Цонтарой (чеч. ЦӀонтарой) — многочисленный тайп в Восточной Чечне. Входит в тукхум Нохчмахкахой. Цонтароевцы по происхождению есть также среди чеченцев-ауховцев. В настоящее время представители тайпа расселены по всей Чечне. Руководитель научно-образовательного центра нахских исследований Ибрагим Хабаев зафиксировал представителей тайпа, со своими тайповыми кварталами, в 67 населенных пунктах Чечни.
Цонтароевский тайп делится на три ветви (гары): Иэжи-некъе, Тези-некъе, Албиг-некъе. Родоначальники названных гаров дали названия сёлам: Иэжа-эвла, Теза-кхалла и Албиг-эвла. Иэжа-эвла и Албиг-эвла являются в настоящее время кварталами в селе Цоьнтара (Центорой) Ножай-Юртовского района, и села Теза-кхалла (Тазен-кале), которое расположено на границе Ножай-Юртовского и Веденского районов, и административно входит в состав последнего. Эти три крупных гара подразделяются, в свою очередь, на более мелкие гары.
В квартале Иэжа-эвла современного села Центарой проживают роды: Байди некъи, Буци-некъе, Бярча-эвлахой (Онти-некъе, Хьади-некъе, Аькхди-некъе, Бури-некъе),Корни-некъе,Оки-некъе, Эциг-Некъе; в квартале Албиг-эвла: Битар-некъе, Эмирхан-некъе, Идарза-некъе, Гардайн-некъе. В Цонтара проживают также потомки детей дадин-юртовцев, которых удалось спасти при уничтожении с. Дадин-Юрт в 1819 году войсками генерала А. Ермолова и вывезти на родину дадин-юртовцев в село Цонтара.
В Теза-кхалла (Тазен-Кала) проживают следующие роды: Товсолтан некъе, Чалин некъе, Ӏавдалан некъе, СугӀин некъе, СултӀанан некъе, Жанин некъе, ЦӀордойн некъе, Аьккхийн некъе, Чебарлойн некъе, Имханан некъе. В старинных чеченских равнинных селениях, таких, как Чечен-Аул Грозненского района или Белгатой Шалинского района, цӀонтароевцы представлены только тремя первичными подразделениями тайпа: Иэжи-некъе, Тези-некъе, Албиг-некъе.
Что касается цонтароецев-аккинцев, предание рассказывает о происхождении цонтароевского ТӀултӀи-некъе среди аккинцев. Во время пребывания аккинцев в селе ЦӀоьнтара, цӀонтароевец ТӀултӀа женился на аккинке, у них родился сын. ТӀултӀа вскоре умер. Аккинцы, проведя необходимые подготовительные мероприятия, переселились в Аух. Вдова ТӀултӀ-ы с сыном ушла вместе со своим племенем. Так появился среди аккинцев цонтароевский род ТӀултӀи-некъе. Топонимы «Аьккха баьхна ара» (Акка бяхна ара) ‘Аккинцы (где) жили поляна’ — урочище в окрестностях села, «Аьккхий баьхна ара» ‘поляна, где жили аккинцы’ в селе Тазен-кала свидетельствует об их пребывании в селе ЦӀоьнтара, которое представляло в то время единое сельское общество.
Тезакаллой (чеч. Тезакхаллой) — родовое село некъе является Тазен-Кала. Некъе имеет родовую гору Тезакаллойн лам чеч. Тезакхаллойн лам «Тезакхаллойцев гора».
Этимология тезакхаллой образовано от имени прародителя «Теза» и «кхаьлла» «поселение».
Окрестности Центороя
Согласно цонтароевскому преданию, село было основано переселенцами из общества Нашха современного Галанчожского района.
Называют разные даты основания села: от 400 до 1000 лет.
Согласно цонтароевское предание, которое было записано русским чиновником в 1867 году, село было основано выходцем из области Нашха современного Галанчожского района Сунтаром (варианты произношения: Синтар, Соьнтар) во второй половине 12 века: « Цонтари — выходцы из аула Нашахэ. Первый из них, имя которого было Сунтар, основал Цонтароевский аул лет 700 тому назад. Цонтари расположен при притоке р. Аксая, на горе, по соседству с которой, на юге, находится гора Кеттеш-Корт. Гора эта, по преданию, ичкеринцев, служила сборным пунктом людей от всех обществ, для установления адата — обычая, вызванного стремлением первых здешних обитателей к социальной жизни.». Старейшины села ученый — арабист Садо — Мулла Шемильханова (умер в 1967), знаток истории села Ӏабду-Рашида Идалова (умер 1973) передавали, что село Центорой (чеч. ЦӀоьнтара) было основано 850 лет назад, а цонтароевский старейшина и известный в Чечне арабист Кабил Мусхаджиев (умер в 1983г.) утверждал, что село основано около 1000 лет назад.
Житель села Центороя, историк-краевед Шайхмагомед Вадудов считал, что село было основано 500 лет назад: «Но Центороя, который стоял почти 500 лет, сегодня, к сожалению, нет. Он уничтожен в ходе второй чеченской войны. От аула не осталось ни одного дома…» (Шайхмагомед Вадудов «Центорой — надежда моя. „Верните нам веру в будущее“, — просят бывшие жители этого села».
По поводу название села чеч. «ЦӀоьнтара» существует несколько версий его происхождения:
По утверждению старейшин села Центорой, название села происходит от имени чеч. Суьнтара (Синтар, Соьнтар), которое со временем трансформировалось в чеч.ЦӀоьнтара.
Уроженец села Центорой, журналист и знаток истории села Абу-Езид Кушалиев, который в советский период долгое время работал редактором Веденской районной газеты, в своей статье для чеченского детского журнала писал: « Ученые рассказывают, что первопоселенца села звали Синтар и его именем назвали село». Чеченский оригинал: чеч.«Дуьххьара юрт юьллуш охьахиинчу стеган цӀе Синтар хилла, цундела цуьнан цӀарах ю таръеш Синтара — юрт аьлла цунах бохуш а дуьйцу Ӏилманчаша".
Аргументами в пользу этой версии являются:
а) Один из сыновей чеч. КӀорни — родоначальника цонтароевской фамилии фамилии чеч. КӀорнинекъе носил имя чеч. Суьнтар (Соьнтар). Некоторые представители чеч.КӀорнинекъе произносят это имя как чеч. ЦӀоьнта(р);
б) Традиция называть вновь основанные населенные пункты именами первооснователей (Гуни, Айт-кхалла, Эна-Кхалла, Ширда-Мохк:.
В 1970—1980-е годы поэт А. Сулейманов и филолог К. Чокавев выдвинули версию, согласно которой название связано с именем древнечеченского языческого божества чеч.Ц1у. К. Чокаев в своей работе, написанной на чеченском языке, пишет: чеч. «ЦӀуонтарой. ЦӀуонтара олучу юьртан цӀарах схьадаьлла и дош. Ишта юрт шиъ ю. Ножин — юьртан районехь ю и шиъ. Цу цӀеран орам ЦӀу боху хьалха заманахь вайнехан хилла волчу делан цӀе ю. Ткъа — та — р(а) — суффиксаш — дештӀаьхьенаш ю: -та (тӀе), — ра (цига — р, кхуза — ра и. дӀ.кх). Нохчийчоьнан дуккха а ярташкахь бехаш бу цӀонтарой. ЖӀайн а ю ЦӀунта олуш юрт".
чеч. «Ц1у» в переводе на русский означает «идол», «языческое божество». То есть, чеч. «Ц1унта» можно было бы истолковать как « К идолу».
Если в селе Центорой находилось языческое капище, где стоял идол (истукан), которому язычники поклонялись как языческому божеству чеч. Ц1у, то должны были сохраниться следы нахождения этого капища в селе.
Однако никаких материальных следов того, что в селе Центорое находилось языческого капище до сих пор не обнаружено.
Ни в преданиях центароевцев, ни в преданиях соседних сел, в том числе и записанных И .Поповым, ни в топонимике села Центарой нет свидетельств, которые указывали бы на то, что в Центорое находилось святилище языческого божества чеч. «ЦӀу».
Поэт А. Сулейманов помимо своей основной версии (о связи названия села с языческими божеством чеч. Ц1у) также допускал связь название села с названием с дагестанского села чеч. Ц1Ӏунта, Однако с исторической точки зрения подобное допущение совершенно беспочвенно.
В последнее время были выдвинуты и другие версии. Одна из них изложена в указанной статье Абу-Езида Кушалиева. Согласно этой версии, название села происходит от слов чеч. «цӀена» (чистый) и чеч. «таро» (состояние). На чеченском языке: чеч. «Дуьххьара юрт юьллуш охьахиинчу стеган цӀе Синтар хилла, цундела цуьнан цӀарах ю таръеш Синтара — юрт аьлла цунах бохуш а дуьйцу Ӏилманчаша. Вукхара кху тайпана а дуьйцу: хьалха кхузахь ярташ ехкинчу нохчмахкахоша цӀена а, таро йолуш нохчий бу уьш, цундела юьртан цӀе ЦӀентарой (ЦӀонтарой) аьлла тиллина".
Совсем недавно руководитель научно-образовательного центра нахских исследований Ибрагим Хабаев выдвинул версию о возможной связи названия села с именем загадочного средневекового кавказского народа цанаров. По сообщению средневековых авторов, которых цитирует историк Хасан Бакаев, земля цанаров простиралась от окрестностей Тбилиси до «Аланских ворот» (Дарьяльского ущелья («…между приграничной областью Тбилиси и уже упомянутой крепостью „Аланские ворота“ лежит царство Санария (Цанар), царь которого называется корискус (греческое хорэпископос), что является обычным титулом здешних царей… Они христиане. В этой стране они господствуют над многими народами. Санары утверждают, что они те, кого мы называли среди народов в стране Маариб (в Йемене)».
Начальник левого фланга Кавказской линии генерал-майор Фрейтаг, в дополнение рапорта своего о смерти Шуаиб-Муллы, помещенного в предыдущем журнале, донес, от 13-го марта, что Шамиль, узнав об этом убийстве, тотчас послал в Цонтери, где оно совершилось, 200 конных андийцев, чтобы арестовать некоторых почтенейших жителей за то, что они допустили совершиться преступлению. Жители Цонтери встретили андийцев выстрелами. Получив об этом сведение, Шамиль приказал скорее собрать партию и отправился сам в Цонтери, но жители и его не впустили. Начались переговоры. Между тем толпы Шамиля беспрестранно увеличивались и на другой день вечером жители, испуганные огромностью собираемой против них силы, а может быть, поверив обещаниям Шамиля, наконец сдались. Войдя в деревню, Шамиль отдал приказание истребить всех. Жители дрались отчаянно, но не могли спастись, и все 100 семейств, составлявших деревню, от 80-ти летнего старика до грудного ребенка, как выражается генерал-майор Фрейтаг, погибли.
Не довольствуясь этим, Шамиль направился с своим к хуторам Гурдали и там также истребил всех жителей за то, что они не задержали убийц Шуаиб-Муллы, бежавших, как видно по следам, мимо означенных хуторов.
Все движимое имущество убитого наиба, состоявшее из 35-ти крымских ружей, 4-х т. баранов, 500 штук рогатого скота, 60-ти буйволов и около 30-ти т. руб. (серебром). Шамиль взял себе...
— 183. 1844 г. марта. — Из «Журнала военных происшествий на Кавказской линии и в Черномории с 17 до 21 марта» об истреблении Шамилем населения дер. Цонтери и хуторов Гурдали.