Чеберлоевцы это чеченцы составляющие один из древнейших чеченских тукхумов. Тукхум ч1ебарлой очень древний и он насчитывает достаточно много тайпов (родов). «По чеберлоевским преданиям известно, что чеберлоевцы не один раз мигрировали, поэтому есть потомки чеберлоевцев среди других чеченских тайпов. У чеберлоевцев достаточно устойчиво сохранены по сей день предания, что чеберлоевцы одни из древнейших чеченцев и что есть потомки чеберлоевцев среди тайпов чеченского ичкерийского тукхума нохчмахкахой. Также по чеберлоевским преданиям традиционно принято считать, что практически все чеберлоевские тайпы это выходцы из Нашха, выходцы из древней прародины чеченцев, а в том числе по чеберлоевским преданиям традиционно принято считать, что у чеберлоевцев большие родственные связи с чеченским тайпом нашхой и чеченским тукхумом шарой. Есть также большие связи с чеченским тукхумом арштхой (орстхой) и чеченцами аккинцами. Исторический центр чеберлоевцев по чеберлоевским преданиям как центральный и важный представляло селение Макажой, также по чеберлоевским преданиям считается, что в проживающем селении Макажой от тайпа макажой происходят некоторые другие чеберлоевские тайпы. Родоначальником тайпа Макажой был некий выходец из Нашха по имени Турач. Есть и версия по чеберлоевским преданиям, что одним из самых древних селений Чеберлоя является селение Хиндой, тайп хиндой данного селения также считается одним из древнейших тайпов Чеберлоя. У некоторых тайпов Чеберлоя имеются свои родовые горы, к примеру у чеберлоевского тайпа хиндой есть своя родовая гора хиндой лам, у чеберлоевского тайпа ихорой есть своя родовая гора ихорой лам, у чеберлоевского тайпа дай есть своя родовая гора дай лам, у чеберлоевского тайпа нижалой есть своя родовая гора нижалой лам и так далее.» Конечно, надо подметить, что историческая регенерация истории Чеберлоя и чеберлоевцев нуждается ещё в больших информационных данных, которые были утрачены в связи многих нашествий, войн и других проблем, но некоторые данные на сегодня имеются и о них мы поговорим.
Тайпы тукхума Ч1аберлой:
1 Арсой.
2 Ачалой.
3 Бассахой.
4 Багачарой.
5 Босой.
6 Бунихой.
7 Гулатхой.
8 Дай.
9 Желошкхой.
10 Зуьрхой.
11 Ихорой.
12 Кезеной.
13 Кирий.
14 Кулой.
15 Ляшкарой.
16 Макажой.
17 Нохч-Келой.
18 Нуйхой.
19 Осхарой.
20 Ригахой.
21 Садой.
22 Салбюрой.
23 Сандахой.
24 Сиккхой.
25 Сирхой.
26 Тундукой.
27 Харкарой.
28 Хиндой.
29 Хой.
30 Цикарой.
31 Чубахкинарой.
32 Черемахкхой.
33 Нижалой.
34 Гумхой.
(Некоторые тайпы частично входят и в другие чеченские тукхумы.)
Чеченский историк Леча Ильясов в своей книге про связи чеченцев с кобанской археологической культурой, аланской, про чеченские общества чеберлоевцев, шароевцев и других:
Леча Ильясов пишет — Трагическая участь постигла чеченские фамильные хроники — тептары. Тептар — вид фамильной (семейной) хроники, в которой велась запись всех предков и наиболее важных событий в жизни фамилии и народа. В более древние времена тептары писались на чеченском языке грузинским алфавитом, с IX–X веков (при сближении аланов с Византией) — греческим, а с XVII века — на арабском языке или чеченском языке арабским письмом. Есть сведения о чеченских тептарах, написанных клинописью, а также об использовании чеченцами грузинского и греческого (византийского) алфавитов. О надписи, состоящей из двух строк и выполненной греческим письмом на камне основания одной из башен в селении Кирды в Аргунском ущелье, упоминает Н. С. Иваненков. «Согласно чеченским тептарам, укрепление Кирды было построено аланским правителем, ушедшим в горы со своей свитой, спасаясь от нашествия отрядов Тимура. На чеченском языке выполнена аланская надпись на каменной могильной плите X–XI веков у реки Зеленчук в Карачаево-Черкесии.» В 1944 году, во время выселения чеченцев, все тептары (также как и теологические сочинения XVII–XIX веков на чеченском языке) у местного населения были изъяты и уничтожены. Отдельные экземпляры вывезены офицерами НКВД в Россию, несколько тептаров удалось спасти их владельцам. Согласно исследованию абхазского историка А. Гумбы, по данным письменных источников (античных, древнеармянских, древнегрузинских), во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры древние нахские племена занимали территорию от Приэльбрусья и течения реки Малка на западе до подножия Андийского хребта и течения реки Аргун на востоке. Сообщения письменных источников согласуются с данными топонимики, языка, антропологии и этногенетических преданий нахских народов. Полное совпадение территории расселения древних нахских племён во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры с ареалом распространения позднекобанской археологической культуры является подтверждениям того, что носителями этой культуры были нахи. На основе детального анализа сведений античных историков Лукиана Самосатского и Клавдия Элиана, А. Гумба приходит к выводу о том, что во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры племена, проживавшие в центральных районах Предкавказья, античным авторам были известны под названием — «малхи». Наличие топонимических названий с корнем — «малх» (река Малка, Малкан, Малхал, Малхар, Малгобек, Малхиста,) в различных областях Центрального Предкавказья свидетельствует о широком расселении в центральных районах Северного Кавказа племенных групп — «малх». Термин «малх» был общенахским этнонимом. В абхазских нартских сказаниях нахские племена выступают под именем — «малхуз». В фольклоре адыгов и горных грузин нахи Центрального Кавказа выступают сильным и могучим племенем, играющим важную роль в жизни народов региона. По классификации чеченского историка М. Мамакаева, в XVI–XVII вв. в Чечне сложились девять тукхумов: Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтIий, ЧIеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой. На Северном Кавказе, также как и в прилегающих районах, человек появился в эпоху палеолита. Население этого времени на Северном Кавказе было очень немногочисленным и использовало в качестве жилищ естественные пещеры. Кроме того, уже в это время древний человек начинает облагораживать пещеры, гроты и скальные навесы, застраивая их завалами из камней. К этому периоду относятся находки археологов в районе высокогорных чеченских селений Хой, Макажой, Кезеной. В эпоху неолита в горных районах Кавказа начинается строительство из камня. Пещеры же используются как жилища в массовом порядке вплоть до эпохи бронзы, а по свидетельству Страбона и в 1-м веке до нашей эры. Неолитические поселения обнаружены археологами возле озера Кезеной-Ам, на Терском хребте, в окрестностях Нальчика. С глубокой древности на территории Кавказа остались следы различных культурных напластований: палеолита, неолита, эпохи бронзы. И несмотря на небольшое количество исследованных поселений древнего периода, они позволяют судить о характере архитектурных и материальных традиций древнейшего аборигенного населения Северного Кавказа. С 1-го века нашей эры на территории кобанской культуры (расселения нахских племён) античными авторами упоминаются аланы. Выводы об ираноязычности алан делались не на основе данных топонимики, лингвистики, исторических источников, а исходя из того, что язык осетин, которые без достаточной научной аргументации считались единственными потомками алан, был иранским. Но границы расселения алан, данные топонимики, археологии и антропологии говорят о том, что аланы являлись потомками носителей кобанской культуры, то есть нахами. Уже во 2-м веке нашей эры Алания воспринимается как единая территория, а аланы — как одно из могущественнейших племён Северного Кавказа, в руках которого сосредоточены стратегические пути из Европы в Закавказье. Чеченские башни отличаются большим разнообразием форм, отдельных деталей. Это прежде всего может быть подтверждением того, что их строили в разные периоды времени. Наиболее ранние по времени постройки башни имеют сходные черты с башенными сооружениями Карачая, Балкарии, Северной Осетии. Это говорит о том, что в определённый период времени эти районы относились к единому ареалу материальной культуры. С развитием на территории расселения нахских племён кобанской археологической культуры начинается строительство так называемых циклопических построек, жилищ и прочих строений из громадных каменных глыб. Развалины циклопических построек сохранились в разных районах Чечни: в селениях Никарой, Баулой, Цеча-Ахк, Хаскали, Орсой. На рубеже нашей эры нахи, живущие на равнине, в различных исторических источниках уже называются аланами. Со 2-го века Алания упоминается как единое образование, оказывающее значительное влияние на соседние страны и народы. К VII–IX векам границы Аланского государства простирались от Дагестана до Кубани. Фортификационное строительство на его территории достигает в это время наивысшего развития. Арабские источники IX–X веков пишут о многочисленных городах и крепостях алан. По всей вероятности, это было связано с тем, что в этот период начинается создание Великой сигнальной системы, которая объединяла все селения и города нахов-алан. Чеченские жилые башни по основным параметрам не отличаются от ингушских и осетинских, но значительно превосходят их по размерам и количеству этажей. Жилые башни были распространены в горных районах Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. В меньшем количестве они встречаются в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Кроме того, жилые башни в качестве жилищ были характерны для северных районов Грузии, граничащих с Чечнёй: Хевсуретии, Тушетии и западнее для — Мтиулети, Хеви и Сванетии. Ичкерия и Чеберлой были районами, которые чеченцы заселили сравнительно поздно (по крайней мере, после ухода оттуда войск Тимура), при их миграции с запада на восток. До их появления в этих местах, согласно фольклорным источникам, жили орстхойцы (этническая группа чеченцев), о строительных традициях которых в этом регионе ничего не известно. Хотя, по преданию, они тоже жили в башнях и строительство легендарной башни Навруз-гала приписывается им. В Чеберлое жилые и боевые башни имели широкое распространение почти во всех районах. На границе с Дагестаном боевые башни и укрепления (Хой, Кезеной, Харкарой,) были построены правителем, который был послан туда из Нашха. Множество башен, жилых и боевых, в Чеберлое было разрушено во время Кавказской войны. В течении сравнительно короткого периода времени здесь было несколько крупных восстаний и против Шамиля и против российских войск. Все эти восстания были жестоко подавлены, а селения, жители которых принимали в них участие, разрушены. С особым рвением и воины имама и российские солдаты уничтожали башни. Их руины до сих пор можно видеть во многих уже опустевших селениях Чеберлоя и соседних районов. Башенными, то есть состоящими из одних боевых и жилых башен, были почти все селения в горной Чечне к западу от реки Шаро-Аргун: в Шарое, Майсте, Мелхисте, Терлой-мохке, Нашхе, Акки, в ущелье Тазбичи, Аргунском ущелье, в ущелье реки Фортанга. В работе многих авторов утверждается мысль о том, что различные фортификационные сооружения в горной Чечне были порождением родового строя, являясь собственностью рода или тейпа. Народные предания и исторические источники связывают строительство замков и крепостей с именами местных феодалов. Так, например, крепость в селении Кезеной, согласно фольклорным материалам, была построена правителем Чеберлоя Алдам-Гези, присланным сюда из Нашха Мехк кхелом. Строительство жилых и сторожевых башен, а также цитаделей начинается ещё в аланскую эпоху, особенно в IX–XI веках, а возведение замков и башенных комплексов приходится на XV–XVI век, когда территорию Чечни покинули сначала монголо-татары, а затем и отряды Тимура. Это было время социально-экономического возрождения Чечни после гибельных для нахских народов набегов кочевников. Нашествие монголов в XIII веке привело к утрате могущества Алании — государства, основным этносом которого были нахи, предки современных чеченцев. Именно походы Тимура привели к значительной перекройке карты Северного Кавказа. Нахские племена, населявшие западные и центральные районы Кавказа, были вытеснены из районов тысячелетнего проживания или окончательно ассимилированы ираноязычными и тюркоязычными племенами. Следует заметить, что тюркизация западных нахов (алан) началась ещё в X–XI веках и при появлении монголо-татар на Северном Кавказе среди алан Северо-Западного Кавказа уже присутствовал определённый тюркский элемент. Окончательная иранизация нахов Центрального Кавказа завершилась только в XV веке. Особую роль в этом процессе сыграли ираноязычные гарнизоны Тимура, разместившиеся у ключевых горных проходов Центрального Кавказа. Древний нахский субстрат Центрального Кавказа сохранил и материальную культуру и антропологический тип, но утратил свой язык. Подобные процессы не являются единичными и присущими только данному региону. Например, в римских провинциях, причём не только в ближайших к Италии, но и в таких отдалённых, как Дакия, местное население утрачивало свой язык под влиянием римских гарнизонов и начинало говорить на латинском. Но на заимствованный язык метрополии накладывались особенности местных наречий, что привело впоследствии к образованию новых, так называемых романских языков. Поэтому можно говорить об определённом единстве материальной культуры нахов и осетин, которое существовало вплоть до XIV–XV веков, то есть до времени полной ассимиляции нахского субстрата ираноязычными элементами. И это единство получило конкретное проявление именно в древних архитектурных формах. Так называемая вайнахская башенная культура окончательно формируется в XIV–XV веках, создавая свои специфические архитектурные формы, которые уже не встречаются в других регионах Кавказа. После нашествия Тимура оставшиеся в живых непокорённые нахи ушли в горы. Территория их расселения ограничивалась с востока Андийским хребтом, на западе — течением Терека, на юге — Главным Кавказским хребтом, на севере — полосой Чёрных гор. На этой территории формируется новая этнокультурная и языковая общность, которая уже в наше время получила название вайнахской и на её базе окончательно складывается единая материальная культура и в частности, один из её видов — башенная и склеповая архитектура. Ещё во времена нашествия монголо-татар и Тимура начинается миграция отдельных нахских племён уже внутри этой территории. Она направлена и на восток, в сторону Ичкерии и Чеберлоя и на запад — в ущелье Армхи и на юг — в Грузию. Активный период этой миграции завершается к концу XV — началу XVI века. Именно тогда складываются новые территориальные общности в горах Чечни и Ингушетии и по всей видимости, начинается экономический подъём, который приводит к резкому социальному расслоению чеченского общества. К тому же, согласно семейным хроникам, так называемым тептарам, некоторые аланские феодалы, спасаясь от отрядов Тимура, скрывались в горных ущельях со своими дружинами, захватив свои богатства. Здесь они сталкивались с родственным по происхождению и языку населением, проживавшим в этих ущельях издавна. Конечно же, эти столкновения заканчивались по-разному. Несомненно, в этот период в горной Чечне обновляется феодальное общество и мощные замковые комплексы и цитадели в горах — материальное тому подтверждение. Восточный приток Аргуна — Шаро Аргун рассекает систему хребтов с юга на север и образует Шаро-Аргунское ущелье, густо заселённое до 1944 года. Вход в ущелье с севера прикрывался башенными укреплениями у селения Дай. Ключевым в этом ущелье было укрепление в селении Шарой, состоявшее из трёх боевых и нескольких жилых башен. Оно контролировало дороги из Аргунского ущелья в Шарой, Чеберлой, Кахетию и Дагестан. Не менее укреплённой была и историческая область горной Чечни — Чеберлой, расположенная на юго-востоке. Здесь также была выстроена целая система укреплений и башенных комплексов у селений Кезеной, Макажой, Харкарой, Хой, откуда контролировались дороги в Шарой, Ичкерию и Дагестан. Наиболее мощным являлось укрепление Кезеной, представлявшее собой настоящую средневековую крепость, расположенную на высоком утёсе. Согласно преданию, она принадлежала легендарному Алдам-Гези, присланному в Чеберлой правителем из Нашха. Селение Хой располагалось на границе между Чечнёй и Дагестаном. До нашего времени сохранилась лишь боевая башня на его окраине, которая ранее являлась частью укрепления. Интересно, что само название села, «Хой», переводится как «стражники». Самые древние сигнальные системы возникли, вероятно, ещё в эпоху неолита, то есть в период, когда древние люди были вынуждены бороться не только с природой за своё существование, но и с себе подобными. Долгое время для передачи военных сигналов не строилось специальных сооружений, а для этого использовались возвышенные места, вершины гор, утёсы, деревья. Для передачи сообщений существовали различные знаковые системы, но наиболее распространённой была передача сигналов с помощью огня и костров. Позже, в эпоху ранних государств, для передачи сигналов стали строить специальные сооружения, деревянные вышки и башни. На территории древнейших расселений нахских племён (от границ Дагестана до Кубани) практически не осталось следов существования древних сигнальных систем. На территории современной Чечни сохранились не только отдельные элементы сигнальной системы, которая начала складываться, вероятнее всего, ещё в аланскую эпоху (IX–XIII век.), но и её большие звенья. По всей видимости, она была перестроена в XII–XV веках, когда нахи — жители равнин, или аланы, были вынуждены уйти в горы под натиском многочисленных орд Чингисхана и Тимура и создали здесь новое государственное образование, являвшееся ассоциацией территориальных общин или вольных обществ, а также небольших феодальных владений. В единую систему были объединены селения Шароя и Чеберлоя, которые через промежуточные башни были связаны с сигнальными башнями Аргунского и прилегающих к нему боковых ущелий. Погребальные сооружения, наряду с жилыми и боевыми башнями, относятся к наиболее многочисленным средневековым постройкам в горных районах Центрального Кавказа. В горах Чечни существуют два крупнейших на Кавказе некрополя: Васеркел в Майсте и Цай-пхеда в Мелхисте. В каждом из них насчитывается более полусотни каменных склепов. Кроме того, небольшие группы склепов, а также одиночные погребальные сооружения сохранились на территории почти всей горной Чечни, от ущелья Фортанги на западе до течения реки Шаро-Аргун на востоке. В восточных районах Чечни (Ичкерия, Чеберлой,) подобных сооружений не сохранилось, но существует множество надмогильных слепообразных памятников, являющихся реликтами древней склеповой погребальной культуры. Петроглифы, магические знаки на башенных постройках и склепах, широко распространены по всей горной зоне Чечни. Ранее считалось, что они встречаются главным образом в восточных районах, пограничных с Дагестаном. На самом деле их немало на башнях и в Аргунском ущелье и западнее, в Нашхе и окрестностях озера Галанчож. Учёные считали, что петроглифы возникли в эпоху активного строительства башен и склепов, то есть в XI–XVI веках. Но самые последние исследования показали, что они гораздо древнее и имеют сходство со знаками, нанесёнными на керамику и металлические изделия племён кобанской культуры начала 1-го тысячелетия до нашей эры. Среди кобанских знаков встречаются почти в аналогичном виде и лабиринт и двойные спирали и солярные знаки различного вида, в том числе свастика с закруглёнными и прямоугольными концами, человеческая ладонь, змеевидные изображения, фигуры людей и животных. Такие петроглифы можно видеть на многих башнях горной Чечни: в Мелхисте, Аргунском ущелье, в Чеберлое. ЧЕБЕРЛОЙ — ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАСПОЛОЖЕННАЯ НА ЮГО-ВОСТОКЕ ЧЕЧНИ. Границы этой горной области точно не определены, наиболее распространённым является мнение о том, что к Чеберлою относятся только район Макажоя, озера Кезеной-Ам, селений Хой и Харкарой. Более достоверной представляется информация о границах общества Чеберлой известного чеченского этнографа и фольклориста Ахмада Сулейманова, который основывается на свидетельствах стариков, живших здесь до выселения. По его мнению, Чеберлой на севере граничит с землями общества Нижалой и Ичкерией, на западе — с обществом Шаро (Нохчкела, Босси), на юге и востоке — с Дагестаном. Это наиболее отдалённый и недоступный район Чечни, который практически не имел никаких контактов с внешним миром. Вероятно, именно поэтому в чеберлоевском диалекте чеченского языка сохранились архаические черты, которые сближают его с западными вайнахскими диалектами, особенно с ингушским языком. Топоним «Чеберлой» восходит к чеченскому «чеба аре» — ровное место, котловина, а «лой» является топонимическим суффиксом. Чеберлой стал заселяться чеченцами, которые мигрировали из западных районов Кавказа, сравнительно поздно, не ранее XV века. У некоторых тейпов, живущих в районе Чеберлоя, сохранились предания об их происхождении из западных районов Чечни. Так, по преданию тейпа Макажой, их родоначальником был Турач, переселившийся в эти места из Нашха. В русских источниках впервые Чеберлой упоминается в документах XVI–XVII веков как «Чабрил», а жители этого края называются «шибутянами, шубутами,» также как и их соседи по Шаро и Чанти-Аргуну. Особенности материальной культуры этих районов свидетельствуют о существовании на этой территории до-чеченского субстрата. По всей вероятности, вплоть до конца XV века на территории Ичкерии и Чеберлоя жили другие племена, которые затем были большей частью вытеснены, а частично ассимилированы чеченцами в их передвижении с запада на восток. В ареале обитания древних нахов в это же время существовала так называемая кобанская культура. Вероятно, эта миграция была длительной, так как в преданиях местных жителей говорится о том, что до поселения их предков в этих местах жили орстхоевцы. Так, согласно полевым материалам, записанным здесь В. Кобычевым, «первыми насельниками в Чеберлое были эрстхойцы, потом пришли стрелки из лука. Стрелки из лука, по преданию, прибыли из-под горы Нашаха, расположенной в верховьях реки Рошни-чу. Вначале в качестве разведчиков нашахойцы выслали трёх человек, но местные жители убили их. Тогда для отмщения прибыл целый отряд, который выстроил укрепление на месте нынешнего селения Хой. С этих пор нашахойцы прочно овладели Чеберлоем». Из Нашха был прислан в качестве правителя Чеберлоя, согласно преданию и легендарный Алдам-Гези, который выбрал в качестве резиденции селение Кезеной, где выстроил сильно укреплённый замок. Руины его сохранились до сих пор. Религиозные действия и праздники в Кезеное сопровождались общественным пивоварением: в чашечном камне в помещении толкли ячмень для ритуального пива. Подобный камень можно видеть рядом с жилой башней в селении Туга, в Майсте. Жители Чеберлоя одними из первых среди чеченцев приняли ислам. И вероятно, поэтому здесь не сохранилось, в отличие от других районов Чечни, склеповых захоронений. Но тот факт, что здесь очень много склеповидных надгробий, говорит о том, что они были распространены в своё время и на этой территории. Во времена имамата Шамиля чеберлоевцы оказали жестокое сопротивление попыткам имама ввести шариат в своих обществах. В ответ Шамиль ввёл в Чеберлой войска, состоящие из аварцев и андийцев и восстание было потоплено в крови. Многие селения Чеберлоя оказались разрушены и сожжены, в том числе по приказу Шамиля было уничтожено множество боевых башен. К западу от озера находится группа селений, самым крупным из которых является Макажой, который чеберлоевцы издавна считали своей столицей. По мнению чеченского историка А. Сулейманова, топоним Макажой и соответственно, наименование тейпа Макажой связано с древним военным термином «макаж» — клинообразное построение воинов-копьеносцев во время атаки неприятельских войск. Такой клин двигался впереди атакующих войск, первым рассекал вражеские цепи заходя в тыл врага, брал его в окружение и уничтожал. В Макаж входили самые отчаянные и физически выносливые воины. В Макажое почти не сохранилось памятников архитектуры. Единственной достопримечательностью его можно считать жилую башню, перестроенную в мечеть. Недалеко от Кезеноя находится селение Хой. Этот топоним с чеченского переводится как «стражники». Вероятно, это связано с тем, что селение было пограничным и его жители несли сторожевую службу. Об этом, кстати, напоминает и «Хойн-гIала — башня стражников» — единственная боевая башня, оставшаяся от укрепления. Башня возведена на скальном основании из хорошо обработанного камня, кладка на глинисто-известковом растворе. Хотя и по архитектурным приёмам и технике кладки видно, что башню строил чеченский мастер, она отличается от классических вайнахских башен. Она ниже и приземистее, к тому же имеет не совсем обычные для вайнахских боевых башен машикули, опоясывающие её сплошным квадратом. По своим пропорциям башни Чеберлоя ближе к осетинским. Боевая башня в селении Хой украшена множеством петроглифов: это и перекрестия с кругами и круги с волнистыми узорами и Т-образный знак, то есть символика, характерная только для вайнахских башен. К востоку от Макажоя находится селение Харкарой. На скалистых склонах, среди средневековых руин возвышается боевая башня — единственная сохранившаяся средневековая постройка. В стенах башни много бойниц, завершали башню машикули, до нашего времени сохранился только один из них. В юго-восточной стене башни вмонтирован камень с изображением руки мастера. Вокруг селения Макажой разбросаны более мелкие средневековые поселения: Джалкх, Тундухой, Орсой. Однако от них остались только руины, на камнях которых сохранилось очень много петроглифов. В селении Орсой также сохранились развалины циклопических построек. (Книга — Леча Ильясов. Тени Вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. 2004 год.)
Чеченский сайт ГРОЗНЫЙ-ИНФОРМ про чеберлоевские селения ХОЙ и МАКАЖОЙ:
Учёные считают, что селению Хой, как и Дербенту, около 2000 лет. Высокогорное селение Хой, что находится в Веденском (ранее Чеберлоевском) районе Чеченской Республики сегодня завораживает своим видом. Хой расположился недалеко от озера Кезеной-Ам, на правом берегу реки Ансалта, к юго-востоку от районного центра Шаро-Аргун. Расположен древний город на высоте 1826 метров над уровнем моря, а название населённого пункта произошло от чеченского слова «Хо», что означает «стража», «дозор», «поселение стражников». Хой — это древнейшее поселение чеченцев, которое в возрасте может посоревноваться с легендарным дагестанским городом Дербент. Как отметил доктор исторических наук, этнолог, член Академии наук Чеченской Республики Ваха Гарсаев, точную дату основания села не может сказать никто, а учёные по сегодняшний день устраивают продолжительные диспуты по этой теме. Сегодня высокогорное селение Хой защищается государством в качестве исторического памятника архитектуры. Однако, вернёмся на пару тысяч лет назад. Заселение местности там, где сейчас располагается Хой, относят к конечному ледниковому периоду, это около пяти тысяч лет назад. Со временем ледники начали таять, отдавая влагу до пояса 3000-3500 метров, обнажая альпийские луга. В это же время образовался водоём Кезеной-Ам, наполнив реки и небольшие речки из-за смещения горных масс. Люди выбрали для себя наиболее удобные и плодородные равнины и предгорья, оставив освоение Кавказского хребта про запас на последующие 2, 5, 3 тысячи лет. Равнинная местность территорий Северного Кавказа заселялась народами вплоть до XII–XIII веков нашей эры, образовав некий Союз северокавказских племён. XIV–XV век ознаменованы нашествием степных завоевателей на горские народы. Во время происходивших захватнических войн людей теснили, заставляя перебираться в горы. Горцам пришлось преодолевать скалистые массивы, оборудуя суровую местность под свои нужды. Люди уходили в недоступные овраги, ущелья, хребты, взбираясь всё выше и выше. По некоторым источникам, последний переход армии среднеазиатского завоевателя Тамерлана (хромой Тимур) через земли горцев вынудил последних построить крепости, замки, башенные комплексы. В XV веке каменная архитектура территории Нашхи получила интенсивное развитие. Но вернёмся к предпосылкам возникновения поселения Хой. Из устных преданий становится ясно, что первые поселенцы, от которых в дальнейшем образовался тайп Хой, выходцы из районов, относящихся к раннему проживанию нахов, входящих в состав Аланского распавшегося объединения племён. Как было сказано выше, после войн с среднеазиатским завоевателем племена двинулись в горы, оставляя низовья рек Терека, Сунжи, Ассы. Выбор места для формирования аула Хой, скорее всего, связан с желанием горцев защитить свои семьи при помощи рельефа и необходимого для возведения домов и крепостей прочного основания. Например, окрестности Кезеной-Ам изобилуют оползневыми грунтами, не позволяющими строить крупные здания по типу высоких башенных комплексов. Этот факт вполне обосновывает расположение Хой на высоте скалистых вершин. Первые башенные постройки аула Хой относятся к периоду XIV–XV веков. Археологические раскопки, проводимые рядом с Хой и озером Кезеной-Ам, указывают на то, что стоянки охотников здесь существовали уже около 2,5 тысяч лет тому назад. Эту информацию подтверждают и в Академии наук Чеченской Республики. Поселение Хой заложили на крутой скале прямо над ущельем правого берега реки Ансалты. Почему выбрали именно это расположение? Помимо рельефных предпосылок ответ кроется в территориальной выгоде: хороших лугах, водных источниках, находящихся неподалёку, озеру Кезеной-Ам — всё это делало местность привлекательной для жизни в горах. Соответственно, происходили частые территориальные междоусобицы. Одни желали вытеснить хозяев с их насиженной территории, другие — отстаивали право на проживание в этой местности и владение её богатствами. Здесь воевали на протяжении веков. Первое сторожевое сооружение, возведённое в селении Хой, под красивым названием «Амина», располагалось у самой границы аула. В башне всегда присутствовал вооружённый отряд горцев, при необходимости приходивший на помощь всей окрестности. По мнению Вахи Гарсаева, с исторической точки зрения, древнейшее чеченское поселение имеет невероятную ценность. Уже в XIV–XV вв. здесь население активно занималось земледелием и скотоводством, наладили торговые отношения с соседними районами, а также с другими странами. Согласно историческим документам, в 1867 году в Хое числилось 200 дворов, в которых проживало около 2000 человек. Ранее в этих местах проживали некоторые чеченские тейпы. На это указывают результаты этнографических экспедиций и археологических раскопок. Рядом с озером Кезеной-Ам располагались вайнахские башни (как жилые, так и боевые), множество склепов, могильников, а также святилища. Здесь же располагалась одна из самых ранних чеченских мечетей. Учёные Академии Наук Чеченской Республики отмечают, что башня, построенная в Хое ещё в XIV–XV веках, была сторожевой — там всегда находилась вооружённая охрана, приходившая на помощь всей округе в случае нападения врагов. Позже здесь была выстроена целая система укреплений и башенных комплексов, откуда контролировались дороги в области Шарой, Нохч-мокх и в Дагестан. Стоит отметить, что выселение чеченцев 1944 года нанесло катастрофический урон всей республике, в частности и селению Хой. После депортации Хой полностью опустел. Когда советская власть разрешила чеченцам вернуться в свои родные края, селение Хой оставалось недоступным для его прежних жителей. Для простого населения к нему доступ был полностью закрыт. Жителям селения пришлось устраивать свою новую жизнь уже в равнинных районах. Всероссийская перепись 2002 года говорит о том, что тогда селение Хой было полностью опустошено и там не проживало ни одного человека. Однако, несмотря на все эти потрясения уже с середины 2000-х годов селение потихоньку начало оживать. А в 2010 году здесь проживало 49 человек. В 2017 году поселение фактически стало музеем под открытым небом. Каждый турист может посетить древнее селение стражников, проехав всего два километра от озера Кезеной-Ам. Местные жители отмечают, что каменные стены старого села в окружении великолепных гор никого не оставят равнодушным — древняя часть села необитаема, но является памятником архитектуры и охраняется государством. Вблизи построены новые дома и мечеть. Напомним, два года назад Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров распорядился восстановить культурно-исторические сооружения. Несмотря на то, что работы проводились в сложных условиях и на высоте около 2-ух тысяч метров, строители прекрасно справились со своей задачей. На данный момент восстановлены в первозданном виде две боевые башни и более 100 древних жилищ. Совсем скоро историко-архитектурный комплекс Хой будет полностью готов к открытию. (ГРОЗНЫЙ-ИНФОРМ — Учёные считают, что селению Хой, как и Дербенту, около 2000 лет.)
Макажой — исторический центр Чеберлоевского общества. Чеченские горы — это именно то самое место, где чеченцы чувствуют неразрывную связь со своими историческими корнями, потому что происхождение большинства чеченских тейпов, всегда было связанно с определённой исторической местностью в горной Чечне. Представители тукхума (союз тайпов) Чеберлой своим центром считают древнейшее селение Макажой, которое находится на юго-востоке в высокогорной части Веденского района Чеченской Республики на границе с Дагестаном. В своей книге «Тени вечности» историк, филолог и автор книг о средневековой архитектуре чеченцев Леча Ильясов пишет, что границы этой горной области точно не определены, наиболее распространённым является мнение о том, что к Чеберлою относятся только район Макажоя, озеро Кезеной-Ам, селений Хой и Харкарой. Более достоверной представляется информация о границах общества Чеберлой известного чеченского этнографа и фольклориста Ахмада Сулейманова, который основывается на свидетельствах стариков, живших здесь до выселения. По его мнению, Чеберлой на севере граничит с землями общества Нижалой и Внутренней Чечнёй, на западе — с обществом Шаро (Нохчкела, Босси), на юге и востоке — с Дагестаном. Это наиболее отдалённый и недоступный район Чечни, который практически не имел никаких контактов с внешним миром. Вероятно, именно поэтому в чеберлоевском диалекте чеченского языка сохранились архаические черты (отсутствие лабиализованных гласных, сохранение древних форм местоимений и т. д.), которые сближают его с западными вайнахскими диалектами, особенно с ингушским языком. Топоним «Чеберлой» восходит к чеченскому «чеба аре» — ровное место, котловина, а «лой» является топонимическим суффиксом. Чеберлой стал заселяться чеченцами, которые мигрировали из западных районов Кавказа с давних времён. У некоторых тейпов, живущих в районе Чеберлоя, сохранились предания об их происхождении из западных районов Чечни. Так, по преданию тейпа Макажой, их родоначальником был Турач, переселившийся в эти места из Нашха. Селение Макажой находится к западу от легендарного озера Кезеной-Ам, где также расположены селения, самым крупным из которых является Макажой, которое чеберлоевцы издавна считают своей столицей. По мнению А. Сулейманова, топоним Макажой и соответственно, наименование тейпа Макажой связано с древним военным термином «макаж» — клинообразное построение воинов-копьеносцев во время атаки неприятельских войск. Такой клин двигался впереди атакующих войск, первым рассекал вражеские цепи заходя в тыл врага, брал его в окружение и уничтожал. В Макаж входили самые отчаянные и физически выносливые воины. Стоит отметить, что здесь практически не сохранились памятники архитектуры. В селе также есть старейший в республике зиярат Г1ади-Шейха. Остались развалины древнего замка Кезена, останки старейших сторожевых башен Алдам-Г1ези, а на скалистых склонах, у самого обрыва находятся руины древнейшей мечети селения Макажой, возраст которой по некоторым данным составляет 760 лет. В Макажойское сельское поселение входят следующие населённые пункты: Макажой, Буни, Орсой, Ригахой, Тунжи-Аул, Садой, Цикарой, Хиндой, Босхой и Ари-Авла. По словам главы Макажойского сельского поселения Лечи Даиева, на сегодняшний день здесь прописано более 184 человек, 20 из которых живут здесь на постоянной основе. Работает школа. Макажойцы проживают, в основном, в равнинной части Чечни, а также в других районах республики. (ГРОЗНЫЙ-ИНФОРМ — Макажой — исторический центр Чеберлоевского общества.)
Русский историк Марковин Владимир Иванович в своей книге про Чеберлой:
В районе озера Кезеной-Ам ещё в эпоху камня жили люди. В 1957 году у речки Харсум, питающей озеро, впервые были найдены кремневые обломки, оббитые рукой первобытного человека. Затем такие находки были сделаны у аулов Кезеной и Хой. Но главное, что привлекает внимание путника, это местные памятники архитектуры. Слова «великолепны, прекрасны, чудесны» не подходят к ним. Местным башням и надгробиям присуща своя «суровая красота.» Они не только величественны, но и неразрывно слиты с природой. Все местные произведения архитектуры прекрасно вписаны в горный пейзаж, срослись с ним, дополняют его. Вот селение Кезеной. Сейчас здесь два-три жилых дома и целый комплекс опустевших построек — замок Алдам-Гези. Строения раскинулись по склону горы и забрались на огромную крутую, недоступную скалу. Плоская вершина её укреплена со всех сторон крепкими стенами, а там, где стена проходит над расщелиной, под неё подведена опорная арка. Это цитадель. Сюда во время осады загоняли скот, собирались люди. На скале находилась и боевая башня. От цитадели уходит дорога в горы, здесь же находятся остатки кладбища и пересохший колодец. У подножия цитадели возвышается жилая башня (башня Дауда), а далее следуют руины мечети и других построек. Многие из них перекрыты веерообразным напуском камней (по типу дарбази). Ещё одно замковое укрепление имеется в селении Хой. Среди большого количества жилых башен возвышается боевая. Она не очень высока — всего 16 метров. Хойская башня некогда была четырёхэтажной. И что самое интересное, сверху эта башня увенчана остатками сплошного машикуля, опоясывающего её со всех четырёх сторон. Хойская башня богато украшена. Здесь и углублённый узор в виде ромбов и треугольников, Т-образные тамги и петроглифы. Остатки аула-замка можно видеть и на восточной окраине селения Макажой. Одна из местных жилых башен была превращена в мечеть. Её стены покрыты огромным количеством петроглифов. Последний раз мечеть ремонтировали в 1824–1825 годах; сделано это было какими-то Газиявом и Хусаином. Так гласила арабская надпись. Укреплённый посёлок Хархарой примостился у глубочайшей щели, по дну которой, пользуясь руслом реки Ансалта, можно пройти в Дагестан — в аул Ансалта, Ботлих, — к андо-аварским народам Дагестана. И всюду, куда ни ступит ваша нога, вы будете поражаться странными чертами местной архитектуры. На боевой башне селения Хой сплошные машикули; у мечетей михрабный выступ иногда высоко поднят над гладью стены; в подвальных помещениях аккуратно выложены арочные своды, иногда опорные колонны их образуют целые ряды. Но стоит вам посетить соседнюю страну — Дагестан, пожить и осмотреть постройки чеченских соседей — аварцев и всё станет ясным. Только в результате общения с аварцами в районе озера Кезеной-Ам могли возникнуть памятники архитектуры, вобравшие в себя лучшие черты чеченского и аварского зодчества. Несомненно, чеченские приёмы здесь преобладают. Архитектурные памятники Чаберлоя являются образцами большого строительного мастерства чеченского народа, они указывают на тесные дружеские связи местного населения с дагестанцами в средние века. В селениях Кезеной и Хой и в других местных аулах (а их тут довольно много: Макажой, Буни, Джалкх, Хархарой, Орсой, Тундук, Хиндук и т. д.) можно видеть интересные памятники. Они напоминают склепы. Но это не склепы. Прежде всего, они малы, в них нет погребального помещения, так как воздвигнуты они над индивидуальными захоронениями, а в их ниши вделаны небольшие стелы с обычными эпитафиями — цитатами из Корана. В Чаберлое склепов вообще нет, очевидно, их уничтожили. Местные жители, жившие рядом с горцами Дагестана, довольно рано приняли мусульманство. Но чеченцы, порывая связи с языческим прошлым, не могли отказаться от старых традиций и своим памятникам по-прежнему придавали формы склепов. Подобные надгробия встречаются ещё у селений Харачой, Кулой, Ачало, а далее, к центру Чечни, их становится всё меньше и меньше, ибо влияние мусульманства вдали от Дагестана слабело и умерших ещё долгое время хоронили по законам предков — в склепах, искусственных пещерах, скальных гротах. Чаберлой — это своеобразный заповедник, богато насыщенный древними памятниками вайнахского изобразительного искусства — петроглифами. Их можно видеть на скалах замка Алдам-Гези, на стенах и арках башен в селениях Хой, Макажой, Хархарой и других. Они высечены на многих склеповидных памятниках. Петроглифы никогда не повторяются, хотя по сюжетам они не так уж разнообразны. Их высекали с любовью, не спеша, помещали на видных местах, большей частью у дверей, окон, на угловых камнях. Рисунки петроглифов гармонируют с обликом зданий, разнообразят монотонность башенной кладки. Такие изображения делались после окончания всех строительных работ и позже, по мере жизни в башнях, в связи с разными событиями. Остановимся на некоторых изображениях. Среди петроглифов Чечено-Ингушетии довольно много рисунков, напоминающих знаки письменности. За пределами Чечено-Ингушетии они неизвестны. Однако считать их буквами или даже знаками слогового письма нельзя. В условиях гор, при отсутствии широких торговых связей, не было возможности для развития письменности. Хотя, несомненно, они имели определённый смысл. Многие из подобных рисунков могли быть тамгами — знаками родов. Мы уже писали о символике креста у вайнахов. Этот знак являлся своеобразным оберегом, перекрещивая «раз и навсегда» всё дурное (у горцев есть даже понятие «хорошего креста» — это крест, заключённый в круг), мог указывать направление, то есть связываться с представлением о странах света. На башенных постройках довольно часто можно видеть свастику. Это столь же древний изобразительный элемент в местном искусстве, как и крест. Свастика большей частью связана с движением главного светила — Солнца, почитание которого у вайнахов вам уже известно. Чаберлой. Бесконечны его ущелья, здесь множество водопадов, каскадами сбегающих вниз, в черноту обрывов, здесь благоуханна трава и гостеприимны люди. Не спешите покидать скальные платформы местных гор… Мы постарались немного рассказать о древней культуре страны вайнахов, открыть её вам. Нам бы хотелось, чтобы прошлое вы сопоставили с живым, настоящим, прониклись уважением и к старому и к бесконечно разнообразному новому. И если, закрывая эту книгу, вы заинтересовались культурой вайнахов, их самобытным зодчеством, их памятниками старины и вам захотелось самому полной грудью вобрать в себя горный воздух, увидеть полёт орла из башни аула Эрзи, то поезжайте в страну вайнахов. Здесь любят гостей! (Книга — Марковин Владимир Иванович. В стране вайнахов. Из Ичкерии в Макажойскую котловину.)
Одним из древнейших чеченских чеберлоевских селений считается селение Хиндой, Хиндой это селение где проживал старинный чеберлоевский чеченский тайп Хиндой. Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке — Макажой и Тунжи-Аул, на юго-западе — Бути и Кири (Шаройский район), на юго-востоке — Садой, Ансалта и Шодрода (Дагестан). В селе сохранилось много развалин боевых и жилых башен. Тайпу принадлежали следующие населённые пункты: ТӀахӀири овл, Ӏумай овл, Дукъархой овл, Къасуй овл, Осай овл, Андулай овл, Пхьат1архой овл, Махьай овл, Г1андори овл. В тайп Хиндой входят девять гаров: ТӀахӀири гар, Ӏумай гар, Дукъархой гар, Къасуй гар, Осай гар, Андулай гар, ПхьатӀархой гар, Махьай гар, ГӀандори гар. У тайпа есть своя гора, Хиндой Лам, высота 2260 метров над уровнем моря. «По некоторым чеченским преданиям во время нашествия Тамерлана предки Хиндой переселились в Нашха (Моцкъара), после окончания войны вернулись на прежнее место обитания. Из Хиндой тайпа есть ответвление — тайп Бассахой. Быть может и не только. Есть информация что из Хиндой тайпа группа людей ушла и в Дагестан, там кстати есть место под названием Хиндах. Хиндах — село в Гунибском районе Дагестана. В Чечне также есть селение Хиндух, Хиндух — покинутый аул в Шаройском районе Чеченской Республики. Эти названия довольно схожи — Хиндой — Хиндух — Хиндах. Хиндой издревле славились кузнечеством и поставкой холодного оружия для всей Чечни. Известные представители тайпа Хиндой — Ша1а — человек оказавший ожесточённое сопротивление имаму Шамилю. Эльмирзаев Ислам-Бай — командир отделения 45-кавалерийского полка 6-й стрелковой дивизии во время ВОВ. И другие.»
Чеберлоевцы и аланы:
Чеченский историк Далхан Хожаев в своей газетной статье писал — Связи, налаженные в последнее время с нашими зарубежными соотечественниками, уже дают свои ценные плоды. Настоящей сенсацией для истории Чечено-Ингушетии и всего Северного Кавказа является сообщение о существовании арабоязычной рукописи аланского историка, мусульманского учёного и проповедника Аздина Вазара, сведения о которой вместе с ксерокопией на арабском и чеченском языках передал в Чечено-Ингушский государственный объединённый музей иорданский чеченский историк из Иорданского Хашимитского Королевства Абдул-Гани Хасан. Рукопись гласит — Предки Аздина вышли из аланского племени нохчий (чеченцы). Аздин Вазар в своей книге описывает страну алан, средневековый автор не отделяет чеченцев от алан, считая их одним народом. В своей книге Аздин Вазар упоминает племена и общества: 1. Адой, 2. Аздой, 3. Шейшой, 4. КIайнажой, 5. ДIайхой, 6. Хой, 7. Сакхой, 8. Садой, 9. Ваной, 10. Малхой, 11. Нашой, 12. Асой-Асхой, 13. Аной, 14. ГIойтIой, 15. Артой, 16. Мартой, 17. ЦIерасаккхой, 18. Меда-Адой, 19. Назрой, 20. Бартой-Бартлой, 21. Арваной, 22. Ширваной, 23. КхеладIай, 24. Iадой, 25. Iедой, 26. ГIундукъой, 27. Ташхой, 28. Сартой, 29. Гелой, 30. Сийлой, 31. Суберой, 32. Гардой, 33. МазигIутой, 34. Вандлой, 35. Кештой, 36. Албаздукъой, 37. Аршой, 38. Сиброй, 39. Нашхо, 40. Нахаш, 41. Ахшой, 42. Вахш, 43. Тханах, 44. Байнах, 45. Мартнах, 46. Нартнах, 47. Авхаш, 48. Ножашийн. Арабоязычный источник средневекового аланского учёного, путешественника и миссионера из чеченцев Аздина Вазара ещё предстоит исследовать учёным историкам и лингвистам. (Газета «Республика» от 14 февраля 1991 года. Материалы разворота подготовлены старшим научным сотрудником ЧИГОМ Далханом Хожаевым. — Аланский историк из чеченцев.)
В свою очередь стоит отметить, что «возможно» здесь упоминаются следующие тайпы: Шейшой — чеченский тайп Пешхой. КIайнажой — чеченский чеберлоевский тайп Макажой. ДIайхой — чеченский чеберлоевский тайп Дай. Хой — чеченский чеберлоевский тайп Хой. Сакхой — чеченский чеберлоевский тайп Сиккхой. Садой — чеченский чеберлоевский тайп Садой. Малхой — чеченский тайп Маьлхий. Тайп считается также чеченским тукхумом. Нашой — чеченский тайп Нашхой. Асой-Асхой — чеченский чеберлоевский тайп Арсой (Орсой). ГIойтIой — чеченский тайп Гаттой. ЦIерасаккхой — чеченский чеберлоевский тайп Цикарой. Арваной — чеченский тайп Арганой. КхеладIай — чеченский тайп Хилдехарой. Iадой — чеченский тайп Андий. Iедой — ингушский тайп Оздой. ГIундукъой — чеченский чеберлоевский тайп Тундукой. Сартой — чеченский тайп Саттой. Гелой — ингушский тайп Гулой и чеченский тайп Гуной. Также чеченский чеберлоевский тайп Гулатхой. Также ингушский тайп Гелатхой. Сийлой — чеченский тайп Салой. Суберой — чеченский чеберлоевский тайп Салбюрой. Гардой — чеченский тайп Гордалой. Кештой — быть может представители ингушской фамилии Куштовы? Из ингушского шахара Фяппий. Албаздукъой — чеченский тайп Абзой. Аршой — чеченский тукхум Арштхой. Байнах — ингушский тайп Бейнахой из ингушского шахара Фяппий. Нартнах — быть может Нарт-Орстхой — Орстхой? У чеченцев чеченский тукхум Арштхой (Орстхой), у ингушей ингушский шахар Орстхой. Авхаш — Овхой? Чеченский тукхум Овхой? Чеченцы аккинцы-ауховцы. Ножашийн — чеченский чеберлоевский тайп Нижалой. Как видно здесь явно прослеживается то, что чеченцы чеберлоевцы наряду с другими чеченцами и также ингушами имеют отношение к аланам.
Военный историк Иоганн Бларамберг в своей книге пишет — Чеченцы — самые жестокие и дикие племена на Кавказе. Они воинственны ещё более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить эти свирепые племена, несмотря на многочисленные экспедиции, предпринятые против них и опустошения, которым неоднократно подвергались их земли. Чтобы удержать их в узде, генерал Ермолов учредил новую военную Линию, укреплённую крепостями, главная из которых — Грозная, на левом берегу Сунжи. Но, несмотря на эти меры, чеченцы не прекратили нарушения наших границ и набеги. Про чеберлоевцев он пишет — Чабуртлийцы, или чарбилийцы. Чабуртлийцы населяют высокогорные долины Кавказа на северном склоне Сулой-Ламы и Нахчи-Ламы, юго-западнее ичкеринцев. Они нам малоизвестны, форма их правления — республиканская, как вообще у всех чеченских племён. На их территории нет леса, но почва здесь более плодородна, чем у других горных чеченцев. В окрестностях поселения Ведан выращивают очень крепкий табак, который они сами и курят. Главными их поселениями являются: Чермой и Ведан на Верхней Халхалу; Алистанжа на Верхней Джалге. Их народонаселение достигает 7000 душ, из которых 1000 человек — воины. Далее Бларамберг пишет про нравы и обычаи в целом всех чеченцев, он пишет — У чеченцев нет более князей, потому что в различное время они их постепенно искоренили. Управляются они по старинке, в соответствии с обычаями и некоторыми религиозными предписаниями. Они равноправны, предпочтение оказывают лишь тем, кто преуспел в набегах на соседей. Законы куначества и гостеприимства у этого народа соблюдаются строже, чем у других горцев. Кунак не позволит оскорбить своего друга на протяжении всего того времени, что он находится под его покровительством и если он живёт у него, то защищает его от грозящей опасности даже ценой собственной жизни. Чеченцы — хорошие стрелки и имеют хорошее оружие. Они сражаются пешими. Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остаётся против двадцати и тот, кого захватили врасплох по случайности или по недосмотру, покрывается позором, также как и его семья. Воспитание, образ жизни и внутреннее управление у чеченцев такие, каковыми они и должны быть у отчаянных людей. Все их соседи: кабардинцы, ингуши, кумыки и лезгины — считают их наиболее непримиримыми и лютыми врагами, так как этот народ до такой степени озлоблен, что не щадит никого и не думает о будущем. Некоторые из их старейшин зачастую давали им хорошие советы. Пишет Бларамберг и про абречество — Много горцев, наиболее отчаянных приверженцев Ислама, дают клятву на один-два года или несколько лет не участвовать ни в каких увеселительных играх и посвятить свою жизнь участию во всех набегах, никогда в бою не жалеть врага, никогда не прощать ни малейшей обиды ни другу, ни брату, не признавать никаких привязанностей, не бояться ни преследования, ни мести, одним словом, быть врагом каждого, кто не принадлежит к его семье, рисковать быть убитым первым встречным, если он сильнее. Те, кто дали такую клятву, называются абреками. В аулах они самые опасные соседи, с ними всегда надо быть настороже, «иметь руку на кинжале», то есть быть готовым тут же отразить нападение. Зато успех в бою всегда зависит от них. Это настоящие «берсеркеры» древних норманнов, которые, будучи в ярости, убивали своих товарищей. Подобные примеры безумного молодечества нередки среди горцев. Что же заставляет их приносить подобную клятву, какие жизненные обстоятельства? Одни это делают, чтобы выделиться, другие — из-за бедности, третьи — вследствие какого-либо несчастья. И что самое невероятное, по прошествии срока клятвы, абрек становится тихим, возвращается к мирной жизни и кажется, даже не вспоминает о прежней жизни. (Книга — Иоганн Бларамберг. ИСТОРИЧЕСКОЕ, ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА.)
Одной из трагических и сложных страниц чеченской истории является поход имама Шамиля со своим войском на чеберлоевцев. В своей книге Мухаммад Тахир аль-Карахи — дагестанский богослов и правовед, летописец Кавказской войны и главный писарь имама Шамиля, описывает историю жителей Тадбутри (Чеберлоя) в период имама Шамиля. Шамиль несколько раз пытался объяснить тадбутринцам (чеберлоевцам) что он не хочет воевать против них, но они должны признать его власть, он не остановится пока этого не произойдёт, непокорные тадбутринцы (чеберлоевцы) отвечали отказом. Однажды произошёл случай, что тадбутринцы (чеберлоевцы) ночью напали на войско Шамиля, однако битва оказалось не равной, победа была на стороне войск Шамиля, тогда тадбутринцы (чеберлоевцы) были вынужденны укрыться в своих крепостях, но вскоре крепости были разрушены, а многие тадбутринцы (чеберлоевцы) истреблены. Подробнее можно узнать в книге — Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. . Вот такой трагический исход был в истории чеберлоевцев в период Шамиля, вероятно так случилось потому что они не хотели признавать ничью власть, надо отметить, что в чеченских преданиях известно и то, что чеберлоевцы оказали сопротивление и царским войскам, а также были и те чеберлоевцы кто вступил в имамат Шамиля и оказывал сопротивление царским войскам в имамате Шамиля. Таким образом чеберлоевцы посражались и против войска Шамиля и против царских войск. Интересен и тот феномен, что известно и то, что в имамат Шамиля перебегали из царской армии даже русские, которые по разным причинам были известны как вставшие на сторону горцев.
Гаплогруппы чеберлоевцев в чеченском ДНК проекте на 2024 год. Сначала будет показана гаплогруппа, затем тайп и количество человек. Генетическая генеалогия:
J2 — тайп Нуохой (Нуйхой) 2, тайп Лешкарой (Ляшкарой) 2, тайп Сарбалой (Салбюрой) 2, тайп Хой 3, тайп Нижалой 7, тайп Багачарой 4, тайп Арсой 4, тайп Кири (Кирий) 1, тайп Макажой 8, тайп Бунхой (Бунихой) 1, тайп Буосой (Босой) 6, тайп Ригахой 6, тайп Цикарой 4, тайп Д1ай (Дай) 2, тайп Чубахкинарой 6, тайп Сандухой (Сандахой) 2.
J1 — тайп Басхой (Бассахой) 4, тайп Буосой (Босой) 3, тайп Нижалой 2, тайп Макажой 1, тайп Багачарой 9, тайп Нохч-Келой 10, тайп Ригахой 3, тайп Садой 7, тайп Сандухой (Сандахой) 1, тайп Лешкарой (Ляшкарой) 3, тайп Тундукой 2.
L3 — тайп Ригахой 1, тайп Дай 1, тайп Багачарой 5.
Q1a — тайп Цикарой 1, тайп Хиндой 3, тайп Босхой (Бассахой) 1.
G2 — тайп Буосой (Босой) 1, тайп Хиндой 1.
R1a — нет данных.
R1b — тайп Ихарой (Ихорой) 1, тайп Чубахкинарой 1, тайп Макажой 2, тайп Багачарой 1.
T — нет данных.
L2 — тайп Босхой (Бассахой) 2, тайп Кезаной (Кезеной) 2, тайп Кулой 1, тайп Ачолой (Ачалой) 2.
H — нет данных.
I2 — нет данных.
R2 — нет данных.
D — нет данных.
C — нет данных.
E — нет данных.
(FamilyTreeDNA — Chechen-Noahcho DNA Project. Результаты по чеберлоевцам, 2024 год. Некоторые тайпы частично входят и в другие чеченские тукхумы.)
Известные чеберлоевцы — Гази Алдамов — председатель Мехк-Кхела и один из предводителей чеченского народа против разных захватчиков. Выходец из тайпа Макажой. По некоторым данным, отец Гази был предательски убит, когда мальчику было всего девять лет. В 13 лет Гази отомстил за отца, совершил свой первый серьёзный «охотничий рейд» на врага и вызволил свою невесту, Зазу (Язбику) Анзорову, из рук чужеземных владетелей и впоследствии женился на ней. Адин Сурхо — представитель тайпа Кезеной, возглавил чеченцев в борьбе против кабардинского князя Мусоста. Идиль Веденский — наиб имама Шамиля. Представитель тайпа Макажой. Шаа — один из руководителей восстания чеберлоевцев против имама Шамиля. Выходец из тайпа Хиндой. Тюрша Цикаройский — наиб имама Шамиля, участник Кавказской войны. Представитель тайпа Цикарой. Кунта-Хаджи Кишиев из тайпа Гумхой — чеченский суфийский шейх. Дада Залмаев (Алимов) — наиб Алибека-Хаджи Алдамова. Выходец из тайпа Чубахкинарой. Отец Дады погиб на войне с царскими войсками, сам Дада также принял участие в нескольких боях, в одном бою Дада и его воины попали в плен и были повешены. Дада был очень неспокойным, известен грозным и буйным нравом, не редко был замечен в драках и поножовщинах. И другие. В целом стоит добавить, что чеберлоевцы это одно из древнейших обществ Чечни. Чеберлоевский диалект чеченского языка один из древнейших. Наиболее близким к чеберлоевскому диалекту чеченского языка является шароевский диалект чеченского языка, с которым они объединяются в юго-восточно-чеченские или шаро-аргунские диалекты чеченского языка. Исторически так сложилось, что чеберлоевцам не раз приходилось вступать в схватки, то нападение войск Шамиля, то нападение царских войск, непокорные чеберлоевцы приняли участие в данных конфликтах, которые были кровопролитны и жестоки, чеберлоевцы сражались в этих конфликтах и потеряли не мало своих людей, времена были суровые, жестокие. Кровь лилась рекой. Но чеберлоевцы не избегали боёв, они были непокорны, они гибли, сражались, как настоящие воины и волки, не смотря на превосходство врагов в численности и вооружении. Очень сложные и трагические были те времена. Но чеберлоевцы не могли отступать, это была их земля и Чеберлой это их дом. Сражения, потери и трагедии прошлись по земле Чеберлоя, но чеберлоевцы оставались непокорны. Такие были времена. Есть и чеченские предания, что некоторые чеченские тайпы ичкерийского чеченского тукхума Нохчмахкахой потомки чеберлоевцев. А некоторые чеберлоевские тайпы происходят непосредственно из чеберлоевского тайпа Макажой.
Интересно и то, что чеченский историк Леча Ильясов подметил, что башни Чеберлоя по своим пропорциям ближе к осетинским башням, а сами осетины в древности говорили на нахском языке, до своей иранизации. Здесь можно добавить и высказывание чеченского историка Хаджи Хизриева, в своей книге он пишет — В осетинском языке сохранились все гортанные звуки чеченского языка, что ещё раз подтверждает кавказское происхождение осетин и чеченский субстрат осетинского языка. Антропологический материал также доказывает, что осетины, балкарцы и карачаевцы такие же чистые кавкасионы, как и чеченцы. (ИСТОЧНИК — Книга — Хаджи Хизриев. К вопросу о чеченцах в древности и средневековье.) Кроме того, стоит обратить внимание и на то, что например чеченцы называют осетин х1ирий, что по своему созвучию очень нам напоминает древний чеберлоевский тайп, общину ихорой, то есть как — ихорой — х1ирий. Но и это не всё, к примеру, нам известен древний чеберлоевский тайп, община дай, а также одноимённое селение в Чечне, но что самое интересное, вы не поверите, но в алагирском ущелье Северной Осетии у алагирцев также есть селение Дай, которое позже было переименовано в Даикау. Ко всему прочему, чеберлоевские башни селений Хой, Харкарой, Макажой и других селений Чеберлоя похожи на родовые башни алагирцев. Интересны и другие параллели чеберлоевцев и алагирцев, например чеберлоевский тайп, община ригахой и алагирское селение Регах, чеберлоевский тайп, община садой и алагирское селение Садон, чеберлоевский тайп, община цикарой и алагирское селение Цей и так далее. И не говорит ли всё это о том, что действительно чеченцы своей частью могли сыграть роль в этногенезе осетинского народа до его иранизации?
Это была краткая информация по истории чеберлоевских чеченцев, естественно, впереди будет ещё много изучений и открытий, древняя и великая история чеченского народа большая и объёмная и впереди ещё много исследований.