Парижское кладбище Пер-Лашез — одно из самых посещаемых в мире: оно ежегодно принимает до двух миллионов туристов. Причиной тому не только любовь гостей Парижа к старине, но и предприимчивость парижан. В Средние века на этой восточной окраине французской столицы основали монастырь, который позже был связан с именем иезуитского священника отца (pere) Франсуа де ла Шеза, духовника Людовика XIV. Священник умер, монастырь снесли, а название местности осталось. В 1804 году участок площадью 17 гектаров на холме, некогда принадлежавший монастырю, продали с аукциона предприимчивым комиссионерам во главе с архитектором Николя Фрошо, который решил превратить холм в центре бедняцкого района Бельвиль в аристократическое кладбище.
Чтобы сделать окраинное кладбище популярным, владельцы участка перенесли на него прах давно умерших знаменитостей: легендарных средневековых любовников Элоизы и Абеляра, баснописца Лафонтена и драматурга Мольера. Дело пошло: за 20 лет количество «обитателей» кладбища, родственники которых выкладывали за захоронение немалые суммы, достигло 33 тысяч, а к настоящему моменту холм Пер-Лашез хранит в себе останки около миллиона человек, не считая праха в колумбарии. Такое большое количество покойников поместилось на кладбище потому, что участки было принято выкупать на семью, строить склеп и по мере ухода из жизни домочадцев хоронить их в одной могиле в несколько ярусов.
На престижном кладбище парижской знати и крупной буржуазии в XIX веке обрели, как принято было говорить, вечный покой знаменитые деятели наполеоновской эпохи: маршалы Даву, Ней и Мюрат (король Неаполитанский), любовница Бонапарта полька пани Валевска и ее внебрачный сын от императора. На Пер-Лашез похоронен еще один знаменитый поляк — Шопен (свое сердце он завещал похоронить в Польше). Там же находится семейный склеп миллионеров Ротшильдов, надгробия целой плеяды французских артистов (например, Сары Бернар и Эдит Пиаф), писателей во главе с Бальзаком и журналистов. Среди последних выделяется особенно популярный у женщин памятник убитому при Наполеоне III журналисту Виктору Нуару: женщины до блеска отполировали ширинку бронзовых брюк распростертой на земле статуи, поскольку, согласно поверью, это приносит счастье в любви.
3 мая 2019 https://lenta.ru/photo/2019/05/03/cimitieresparisiens/?fbclid=IwAR03qXHmlRhEW7EplkA9ZvkdgDZ2ml5kphubLvTzL6F5pTnVtHAgzMeNYZI
Фото: Вероника Гудкова
Надгробие писателя, драматурга и денди Оскара Уайльда со скульптурой ангела-сфинкса в стиле ар-деко долгие годы подвергалось «набегам» фанаток: возникло поверье, по которому для счастья в любви нужно поцеловать памятник, высеченный из 20-тонной каменной глыбы американо-британским скульптором Яковом Эпштейном. Надгробие было постоянно перепачкано губной помадой, поэтому его обнесли прозрачной пластиковой оградой и вывесили предупреждающее объявление.
Однако самые ярые поклонницы забираются на соседний могильный камень и все же дотягиваются губами до вожделенного надгробия, хотя за вандализм на кладбище полагается штраф в девять тысяч евро. Кстати, Уайльд умер банкротом и первоначально был похоронен на окраинном кладбище для бедняков. Место на буржуазном Пер-Лашез и памятник писателю организовали друзья на пожертвования и средства от посмертной публикации книг.