Экспансия России на Дальний Восток, потребовала от царского правительства принятия действенных мер по обеспечению экономической и военной безопасности ново-приобретенных территорий. Сложившаяся к концу 19-го века обстановка на дальневосточных рубежах, не исключала военного нападения как со стороны старых геополитических соперников по региону — Великобритании и Франции, так и стремительно развивающейся Японии. Ослабевший и раздробленный Китай, тоже весьма ревностно следил за территориями, которые еще до 1859 года были под его протекторатом.
Начатое в 1891 году строительство Великого Сибирского пути — Транссибирской железнодорожной магистрали, было призвано решить целый ряд задач — ускорить переселение из западных регионов империи лояльно настроенного населения, развить переселенческую инфраструктуру прилегающих к магистрали территорий, сделать возможным быструю переброску воинских подразделений и грузов из других военных округов. Все это несомненно усиливало присутствие России на Тихом океане, и работало на обеспечение ее безопасности.
Однако некоторые отрезки Трассибирской магистрали являлись весьма уязвимыми в военном отношении объектами. Так проложенный по территории Китайской империи участок Китайско-Восточной Железной Дороги (от Читы, через Хайлар и Харбин до Владивостока) постоянно находился под угрозой нападения как банд китайских разбойников — хунхузов, так и под угрозой блокирования магистрали регулярными воинскими формированиями любого из геополитических противников. Точно такие же угрозы существовали и в отношении Уссурийской железной дороги, соединяющей Владивосток и Хабаровск — некоторые участки этой дороги пролегли в непосредственной близости от границы. Постоянной охраны требовали такие объекты, как железнодорожные мосты, туннели, и железнодорожные станции.
Вид на инфраструктуру строящейся железнодорожной станции. Из иллюстрированного журнала «Родина» за 1900 год.
Осознавая значимость железнодорожного сообщения и оценивая возможные угрозы, в 1901 году, приказом генерал-губернатора Приамурья Николая Ивановича Гродекова, намечается строительство новых и расширение уже имеющихся гарнизонов вдоль протянувшийся по Южно-Уссурийскому краю железной дороге.
Карта Уссурийской железной дороги
В 1902-1903 годах, с восточной стороны железнодорожного полотна, напротив станции Спасская (с 1903 года — Евгеньевка), начинается строительство Спасского военного гарнизона. Строительство велось на отчужденных у крестьян села Спасского землях и продолжалось вплоть до 1916 года. За это время был отстроен огромный комплекс сооружений с двухэтажными казармами для нижних чинов, одноэтажными флигелями для размещения офицерского состава, конюшнями, ледниками, складскими и хозяйственными постройками. Имелся эллинг для размещения змейковых аэростатов воздухоплавательного парка, метеостанция, телеграф, электростанция, водопровод. В гарнизоне действовало офицерское собрание с клубом, библиотекой, бильярдом, танцевальным и банкетным залом. Действовал госпиталь, гарнизонный храм, часовня. Имелось собственное кладбище. Спасский военный гарнизон был рассчитан на размещение 8-10000 тысяч человек личного состава.
1910-1914 годы. Вид на центральную улицу Спасского военного гарнизона.
Уже с 1903 года в Спасском гарнизоне дислоцировался 16-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. С 1904 года — воздухоплавательные части. Но основная масса воинских подразделений начинает прибывать в Спасский военный гарнизон из Маньчжурии, уже после окончания русско-японской войны 1904-1905 годов.
С 1907 года в Спасском дислоцируются: 1-й Восточно-Сибирский мортирный артиллерийский дивизион, 5-й Восточно-Сибирский мортирный артиллерийский дивизион, 3-й Восточно-Сибирский саперный батальон, 5-й Восточно-Сибирский Горный артиллерийский дивизион.
В 1907 году, в Спасск на расквартирование прибывает 1-й Конно-Горный артиллерийский дивизион. Учрежденный в 1897 году из чинов упраздненного Горного артиллерийского полка, сформирован в Киеве в 1899 году как Отдельный Конно-Горный артиллерийский дивизион, в 1904 году перевооружается на новые орудия и отправляется на Дальний Восток, в Маньчжурию, для участия в боях против армии императорской Японии. В составе дивизиона две конно-горные батареи, в каждой батарее шесть 76-мм горных орудий.
Начавшаяся война с Японией заставила заказать Обуховскому заводу 48 горных пушек системы Перепелкина (лафет Перепелкина, а ствол системы Розенберга). Всего в 1904 году было заказано 294 орудия. Для 2-х единственных конно-горных батарей в 1904 году был разработан колесный передок и четырёхколесный зарядный ящик.
В 1905 году, дивизион сменяет наименование на 1-й Конно-Горный артиллерийский дивизион. 24.06.1905 г. - дивизион прибыл в 1-ю Маньчжурскую армию и включен в состав отряда генерала П.К. Рененкампфа. Однако к этому моменту все крупные сражения в Маньчжурии были окончены, в том числе и знаменитая битва при Мукдене, которая хотя и закончилась формально победой японской армии, фактически привела к отказу японцев от дальнейших военных действий в следствии понесенных ими огромных потерь. Линия фронта в Маньчжурии была стабилизирована. А в сентябре 1905 года русско-японская война закончилась Портсмутским миром.
1904 год. Генерал-майор Павел Карлович Рененкампф. Портрет работы Н.И.Кравченко
В 1906 году дивизион временно дислоцируется в Харбине, входит в состав Уссурийской конной бригады. С 1907 года 1-й Конно-Горный артиллерийский дивизион входит в состав 1-го Сибирского армейского корпуса, местом дислокации определено село Спасское в Приамурском военном округе.
Шифровка на офицерских эполетах и погонах горно-артиллерийских частей. С 18.08.1907 г. - На погоны и эполеты чинов 1-го Конно-Горного артиллерийского дивизиона установлена шифровка в две строки: первая - 1. и вторая - К.Гор..
Знаки различия нижних чинов
Образец обмундирования офицеров и нижних чинов горно-артиллерийских частей в 1907 году
Образец обмундирования офицеров и нижних чинов горно-артиллерийских частей в 1912-1914 годах
В 2018 году, в одном из исторических зданий Спасского военного гарнизона , группой энтузиастов-поисковиков, были найдены два личных медных жетона для нижних чинов российской императорской армии. Жетоны использовались в качестве удостоверения личности, в том числе и при увольнениях за пределы места дислокации воинского подразделения. Жетоны, как правило, содержали аббревиатуру названия подразделения и порядковый номер, также имелся списочный номер военнослужащего, которому принадлежал жетон.
Расшифровка говорит о том, что данный жетон принадлежал военнослужащему 2-й батареи 1-го Конно-Горного артиллерийского дивизиона, с личным номером 67
Данный жетон принадлежал военнослужащему 2-й батареи 1-го Конно-Горного артиллерийского дивизиона с личным номером 104
Жетоны по всей видимости были утеряны при невыясненных обстоятельствах. Известно только место утраты. Это одно из зданий, стоящих ближе к юго-восточной окраине Спасского гарнизона. Исторически в этой части гарнизона размещались преимущественно воздухоплавательные и авиационные подразделения. Однако найденные жетоны свидетельствуют о том, что как минимум с 1907 по 1912 год это здание занимали артиллеристы.
Здание, в котором были найдены жетоны, на фрагменте панорамного снимка, сделанного японскими интервентами в 1918-1922 годах, с крыши эллинга для змейковых аэростатов. Современный адрес здания — улица Авиационная, дом 2. (снимок из коллекции Дениса Дженжера)
Снимок исторического здания Спасского военного гарнизона по адресу Авиационная 2, сделанный в январе 2012 года.
Версию о том, что в 1907-1912 году, в этой части гарнизона мог квартировать 1-й Конно-Горный артилерийский дивизион, косвенно подтверждает и наличие в этой части гарнизона необходимой инфраструктуры для размещения большого количества лошадей и орудий.
Синим цветом выделены три здания, в которых размещались конюшни. На заднем плане приметный силуэт сопки
Вот эти конюшни на иллюстрации к книге Б.Филимонова «Конец Белого Приморья». Хорошо угадывается силуэт сопки на западной окраине Спасска
Так выглядели 2 из 3-х зданий бывших конюшен, уцелевших на территории 20-й гвардейской ракетной бригады к 2012 году. После передислокации бригады, здания были разобраны на кирпич.
На этом месте стояло еще одно здание конюшни, разобранное ранее.
Что известно о пребывании 1-го Конно-Горного артиллерийского дивизиона в Спасском гарнизоне? Некоторые сведения об этом подразделении содержатся в «Памятной книжке по Приморской области на 1908 год»
Фрагмент 198 страницы из «Памятной книги по Приморской области на 1908 год»
Данный список офицеров, позволяет узнать дополнительные сведения о некоторых из них, в том числе и дальнейшую судьбу:
Командир 2-й батареи, подполковник Белькович Николай Николаевич
источник http://www.grwar.ru
Командир 1-й батареи, полковник Григорьев Лев Васильевич
источник http://ria1914.info
Капитан Башилов Николай Александрович
источник http://www.grwar.ru
Командир 2-го конно-горного парка, штабс-капитан Карагодин Александр Иванович
источник http://ria1914.info
Старший офицер 2-й батареи, капитан Голубовский Борис Сергеевич. В 1911 году значится командиром 2-й Кавказской Конно-Горной батареи.
Казначей дивизиона, поручик Снежков Владимир Константинович
источник http://ria1914.info
Адьютант дивизиона, поручик Насонов Валентин Николаевич
источник http://ria1914.info
Старший офицер 1-й батареи, поручик Павленко Иван Владимирович
Фрагмент биографии Павленко Ивана Владимировича. Украинский националист, видный деятель УНР, позднее ОУН, в годы войны ВОВ активно сотрудничал с немецким командованием. Подробнее по ссылке http://ria1914.info/index.php?title=%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Другой источник: https://petrimazepa.com/onezeronine.html
Младший офицер 2-й батареи, поручик Гавликовский Константин Феодосьевич. По данным на 1911 год, значился штабс-капитаном 2-й Кавказской Конно-Горной артиллерийской батареи
Младший офицер 2-й батареи, подпоручик Иваненко Николай Константинович
источник http://ria1914.info
Но уже в следующем издании «Памятной книжки по Приморской области» за 1909 год, список командного состава существенно изменился — многие офицеры убыли в другие подразделения или для прохождения учебы.
Фрагменты 201 и 202 страниц из «Памятной книжки по Приморской области на 1909 год»
Командир дивизиона, подполковник Малышев Александр Васильевич
источник http://ria1914.info
Командир 2-й батареи, подполковник Ширинкин Лев Львович
источник http://www.grwar.ru
Временный командующий парком, капитан Орестов Дмитрий Николаевич
источник http://ria1914.info
Командующий 2-м парком, штабс-капитан Датиев Николай Гаврилович
источник http://ria1914.info
Дополнительный список офицерского состава 1-го Конно-Горного артиллерийского дивизиона на 1909 год:
источник http://ria1914.info/index.php?title=1-%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD
В 1912 году 1-й Конно-Горный артиллерийский дивизион был передислоцирован в урочище Зайсановка, ближе к границе с Кореей. На его место в Спасский военный гарнизон прибыли другие части 1-го и 5-го Сибирских армейских корпусов.
В 1914 году 1-й Конно-Горный артиллерийский дивизион из состава 1-го Сибирского армейского корпуса временно переведен в 5-й Сибирский АК.
В 1915 году дивизион убыл на фронт, и был включен в состав Сводной кавалерийской дивизии, 7-й армии Юго-Западного фронта. После сформирования Уссурийской казачьей дивизии в декабре 1915 года, дивизион вошел в ее состав.
В июне 1916 года Уссурийская казачья дивизия была подчинена командованию 9-й армии Юго-Западного фронта. В сентябре 1916 УКД вошла в состав 3-го Кавалерийского корпуса 9-й армии и приняла участие в боевых действиях на южном фланге знаменитого «Брусиловского прорыва»
Генерал от инфантерии Платон Алексеевич Лечицкий. С 1910 по 1914 год — командующий Приамурским военным округом. После отбытия на фронт, назначен командующим 9-й армией Юго-Западного фронта.
О том, как воевали горные артиллеристы, в конце сентября 1916 года написала московская газета «Русское слово». Репортаж с Карпатских гор корреспондента Дмитрия Облонского короток, но ярок:
– Каким образом взобрались вы с пушками на такую гору? – спрашиваю на батарее знакомого офицера.
– На то мы горная артиллерия, а не крепостная! – улыбается в ответ офицер. – Как полагается, на руках.
К втаскиванию орудий на высокие кручи с отвесными скалами при помощи веревок, а иногда даже только скрученных шинелей, войска генерала Лечицкого, оперирующие здесь, в Карпатах, уже привыкли. В Микуличине (село в Ивано-Франковской области Украины на реке Прут – прим. ред.) я познакомился с командиром конно-горной батареи, за которым очень прочно установилась кличка: «командир подоблачной батареи». За исключительную способность взбираться на подобные вершины. Во время одного из боев дружным натиском с трех сторон наши войска погнали значительные силы отрядов австро-германцев в узкую долину. С одной стороны ее тянулся холм, высокий, но с доступными скатами. Поэтому противник отрядил сюда часть сил, которые должны были предохранить главное ядро отступающих от нашего обхода. С другой стороны поднималась к небу такая круча, взобраться на которую, да и то с огромным трудом могли только отдельные люди. Поэтому на нее австро-германцы внимания не обратили.
Это казалось чем-то фантастическим, но, конечно, разрешение было дано. Талантливый офицер выполнил задачу самым блестящим образом. Взобрался на кручу с батареей и стал расстреливать отступавших чуть ли не в упор.
Какая паника началась в рядах австро-германцев, передать трудно. Всякая стройность отступления, конечно, исчезла. Люди, лошади, повозки, орудия, пулеметы – все это перемешалось в одну волнующуюся массу, среди которой то и дело рвались снаряды, посылаемые сверху нашей лихой батареей.
Взятые здесь пленные, не только австрийцы, но и германцы говорили:
– Немножко больше суеверия, и мы могли бы подумать, что разверзлись небеса, и дождь снарядов обрушился на нас оттуда.
А некоторые добавляли: – Хотя вы наши враги, но мы признаем, что ваша артиллерия действовала блестяще».
К слову, упомянутое село Микуличин со всех сторон окружают горы высотой до километра. Плотность вершин крайне высока, а долины и ущелья – узкие и труднопроходимые»
Конно-горная артиллерия на марше в Карпатских горах. 1916 год
В декабре 1916 г. 3-й корпус был передан в 6-ю армию Румынского фронта.
C лета 1917 года 1-й Конно-Горный артиллерийский дивизион получил дополнительное наименование "Дивизион смерти" — подразделение русской армии, состоящее из добровольцев, своим примером призывающих к продолжению войны до окончательной победы над противником. Такие подразделения использовались как для прорыва сильно укрепленных оборонительных позиций, так и для подавления беспорядков и мятежей в действующей армии, разложенной революционными настроениями. В дальнейшем многие офицеры и нижние чины таких подразделений примкнули к «Белому движению» и участвовали в Гражданской войне 1918-1922 гг. на стороне противников Советской власти.