Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Женщина без мужа — конь без узды. (татарская)

Арби Бечуркаев. Кто такие мелардой?

Назад

 

До сегодняшних дней история тайпа мелардой была мало изучена, и сведения о нем были весьма скудными. Благодаря Интернету и публикациям известных историков, занимающихся этими вопросами, был получен богатый материал. Опираясь на достоверные источники, постараемся раскрыть суть данной проблемы. Мелардоевцев чеченцы полушутя называли: «Шу-м суьлий дара», – мол, вы аварцы. И это несмотря на то, что они не говорили на аварском языке и, так же, как и чеченцы, были высланы в Среднюю Азию и Казахстан 23 февраля 1944 года.

Начало фамилии Турловых (Мелардо) было положено в XVI веке, когда родственник аварского правителя Хунзахского ханства – Тураров – перешел в общество Гумбет (Кунбет), находившееся там же в Дагестане, и стал его правителем. Главное селение общества называлось Мехельта. Сами чеченцы называют это общество Меларда. Поэтому все выходцы из Гумбета, переселившиеся в Чечню, назывались мелардой. «Шейх Кунта-хаджи-великомученик… Отсутствие рядом товарищей, болезнь и нужда принудили его к написанию письма на родину, адресованного генерал-майору князю Туманову, князю Турлову (Турлау-Беку), наибам и кадиям Чечни. Естественно, письмо написано на арабском языке. Он сообщает, что не знает, сколько пробудет в ссылке, но ему объяснили – два года… Обращаясь к родственникам, он призывает беречь известную им поляну, поскольку она еще пригодна для посева. Просит князя Турлова проявить благосклонность к своему семейству…» (В. Акаев, газета «Голос Чечено-Ингушетии», 1991, 2 марта).

Ряд феодалов, стоявших во главе чеченских обществ, считались одновременно подданными российской короны. Такими владетелями были князья Айдамировы (мелардо), Чапаловы (мелардо), Хасбулатовы (мелардо), Черкасские. Айдамировы были князьями чеченского происхождения – чеченский владелец Айдемир (Алибеков) начал получать российское жалование не позднее 1735 г., а возможно, что и в 1733 или даже в 1722 гг. (Ткачев Г. «Несколько слов о прошлой истории чеченцев. Записки Терского общества любителей казачьей старины». – Владикавказ, 1914, Н 7. Ц. 69). «Чапаловы, Хасбулатовы, по всей вероятности, были кумыками по происхождению и происходили – первые из Эндери-аула, вторые – из Аксая. Турловы, как уже указывалось, – аварская княжеская фамилия, приглашенная чеченцами на княжение еще в XVII веке», – эта информация взята из книги И. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен».

…Князья Черкасские, Турловы и другие имели родственные связи со многими князьями Северного Кавказа, Крыма, Грузии – особенно через брачные связи наследников и правителей, поэтому, видимо, трудно сказать, когда и откуда произошел тот первый князь Черкасский. (Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. СПб., 1869, т.1, с. 254 – 256; Р. Хасбулатов «Чужие»). Возможно, этими обстоятельствами и объяснялось то, что в XVI – XVIII вв. на равнину переселялись чеченские князья. Они строили здесь города и населенные пункты для своих воинов и приближенных, обеспечивали защиту тем хлебопашцам, которые приходили к ним, наделяли их землей. Наиболее известными в те времена были князья Турловы (линия Бековичей- Черкасских). Они были чеченского происхождения, хотя многие ученые-историки выводят их из аварского (хунзахского) аристократического рода Туруров, который являлся наследником основателя династии князя Каракиши. Некоторые исследователи необоснованно утверждают, что они стали править Чечней в 20–40 годах XVII века (а кто правил до XVII века?). Другие исследователи говорят о кумыкском происхождении этого рода. Третьи – о черкесском… На самом деле появились они, как и другие князья, не позднее чем в VIII – IX вв., но, по сравнению с дагестанскими князьями, в Чечне князья уже в XV – XVII вв. имели довольно ограниченную власть .

«...Все пространство между правым берегом Сунжи и Черными горами принадлежало раньше князьям Турловым, которые живут ныне среди покорных чеченцев, напротив Наура.

Два века назад чеченцы спустились с гор вследствие внутренних распрей и многочисленности населения.

Спустившись, они обосновались в перечисленных ранее долинах, платя дань князьям Турловым, но постепенно они освободились от уплаты дани и стали совершенно независимыми.

В то время они были язычниками, а Оттоманская Порта употребила все средства, чтобы обратить их в мусульманство, в чем она со временем преуспела» («Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа». Рукопись написана в 1834 году офицером Генерального штаба Российской империи Иоганном Бларамбергом. По распоряжению царя Николая I была сдана в военный архив, где хранилась под грифом «совершенно секретно» на протяжении 160 лет). В мае 1588 года отступавшие из Персии войска крымского хана Махмуд-Гирея были окончательно разгромлены гребенскими казаками. Небольшая уцелевшая часть войск царевича Алды-Гирея, не успевшая переправиться через Сунжу, ушла в лес и поселилась в семи верстах к югу от переправы через реку, у двух сарматских курганов. Поселение свое воины эти назвали Алды. Где-то к концу XVII века аулом Алды завладела княжеская фамилия Турловых, выходцев из аварского княжества. Находясь на службе у царской администрации на Тереке, князья пользовались многими привилегиями. Первоначально Турловы жили в ауле со своими узденями и зависимыми людьми. Но к концу XVII века здесь, по договору с князьями Турловыми, появились первые переселенцы – семьи с гор Чечни. Постепенно их количество росло: князья выделяли им земли, обещали защиту от набегов кабардинских, кумыкских, калмыцких князей и ханов, а также от репрессий со стороны русской царской администрации. Со своей стороны чеченцы-переселенцы обещали свою поддержку князьям, обязались выплачивать им определенную подать – ясак. Первыми поселенцами с гор в Алдах считаются представители чеченских обществ Дишний, Гуной и Беной. Население Алдов росло, и вскоре чеченцы стали тяготиться зависимостью от князей. В XVIII веке резко возрастает политическая мощь Чечни, в которой постоянно происходят социальные потрясения. Неспокойно и в Алдах. Напряжение во взаимоотношениях князей Турловых и алдинцев растет. Жители селения были лично свободны от князей. Зависимость их выражалась лишь в выплачиваемой князю подати за землю за охрану жителей и имущества от внешних врагов. В случае необходимости жители Алдов оказывали владельцу вооруженную поддержку или, по просьбе князя, устраивали коллективную помощь по хозяйству (белхи). Заставлять крестьян силой что-либо делать без согласия старейшин, а также против согласия собрания аульского общества князья не имели права. В своем правлении князья опирались на старшин – влиятельных людей зрелого возраста, а также на узденей, являющихся основной вооруженной силой. Жалование узденям, да и самим князьям, выплачивала царская администрация. В XVIII веке происходит усиление и консолидация плоскостных чеченцев. Политическая мощь и единство селений особенно проверяются во время угрозы внешнего вторжения. В 1735 году алдинцы совместно с ополченцами из других чеченских селений участвуют в разгроме превосходящих сил 80-тысячного войска крымского хана. Около 10 тысяч врагов навечно остались лежать в Ханкальском ущелье. В середине XVIII века князь Турлов постепенно теряет свое влияние. Особенно шатким его положение становится после восстания в Чечне 1757–1758 гг. Авторитетом в ауле в то время пользовались такие влиятельные люди, как Ассак и Лулла (из общества Дишний), Ада, Бата и Биба (из беноевского рода) и другие. В 1762 году отношения между князем Чапаном Турловым и алдинцами накаляются до предела.

Князь просит царские власти разрешить ему переселиться ближе к реке Сунже. Алдинцы же, считавшие эти земли своими, входящими в границы их территории, вступают в конфликт с Турловым. С 1785 по 1791 гг. аул Алды – в самом центре антифеодального и антиколониального движения на Северном Кавказе под предводительством жителя Алдов – Ушурмы (Шейха Мансура).

6-го июля 1785 года алдинцы разгромили двухтысячный царский карательный отряд полковника де Пиери. Был взят в плен раненым и отдан русским без выкупа за храбрость его 20-летний адъютант, князь Петр Багратион – в будущем знаменитый русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Кстати, другой герой Отечественной войны 12-го года, генерал Александр Чеченский, пятилетним мальчиком тоже был взят в плен царскими войсками в одной из карательных экспедиций в село

Алды и впоследствии воспитан Н.Н. Раевским. После подавления восстания в Чечне и ряда репрессивных мер против Алдов со стороны царских властей жители аула в 1787 году, под давлением царской администрации, переселились ближе к реке Сунже (район поселка Черноречье), основав селение Новые Алды (Бух1ан-Юрт). В 1913 году жители селения Новые Алды сдали в аренду сроком на 20 лет участок земли, расположенный в Новых Промыслах города Грозного. Со стороны алдинцев договор подписали Бисултан Тагиров и его двоюродный брат Эламирза, получив в качестве аванса достаточно крупную сумму денег.

В дальнейшем они должны были получать за каждый пуд выкачанной нефти определенную сумму. Договор хранился в Республиканском краеведческом музее. Такая возможность появилась, вероятно, после прокламации к чеченскому народу от имени государя Александра II, воздавшего должное его стремлению к независимости и любви к свободе.

Прокламация предоставляла горцам определенную свободу, давала возможность жить по внутреннему самоуправлению. Официально было подтверждено, что «земли ваши – неотъемлемое владение ваше». Возможно, по этой причине алдинцы не участвовали в революционном движении 1917 года и не боролись за Советскую власть. За такое упрямство Грозненский военно-революционный совет решил сжечь Новые Алды. Только вмешательство чрезвычайного комиссара Юга России Серго Орджоникидзе заставило отменить это решение. Однако, возвращаясь к теме нашей статьи, к сожалению, приходится отмечать, что среди части нашего народа существует одна пагубная закономерность: обывателю свойственно все чеченские тайпы, не известные ему лично или не живущие в селении, приписывать к тайпам дагестанского происхождения (суьлийн тайп), и даже слова- диалектизмы, не известные в его собственном наречии, также приписываются дагестанцам.

К примеру, княжеский род Турловых, правивший в определенной части Чечни до прихода русских, согласно письменным источникам последних, свойственно было приписывать к аварскому роду. Под влиянием этих источников в среде нохчи также распространилось мнение о Турловых как об аварском княжеском роде. Но, насколько я осведомлен, среди самих аварцев такой род неизвестен. Вот, к примеру, один из таких источников – о призвании князей Турловых: «Долго страдали чеченцы, не умея принять мер для своей защиты; богатство их привлекало хищников, слабость и беспорядок не давали им возможности отражать успешного нападения; наконец, они положили призвать к себе сильного и храброго князя и поручить ему восстановить порядок и защитить их от врагов. Таким образом поселилась в Чечне славная семья Турловых (мелардо), призванных из Гумбета. Турловы пришли с гор с многочисленною дружиною, всегда готовой идти за ними в битву и по первому приказанию затушить семена бунтов и неповиновения, могущие возникать в самой Чечне. Власть Турловых, основанная на выгодах самого народа, скоро окрепла и принесла свои благодатные плоды. Плоскостные чеченцы, все равно подчиненные одному княжескому дому, получили впервые понятие о своем народном единстве; подлежа все одинаковой службе, неся одинаковые обязанности, перестали чуждаться друг друга и начали составлять нечто целое, одноплеменное. Выезжал ли князь на тревогу, жители окрестных деревень должны были следовать за ним, не ограничиваясь как было прежде, одною защитой своей частной собственности. Чечня разбогатела и отдохнула под управлением своих князей. Удалые наездники, кумыкские и кабардинские, встречая в своих набегах сильный отпор, перестали гнаться за трудной добычей; чеченцы стали в свою очередь страшилищем для своих соседей; воинственный дух их развился с сознанием своей силы, и толпы смельчаков их начали спускаться за добычей на кумыкскую плоскость за Терек.

Имя Турловых (мелардо) пользовалось большим уважением в Чечне; влияние их много способствовало к учреждению некоторого порядка внутреннего, но вся власть опиралась лишь на добровольном согласии и на уважении к ним народа; она не имела законного основания, упрочненного с силою. Чеченцы признавали Турловых в эпоху бедствий и слабости; трудно было полагать, чтобы шаткая власть их могла сохраниться по прошествии этой эпохи, чтобы чувство признательности могло побороть в обществе враждебное отношение к подчиненности и любовь к необузданной личной свободе.

Так и сбылось: народонаселение в Чечне быстро возросло, благосостояние жителей увеличивалось ежедневно, дух воинственный достигал своего полного развития. В это время соседние племена постепенно ослабевали. Распри между сильными княжескими семьями, успехи русского оружия на Кавказе, изнеженность и порча нравов низводили на второстепенную роль первенствовавшие племена кумыков и кабардинцев. Лучшие наездники их, самые уважаемые старики, оставались на поле битвы или, покидая дело народное, переходили к русским.

Чеченцы перестали с ними считаться, время слабости для них прошло. Наступила эпоха могущества и с нею вместе опять возник дух необузданной вольницы, временно укрощенный перенесенными несчастиями. Власть княжеская, которой они добровольно подчинялись несколько десятилетий тому назад, показалась им тяжелым ярмом, когда они почувствовали себя в силах с успехом противиться своим врагам. Нужда миновала, с нею вместе исчезли подчиненность и повиновение, оказываемые князьям, и Турловы, не находя более в Чечне ни уважения, ни послушания, к которому привыкли, покинули обжитые места и поселились в надсунженские и теречные деревни, «где долгое еще время пользовались правами, принадлежащими их роду» (М. Мамакаев. Чеченский тейп (род) в период его разложения. – Грозный, 1917).

Уже во второй половине XIX века мы имеем в Чечне крупных землевладельцев- помещиков и довольно солидный слой неродовитых князей в своеобразном кумыкско- чеченском варианте. Они широко использовали сохранившиеся родовые институты чеченцев в своих политических и экономических интересах. Таковы, например, Алхазовы и Чуликовы, Чермоевы и Турлоевы, Саралиевы и Мустапиновы, Дубаевы и Эльмурзаевы, успевшие захватить в свои руки большие земельные участки и нажить крупное состояние.

Многочисленные источники подтверждают, и сами мелардой полагают, что их тайп не имеет дагестанское происхождение. Они, мелардой, вообще-то, считают себя потомками арабов-завоевателей. Мелардой были князьями в Горном Дагестане, потом их пригласили в Чечню.

Они правили в Кабарде и в Дагестане. У них была наемная армия, состоявшая из самых храбрых чеченских воинов. Мелардой платили им деньги, и тем самым удерживали власть над кабардинцами и горными дагестанцами. И только с приходом к власти Шамиля их влиянию пришел конец. В настоящее время мелардой проживают в следующих населенных пунктах: Гехи, Курчалой, Дачу-Борзой, Зандак, Шали, Дишни-Ведено, Махкеты, Малые Атаги, Аргун (Устраду-Эвл), Г1оййист, Урус-Мартан, Шалажи, Нижний Наур, Толстой-Юрт (Девлитгир-Эвла), Ч1улга-Юрт, Новые Меларды (недалеко от Хасав-Юрта), Михельты (Гумбековский район, Дагестан, в селах и городах Кабардино-Балкарии). Достопочтенный Кати Сайдахмедов, из рода курайшитов, проживавший в селе Старые Атаги, хорошо знал историю тайпа мелардой. В советский период большое количество людей собралось в селе Алхазурово, где происходило примирение враждующих сторон. Там в это время находился и уважаемый Кати. Примирение состоялось благодаря его авторитету и почитанию чеченцами. Ему был задан вопрос о происхождении тайпа мелардой. Он ответил, что их происхождение из Саудовской Аравии, из очень знатного рода. Свидетелями этого разговора были жители села Дачу-Барзой Джабраилов Султан и Дамазов Муса. Первый из этих двух свидетелей до сих пор проживает в селе Дачу-Барзой.

Думаю, что эта небольшая статья внесла некоторую ясность в происхождение тайпа мелардой.

 


Арби Бечуркаев. Заслуженный учитель Чеченской Республики, фольклорист. 38 лет
работал в системе народного образования: учителем начальных классов, завучем, директором
естественно-математической гимназии № 2 г. Грозного. В период с 1999 по 2004 годы работал
директором палаточной школы для детей беженцев в с. Плиево (Ингушетия), там же ставил
детские спектакли. Рассказы, статьи педагогической направленности публикуются в местной
печати на протяжении нескольких десятков лет.


Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов