Должности заведующих передвижением войск были учреждены в 1868 г.
Заведующие передвижением войск, назначавшиеся из штаб-офицеров Генерального штаба и подчинявшиеся управляющему делами Комитета по передвижению войск Главного штаба (с 1886 г. - начальнику Отдела по передвижению войск и грузов Главного штаба, с 1900 г. - начальнику Управления военных сообщений Главного штаба, с 1905 г. - начальнику Управления военных сообщений Главного управления Генерального штаба), следили за исполнением планов перевозок, выступали посредниками между войсковым начальством и управлениями железных дорог и пароходных обществ. Заведующим подчинялись коменданты железнодорожных станций и военно-санитарных поездов и офицеры, наблюдающие за перевозкой войск.
В 1868-1884 гг. были назначены заведующие Финляндского, С.-Петербургско-Московского (с 1914 г. - Петроградо-Московский), С.-Петербургско-Динабургского (с 1893 г. - С.-Петербургско-Двинский, с 1910 г. - С.-Петербургско-Рижский, с 1914 г. - Петроградо-Рижский), Виленского, Варшавского, Московско-Орловского (с 1889 г. - Вологодско-Саратовский, с 1896 г. - Вязьмо-Уральский), Нижегородско-Брестского (с 1896 г. - Московско-Брестский, с 1912 г. - Московско-Смоленский), Динабургско-Царицынского (с 1889 г. - Брест-Орловский, с 1897 г. - Брест-Царицынский, с 1910 г. - Минский), Киевского, Харьковского, Козлово-Владикавказского (с 1910 г. - Ростовский), Одесского, Волжско-Камского (с 1889 г. - Волжский, с 1896 г. - Казанский), Закавказского (с 1901 г. - Кавказский) районов. В 1892 г. был назначен заведующий Приамурского района, в 1896 г. - Московско-Архангельского района, Сибирского (в 1900-1905 гг. и с 1906 г. - Омский), в 1899 г. - Иркутского (в 1905 г. и с 1906 г. - Забайкальский), Туркестанского, в 1902 г. - Китайско-Восточного (не назначался в 1907-1912 гг.), в 1915 г. - Привислинского (должность упразднена в том же году), в 1916 г. - Галицийского, Румынского, в 1917 г. - Северного районов. Упразднены в 1918 г.
В соответствии с Высочайшим Повелением от 14 мая 1868 г., 6 июня 1868 г. приказом по военному ведомству за №183 «для обсуждения всех вопросов, относящихся до перевозки войск по железным дорогам и водяным путям», при Главном Штабе был утверждён Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою. Для непосредственного же наблюдения за передвижением воинских чинов и тяжестей по железным дорогам и водою, «на каждом из существующих железных путей и некоторых пароходных линий» были назначены особые офицеры Генерального Штаба, которым присвоено звание заведующих передвижениями войск. Первые заведующие передвижениями войск были учреждены в Петербурге, Москве, Варшаве, Гельсингфорсе, Риге, Вильно, Киеве, Одессе, Казани, Динабурге, Ковно, Гродно, Твери и Нижнем Новгороде. При Управлениях заведующих за перевозками войск содержались офицеры, «наблюдающие за перевозкой войск», из расчёта: один офицер на 500 км железнодорожного участка пути. В то же самое время, эти офицеры из списков личного состава своих полков не исключались, а числились как находящиеся в командировке. На крупных железнодорожных станциях и узлах (пристанях) были созданы Управления комендантов железнодорожных станций (пристаней). В 1869 г. в России вводится «Положение о военном министерстве». Согласно «Положению…», исполнительным органом, на который ложилось планирование текущих воинских перевозок и наблюдение за их осуществлением, стало Делопроизводство по перевозке войск железными дорогами и водяными путями, учреждённое в составе 2 отделения Главного Штаба, позднее выделенное в отдел по передвижению войск и военных грузов. В 1890 г. отдел по передвижению войск и военных грузов был преобразован в Управление военных сообщений Главного Штаба. Русско-японская война выявила крупные недостатки в техническом оснащении РИА, её организации, комплектовании и боевой подготовке. 25 июня 1905 г. выделенные из состава Главного Штаба управления 2 генерал-квартирмейстра, управление военных сообщений, военно-топографическое были объединены в Главное Управление Генерального Штаба (ГУГШ). В 1908 г. были утверждены новые штаты Управлений заведующих передвижениями войск по железным дорогам и водяным путям и комендантов железнодорожных станций (приказы по военному ведомству №343, 344). Высочайшим Повелением от 25 мая 1908 г. офицеры, наблюдающие за перевозками войск, были переназначены на должности «офицер для поручений при Заведующем за перевозками войск». В 1910 г. при реорганизации ГУГШ Управление военных сообщений было сокращено до отдела. Высший надзор за всеми перевозками чинов и грузов военного ведомства был сосредоточен в отделе военных сообщений ГУГШ, который непосредственно подчинялся начальнику Генерального Штаба. Во главе отдела военных сообщений стоял начальник отдела военных сообщений, которому подчинялись Заведующие передвижением войск. В каждом военном округе назначался начальник военных сообщений округа, подчинённый непосредственно Начальнику Штаба округа и исполняющий все его распоряжения, относящиеся до данных, необходимых для подготовки боевой готовности округа, и исполняющий вместе с тем указания начальника отдела военных сообщений, касающиеся перевозки войск и грузов, и личного состава, служащих по передвижению войск. Начальник военных сообщений пользовался правами начальника дивизии. В его обязанности входила разработка плана устройства военных сообщений армии при мобилизации, и перевозка войск и их грузов по железным и грунтовым дорогам и водяными путями. При начальнике военных сообщений находилось управление, состоящее из 2 отделений: военно-дорожного и этапного. Отделениями заведовали старшие адъютанты. Заведующий передвижением войск по отдельным группам железных дорог и водяным сообщениям подчинялся начальнику отдела военных сообщений ГУГШ; по отношению же к перевозкам войск и их грузов в пределах каждого военного округа, он исполнял все распоряжения начальника окружного штаба. Заведующий передвижением войск в отношении подчинённых ему комендантов железнодорожных станций, их помощников, комендантов военно-санитарных поездов, состоящих при нём офицеров для поручений, и прочих подведомственных ему чинов пользовался правами командира полка. Коменданты железнодорожных станций, имея в своём ведении определённые участки железных дорог, и подчиняясь непосредственно Заведующему передвижением войск, пользовались правами уездных воинских начальников. К нему должны были обращаться все прибывающие на железнодорожную станцию воинские чины по делам о перевозке войск и грузов. Распоряжения коменданта должны были неукоснительно исполняться всеми воинскими чинами, несмотря на старшинство в чинах. Местные военные власти, гражданское начальство, общая полиция, чины жандармского полицейского управления, железнодорожные управления и их агенты обязаны были оказывать коменданту возможное содействие и исполнять все его законные требования. Для замещения, как в мирное, так и в военное время должностей комендантов железнодорожных станций, состояли офицеры для поручений при Заведующих передвижением войск, которые в мирное время готовились к исполнению военно-железнодорожной службы на больших станциях. Для этого они привлекались к занятиям как у Заведующих передвижением войск, так и у комендантов железнодорожных станций и в управлении военных сообщений. Они участвовали в работах по составлению планов перевозок запасных нижних чинов и лошадей по мобилизационным расписаниям и т.п. Для обеспечения войск хлебом, чаем и горячею пищею во время передвижения по железным дорогам распоряжением окружных штабов учреждались продовольственные пункты, для наблюдения за порядком на коих и ведением отчётности назначались особые Заведующие. С объявлением мобилизации для заведывания продовольственными пунктами распоряжением окружного штаба назначались обер-офицеры или чиновники из числа числящихся в запасе. Эти офицеры (или чиновники), в отношении общего наблюдения за порядком на продовольственном пункте и по денежным счетам, подчинялись уездному воинскому начальнику, а относительно приготовления пищи и времени раздачи таковой перевозимым нижним чинам они выполняли приказания Заведующего передвижениями войск или коменданта станции, на которых возлагалось и наблюдение за доброкачественностью пищи, приготовляемой для перевозимых команд. Для отправления в тыловые госпитали и оказания первоначальной помощи больным и раненым назначались военно-санитарные поезда, которые обращаются в известном районе железной дороги и снабжались всем необходимым для «подания» медицинского пособия. На них назначался, по особым штатам, соответствующий личный состав врачей, фельдшеров, санитаров и сестёр милосердия. Для заведывания такими поездами назначались коменданты, подчинявшиеся Заведующим передвижением войск данного района. В мае 1912 г. Управления комендантов станций переименовываются в «Управление коменданта железнодорожного и водного участков станции». 29 июня 1914 г. было утверждено «Положение о полевом управлении войск», в соответствии с которым, фактически, было произведено отмобилизование органов военных сообщений с началом Первой Мировой войны. С объявлением мобилизации, в приграничных военных округах (включая Московский) были развёрнуты нижеследующие организации органов военных сообщений: - 12 Управлений заведующих передвижением войск; - 86 Управлений комендантов станций; - 100 военно-продовольственных пунктов; - 24 полевых санитарных поезда; - 33 тыловых санитарных поезда; - 5 военно-санитарных ж.д. дезинфекционных отрядов; - 161 почтово-телеграфное учреждение; - части железнодорожных войск. Для обеспечения подвоза по грунтовым путям и обслуживания военных дорог было сформировано 100 армейских транспортов, 41 этапный батальон и 19 этапных рот. Для работы на железнодорожных станциях было сформировано 16 ополченческих рот. Начальники военных сообщений фронтов были переданы в подчинение главным начальникам снабжения. Недостатки в организации службы военных сообщений сказались в первые же месяцы войны. 18 сентября 1915 г. утверждается «Положение о Главном управлении военных сообщений», которое объявляется приказом по Ставке от 22 сентября 1915 г. за №072. Согласно приказу, начальники военных сообщений фронтов вышли из подчинения главным начальникам снабжения и стали подчиняться начальникам штабов фронтов. Приказом Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего от 28 января 1917 г. за №160 было введено «Положение об управлении путями сообщения на театре военных действий». Сохранилась служба военных сообщений и после октябрьского 1917 г. переворота. В октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов создал Комитет по военным и морским делам, который в декабре был переименован в Коллегию военных комиссаров. При Коллегии военных комиссаров было сформировано Управление делами Народного комиссариата по военным и морским делам. Для руководства военными действиями Вооружённых Сил Республики Советов, 4 марта 1918 г. был образован Высший военный совет, который 5 марта своим приказом расформировал Управление ставки. При Высшем военном совете, на базе бывшего Управления военных сообщений на театре военных действий, организуется Управление военных сообщений. 21 мая 2017 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ об установлении в Вооружённых Силах Российской Федерации 18 июня профессионального праздника – Дня службы военных сообщений.