Уральские казаки (уральцы) или Уральское казачье войско (до 1775 года и в 1917 году — Яицкое казачье во́йско) — группа казаков в Российской империи, II по старшинству в казачьих войсках. Историческое самоназвание уральцев — казара происходит от самоназвания местного населения казаков. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик). Старшинство с 9 июля 1591 года. Войсковой штаб — Уральск (до 1775 года назывался Яицкий городок).
Войсковой праздник, войсковой круг 8 (21 по новому стилю) ноября, день св. Архангела Михаила.
Ранняя история
Вольные общины яицких казаков образовались в конце XV века на реке Яик. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев из Русского государства. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота, имеются данные о наличии большого количества скота и коней уже в конце XVI века (Трепавлов, ссылка) Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины.
Владимиров. Уральские казаки в походе
По историческому преданию, приводимому во всех исследованиях об Уральском казачьем войске, говорится о том, что в XV—XVI веках яицкие казаки не имели постоянных семей. Жену казак привозил из набега, а отправляясь в другой, бросал её, «добывая» себе новую. Но однажды среди казаков на Яике появился Гугня, пришёл он то ли с Дону, то ли из других мест, но главное, что пришёл он со своей женой и бросать её не соглашался. С этой Гугнихи якобы старый обычай был оставлен. Скорее всего, эта легенда имела под собой реальные основания, до самого XIX века уральские казачки ставили в церквях свечи в память о бабушке Гугнихе.
Уральские казаки участвовали во всех азиатских походах России
Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых (в 1891 году Войско торжественно отмечало 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был заложен храм Христа-Спасителя). В 1718 году правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства.
В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.
Уральское казачье войско
Главой уральского казачества были поставлены наказной атаман и войсковое управление. С 1782 года оно управлялось то астраханским, то оренбургским генерал-губернатором. В 1868 году было введено новое «Временное положение», по которому Уральское казачье войско было подчинено генерал-губернатору (он же наказный атаман) вновь образованной Уральской области.
Территория Уральского казачьего войска составляла 7,06 млн га и делилась на 3 отдела (Уральский, Лбищенский и Гурьевский) с населением 290 тысяч человек (на 1916 год), в том числе казачьего — 166,4 тысяч человек в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц. 42 % казаков были старообрядцами, небольшая часть состояла из калмыков, татар, казахов и башкир. В 1908 году к Уральскому казачьему войску были присоединены илецкие казаки.
Тема старообрядчества всегда была болезненной для уральцев. Исторически сложилось так, что во время никоновских реформ Яицкое войско имело полную автономию, а также территориально было сильно удалено от Московского царства, вследствие чего сохранило веру и обряды неизменными, такими как они были в XIV—XV веках, во время появления предков на берегах Яика. Изолированное от бурных церковных перемен, войско и впоследствии считало за грех отступление от унаследованной веры и обрядов.
Большинство бунтов и мятежей в течение XVIII и особенно XIX веков были в большинстве своем напрямую связаны и с посягательствами правительства на духовную жизнь уральских казаков. Одной из причин бунтов против выдачи беглых с Урала было желание защитить братьев — приверженцев старой веры, бежавших от гонений в том числе и на Яик. Как и все староверы, казаки страшились составления каких-либо реестров, личных документов, требований ношения униформы. Одним из примеров может служить так называемый «Кочкин пир» — волнения, связанные с введением формы для войска в 1803 году.
Когда оренбургский генерал-губернатор Волконский получил известие о том, что казаки отказываются одевать одежду с «антихристовами знаками», был выслан батальон под командованием некоего Кочкина. Последовало жестокое наказание: «Их пороли на снегу за городом. Они сбрасывали с себя одежду и голые валились на мерзлую землю: — Хоть умереть на груди родной земли в своем человечьем обличье!» (В. П. Правдухин). Лишь с введением так называемого «единоверия», когда в церквях, формально принадлежащих официальной церкви, разрешалось проведение служб протопопами из казаков по старому уставу и по старопечатным книгам, наступило некоторое затишье.
Разгромы староверческих скитов к середине XIX века привело к отделению определённой части казаков к «беспоповцам», появлению на Урале «австрийской веры», большая же часть окончательно перешло к «единоверию». Впрочем, государственные мужи прямо свидетельствовали, что «…казаки Войска Уральского все вообще с жёнами и детьми суть старообрядцы», атаман Столыпин предлагает митрополиту Антонию не проводить увещевание раскольников: «Казаками, Ваше преосвященство, надо быть очень осторожным: гнуть надо, но надо и парить, возбудить пугачевщину очень и очень легко!» и докладывая в отчете шефу жандармов В. А. Долгорукову от 6 декабря 1859 года, что «все 67 тысяч уральских казаков по единодушному согласию и добровольному влечению присоединились к единоверию», но по другому свидетельству — «Мудрено только, чтоб казаки сдались: это не мужики, которыми правительство привыкло помыкать как угодно».
«Действительное приобретение для православия произойдёт только в следующем поколении, которое не останется некрещенное», — писал А. Д. Столыпин. Однако после указа 1905 г. «О введении начал веротерпимости», когда Древлеправославная (старообрядческая) Церковь, иерархию которой восстановил митр. Амвросий Белокриницкий, получила свободу, уральские казаки в массовом порядке стали возвращаться из единоверия в «истовое» старообрядчество.
Основным занятием уральских казаков, обеспечивавшим войску изрядный достаток, во все времена было рыболовство. Богатая осетровыми река Урал — Яикушка-Золотое донышко давала в Царской России основной «урожай» чёрной икры и красной рыбы. Ниже Уральска казаками был построен учуг, приспособление из бревен, позднее из железных прутьев, не позволяющее крупной рыбе подняться выше по реке. Право на устройство учуга, подтвержденное многими законодательными актами, составляло одну из важных и старинных привилегий Уральских казаков. Пространство перед учугом охранялось караулом, вооружённым вплоть до пушек. Все правила рыбной охоты были расписаны до мельчайших подробностей, существовали зимние, весенние, осенние сезоны ловли, периоды покоя, когда во время нереста запрещался даже колокольный звон в церквях, не то что появление на реке. Понимая, что благополучие войска полностью зависит от рыбы, войско строго соблюдало правила, способствующие регулярному воспроизводству осетровых.
«Главный промысел и упражнение яицких казаков состоит в рыбной ловле, которая нигде в России столь хорошо не распоряжена и законами не ограничена, как в здешнем месте», — писал в XVIII веке академик Паллас. Уральское рыбное хозяйство считалось передовым по России, основные его действа были многократно описаны в художественной литературе, в частности Далем, Короленко, Фединым, уральцами Железновым и Савичевым. Правила рыбной ловли последний раз систематизировались Н. А. Бородиным, уральским казаком, учёным-ихтиологом, выпускником Петербургского университета, пионером искусственного разведения осетровых на Каспии для поддержания популяции. «Правила рыболовства в Уральском казачьем войске» гласили:
* Рыболовства морские:
1. Весенний курхай («курхай»).
2. Осенний курхай («жаркое»).
3. Аханное (зимнее).
* Речные:
1. Севрюжья плавня или плавня весенняя («севрюги»).
2. Осенняя плавня («плавня»).
3. Багренье (зимнее).
4. Зимнее неводное гурьевское («зимние невода»).
* Второстепенные рыболовства: I. Производящиеся под наблюдением атаманов рыболовств:
1. Узенское (осеннее и зимнее).
2. Челкарское (зимнее).
* Свободные рыболовства:
1. Лов по старицам во время весенней плавни и вообще весенний лов в черных водах (неводами и сетями).
2. Зимний лов в запорных старицах (неводами).
3. Вольный лов (зимою) по чёрным водам, не запертым (неводами).
4. Лов сижами и режаками по Уралу (зимою).
5. Багорчиковое рыболовство (зимою с Каленовского форпоста вниз по Уралу).
Самым известным и оригинальным способом было багренье, лов красной рыбы баграми, который производился под льдом от Уральского учуга и далее вниз по Уралу на так называемых зимовальных ямах (ятовях). По сигналу — удару пушки все собравшиеся на берегу казаки бегом спускаются на лед и, прорубая его, опускают в воду багор и подцепляют им рыбу, лежащую в ятови или поднимающуюся из неё. Казаки соединяются обыкновенно артелями от 6 до 15 человек. Производится в декабре и разделяется на:
* «презентное» или «первый кус» (один день), для представления произведения этого лова к Императорскому двору (надо сказать, что к XX веку, когда уловы падали, собрать казаков на царский лов становилось проблемой);
* малое в средине декабря (5 дней);
* большое, через 10 дней после малого, в течение 8 дней.
Багренье составляло исключительную принадлежность Уральского края, едва ли не самое древнее рыболовство. По крайней мере, порядок, каким оно производился, мог возникнуть только при чрезвычайном обилии рыбы.
Во время весенних и осенних плавней определялись так называемые рубежи, которые рыболовы должны проходить в сутки. Войсковое правление назначало ежегодно время, когда именно лов рыбы должен начинаться и оканчиваться. Для надзора за порядком лова назначались особые плавные атаманы. В назначенный для начала лова день, по сигналу, данному выстрелом из пушки, казаки, собравшееся на первый рубеж, садились в опущенные накануне в воду свои будары (лодки) и неслись по течению Урала, стараясь обогнать друг друга, в надежде на более изобильный лов впереди других. По берегу за ними следовали местные и иногородние купцы, скупавшие пойманную рыбу для немедленного посола и приготовления икры тут же на берегу. С начала июня всякий лов в Урале, ниже учуга, близ города Уральска, и в море прекращался до половины августа, под страхом уголовного преследования за нарушение запрета.
Другим основным занятием было коневодство на степных хуторах. Земледелие же было развито слабо, средний надел на семью составлял 22 га, значительная часть земель из-за непригодности и отдалённости не использовалась. В отличие от других казачьих войск, в Уральском казачьем войске не был выделен войсковой запас, то есть запасной земельный фонд, а войсковой капитал был общим без выделения станичных капиталов. Войско имело удлинённый срок службы (с 19 лет до 41 года). В мирное время выставляло 3 конных полка (16 сотен), сотню в Лейб-гвардии Сводно-казачий полк и 2 команды (всего 2973 человек). Среди других казачьих частей Российской империи уральцы выделялись внешним видом — большинство из них не брило бород, хотя количество староверов в войске в течение XIX века уменьшалось.
Войсковые части
1й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
2й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
3й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
4й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
5й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
6й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
7й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
8й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
9й Уральский каз. полк. 1891.9.7. Юб.знамя обр.1883. Полотнище темно-синее, кайма малиновая, шитье серебряное. Навершие обр.1883 высеребренное. Древко чёрное. "1591-1891". Икона неизвестна. Александр.юб.ленты "1891 года". Состояние хорошее. Судьба неизвестна.
10й Уральский каз. полк знамени не имел.
Туркестанские походы
Казаки Уральской сотни Сводного лейб-гвардии казачьего полка
Уральское казачье войско участвовало почти во всех войнах, которые вела Россия. В 1798 году два полка участвовали в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова. В Отечественную войну Уральские 3-й и 4-й казачьи полки — в составе Дунайской армии адмирала Чичагова, в зарубежных походах — в корпусах генералов Ф. К. Корфа и Д. С. Дохтурова. Казаки участвовали в русско-турецкой войне 1828—1829 годов и подавлении Польского восстания 1830 года. Во время Крымской войны из Уральского казачьего войска были откомандированы два полка.
Будучи своеобразной пограничной стражей, казаки регулировали кочевые перемещения казахских родов через Урал и обратно, принимали на себя случавшиеся набеги кокандских, бухарских и хивинских «молодцов», казахов, обиженных занятием лучших степных пастбищ, участвовали в подавлении периодически поднимавшихся восстаний. Поэтому не случайно, что во время среднеазиатских походов уральские казаки были главной кавалерийской силой, сохранилось множество песен о взятии Ташкента и Коканда, одна из улиц Уральска до сих пор носит имя Чекменной в честь взятия Чимкента (Чекменя в произношении казаков).
Надо сказать, что изначально казаки тревожили ногайские, хивинские, кокандские и бухарские владения набегами по своей инициативе, подобно тому, как запорожцы — земли Польши и турецкого султана. Из набегов привозили добычу, коней, в обязательном порядке — «жён хивинских». Походы были как успешными, так и крайне неудачными. Так например упоминается поход казаков на Бухару в 1605 году. «Преодолевая страшные трудности, они, наконец, добрались до Бухары, взяли столицу приступом, перебили массу народа и награбили богатую добычу; но на обратном пути, преследуемые доведенным до отчаяния неприятелем, они все погибли от голоду и жажды в безводных пустынях Средней Азии».
Медаль За походы в средней Азии
Впервые в совместный с регулярной армией поход в Хиву яицкие казаки отправились с экспедицией князя Бековича-Черкасского в 1714—1717 годах. Яицкие казаки составляли 1500 человек из четырёхтысячного отряда, отправившегося из Гурьева вдоль восточного берега Каспия к Аму-Дарье. Поход, бывший одной из авантюр Петра I, сложился крайне неудачно. Более четверти из состава отряда погибли из-за болезней, жары и жажды, остальные либо погибли в боях, либо пленены и казнены, в том числе и начальник экспедиции. К яикским берегам смогли вернуться лишь около сорока человек.
После поражения астраханский генерал-губернатор Татищев начал организовывать гарнизоны вдоль хивинской границы. Но казаки смогли убедить царское правительство оставить Яик под своим контролем, взамен обещали за свой счёт обустроить границу. Началось строительство крепостей и форпостов вдоль всего Яика. С этого времени началась пограничная служба яицкого войска, время вольных набегов закончилось.
В следующий поход на Хиву уральцы отправились в 1839 году под командованием оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского. Зимний поход был плохо подготовлен, и хоть и не был столь трагическим, тем не менее в историю вошёл как «несчастный зимний поход». От бескормицы отряд потерял большую часть верблюдов и лошадей, в зимние бураны передвижение становилось невозможным, постоянная тяжелая работа привела к изнеможению и болезням. На полпути к Хиве от пятитысячного отряда осталось половина, и Перовский принял решение вернуться.
Участники Иканского боя
С середины 1840-х годов началось противостояние с Кокандским ханством, так как приняв казахские жузы под свою власть, Россия фактически вышла к Сыр-Дарье. Под предлогом защиты подопечных казахов, а также предотвращения похищений своих подданных в рабство, началось строительство гарнизонов и крепостей от устья Сыр-Дарьи на восток, и вдоль Или на юго-запад. Под командованием оренбургских генерал-губернаторов Обручева, Перовского уральцы штурмуют кокандские крепости Кумыш-Курган, Чим-курган, Ак-Мечеть, Яна-Курган, после завершения строительства туркестанской пограничной линии участвуют в многочисленных сражениях под командованием Черняева, штурмуют Чимкент и Ташкент, затем уже под командованием фон Кауфмана принимают участие в покорении Бухары и успешном Хивинском походе 1873 года.
Одним из самых известных эпизодов в период покорения Коканда является Иканское дело — трехдневное сражение сотни казаков под командованием есаула Серова у кишлака Икан недалеко от города Туркестана. Отправленные на разведку проверить сведения о замеченных шайках кокандцев, сотня встретилась с армией кокандского хана, направлявшегося для взятия Туркестана. Два дня уральцы держали круговую оборону, используя в качестве защиты тела убитых лошадей, а затем не дождавшись подкрепления, выстроившись в каре, пробивались через кокандскую армию, пока не соединились с направленным на выручку отрядом. Всего казаки потеряли в бою более половины людей убитыми, почти все оставшиеся в живых были тяжело ранены. Все они были награждены солдатскими Георгиями, а Серов — орденом Св. Георгия 4-го класса.
Впрочем активное участие в туркестанских походах не спасало уральцев от царских репрессий. И наказной атаман Веревкин с тем же рвением, с каким он брал в 1873 году с уральцами Хиву, в 1874 году порол и высылал казаков-староверов на Аму-Дарью, чьи убеждения не принимали написаные им положения о воинской повинности.
Завершали эпоху среднеазиатских завоеваний походы в Хиву в 1879—1881 годах.
Уральские казаки в Первой мировой и Гражданской войнах
Во время Первой мировой войны войско выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 год свыше 13 тысяч человек). За доблесть и отвагу 5378 уральских казаков и офицеров были награждены Георгиевскими крестами и медалями.
После Октябрьской революции 1917 уральских казаков постигла та же трагедия, что и большинство казачьих войск России. Заняв поначалу нейтральную позицию как к новоявленным властителям России (большевикам), так и к их противникам, казаки лишь стремились сохранить свои внутренние порядки, не допуская власти Советов над ними. Активно же противодействовать казаки, особенно фронтовики, не хотели, и поначалу и не пытались, во главе первых разрозненных мятежей стояли старики, радевшие за Веру и старину.
Но чем далее проявляли себя новые власти, тем ожесточеннее становилось и сопротивление, Гражданская война понеслась по уральским землям. В марте 1918 года казаки разогнали у себя в области большевистские ревкомы и уничтожили посланные на подавление восстания карательные войска. В 1919 году в низовьях Урала войско выбрало себе атамана. Им стал казак Гурьевской станицы г. Гурьева генерал-лейтенант В.С. Толстов. Во главе с новым атаманом В.С. Толстовым казаки составили костяк Уральской армии, входившей в состав войск под командованием Колчака.
Эпизоды тех событий можно найти в легендарном советском фильме «Чапаев» и в одноимённой книге Д.А. Фурманова. Разгром штаба 25-й стрелковой (будущей Чапаевской) дивизии в станице Лбищенской был последним успешным боем войска. Дальше последовали поражения за поражениями, остатки войска скатывались все ниже и ниже по Уралу к Каспию. После взятия красными Гурьева в январе 1920 года, остатки Уральской армии во главе с Толстовым совершили тяжелейший переход в Форт-Александровский, чтобы оттуда на судах переправиться на кавказский берег к Деникину. Зимний поход в ледяной пустыне привел к тому, что из 15-тысячного отряда к Форту-Александровскому вышли лишь 2 тысячи обмороженных и голодных казаков. К этому времени поход утратил какую-либо цель, так как и на юге России белое движение потерпело поражение.
Отряд в 214 человек (несколько генералов, офицеры, казаки, гражданские лица (члены семей), во главе с атаманом В. С. Толстовым ушли 4 апреля 1920 года в эмиграцию в Персию, а Уральская армия прекратила своё существование, а Уральское казачье войско было ликвидировано Поход из форта Александровского в Персию был подробно описан в книге В. С. Толстова «От красных лап в неизвестную даль» (Поход уральцев), впервые изданную в 1921 году в г.Константинополе.Книга переиздана в 2007 году в г. Уральске, в серии «Уральская библиотека» издательством ТОО Оптима .
В 1930-х годах многие из оставшихся на родине, либо вернувшихся казаков подверглись большевистским репрессиям. В отличие от Донского, Кубанского или Терского войск, части которых Сталин перед самой войной восстановил, Уральское войско восстановлено не было и ушло в историю навсегда.
Потомки уральских казаков, в начале 1990-х попытались в одно время восстановить Уральское казачество, но государство в лице своих представителей отказали в поддержке, что в целом привело к срыву праздничных мероприятий по празднованию 400-летия войска. Поэтому, если многим другим казачьим войскам в России удалось получить признание властей и успешно создать параллельную администрацию и даже свои воинские части, то успех уральских и семиреченских казаков в Казахстане ограничился лишь некоторыми общественными культурно-историческими организациями
Ссыльные уральские казаки
Наиболее полно культура, обрядность и говор уральских казаков сохранились не на их исторической родине, а в Каракалпакии, куда они были частично высланы в XIX веке. Причина этого — изолированность от русского народа и строго соблюдаемая ссыльными старообрядческая традиция, не допускающая смешения с иноверцами.
Причинами высылки уральцев стали неповиновение новому «Положению о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском» и мятеж в 1874 году уральских казаков-старообрядцев Уральского казачьего войска. Высылка проходила в два этапа. В 1875 году — переселение уральских казаков-старообрядцев, а в 1877 году — семей ссыльных уральцев.
Ныне уральцы-старообрядцы Каракалпакстана представляют отдельную этно-конфессиональную группу (субэтнос), которая обладает:
* Этническим самосознанием (считает себя отдельным народом);
* Самоназванием — уральские казаки или уральцы (данное самоназвание сохранилось, несмотря на указание в официальных документах и паспортах в графе национальность — русские);
* Определенной территорией расселения и компактностью;
* Конфессиональной особенностью — старообрядчество;
* Особенностью диалекта;
* Спецификой традиционной культуры (хозяйства, жилища, одежды, пищи, семейно-бытовой, календарной и религиозной обрядностью).
Схожая старообрядческая группа известна также в устье Сырдарьи (см. Казалинск).
Территориальное расположение
1-й Уральский военный отдел
Станицы:
Уральская Трекинская Рубежинская Кирсановская Иртецкая Благодарновская Красноуметская Соболевская Круглоозерновская Илецкая Студеновская Мухрановская Мустаевская
Посёлки:
Подстепный Ново-Деркульский Гниловской Дарьинской Требушинский Дьяковский Январцевский Ранневский Бородинский Ташлинский Болдыревский Грязно-Иртецкий Вязовский Царевскогий Чувашскинский Озерновский Таловый Пылаевский Грязновский Манцуровский Атаманский Царево-Никольский Серебряковский Щаповский Деркульский Ливкинский Переметный Сухореченский Озерский Затонный Кинделинский Спицынский Головской Лопасский Герасимовский Алексеевский
2-й Лбищенский военный отдел
Станицы:
Каменская Чижинская Чаганская Скворкинская Бударинская Лбищенская Мергеневская Сахарновская Калмыковская Кармановская Глиненская Сламихинская
Посёлки:
Паникский Ассеричев Зеленовский Ермоличев Шилинский Богатыревский Подтяженский 1-го Чижинский 2-го Чаганский Кушумский Владимирский Джемчинский Янайкинский Богатский Прорвинский Коловетинский Барановский Кожехаровский Горячинский Каршенский Каленовский Лебяжинский Антоновский Кругловский Котельный Красноярский Кызыл-Абинский Кисык-Камышенский Мухорский Мокринский Абинский Березовский Таловский 1-й Глиненской
3-й Гурьевский военный отдел
Станицы:
Кулагинская Орловская Яманхалинская Сарайчиковская Гурьевская
Посёлки:
Харкинский Горский Гребенщиковский Зеленовский Тополинский Кармановский Баксайский Сорочинский Богатский Редутский Кондауровский
Гимн Уральского казачьего войска
На краю Руси обширной,
Вдоль Урала берегов,
Поживает тихо, мирно
Войско уральских казаков. (2 раза)
Они живут вокруг Урала
Знают ловлю осетров,
Только знают очень мало
Про уральских казаков. (2 раза)
Если б было нас тысяч сорок,
Мы не хуже бы донцов:
— Золотник хоть мал,
Да дорог, — поговорка стариков. (2 раза)
Наши прадеды и деды
Со времен ещё Петра,
На полях были победы,
Слышно было лишь «ура!». (2 раза)
Поляков неугомонных
Колотили мы не раз,
А французик беспардонный
Не видал добра от нас. (2 раза)
На краю Руси…
Слова Н. Ф. Савичева. Музыка народная.
См. также
* Наказные и войсковые атаманы Уральского казачьего войска
* Русские в Казахстане
* Михайло-Архангельский собор
* Уральск
* Уральская армия
* Уральская оборона
* Уральские Войсковые Ведомости
* Учуг
* Восстание Пугачёва
* Яицкое казачье восстание
Примечания
1. ↑ Некоммерческое партнерство "Историко-культурное наследие Кубани"
2. ↑ Челобитная яицких казаков имп. Екатерине II, 1772 г. 15 января 1772 г., текст на сайте «Восточная литература»
3. ↑ Сайт «Самарское староверие»
4. ↑ В. Миткевич. Казаки и их тактика
5. ↑ Издательство Оптима
Литература
1. Пушкин А. С. История Пугачева
2. Шишков В. Я. Емельян Пугачев (роман)
3. Машковцев В. Золотой цветок — одолень (исторический роман). — Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1990, 412 с. Тираж: 30000 экз. ISBN 5-7688-0257-6. — Веб-ссылка
4. Железнов И. И. УРАЛЬЦЫ (Очерки быта уральских казаков) Репринтное издание. 2006 г. Издательство ТОО Оптима, Уральск
5. Савичев Н. Ф. Уральская старина. Рассказы из виденного и слышанного (Избранные произведения). 2006 г. Издательство ТОО Оптима, Уральск
6. Масянов Л. Л. Гибель Уральского казачьего войска. Нью-Йорк, 1963.
7. Бородин Н. А. Уральские казаки и их рыболовства. СПб., 1901
8. Неплюев И.И. Проект Неплюева о преобразовании Яицкого войска / Предисл. В. Витевский // Русский архив, 1878. – Кн. 2. – Вып. 5. – С. 5-33.