Во время Крымской войны важную роль сыграл в истории Кавказа один из крупнейших польских авантюристов той эпохи Антоний Александр Илиньский (1814–1861).
Он происходил из семьи помещиков, проживавшей на востоке Волыни, был участником Ноябрьского восстания, а после его подавления оказался в эмиграции. Из Франции он выехал в Португалию, чтобы вступить в формировавшийся там легион Иосифа Бема [6]. Есть сведения, что в Испании Илиньский был тореадором. Служа во французской армии, он отважно сражался с воинами Абд альКадира [7], за что получил орден Почётного легиона.
Позже участвовал в осаде персами афганского Герата. Побывал вроде бы также в Индии и Китае, чему нельзя особенно верить, поскольку имевший склонность к выдумкам Илиньский окружал свою особу ореолом самых удивительных легенд. Отправленный вождями польской эмиграции из Парижа в Турцию, на помощь Михаилу Чайковскому, в качестве его агента он вёл антироссийскую пропаганду среди живших на Добрудже [8] и в дельте Дуная русских и украинских старообрядцев, склоняя их к поддержке будущего польского восстания. Вследствие энергичного вмешательства царской дипломатии Илиньский был арестован в Константинополе. Стремясь избежать выдачи русским властям, в заключении он принял ислам и под именем Искандера стал турецким майором. В 1849 г. Илиньский оставил турецкую службу и отправился в Семиградье [9], где стал адъютантом генерала Бема. Проявил недюжинную отвагу и был произведён в подполковники.
После разгрома венгерского восстания Илиньский вновь поступил в турецкую армию. В 1850 г., командуя полком, он жестоко и безжалостно подавлял антитурецкое восстание в Боснии и Герцеговине. Во время русско-турецкой войны Илиньский возглавил кавалерийский полк, состоящий из всяких проживавших в Османской империи разноплемённых авантюристов, и успешно сражался с царскими войсками. 28 мая 1854 г. конники Илиньского лихой атакой разбили полк русских гусар, которым командовал полковник Карамзин, сын известного историка [10]. Впоследствии формирование Илиньского прославилось разного рода насилиями в отношении жителей Бухареста. Затем его полк был направлен в Крым, где отличился в блестящей атаке под Евпаторией 15 февраля 1855 г. За это Илиньский был произведён в бригадные генералы, а султан наградил его саблей с бриллиантами, которую, по слухам, награждённый проиграл в карты за одну ночь.
Искандер-паша Илиньский, будучи посланным на северо-восточное побережье Чёрного моря, получил задание занять расположенную здесь грузинскую провинцию Мингрелия, которая могла послужить плацдармом для переброски турецких войск в Черкесию. И в этом краю он также проявил себя далеко не с лучшей стороны. Французский дипломат Шарль Шампуассо в рапорте от 3 марта 1856 г. вспоминал об актах грабежа и убийств, совершаемых ими (турками прим. авт.), к сожалению, по приказанию их высшего начальства.
Сам Искандер-паша, всё время пьянствуя, с излишней суровостью применял варварские репрессии . Жестокость войск Илиньского в отношении населения Мингрелии привела к тому, что оно решительно приняло сторону России и энергично помогало царским войскам в их борьбе с Турцией.
Можно ещё добавить, что по окончании Крымской войны Искандера-пашу отправили в Ирак, где он участвовал в подавлении антитурецкого восстания местных арабов