Военно-инженерная академия
Рост военной техники, расширение сети железных дорог и совершенствование средств связи требо-вали изменения ряда положений стратегии, осмысления новых форм военных действий и обеспечения их инженерными средст-вами. В связи с этим нужно было пересмотреть методы подго-товки специалистов инженерного дела. Однако работавшая в 1903 г. комиссия, составленная из представителей различных родов войск, сочла необходимым лишь уточнить имеющийся учебный план. не меняя профиля Инженерной академии. Этот план был утвержден в конце 1904 г.
Война 1904-1905 гг. показала, что, наряду с талантливыми инженерами К. И. Величко, Р. И. Кондратенко и другими спе-циалистами, положившими немало сил и проявившими незау-рядные способности в деле инженерного обеспечения военных действий, многие выпускники Академии не проявили понимания новых явлений в способах ведения войны. Они по-прежнему воз-водили насыпные полевые сооружения, создавали тесные поло-сы для развертывания войск, не думали о создании глубокой обороны, чего требовали новые средства военной техники.
Поражение в войне с Японией вызвало стремление уяснить причины и наметить пути устранения выявленных недостатков. В ходе обсуждения наметилась опасная для правящих кругов тенденция усматривать причины поражения в существующем строе, а не в военных доктринах. От царя последовал приказ "споры о доктрине прекратить" и заняться уставами. Но споры продолжались. В них принимали участие крупные военные ин-женеры. Выступил также престарелый фельдмаршал Д. А. Ми-лютин, указавший на необходимость специализации в разных родах оружия, особенно инженерных войсках, "на долю кото-рых преимущественно выпадают вводимые беспрерывно в вой-ска технические изобретения и приспособления".
В Академии прислушивались к раздававшейся в печати кри-тике. В 1907 - 1908 гг. специальная комиссия под председатель-ством генерала Ц. А. Кюи предложила ряд изменений учебного плана. Они были утверждены в 1908 г. и способствовали со-вершенствованию инженерной подготовки специалистов. В Академии преподавали выдающиеся ученые Н. Л. Кирпичев, А. П. Шошин, Ф. И. Голенкин, Ц. А. Кюи, К. И. Величко, И. Г. Малюга, Н. А. Буйницкий и др.
В течение 1900 - 1914 гг. Академия выпустила сравнительно немного инженерных офицеров.
После досрочного выпуска 1914 г. Академия не смогла во-зобновить свои занятия. Все попытки профессоров Академии организовать краткосрочную подготовку военных инженеров успеха не имели. Острая нужда вынудила отправить на фронт даже профессоров Академии и поставить их на посты армейских и фронтовых управлений. Так, К. И. Величко получил направ-ление на Юго-Западный фронт, Н. А. Буйницкий - на Северо-западный, П. Н. Клокачев - на Румынский. Н. Л. Кирпичев, П. А. Лихачев, В. Г. Тюрин и другие были использованы в . Техническом комитете министерства.
С именами этих выдающихся инженеров связаны новые идеи в полевой фортификации вплоть до создания "инженерных на-ступательных плацдармов", теоретическое обоснование которых дал К. И. Величко при подготовке Луцкого прорыва Юго-Западного фронта в 1916 г.
Возобновила Академия свою работу только в 1918 г. Руко-водство ею было возложено на Главное военно-инженерное уп-равление штаба РККА.
Вое́нно-инжене́рная акаде́мия — одно из старейших в России военных учебных заведений, существовало в 1819—2006 годах. В советское время была широко известна как Военно-инженерная ордена Ленина Краснознаменная академия имени В. В. Куйбышева.
Содержание
|
24 ноября(6 декабря) 1819 года Александром I в Санкт-Петербурге основано Главное инженерное училище. Оно размещалось в Михайловском, а с этого времени - Инженерном замке. В 1855 году офицерские классы училища были преобразованы в инженерную академию в составе Императорской военной академии. С 27 сентября(9 октября) 1867 года стала самостоятельной Николаевской инженерной академией.
Михайловский (Инженерный) замок
С началом войны в 1914 году академия была закрыта, в ноябре 1917 года воссоздана под названием Военно-инженерной академии. В 1923 году в результате объединения с Электротехнической академией создана Военная академия инженерных войск и электротехники. В 1925 году в результате объединения с Артиллерийской академией создана Военно-техническая академия, в которой существовал инженерный факультет.
21 марта 1932 года на основе этого факультета и Московского высшего инженерно-строительного училища образована Военно-инженерная академия. В 1935 году академии присвоено имя В. В. Куйбышева.
С ноября 1941 по декабрь 1943 года академия находилась в эвакуации в г. Фрунзе.
С 1998 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (г. Москва) преобразована в Военно-инженерный университет с тремя филиалами: Санкт-Петербургским, Нижегородским и Тюменским.
В 2004 году Военно-инженерный университет обратно преобразован в Военно-инженерную академию (г. Москва), но уже без упоминания имени В. В. Куйбышева. Были вновь созданы Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) на базе филиала университета в городе Кстово, Нижегородская область, Санкт-Петербургский военный топографический институт имени генерала армии А. И. Антонова на базе филиала в г. Санкт-Петербурге, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) на базе филиала в Тюмени.
1 августа 2006 года присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград. Первый выпуск в новом качестве состоялся в 2007 году.
Начальником института назначен заместитель начальника Общевойсковой академии ВС РФ генерал-майор (2004 г.)Ю. П. Балховитин (1958 г. рожд.), с 2008 — генерал-лейтенант, начальник инженерных войск Сухопутных войск.
В Николаевской инженерной академии срок обучения составлял 2 или 3 года. В академию принимались офицеры до чина штабс-капитана или гвардейского поручика. Выпускники получали звание военного инженера. Здесь с 1835 года учился писатель Д. В. Григорович, в 1839-1843 годах — Ф. М. Достоевский. В 1848 году его окончил И. М. Сеченов, в 1866 году — П. Н. Яблочков. Среди преподавателей тех времен — Д. И. Менделеев, Ц. А. Кюи, А.3.Теляковский, М. В. Остроградский, Ф. Ф. Эвальд, Н. А. Воскресенский и др.
Много лет председателем Государственной комиссии по защите дипломных проектов Военно-инженерной академии был Д. М. Карбышев. Преподавали в академии видные учёные: Герой Социалистического Труда И. М. Рабинович, профессора М. М. Филоненко-Бородич, В. К. Дмоховский, В. М. Келдыш.
С началом Великой Отечественной войны Военно-инженерная академия организовала ускоренную подготовку слушателей младших курсов академии, а также студентов старших курсов гражданских вузов. Были организованы также трехмесячные курсы для призванных в армию гражданских инженеров.
В послевоенные годы академия выпустила тысячи высококвалифицированных специалистов в области инженерной техники. Учёные Военно-инженерной академии разработали образцы понтонных и механизированных мостов, мостостроительной техники, десантно-переправочных средств, высоко защищенных командных пунктов, убежищ и защитных сооружений от ядерного оружия, систему радиолокационной маскировки объектов, технику для разминирования и разграждений. Среди преподавателей в последние годы существования академии было 8 действительных членов и 5 членов-корреспондентов Российской академии наук, 4 заслуженных деятеля науки и техники, более 300 докторов и кандидатов наук.
Обучение проводилось по направлениям:
За деятельность по подготовке кадров для инженерных войск и в связи со 125-летием Военно-инженерная академия в 1944 году награждена орденом Красного Знамени, в 1969 году (в связи со 150-летием) — орденом Ленина.
После присоединения к Общевойсковой академии ВС РФ Военный институт (инженерных войск) остался основным учебно-методическим центром инженерных войск. Он готовит офицеров для Вооруженных Сил РФ, МЧС, пограничных и внутренних войск, а также для ряда иностранных армий.
В институте функционируют факультеты: командно-инженерный, командный внутренних войск, командный пограничных войск, геодезический, переподготовки и повышения квалификации, гражданской обороны. Существует отделение заочного обучения. Работает 17 кафедр, в том числе тактики инженерных войск, управления инженерными войсками, фортификации и маскировки, инженерных заграждений, дорожных машин и переправ и т. д.
В институте действует научно-исследовательский центр, основными направлениями исследований которого являются инженерное обеспечение боя, тактика инженерных войск, фортификационное оборудование местности, применение и преодоление заграждений, подготовка и содержание путей движения войск и переправ, маскировка войск и др.