Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Общие сведения: Омский кадетский корпус.

Назад

 

Омский каде́тский военный ко́рпус (до 1925 г. — 1-й Сибирский императора Александра I кадетский корпус) — старейшее и ведущее военное учебное заведение Сибири, выпустившее за всю свою историю блестящую плеяду офицеров, выдающихся и известных государственных, политических, научных, общественных и культурных деятелей. В 2009 году признано лучшим кадетским корпусом России. Одно из самых престижных образовательных учреждений Омска.

Входил в число семи кадетских корпусов в дореволюционной России (наряду с Александровским императора Александра II, 2-м императора Петра Великого, 1-м Московским императрицы Екатерины II, 2-м Московским императора Николая I, 3-м Московским императора Александра II и Донским императора Александра III), имевших в качестве вечного шефа одного из императоров России.

Первый по дате основания кадетский корпус, учреждённый вне Москвы и Петербурга (1813).

С 2014 года — Федеральное государственное казённое образовательное учреждение «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации». Координируется командующим Воздушно-десантными войсками Вооружённых Сил России.

Наследник и продолжатель славы 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса и преемник Омского высшего общевойскового командного училища имени М. В. Фрунзе.

История

Был основан 1 мая 1813 года как Омское войсковое казачье училище по инициативе начальника Сибирской пограничной линии и командира Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенанта Григория Ивановича Глазенапа. Сначала день основания кадетского корпуса ошибочно отсчитывался с 26 августа 1826 года, но историческая комиссия корпуса при содействии директора корпуса генерал-лейтенанта А. А. Медведева документально доказала неосновательность этого счисления и 5 июля 1912 года последовало высочайшее повеление о даровании корпусу старшинства со дня основания Омского войскового казачьего училища (1 мая 1813 года).

Годовой корпусный праздник отмечается 1 мая, храмовый — 6 декабря (по старому стилю). За время существования много раз переименовывался и реорганизовывался.

Омское войсковое казачье училище (1813—1826)

Назначенный в 1807 году начальником Сибирской пограничной линии и командиром Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенант Глазенап, Григорий Иванович обнаружил полное отсутствие образования среди казачества; две гимназии, три уездных училища и две специальных школы на огромных просторах Сибири решить эту задачу не могли. По инициативе и трудами генерала Г. И. Глазенапа и его адъютанта С. Б. Броневского были созданы полковые школы в каждом казачьем полку, а в каждом селении — станичная школа, и при войсковой канцелярии 1 мая 1813 года было учреждено Войсковое казачье училище для подготовки грамотных офицеров Сибирского казачьего войска.

Генерал-лейтенант Г. И. Глазенап так определял цель своего детища: «Дабы поставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием».

Создание Войскового казачьего училища явилось закономерным итогом всей предшествующей казачьей политики командира Отдельного Сибирского корпуса генерала Г. И. Глазенапа. Получив регулярную организацию, Сибирское казачье войско вынуждено было позаботиться и о грамотных людях, служащих в войске.

Очевидно, Г. И. Глазенап, принимая во внимание продолжавшуюся войну с Наполеоном и рассматривая зарождающееся учебное заведение как «домашнее», то есть не зависящее от центральной власти и казны, возложил всю подготовку к открытию на войсковую канцелярию. Войсковой канцелярии предстояло изыскать средства, набрать учителей, приискать удобное здание для помещения воспитанников и служительской команды.

Зимние развлечения во дворе корпуса. Начало XX века

Всю подготовку к открытию войскового училища возглавил и. о. войскового атамана ротмистр Набоков I-й. Им рассылаются по всем полкам, станицам, редутам, форпостам, командам приглашения к пожертвованию средств на открытие училища. Рапортом 12 февраля 1813 года генералу Г. И. Глазенапу ротмистр Набоков сообщает об имеющихся на заведение училища 1300 рублях (748 от войсковой канцелярии, 552 руб. от «разных чинов»). Этой суммы хватило на строительство здания, тем более «лес по усердию казаков заготовлялся и доставляется безденежно». А для содержания воспитанников и учителей ротмистр Набоков предложил передать на пользу учебного заведения доходы от рыбных озёр Потанино, Тогус, Тарыкуль, и др., предлагаемый сбор от которых мог составить до 1000 рублей. Предложение Набокова было рассмотрено Г. И. Глазенапом и его предписанием от 18 февраля 1813 года эти рыбные озёра были приписаны «навсегда в пользу Войскового училища». 22 февраля 1813 года проект положения об училище представляется генералу Г. И. Глазенапу и 25 февраля 1813 года им утверждается.

Между тем для войскового училища «приискивались» как ученики, так и учителя. Ротмистр Набоков предписал от каждого полка выслать в заводимое училище по три мальчика (всего 30), а также перевести из Омской крепостной школы 10 учащихся. Таким образом, составился первый комплект школьников — 40 человек. Первыми учителями приглашены были: инженер-подпоручик Армроне, урядник 2-го полка Потанин, пятидесятник Шахматов.

Продолжали поступать и пожертвования от казаков на устройство училища. Так, 21 марта 1813 года документально зафиксированы поступления из редутов: Мельничный — 5 руб. 19 коп., Степной — 3 руб. 46 коп., Усть-Заостровский — 22 руб. 55 коп., Ачаирский — 27 руб. 23 коп., Покровский — 16 руб. 10 коп., Изылбашский — 21 руб. 30 коп., форпоста Черлаковского — 12 руб. 10 коп.

Так как все необходимые мероприятия по устройству нового училища продвигалось успешно, то решено открытие Войскового училища не связывать с постройкой специального здания и приискать удобное помещение и сразу же начинать занятия. Выбор пал на каменный дом на Ильинском форштадте. Омскому коменданту Вялову предписывалось подготовить дом под училище; «квартирующие теперь в оном доме господа офицеры могут тут быть по 20-е число апреля, ибо к тому числу только с войска воспитанники и учителя соберутся». Эти мнения несколько разнятся с устоявшимся мнением о размещении училища в «посольском доме» для приезжающих в Омск азиатов, «Посольский дом» хоть и размещался а Ильинском форштадте, но был деревянным и едва ли в нём жили «господа офицеры». Впрочем, к осени 1813 года здание для училища было построено и ученики и учителя перешли туда.

Первый набор был невелик: 40 человек. Срок обучения установили в три года, но затем он возрос до 7 и даже 9 лет. Программ и учебников не существовало. Преподавали отставные офицеры и казаки. Первым смотрителем заведения стал есаул Соколов. Казённокоштные воспитанники, а таких было большинство, обучались бесплатно. Уже в 1814 году покупкой ряда книг было положено начало библиотеке заведения. Часть книг подарил сам Г. И. Глазенап. Питание и обмундирование в училище были скромными. Тем не менее, тяга казаков к учению росла, и уже в 1819 году количество воспитанников достигло 322. Приём осуществлялся без особых формальностей. Случалось, в училище издалека добирались круглые сироты, просились, и их брали, не требуя ни знаний, ни документов. Воспитанники отличались грубой простотою нравов. Кулачные расправы были нередкостью.

1817 год — год первого выпуска (лучший выпускник 1817 г. — Г. Е. Шрамов, ставший первым офицером, обученным в азиатской части России). Всего за первое десятилетие (1813—1823 гг.) казачье заведение дало Сибирскому казачьему войску 58 командиров.

В 1821 году генерал П. М. Капцевич возбудил ходатайство о производстве достойнейших из воспитанников училища в офицеры по экзамену. Такое разрешение было получено, и с 1822 года в Войсковом училище производились офицерские экзамены. Училище стало сразу выпускать офицеров, а до того готовило урядников в казачьи полки и учителей в полковые и станичные школы, лучшие из урядников-выпускников через некоторое время монаршим благоволением производились в офицеры. Выпуск офицеров превращался в торжественный акт с участием представителей офицерской и чиновничьей верхушки, местного общества.

С начала периода генерал-губернаторства П. М. Капцевича вводятся направления воспитанников в специальные учебные заведения для продолжения образования с условием возвращения их в Сибирь. Первым офицерский чин прапорщика получил Г. Е. Шрамов. Училище нуждалось в своих преподавателях, и его направляли в Россию для продолжения образования. Вернувшись в училище, он с 1826 по 1847 год служил инспектором классов и преподавателем, дослужился до чина полковника.

Командированные в 1822 году в Земледельческую школу при Императорском Московском обществе сельского хозяйства воспитанники училища П. Л. Щербаков и О.Обухов стали не только первыми учеными-агрономами в Сибирском казачьем войске и преподавателями в Войсковом училище, но и основателями Омского опытного хутора Сибирского казачьего войска, первого в Сибири сельскохозяйственного научно-исследовательского учреждения.

П. М. Капцевич, предвидя многие сложности для училища и для войска от содержания учебного заведения только за счёт войсковых средств, предложил войсковому начальству составить новое положение об училище и его штате. По составлению таковых документов своё мнение о реорганизации училища П. М. Капцевич в 1823 году направляет на рассмотрение Государственного Совета. После двухгодичных хождений ходатайство П. М. Капцевича рассматривается на заседаниях Государственного Совета, результатом которых 9 марта 1825 года является Высочайшее утверждённое мнение Государственного Совета об отпуске средств на содержание Омского войскового казачьего училища из государственного казначейства, оставившее в пользу училища рыбные озёра. Переход училища на полное государственное (казённое) содержание не могло благоприятно не сказаться на жизни училища и учебном процессе в нём.

«Домашний» период (1813—1826 гг.) существования училища до 1911 года как бы не засчитывался в последующую историю Сибирского кадетского корпуса. Поэтому первый 50-летний юбилей праздновали 22 августа 1876 года. И в те дни вопрос о преемственности Войскового училища с Сибирским кадетским корпусом (Сибирский военной гимназией) будировался. Но бывший воспитанник училища, а затем воспитатель П. А. Золотов подготовил специальный доклад «По вопросу о 50-летней годовщине Сибирской военной гимназии», где войсковое училище рассматривалось лишь как «домашнее» учебное заведение казачьего войска. Лишь в 1911 году возобладала иная точка зрения.

В 1826 году училище было переименовано в Омское училище Сибирского линейного казачьего войска.

Омское училище Сибирского линейного казачьего войска (1826—1845)

В 1826 году впервые было высочайше утверждено положение об училище. Оно переименовывалось в «училище Сибирского линейного казачьего войска». Названием подчеркивалось войсковое назначение училища, но тем не менее уже не подчинялось войсковой канцелярии, переходило в непосредственное ведение командира Отдельного Сибирского корпуса.

Ему увеличили пособие от казны, а с 1830 года оно перешло на полное содержание государственного казначейства. Это было многопрофильное учебное заведение, готовившее офицерские кадры для различных структурных подразделений. Был выделен учительско-писарский класс, в котором собирали учеников со средними способностями. Отделение мастеровых являлось чем-то вроде штрафного. Его воспитанники жили отдельно, ходили в худшей одежде, не занимались в классах, не садились за общий стол. Это отделение давало войску слесарей, столяров, шорников, «коновалов» и т. д.

Омский кадетский корпус

В положении об училище оговаривалось, что в училище могли поступать лишь дети казаков всех званий. В 1832 году новый командир Отдельного Сибирского корпуса — генерал-губернатор Западной Сибири И. Н. Вельяминов добивается высочайшего разрешения о приёме в училище детей штаб-офицеров регулярных войск и гражданских чиновников. По окончании училища эти воспитанники получали чин прапорщика и направлялись в сибирские линейные батальоны. Учебный курс училища становится семилетним и разделяется на семь классов, которые именовались: 3, 2, 1-й нижний, 2 и 1-й средний, 2 и 1-й верхний. Кандидаты в училище, как и прежде, сдавали экзамены, по результатам которых распределялись в соответствующие классы. Расширился круг преподаваемых предметов, особенно военных: тактики, военного судопроизводства, воинского устава и воинской риторики. Татарский язык вводится для казачьих детей, французский — для дворян.

Попав в казённое ведомство, училище начинало испытывать и определение трудности. Во-первых, недостаток способных учителей. Прежняя система командировок от казачьего войска грамотных урядников, отставных сотников для преподавания «наук» перестала удовлетворять, нужны были иные люди. Появившиеся в училище после окончания Казанского университета в конце 1830-х гг. Н. Ф. Костылецкий и Е. П. Старков (воспитанники училища в прошлом) серьезных перемен в училище не делали, да и были ещё недостаточно опытны.

В 1828 году в ведении училища была передана Омская азиатская школа, существовавшая с 1789 года для подготовки толмачей и переводчиков. Окончательное упразднение азиатской школы произошло 17 января 1837 года по Высочайшему указу императора Николая I, к тому времени в школе преподавали персидский, арабский, татарский и монгольский языки. Упразднение школы повлекло за собой создание при училище класса восточных языков и топографов.

С 1833 года в училище стали принимать дворян: детей офицеров регулярных войск и чиновников всей Сибири. Допущение дворян повысило престиж заведения. С этого момента учреждение взяло курс на серьезную подготовку высококвалифицированных и благородно воспитанных кадров дворянского и служилого сословия.

В составе училища было создано «дворянское капральство» из 60-ти воспитанников при общем комплекте в 240 человек. В его танцкласс зачастили дамы из высшего омского общества. Дворяне по сравнению с казаками имели ряд преимуществ: они учили французский язык, а казаки — только татарский. Кроме того, обозначилась тенденция увеличения приёма дворян за счёт уменьшения числа казачьих квот. В 20-40 гг. XIX века училище неоднократно меняло свою программу, штаты и прочее, постепенно приближаясь к общему типу российских военно-учебных заведений. Преподаватели были уравнены в правах со старшими учителями гимназий, получали неплохое жалование. Среди них появились лица с высшим образованием. Преподавание велось по печатным «руководствам» и по рукописным «запискам». Владению оружием и «фронту» воспитанников обучали прикомандированные урядники из образцовых частей отдельного Сибирского корпуса.

В 1833 году училище завело собственные сад и огород, которые обрабатывались воспитанниками.

В какой-то степени показателен приказ по училищу от 11 января 1836 года, изданный директором корпуса полковником Н. Л. Черкасовым: «Некоторые учителя не приходят в классы, получая значительное жалованье. Фортификация снова преподаётся учениками. Французский язык в жалком положении. Если учитель Турно его самовольно кинул, то можно бы распорядиться учить под присмотром унтер-офицеров, учившихся прежде французскому языку». Был очевиден (судя по документам) конфликт между директором, с одной стороны, и преподавателями, воспитателями, служителями — с другой. Приказы первого игнорировались, многие полезные начинания забывались.

В 1837 году состоялась поездка Великого князя, наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II) по России. В Сибири наследник доехал только до Тобольска, где ему был устроен соответствующий приём. Со всех уголков России собирались представители различных учреждений для приветствий и поднесения подарков будущему императору. В Тобольск от училища был командирован с подарками (рисунками; чертежами и сочинениями, математическими инструментами) инспектор классов войсковой старшина Шрамов. Подарки благосклонно были приняты Цесаревичем, а уряднику I-го класса Корнилову были пожалованы 300 рублей за поднесение в подарок математических инструментов собственной работы.

В 1837 году, посетив училище и обнаружив множество неисправностей, генерал-губернатор Западной Сибири и командир Отдельного Сибирского корпуса князь П. Л. Горчаков выразил недовольство директором училища. В 1838 году директор Н. Л. Черкасов вынужден был уйти в отставку.

Ему на смену директором был назначен клеврет П. Л. Горчакова, генерал-майор Ф. А. Шрамм, обладавший, даже по мнению официальных инстанций, непроходимой глупостью. Несмотря на все неурядицы, училище продолжало выпускать способных офицеров. Тогдашняя обстановка (события в Киргизской степи, открытие внешних округов, движение султанов Касима, Санжара и Кенесары Касымовых) способствовала служебным успехам выпускников училища. Позднее, когда в церкви Сибирского кадетского корпуса устанавливались чёрные мраморные доски в память погибших выпускников, то первым было занесено имя хорунжего Алексея Рытова, погибшего в стычке с мятежными киргизами 7 декабря 1837 года.

Для военных занятий имелись ружья и сабли. Воспитанники носили казачью форму, лучшие из них отмечались фельдфебельским или унтер-офицерским галуном.

Крупным событием в жизни училища стало устройство летних лагерей в 1841 году, где воспитанники размещались по-походному в палатках. Большое внимание в лагерях уделялось как оздоровительным мероприятиям, так и военным занятиям.

В 1826—1845 гг. из училища было выпущено 111 офицеров и 558 урядников, учителей, писарей, переводчиков и мастеровых. К сентябрю 1876 года из выпускников этого периода пятеро стали генералами: казаки В. Осипов, М. Казачинин, С. Панков, П. Ребров и дворянин А. Померанцев. Если учесть, что казачьих детей принимали в училище и выпускали офицерами несмотря на звания их отцов, то для многих выходцев из простых семей заведение стало во многом воротами в большой мир, гарантированной возможностью сделать карьеру. Российская империя в то время проводила усиленную колонизацию киргизской степи, и казаки несли не только загранично-гарнизонную службу, но и участвовали в военно-научных экспедициях и разведках, в боевых столкновениях с кочевниками. Воспитанник училища Иван Карбышев прославился тем, что с отрядом казаков перехватил и доставил в Омск хана Среднего Жуза Габайдулу Валиханова, решившего отойти от России и принять китайское подданство. Иван Карбышев неоднократно разбивал кочевников, а в 1854 году он основал город Верный. Михаил Казачинин заложил Кокчетав, Сергей Лукин — Сергиополь в Семиречье. Степан Абакумов со своим полком проложил почтовый тракт от Семипалатинска до Верного; за разработку Гасфордского перевала один из посёлков назван Абакумовским. Всё это выпускники училища.

Многие из них были исследователями: М. Петров, П. Герасимов, И. Шубин, Н. Потанин изъездили степь и Семиречье вдоль и поперёк, пробирались вглубь Азии. Например, хорунжий Н. Потанин (отец Г. Н. Потанина) в 1829 году совершил удивительную поездку в Ташкент и Коканд, вернулся с картой маршрута и с интереснейшим описанием до того неведомых европейцам краёв. Училище дало не только образцовых разведчиков, но и топографов-съёмщиков (Бородин, Боярский, Ваганов, Захаров, Кокоулин, Крутов, Нифантьев и др.). Они входили в экспедиции академика Миддендорфа, Чихаева, Ледсбурга, Бутовского и др. Разработки казаков-топографов легли в основу 10-вёрстной карты Западной Сибири, которой пользовались и в начале XX века. Среди воспитанников училища был и В. И. Вагин, историк, публицист, областник, редактор-издатель газеты «Сибирь».

Сибирский кадетский корпус (1845—1866)

В ноябре 1845 года Омское училище Сибирского линейного казачьего войска было переименовано в Сибирский кадетский корпус (официально с 5 января 1846 г.).

В 30-40-х годах XIX века период острой потребности Сибирского казачьего войска в офицерах прошёл. Увеличилось число выпускаемых из училища урядников. По мнению начальства, развивавшаяся в войске система начальных школ давала образование вполне достаточное.

Поэтому в 1845 году было высочайше утверждено новое положение, по которому училище преобразовалось в Сибирский кадетский корпус, предназначавшийся для подготовки офицеров в линейные батальоны и в казачьи части отдельного Сибирского корпуса. Таким образом, в корпус могли поступать лишь сыновья дворян и казачьих офицеров, путь в него простым казакам отныне был закрыт. 40 вакансий выделялось для воспитанников из Восточной Сибири, то есть заведение приобрело общесибирское значение. Сообразно сословному делению, воспитанники разделялись на роту и эскадрон, по 120 человек в каждом: рота для дворян, эскадрон для казаков. В эскадрон кроме казаков допускались и сыновья казахской знати. Только 20 воспитанников училось на средства родителей, основная масса была казённокоштной. Срок обучения устанавливался в 6 лет.

В 1853/54 учебном году курс удлинили до 7 лет. В 1846 году состоялся первый выпуск на основе нового положения. Лучшим среди дворян оказался Лавр Клугин, впоследствии дослужившийся до чина генерал-лейтенанта и должности помощника начальника Главного штаба. В январе 1847 года класс восточных языков перевели из корпуса в особо учреждённое отделение восточных языков при Омском батальоне военных кантонистов (впоследствии военная прогимназия). Кроме общеобразовательных предметов (языков, математики, физики, химии, истории, географии и т. п.) кадеты изучали военные дисциплины: основы тактики, артиллерии, фортификации. Их обучали также строю, гимнастике, плаванию, фехтованию, верховой езде, пению, танцам. В летних лагерях проводилась практическая военная подготовка, вплоть до стрельбы из артиллерийских орудий.

Поскольку дворяне находились на привилегированном положении (казаки по-прежнему могли учить только татарский и т. д.), между ротой и эскадроном существовали трения, иногда доходившие до потасовок. В комнатах кадеты жили, не разделяясь по возрастам, что вело к гегемонии старших. Учебный день расписывался по минутам, за дисциплиной строго следили офицеры-воспитатели, фельдфебель, вахмистр, унтер-офицеры и ефрейторы.

В 1848 году в корпусе была открыта собственная церковь. Император Александр II, взойдя на престол, приказал установить в кадетских заведениях мраморные доски с именами лучших учеников и воспитанников, павших на поле брани. В Сибирском кадетском корпусе такие мраморные доски поместили в корпусную церковь, а белые — с именами первых учеников — в помещение роты. Выпускники корпуса 1846—1866 годов отличились при завоевании Средней Азии. Дмитрий Шайтанов (впоследствии генерал-лейтенант), Григорий Бутаков и Павел Обух в 1860—1862 годах участвовали в многочисленных схватках с кокандцами, оспаривавшими у русских Семиречье, брали крепость Пишпек. Во время Кокандской войны (1875—1876 гг.) особенно прославился Семён Елгаштин, командир Сибирского 1-го казачьего полка. Лихим кавалерийским набегом через горы он разбил отряд Зюльфракар-бека, а при штурме Андижана с тремя сотнями казаков ворвался в город и захватил цитадель и ханский дворец.

Не меньший вклад выпускники корпуса этого периода внесли в развитие культуры, науки и общественного движения азиатской России. Среди них — уже упоминавшийся А. П. Нестеров, знаменитый Г. Н. Потанин. Менее известно, что кадетский корпус окончил Н. Ф. Анненский, экономист и публицист, редактор журнала «Русское богатство», деятель земского движения, один из лидеров партий «Народное право», «Союз освобождения», основатель народно-социалистической партии; его труды легли в основу земской статистики. Среди выпускников корпуса был Г. Е. Катанаев, историк Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Ярким представителем казахской знати, окончившим корпус, был сын казахского султана Ч. Ч. Валиханов, человек разносторонних дарований, разведчик и просветитель. Он совершил замечательную поездку в Коканд, Ташкент и Кашгарию. Выдавая себя за среднеазиатского торговца, он два года работал под страхом быть узнанным и преданным страшной казни. В Россию Валиханов вернулся с бесценными в научном и военном смысле материалами.

Сибирская военная гимназия (1866—1882)

Воспитанники военных гимназий: Нижегородской графа Аракчеева, Петровской-Полтавской, Орловской Бахтина и Сибирской. 30 августа 1876

В ходе реформы военного образования в 1866 году Сибирский кадетский корпус был преобразован в военную гимназию.

Наряду с казённо — и своекоштными воспитанниками стали принимать и так называемых «приходящих», то есть живущих с родителями и приходящие только на занятия. В число их допускались дети всех сословий. Тем самым заведение теряло закрытый характер. Сословное деление на роту и эскадрон ликвидировалось. Каждый из классов размещался отдельно. Поэтому оснований для нездоровых отношений между старшими и младшими не стало.

Особенностью Сибирской военной гимназии явилось то, что в неё без вступительных экзаменов принимали детей казахских султанов, баев и старейшин. Кроме того, сохранялось преподавание татарского языка. Казаки и казахи имели право учить западноевропейские языки, но только один, на выбор: французский или немецкий. Переход к гимназиям, по-видимому, сопровождался повышением требований к качеству знаний. Увеличилось и количество предметов, что вело к перегрузкам. Не все их выдерживали. Слабых учеников или отчисляли, или переводили в военные прогимназии. Полки Сибирского казачьего войска выдвигались на китайскую границу, в такие глухие места, где офицерам трудно было дать своим сыновьям военное образование.

В Сибирскую военную гимназию пришло много гражданских преподавателей и воспитателей. Многие сочетали учебно-педагогическую деятельность c научно-исследовательской. Когда в Омске в 1877 году возник Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, среди его членов-учредителей шестеро либо преподавали там, либо окончили её (А. И. Сулоцкий, Ф. Л. Чернавин, М. В. Певцов, Куртуков, П. А. Словцов, Г. Е. Катанаев). Среди выпускников можно назвать Н. И. Симонова, участника среднеазиатских экспедиций, похода в Китай в 1900 году, Русско-японской войны. Он дослужился до чина генерала от кавалерии, написав ряд трудов военно-исторического характера. Другой питомец корпуса, 11 лет работавший в ней воспитателем, И. И. Булатов стал известен в 1904 году. Во время волнений в польском городе Радоме он, полковник, командир 26-го Могилёвского полка, не захотел применять силу оружия, пошёл один к толпе со словами миролюбия и был убит.

В 1882 году гимназия вновь была преобразована в кадетский корпус.

Сибирский кадетский корпус (1882—1907)

С воцарением Александра III военные гимназии в июле 1882 года переименовываются в кадетские корпуса. Вместо классов создаются роты во главе с офицерами. Воспитателями становятся только офицеры. Кадеты блистают на парадах и смотрах. Именно в кадетских корпусах вырабатывалась та особенная выправка, которой отличались кадровые офицеры императорской армии.

С 1900 года в Сибирском кадетском корпусе вводится новый предмет — законоведение, цель которого — выяснить питомцам, что существеннейшими элементами всякого организованного общества являются «власть» и «закон». В июле 1861 года корпус посетил наследник престола — Цесаревич Николай Александрович, в октябре 1899 года — военный министр А. Н. Куропаткин, в октябре 1900 года — августейший начальник главного управления военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович. Эти посещения, несомненно, воспитывали в будущих офицерах верность престолу. Особенно глубокий след в жизни корпуса оставило посещение великого князя Константина Константиновича, незаурядного педагога и литератора. Он подчеркивал необходимость товарищеских взаимоотношений старших и младших кадет. В корпусе имелись фехтовальный зал, разные гимнастические приборы, каток, лыжи, бассейн, летняя купальня, флотилия лодок.

Омский кадетский корпус (1907—1913)

В связи с тем, что в 1900 году был открыт Хабаровский кадетский корпус и уже существовал проект создания Иркутского кадетского корпуса, Сибирский кадетский корпус терял своё общесибирское значение. Приказом № 974 от 18 сентября 1907 года он был переименован в Омский кадетский корпус.

С 1911 года ежегодно проводился гимнастический праздник с призовыми состязаниями по стрельбе, фехтованию, бегу и пр. Широко практиковалась демонстрация групповых гимнастических упражнений. Не оставлялось без внимания и трудовое воспитание. Работали токарная и переплётная мастерские. Кадеты ухаживали за садом и огородом. Ежегодно проводился праздник древонасаждений, когда каждый сажал деревце и вешал к нему дощечку со своей фамилией и датой посадки. Так получилось, что в начале 1910-х годов Омский кадетский корпус торжественно отмечал годовщину за годовщиной: в 1911 году — 50-летие освобождения крестьян, в 1912 году — столетие Отечественной войны, в 1913 году — 300-летие дома Романовых и своё собственное столетие.

1-й Сибирский императора Александра I кадетский корпус (1913—1925)

 

Кадеты Сибирского кадетского корпуса. 1919

1 мая 1913 года в связи со 100-летним юбилеем Омского кадетского корпуса высочайшим приказом императора Николая II ему было присвоено имя императора Александра I и повелено корпусу впредь именоваться 1-м Сибирским императора Александра I кадетским корпусом. Всем чинам и кадетам корпуса на погоны и эполеты был пожалован вензель Александра I.

В 1913 году в заведении училось 360 кадет, да ещё 52 — в приготовительном пансионе Сибирского казачьего войска. К сожалению, о судьбе выпускников заведения предреволюционной поры известно мало.

В 1908 году его окончил А. Н. Пепеляев, в будущем генерал-лейтенант, командующий 1-й Сибирской армией в войсках адмирала Колчака, в 1914 году — А. А. Грызов (А. Ачаир), довольно известный поэт белой эмиграции. На полях первой мировой войны полегло почти все кадровое офицерство, в том числе и десятки бывших кадет-сибиряков.

После Февральской революции Временное правительство распорядилось преобразовать корпус в 1-ю Сибирскую гимназию Военного ведомства. После свержения в Омске советской власти, летом 1918 года, Временное Сибирское правительство восстановило кадетский корпус.

В ночь с 18 на 19 февраля 1918 года, воспользовавшись суматохой, в Омск ворвался отряд атамана Б. В. Анненкова, который занял корпус и Свято-Никольский казачий собор. После перестрелки с красногвардейцами анненковцы ушли из города.

В начале 1919 года адмирал А. В. Колчак вернул корпусу наименование Первого Сибирского императорского. 30 июля 1919 года корпус был эвакуирован во Владивосток и расквартирован на Русском острове. До 1 сентября 1919 года здесь находилось 1-е Омское артиллерийское училище. В январе 1920 года к власти во Владивостоке пришло левое правительство А. С. Медведева, распорядившееся о закрытии корпуса с 1 апреля 1921 года., но в мае того же года левое правительство было свергнуто, и корпус продолжил свою деятельность. 25 октября 1922 года на судах Сибирской флотилии под командованием адмирала Г. К. Старка корпус ушёл из Владивостока в Шанхай, где в одно учебное заведение были сведены Первый Сибирский императорский и Хабаровский кадетские корпуса. В Шанхае было сделано два выпуска. В 1924 году по требованию китайских властей корпус был вынужден в феврале отправить сначала младшие классы, а 6 ноября 1924 года — старшие классы в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, где оба корпуса были официально расформированы 1 февраля 1925 года.

Советский период учебного заведения (1919(25) — 1999)

На территории и в зданиях, оставленных кадетами, продолжали готовить офицерские кадры, но уже для Красной армии и Вооружённых Сил Советского Союза:

  1. 1919—1921 — Первые Сибирские пехотные курсы командного состава РККА;
  2. 1921—1925 — 24-я Омская пехотная школа имени Коминтерна;
  3. 1925—1926 — Омская пехотная школа;
  4. 1926—1936 — Омская пехотная школа имени М. В. Фрунзе;
  5. 1936—1937 — Омская объединённая военная школа;
  6. 1937—1941 — Омское военное училище имени М. В. Фрунзе;
  7. 1941—1944 — Первое Омское военно-пехотное училище имени М. В. Фрунзе и Второе Омское военно-пехотное училище;
  8. 1944—1958 — Омское военно-пехотное Краснознамённое училище имени М. В. Фрунзе;
  9. 1958—1968 — Омское высшее общевойсковое командное Краснознамённое училище имени М. В. Фрунзе;
  10. 1968—1999 — Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени М. В. Фрунзе.

Омский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации (1999—2011)

После расформирования в 1999 году Омского высшего общевойскового командного дважды Краснознамённого училища имени М. В. Фрунзе по инициативе Губернатора Омской области Л. К. Полежаева, поддержанной Министром обороны РФ маршалом И. Д. Сергеевым, на базе упразднённого училища был возрожден Омский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации.

В сентябре 1999 года воссозданный Омский кадетский корпус принял первые две роты воспитанников. Возглавил корпус герой Афганской войны (1979—1989), Герой Советского Союза полковник Н. В. Кравченко, его заместителями стали полковник А. П. Шелег и подполковник С. М. Турянчик. Полностью корпус был укомплектован к 2001 году по штату в составе шести кадетских рот (по 100 человек), каждая из которых ключала в себя 4 взвода, общая численность корпуса вместе с командным и офицерским составом превосходила 700 человек. С личным составом работали действующие и отставные (в запасе) кадровые офицеры (от лейтенанта до полковника).

В 2001 году начальником корпуса стал полковник Виктор Романович Басаев, под руководством которого в 2009 году Омский кадетский корпус по результатам конкурса Минобороны России был признан лучшим кадетским корпусом России. В этом же году был произведён первый и единственный набор иностранных кадет — граждан Монголии в 3 роту кадет под командованием майора А. Б. Яблочкина. С 2010 года в связи с реформированием Вооружённых Сил Российской Федерации набор сократился на 50 %.

В целях оптимизации учебного процесса, стимулирования воспитанников в кадетском корпусе были учреждены стипендии имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, генерала Д. М. Карбышева и генерала Л. Г. Корнилова.

Кадетская школа-интернат «Омский кадетский корпус» (2011—2014)

В 2011 году приказом Министра обороны РФ А. Э. Сердюкова Омский кадетский корпус был передан из ведения Министерства обороны РФ в ведение Омской области. Появление кадетской школы-интерната «Омский кадетский корпус» было встречено резко негативно кадетами, выпускниками и служащими учреждения. Инициативы министра А. Э. Сердюкова не нашли поддержки у образовательного сообщества.

Корпус существовал в организационно-правовой форме бюджетного образовательного учреждения до 2013 года, затем принял форму казённого образовательного учреждения Омской области. Функции учредителя от имени Омской области и общее руководство деятельностью учреждения осуществляли Министерство образования Омской области (в части образовательного процесса) и Министерство имущественных отношений Омской области (в части имущества и материально-технического обеспечения).

Несмотря на изменение подведомственности корпуса, его выпускники продолжали восприниматься как и прежде — в качестве выходцев одной из лучших и старейших кузниц истинных сынов Отечества, а сам корпус оставался по своей сути военным образовательным учреждением России.

Назначение нового Министра обороны РФ генерала С. К. Шойгу переменило ситуацию и в Вооружённых Силах РФ, и с корпусом — в 2013 году министр С. К. Шойгу при поддержке Губернатора Омской области В. И. Назарова принял решение вернуть Омский кадетский корпус в ведение Министерства обороны Российской Федерации, присвоив ему статус федерального образовательного учреждения, и поручил начать процедуру передачи.

Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации

В декабре 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации "О передаче КОУ Омской области «Кадетская школа-интернат „Омский кадетский корпус“ в ведение Министерства обороны Российской Федерации» кадетский корпус был полностью возвращен в систему Минобороны России.

14 мая 2014 года министр С. К. Шойгу издал приказ № 309, которым была закончена вся процедура передачи кадетского корпуса в ведение Минобороны России и установлено новое наименование учреждения — «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации».

С июня 2014 года корпус начал процедуру перехода на семилетний период обучения.

11 марта 2016 года Омский кадетский корпус с официальным визитом посетила делегация Псковской области во главе с Губернатором Псковской области Андреем Турчаком в целях полного ознакомления с его историей, современным развитием и функционированием для обмена опытом. В качестве эталонного учреждения, достойного подражания, корпус был рекомендован командующим ВДВ генералом Владимиром Шамановым.

На сегодняшний день стоит признать, и сегодня мы это увидели воочию, что это действительно одно из лучших кадетских заведений в Российской Федерации. Учиться надо у лучших, поэтому мы оказались здесь, в Омской области, — рассказал губернатор А. Турчак.

14 мая 2016 года Омскому кадетскому корпусу вручено знамя и Грамота Министра обороны Российской Федерации к знамени.


Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов