Мулкой (чеч. Мулкъой) — чеченский тейп, происходящий из исторической местности Мулкъа Аргунского ущелья, Итум-Калинский район в бассейне левых притоков Чанты-Аргун. На западе и востоке оно граничило с обществом Пешхой и Шатой, на востоке и юго-востоке с Чуохой-Гухой, на юге с Терлой.
Oбщество Мулкъой делится на субтайповое деление, состоит из 9 гар (Коттой, Жaйнхой, Медархой, БIoвархой, Басхой, Бенгаpой, Кейштрой,Гӏезир-Кхеллой, Хьуркой).
Историческая область Мулкъа - располагалось в бассейне левых притоков Чанты-Аргуна Мулкан-Эка и Гухойн-эрк между горными вершинами Конжухой (2231 м) на юге и хребтом Гумуртаиркорт (2074 м.) на севере. На западе оно граничило с обществом Пешхой, на востоке и юго-востоке с Чухой, на юге с Терлой и на севере за хребтом Гумуртаиркорт с Шoто́й.
В исследуемое время здесь имелись боевыe и жилые башенные комплексы, крепости, отселки, хутора и жилые башни усадебного типа, карстовые пещеры, склепы - могильники, древнee кладбище с огромными языческими надмогильными плитaми, на которых изображены солярные знаки. Oни представляют несколько эпох: языческий, христианский и мусульманский, также сохранились руины давно заброшенных сел - Гӏезир-Кхелли (Гӏезир-Кхеллой), Бассаха/Басхой, Бӏова/БIoвархой, Меда/Медархой, Бенгара/Бенгарой, Хьюрика/Хьуркой, Кейшта/Кейштрой, Котта/Коттой, Ирзехой, Эниста, Калга, Жайне/Жайнхой, Хьархичу, Хазин-бӏов, Тевсин-гӏала и другие, на сегодняшний день все эти поселения лежат в руинах полностью разрушенный временем, и войнами. По оценкам исследователей о древности башен в Мулкъое - свидетельствует циклопичность построек, относительно грубая обработка камня и солярные знаки, выбитые на их стенах. В настоящее время большая часть исторических памятников и вся территория Мулкъа, до сих пор остается неисследованной.
31 мая 1995 году, родовое село тайпа Мулкъой является Харсеной, которое насчитывало ни один век истории, было стёрто с лица Земли за считанные часы с помощью 8 самолётов-истребителей. Дома, которые остались после той бомбёжки можно было пересчитать на пальцах одной руки. После тех известных событий, все оставшиеся жители селения разъехались по другим районам республики, оставив свою малую родину, то место, где они родились и прожили большую часть своей жизни. До высылки чеченцев и ингушей в просторы Сибири, данное село считалось одним из самых заселённых и обеспеченных сёл Шатойского района. Здесь насчитывалось около 700 дворов, школа, библиотека. Люди тогда, в основном, занимались земледелием и скотоводством.
Cегодня представители тайпа Мулкъой в основном проживают в городе Грозном, в селениях: Харсеной, в Шатойском районе, в Итум-Калинском районе, Гой-Чу ( Са1ди-К1отар), Гойское, Алхазурово, Гикало, Пригородное, Алды, Серноводская, Ассиновская, в Малгобекском районе с. Пседах РИ, Октябрьский р-он 30 участок (Сюр-корт), Ищёрская, Теркйисте, Алхан-Юрт, в Урус-Мартановском районе, и в других чеченских селах. Историческая область тейпа Мулкъой находится в горах Итум-Калинского района, сегодня там никто не живет, со времен высылки чеченцев в Казахстан, а древние селения лежат в руинах.
Название этнонима Мулкъ по некоторым историческим сведениям отождествляется с Мулк переводится, как общественно-управляемые земли.
В исторических документах первые упоминания о тайпе Мулкъой относятся к XVI-XVII вв. К Чеченской группе.
1618 г. — Первое упоминание в русских документах чеченского общества Мулкой и джараховцев («Ераханские люди»).
В исторических документах 1619 года. Также упоминается общество Мулкъой - Мерезинские и шибуцкие люди — Тшанские и Mулкинские люди.
В конце XVIII–начале XIX в. В Мулкъое добывали помимо свинца, в незначительном количестве и серебро. На протяжении XVII века чеченское общество Мулкъой играло немалую роль в установлении связей, торговли и сотрудничества Аргунских обществ с соседними народами.
Из ранних российских источников известно, что «в 1618 году люди кабардинского князя Сунчалея ездили по важному делу в общество Мулки - Мулкой».
1629 г. — Первое сообщение о поездках русских стрельцов из Терки в горы для покупки свинца у обществ Мулкой (верховья Аргуна.).
В 1619 году состоялся крупный поход объединенных сил северокавказских народов и России против ногайских татар, разоривших и пожегших многие притеречные улусы. В письме кабардинского князя Алегука воеводе Н. Д. Вельяминову сообщается, что сообщества чеченцев — Мережей, Шатоевцев, Мулкойцев и другие соседние общества готовились в поход на орду больших ногайцев.
В исторических документах Мулкъой упоминается, как вольное общество - Hаряду с княжескими владениями сохранялись и свободные, не подчиняющиеся князьям, сельские общины. В горных и высокогорных зонах Чечни под названием "обществ", горских "землиц" и "земель": мичкизы, меризи, шубуты, мулки (Мулкой), калки, ероханские люди, тшанские люди, ококи, окочанская земля. Эти образования в одних случаях объединяли несколько общин разных тайпов, в других - являются наименованием отдельных тайповых организаций, включающих два-три поселения.
В русских документах сообщается, что в первой половине июня 1840 года Шамиль «с незначительным сборищем шатоевцев и чеберлоевцев», двигаясь в сторону Владикавказа, «требовал ог жителей» общества Мулкой «чтобы они также присоединились к нему». По совету князя Мааша Зумсоевского, за пассивность Шамиль казнил якобы «несколько старшин». Мулкойцы в ответ напали, однако, «на скопище его» и убили «многих из самых приверженных к Шамилю», в том числе его кунака, «у которого он жил в Аргунском ущелье»—Шабана Шатоевского «и зумского князя Мааша». Шамиль получил от мулкойцев две, «как говорят, весьма» опасные раны—«одну в руку, а другую в живот», после чего он «с трудом возвратился» назад, а «сборище его разошлось».
Из ранних российских источников известно, что в 1618 г. был cовместный поход аварского нуцала Махти, князя Сунчалея Черкасского и воевод Терского города на земли шибутские, мичикские и ингушские аулы, (шибутские, и мичикские земли имеются в виду чеченцы.) По преданиям Общества Мулкъой тоже известно, что общество Мулкъой становятся известными русским вследствие одного события: после того, как один Кабардинский князь с помощью отряда русских прошел в горы к ингушам, разорил их и заставил платить им дань, дагестанский князь тоже захотел последовать его примеру и принудить чеченцев Аргунского округа платить ему дань. Дагестанцы с отрядом казаков, у которых имелось огнестрельное оружия, двинулись от шатоя вверх от Аргунского ущелья, и везде их продвижению оказывалось сопротивление, от Ушкалоя повернув на право, они подошли к с. Чӏуохой. После ультиматума, который жители сразу отвергают, начинаются боевые действия. Чӏуохоевцы (гухой) посылают гонцов к соседям, прося о помощи. В самый тяжелый для жителей села момент Мулкъоевцы приходят к ним на помощь, внезапно нападают сбоку на врага, где впервые применяют огнестрельные ружья. Не ожидавшие такого удара, растерявшись, дагестанцы и казаки, неся потери, бегут оттуда. В честь этой знаменательной победы была сооружена боевая башня и назвали ее «Чӏуо-Мулкъ». Это сражение произошло тоже примерно где-то в 1618 году, как и сообщается в ранних российских источникax, поход аварского нуцала Махти и воеводa Терского, на горные общества Чечни в 1618г. после этого о Мулкъоевцах заговорили как о влиятельной силе Аргунского ущелья.
Из российских источников 1911 г. Сообщается также, что население исследуемого горного района Чечни разбивается на несколько групп, имеющих различные местные наименования, происхождение которых относится к очень далеким временам. Так есть «Чантинцы» или «Итумцы», «Хачарой», «Дзумсой», «МУЛКОЙ», «Шарой», «Макажой» и проч..
Вазар в своей книге описывает страну алан, расположенную на пространстве к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана, севернее истоков (родников) /Терека и его узкого ущелья (Дарьяла) с землями к северу от реки Терек и равнины «Сотай» до Каспийского моря, включая страну к югу от рек Идал (Волга) и Дон. В рукописи упоминаются населённые пункты алан: Мажар, Дади-Ке, крепость Баланжар, Балх, Малка (Чеч. Мулкъа) Нашах (Чеч. Нашха) Макжа, Аргун, Килбах, терки, а также описывается местность нижнего течения Терека при впадении в Каспийское море, включая равнину Кешан и остров Чечень.
В периоды средних веков и новое время горная Чечня состояла из отдельных обществ: Аьккхи, Чаьнти, Мялхи, Чеберлой, Шарой, Шотой, Нашхой, Майсты, Садой, Терлой, Пешхой, Чинахой, Кей, Мержой, Хилдехарой, Галай, МУЛКОЙ, Орстхой и др. Каждое ущелье, которое они занимали в отдельности, до сих пор сохраняет руины жилых и боевых башен, склеповые сооружения и кладбища из каменных ящиков и грунтовых могил.
Участники обороны Бресткой крепости призванных из ЧР. Выходцы из тайпа Мулкъой - Чадаев Сухи из Сел. Бенгарой Пропал б/в Погиб в крепости, Сардалов Элибек Сел. Бенгарой. Чеченец. Служил в 333-м стрелковом полку в 4-й роте. Пропал б/в Погиб в крепости (сведения мл. лейтенанта Бейтемирова С.-А.). Тугаев Абдурахман Сел. Бенгарой. Чеченец. Служил в 4-й роте 333-го стрелкового полка. Знаменитый прыгун в высоту. Погиб в крепости (сведения С.-А. Бейтемирова). из тайпа Мулкъой на фронт великой отечественной войны из с. Харсеной ушли 47 мужчин из них вернулись домой только несколько человек.
Основателем известного чеченского тайпа Мулкъо, по преданиям, является легендарный герой Мулкъо, о доблести и подвигах, которого слагается много легенд. У Мулкъо выросло много сыновей. Повзрослев, они со своими семьями расселились по ущелью, впоследствии из них образовался Мулкъой - тайп. Местность стала называться Мулкъа или Мулкъой-мохк. Мулкъой - тайп не входят тукхум и сам состоит из 9 гар. Сегодня регион не жилой и единственное напоминание, что там кто-то жил, это остатки разрушенных башен, крепостей и жилых комплексов. Но в горах Мулкъой мохк есть святыня - зерат Ибрахим-Хаджи, которая особо почитаема Мулкъоевцами. В ходе исследования приведенных материалов выяснилось, что духовной территорией тайп Мулкъо считает местность Мулкъа, тайповая гора и башни предков, вот с чем идентифицируют себя Мулкъоевцы. Историческая память своей территории имеет огромное нравственное значения для всего тайпа. О чем говорит священный зовет предков. « кто не знает имена своих отцов-предков, не изучает их обычаи, этикет и не соблюдает их - он не Чеченец, он раб».