Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

От одной кобылы родится и пегий жеребенок, и буланый. (татарская)

Вышневолоцкая Казанская община РОКК. Часть 1. Леонид Константинов.

Назад

 

Вышневолоцкая Казанская община РОКК. Часть 1

Леонид Константинов

По инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны 15 февраля 1915 г. на месте сада села Всехсвятского в Москве состоялось открытие Братского кладбища с временной часовней и первыми захоронениями (до 1917 г. здесь были похоронены более 17,5 тыс. человек. Согласно проекту, на этом кладбище было отведено место для погребения умерших сестер милосердия «самоотверженно работающих в деле служения больным и раненым как в мирное, так и в военное время и часто умирающих на своем посту от заразных болезней, а иногда и от неприятельского оружия». 28 марта (10 апреля) 1915 г. первой была погребена погибшая от ран 19-летняя сестра милосердия 1-го Сибирского передового врачебно-госпитального отряда О.И. Шишмарева, а всего за войну здесь упокоилась 51 сестра. В 1917 г. в память о Первой мировой войне планировалось возведение грандиозного храма, архитектурных памятников и военно-исторического музея. Хотели собрать материал и издать «Золотую книгу» с биографиями всех умерших и погибших русских сестер милосердия. Но проекту не суждено было осуществиться. Герои первой мировой, как и сама война, были преданы забвению. «Империалистическая» сразу была перечеркнута революциями 1917 г., затем началась гражданская. В России наступила новая эпоха.

В годы Красного террора на Братском кладбище и в его окрестностях проводились массовые расстрелы противников большевистской власти. Во время гражданской войны здесь хоронили как красногвардейцев, так и белогвардейцев. До 1923 г. на «Аллее летчиков» было отведено место для авиаторов, погибших при испытании самолетов. В 1932 г. кладбище было ликвидировано, уничтожены все кресты и надгробия не только участников Первой мировой, но и на могилах красноармейцев и советских летчиков. В конце 1940-х гг. здесь началось массовое строительство в районе Песчаных улиц. Часть территории кладбища оказалась застроенной. Только во времена перестройки ряд общественников, а также Русская Православная Церковь во главе с Патриархом Алексием II начинают борьбу за воссоздание мемориала на месте Братского кладбища. В 1998 г. в юго-западной части парка создана мемориальная зона и возводится новая часовня Спаса Преображения, установлены памятные знаки. 11-го ноября 2013 г. на Братском кладбище состоялась церемония церковного освящения первой и пока единственной в РФ символической надгробной плиты «Дочерям России павшим в войнах ХХ века» и сестре милосердия Любови Петровне Константиновой.

Но, несмотря на то, что сохранившаяся территория Братского кладбища была объявлена памятником истории и культуры, жители окрестных домов выгуливают здесь своих собак, сам мемориальный комплекс постепенно застраивается коммерческими объектами, увеселительными заведениями и парковыми аттракционами. И есть еще много всего, и для всего находится место, только со временем у русских все меньше и меньше остается места для памяти о своей истории.

Из небытия времени до нас чудом сохранились стихи сестры милосердия Марианны Колосовой, участницы Первой мировой и гражданской войн:

Клянемся гранитом традиций
И сумраком братских могил,
Что мы не отступим с позиций
В глухой обывательский тыл.
И солнца не видит незрячий,
И песни не слышит глухой.
Победу и боль неудачи
Разделим мы между собой.
Так было и будет, и, вечно
Укрывшись за чьей-то спиной,
Живет, улыбаясь беспечно,
Незрячий, глухой и чужой.
За нашей спиной распродажа!
Какое нам дело до них.
Нам сердце живое подскажет
Правдивость путей боевых.
Но будет кровавой расплата
Для тех, кто Россию забыл.
Торгуй, пока можешь, проклятый,
Глухой обывательский тыл!

Вспомним о них!



С 1880 до 1917 гг. Российское Общество Красного Креста (РОКК) возглавляла Мария Федоровна, жена императора Александра III. В России на то время уже существовали общины сестер милосердия. Часть из них была светской, другая – церковной.

9 февраля 1891 г. управление Красного Креста открывает первую светскую общину сестер милосердия в г. Твери. В «память 25-летия супружества Их Императорских Величеств Тверской общине сестер милосердия с Высочайшего соизволения присвоено название "Серебряной"». Через несколько лет при ней были открыты амбулатории и лечебница. Женщины Вышневолоцкого уезда еще до официального учреждения местной общины Сестер милосердия РОКК активно принимали участие в работе учреждений императрицы Марии Федоровны. Примером тому служит «Похвальный лист» в экспозиции краеведческого музея г. Удомли:

«Дан вольнослушательнице Повивального Института при Московском Родовспомогательном Заведении ведомства Учреждений Императрицы Марии… Станиславы Масловской за особое прилежание и отличные успехи в Повивальном Искусстве, при отличном поведении. Москва. Мая 2 года 1898...»

До образования земства сельское население Вышневолоцкого уезда было фактически лишено медицинской помощи, но, благодаря тому, что медицина попала под его покровительство, уже с 1893 г. начали создаваться врачебные комиссии, открываться земские больницы, увеличилось число врачей, фельдшеров и подготовленного медперсонала. В работе земства активное участие принимало уездное попечительство ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. В Вышнем Волочке деятельность Красного Креста началась со сбора средств: в те времена были популярны разные благотворительные любительские спектакли, музыкальные вечера.

Российская Община Красного Креста в 1898 г. наладила целенаправленную издательскую деятельность по выпуску иллюстрированных открытых писем. Первый выпуск благотворительных, т.е. более дорогих открыток издания общины Св. Евгении (Санкт-Петербургский комитет РОКК) быстро завоевали популярность среди всех сословий. Все вырученные деньги также шли на развитие и содержание учреждений Красного Креста.
 

В 1902 г. при Тверском управлении Красного Креста в г.Вышнем Волочке учреждена община сестер милосердия (по другим данным – в 1900 г.). Вышневолоцкая Казанская община расположилась в собственном доме на улице Сиверсова, она насчитывала всего пять женщин и лечебницу на три кровати. Ее история (как и ее название) очень тесно связана с историей Вышневолоцкого женского монастыря, названного в честь Казанской иконы Божьей Матери – Казанским. Основан он в 1872 г. на средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина. К началу 1881 г. при монастырской общине открыта больница. В 1890 г. около двухэтажного больничного корпуса был освящен четвертый храм монастыря (больничный), во имя пророка Илии и Св. великомученика Пантелеймона. На средства монастырской общины содержались и призирались, т.е. присматривались, «престарелые, дряхлые» сестры обители, и был приют для девочек. Здесь открылся амбулаторный пункт, приемная, аптека с бесплатной раздачей лекарств для приходящих больных. Сестры как послушание выполняли работы медицинского и санитарного персонала.

Согласно уставу управления Красного Креста, в Вышнем Волочке в Казанскую общину РОКК отбирали женщин для «безвозмездного служения больным и раненым в военное время и для помощи в деле ухода за больными среди местного населения в мирное время». В общину принимались девицы и вдовы всех сословий, от 18 до 40 лет, христианского вероисповедания, вполне здоровые и грамотные. Замужние женщины могли стать сестрами лишь в небольших провинциальных общинах, где не хватало работников, и только с разрешения мужей. В некоторых столичных организациях, по европейскому образцу женщины обязывались хранить безбрачие. При поступлении предпочтение оказывалось «наиболее развитым в умственном и нравственном отношении».

Чтобы стать сестрой милосердия общины РОКК, требовалось около года изучать практический и теоретический курсы ухода за больными и ранеными. В случае успешной сдачи экзамена комиссии, состоящей из врачей общины или врачей земских лечебных заведений и других представителей общины, общим решением Попечительский совет кандидатку утверждал в звании сестры милосердия.
Форма одежды сестер РОКК определялась уставом – зимой шерстяное платье коричневого цвета, белый передник с нашитым на груди красным крестом и белая головная косынка. Летом – платье из холста. Эту форму сестры не имели права снимать не только на дежурстве, но и в часы отдыха, пока состояли в общине. При исполнении своих обязанностей они носили на левой руке белую повязку с красным крестом.

Все испытуемые и сестры милосердия находились на полном содержании общины, что для многих российских женщин открывало доступ к бесплатному профессиональному образованию и давало им некоторую независимость. Таким образом, общины становились единственными массовыми организациями, в которых готовился средний медицинский женский персонал.
 
В некоторых источниках по истории РОКК указывается, что задачи светских и церковных общин сестер милосердия были едины: подготовка «опытного женского санитарного персонала». Разница все-таки была. В создание массового института светских общин Красного Креста ведущую роль играла Россия, тогда как в странах Западной Европы преимущество было за религиозными общинами. А «специальное приготовление сестер милосердия» не было единственной целью церковных общин, находившихся в ведении Святейшего Синода и далеко не первым в уставном перечне. Здесь приоритет духовного состояния сестры был выше, чем профессиональный. Так, Великая Княгиня Елизавета Федоровна пыталась на примере Марфо-Мариинской обители деятельность общин Красного Креста вывести за рамки традиционного ухода за больными и помощи бедным и беспомощным. Она писала императору Николаю II:
«В самом деле, при виде сестры милосердия, носящей на груди крест, конечно, всякий христианин должен думать, что эта сестра обетная, посвященная Богу».
Великая Княгиня видела деятельность сестер милосердия как восстановленную форму служения женщин в Православной церкви – служение диаконис. В 1911 г. Елизавета Федоровна возбудила в Синоде ходатайство о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконис. Синод первоначально дал свое согласие, но потом под влиянием Николая II изменил свое решение.

Светские общины возникали с одной целью – для профессионального обучения медицинского сестринского персонала, подготовки его для работы в условиях войны. Еще великий русский хирург Н.И. Пирогов говорил о том, что сестра милосердия должна быть не православной монахиней, а женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием – только чувствительное сердце при отсутствии нравственной основы сохранить оказывалось невозможным.

Но это не значит, что в духовном и религиозном плане светские общины уступали церковным. Главный врач и попечительница общины в период обучения были обязаны испытывать нравственные качества будущих сестер милосердия РОКК. В 1913-1914 гг. для каждой сестры милосердия была обязательная изданная в двух книгах «Настольная книга верующей сестры милосердия: Утешительныя на каждый день мысли, изречения, примеры из жизни людей мудрых, милосердых и святых». Она начиналась словами Великой Княгини Елизаветы Федоровны «молитвою начинай, в молитвенном настроении продолжай и молитвою кончай». Текст был доступен и поучителен. Например, «30 июня. Кому кажется, что у него послушание более всех, в том, стало быть, гордости более всех. Иначе не пришла бы в голову такая мысль. А что трудно, так это понятно. Всем трудно спасти свою душу» (иеромон. Анатолий).

Преследуя «общеполезные цели» сестры милосердия Красного Креста прежде всего пытались своим примером привлечь общество к пониманию своего долга перед ранеными, больными, стариками и детьми. В течение ряда лет врачом Казанской общины Красного Креста был известный в вышневолоцком крае земской врач Владимир Васильевич Зосимовский. Он работал в Вышнем Волочке с 1880-1920 гг., а также был домашним доктором князей Путятиных, основателей и благотворителей Вышневолоцкого Казанского женского монастыря.

Деятельность Вышневолоцкой Казанской общины была строго регламентирована Общим уставом общин Красного Креста. С 1903 г. его неоднократно переиздавали и есть смысл подробнее рассмотреть «Нормальный устав общин сестер милосердия» за 1913 г., чтобы иметь представление о структуре, системе управления, правилах службы и быта женщин, посвятивших себя милосердию.


Источник: https://proza.ru/2017/03/07/2009?ysclid=lp1h8xq6jv835948573
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов