Нашхой (также в русскояз. лит-ре: нашхоевцы, нашхинцы); самоназв. нашха, нашхо (чеч. нашха, ингуш. нашхо), самоназв. как общества: Нашхой, Нашхо (чеч. Нашхой, Нашхо) — один из самых больших чеченских тайпов. В традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, который не входит ни в один из тукхумов. Историческая родина — область Нашха.
Название тайпа Нашхой в современной научно-публицистической литературе неразрывно связано с исторической областью Нашха. В ряде работ они выступают как синонимы — часто авторы, говоря о Нашхой/Нашха, подразумевают и этногруппу нашхойцев, и территорию их первоначального расселения. Советский исследователь чеченского языка А. Г. Мациев, сообщал, что в отличие от остальных чеченцев, использующих самоназвание нохчий, представители тайпа Нашхой называют себя иначе — нашха.
Существует гипотеза А. Г. Мациева, согласно которой имя общества/области Нашхой/Нашха могло послужить основой для эндоэтнонима чеченцев — нохчий (см. Нохчий. Этимология). Также этот вариант этимологии посчитали заслуживающим внимания такие известные чеченские учёные, как лингвист, д.фил.н., профессор И. Ю. Алироев и д.и.н., профессор Ш. Б. Ахмадов.
По мнению ряда учёных первоначальная область расселения нашхойцев — Нашха, является прародиной многих нахских обществ, часть чеченских тайпов (возможно свыше 20) возводит своих предков к выходцам из этой исторической области. Согласно большинству преданий Нашха считается местом древнейшего поселения чеченцев, поэтому среди них издавна бытует мнение, что если кто-либо выходец из Нашха — то он коренной житель Чечни.
Самих нашхойцев, согласно традиционной чеченской этноиерархии, также называют тайпом, причём считается, что он один из крупнейших и не входит ни в один из тукхумов. Согласно Ш. Б. Ахмадову (2002) в прошлом в обществе Нашхой находился важный вайнахский центр самоуправления — один из «Советов старейшин» (не следует путать с другим вайнахским институтом самоуправления — Мехк-кхелом — «Советом/судом страны»).
По утверждению чеченского исследователя-краеведа, педагога и народного поэта А. С. Сулейманова, который тактично обходит вопрос депортации, нашхойцы «из-за трудных условий гор давно оставили свои аулы и широко расселились в плоскостных городах и сёлах». Однако, вероятно, значительная часть нашхойцев проживала на своей исторической родине — Нашха до 1944 года, когда произошла депортация местного населения в Казахстан.
Нашхойцы являлись/являются? носителями нашхоевского говора галанчожского диалекта (также иногда называлось галанчожским наречием) чеченского языка.