Тринадцатого числа прошлого июля месяца сего 1889 года, в Сычевском уезде, Смоленской епархии, в селе Высоком скончался на 66 году жизни и погребен в селе Ахтырке, Бельского уезда, протоиерей Михаил Николаевич Соколов. Покойный был сын протоиерея – первого священника села Ахтырки и, по своей служебной деятельности, и по некоторым, выдающимся чертам характера, хорошо известен большинству духовенства Смоленской епархии, по крайней мере – трех ее уездов – Сычевского, Вяземского и Бельского, где собственно сосредотачивалось главное поприще его, с лишком 40-летней службы церкви Божией. Поступив в Смоленскую духовную семинарию в 1837 году, он окончил полный курс учения в оной в 1843 году с аттестатом 1-го разряда. Как даровитый студент, М.Н., по окончании курса, не хотел оставаться дома, и на предложение – поступить в епархиальное ведомство – отвечал отказом, так как имел намерение продолжать свое образование в одной из духовных академий – и в 1845 году, спустя два года по выбытии из семинарии, после домашней подготовки, он поступил в Московскую духовную академию волонтером; но в том же году, вследствие неожиданной кончины своего отца, по исконному в духовном звании порядку, и по желанию матери, принужден был, для поддержания осиротевшего семейства, поступить во священника – на родительское место – в село Ахтырку. 2 февраля 1846 года М.Н. рукоположен был во иерея. В 1852 году – награжден набедренником. Затем с 1856г.по 1862-й Михаил Николаевич проходил должности : духовника священно-церковно-служителей в благочинейшем округе и члена Комитета по составлению духовно-нравственных статей, издававшихся при С-Петербургской духовной академии и кроме благодарности, изъявленной ему от святейшего Синода в 1859г. за ревностное прохождение должностей священника и духовника, - в 1861 году удостоен бронзового креста на Владимирской ленте, в память войны 1853-1856г. В 1862-м году был переведен в гор. Вязьму – в Аркадиевский женский монастырь – на вакансию старшего священника и в том же году, по просьбе прихожан и своему желанию, обратно перемещен в село Ахтырку и при перемещении назначен уездным благочинным 3-го округа. В 1863 году о.Соколов награжден был скуфьею, а в 1867 году – камилавкою; последнюю награду он получил в следствии благосклонного отзыва о нем преосвященнейшего Антония, бывшего епископа Смоленского, который в 1865 году, во время проезда по епархии, в своем путевом журнале о двух благочинных Бельского уезда писал следующее мнение : «Благочинные И.Верзилов и М.Соколов своею солидностью и степенностью, своим благотворным влиянием на подчиненное им духовенство, соею распорядительностью и исправностью вполне заслуживают одобрения от начальства». (Смотр. 7 № Смол. Епарх. Вед. За 1866г.). Три последующие баллотировки окружного духовенства в 1866, 1870 и 1873 годах, по коим М.Николаевич почти единогласно бал избираем большинством шаров в должность благочинного – обратили на себя внимание другого архипастыря Смоленского, преосвященнейшего Серафима, который в 1874г. определил М.Николаевича в соборную церковь г.Сычевок на вакансию старшего священника, с назначением его вместе с тем градским благочинным и поручением ему соединенных должностей. Но не по душе пришлась покойному городская жизнь; не смотря на свое выдающееся положение уездного протоиерея, М.Н., по врожденной ему скромности, тяготился своим пребывнием в городе и стремился перейти опять в село : жизнь в деревне представлялась покойному гораздо осмысленнее, правильнее, проще, цельнее, шире и разнообразнее, а посему, на закате дней жизни и осуществил свою заветную мысль – в 1886 году перешел в село Высокое Сычевского уезда и определен к домовой церкви имения графа А.Д.Шереметьева. – Будучи награжден в 1874 году наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, а в следующем 1875г. саном протоиерея, М.Н. получил затем оба ордена св.Анны 3-й и 2-й ст.
Весть о кончине достопочтенного о. протоиерея поразила и крайне огорчила всех, кто только хотя не много был знаком с ним. Особенно убито было горем насчастное семейство его, состоящее из троих, еще не пристроенных детей покойного. Не даром в последнее время о. протоиерей заметно старался скрывать свою болезнь от семейства. Он знал, какое горе причинить любящей семье опасность потерять его и предчувствовал безутешные слезы своих родных при гробе. Нельзя было не пожалеть его и сторонним : и для низ о.Михаил был истинным другом благодетелем и как человек, весьма симпатичный, пользовался известностью, уважением и любовью всех знавших его. Это искреннее уважение, эту неподдельную, задушевную любовь к себе многих сотен лиц всякого сословия и возраста М.Николаевич сумел заслужить своею истинно-пастырской жизнью, своими добрыми отношениями к прихожанам, подчиненным и знакомым. Глубокое благочестие и назидательное благоволение при совершении богослужения, величайшее уважение ко всему святому и постоянно – ровное, благочинное поведение при отправлении им различных приходских треб, составляли крупные неотъемлемые качества почившего. Нужно так же заметить, что покойный о.Михаил, вообще везде, на всех местах своего служения обходился с своими прихожанами в высшей степени дружелюбно и приветливо. За все это покойный о. протоиерей и со стороны своих прихожан пользовался горячей такой любовью, таким искренним уважением, какие выпадают на долю немногих иереев. Эти чувства преданности надолго потом остались и сохранились у его прихожан, и особенно явно обнаружились при его погребении. Узнав о смерти о. протоиерея, бывшие его некогда Ахтырские прихожане, несмотря на самую страдную, рабочую и дорогую для поселянина пору времени, 14 июля – в хороший ясный день – избрав из среды своей 12 человек здоровых, крепких мужчин, отрядили их, по общему согласию и желанию, в село Высокое, отстоящее от с.Ахтырки почти на 25 верст, чтобы на своих плечах все означенное пространство нести попеременно гроб с останками почившего своего любимого пастыря до самого места погребения его в оном селе. Такая расположенность к своему духовному отцу простых, не знатных поселян – вещь немаловажная. Она показывает, что покойный о. протоиерей в течении 28-летнего пребывания своего в с.Ахтырском, на должности приходского священника, чем то сумел расположить к себе всех, от мала до велика. Спрашивается, чем же ? А тем, что кроме вышеуказанных его качеств, как образцового пастыря церкви в исполнении своих обязанностей, покойный о. протоиерей отличался еще и своею не стяжательностью и бескорыстием, которые проявлял в отношении к прихожанам.
Покойный о. протоиерей обладал и многими личными чертами характера, весьма привлекательными и симпатичными, за которые его любили все. Таковы были – его необыкновенное умение входить в положение каждого человека, какого бы он не был состояния, возраста, пола и характера, – умение с живым искренним сочувствием разделять интересы всякого благонамеренного лица. Так, в беседе с крестьянином покойный о. протоиерей как будто сам становился крестьянином : мыслил сообразно с его складом мысли; с дитятею он был именно – как дитя; - с веселым – весел; был душою общества : умел развлечь приятную компанию своею речью, мог войти в интересы серьезного и, более или менее образованного человека и приноровиться к лицу самого, по видимому, крутого нрава. Постоянными, личными свойствами Михаила Николаевича были еще : неподкупная честность, веселость, живость, гуманное обращение со всеми и благородство души. Городское население Сычевок все это вполне сознавало и весьма сожалело о переходе своего о. протоиерея в село : так оно полюбило его за 12 лет пребывания его там; лица высшего общества, с коими покойный был в самых приятных, дружественных отношениях – смотрели на него, как на человека умного, с солидным богословским и светским образованием.
Что касается до частной, домашней жизни о. протоиерея и его отношений к родным, знакомым и посторонним, то и здесь, как уже было отчасти замечено нами – им руководила таже теплая любовь, которая помогла ему быть добрым пастырем церкви и нежным отцом семейства. О.протиерей был всегда особенно радушен, приветлив и гостеприимен : эти похвальные качества покойного и его семейства слишком общеизвестны всем, так что нет надобности о них распространяться. Вход к о. протоиерею всегда был открыт и доступен всем и каждому. Прием был самый радушный : каждого знакомого М.Николаевич встречал с скромною, ласкающей полуулыбкою и приветливым словом. Беседуя с о. протоиереем, нельзя было соскучиться : он всегда умел найти предмет для разговора, интересный и для себя, и для своего собеседника, умел занять каждого.
В день своей кончины о протоиерей был напутствован в будущую загробную жизнь – спасительными таинствами покаяния и причащения св. Таин Тела и Крови Христовой, и с полною христианскою надеждою отошел в вечность. На погребении его присутствовали 5 сельских священников разных уездов : Сычевского, Вяземского и Бельского. Один из них – Бельский уездный благочинный, священник Николай Смирнов, по окончании заупокойной литургии, пред началом отпевания, произнес в Ахтырской церкви надгробную речь, ниже помещаемую. Тело покойного о. протоиерея, согласно его завещанию, погребено в церковной ограде, рядом с матерью его, близ алтаря того храма, в котором служил почивший слишком 27 лет.
Мир праху твоему, незабвенный труженик, и вечное блаженство твоей доброй душе, ревностный пастырь церкви Христовой!
Священник Николай Смирнов