В мае 1910 г. в Гатчине под Санкт-Петербургом была открыта Офицерская воздухоплавательная школа. Однако задержка с поставкой аэропланов из-за границы (семь из них вместо июня поступили лишь к осени. - В.Г.) и невозможность из-за климатических условий проводить занятия в Гатчине зимой, заставили Отдел воздушного флота (ОВФ) искать место на юге России. Выбор пал на Севастополь. В Гатчине же было решено проводить летние занятия с обучавшимися на высшем курсе. Впоследствии, однако, от этого решения отказались, так как оба класса, и общий, и специальный, опять же в связи с климатическими условиями были оставлены в Севастополе, а в Гатчине проводились только практические полеты офицеров-летчиков, командированных из Севастополя для участия в маневрах Санкт-Петербургского военного округа.
11 ноября 1910 г. в Севастопольской авиационной школе Отдела воздушного флота началась подготовка летных кадров России. Школа готовила авиаторов как для армии, так и для флота. Председателем совета школы был назначен начальник службы связи Черноморского флота, председатель комитета Севастопольского аэроклуба капитан 2-го ранга Вячеслав Никанорович Кедрин. На преподавательскую работу были привлечены такие авторитетные специалисты в области авиации, как М.Н. Ефимов - один из первых авиаторов страны, лейтенант Г.В. Пиотровский - летчик, совершивший первый в России полет над водной поверхностью, поручик Е.В. Руднев - представитель первого выпуска военных летчиков, подготовленных в Гатчине. Имущество нового учебного заведения состояло из трех заграничных парусиновых и одного деревянного ангаров, двух сигнальных мачт для определения силы ветра и сигнализации пилотажа, а также здания школы. Материальную часть составляли восемь аэропланов: два биплана системы "Фарман", биплан системы "Соммер", три моноплана системы "Блерио", два моноплана системы "Антуанетт". 14 ноября 1910 г. состоялся первый учебный день. Через пять дней после начала занятий вышел в свет первый номер Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала, главной целью и программой которого были правдивое и точное описание авиационного дела, центром которого в России, по мнению издателей, стал город Севастополь. Вот как описывалось открытие школы ОВФ на страницах журнала. "Этот день надо считать днем открытия учения школы авиации и первым авиационным днем в Севастополе, с 9 часов утра начались подъемы и продолжались, с небольшим перерывом для обеда, до самого наступления темноты. Полеты в этот день были следующие - до обеда: инструктор Ефимов на "Фармане" летал с учениками лейтенантом Подгурским - 13 минут, капитаном 2 ранга Кедриным - 18 минут, подполковником Макутиным - 14 минут. У инструкторов штабс-капитана Матыевича-Мациевича и поручика Руднева до обеда дело не ладилось - моторы плохо работали, было сделано по несколько пробных подъемов, но вследствии остановки моторов приходилось тотчас спускаться. Полеты после обеда: инструктор М.Н. Ефимов летал с учениками - капитаном 2 ранга Кедриным 15 мин., лейтенантом Подгурским 15 мин., подполковником Макутиным 20 мин. Инструктор Е.В. Руднев летал на "Фармане" с учениками - корнетом Бахмутовым, поручиком Виктор-Берченко, штабс-капитаном Быстрицким" . Активная авиационная деятельность, развернувшаяся в Севастополе, не осталась незамеченной со стороны командования Черноморским флотом. 11 декабря 1910 г. С.Ф. Дорожинский впервые на флоте поднялся в воздух с адмиралом на борту. Этот полет был первым и для вице-адмирала Бострема, который остался очень доволен и сердечно благодарил лейтенанта Дорожинского. Более того, он понял, что в перспективе аэропланы могут пригодиться военным морякам, на первых порах хотя бы для ведения разведки. Первоначально обучение велось по программе, выработанной Советом школы, а управление - на основании положения о школе, утвержденного ОВФ в сентябре 1910 г. 14 марта следующего года Отделом воздушного флота было утверждено и послано на заключение военному министру новое "Положение об Отделе воздушного флота и его учреждениях, и о воздушном флоте, сооруженном на добровольные пожертвования". Начало практическому применению авиации на флоте положил В. Кедрин. Четыре с лишним месяца в должности начальника школы ОВФ позволили ему углубить познания в области организации авиационного дела и окончательно убедиться в необходимости применения в ближайшем будущем самолетов в интересах Флота. "Кедрин подал рапорт командующему Черноморским флотом с предложением сформировать в Службе связи авиационное отделение для ведения морской разведки вне видимости береговых наблюдательных постов. Там же он изложил положение о команде военно-морских летчиков и привел примерную сумму, необходимую на содержание двух отделений. Этот рапорт с ходатайством адмирала В.С. Сарнавского был направлен в Морской генеральный штаб. Там этот рапорт был рассмотрен начальником штаба вице-адмиралом А.А. Эбергардом, который 19 апреля 1911 года представил морскому министру доклад. В нем он уже указывал, что уровень развития авиационной техники позволяет применять самолеты для воздушной разведки. Штаб считал возможным организовать ее на Черном море, где был воздухоплавательный парк и достаточно подготовленный для этой цели личный состав. В заключение предлагалось сформировать на Черном море команду летчиков из двух отделений по три самолета в каждом... Проект был одобрен, и для его реализации было выделено 128 тыс. руб. Ужe через десять дней специальная комиссия Севастопольского порта приняла от авиашколы Отдела Воздушного флота два аэроплана "Антуанетт", которые были признаны негодными для учебных целей. Они были также ненадежны в эксплуатации, с трудом поднимая в воздух инструктора и ученика. Однако командование флота решило использовать их в качестве разведчиков" . В конце марта 1911 г. на должность заведующего личным составом обучающихся был назначен подполковник Генерального штаба С.И. Одинцов, установивший в 1910 г. всероссийские рекорды дальности (Санкт-Петербург - Таганрог), продолжительности (40 часов и 3 минуты) и высоты (6400 м) полета на сферическом аэростате в 1437 м3. Этим назначением подчеркивался возрастающий интерес к авиации со стороны военного ведомства. В апреле 1911 г. в Петербурге состоялся первый Всероссийский воздухоплавательный съезд, активное участие в котором приняли моряки во главе с морским министром вице-адмиралом И.К. Григоровичем. Во время работы съезда три аэроплана Севастопольской офицерской авиационной школы ОВФ, пилотируемые М. Ефимовым, поручиком В. Макеевым и лейтенантом В. Дыбовским, сопровождали черноморскую эскадру при выходе в море, продемонстрировав тем самым объективную необходимость создания в составе сил Флота собственных авиационных подразделений и возможное взаимодействие двух флотов - морского и воздушного. Кроме обучения полетам на аэропланах, офицеры школы активно участвовали и в проверке теоретических предложений и положений. Лейтенант В. Дыбовский на летательном аппарате "Блерио" занимался вопросами воздушной фотосъемки. Штабс-капитан Б. Матыевич-Мациевич впервые поднялся в воздух с установленным на аэроплане шлюпочным компасом. Морской офицер Г. Пиотровский выступил в неофициальном отделе "Морского сборника" со статьями "Авиация и компас", "Авиация и метеорология". Лейтенант А. Тучков вместе с В. Дыбовским, во время командировки во Францию, испытали в полете радиопередатчик. Лейтенант С. Дорожинский стал первым гидроавиатором России. В школе была разработана первая в мире инструкция по боевому применению авиации "Краткие руководящие данные для начальников войск, летчиков и посредников, участвующих в маневрах 1911 года, при использовании самолетов". Личный состав школы принял активное участие в киевских маневрах 1911 г. и варшавских маневрах 1911-1912 гг. Информируя своих читателей, Севастопольский авиационный иллюстрированный журнал обратил внимание на следующий факт: "Если к школе авиации присоединить существующий в Севастополе воздухоплавательный парк Черноморского флота, военную воздухоплавательную роту и Севастопольский аэроклуб, то получится четыре воздухоплавательные организации. Итак, Севастополь должен гордиться: на его долю выпала одна из видных ролей в деле завоевания воздуха и насаждения авиации в армии и на флоте" . (Должен... но почему-то так и не стал! Ибо до сей поры, ни в самом Севастополе, ни в, де-факто, Колыбели нашей авиации - пгт Кача, нет ни одного (!!!) упоминания о тех, чей забытый прах покоится в, более 400-х заброшенных могилах - севернее Качи 1 км...).
26 октября 1911 г. в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. "Капитаны 2 ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Буксгевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили официальное звание военного летчика" . По этому случаю император Николай II подарил школе часы, которые дожили до наших дней и исправно ходили в Качинском высшем военном училище летчиков Военно-Воздушных Сил Российской Федерации во второй половине 1990-х гг. Вообще, государь император с большим вниманием относился к Севастопольской авиационной школе и имел обыкновение принимать офицеров-выпускников в Ливадии. К тому времени Морской генеральный штаб стал уделять большое внимание вопросам организации авиационных подразделений на Флоте. В формируемый в Севастополе отряд из числа первых выпускников школы ОРФ получили назначение лейтенанты Дорожинский, Дыбовский, мичманы Лучанинов, Качинский, Коведяев, Утгоф, Фриде и Эссен. В годы Первой мировой войны трое из этой восьмерки морских офицеров были отмечены георгиевскими наградами. Первым в морской авиации Георгиевского оружия в мае 1915 г. удостоился лейтенант Евгений Егорович Коведяев. Согласно приказу по Морскому ведомству № 446 от 4 июля 1915 г. лейтенант Черноморского флотского экипажа Виктор Викторович Утгоф стал первым среди авиаторов флота кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени. Старший лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский удостоился Св. Георгия 4-й степени в декабре 1915 г. В боевых действиях русского флота на Черном море в 1914-1917 гг. именно выпускники Севастопольской авиационной школы ОВФ на практике осуществили идею использования морской авиации с авиатранспортов, в том числе и для уничтожения группировок сил противника непосредственно в его базах.
В Севастополе школа (хотя по характеру полётов, аэродром на Куликовом Поле Севастополя - правильнее было бы называть Испытательным полигоном, т.к. вся школьная атрибутика, типа учебников, Наставлений, Руководств, Инструкций и прочая - только ещё создавались!.. - именно на основе его полётов...) изучала поведение в воздухе, получаемых из Франции, по выражению военного министра Сухомлинова - "заморских игрушек", пока не стало понятно, что для успешного взаимодействия с кораблями флота, более подходит использование гидросамолётов. В связи с чем, уже 01 06 1912-го - полёты на Куликовом Поле были закрыты: за неимением выхода к морским бухтам для "переобувания" сухопутных самолётов.
Наиболее же удобным местом для создания учебного гидропорта была признана Немецкая балка - в 25-ти км от Севастополя, севернее устья р. Кача. В которой и был организован спуск на прибрежную полосу самолётов на колёсном шасси. Для самой же школы - её шеф-пилот Михаил Ефимов опробовал обширное поле возле небольшого хутора Александро-Михайловского: в 2-х км - севернее Немецкой балки. Где, 21 11 1912 - инициатор основания ВАФ России Александр Михайлович Романов, лично заложил Первый камень в основание Первого здания: как - будущей Офицерской Школы Военных Лётчиков. Так и, сопутствующему ей, посёлку, наречённому по имени близ лежащей речушки - Кача. Тогда же была заложена и Домовая церковь Школы, в честь её небесного Покровителя архи-Стратига Михаила (разрушена в 1921-2-м годах по указанию новых хозяев Качинского аэродрома - руководства прибывшей из Зарайска, красно-пролетарской Зарайской Лётной Школы №1...)
Таким образом, именно эта, созданная Великим князем А.М. Романовым, Офицерская Школа Военных Лётчиков стала - основной Кузницей лётных кадров для ВФ России. Занятия в учебных классах ИОШВЛ проводились по 5 дней в неделю: включая в себя такие дисциплины, как - тактика воздушного боя, (с использованием, хранившихся в библиотеке, Дома Офицерского Собрания ИОШВЛ - трудов Евграфа Крутеня и Вячеслава Ткачёва: талантливых выпускников ИОШВЛ...) а также - теория авиации, двигатели внутреннего сгорания, топография, баллистика и основы бомбометания, фотографическая топография и аэрологические наблюдения
При этом, ввиду большого количества самолетов, одновременно летающих и отрабатывающих руление на школьном аэродроме у пгт Кача, руководством ЗЛШ-1 были созданы два отделения (филиала) в Симферополе и Бельбеке.
Бельбекское (рядом с устьем реки Бельбек) отделение находилось в восьми километрах от школы и было устроено на летном поле 2-й авиационной роты, убывшей на фронт. Впоследствии здесь была развернута школа стрельбы, бомбометания и высшего пилотажа.
Заведующим Бельбекским отделением был назначен штабс-капитан Вяткин Порфирий Васильевич.
Симферопольский аэродром был расположен в пяти километрах южнее Симферополя. Летное поле являло собой длинную и широкую полосу, совершенно открытую с восточного направления.
Заведующим Симферопольским отделением был назначен штабс-капитан Земитан Иван Яковлевич. В феврале его сменил штабс-капитан Макеев Борис Владимирович.
Оба отделения были снабжены палатками, переносными ангарами и разборными бараками.
Полеты на учебных «Фарманах» проводились на аэродроме Симферополя, а на «боевых» — на аэродроме Качи. На «Вуазенах» летали на аэродромах Кача и Бельбек. На учебных «Моранах» — на Бельбеке, на «Моранах-Парасоль» — на аэродроме Кача.
Переучивание летного состава авиаотрядов, действующей армии, на новую авиатехнику, а также обучение высшему пилотажу и, как следствие, воздушному бою проводилась на аэродроме Бельбек. Обучение проводили руководители Вяткин П.В., Ионин А.А., Раевский А.Е., лейтенант Французской службы Жуфрэ и подпоручик Французской службы Робинэ Жан.
6 июля 1915 года сдал экзамен на звание «военный летчик» прапорщик 12-го уланского Белгородского полка Арцеулов Константин Константинович и 13 июля убыл в 18-й корпусной авиационный отряд.
Прапорщик Арцеулов К.К. успел в Первую мировую войну выполнить более 200 боевых вылетов. Вернувшись в октябре 1916 год в Севастопольскую школу, он был назначен руководителем полетов (инструктором) Бельбекского отделения по подготовке летчиков к ведению воздушного боя, которое вскоре стало истребительным отделением при Севастопольской авиационной школе. Главная же заслуга незаурядного, исключительно умного и талантливого летчика Арцеулова К.К. заключается в разработке методики покорении штопора.
В ноябре 1915 года Великий князь Александр Михайлович поднял вопрос о передаче Офицерской школы авиации в военное ведомство в связи с отсутствием у Отдела воздушного флота необходимых для содержания школы средств.
16 декабря 1915 года начальником Офицерской школы авиации вместо полковника генерального штаба Мурузи А.А. был назначен полковник Стаматьев Харлампий Федорович (офицер Одесского морского батальона, в 1913 году заведовал военно-авиационным классом Одесского аэроклуба. С 22 сентября 1914 года – командир 6-й авиационной роты).
Из его рапорта о принятии дел школа по состоянию на 25 декабря 1915 года имела 153 аэроплана . Для сравнения Стаматьев Х.Ф. приводил данные по Гатчинской военной авиационной школе, располагавшей 81 аэропланом, по Одесской школе Анатры, имевшей 7 аэропланов, и по Московской школе, имевшей 8 аэропланов. Эти цифры наглядно показывают роль Офицерской школы авиации Отдела воздушного флота в деле подготовки военных летчиков России.
В 1915 году школа подготовила 166 пилотов, в том числе со званием «военный летчик» — 128 человек (из них офицеров – 49, военнослужащих нижних чинов и охотников — 79), со званием «летчик» — 34 (из них офицеров – 8, военнослужащих нижних чинов и охотников – 26), со званием «летчик-наблюдатель» — 4.
Переподготовлено летчиков строевых частей — 55, в том числе офицеров – 35, охотников – 1, военнослужащих нижних чинов – 19.
По состоянию на 16 июня количество обучаемых офицеров, военнослужащих нижних чинов и охотников составляло 137 человек. Из них 72 человека проходили подготовку на «Фарманах», 28 – на «Моранах», 37 – на «Ньюпорах».
Самолетный парк школы составлял 55 самолетов, в том числе «Фарман» всех типов – 26, «Моран» -17, «Ньюпор» — 9, «Вуазен» — 3.
3 мая 1916 года приказом Императора, Севастопольской военной авиационной школе присвоено наименование: "Севастопольская Его Императорского Высочества Великого Князя АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА военная авиационная школа".
Однако, на пути столь успешно развивающегося учебного процесса Императорской Офицерской Школы Военных Лётчиков - встал сначала грозный 1917-й год с резким повышением аварийности полётов из-за столь же резкого падения дисциплины среди низших чинов и обслуживающего персонала... потом - интервенция... и наконец - Гражданская война! Закончившаяся, практически полным уничтожением 16 11 1920 - всей её материальной базы: (самолёты, ангары, авиа-мастерские и склады с авиа-запчастями..) всё было уничтожено, по указанию первого генерала авиадарм России Вячеслава Ткачёва - перед посадкой личного состава (за исключением 4-х, не пожелавших эвакуироваться - инструкторов...) на французский пароход "Вальдек" Руссо". Уничтожено, чтобы не дать возможности красным военлётам - использовать всё это для дополнительных бомбардировок, покидающих своё Отечество, кораблей Черноморского флота с Белой армией Врангеля их семьями. Так был закончен - царско-бело-гвардейский период использования лётного поля - под пгт Кача.
А уже 17 11 1920 на опустевший аэродром под пгт Кача - высадились красные военлёты Джанкойской авиабазы: сзданной Михаилом Фрунзе - именно для бомбардировок кораблей ЧФ. Тогда же, на этом аэродроме была создана и Тренировочная Школа авиации Южного фронта РККА. Где красные военлёты, используя опыт оставшихся белых инструкторов ОШВЛ - отрабатывали нанесение бомбовых ударов по движущимся целям на акватории Чёрного моря. Когда же корабли с Белой армией Врангеля, вышли за пределы досягаемости джанкойцев - двое из оставшихся офицеров-иснструкторов ИОШВЛ (штабс-капитаны Зеленин и Капустян...) были арестованы приказом №15 от 02 12 1920. Третий (юнкер Арцеулов...) был выслан на поселение - несколько позднее, тогда как судьба полковника Макеева осталась - неизвестной.
Однако, учитывая опыт работы уничтоженной Императорской ОШВЛ, использование её аэродрома только для тренировок действующих военлётов - было просто неразумно! И уже по весне 1921-го года в Севастополь прибывает ЖД-эшелон из Зарайска - с одним Отделением, буквально только что созданной - Первой красно-пролетарской Зарайской Лётной Школы №1: со своими инструкторами... авиатехниками... самолётами и авиа-запчастями к ним... Так в Истории аэродрома бывшей ИОШВЛ под пгт КАЧА, занимался его новый период - обучение молодой гвардии рабочих и крестьян.
Для начала, этому Севастопольскому Отделению Зарайской авиа-Школы были переданы самолёты, закрываемой за ненадобностью - Тренировочной Школы ЮФ РККА. А затем, когда стала понятной правильность выбранной линии обучения военлётов на основе Зарайских лётных методик - уже через год на ж.д.-стацию "Мекензиевы горы" прибывают три эшелона с, полностью перебрасываемой под Качу - Зарайской Лётной Школой №1. Которая, вобрав в себя своё же Севастопольское Отделение - и стала основой для авиации страны Советов на земле древнего Крыма!... - вплоть до своей вынужденной передислокации в 1941-м году - под Красный Кут. Откуда в 1947-м, уже в ранге ВАУЛ "Качинское" - была переведена в г. Мичуринск, с дальнейшим утверждением на аэродроме выведенной из Сталинграда - Сталингадской военной авиа-Школы. Где это авиа-Училище и было закрыто в 1998-м году.
Но... Это уже другая история...
История Гатчинской военной Школы авиации,
её "дочки" - Егорьевской школы....
и - её "внучки": Зарайской Лётной Школы №1, наречённой в 1938-м - "Качинская"
"Севастопольская Авiацiонная Школа
По части строевой
«6» мая 1918 г., № 3053, г.Севастополь
В Управленiе Военнаго Воздушнаго Флота
РАПОРТЪ
28-го апреля н/ст занята германским войсками. Комитет Школы распустил всех служащих. Аэродром, склад запасных частей, оружие и гараж под охраной и в ведении германцев. Остальное имущество частью расхищается. Не имею власти и возможности предотвратить это. Прошу принять участие в дальнейшей судьбе школы и дать указания что делать.
Начальник Школы Военный Летчик Перепечин ? "