Первое учебное заведение российской армии, где проводилась психолого-педагогическая подготовка офицеров-воспитателей и преподавателей для военно-учебных заведений. Открыты в 1900 г. при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Санкт-Петербурге под руководством генерала А. Н. Макарова. Состояли из одногодичных воспитательских курсов, которые готовили офицеров-воспитателей для кадетских корпусов и были организованы по приказу военного ведомства от 15 июня 1900 г. № 213, и двухгодичных учительских курсов, которые были предназначены для подготовки офицеров-преподавателей для военно-учебных заведений и были открыты в 1903 г. по Приказу военного ведомства от 9 сентября 1903 года № 332. Данные курсы существовали до 1917 г. и внесли существенный вклад в развитие педагогической теории и практики в России в начале ХХ века. После революции на их базе был открыт военно-педагогический институт. При Педагогических курсах 24 октября 1901 г. была открыта первая в России лаборатория экспериментальной педагогической психологии под руководством А. П. Нечаева . Тем самым было положено начало систематическим научным исследованиям в области экспериментальной педагогики и психолого-педагогической диагностики в России
В 1865 г., для приготовления вновь образованным воен. гимназиям специалистов-преподавателей, при 2-ой Спб. воен. гимназии были учреждены Педагогические курсы, на которырых в продолжение 2 лет лица с высшим образованием теоретически и практически подготовлялись к преподавательской деятельности. Слушатели этих курсов получали стипендии от 500 до 600 р. в год и по успешном окончании их обязывались прослужить в в.-учебн. ведомстве не менее 3 лет, при чем им засчитывалось вообще в действит. учебную службу все время со дня поступления на курсы. В первые годы существония этих курсов в конференции их, под председательством директора 2-ой воен. гимназии, Г. Г. Даниловича, принимали участие такие выдающиеся педагоги, как: Н. Н. Алексеев, К. К. Сент-Илер, И. Ф. Рашевский, В. А. Евтушевский, Л. Н. Модзалевский, Н. X. Вессель и Д. Д. Семенов. Приказом по в. в. от 21 июня 1883 г. за № 153, курсы эти, давшие воен. гимназиям 77 преподователей, были закрыты. Существующие в наст. время Педагогические курсы ведомства в.-учебных заведений возникли по инициативе известного воен. педагога A. Н. Макарова и распадаются на воспитательские и учительские. Первые, имеющие целью давать офицерам подготовку к исполнению воспитат. обязанностей в кад. корпусах, основаны в 1900 г.; вторые, предназначенные для подготовления кандидатов на учительск. должности в те же заведения, — в 1903 г. Занятия как на тех, так и на друг. курсах организованы при Педагогическом музее в.-учебн. заведений (Спб., Соляной городок). Курсы состоят в ведении Гл. упр-ния в.-учебн. заведений и непосредствено подчиняются особ. руководителю. Всеми делами, относящимися до учебн. части курсов, ведает конференция. Занятия на воспитательск. курсах начинаются с 1 июня и продолжаются год. В период с 1 сентября по 1 июня преподаются следующие предметы: а) основы анатомии и физиологии человека, б) школьная и практич. гигиена, в) начала логики и психологии, г) историч. очерк развития педагогич. идей и современ. учение о воспитании и д) методика и история физич. упражнений, физиология движений. Кроме того, слушатели курсов знакомятся с действующими в кад. к-сах инструкциями по воспитат. и учебн. частям и занимаются художеств. чтением. С 1 июня по 10 авг. со слушателями производятся практич. занятия: а) гимнастикой с по-движн. играми, б) фехтованием на шпаге и сабле, в) плаванием, г) ручн. трудом и д) поданием первой помощи в несчастн. случаях. По окончании летн. практич. занятий слуш-лям производится испытание по всем предметам обучения, при чем успешно прошедшие эти занятия получают свидет-ва на право препод-ния тех из них, изучение к-рых ими заканчивается. В конце учебн. года слуш-лям курсов, в присутствии конф-ции, производится испытание по остальн. предметам. На курсы принимаются: а) оф-ры-восп-ли Паж. Е. И. B. к-са и кад. к-сов, равно как и оф-ры, прикомандированные к назван. зав-ниям для исправления этой долж-ти, и б) оф-ры, числящиеся в тех же зав-ниях кандидатами для замещения воспитат. долж-тей. Общее число слуш-лей не превышает 35 ч. Предметы, к преподаванию которых д. готовиться кандидаты на учительск. долж-ти в кад. к-сах, определяются нач-ком гл. упр-ния в.-уч. зав-ний в зав-сти от существующей в этих к-сах потребности на учителей тех или друг. учебн. предметов. В кандидаты принимаются воен. и гражд. лица, окончившие курс наук как высш. воен., так и в гражд. учебн. зав-ниях. Для подгот-ния уч-лей франц. языка на курсы допускаются лица, окончившие курс ср.-уч. зав-ний, по выдержании вступит. испытания в практич. и теоретич. знании ими франц. язы-ка, a равно и иностр. подданные, окончившие курс заграничн. учебн. заведений. Из числа чинов воен. вед-ва, удовлетворяющих приведенным условиям образования и друг. требованиям, занесенным в особ. правила, утвержденные гл. нач-ком в.-учебн. зав-ний, к приему на курсы допускаются: а) строев. оф-ры всех родов войск и службы, прослужившие в строю не менее 2 л.; б) оф-ры и чин-ки, состоящие на администрат. долж-тях в зав-ниях, учр-ниях и упр-ниях воен. вед-ва, и в) оф-ры-восп-ли в.-учебн. зав-ний. Число кандидатов, ежегодно принимаемых на курсы, определяется в 12 ч. Каждый из кандидатов готовится к препод-нию одного из предметов учебн. курса кад. к-сов, но с разрешения конф-ции кандидат м. готовиться к препод-нию 2 или более предметов. Курс продолжается 2 г., при чем в 1-й год занятия состоят: а) в изучении основ анатомии и физиологии человека, школьн. гигиены, начал логики и психологии и истории развития П. идей; б) в составлении рефератов по истории педагогики и психологии; в) специальн. практич. занятиях по тем предметам обучения, к-рые должны сопровождаться опытами и наблюдениями; г) в изучении учебн. лит-ры того предмета, к препод-нию к-рого готовится кандидат, и д) в посещении уроков учителей-руководителей. Во 2-й год пребывания на курсах занятия кандидатов состоят: а) в посещении уроков учителей-руков-лей и своих товарищей; б) в изучении методики предмета, к преподаванию которого кандидат готовится; в) в составлении планов уроков; г) в давании пробных уроков и упражнений в преподавании более или менее крупных частей учебного курса и д) в посещении спец. конференций, на которых обсуждаются планы уроков, составляемые кандидатами, исполнение этих планов в классах и результаты преподавания их вообще. По окончании курсов каждый кандидат, признанный конференциею успешно подготовленным, обязан прослужить по в.-учебному ведомству не менее 3 л. и назначается на службу штатн. преподавателем в кадетские корпуса. Первым руководителе П. курсов был генерал-лейтенант A. H. Макаров (1900—06); 2-м — генерал-лейтенант З. А. Макшеев, прошедший разносторон. Педагогическую карьеру: офицера-воспитателя, преподавателя, ротного командира, инспектора классов и директора кадетского корпуса и на всех этих поприщах зарекомендовавший себя опытным и талантливым педагогом.
В период 1900—1913 гг. курсы выпустили: 353 офицеров-воспитателей и 107 преподавателей.