Торшхой (в народе их называли «ТӀем-Tоршхой» (Торшхой-воины); ингуш. ТӀоршхой) — один из вяппинских тайпов. Исторически был расселен на территории современного Джейрахского района Ингушетии.
В числе первых поселенцев плоскостного с. Ангушт были представители рода Торшхой из горного селения Тарш. По свидетельствам старейшины И.Доскиева, в ХVII веке некоторая часть земель, находившихся в этой долине, была подарена жителям с. Тарш горной Ингушетии за честное служение России. В русской транскрипции оно стало звучать как «Тарская долина», то есть «Тарш-арий» (равнина тайпа Торшхой), «Тарс-аре».
Сохранившееся в настоящее время название ущелья и долины, в том числе и название с. Тарское (Ангушт) является напоминанием об исторических местах проживания ингушей. «Долина смыкается в сторону Буро (Владикавказ) с долиной „Ӏаьрч-атагӀе“ (от названия речки Ӏаьрчхи, то есть Черно-речье) и далее — с Тирк-чӀоже — Дарьяльским ущельем… Выгодным для своего времени являлось и расположение Ангушта: кругом горы, лишь несколько выходов из долины. Ангушт, также, находится в центре горной и равнинной Ингушетии (с севера и юга), поселений по Тереку и Ассе (с востока и запада). С горной Ингушетией Ангушт связан тремя дорогами: 1. по Дарьяльскому ущелью (Тирк-ЧӀож); 2. из Эгикала через Куолой-лоам и местности Сугал; 3. из места башен Мецхал и Байни через перевал ГиртӀе и по ущелью Гир-чӀож».
«Одного из сыновей Ферхаста звали Токъ (Точ). Его сын Дзарах стал родоначальником фамилии Дзараховых. Легенды передают, что он был невероятно сильным и мужественным человеком. Его избрали главой дружины, охранявшей территорию от вражеского нашествия. По всей видимости, фамилия Дзараховых получила своё название от слов «дз1ар-ха» (страж ущелья)(«дз1ар» - ограда; «ха» - охрана). О мужестве и физической сноровке Дзараха в народе шла молва: «1аьржача ферта юкъе дото пела ловздаь Дзарах», что означает, что Дзарах мог пустить коня во весь опор и при этом не разлить воды из серебряного стакана, стоявшего на его плече поверх чёрной бурки. Он также мог на полном скаку вытащить за рога барана из ямы, что было под силу не каждому всаднику. Он смело вступал в схватку с врагами, невзирая на их численность.
Племя Г1амнаькъан, уверенное в своей безнаказанности, продолжало буйствовать. Совершив очередное нашествие, награбив и захватив жертвы, они разбегались в разные
стороны. Поселенцы Фалхана постепенно окрепли. От братьев Дзараха, Мурзабека, Шовхала и их сводного брата Кота произошли следующие фамилии: Дзараховы (Сампиевы), Шоухаловы, Мурзабековы, Котиевы. Согласно преданиям, однажды фалхановцы объединились и выступили сообща против племени Г1амнаькъан. Им удалось хитростью заманить их в село, щедро угостить, напоить одурманивающими настоями трав и перебить. Оставшиеся в живых несколько человек скрылись и ушли через Грузию в Турцию. В результате жителям Фалхана достались значительные земельные угодья, леса, пастбища в округе и на Столовой горе. Султан Дзарахов говорил о том, что селение Йоарх1аче (от слова «сорняки»), где были убиты воинствующие Г1амнаькъан, стало называться Бейни (от слова «гибель»), а место их захоронения – Кашете (от слова «каш», т.е. «могила; место кладбищ»)».
Владелец этой книги Мухаммад сын Навурби Юрт-Ауховский, его отец Мухаммад, его отец Урам, его отец Дува, его отец Ума, его отец Урам, его отец Муса, его отец Утмиш, его отец Утаби. Их отцы вышли из селения ТӀарш в округе Вабо на высокой горе близ крепости Бурув. ТӀарш - имя их старшего отца. Их первые отцы пришли из вилаята (округа) Шам
Ауховские Торшхой