Академия Генерального штаба. Развитие военного дела уже в конце XIX в. требовало пересмотра системы подготовки офицерских кадров для управления штабами дивизий, корпусов и армий. Всё более утверждалось мнение о необходимости создания специального органа, который был бы способен "выполнять работу и высшего стратегического порядка".
Окончательно во-прос о преобразовании Главного штаба и формировании Гене-рального штаба был решен только во время русско-японской войны. Одновременно комиссия Н. Обручева занялась опреде-лением профиля Военной академии. Перед комиссией был по-ставлен вопрос:
"Какой должен быть характер и объем возла-гаемых на академию задач, а именно: должна ли она преимуще-ственно преследовать цель широкого распространения образова-ния в армии и... быть, так сказать, военным университетом. Или же академия должна быть школою офицеров Генерального штаба, подготовляющею только то число офицеров этой специаль-ности, какое требуется в данное время, но зато возможно основательнее подготовленных?"
Такая постановка вопроса свиде-тельствовала о стремлении военного ведомства ограничить под-готовку штаб-офицерских кадров, сосредоточив главное внима-ние на практической стороне службы Генерального штаба. Ко-миссия, работавшая по данному вопросу, располагала сравни-тельно ограниченным опытом франко-прусской войны 1870 - 1871 гг. и русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг, в которых еще слабо наметились новые перспективы как в области тактики, так и в области стратегии. Это обстоятельство затрудняло разработ-ку системы подготовки высших общевойсковых офицерских кад-ров. Самой комиссии не было ясно, оставаться ли на позиции подготовки офицеров широкого профиля или перейти к систе-ме подготовки узких специалистов. Комиссия изучила опыт Гер-мании и Франции, где преобладало утилитарное направление, и хотя нашла, что такая система не может быть полностью перенесена в Россию., тем не менее, решила усилить узкопрофессиональ-ную подготовку будущих офицеров службы Генерального штаба, что и нашло свое отражение в новом Положении и программах академии, принятых в 1904 г.
Во время войны с Японией выявились серьезные недостатки недавно принятой системы. Было установлено, что офицеры Генерального штаба имели слабое представление о тактике совре-менного боя, были недостаточно знакомы с тактико-техническими свойствами современного оружия, особенно артиллерии, а глав-ное, плохо владели навыками планирования и руководства от-дельными сражениями и не могли осмыслить рождавшиеся фор-мы оперативного искусства.
На Генеральный штаб, а заодно и на Академию посыпался град обвинений в плохом руководстве войной в целом и военными действиями на всех этапах борьбы.
Резкая критика в печати вынудила начальника Генерального штаба генерала Ф. Ф. Палицына и начальника Академии генера-ла Н. П. Михневича приступить к выяснению причин недостат-ков и определению форм и методов подготовки офицеров в Академии.
В феврале 1906 г. при Генеральном штабе была учреж-дена особая комиссия под председательством генерала Н. С. Ер-молова, а при Академии - вторая комиссия, возглавляемая ее начальником. Последняя должна была собрать мнения по вопро-су о выявившихся недостатках специальной подготовки и прак-тических навыков штаб-офицеров - выпускников Академии - и разработать предложения о необходимых мероприятиях для улучшения постановки академического образования. Академия разослала вопросник в 300 адресов, в том числе всем генералам, принимавшим участие в последней войне. Получено было только 60 ответов, но их оказалось достаточно, чтобы составить специ-альную записку о работе офицеров Генерального штаба во время войны с Японией.
В целом работа Академии была оценена довольно высоко. Однако выпускники Академии - участники войны - указывали на ряд недостатков в их подготовке.
По их мнению, Академия пе-рестала быть рассадником военной науки и отстает от требова-ний современности и поэтому не дает возможности видеть пер-спективу развития военного дела. Они подчеркивали также, что постановка преподавания страдает излишней теоретичностью, а ведущие курсы стратегии и тактики явно устарели, равно как и курсы фортификации и артиллерии. Их предложения сводились к максимальному приближению теории к практике и решитель-ному обновлению ведущих дисциплин. Не обошли они и вопрос о профессионализации. Почти все подчеркивали необходимость обеспечения более широкой штабной подготовки
Полученные материалы, характеризующие деятельность Академии главным образом с положительной стороны, не устраива-ли руководителей Генерального штаба. Из них следовало, что в поражении повинна не столько подготовка офицеров штабной службы, сколько существующая военная организация в стране и сам строй общества.
Руководителям же Генерального штаба ну-жен был "козел отпущения" за провал руководства войной. По-явилась новая комиссия во главе с генералом Сухомлиновым, однако и она не оправдала надежд министерства. Комиссия вела работу в течение 1908 г. и представила соображения о профиле Академии и постановке в ней преподавания.
На этой основе было подготовлено новое Положение (утвержденное в 1909 г.), в раз-работке которого принимала "самое энергичное участие Конференция Академии" (Ученый совет). В новом Положении подт-верждались принципы подготовки офицеров Генерального штаба широкого профиля.
"Николаевская академия, - говорилось в нем, - имеет целью давать офицерам нашей армии высшее воен-ное образование. Окончившими академический курс по 1-му разряду комплектуется корпус офицеров Генерального штаба на основании особого Положения. Кроме того, задачей Академии является развитие трудами ее профессоров военной науки и рас-пространение литературно учеными работами военных знаний в армии".
Новые штаты Академии были утверждены в 1911 г. Не успела Академия получить новые штаты, как в Генераль-ном штабе решили изменить способ комплектования самого шта-ба, а также Академии. Генерал-майор Алексеев представил до-клад о целесообразности расширения контингента слушателей Академии до 450 человек, с тем чтобы всех окончивших направ-лять сначала в войска для стажировки, а затем оттуда черпать кадры для Генерального штаба.
Целесообразно, писал Алексеев, "комплектование Генерального штаба поставить вне безус-ловной зависимости от степени успешности окончания офицера-ми академии, обосновав это комплектование на возможно широ-ком выборе из среды офицеров, получивших высшее военное об-разование и фактически доказавших своей дальнейшей службою по окончании Академии пригодность к несению обязанностей офицера Генерального штаба".
Целесообразность этих предложений была очевидной. В пер-вую очередь был бы решен вопрос о замещении войсковых шта-бов квалифицированными кадрами и во вторую - комплекто-вание самого Генерального штаба лицами, получившими прак-тическую закалку в войсках. Вероятно, Генеральный штаб про-вел бы эту меру, но помешала война.
Структура Академии предусматривала основное отделение с двухлетним сроком обучения, в дополнение к которому действо-вал курс восточных языков, а также отдельный двухлетний ин-тендантский курс, существовавший с 1900 по 1911 г. Из приведенных данных следует, что, несмотря на выявив-шуюся нехватку офицеров Генерального штаба в войсках, министерство не увеличивало контингент Академии. До последнего курса доходило не более 180 человек и оканчивали Академию далеко не все.
Война 1914 - 1918 гг. предъявила огромные требования в ча-сти обеспечения армии офицерами Генерального штаба. Акаде-мия произвела досрочные выпуски, и на время войны учебные занятия прекратились. В ней действовал временный штат. Все профессора академии были причислены к Генеральному штабу, часть из них получила назначения на крупные посты в действу-ющую армию.
В 1916 г. было введено Положение об ускоренной подготовке офицеров для полевых частей в Академии ввиду огромной по-требности таких специалистов в войсках и объявлен набор, про-должавшийся до конца года. К 1 января 1917 г. было принято 120 слушателей на младший курс. <...>