Гендарганой, самоназв. общее: нохчий, самоназвание как общества: Гендарганой, Гендаргеной, Гендаргной, Гендаргуной, Гяндаргной (некоторые варианты на чеч.: Гендаргеной, Гяндаргной) — один из чеченских тайпов. В традиции чеченской этноиерархии входят в общество-тукхум Нохчмахкахой. Историческая родина — селение Гендаргана (ныне село Гендерген, Ножай-Юртовского района Чечни). Гендаргана расположено на левом берегу реки Ямсу (Яман-су), к югу от Ножай-Юрта, к северу Беноя, к востоку Энгеноя, к западу Даттых. Также существует гипотеза о происхождении этого тайпа из исторической области Нашха.
В наши дни гендарганой это один из наиболее многочисленных тайпов Чечни. Больше всего представителей этого тейпа проживают в Урус-Мартановском и Грозненском районах Чеченской Республики (РФ).
Название тайпа Гендарганой в современной научно-публицистической литературе может употребляться в разных формах написания — Гендаргеной, Гендаргной, Гяндаргной. Отсюда может быть различным наименование этой этногруппы в русской традиционной передаче этнонимов — гендарганойцы, гендаргенойцы, гендаргнойцы, гяндаргнойцы. Общечеченское самоназвание гендаргенойцев — нохчий.
В своей работе 1978 года чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт А. С. Сулейманов утверждал, что народная этимология наименования тайпа «Гендарганой» сложилась от имён двух братьев — Гандар и Гуно, которые, вместе со своей сестрой по имени Курчала, основали родовое селение гендарганойцев — Гендаргана.
В 1997 году в переиздание работы А. С. Сулейманова было вставлено предание, в котором упоминался ещё один легендарный герой возможный предок и эпоним гендарганойцев — внук сирийского царя Гундарген (см. раздел «Легенды и предания»). Тогда, если верить этой легенде, название этногруппы произошло не от имён двух братьев, а от имени одного первопредка. В том же, 1997 году, искусствовед и историк искусства Т. А. Мазаева также высказала предположение о происхождении названия тайпа Гендаганой (у Т. А. Мазаевой — гендаргеной) от имени одного полумифического предка этого тайпа.
Гендаргеной, Сайки-некъе
Внутреннее деление тайпа Гендарганой на различные родовые ветви (чеч. гары, некъи) современными исследователями ещё достаточно не изучено. В начале XXI века в различных статьях и публикациях можно встретить лишь некоторые упоминания о родовых подразделениях тайпа. Так, например, чеченский языковед, канд. филол. наук А. Д. Вагапов упоминает гендарганойский Iаппаз-некъе; гл. специалист-эксперт АУП ЧР В. Бибулатов упоминает Берси-некъе и Сингалхой-некъе.
Подсчёт численности нахского населения по отдельным обществам производился исследователями всегда приблизительно, поэтому, на сегодняшний день точных сведений и о численности гендарганойцев не существует. Согласно публикациям в прессе и интернете в конце XX — начале XXI веков, гендарганой считается одним из крупнейших чеченских тайпов. Иногда журналисты/блогеры говорят о нём как о втором по величине тайпе Чечни (напр. И. Новикова), иногда даже указывается численность — 100 000 человек (напр. В. П. Лебедев).
Проживают в селах Бено-Юрт, Бердыкел , Знаменское, Дубовская, Надтеречное, Новые Атаги, Старые Атаги, Мартан-чу, Комсомольское, Танги-Чу, Урус-Мартан, Чири-Юрт, Дуба-Юрт, Алхан-Кала.
С. Гендерген, Родовое село тейпа Гендаргеной, в Ножай-Юртовском районе Чечни
Согласно А. С. Сулейманову, предания и сведения тептара говорят о возникновении родового селения гендарганойцев в X веке (дата ничем не подтверждается). Легендарными основателями аула Гендаргана считаются братья Гандар и Гуно, а также их сестра Курчала. Позднее, «когда стало тесно жить в Гендаргана», Гуно и Курчала переселились на новые места и основали, соответственно, селения Гуни и Курчалой (у А. С. Сулейманова — Гуьна и Курчала), дав таким образом начало тайпам Гуной и Курчалой.
Некоторые исследователи высказывают предположение только об одном легендарном первопредке гендарганойцев (см. раздел «Название»). В переиздании работы А. С. Сулейманова 1997 года появилась вставка ещё об одном предании, по-своему объясняющем происхождение гендарганойцев (предание было помещено в главе посвящённой тайпу Гуной; в первоначальной работе 1978 года в главе о Гуное такого предания нет):
«Когда сирийский царь Саид-Али умер, на троне оказался представитель другого клана. Сыновья царя Саид-Али Обул-Хан, Решт-Хан и Хамзат-Хан, лишившиеся трона отца, не пожелали жить на родине и ушли на север. Они оказались в районе „Курку-Лам“ или „Кхеташ-корт“, в районе нынешнего расположения селения Цӏоьнтара и Теза-Кхаьлла. У одного из этих трёх сыновей сирийского царя Саид-Iали было три сына — Гундал, Нижал и Гундарген. Последний — Гундарген осел там, где в наши дни расположено село Гендаргана, а два брата — Гундал и Нижал — остались на месте.»
— «Топонимия Чечни» 1997.
Ряд исследователей (например, д-р ист. наук, профессор Г. З. Анчабадзе, 2001) сомневаются в возможности сирийского происхождения нахских предков, считая, что эта деталь явно вставлялась в сказания позднее, и связана с распространением ислама.
Гендарганой-кешнаш — «кладбище гендарганойцев» в Нашха (окрестности Моцарой, 03.05.2014).
Первым из предков рода Гендаргуной выходецем из Нашхи является Кандарий и его сын Яхуддий.
А. С. Сулейманов, в своей работе упоминает связь Гендарганойцев с исторической областью Нашха:
«В ауле ХӀийлах, расположенном на юге Нашха, у истоков реки Гехи, до сих пор сохранилась полуразрушенная жилая башня, называемая „Венда гӀала“. Она является родовой башней Гендарганойцев».
Несмотря на отсутствие сегодня научных доказательств, что какой либо тайп имеет свое происхождения из Нашха, существование преданий о проживании гендарганойцев в этой исторической области (которые зафиксировал А. С. Сулейманов), а также некоторые другие сведения (например, материалы архива наследников Шоипа Центероевского), позволяют исследователям предполагать, что связь между этим тайпом и Нашха могла существовать. В этом случае, наиболее вероятно, что гендарганойцы могли иметь отношение к нашхинским аулами Хила и Чермохкой (чеч. Чӏармаха).
Нахские этногруппы имеют древнейшую на Кавказе историю, однако, формирование собственно чеченского народа является результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации восточнонахского населения только в XVI—XVIII веках. В этот период происходит миграция нахских обществ на предгорные равнины и параллельно происходит их исламизация — важнейший религиозно-культурный фактор образования чеченского этноса. Ядром объединения чеченцев стала историческая общность нохчий (совр. нохчмахкахойцы) — выходцы из исторической области Нохчмохк (другое название — Ичкерия; совр. Ножай-Юртовский и Веденский районы Чечни), распространившие своё племенное название на все остальные этногруппы говорившие с ними на общем языке.
Активно вовлечена в эти процессы оказалась и составная часть нохчий/нохчмахкахойцев — гендарганойцы, но, сведения о переселениях каждого нохчмахкахойского тайпа в отдельности, крайне не полны, а те которые сохранились, не подтверждены академическими исследованиями. Согласно современным частным публикациям в интернете (предположительно основанным на материалах архивов наследников Шоипа Центероевского), представители тайпа Гендарганой расселялись из области Нашха на равнинные земли Притеречья, в том числе и за Терек. В 1722 году под натиском русских войск гендергенойцы вынуждены отступить к Сунже, где основали аул Чача. В 1758 году этот аул был уничтожен войсками под командованием кизлярского коменданта Фрауендорфа и тогда же гендерганойцы отступили к своим родовым хуторам. В начале XIX века здесь возникло поселение Урус-Мартан, разросшееся из трех аулов: гендарганойского — Марта, бенойского — Джарган и пешхойского — Пешхой Рошни. Как сообщает автор статьи — Умар Мавсаров из села Центарой — в этой области гендарганойцы играли наиболее значимую роль и до появления селения Урус-Мартан, и после.
В эпоху Бейбулата Таймиева его главной военно-политической опорой были Чулик Гендаргеноев и Исмайлин Дуда. В конце XVIII — начале XIX веков в Урус-Мартане развертывается деятельность Чулика Гендаргеноева, авторитет которого был настолько велик, что его, вместе с Тайми Бейбулатом, называли одним из самых авторитетных людей в Чечне. Его племянник Исмайлин Дуда — стал известен не только как один из ближайших сподвижников Тайми Бейбулата, но и тем, что защищал интересы бедных и обездоленных. Илли, описывающие подвиги Исмайлин Дуды, были одними из наиболее популярных в Чечне. До наших дней сохранилось мало преданий о военных подвигах Дуды Исмаилова, но до сих пор пользуются популярностью рассказы о тех случаях, когда Дуда демонстрировал высокие образцы чеченского этикета.
6 сентября 1807 года Бейбулат Таймиев и Чулик Гендаргеноев во исполнение решения схода чеченских старшин 104 селений, который принял решение прекратить сопротивление, выезжает во Владикавказ для переговоров с властями. По завершении переговоров Таймиев и Чулик Гендаргеноев объявляют о прекращении сопротивления.
После гибели Бейбулата Таймиева в период (1834—1840) года одним из самых известных военачальников был Иса Гендергеноевский, который в период вторжения царских войск в Чечню командовал чеченскими силами, и заслужил авторитет среди чеченцев благодаря своей храбрости.
Важную роль в избрании Шамиля имамом Чечни и Дагестана сыграли братья Иса и Муса Гендергеноевские. Они были первыми, кто предложили пригласить Шамиля в Чечню. Тем временем Шамиль после тяжёлого поражения в Ахульго летом 1839 года, с несколькими приближенными и членами свой семьи скрывался в горах Чечни. В начале 1840 Иса Гендаргеноевский принял у себя Ахверды Магому — сподвижника имама Шамиля. В ходе этой встречи и последующих переговоров с влиятельными представителями других чеченских обществ, была достигнута договорённость о том, что вся Чечня встанет на сторону Шамиля в его борьбе с царской Россией. 7 марта 1840 года в Урус-Мартане прошёл съезд чеченского народа, на котором Шамиль был провозглашен имамом Чечни и Дагестана.
В 1840—1845 Иса Гендергеноевский командовал чеченскими отрядами в сражении при Валерике. Так же под Дарго подразделение Исы Гендергеноевского разгромили отряд Клугенау. В этом бою погибли генералы Пассек, Викторов, Кривошеин и Ронжевский, весь обоз и артиллерию захватили чеченцы.