Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Сначала измени себя, потом меняй других. (еврейская)

Главная » Архивные материалы. » Российская Империя. » Духовенство Российской Империи. » Описания некоторых монастырей Смоленской области.

Описания некоторых монастырей Смоленской области.

Назад

 

 АРКАДЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Вязьме (вторая половина ХVII – ХIХ вв.) расположен на высоком левом берегу р. Вязьма рядом с крепостной башней. Небольшим понижением отделен от соседнего холма, где находится Троицкий собор (см.). Все вместе эти сооружения доминируют в панораме города от шоссе Москва–Минск и создают впечатляющий силуэт древнего города.
     На этом месте в ХVI в. был мужской Спасский нижний монастырь. В 1627 г. сохранялись две деревянные клетские церкви – Происхождения Честного Креста и преподобного Аркадия, вяземского и новоторжского чудотворца. Между 1661-1679 гг. построена одноэтажная каменная церковь Спаса с приделом преподобного Аркадия. В 1780 г. при церкви поселились старцы из закрывшегося вяземского Ильинского монастыря. В 1783 г. к югу от церкви построена богадельня, сохранившаяся до настоящего времени. Здание двухэтажное, прямоугольное в плане. В оформлении фасадов элементы классицизма соседствуют с барочными деталями.
     В 1832 г. учрежден женский монастырь, получивший название Аркадьевского. К 1840 г. над древней церковью и трапезной надстроили второй этаж, к северной стороне пристроили двухэтажный придел, возвели колокольню. В 1863 г. аналогичный придел возвели с юга. Все фасады получили единообразное классическое убранство. Храм завершили сомкнутым сводом с полукруглыми люкарнами. Основной престол – во имя Спаса Преображения. В 1941-43 гг. здание сильно пострадало. В конце 70-х гг. реставрировано Смоленской специальной научно-реставрационной мастерской (автор – А. Силанов). Здесь разместилась городская библиотека. При реставрации открыты фрагменты фасадов ХVIII в.
     Вероятно, между 1832-1840 гг. была построена каменная монастырская ограда, от которой сохранились ворота и башенка. Ворота примыкают к богадельне; их композиция очень своеобразна – состоят из четырех парных тосканских портиков, которые равномерно поставлены вдоль стены. Небольшая круглая башня с частью стены находится на краю холма к северо-западу от церкви.

А.Т. Смирнова

БИЗЮКОВ МОНАСТЫРЬ. Основан в районе 1640-1642 гг. в селе Бизюково (см.) Дорогобужского уезда. Фундаторами и патронами (основателями, покровителями) были Петр и особенно Федор Михайловичи Салтыковы, дети боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне. Учрежден как православный с благословения Киевского митрополита, дизунита (противника унии с Ватиканом). В условиях проводимой польским правительством политики полонизации жизни, насаждения католицизма и унии на Смоленщине монастырь был единственным очагом истинного православия на Смоленщине, выполняя миссионерскую (сбережение веры) и национальную (бережение народных устоев) функции. Проведенный нами анализ имен первых монахов показал, что основу братии составили монахи православного мужского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальнейшем поддерживались побратимские отношения. Монастырская администрация пользовалась поддержкой польских уездных властей, конфликтовала со смоленским униатским архиепископом; братия при поездках в Москву поставляла разведданные политического характера.
     К 1648 г. Федор Михайлович Салтыков принял постриг, а ок. 1656 г., уже при московских властях, возглавил монастырь (строитель). В дальнейшем Федор Михайлович (в монашестве Сергий) поддержал старообрядцев, затем отошел от раскола, умер и похоронен в монастыре в 1680 г.
     Монастырь и потомство Петра Салтыкова за особые заслуги в бережении веры были в фаворе у царей, обитель непосредственно подчинялась Москве (патриарху, затем Синоду, по определению монастырь был патриаршим, ставропигиальным).
     Вотчииы: в 1655 г. признаны царем данные Сергием в м-рь в 1650 г. земли (5 дер. и 15 пустошей при монастыре, село Усвятье с 9 дер. и 3 пуст.); в 1656 г. пожалованы сельцо Борисково и село Пушкино с более чем 20 дер. и пуст. По переписи 1744 г. монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3219 душами м.п. В период расцвета в вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино), 68 деревень.
     После освобождения края монастырь восстанавливал православные обители в уезде, в 1655-1656 гг. к монастырю приписали Сверколуцкий монастырь с вотчиной (9 дер.,8 пуст.),а монах Бизюкова м-ря Ефрем Потемкин в 1660 г. возглавил Болдин монастырь.
     Храмы: дер. собор Воздвижения Креста с приделом Всех святых (предположительно обновлен в 1658 г., сгорел в 1762 г.), Успения Богородицы (дер., в 1728 г. возобновлена, в 1762 г. сгорела, с 1774 г. каменная), Архистратига Михаила (каменный, с 1759 г.), домовая каменная при келиях Великомученицы Варвары (с 1794, имелась частица мощей), деревянные приходские Живоносного источника (ок. 1718-1728 гг.) и Георгиевская (с 1729 г., в 19 веке перевезена в Усвятье). Около Успенской церкви была каменная колокольня, сблокированная с кам. каплицей- усыпальницей (покоился о. Сергий Салтыков); монастырская ограда частью каменной и деревянной Покровители: Федор и рано умерший Петр Салтыковы, царь Алексей Михайлович, внуки Петра Василий Федорович (кравчий, граф), Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V), Анастасия Федоровна (замужем за сыном князь-кесаря Ромодановского), дочь Прасковьи императрица Анна Иоанновна.
     Монастырь в 1764 г. при секуляризации потерял вотчины, в 1803 г. упразднен за убыточностью, два сохранившихся каменного храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково. В Великую Отечественную войну церкви разрушены, усыпальница ограблена. К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище.
     К монастырским рукописям обращался историк В.Н. Татищев, монастырскую историю пропагандировал в публикациях П. Строганов, родственник священника с. Бизюково Иакова Строганова.

     Лит.: Материалы для истории Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря, собранные ... Нилом Поповым // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1892 г. Кн. 2. М.1892; Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь. –Могилев. 1914.

В.А. Прохоров, Ю.Н. Шорин

БОЛДИНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (дальше Б.М.) основан в 1530 г. преподобным Герасимом Болдинским в 15 км от Дорогобужа по Старой Смоленской дороге. Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Б. М. превратился в богатейший и влиятельнейший монастырь всей Смоленской земли. Богатство монастыря росло за счет пожалования земель государем, крупных вкладов землевладельцев и состоятельных людей, а также собственной активной экономической деятельности. Обитель пользовалась большой поддержкой Иоанна Грозного, Бориса Годунова.
     Расцвет Б. М. приходится на конец XVI – начало XVII вв. В его владении находились около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки. Монастырские подворья находились в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже.
     В 90-х гг. XVI в. в монастыре развернулось большое каменное строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания: большой пятикупольный трехапсидный Троицкий собор с двумя приделами – Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня. По мнению выдающегося реставратора и знатока русского зодчества П.Д. Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие знаменитый зодчий, «государев мастер» Федор Конь. Известно, что Ф. Конь, а затем его пасынок делали вклады в Б. М. Каждое отдельно взятое сооружение Б. М. представляло собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль, в окружении лесов, лугов и водной глади, запруженной речки Болдинки, представал сказочным градом. Главный соборный храм поражал современников богатым иконостасом, с резьбою и живописью в византийском стиле. Стены были расписаны сюжетами евангельских притч.
     Для болдинской обители выполняли заказы известные государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов. В монастыре постоянно пополнялась библиотека, да и сам он являлся одним из книжных центров России - здесь составлялись жития святых, писались учебные руководства. Будучи духовной опорой жизни православных людей, Б. М. стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.
     Большой удар Б. М. был нанесен Смутой начала XVII в. и польским нашествием. С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Польского королевства, в котором государственной религией было католичество. Во время Смуты монахи покинули обитель, около 1621 г. сам монастырь и его земли были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму (католическое учебное заведение).
     После того, как в 1654 г. Россия отвоевала у Польши смоленские земли, Б. М. был возрожден, при этом владения его сократились и составляли в конце XVII в. не более 20 деревень, остальные были розданы шляхте и рейтарам. В середине XVIII в. вместо старой деревянной вокруг монастыря возводится каменная стена с 4 башнями длиной в 374 сажени. В 1764 г. в результате секуляризации монастырь потерял свои земли. Секуляризация привела к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности закрывались. Выжить Б. М. помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью князь Андрей Николаевич Долгоруков, чьи предки были погребены в Троицком соборе. В 1812 г. Б. М. был разграблен и превращен французами в тюрьму для русских пленных.
     Новый расцвет Б. М. приходится на 70-80-е гг. XIX в., когда настоятелем был назначен иеромонах, а впоследствии архимандрит, Андрей (Васильев). При нем, за время 24-х летнего правления монастырем, были отремонтированы почти все здания и храмы, построены новые Святые ворота, деревянные кельи, хозяйственные постройки, гостиница, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад в 700 корней. В 60-ти шагах от собора, на месте, где когда-то стояла келья преподобного Герасима, была поставлена каменная часовня. Архимандрит Андрей на основе двух древних списков издал «Житие Преподобного Герасима». К концу XIX в. Б. М. был мужским монастырем 3 класса, существовавшим за счет казны и доходов от 307 десятин земельных угодий, мельницы и 2-х озер, сдававшихся в аренду.
     В 1-й пол. XIX в. в Б. М. из упраздненной церкви села Пушкарева перешла чудотворная икона Казанской Божией Матери. В 1855 г. в Дорогобуже свирепствовала эпидемия холеры. Для избавления от этого бедствия из Б. М. была принесена чудотворная икона, и перед ней на городской площади был отслужен молебен, после которого эпидемия прекратилась. В честь чудесного исцеления жителей Дорогобужа от холеры была установлена традиция ежегодного крестного хода с иконой Казанской Божией Матери из Б. М. в Дорогобуж в первый день после праздника Святого Духа. Это был один из самых значимых и торжественных местных православных праздников. Икона была высокочтимой в Дорогобужском уезде, и большую часть времени ее носили по селам и деревням для моления в домах верующих, в результате чего монастырь получал немалый доход.
     По сообщению, сделанному в 1912 г. архитектором-реставратором П.Д. Барановским в Московском Археологическом обществе, комплекс Б. М. оставался практически единственным в стране архитектурным ансамблем, сохранившимся без существенных изменений с конца XVI в. В 1919-1927 гг. в монастыре под руководством П.Д. Барановского были проведены обмеры монастырских зданий и уникальные реставрационные работы, а также организован историко-художественный музей. В экспозицию музея вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII вв., деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным. В Болдино был перевезен деревянный храм XVIII в. из села Усвятье.
     В 1920 г. по распоряжению советской власти монастырь был закрыт, а Троицкий собор использовался как приходская церковь до 1929 года. В 1928 г. все реставрационные работы в Б. М. были прекращены, а год спустя директор музея С.Ф. Бузанов и оставшиеся монахи репрессированы. После закрытия в Троицком соборе устроено зернохранилище, в трапезном Введенском храме - колхозный сырзавод, в часовне - сепаратор для переработки молока.
     В годы Великой Отечественной войны Б. М. стал одной из баз партизанских отрядов, здесь размещались ремонтные мастерские. При приближении линии фронта к Дорогобужу гитлеровцы заминировали все старинные постройки - собор, Введенский храм, колокольню и в марте 1943 г. взорвали их.
     За послевоенные годы монастырь пришел в полное запустение. Руины постепенно разбирались местными жителями на кирпич. В 1964 г. по инициативе и под руководством П. Д. Барановского началась консервация руин, а затем и восстановление зданий Б. М. по сохранившимся обмерам и фотографиям. Барановским был предложен способ восстановления колокольни методом анастилоза, т. е. путем возвращения на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов с заполнением лакун кирпичной кладкой. Это придавало воссоздаваемому архитектурному памятнику черты подлинности и достоверности. Реставрационные работы проводила Смоленская реставрационная мастерская силами своих специалистов и студенческого отряда исторического факультета Смоленского пединститута. С 1970-х г.г. руководителем реставрационных работ становится А. М. Пономарев – ученик и последователь П. Д. Барановского.
     В 1990 г. на монастырской территории был открыт приходской храм, а в 1991 г. Б. М. был передан Православной церкви и его деятельность возобновлена. В настоящее время на территории монастыря по проектам А. М. Пономарева восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня (1987 г.), трапезная палата с Введенской церковью (1997 г.), деревянный дом игумена, поставлена сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Были расчищены развалины Троицкого собора, который еще предстоит возродить.
     На территории монастыря восстановлены могилы семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами. Здесь в числе семи братьев Вистицких покоится прах четырех генерал-майоров, в том числе: Михаила Степановича (1764 или 1768-1832 г.г.), в 1812 г. генерал-квартирмейстера армии П. И. Багратиона, а затем всей действующей армии под командованием М. И. Кутузова; Семена Степановича (1764-1836 г.г.), профессора тактики, в декабре 1812 г. возглавившего Смоленское ополчение.
     Б. М. имеет подворья в г. Сафонове, где в 1991 г. построен Свято-Владимирский храм, а также в Дорогобуже, где в 2000 году возведен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
     В 2001 г. в Б. М. вместе с настоятелем числилось 13 монахов. Настоятель – архимандрит Антоний (Мезенцев), возглавляет монашескую братию с момента возобновления монастыря в 1991 г. В 2001 г. за свои труды по возрождению обители он был удостоен ордена Русской Православной церкви преп. Сергия Радонежского 3-й степени.

     Лит.: Историко-статистическое описание Смоленской епархии.- Спб., 1864; Пономарев А. Там, где ветры пели панихиду. // Памятники Отечества. 1992, N 2-3. С. 173-177.

Т.В. Козлова, Ю.Н. Шорин, В.А. Прохоров

 

Дорогобужские градские монастыри 16-17 вв. В 16 веке в уездном городе Дорогобуже, возможно, на базе приходских деревянных храмов, появляются монастыри: женский ПОКРОВА ПРЕЧИСТЫЕ БОГОРОДИЦЫ и мужские АРХАНГЕЛЬСКИЙ, ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. Первые отрывочные их упоминания относятся соответственно к 1595, 1586 и. 1576 гг. Смута и польская оккупация поставили монастыри в невыносимые условия, братия рассеивается . В 1609 г. прибрели в Смоленск 16 сестер Покровского монастыря, эта обитель прекратила существование и ее Покровский храм в дальнейше

СВЕРКОЛУЧЬЕ. СВЕРКОЛУЦКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ.
    Ныне урочище на терр. Соловьевского муниципального образования, Кардымовский р-н, на лев. берегу Днепра против дд. Коровники и Буяново.
    Впервые упоминается как Сверковы Луки в 1136 г., в документах 1503, 1504 и 1508 гг. волость (вол. село) Дорогобужского уезда. В "Житии Преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца" довольно туманно повествуется что "в литовское владение, до 1522 года (факт. до 1500 г.), в Сверковых Луках был небольшенький монастырь, всего в две кельи, и выше этого места, на другой стороне Днепра, была такая же малая обитель". После перемирия 1522 г. селом владел боярин Яков Андреевич Салтыков, позволявший себе дерзости в отношении монахов, чем был возмущен Преподобный Герасим, который затем искал защиты у государя Ивана Грозного, получил разрешение на устройство монастыря и царскую грамоту на земельные угодья. Герасим устраивает два храма, строит келий для монахов (собралось до 35), назначает главу обители - строителя. Из текста жития вытекает предположение, что в окрестностях села в 1 пол. 16 века (или даже с конца 15 в.) существовала пустынническая традиция (монашеская обитель без собственного храма, т.е. пустынька, но не монастырь как элемент церковной организации), подобное же было и на другом берегу, у дер. Перелесь/Перлиси (раскопками в 1908 г. там выявили погост, который соотнесли с указанием Герасима). Основание же монастыря следует отнести к сер. 16 века и связать с именем Герасима (иногда указывается 1545 г., что правдоподобно, но взято с потолка).
    В Смуту братия разбегается, в 1609-1611 гг. в Смоленске в осаде находится игумен, 4 старца и столько же служек "Сверковского монастыря", по акту 1633 г. храм в Сверковых Луках уже приходской, т.е. образует село, а не монастырь.
    После освобождения края от поляков монастырь возрождается усилиями Бизюкова монастыря, к которому был приписан вместе с вотчинами (в 1655 - 1656 гг. строитель Бизюковский Сергий Салтыков получил 2 грамоты "ведать и строить" монастырь).
    В 1764 г. при секуляризации Бизюков монастырь теряет вотчины, а приписанный к нему Сверколуцкий упраздняется, храмы обращаются в приходские села Свирколуцкая Слободка (в дальнейшем Свирколучье, допустимо колебание е/и в первом слоге).
    Храмы монастыря и села: Преподобный Герасим построил холодный Введения во храм Пресвятой Богородицы и теплую трапезную церковь во имя Николая Чудотворца, Рождества Богородицы (1633 г.), Рождества Богородицы и (придел ?) Преподобного Сергия Чудотворца (1656 г.), Рождества Пресвятой Богородицы и приходской Николая Чудотворца (при публикации документа 1774 г. допущена опечатка - год строительства храмов указан 1789, в оригинале, видимо, 1739, т.к. Никольского храма не было в 1731 г. и уже был в 1743 г.), в 1827 г. выдан антиминс на устройство церкви Рождества Богородицы (перевезена из Волкова-Егорья Ельн. уезда), по данным В.В.Мацкевича, в 1904 г. устроен каменный храм, первый такой в селе.
    Вотчины : по самому раннему списку - 1668 г. - 9 дер. и 7 пуст., 32 двора крест. и 3 семьи подсоседников, в 1764 г. 14 дер., ок. 600-700 душ м.п. Сел монастырь, кроме Слободки при обители, не имел, ошибочное представление о принадлежности села Усвятья м-рю сложилось из-за поверхностного прочтения грамоты императрицы Анны Иоанновны 1733 г. Названия дер. Коровники, Козы, Ковали, Гончары свидетельствуют в пользу многоотраслевого монастырского хозяйства. Лопухино (ок. Новоселок) и Архангельское (ныне Михайловка) ок.1 пол. 17 в. были селами, но неясно, входили они тогда в состав вотчины или нет.

В.А.Прохоров, Ю.Н.Шорин

м упоминается уже как приходской . В 1633 г. король передает в управление униатскому протопопу Себежскому Иосифу Григоровичу монастыри Архангела Михаила и Св. Дмитрия с владениями в городе и уезде для возобновления богослужения (к 1632 г. при обителях не было ни храмовых священников, ни монахов). В 1632 г. при оставлении Дорогобужа польские войска сожгли Дмитровский монастырь, в следующем году они же, подступая к городу, сожгли и Архангельский. В 1634 г. при передаче Дорогобужа Речи Посполитой уходит к Москве священник, служивший в церкви Архангельского монастыря, в городе остались игумен и двое старцев возобновленной общины Дмитровского монастыря. Последний еще упоминается в городских описаниях 1639 и 1642 гг., но после освобождения города в 1654 г. в источниках уже нет монастырей.
    Обители богатыми не были, Архангельский и Дмитровский монастыри владели лугами, пустошами, прудами и мельницами, дворовыми местами в Дорогобуже.
    По месту постройки более поздних храмов с одноименными престолами монастыри локализуются следующим образом: Архангельский - в Заордышской части, по лев. берегу лев. притока Ордышки (ул. Исаева, №№ 3,5), Дмитровский - на Дмитровском Валу (где одноименный храм поздней постройки), Покровский - в центральной части, в парке у памятника-танка. В соответствии с традицией 16 - 17 вв., кладбища размещались при храмах, а последние выполняли функции приходских (т.е. имели свой приход в городе), службу в них вели священники.

В.А.Прохоров, Ю.Н.Шорин

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Вязьме основан, по преданию, иноком Герасимом Болдинским в 1536 г. неподалеку от Вязьмы (теперь в черте города). В конце ХVI в. здесь уже две деревянные церкви – Иоанна Предтечи и Вознесения, по данным 1627 г., первая из них – шатровая, вторая – клетская. В литературе утвердилось мнение, что в 30-е гг. возводится каменная церковь Одигитрии, в 50-е – каменная же Вознесения, однако это ошибка. По писцовым книгам 1648 г., в монастыре по-прежнему деревянные церкви, а в книге 1673 г. церкви Иоанна Предтечи уже нет, храмовая икона и икона Одигитрии, которая раньше стояла в этой церкви и особо почиталась, теперь помещены в деревянную церковь Вознесения. По всей вероятности, каменная церковь Одигитрии в это время строится (в книгах фиксировались только существующие постройки). К концу ХVII в. перестроена в кирпиче и Вознесенская церковь.
     К середине ХVIII в. монастырь представлял собой развитый архитектурный ансамбль, который включал, кроме церквей, каменные настоятельские и братские палаты, палаты “для учения школьников”. Окружала монастырь каменная же ограда. Вокруг монастыря располагалась слобода, жители которой занимались кирпичным делом и строительством.
     После разорения 1812 г. церковь Одигитрии переделана в стиле классицизма.
     В годы Великой Отечественной войны ансамбль монастыря был сильно поврежден, часть зданий утрачена. Реставрация церкви Одигитрии началась в 1962 г. по инициативе и проекту П.Д. Барановского (см.). Заключительный этап велся по проекту Н.И. Соколова. Основные работы проводились на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В настоящее время здесь учрежден женский монастырь.
     Церковь Одигитрии – жемчужина русской архитектуры ХVII в. Это бесстолпный трехаспидный храм с симметричными приделами у восточных углов и низкой трапезной. Высокий четверик церкви увенчан тремя изящными шатрами, которые стоят на стройных восьмигранных барабанах, центральный – световой. Переход к барабанам декорирован пирамидой килевидных кокошников. Такие же кокошники – на одноглавых приделах (есть предположение, что первоначально приделы тоже завершались шатрами). Церковь очень нарядна: тонкие полуколонки на фасадах, килевидные фронтоны и нишки, зеленые поливные изразцы, белокаменная резьба, лекальный кирпич. Все объемы увязаны в гармоничную стройную композицию. Перекрыт храм сомкнутым сводом со световым кольцом, помещения Г-образной трапезной перекрыты коробовыми сводами с ложками. Под северо-западной частью трапезной находится подвал. В конструкции церкви использован редкий для ХVII в. прием – многочисленные голосники.
     Церковь Вознесения – надвратная с трапезной и колокольней. Высокий четверик увенчан небольшой главой на круглом барабане. Украшают здание нарядные обрамления окон с треугольными фронтонами, междуэтажный карниз с поребриком, оригинальные витые колонны, обрамляющие проезд.

А.Т. Смирнова

ЛУЖЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ ДОРОГОБУЖСКОГО УЕЗДА.
    Первое и единственное упоминание - в приходно-расходных книгах Болдина монастыря за 1604 г.: "постригся Лужецкого монастыря слуга Василей Лукьянов, во иноцех Восьян". Других сведений нет. Обитель исчезла в период польской оккупации. В 1668 г. на ее месте пустошь Монастырь, затем одноименная деревня, против этой уже исчезнувшей деревни на лев.берегу Вержи деревня Лужки Николо-Погореловского сельского округа Сафоновского района.

В.А.Прохоров, Ю.Н.Шорин

 

СВЕРКОЛУЧЬЕ. СВЕРКОЛУЦКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ.
    Ныне урочище на терр. Соловьевского муниципального образования, Кардымовский р-н, на лев. берегу Днепра против дд. Коровники и Буяново.
    Впервые упоминается как Сверковы Луки в 1136 г., в документах 1503, 1504 и 1508 гг. волость (вол. село) Дорогобужского уезда. В "Житии Преподобного Герасима, Болдинского Чудотворца" довольно туманно повествуется что "в литовское владение, до 1522 года (факт. до 1500 г.), в Сверковых Луках был небольшенький монастырь, всего в две кельи, и выше этого места, на другой стороне Днепра, была такая же малая обитель". После перемирия 1522 г. селом владел боярин Яков Андреевич Салтыков, позволявший себе дерзости в отношении монахов, чем был возмущен Преподобный Герасим, который затем искал защиты у государя Ивана Грозного, получил разрешение на устройство монастыря и царскую грамоту на земельные угодья. Герасим устраивает два храма, строит келий для монахов (собралось до 35), назначает главу обители - строителя. Из текста жития вытекает предположение, что в окрестностях села в 1 пол. 16 века (или даже с конца 15 в.) существовала пустынническая традиция (монашеская обитель без собственного храма, т.е. пустынька, но не монастырь как элемент церковной организации), подобное же было и на другом берегу, у дер. Перелесь/Перлиси (раскопками в 1908 г. там выявили погост, который соотнесли с указанием Герасима). Основание же монастыря следует отнести к сер. 16 века и связать с именем Герасима (иногда указывается 1545 г., что правдоподобно, но взято с потолка).
    В Смуту братия разбегается, в 1609-1611 гг. в Смоленске в осаде находится игумен, 4 старца и столько же служек "Сверковского монастыря", по акту 1633 г. храм в Сверковых Луках уже приходской, т.е. образует село, а не монастырь.
    После освобождения края от поляков монастырь возрождается усилиями Бизюкова монастыря, к которому был приписан вместе с вотчинами (в 1655 - 1656 гг. строитель Бизюковский Сергий Салтыков получил 2 грамоты "ведать и строить" монастырь).
    В 1764 г. при секуляризации Бизюков монастырь теряет вотчины, а приписанный к нему Сверколуцкий упраздняется, храмы обращаются в приходские села Свирколуцкая Слободка (в дальнейшем Свирколучье, допустимо колебание е/и в первом слоге).
    Храмы монастыря и села: Преподобный Герасим построил холодный Введения во храм Пресвятой Богородицы и теплую трапезную церковь во имя Николая Чудотворца, Рождества Богородицы (1633 г.), Рождества Богородицы и (придел ?) Преподобного Сергия Чудотворца (1656 г.), Рождества Пресвятой Богородицы и приходской Николая Чудотворца (при публикации документа 1774 г. допущена опечатка - год строительства храмов указан 1789, в оригинале, видимо, 1739, т.к. Никольского храма не было в 1731 г. и уже был в 1743 г.), в 1827 г. выдан антиминс на устройство церкви Рождества Богородицы (перевезена из Волкова-Егорья Ельн. уезда), по данным В.В.Мацкевича, в 1904 г. устроен каменный храм, первый такой в селе.
    Вотчины : по самому раннему списку - 1668 г. - 9 дер. и 7 пуст., 32 двора крест. и 3 семьи подсоседников, в 1764 г. 14 дер., ок. 600-700 душ м.п. Сел монастырь, кроме Слободки при обители, не имел, ошибочное представление о принадлежности села Усвятья м-рю сложилось из-за поверхностного прочтения грамоты императрицы Анны Иоанновны 1733 г. Названия дер. Коровники, Козы, Ковали, Гончары свидетельствуют в пользу многоотраслевого монастырского хозяйства. Лопухино (ок. Новоселок) и Архангельское (ныне Михайловка) ок.1 пол. 17 в. были селами, но неясно, входили они тогда в состав вотчины или нет.

В.А.Прохоров, Ю.Н.Шорин

 


Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов