повалушка, да сени, да двои святые ворота, а в обоих восмь
16 Царьскими Арх.
17 В Муз. буква «к» исправлена из «д».
18 Золоченье Арх.
19 Так в Муз.
20 Пядници Арх.
21 Светилника Арх.
22 Насвешники Арх.
23 Же Арх.
24 Псалтире Арх.
25 Менея Арх.
26 Чяслов Муз.
27 Книжки Арх.
икон, на стороне деисусъ, а на другой стороне праздники писаны. Да дворец,
да две мелницы под посадом на Песье Деньге. Да у мельницы наволок луг. Да
у Сухоны анбар на берегу у мыту подле Ивана Харитонова, а с другую сто:
рону подле Лучку Козмина. Да под монастырем мелница28 на усть Ковды
и Песьи Деньги, да сушило, да житница, да печь кирпичная29, да два сарая,
да деланных (Сст. 4) кирпичей дватцать тысяч, да денег кирпичным мастером
в семдесят тысяч кирпичей.
Да у Соли у Тотемские четыре варницы, три с цырены, четвертая без цы:
рену30. Да труба у речки под Углецкую31 с росолом. Да Спасова ж полтрубы
туто ж не доделана, а другая полтрубы Петру Истомину с племянником
с Иваном32. Да моя ж труба Подломиха, а стоит у Спаских варниц в Наволоке.
Да труба Срака, да возле ту ж трубу Сраку другая труба стоит. Да моя же треть
трубы под спаским двором стоит за речкою за Ковдою. Да моя ж труба в речке
в Ковде, против ее за рекою труба Семена Саблина з братьею да Григорьевы
трубы, а на другой стороне с моею же трубою в межах стоит мой же колодяз
с росолом. Да моя ж труба у Бориса Глеба противу Кривуши за рекою за Ков:
дою33, а словет та труба Дерябинская.
Да противо монастыря за речкою Песьею Денгою, Чеботово да Воробье:
во – два починка, да мой же починок за рекою за Песьею Денгою Молоково
стоит противо Ивойлова – монастырския34 деревни Иванна Предотечи Же:
лезного Борку. Да у монастыря ж за речкою за Ковдою полдеревни с Иваном
с Носыревым. Да мои ж две деревни на Еденге без четверти, а четверть Ча:
ловские деревни Самылу. Да пять ляг за Васком за Кривым. Моих ж по мел:
ничному ручью: ляга Каняда, Щеглевская ляга, да моя ж ляга35 по Вожбалской
дороге у Шишкинския новины.
Да по Песье Деньге наволоки и логи, и пожни. Да по Ковде пожни по
одной стороне под монастырем до Грязныя улицы. Да мои ж пожни по Су:
хоне36 вверх повыше Толшмы37 за Сонбалом на Красотицком наволоке три
закосцы. Да поженка усть:реки Тиксны. Да моя ж пожня пониже Тикснен:
скаго острова с Лепестовою пожнею в межах. Да мой же остров Тиксненской.
Да противо Дудырева острова мои ж две пожни38. Да на усть реки Шонтаса
по обе стороны мои пожни, а от Шонтаса по Сухоне вверх моя ж пожня На:
волок. Да у Черныя речки четвертая выть пожни Наволока. Да моя ж пожня
Хлепестовская и другая половина. Да моя ж пожня на (Сст. 5) Печенском
28 Мельница Арх.
29 Кирпишная Арх.
30 Цырена Арх.
31 Углецков Арх.
32 Ыевом Арх.
33 Нет Арх.
34 Монастырские ж Арх.
35 Же Арх.
36 В Арх. далее: реке.
37 Толошмы Арх.
38 Пожненки Арх.
острове на нижном конце с Ыстомкою39 Симоновым не делена. Да на том же
острове на верхнем40 конце на ходучей стороне поженка моя ж. Да мои ж три
закосцы в Печенжице. Да противо залоги на ходучей стороне над Сухоною
поженка моя ж. Да закосец за Сухоною на дикой стороне повыше Дедова ост:
рова, моих в межах с бабиченьки41. Да в Леденге реке повыше Неустроевы
деревни42 мои ж три закосцы.
Да два дощаника с парусы, да три котлики медные43, да горшечек мед:
ной, да три сковородки медные, да оловяник, да свечник медной, да рукомой:
ник медной, да фонарек, да три сковородки железные, да две клюки железные,
да заслон железной.
Да взяти ми на Иване на Григорьеве сыне на Лабутине44 Галицкие Соли
сорок рублев45, а в тех деньгах у меня на него кабала, и та кабала у меня уте:
рялась. Да два колокола в пустыни46. Да взяти ми на Семене, да на Якове, да
на Немире, да на Петре на Неустрое, на Стефановых детях Саблина, вклад:
ных денег за отца их за Стефана семь рублев с гривною безкабально.
Да мой же починок за Медведицею речкою, да мой же починок за реч:
кою за Шоренгою Рахинской, да моя ж поженка за Сухоною у речки Черныя.
Да в кремле:городе у меня горница, да на площаде в Болшем ряду мои
две лавки, да мой же починок по Сухоне47 вверх на речке на Черной, а вытка
в нем бабиченком.
Да что ми приказал пустынку архиепископ Ростовский и Ярославский
в Тотемском уезде на реке на Реже и на Ваге, Леванидовское займище и брата
его Мисаила по старцову48 челобитью Ефремову и велел ее строити, доложа
царя государя великаго князя и грамоту мне царскую жаловальную старую
великого князя дал [на] тое пустыню49, а в той пустыни две церкви: Преоб:
ражение Спасово да Николы Чудотворца, и те церкви стояли без пения пят:
натцать лет, кровли да и кресты с них повалялись и займища и починки стояли
ж в пусте ж, а положил есми в ту пустыню в строение, в кровли, и в ыконы,
и в книги, и в семена, и в скот, и в люди тритцать рублев денег.
А кабал у меня оставаетца денежных и дровяных взачих50 на полтора:
ста рублев. (Сст. 6) А коней у меня у Спаса на Тотме в монастыре дватцать
39 В Арх. далее: с.
40 Верхном Арх.
41 Д. Е. Гневашев считает, что так могли быть названы жители деревни Бабичихи. Это мог быть
и остров Бабий на Сухоне. По мнению О. В. Полоцкой, имеется ввиду полянка Бабиченка,
на которой находилось усолье, и которая позднее перешла во владении гостей Гусельнико:
вых.
42 Судя по имени, могла принадлежать Неустрою Саблину.
43 Медных Арх.
44 По данным Д. Е. Гневашева, И. Г. Лабутин происходил из Соли Галицкой.
45 В Арх. далее: с рублем.
46 Пустыне Арх.
47 В Арх. далее: реке.
48 Старцеву Арх.
49 Пустыни Арх.
50 Так в Муз. Следует читать: всяких?
четвертью. А другой дощаник соли Тотьмы, а в нем сто ро:
гож дватцать две рогожи, а соль на Тотьме не вешана. Да Иoне же старцу Бе:
лаве велел есми взяти в Заозерье у Гаврила у Лунева на Бечеве55 полпята де:
сятъ рогож соли Тотмы, что у него поставил мой же старец Фегнаст о Петрове
дни, а соли в них осмь56 сот. Да у меня же дров в лесу да на Сухоне полторы
тысячи сажен, да у варниц дров в трех57 исадех полторы тысячи сажен, а соли
в анбарех полторы тысячи пудов, да восмьсот полиц железа цыреннаго.
Да послал есми к Москве рыбы красныя продавати племянника своего
Ивана Окулова сына Меншикова, да старца своего Фегнаста, а рыбы на Мос:
кве на сорок рублев и на два рубли, да лошадъ с ними, да рубль денег, а буде
наложатъ58 у рыбы, и вы б на них не имали. А пошлет Бог по душу мне, Фео:
досию, ино им купить59 к Спасу в дом на Тотму колокол очапной на соляные
денги в семдесят60 рублев, себе на поминок и роду своему. А что Федор у меня
брал на Вологде, ино ему в девяти рублех61 кабал62 на дядю на Исака на Бра:
гинского63, а та кабала у зятя моего у Третьяка Иванова сына Илатовского на
Вологде. А захочет жити в монастыре, и оне б его кормили и платье бы ему
давали, как и прочим слугам. А захочет Федор постричись, и вы б его по:
стригли без вкладу. Да сестре моей Афимье64 пять рублей денег, да племян:
нику моему Володе четыре рубли денег.
Да пожаловал дал писец Юрье Иванович Самсонова на Песье Денге
против города и двух мелниц (Сст. 7) при том65. Да что у меня племянник
Ондрюшка в монастыре живет, и вы б его держали, а захочетьця постричись,
и вы б его постригли без вкладу, а не захочет в монастырь жити, и вы бы его
отпустили, да дали б ему пять рублев денег. А кто придет старцев моих постри:
женников с по[ко]рениемъ в монастырь66, и вы б их принимали без вкладу.
51 Ыоною Арх.
52 Рогожы Арх.
53 Рогожы Арх.
54 И восмьдесят Арх.
55 По мнению Д. Е. Гневашева, здесь имеется в виду Воскресенский Бечевский погост в Воло:
годском Заозерье, жителем которого являлся Гаврило (Ганя) Лунев.
56 Восмьсот Арх.
57 В Арх. далее: в.
58 В Муз. слово написано над строкой теми же почерком и чернилами.
59 Купити Арх.
60 В Муз. буква «с» исправлена из «д» тем же почерком.
61 Рублев Арх.
62 Кабала Арх.
63 Житель деревни Брагинской.
64 Евфимье Арх.
65 Пригор Арх.
66 Монастыре Арх.
Да хлеба в монастыре67 сухово на год.
А что моего быту в монастыре оставаетца денег и хлеба, и кабал, и без:
кабальныя взятки, и дров у варниц, и на Сухоне, и в лесу дров, и чертежев,
и коней, и коров, и варниц, и росолов, и весь быт монастырской, и кому ми
что оставите на поминок по своей душе родником и не родником, и я68 то
приказываю строенье свое все и оба монастыря у Спаса на Тотьме и на Реже
в свое место постриженику дяде своему старцу Исайе, да своим же постри:
жеником старцем – старцу Тихону да старцу Ионе Беляве, дати и взяти, и по
душе поправити. И тот быт69 Всемилостивому Спасу в дом по своей души и
по роду своему и в сенадик70 написан мой род71, и вы б поминали, а не выпи:
сали72 мой род и меня73. А будет выпишите мой род и меня, ино Всемилос:
тивый Спас над вами74. А чтобы естя75 пожаловали76 Бога ради, учинили без из:
мены, как в памяти написано, всякую расправу77 правили78 по памяти и себе б
естя на душу не имали, а моей бы естя души не грузили, а мене, грешнаго,
Бога ради бы, естя простили и помянули во святых своих молитвах, и вас Бог
простит.
И приидет кто роду моего с верою в монастырь мой, а захочет79 жити
в бельцах, и вы б его держали, а захочется постричись, и вы б их постригали
без вкладу.
У духовныя сидел отец духовный черный поп Герман Ермолин сын, да
мужи у духовныя сидели Петр Григорьев сын Добрынин, да Иван Игнатьев
сын Киселев, да Иван Васильев сын Голузин, тотмяне посадские люди.
А духовную писал память Игнаша Гостко80 Федоров сын лета 7076 де:
кабря в 19 день.
(Сст. 8) Да у духовныя сидел целовальник Григорей Неклюдов сын Си:
дорова. У матицы у духовные отца его душевнаго81 Германа рука приложена,
чернаго священника82. На83 затыли у духовные: троицкого священника Про:
копия Сороки сорокоустье дошло и рука приложена. На затыли у духовныя
егорьевского священника Стефана сорокустье дошло и рука приложена. На
67 В Муз. слово написано над строкой.
68 Аз Арх.
69 Быть Арх.
70 Сенадике Арх.
71 Род мой Арх.
72 Выписывали Арх.
73 Мене Арх.
74 На вас Арх.
75 Есте Арх.
76 В Арх. далее: учинили.
77 Росправу Арх.
78 Росправили Арх.
79 В Муз. слог «за» написан над строкой.
80 Гостько Арх.
81 В Арх. далее: черного попа.
82 Нет Арх.
83 На Арх.
затыли84 у духовные клементовского священника Богдана сорокоустье дошло
и рука приложена. На затыли85 у духовные афанасьевского священника Ка:
линника сорокоустье дошло и рука приложена. На затыли86 у духовные отца
его духовного Германа сорокоустье дошло и рука приложена. На затыли ж у ду:
ховные дмитриевского попа Симеона сорокоустье дошло и рука приложена.
На затыли ж у духовные пречистенского священника Третьяка сорокоустье
дошло и рука приложена. На затыли87 ж у духовные ивановского священника
Тихона сорокоустье дошло и рука приложена. На затыли ж у духовные ни:
колского священника у варниц Ивана сорокоустье дошло его и рука прило:
жена. На затыли ж у матицы у духовные рука начальника строителя Феодо:
сия. На затыли ж у духовные священник Иван Ермолин сын сорокоустье его
дошло и рука приложена. На затыли ж у духовные писан88.
По сей духовной яз, строитель Тихон, строителство оставил и дела мне
да ней нет и подписал сам на себя89 своею рукою. На затыли писан90.
91По сей духовной яз, строитель Исайя, благословляю и строительст:
вом (Сст. 9) приказываю в свое место после92 живота своего старцу Левониду
Власьеву сыну Суморину строителством того ж монастыря Феодосьевы пус:
тыни постриженику монастырь строити и дати, и взяти, и по душе поправити.
А поволит сын мой Богдан в монастырь, и нам его приняти без вкладу. А у сего
благословения сидел отец мой духовной, поп черный Варлам Антропьев сын
Толшемские волости от Дмитрея Селунского из Шегорья93.
А на духовной подписал Исаино благословение от Василья святого с Тошни
церковной дьячек Нечайко Иванов сын лета 7078 декабря в 22 день.
А у духовные на затыли писан: К сей духовной черный поп Варлам руку
приложил94 сына своего места Исаиного. У духовныя на затыли95 писан. По:
слух Гришка руку приложил. На затыли ж писан.
84 В Арх. далее: ж.
85 В Арх. далее: ж.
86 В Арх. далее: ж.
87 В Муз. слово написано дважды.
88 Писал Арх.
89 Собя Арх.
90 Писал Арх.
91 Приведена благословенная запись строителя, дяди прп. Феодосия и душеприказчика по его
духовной, Исайи Елизарьева сына Белякова об оставлении им строительства и передаче
своих полномочий старцу Леониду Власьеву сыну Суморину 22 декабря 1569 г.
92 В Арх. далее: своего.
93 В устной форме Д. Е. Гневашев отметил здесь явную описку в тексте: речь должна идти о
церкви Дмитрия Солунского в Широгорье вологодской волости Тошне, тем более что ря:
дом упомянута церковь Василия Великого, тогда как Дмитриевского прихода в Тотемской
волости Толшме не было.
94 В Арх. далее: в.
95 В Арх. зачеркнуто: на затыли.
96Се яз97, строитель Исайя Елизарьев сын Беляков, в строителя место
Феодосия Ульянова сына Суморина Спасского98 с Тотмы, что Феодосьева
дочи Марина была за Третьяком Ивановым сыном и Божья воля учинилась,
Бог по душу Феодосьеву послал, а последе по Маринину, отроду не осталось,
а старец Феодосий оставил отпись в приданом в 50 рублех строителю Исайе99,
и яз, Исайя, по отписи приданое взял на Третьяке, да и отпись Третьяку от:
дал, да и благословение, что Феодосий дочерь свою благословил кабалами
и крепми100, и шубою, и я101, строитель Исайя102, все взял в дом Преображе:
нию Спасову.
А у подписи103 мужи104 сидели105: священник Василий Павлов сын от Вве:
денья святыя Богородицы с Вологды с посаду, да Федор Ульянов сын Сумо:
рин, да Малюта Григорьев сын Илатовский. А подписал Третьяк сын Иванов
Илатовский.
Попа Василья рука прило (Сст. 10) жена. Малютина рука приложена.
По сей духовной Третьяк Федору Суморину кабалу в девяти рублях
отдал.
106На Исаиного строителя кабала
По107 сей духовной ст[а]рец108 Иона в двинской соли и в тотемской строи:
телем Исайе и Тихону отчет дал и в заозерской, что у Гани была у Лунева на
Бичеве, а у двинской соли накладу пришло восмь рублев без чети, а увески
у двинские соли 80 пуд. А с труб же денег по Феодосьеву благословению ку:
пили есмя Всемилостивому Спасу в дом два колокола, да и ризы миткален:
ные, оплечье бархатное на золоте, да патрахиль бархатная на золоте, да Апо:
стол тетр, а дали есмя 49 рублев.
На затыли ж у духовные писан.
96 Приведена запись строителя Исайи о взятии приданого имущества умершей дочери прп. Фео:
досия Марины у ее мужа Третьяка Иванова и передаче приданого в Спасо:Суморин монас:
тырь. Без даты, но не позднее 22 декабря 1569 г.
97 Аз Арх.
98 Монастыря Арх.
99 В Муз. буква «е» исправлена из «а».
100 Так в Муз. В списке 1729 г., судя по публикации И. Н. Суворова в 1911 г., было: крепостми.
101 Яз Арх.
102 В Арх. далее: по благословению.
103 Отписи Арх.
104 Нет Арх.
105 Седили Арх.
106 Текст кабалы отсутствует.
107 Приведена «отчетная» запись старца Ионы строителям Исайе и Тихону о вырученных день:
гах за соль, покупке двух колоколов, облачений и книги Апостол. Без даты, но не позднее
22 декабря 1569 г.
108 Стерец Муз.
По109 сей духовной было у Ивана Окулова сына рыб на Москве на сорок
рублев на два рубли ина110 та рыба сгнила, и я яз на той рыбе взял конопли
сто кирбей двадцать три кирби, да коня выменял рыжа, а досталью наложил
у сея рыбы, и мы по Феодосьеву благословению накладу не взяли у него,
а рыба была мурманская.
На затыли ж у духовныя писан: в послусех Иванец сидел и руку при:
ложил111.
112Съем з данные с Марьины слово в слово
Се яз, Марья Григорьева дочи, а Истоминская жена да с своими детьми
с Федором, да с Петром, да со внуком Ыевом с Ивановым сыном приданого
дали есмя старцу Феодосию Суморину отца своего благословение куп113 пус:
тошь Симакинскую на Песье Денге и на Ковде со всем угодьем, что к нам114
истари потягло. А в межах с Ворлыгинскую деревнею да по Царевицкой до:
роге по старой да от дороги вниз по Песье Денге, по обе стороны до Чебо:
тово, а наволочки и новые и пожни и мелница тоей ж пустыни115 Осиновка,
а в межах с Чеботовым, да с Чеботовскую пустошь. Дали есмя ему на монас:
тырское строение.
А не учнет Феодосий на трех116 местях тут монастыря пустынки строить,
и мне, Марье, [с] своими детми с Федором, да с Петром, да со внуком Иевом,
владети по старому пути и купчей. А учнет Феодосий на трех117 местах пус:
тынку строити, и мне, Марье своими детми с Федором, да с Петром и с Ыевом,
в те пустоши при Феодосьеве животе и после (Сст. 11) Феодосиева живота
не вступаться ни во что. А где вылягут на те пустоши старое какое дело ни
буди, и мне, Марье, с своими детми и со внуком, от тех от всех дел очищати
и убытка ему в том ничего не привести.
А у даные сидели мужи: Игнатий Яковлев сын Черного118, да Васка Кли:
ментьев сын дьяк, да Филя Иванов сын Пономарев. Данную писал Коземка
Иванов сын Тороканов лета 7061 августа в десятый день.
109 Предположительно, это запись строителей Исайи и Тихона об исполнении пункта духовной
Феодосия относительно красной рыбы, отправленной на продажу в Москву с его племян:
ником И. О. Меншиковым и старцем Фегнастом. Без даты, но не позднее 22 декабря 1569 г.
110 Так в Муз.
111 На этом Арх. заканчивается, как и копия 1729 г., как и текст в публикации архимандрита
Амвросия (Орнатского).
112 Приведена данная грамота Марьи Григорьевой с сыновьями и внуком старцу Феодосию на
три места для основания монастыря 10 августа 1553 г. С небольшими разночтениями эта
данная приведена в книге: Верюжский И. Указ. соч. С. 508–509, примеч. 1.
113 Так в Муз.
114 Д. Е. Гневашев считает, что здесь описка, должно быть: ним.
115 По мнению Д. Е. Гневашева, здесь явная описка, должно быть: пустоши.
116 И здесь явная описка, должно быть: тех.
117 То же.
118 По наблюдениям Д. Е. Гневашева, этот же послух фигурирует при продаже вологодской де:
ревни Михальцевой в 1524/25 г., а его присутствие в данной грамоте может указывать на
вологодское происхождение и самой Марьи Истоминой.
На затыли у данные: послух Васка руку приложил, послух Игнаша руку
приложил.
А съем с духовной писал, с которого сей список списан, монастырской
дьячишко Томилкец119 Дружинин сын Максимова120.
121В списке с выписки с сотные с писцовых книг письма Юрья Иванови:
ча Самсонова с товарищи лета 7064 была пустынка Феодосьева на реке на
Песьей Деньге, ставят ее ново по цареве и великого князя грамоте на пустоши
на писмяной на Драчевской. В пустынке церковь Преображение Господа на:
шего Иисуса Христа. В келье старец Феодосий. Да ему же придана пустышь
Чеботова на Песьей Деньге, да лес дикой против его122 за речкою за Песьею
Денгою в межах с Павловскою деревнею по речку по Шоренгу. Тое ж пус:
тынки мельница на Песьей Деньге. Да ему ж придан бережек пригору три са:
жени, а в длину десят сажень за рекою за Песьей Денгою.
От Павловские деревни тое ж пустынки на берег в переулку от мытни
место подле Ивашка Харина123 оснача. Да половина острова Бабья на Сухоне.
Литература
Акты исторические, собранные и изданные Археографической комис:
сией. Т. 1. М., 1841.
Акты социально:экономической истории Северо:Восточной Руси конца
ХIV — начала ХVI в. Т. 2. М., 1958; Т. 3. М., 1964.
Амвросий [(Орнатский), архим.]. История российской иерархии. Ч. 1.
М., 1807; Ч. 4. М., 1812; Ч. 6. М., 1815.
Белоброва О. А., Романова А. А. Житие Феодосия Тотемского // Словарь
книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVIII в.). Ч. 4. СПб., 2004.
С. 411–414.
Биланчук Р. П. Преподобный Феодосий Тотемский и Спасо:Преображен:
ский Суморин монастырь // Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тикс:
ненского и Андрея Тотемского: Тексты и словоуказатель / Под ред. А. С. Герда.
СПб., 2012. С. 36–44.
Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся
в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Во:
логда, 1880.
Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие ХV–ХVII вв. М., 1975.
Веселовский С. Б. К вопросу о происхождении вотчинного режима. М.,
1926.
119 Так в Муз.
120 В Муз. подчеркнуто теми же чернилами.
121 Приведена выпись из писцовой книги Устюжского уезда Ю. И. Самсонова:Александрова на
владения Спасо:Суморина монастыря 1555/56 г.
122 В Муз. буква «г» исправлена из «в».
123 В духовной Феодосия он передан как Иван Харитонов.
Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма: Историко:литератур:
ный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 119–286.
Дадыкина М. М. Кабалы Спасо:Прилуцкого монастыря второй половины
ХVI–ХVII в. М.; СПб., 2011.
Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотем:
ского. Тексты и словоуказатель / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2012.
Зверинский В. В. Материал для историко:топографического исследования
о православных монастырях в Российской империи. Кн. 2. СПб., 1892; Кн. 3.
СПб., 1897.
Исторические сведения о Преображенском соборном храме в тотемском
Спасо:Суморине монастыре. Вологда, 1881.
Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.
Ч. 1 // Археографический ежегодник за 1957 г. М., 1958; Ч. 2 // Археографи:
ческий ежегодник за 1960 г. М., 1962.
Коноплев Н. Преподобный Феодосий, Тотемский чудотворец // Прибав:
ления к Церковным ведомостям, издаваемым при Св[ятейшем] Прав[итель:
ствующем] Синоде. 1896. № 28. С. 997–1001.
Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895.
Кузнецов А. В. Русские названия рек, ручьев, озер Тотемского района (То:
понимический словарь) // Тотьма: Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда,
2001.
Кузнецов А. В. Старая Тотьма на старой карте. Вологда, 2010.
Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии ХVI в.
М., 2006.
Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, митрополит Мос:
ковский, и архиереи его времени. М., 2007.
Преображение в веках: Исследования и материалы по истории Спасо:
Суморина монастыря / Сост. Н. И. Коренева. Вологда, 2007.
Македонская Н. М. Церковно:исторический атлас Вологодской области.
Ч. 2. М.; Вологда, 2007.
Описание Архангельской епархии 1795 г. / Сост. и авт. предисл. В. И. Ива:
нов. Краснодар, 2009.
Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря и приписной к нему
Дедовской Троицкой пустыни, составленное в 1849 г. П. Савваитовым и
дополненное в 1896 г. Н. Суворовым и в 1911 г. И. Суворовым. Вологда,
1911.
Описание тотемского Спасо:Суморина монастыря преподобнаго Феодосия
с приложением вида монастыря / Изд. архимандритом Нафанаилом. М., 1850.
Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог:путе:
водитель / Под ред. П. А. Колесникова. Ч. 4. Вып. 3. Вологда, 1998.
Полное собрание законов Российской империи. Т. 25. М., 1830. № 18682.
Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Цер:
кви. М., 2007.
Черкасова М. С. Архивы Вологодских монастырей XVI–XVII вв.: Иссле:
дование и опыт реконструкции. Вологда, 2012.
Черкасова М. С. Актовые источники и описи церковно:монастырского
имущества ХVI–ХVII вв. // VIII Ушаковские чтения: Сборник статей. Мур:
манск, 2012. С. 127–137.
УДК 94 (470.12) ББК 63.227
Аннотация. В данной публикации предложен текст духовной грамоты прп. Фео:
досия Тотемского, а также комментарии к ней. В основе публикации список конца
ХVII в., хранящийся в Отделе фондов Вологодского государственного историко:ар:
хитектурного и художественного музея заповедника. Данная духовная грамота яв:
ляется важным источником для изучения поздней волны монастырской колонизации
середины XVI в. Анализ документа позволяет увидеть в фигуре основателя одного из
монастырей Вологодчины черты способного управленца и землевладельца. Ключевые
слова: Вологодские святые, духовная грамота, прп. Феодосий Тотемский, XVI в.
Summary. This publication proposes the text of ecclesiastical letter missive of the monk
Feodosy Totemsky and the comments to it. The basis of the publication is a copy, created
at the end 17th century, which is stored in the collection of the Vologda State Historical and
Architectural Museum Preserve. This spiritual letter is an interesting source for studying
of late waves of monastic colonization in the middle of the 16th century. The document
analysis allows you to see in the figure of the founder of one of the monasteries of the Vologda
region features of a talented manager and landowner. Keywords: Vologda saints, ecclesiastical
letter missive, saint Feodosy Totemsky, the 16th century.