Кафедральный протоиерей Аврамий Николаевия Лызлов, скончавшийся 21 октября 1892 года
(Н Е К Р О Л О Г)
Покойный о. протоиерей был родом из села Мольково, Смоленского уезда, сын причетника. Родился 29 октября 1822 года. По окончании курса в Смоленской духовной семинарии в 1843 году со степенью студента, 4 июня 1844г. епископом Смоленским Тимофеем рукоположен во священника к церкви села Гривы, Сычевского уезда. В бытность свою священником в с.Гриве, о.Аврамий проходил должности : благочинного и в месье сотрудника по делам попечительства и по устроению училища девиц духовного звания (1855-1873), земского гласного (1865-1871), члена окружного училищного и епархиального съездов (1868-1871) и члена смоленского статистического комитета ( в 1872г.). Пастырь ревностный, сильный в слове и учении, каковым был о.Аврамий, не мог быть не оценен по достоинству своему. И вот Преосвященный Серафим, во время обозрения епархии, усмотрел в нем способности хорошего администратора, призвал его на высшее поприще епархиальной службы, имен : определил его на должность ключаря к Смоленскому кафедральному собору – 28 февраля 1873 года. С этого времени о.Аврамий стал пользоваться особенным доверием епархиального начальства; так, когда Преосвященные Смоленска выезжали в епархию для обозрения приходских церквей, то почти всякий раз они брали с собою и о.Аврамия Лызлова – для сопутствования им, ведения обзорного журнала, свидетельствования церковных документов и вообще для помощи по некоторым статьям ревизии. А с 1876 года о. протоиерей Лызлов еще ближе становится к делам епархии по причине назначении его на должность члена Смоленской духовной консистории. Кроме того, со времени своего пребывания в Смоленске, о.Аврамий в разное время исполнял и другие назначения и поручения епархиальной власти : в 1873 году был назначен членом Совета епархиального женского училища и членом Совета по делам народных школ; с 1874 по 1876г. состоял законоучителем в старшем классе епархиального женского училища; с 1883 по 1887г. председателем Совета оного училища; с 1876 цензором проповедей Смоленского уезда. Наконец, в 1887 году, вместо выбывшего кафед. Протоиерея Афонского, протоиерей о.Аврамий Лызлов возведен был на степень кафедрального протоиерея – каковую должность, равно как должность члена консистории и цензора проповедей, он и проходил с честью до самой своей кончины.
Любовь к порядку была отличительною чертою жизни и деятельности ою протоиерея Аврамия. В силу этой любви, он как в своей частной жизни всегда служил примером уверенности и воздержания, так и в служебной деятельности был строгим исполнителем закона, исполнявшим всякое возложенное на него поручение с точностью и аккуратностью; долг службы для него был долгом священным. Эта черта его характера была известна всему епархиальному духовенству. Что касается церковного богослужения, то и в нем о.Аврамий любил стройность, благолепие и не терпел при отправлении церковных служб какого-либо замешательства или поспешности, помня слова апостола : вся в вас благообразно и по чину да бывают (1 Кор. XIX, 40). Для предупреждения же могущих встретится затруднений, особенно при архиерейском служении и для указания порядка, он всегда являлся к службе заблаговременно, а в бытность ключарем выходил из храма Божия большей частью последним, по уборке всех служебных предметов на свое место : так он всем подавал собою пример строгой аккуратности и исполнительности. Будучи примерно аккуратным и точным в исполнении своих обязанностей, о. протиерей, естественно, хотел видеть таковыми и своих подчиненных и потому в этом отношении он был требователен и строг, всякая небрежность или нерадение вызывали с его стороны в таком или ином виде замечание или взыскание.
Преосвященные архипастыри высоко ценили пастырскую ревность о.Аврамия и его отлично-усердную служебную деятельность и нередко с своей стороны выражали так или иначе благоволение к нему, внимание и благодарность. Кроме наград священных : набедренника, скуфьи и камилавки, о. протоиерей имел ордена – св.Анны 3 и 2 степени св.Владимира 4 степени.
Почивший о. протоиерей в течении долголетней своей жизни вообще мало хворал. Но в 1891 году, летом, он перенес довольно серьезную болезнь воспаление легких; последствия этой болезни он ощущал нередко и в нынешнем 1892 году. И вот как бы предчувствуя приближение смерти, о. протоиерей начал часто говорить о ней; вспоминая же, что школьные товарищи его почти все отошли уже к месту вечного упокоения, нередко бывало прибавляет : «теперь очередь за мной»!. И действительно, смерть не заставила себя долго ждать. 11-го минувшего октября о.Аврамий совершал в соборе позднюю литургию; 13-го, во вторник, по обычаю служил в соборе же акафист Царице Небесной пред чудотворной Ее иконою – Одигитрии. Заметим, что чтение акафиста совершаемо было им всегда с особенным усердием, внушительностью и благоговением. На этот же раз хвалебная песнь в честь Божией матери была последнею данью усердия в Ней со стороны благоговейного пастыря. Прибыв в свой дом после акафиста, о. протоиерей в тот же день почувствовал быстрый упадок сил, а назавтра уже слег в постель. У него повторилась та же болезнь, которая была у него год тому назад – воспаление легких. Но тут Господу угодно было, чтобы болезнь приняла иной исход : вместе с развитием болезни начала угасать земная жизнь маститого старца – труженика. Ни домашний уход родных, ни медицинские средства не помогали; и так прошла неделя. В следующую среду, 21 октября, в четыре часа утра о.Аврамий, желание имый разрешитися и со Христом бытии (Филипп. I, 23), потребовал к себе духовника, исповедался в своих вольных и невольных прегрешениях и приобщился св. Таин. И затем через час, ровно в 5 часов утра, мирно почил о Господе.
Отпевание тела новопреставленного протоиерея Авраамия совершено в субботу, 24 октября, в кафедральном Богоявленском соборе самим Преосвященнейшим Гурием при участии – архимандрита Аврамиевского монастыря Иннокентия, ректора семинарии – протоиерея Петра Черепнина, соборного и всего градского духовенства, и вообще при той священно-торжественной обстановке, какая и подобала его высокому положению в среде духовенства Смоленской епархии. Как литургию так и провод пели певчие Его Преосвященства. На литургии, за причастным стихом священником Стефаном Каверзневым произнесено надгробное слово; затем, во время самого отпевания произнесены были две речи : одна – после четвертого Евангелия – протоиереем Василием Белавенцевым, другая – священником Николаем Шиловским по шестой песни канона. Тело почившего предано земле на Свирском кладбище, согласно его завещанию…
Вечная память ревностному служителю церкви Христовой! Веруем и уповаем, что в загробной жизни за свою пастырскую ревность услышит он от Пастыреначальника Иисуса сладкий оный глас :
Добре, рабе благий и верный! О мале был еси верен – над многими тя поставлю : вниди в радость Господа твоего (Мф. XXV, 21).