Оглавление:
45. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТКИ , или различительные знаки, так называемые прибавления (нем. das Beizeichen; шв. bitecken; фр. signe, accessoire),— общее наименование знаков, которые вносятся в родовые гербы, чтобы отличать младшие или побочные ветви того или иного рода от основных, старших. Употребляются три основных вида геральдических меток:
а) “Турнирный воротник” (нем. Turnierkragen, фр.le lambel, англ, label) — балка с тремя обращенными вниз, широко расставленными зубцами. Это “прибавление” вносится в верхнюю, головную часть щита либо поверхэмблем, либо нависая над ними. Оно обозначает, что герб принадлежит младшей ветви данного рода
Турнирный воротник |
Нить:полная и "обрубок" |
б) “Нить”, “скалка” (нем. der Faden, фр. traverse, шв. kavle) — узкая полоска, вдвое-втрое уже, чем перевязь, пересекающая щит по диагонали и покрывающая в этом случае все изображения (эмблемы) на нем.
Если “нить” идет из геральдического правого верхнего угла щита в нижний левый угол, то это означает младшую ветвь рода; если же “нить” идет в противоположном направлении (из левого верхнего угла в правый нижний), то это означает побочную (не вполне “чистую"). В этом случае метка носит название "бастардной ветки".
в) Часто с целью избежать искажения гербовых фигур из-за пересечения их “скалками” эти метки сильно укорачивают, оставляя от них лишь “отрезки”, “обломки”, “обрубки” (нем. die В niche; фр. baton peri) и вводя их лишь в те части гербового щита, которые свободны от фигур, но сохраняя четко то направление, в котором должны идти полные “нити”. Эти “обломки” имеют совершенно то же значение, что и неукороченные “нити” или “скалки”.
Геральдические метки употребляются исключительно в западноевропейской континентальной геральдике, особенно во французской, испанской и отчасти в немецкой, шведской, датской, австрийской, португальской. В польской и русской, украинской геральдике неизвестны. Английская геральдика имеет свою собственную систему геральдических прибавлений, где для различения гербов сыновей одной и той же семьи (фамилии) установлены не геральдические метки, а геральдические фигуры и даже символы, но в особом, специальном для этих случаев значении. Так, в гербовый щит старшего сына вносится “турнирный воротник” (label), второго сына — полумесяц, третьего — пятиконечная звезда или колесико от шпоры (mulett), четвертого — обрубленная птица (marlett), пятого — кольцо (anulet), шестого — лилия (fleur de lys), седьмого — роза (пятилистая, геральдическая), восьмого- якорный крест (cross moline), девятого- двойной четырехлистник.
46. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — условные геометрические изображения, которые специально применяются в классической геральдике, особенно в гербах, или которые принято и допустимо в них изображать. Делятся на три группы:
|
а) Собственно геральдические фигуры, или первостепенные. Это такие фигуры, которые образуются проведенными на щите линиями, отделяющими меньшую часть его поля от большей. К ним относятся глава, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило (указаны по порядку на рисунке) .
б) Разного рода кресты (см. Кресты)
в) Второстепенные геральдические фигуры. К ним относятся кайма, квадрат, вольная часть, клин, острие, брусок. Все эти фигуры употребительны главным образом в родовых и личных гербах, отчасти встречаются в гербах монархических государств.
В советской геральдике геральдические фигуры (кроме каймы) совершенно не употреблялись. Названия геральдических фигур чрезвычайно важно знать приблазонировании гербов, поскольку они должны именоваться геральдически правильно, термином, а не описательно. В связи с тем, что геральдические фигуры все еще употребляются в государственных гербах не только старых монархических европейских, но и новых республиканских молодых (африканских, океанских) государств, знание их внешнего вида и наименований остается практически необходимым и в наши дни.
Сравните геральдические фигуры на гербах Туниса, Кубы, Уганды, Тринидада и Тобаго, Танзании,Сьерра-Леоне, Соломоновых Островов, Тувалу, Филиппин, Малави, Ганы, Гамбии, Габона, Фиджи, Бахрейна, Австралии.
55. ДЕВИЗ — одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или знамени. Термин “девиз” происходит от латинского слова “devidere”, то есть “разделять”, и означает “отдельное”, “обособленное”. Этим определяется место девиза в гербах по отношению ко всем другим его элементам. Девиз всегда располагается вне поля щита, на особом месте — девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек девизной ленты. В исключительных случаях девиз может быть расположен на девизной кайме (см. Геральдические фигуры) Девизы помещают на памятниках, триумфальных арках, стеллах, обелисках, зданиях, а также на книгах и экслибрисах, где девизы носят итальянское обозначение “мотто” или греческое — “эпиграф”.
В результате длительного исторического развития девизы приобрели чрезвычайное разнообразие. Их классифицируют по форме, по характеру принадлежности гербовладельцу, а также по месту употребления.
Девизы делятся по своей форме на три группы.
I. Фигурные девизы в немецкой геральдике называются “бильддевизен”, то есть девизы-картинки, а в итальянской геральдике они имеют свое особое название “импреса”, неверно переводимое в словарях как “вывеска” или “вензель”, в Англии — бэдж. Фигурные девизы имеют большое эмблематическое значение, поскольку служат фактически эмблемами, причем в ряде случаев эмблемами национального и национально-областного или династического характера (например, в Англии, Италии, Испании). Так, фигурный девиз Шотландии — репейник, Уэльса — лук-порей, Англии — роза.
II. Сочетание словесного и фигурного девизов не является неким механическим “удвоением” девизов. В одних случаях оно служит для того, чтобы дополнить основ ной девиз другим девизом, с другим значением, которое необходимо отразить в гербе, но в то же время сделать это в деликатной форме. Но бывает и другое сочетание словесного и фигурного девизов, когда последний иллюстрирует слова, высказанные в первом. Такое сочетание особенно характерно для французской геральдики, на которую опирается геральдика франкоязычных африканских стран. При этом фигурная часть девиза носит название “тело девиза”, а словесная — “душа девиза”, и поэтому подобная форма девиза считается единым целым” или самостоятельной формой девиза.
III. Словесные девизы являются самой существенной группой девизов и по количеству, и по значимости, и по доступности для понимания. Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством. Современные государственные девизы молодых стран, наоборот, иногда подводят итог деятельности к моменту создания государства. Например, девизы Ямайки, Тринидада и Тобаго.
Девизы известны с античных времен, особенно латинские девизы — сентенции Древнего Рима, ставшие основой для девизов ряда европейских и других стран. В эпоху средних веков получил особое развитие такой вид девизов, как боевые кличи, которыми рыцари и полководцы-монархи сзывали бойцов под свои знамена. Многие из них превратились в династические и даже в государственные девизы, сохранившиеся и поныне. Личные и родовые девизы получили развитие в Европе как элемент герба уже с XIII—XIV веков, но особенно сильно с XVIII века, в эпоху классицизма и после французской революции XVIII века. К этому времени сложилось по крайней мере 12 групп девизов, каждая из которых обладала своими особыми признаками в зависимости от принадлежности девиза к определенной категории девизовладельцев. Так, различают:
1. Личные девизы . Основное отличие личных девизов от родовых состоит не в их содержании, а связано с особенностью их применения. Личные девизы не только могут меняться в течение жизни владельца (в то время как родовые девизы сохраняются веками), но и быть вместе с постоянными также и временными, то есть выставляться по определенному случаю.
2.Родовые девизы . Наряду с личными это наиболее древние и наиболее распространенные виды девизов. Они в основном имеют своим содержанием добродетели, высокие идеалы, жизненные правила — словом, охватывают сферу социальной, религиозной и политической морали, а также национальных идеалов и стремлений. Чаще всего родовые девизы действуют для ряда поколений и всех ветвей одного рода на протяжении веков. Но бывает, что отдельные лица рода, приобретая новый титул, вводят наряду с родовым и свой личный девиз, дополняя первый или же вовсе заменяя прежний родовой.
3.Государственные девизы содержатся в государственных гербах, хотя имеются и не у всех стран. Они закреплены конституцией или иным верховным актом, равноценным Основному закону государства. Их утверждение даже в монархических странах происходит законодательным путем. Употребление государственного девиза столь же обязательно, как государственного флага и герба.
4.Девизы глав государств . Девиз главы государства, независимо от того, какой строй в данной стране, не может быть занесен в государственный герб. Но он может быть зафиксирован на личном штандарте главы государства или на личном гербе монарха. Иногда же он и вовсе не фиксируется геральдически, а лишь употребляется во время торжеств, в прессе, в качестве эпиграфа на личных бланках монарха и т. п., а порой существует и просто в устной форме, но при этом широко известен населению страны. В монархических странах девизом главы государства является личный девиз царствующего монарха. В республиках, где глава государства имеет зафиксированный (чаще всего на штандарте) девиз, этот девиз, независимо от того, кто персонально возглавляет государство, постоянен, то есть принадлежит самой “должности”. Девизы церковных иерархов наносятся на их гербы аналогично девизам дворянства.
5. Монастырские девизы и девизы монашеских орденов отличаются от светских не только содержанием, но и характером употребления и особенностью принадлежности. Во-первых, они наносятся только на предметы церковного ритуального обихода или же на профессиональную одежду (облачения), покрывала (покровы) и преимущественно на могильные плиты, надгробия и памятники. Во-вторых, церковные учреждения (монастыри) не имеют индивидуальных девизов, а пользуются девизами, присвоенными ордену. В-третьих, церковные девизы крайне редко бывают словесными, в основном они эмблематические: меч, объятый пламенем (защитник веры!); крест, укрепленный на шаре (яблоке, гранате); девиз папы римского — “Первосвященник вселенской церкви”, разъясняющий один из титулов папы. Язык этих девизов всегда язык официального богослужения — латинский, церковно-славянский, коптский (для Африки) или иврит, а содержание — библейское или изречения из Корана, Мишны, Торы и т. п.
6. Девизы городов бывают тесно связаны с историческими событиями. Они являются памятью о каком-нибудь исключительном, ярком эпизоде в истории данного города, иногда связаны с легендой о возникновении города или же отражают тенденцию исторического развития данного города, характерную особенность городской истории. Девизы присваивают в исключительных случаях выдающимся, всемирно известным городам. Так, Париж обладает словесно-фигурным девизом. “Тело” девиза — корабль, вокруг которого вздымаются высокие морские волны. Между тем Париж — типичный сухопутный город. Эту фигурную часть девиза разъясняет словесный девиз: “Перевернет, но не потопит!”, из которого видно, что корабль не является в гербе Парижа эмблемой портового города, а служит лишь символическим намеком на бурную историческую судьбу французской столицы, которая пережила восстания, революции, войны, вражескую оккупацию, но сохранила себя, свои исторические и культурные памятники, несмотря на все бури истории.
7. Областные девизы. Часто это девизы древних или бывших государств, утративших свою самостоятельность и превратившихся в провинцию какого-либо современного государства, но сохранивших либо национальную, либо культурную, либо языковую автономию и воспринимаемых ныне как историко-географические единицы (таковы Уэльс, Шотландия, Ольстер).
8. Боевые кличи и воинские девизы. Эта группа девизов неоднородна. Боевые кличи существовали с эпохи средневековья, а воинские девизы частей и соединений возникли значительно позднее — в основном в новое и новейшее время. При этом боевые кличи не всегда, но часто превращались из устных девизов-призывов в государственные девизы или в воинские, наносимые на знамена частей и соединений. В то же время воинские девизы полковых, бригадных, дивизионных и корпусных знамен, создаваемые в новое время независимо от боевых кличей, по своему стилю значительно отличаются от них. Поэтому можно считать правилом, что боевой клич всегда может быть превращен как в государственный, так и в воинский девиз, а воинский девиз редко может быть превращен в боевой клич. Язык воинских девизов и боевых кличей — всегда национальный.
9. Орденские девизы употребляются только на орденах и медалях. Орденские девизы строго приданы определенному ордену и не могут произвольно присваиваться другим знакам отличия (даже в других странах), если они исторически уже связаны с одним из них в какой-либо стране.
10. Корпоративные девизы . Это девизы отдельных организаций, учреждений, девизы средневековых цехов, студенческих землячеств, политических партий, профсоюзов, спортклубов, религиозных сект, тайных и научных обществ и т. д., и т. п.
Эти девизы не являются строго геральдическими, поскольку они принимаются самими обществами добровольно и могут быть легко и быстро ими отменены тем же порядком, как и приняты.
Вот примеры девизов разных категорий владельцев.
Помимо названных 10 групп существует еще одна группа так называемых негеральдических девизов, которые всегда существуют эпизодически и бывают начертаны в исключительных случаях на каких-либо сооружениях: зданиях парламентов, университетов, триумфальных арках, дворцах, виллах, надгробных памятниках, юбилейных обелисках и т. п. Такие девизы бывают связаны с самыми разнообразными поводами: в честь зодчего, в честь исторического события, в ознаменование юбилейной даты, в память о делах умерших, в связи с каким-либо памятным или курьезным случаем, эпизодом и, наконец, как намек на смысл деятельности того, кто работает в данном здании (например, парламента, университета, редакции газеты).
Девизы, особенно относящиеся к перечисленным группам, имеют большое значение как исторический источник для изучения деятельности как отдельных лиц, так и целых организаций или государств. Остается еще упомянуть о редкой ныне форме — буквенных девизах (см. Буквенные изображения) и абсолютно редчайшей — загадочных или энигматических девизах (см. Энигматические изображения), встречавшихся в прошлом (до 1815 г.).
Что же касается цвета шрифта девизов, то он должен быть всегда простым и максимально четким, то есть черным. Лишь в случаях, когда цвет девизной ленты темный, шрифт девиза может быть белым. Но никогда девиз не пишут металлами — золотым или серебряным цветом, это привилегия лишь буквенных изображений. Ниже приводятся государственные девизы некоторых современных государств:
1) Европа
Андорра: “Мужество — единственная удача”.
Бельгия: “Союз дает силу”.
Великобритания: “Бог и мое право!” (бывший боевой клич английских королей).
Испания: “Великая свобода без предела”.
Мальта: “За храбрость!”
Монако: “Бог поможет!”
Нидерланды: “Я сдерживаю!” (боевой клич принца Вильгельма Оранского).
Польша: официального девиза нет, но часто неофициально употребляется устно старый девиз: “Еще Польша не погибла!”
Сан-Марино: “Свобода”!
Франция: “Свобода, Равенство и Братство”.
Чехо-Словакия: государственного девиза нет, но есть девиз главы государства — постоянный президентский девиз: “Истина побеждает!” (ныне стал только чешским).
2) Америка
США: “При разнообразии — едины”
Канада: “От моря и до моря!”
Бразилия: “Порядок и прогресс”.
Гайана: “Один народ, одна нация, одна судьба”.
Гондурас: “Свобода, Суверенитет и Независимость”.
Доминиканская Республика: “Бог, Родина, Свобода”.
Колумбия: “Свобода и Порядок”.
Куба: гербового девиза нет, но партийный и военный девиз революции — “Родина или смерть!”
Никарагуа: гербового девиза нет, но девиз сандинистов: “Свобода или смерть!”
Панама: “По милости всего света” (намек на международный консорциум по прорытию Панамского канала, в результате чего образовалась Панама как область, отделившаяся от Колумбии в самостоятельное государство) .
Парагвай: “Мир и Законность”.
Сальвадор: “Бог, Союз, Свобода”.
Сент-Люсия: “Страна, Народ, Свет”.
Суринам: “Справедливость, Благочестие, Доверие”.
Тринидад и Тобаго: “Вместе мы стремились, вместе достигли цели”.
Чили: “За разум и силу!”
Ямайка: “Из многих отдельных людей — один народ”.
3) Азия
Индонезия: “Единство в многообразии”.
Непал: “Знание — сила, труд — необходимость”.
Саудовская Аравия: “Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его”.
4) Африка
Бурунди: “Единство, Труд и Прогресс”.
Габон: “Союз, Труд, Справедливость”.
Гамбия: “Прогресс, Мир, Процветание”.
Гана: “Свобода и Справедливость”.
Гвинея: “Труд, Справедливость, Солидарность”.
Гвинея-Бисау: “Единство, Борьба, Прогресс”.
Экваториальная Гвинея: “Единство, Мир, Справедливость”.
Заир: “Справедливость, Мир, Труд”.
Примечательно: в стране практически никто не работает, она живет на огромные подачки западных стран, и прежде всего США, вся страна охвачена коррупцией, в ней уже давно не существует никакого понятия о справедливости. Наконец, Заир непрерывно воюет, направляя свои регулярные части в Чад, Анголу, Замбию. Все — вопреки девизу.
Замбия: “Одна страна — одна нация”.
Кабо-Верде: “Единство, Труд, -Прогресс”.
Камерун: “Мир, Труд, Родина”.
Конго (Браззавиль): “Труд, Демократия, Мир”.
Малави: “Единство и Свобода”.
Мали и Сенегал “Один народ, одна цель, одна вера”.
Сан-Томе и Принсипи: “Единство, Дисциплина, Труд”.
Сьерра-Леоне: “Единство, Свобода, Справедливость”.
Того:, “Союз, Мир, Солидарность”.
Уганда: “За хорошую и мою страну!”
ЦАР: “Единство, Достоинство, Труд”.
Чад: “Единство, Труд, Прогресс”.
Значение девизов выходит далеко за рамки их чисто прикладного геральдического значения. Во-первых, девизы, будучи одним из исторических источников, учат пониманию истории и сложности исторического процесса. Во-вторых, они воспитывают благородство, достоинство и честь как учреждения, так и отдельных лиц, играют роль организующей силы в общественном поведении людей.
56. ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel — полоска, ярлык) — узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый девиз. Девизная лента располагается вне герба — чаще всего внизу, под ним, реже — над гербом, иногда в виде полувенка вокруг герба и очень редко — в виде каймы вокруг щита герба. Совершенным исключением является расположение девизной ленты в самом щите герба.' Единственный такой случай за всю историю девизов встречается лишь в гербе Франции, что предпринято с целью особо подчеркнуть, что девиз “Свобода, Равенство и Братство” бьл впервые в мире выдвинут именно в этой стране.
Цвет девизной ленты всегда строго определен: в родовых, личных гербах, в государственных гербах — это белый (или серебряный) или цвет поля гербового щита, на котором четко виден черный шрифт девиза. В гербах республиканских государств девизная лента чаще всего имеет национальные цвета (или один цвет) государственного флага либо может оставаться белой. При этом цвет надписи (букв) на девизной ленте должен соответствовать цвету главной гербовой фигуры.
Девизные ленты могут быть и многоцветными (например, т. н. георгиевская, или гвардейская, лента — черно-оранжево-черная), могут повторять все цвета национального флага или включать в себя элементы национального орнамента. Но практически это неудобно, ибо тогда плохо различим шрифт самого девиза, и поэтому к такому приему прибегают крайне редко. На некоторых военных орденах и медалях используется в качестве девизной ленты георгиевская (гвардейская). Российская девизная лента должна быть трехцветной, как флаг (советская была красной).
60. ДРЕВО РОДОСЛОВНОЕ — принятое в геральдике и генеалогии расположение родовых (семейно-род-ственных) связей между предками и потомками согласно
единой схеме, одинаковой для всех эпох, стран и сословий, то есть международно принятой. Внешне эта схема напоминает собой ствол дерева с симметрично расположенными ветвями. В тех случаях, когда какое-либо ответвление рода прекращается за неимением потомства, оно изображается обрубленной ветвью. Тем самым внешнее сходство родословного древа с деревом, древесным стволом еще более усиливается.
Существуют три типа родословного древа:
а) от Я до Пращуров и
б) от Пращуров до Я,
в) концетрическое (круговое).
Все они показаны на рисунках
187. СВИТОК - свернутая в трубку, в рулон рукопись; в библейские времена папирусный свиток - типичный характерный признак записанных, но еще не опубликованных и никем не признанных мыслей.
Свиток поэтому стал с эпохи эллинизма атрибутом поэта, трибуна, оратора, ритора. С эпохи средневековья - это атрибут пророков, в первую очередь библейских. Отсюда все изображения пророков в католическом искусстве средневековья и в искусстве эпохи Возрож дения узнаются, угадываются только по этому непре менному атрибуту — свитку в руках.
195. СИМВОЛИКА БИБЛЕЙСКАЯ — система симво лических понятий, принятая в Библии и перешедшая в большинство христианских конфессий частично в неиз менном виде, а частично с разными коррективами и дополнениями (см. Символика христианская). Библейская символика в силу ее исторического происхождения на базе древнееврейской символики, до полненной символическими понятиями других народов эллинистического Востока (ассирийцев, вавилонян, хал деев, хеттов, финикийцев, персов, греков и др.), отли чается крайней противоречивостью, многовариантностью, что, с одной стороны, делало ее понятной в период возникновения раннего христианства для всех народов Передней Азии и Римской империи, а с другой — не позволило ей стать национальной символикой ни для одного народа Европы, хотя она как библейская, религи озная внедрялась в сознание европейских народов ве ками. В то же время библейская символика, принятая и одобренная всеми христианскими церквами, оказала серьезное влияние на символические представления всех христианских народов мира и на символику многих политических, общественных и других организаций Ев ропы и Америки. Так, библейская символика повлияла на рыцарскую символику эпохи средневековья в Западной Европе, на символику масонства в XVIII веке, на симво лику сектантских религиозных движений в новое и но вейшее время.
В целом отличительными чертами библейской символики надо считать следующие:
Все особые, уникальные, отличительные черты библейской символики объясняются чрезвычайно узкой специфичностью природных и исторических условий Палестины, уникальных даже в малоазийском регионе. Так, например, в Библии указывается, что ручей — это символ неверных друзей (Иов. 6:15), и это звучит неубедительно и необъяснимо ни для одного народа в мире, кроме израильтян, которые под словом “ручей” издревле понимают сухое русло водотоков. Такие водотоки в Палестине на короткое время появляются весной и затем внезапно исчезают и пересыхают в большую часть года, и для них внезапная изменчивость харак терна. То, что такие образы навязывались церковью в качестве “примерных” другим народам, жившим в иных условиях, было, разумеется, абсурдно. Но именно вера в абсурд и составляла один из главных постулатов христианства, основу его господства над послушной, некритически мыслящей массой. Так, св. Августин говорил: “Верю, потому что бессмысленно!” Не удивительно, что в первые века, когда христианская церковь еще не укрепилась и не получила государственной императорской поддержки, все вышеперечисленные стороны библейской символики ставили ее носителей, в первую очередь евреев Палестины, в исключительное культурно- историческое положение по сравнению с окружавшими их народами, подчеркивали религиозно-духовное и культурное превосходство евреев над остальными жителями Римской империи, их “избранность” Богом. Отсюда, как известно, и соответствующая реакция других народов на иудейскую религию и символику, на ее абстрактный характер. Во-первых, народы, связанные веками с языческой материальной культурой, не были восприимчивы к абстрактно-словесной символике. Во-вторых, им было необходимо некое материальное подтверждение наличия божества: его идол, “портрет” (икона), амулет, мощи, реальные “чудеса”, любой конкретный, осязаемый и ви димый предмет. В-третьих, позиция превосходства и третирования язычников, как “недочеловеков”, никому не могла быть симпатичной и вызывала, естественно, протест против евреев и навеянной ими библейской символики.
Христианство учло все эти негативные стороны библейской пропаганды позднее, использовав и старую Библию (Ветхий завет) и свое новое Евангелие (Новый завет) не для проповеди превосходства одних народов над другими, а для проповеди братства всех народов во Христе, то есть солидарности всех христиан независимо от их национальной принадлежности В таком контексте наднациональная библейская символика приобрела уже смысл наднационального, обще христианского объединительного идеологического “языка”, и в такой интерпретации ее отличия от национальной символики того или иного народа уже не звучали отпугивающе и чуждо. Так христианство объединило всех христиан общим символом — крестом и распятием, создав и допустив одновременно его многочисленные национальные и копоративные, региональные модификации (см. Крест). Христианство внедряло затем веками основные посту латы библейской символики во все конфессии, оставив в то же время скульптурные изображения божества в католицизме, иконопись в православии, символические изображения и словесную символику в протестантизме и христианском сектантстве.
В наши дни библейская символика переживает свой новый морально-идейный ренессанс. Она возрождается в виде нравственно-воспитательного средства (издание “Детских Библий”, пересказов Евангелия и библейских притч для массового читателя) и в виде философско- политических доктрин; на основе библейской символики возникают политические течения, строятся различные политико-утопические проекты переустройства общества и совершенствования человека, возникают новые религиозные секты и мистические общественные организации и т. д. Все это вместе взятое отражает тот глубокий идейно-политический кризис общества, в котором оказалась наша страна на пороге 90-х годов.
196. СИМВОЛИКА МАСОНСКАЯ. Символика играет огромную роль в масонстве, в системе масонских представлений и деятельности масонов как закрытой, тай ной корпорации. Начиная с акта приема в масоны новых членов и кончая масонскими инструкциями, указаниями на характер каких-то действий, в том числе и политических, активно используется символика, а именно символика вещей, предметов. Масонство как политическая корпорация издавна стремится не пользоваться письменными документами, указаниями, инструкциями, приказами своим членам, а старается, не оставляя письменных и ясных следов своей деятельности, прибегать к символическим знакам, намекам, понятным лишь посвященным, и, не доверяя свои идеи и замыслы перу, доверять их символам. Отсюда большое число разнообразных предметов, которым масоны придают символическое значение и которые полу чают у них свою, масонскую, символическую трактовку. Именно поэтому масонская символика существует как самостоятельная символическая система, хотя многое в ней связано логически и исторически с общеевропейской классической символикой. Масонская символика была тесно связана и с церковной символикой христианства, но в то же время отклонялась от нее в интерпртации ряда символов.
Вот каков сжатый перечень основных символических предметов и изображений в масонской символике.
А. ПРЕДМЕТЫ ГОЛУБОГО МАСОНСТВА
1. Инструменты строительного ремесла:
В целом все они (в совокупности) символизировали святость труда. В их число входили:
2. Предметы света и тьмы в жизни человека, высоты духа и бренности человеческого существования (символы бессмертия и смерти):
3. Другие масонские предметы:
4. Масонские изображения (помимо предметов у масонов существовали символические изображения: Солнце, Луна, пламенеющая звезда, мозаичный пол, звезды и др.):
Красное, или шотландское, масонство имело помимо того еще и другие символические предметы и изображения:
Б. ПРЕДМЕТЫ КРАСНОГО МАСОНСТВА
В. РОЗОВО- ЗОЛОТОЕ (ВЫСШЕЕ) МАСОНСТВО имело свои изображения символического характера:
В целом символика масонов отличалась склонностью к мистицизму, но в то же время давала примеры и весьма конкретной, исторически объяснимой интерпретации значения ряда предметов своего культового обихода. Масонская символика включала и свою своеобразную символику цвета. Наиболее употребительными были голубой (лазурный) и красный цвета, наряду с которыми при менялись серебряный (белый), золотой, черный, пурпурный, розовый, кроваво-красный — в целом либо символы смерти, печали, крови или, наоборот, неба и чистоты. Редко встречались сочетания зеленого с красным и зеленого с белым.
5. В систему масонской символики входили и некоторые ритуальные действия:
Эти трапезы устраивались раз в год — в Великий четверг на Страстной неделе, то есть в канун Пасхи, в 12 часов ночи. Кроме этой торжественной трапезы существовали еще общие обеды и ужины масонов, называемые столовыми ложами. На них в зависимости от случая и значения употреблялись днем — 7 блюд, вечером —5 или 3 (в самых обычных случаях), а число здравиц за трапезой должно было достигать 9 (см. Символика чисел).
197. СИМВОЛИКА СЛАВЯНСКАЯ. Как особая, отличающаяся своими национальными особенностями отрасль символических представлений, общих большинству языческих славянских народов Восточной Европы, со хранилась чрезвычайно плохо, ибо в ранние исторические эпохи подверглась гонению и искоренению со стороны христианских проповедников и миссионеров, наводнивших славянский мир от Моравии и до Киевской Руси. Она стала предметом научного изучения лишь в середине XIX века, когда ряд видных славянских ученых-лингвистов (Шафарик, Ягич, Потебня, Буслаев) принялись собирать и вычленять из фольклора славянских народов Сербии, Украины и России те особые символические образы, которые были характерны для населяющих эти страны славян и были для всех них общими.
Так, вода и трава символизировали у славян жен щину, женский род (отсюда русалки — жительницы вод, обитательницы подводного мира, а трава — то, что топ чут, на чем лежат, что косят, “срезают волосы”). Яблоня (яблонька!) — символ хорошего, ибо дает красивые, вкусные, полезные плоды. Береза — символ среднего, обычного, рядового, работящего, ибо все основные поделки по хозяйству из березы — бочки, оглобли, дуги, сани и т. п. Осина — символ плохого, нетвердого, некрепкого, хлипкого, податливого, ненадежного. Змея, оса, крапива— символы злости, объединяемые одним общим внешним признаком — “все они жалят”. Соль — символ богатства у всех славян, символ особого почитания (отсюда хлеб-соль как драгоценней шее, почетное приношение, подарок, а просыпать соль — значит накликать горе). Наряду с общими символами у славян различных регионов были и свои местные, обусловленные разной национальной психологией. Так, кукушка использовалась как символический образ всеми славянскими народами, но у русских это был символ беспечности, ветрености, нелюбви к собственным детям, символ неверной матери, в то время как у южных славян, у сербов, кукушка — это символ печали, поскольку ее кукование трактовалось и воспринималось как жалобный плач о разлуке.
При этом общим для всех славян было придание символического значения тому или иному явлению по его чисто внешним признакам. Эта черта особенно наглядно проявилась в снотолковании, когда простого фонетиче ского созвучия совершенно разных по смыслу слов было достаточно, чтобы отождествлять эти разнородные понятия, видеть в них что-то общее и символическое. Так, увиденная во сне кровать означала хворать, а корова — хворобу, речка — к речам, мука — к мучениям, печь — к печали, лошадь — ложь, яйца — ждите, что к вам кто-то явится, и тому подобная “народная символика”, основанная на пустой поверхностной игре омони мами и созвучиями. Это свидетельствует о том, что славянская симво лика была крайне неразработанной, примитивной и под верглась именно на этой своей первобытной стадии такому мощному нажиму христианства, что не сохранила сколь-нибудь оригинальных и глубоких символических образов и на протяжении последующего исторического развития славянства. В то же время русская славянская символика испытала еще на ранней языческой стадии влияние скандинавской мифологии и символики, которое также про шло почти бесследно. Так, символом Перуна были не только молнии, но и топор, что указывает на близость этого персонажа славянского Пантеона скандинавскому Тору с его топорообразным “молотом” “Мьольниром” . В целом же славянская символика в том виде, в каком она дошла до нас, фрагментарна, не разработана, что и послужило причиной отсутствия в России и вообще у восточных славян символической культуры в эпоху средневековья и нового времени и что обусловило в конечном счете заимствование символических образов для государственной и национальной символики в основном из-за границы — либо из Византии (вместе с церковной атрибутикой), либо из Западной Европы (вместе с античной культурой и латинской образованностью) .
В то же время наиболее яркие и наиболее древние, коренные, символические представления у русского народа все же удержались вплоть до конца XIX века. Так обстояло дело с символикой национального цвета, который у руссов начиная с XI века однозначно обозначается как красный, что четко, наглядно прослеживается в языке и фольклоре. Словом “красный” обозначается все лучшее, высококачественное (красный товар, красная рыба, красная дичь), все красивое, прекрасное, сильное (красная девица, красный молодец), все редкое, официально высокое, почетное (красный угол, красная площадь, красная печать, красное место, красная книга). (См. также Символика цвета.)
198. СИМВОЛИКА СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ — система символов и эмблем,господствовавшая в социалистическом обществе и в социалистическом и коммунистическом рабочем движении, его партиях и организациях. Социалистическая символика родилась вместе с зачатками социалистического движения в Европе, с момента создания первых социалистических рабочих организаций в 1845—1847 годах и получила развитие во время и после революций 1848 —1849 годов в Западной Европе, и особенно после Парижской коммуны 1871 го да. За время своего существования (1847—1992 гг.) в течение полутора веков социалистическая символика пережила три этапа: первый — до создания социалистического государства (1847—1917 гг.), второй — в период существования социалистического государства (1917—1977 гг.) и третий — в период начавшегося кризиса социалистической системы и разложения идейно-политических устоев социалистического государства (1978 г.—декабрь 1991 г.).
Все эти три атрибута социалистического движения получили всеобщее распространение и признание национальных социалистических организаций и партий в Европе к началу первой русской революции и в период пролетарских революций в России и в Европе (Бавария, Венгрия, Бремен, Галиция, Финляндия), то 'есть за 1905—1918 годы. Второй период начался с 1918 года, после создания социалистического государства, что потребовало уже формирования не только партийной, но и государственной социалистической символики: флага, гимна и герба. Флаг был создан на основе красного знамени социалистического движения, но ему были приданы государственные эмблемы, превращавшие его из знамени движе ния в государственный флаг. Государственным гимном стал “Интернационал” с незначительным изменением в тексте: вместо слов “это будет последний и решительный бой” стали петь “это есть наш последний и решительный бой”. “Интерна ционал” оставался гимном СССР до 1944 года, когда был заменен гимном “Союз нерушимый республик свободных”. Совершенно новым элементом социалистической символики, не имевшим прототипа в дореволюционной пар тийной символике, должен был стать герб РСФСР и СССР, в связи с чем была начата разработка новых эмблем государственной власти. Главной эмблемой, заменившей орла, стали Серп и Молот — символ власти рабочих и крестьян. Дополнительными государственными эмблемами стали колос (колосья), красная пятиконечная звезда (эмблема Красной Армии, а позднее, с 1946 г.,— Советской Армии).
Кроме того, красная звезда в золотой окантовке была в 1936 году признана также государственной эмблемой, символизирующей в гербе СССР борьбу пролетариата на пяти континентах. В государственный герб было включено изображение земного шара. Эта эмблема, не являвшаяся главной, а исполнявшая роль гербового щита,не получила никакой специальной трактовки в конституции СССР. Советские геральдисты (офи циальные) также обычно обходили вопрос о значении этой эмблемы, не будучи знакомы с историей ее включения в герб и с причинами, с этим связанными. Во враждебных социализму кругах земной шар поэтому трактовался как претензия на мировое господство коммунизма. На самом деле включение эмблемы земного шара в герб СССР было простой заменой регалии (держа вы) , находившейся в российском гербе в когтях орла, на соответствующую этому символу советскую эмблему — изображение реального географического земного шара. Только то обстоятельство, что в 20—30-е годы в Советском Союзе не было принято связывать любые советские мероприятия с русской исторической традицией, чтобы народ не путал ее с “царской традицией”, о геральди чески преемственном включении эмблем державы, а также венка в герб СССР предпочитали умалчивать. А позд нее, в 60—70-х годах, ввиду смерти всех создателей герба СССР к тому времени об истории его происхождения просто забыли.
Третий период в истории советской социалистической эмблематики и символики (1977—1991 гг.) характеризуется нарастающей тенденцией забвения принципов социалистической геральдики, утратой теоретических и практических навыков по созданию, сохранению и толкованию социалистических эмблем. В этот период создаются эклектические, неправильные с социалистической точки зрения и неграмотные с геральдическо-технической точки зрения эмблемы, гербы и геральдические композиции Прежде всего это относится к изменению герба РСФСР по конституции 1978 года, к изменениям в гер бах Узбекистана и Литвы по конституциям 1978 года, принятым в развитие союзной так называемой “бреж невской” конституции 1977 года. Во-первых, эти изменения касались унификации всех гербов союзных респуб лик, что смазывало их национальные различия; во-вто рых, эта унификация была вызывающе безграмотна и не только не диктовалась необходимостью, но и политически, и геральдически была недопустимой как с внутри союзной, так и с международной точки зрения, ибо была направлена на дискредитацию социализма и его идей. Так, в герб РСФСР был впервые с 1918 года введен поенный элемент — эмблема пятиконечной звезды, хотя В. И. Ленин неоднократно протестовал против включения и герб РСФСР военных эмблем, ибо РСФСР была создана и 1917 году, до 10 июля 1918 г., до развертывания в стране гражданской войны. С этим согласились все съезды Советов, торжественно обязавшиеся не вносить никаких изменений в герб РСФСР, принятый при И. И. Ленине. “Брежневская” конституция, таким образом, рвала с социалистической традицией, нарушала постановление Съездов Советов. В гербах Узбекистана и Литвы был изменен цвет союзных государственных эмблем: серебряный урак (серп) и молот менялись на золотые. Эта “незначительная” унификация с эмблемами других республик, где серп и молот были золотыми, на самом деле была вызовом мусульманскому населению Узбекистана, провоцировала исламских деятелей на возмущение и критику “угнетательской” советской власти, ибо серебряный цвет — священный для мусульман, и он был сохранен в 1918 году и позднее, в 1936 году, а золотой цвет — цвет “неверных” по понятиям восточной гральдики — не может быть навязан цвету уважаемых государственных эмблем.
В отношении герба Литвы поступили еще хуже: цвет дубовых листьев — национального дерева Литвы — в венке герба Литовской ССР был из темно-зеленого, традиционного, изменен так, что часта венка (большая) была сделана из светлозеленой листвы, а другая часть (значительно меньшая) была оставлена темно-зеленой, прежней. На геральдическом языке, который в Литве как в католической стране хорошо знали, это означало, что национальные символы поблекнут, что национальный дух будет ущемлен, что недалек день заката Литвы. Кто был автором этого изменения герба Литовской ССР в 1978 году, до сих пор неизвестно, но “брежневское” руководство бездумно санкционировало это изменение, зловещее зна чение которого можно оценить лишь теперь в свете всех последующих событий. В течение всего периода 1978—1987 годов продолжа лись нарушения в области советской эмблематики и символики. Так, на почтовых марках произвольно меня лись государственные цвета главных эмблем и герба СССР: они изображались голубым, розовым, оранжевым, золотым, красным цветом, как какие-нибудь арматюры, хотя в государственных знаках почтовой оплаты во всем мире это считается недозволенным. Такие действия неуклонно снижали уважение к СССР за рубежом, вели к падению его международного престижа, ибо ясно указывали на некомпетентность государственной власти в вопросах политического и идейного значения геральдики и на неспособность этой власти контролировать деятельность своих органов. Таким обра зом, еще задолго до развала СССР начались нарушения и вырождение, эклектизм в советской, социалистической геральдике, утрата ею своей идейности и геральдической грамотности.
199. СИМВОЛИКА ХРИСТИАНСКАЯ — совокупность символов и эмблем, употребляемых различными христианскими церквами и движениями. Главными из них являются крест, звезды, распятие, нимбы, агнец, голубь, рыба, якорь, корабль, лира и различные атрибуты (предметы), связанные с событиями жизни или чудесами тех или иных христианских святых либо с историей и деятельностью определенных монашеских орденов. Существенное место в христианской символике занимает символическое толкование цвета и чисел (см. Символика цвета и Символика чисел). Сам по себе термин “христианская символика” слишком общий. Практически различают библейскую символику, символику католицизма и православную символику как обладающих не только общими чертами, но и рядом значительных различий, а также выделяют из вышеуказанных символику лютеранства и различных евангелических церквей и сект (баптистов, адвентистов и др.). В целом христианская символика на протяжении своего двухтысячелетнего существования (с середины I в. н. э.) постоянно подвергалась разнообразному толкованию, дополнениям, изменениям, так что в конце концов содержит подчас резкие противоречия, объясняемые и оправдываемые лишь тем, что они отражают различия, существующие между разными конфессиями и между различным историческим опытом отдельных национальных христианских церквей. В действительности же мы имеем дело с чрезвычайной исторической и национальной гибкостью христианства и его богословов, чутко улавливавших и приспосабливавших укоренившиеся языческие национальные верования и их символику к христианской и, наоборот, “увязывавших” чисто христианскую символику с той или иной национальной. Например, образы языческой символики не отбрасывались христианством, но им придавался иной смысл, иное толкование, как правило, противоположное, и обычно положительные героические образы язычества наделялись отрицательным смыслом. Так, Змей, символ мудрости и знания на Древнем Востоке, был превращен в символ зла, коварства, в дьявола. А Прометей, герой, добывший людям огонь, или языческий символ прогресса, был превращен в образ сатаны, главного черта и именовался “зверем, к камню прикованным” и находящимся якобы в самом центре геенны огненной, то есть огня, бушующего в центре Земли (Геи). Что же касается самих христианских библейских и евангельских символов, то они гибко приспосабливались к национальным условиям той страны и того народа, куда проникало христианство из стран Средиземнморья. Так, пальмовые ветви, используемые в праздник Вайи как символы и эмблемы мира и духовной гармонии и умиротворения, были за отсутствием их в Рос сии издревле заменены на ветки ивы, ветлы, вербы и использованы как основной атрибут пасхального Вербного воскресенья.
В западном христианстве, в католицизме, опиравшемся на античные традиции населения, христианской символике придавалось колоссальное значение. Она по лучила в странах Западной Европы детальную разработку, стала средством мощного влияния католицизма, была через искусство, литературу, политику прочно инфильтрирована в светскую жизнь. Наоборот, в православии собственно христианская символика осталась достоянием церковной, религиозной среды и не была хорошо известна русским простолю динам, как и сама история церкви и сущность вероучения, отчего у народа не сложилось четких символических представлений. Наличие икон как основных предметов церковного антуража также препятствовало со зданию в православии главенства символических образов и знаков, поскольку символические абстракции не приживались в сознании верующих в силу их постоянной привычки иметь дело с “натуральными образами”, то есть с конкретными, материальными портретами определенных святых и членов “святого семейства”. Кроме того, многое в символике русского христианства (православия) было издревле спутано и путалось в дальнейшем с языческой славянской символикой и так и осталось в конце концов связанным друг с другом, неразделимым в силу темноты, необразованности и косности широких масс.
200. СИМВОЛИКА ЦВЕТА. Удобство использования цвета в качестве символа было замечено практически всеми культурными народами, но ввиду различных условий существования и развития одни и те же цвета у различных народов (цивилизаций) символизируют различные, а бывает, и противоположные явления. Практически нельзя свести воедино исторически сложившиеся у многих народов системы цветовой символики. Тем не менее существует классическая традиция в европейской геральдике, которая принята во всем мире и которая придает следующие символические значения различному цвету:
В рамках же других традиций, других условий мы наблюдаем не вполне тождественные, несовпадающие, но имеющие некоторые общие черты системы.
Христианская символика цвета получила наибольшее развитие и распространение в восточной ветви христианства, где иконопись объективно нуждалась в такой символике.
В средневековой Европе (в рыцарско-дворянской символике):
В символике алхимиков средневековья:
Масонство разработало в XVIII веке и признавало собственную символику цвета:
Политическая символика цвета
Возникла в основном в новое и новейшее время начиная с французской революции 1789—1793 годов. Ее коренное отличие от использования цвета в геральдике состоит в том, что она не связана геральдическими традициями и может применять цвета, не употребляемые в классической геральдике (например, розовый, оранжевый, коричневый). Политическая символика цвета возникла и развивалась в основном в Европе, и поэтому, выходя порой за национальные границы о дельных европейских стран, вступала в противоречие с трактовкой того или иного цвета в странах Азии, Африки, на Ближнем Востоке. Так, например, зеленый цвет в Греции исторически, с времен Византийской империи, трактовался как цвет жизни, развития, роста, свободы, отсюда зеленый цвет позднее стал партийным цветом партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение). В то же время “зеленая линия” на Кипре и в Бейруте по терминологии 60—90 годов XX в. означала нейтральную линию, то есть то, что в Западной Европе в аналогичной ситуации считалось бы “белой линией”, ибо она отделяла разные “миры”: в одном случае — греческий Кипр от северного, турецкого района на Кипре, а во втором случае — Западный Бейрут от Восточного, то есть два противоборствующих района,— и считалась священной, неприкосновенной. Таким образом, в Восточ ном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в бывшем эллинском мире “зеленое” означает и неприкосновенное (священное), и свободное, развивающееся, в то время как в исламском мире, в Азии и Африке, “зеле ное” — религиозный цвет ислама, причем принятый как священный и общий, независимо от партийных принадлежностей [ср. “Зеленая книга” — основная, основополагающая, принципиальная книга Муаммара Каддафи (Ливия)]. В Германии же и в странах Северной Европы “зелеными” называют себя представители экологических движений и партий, то есть зеленый цвет толкуется как цвет жизни, гармоничного развития (см. Движение “зеленых”).
В нашей стране, где имеется и многомиллионное мусульманское население, и широкое, хотя и рыхлое, экологическое движение со своей “партией зеленых”, находят применение оба толкования зеленого цвета. Красный цвет символизирует во всем мире революционную борьбу против эксплуататоров. Впервые он был применен в этом значении во время антифеодального восстания иранских крестьян в провинции Торган в 162 году хиджры (778—779 гг.). Одно из последних использований красного цвета во время восстаний на Востоке в доимпериалистическую эпоху относится к середине XIX века (1850—1864 гг.), когда красные военные знамена применялись во время восстания тайпинов в Южном Китае.
В Европе красный цвет получил значение символа восстания народа против тирании монархии начиная с 1789 года, когда он был отнят как регальный цвет у короля и стал цветом санкюлотов и якобинцев, носивших красные шапочки и шарфы. В 1832 и 1848 годах красный цвет был цветом восставших во Франции и Германии революционных масс, участвовавших в буржуазно-демократической революции своими отдельными отрядами и объединениями. А с 1871 года, после Парижской коммуны, красный цвет становится символом пролетарского международного революционного движения. Именно как таковой его с 1876 года принимают русские революционеры, а с 1898 года красное знамя становится партийным знаменем РСДРП С 1917 года красный цвет — символ пролетарской революции и коммунизма. Именно в сравнении с крас ным цветом приобретают политическое значение и его оттенки: розовый — цвет оппортунизма в мировом рабочем движении, малиновый — цвет анархо-синдикалистских группировок и партий в рабочем движении.
Такое же всеевропейское политическое значение приобрел с 1789 года и синий цвет. Во время французской буржуазной революции он символизировал третье сословие, буржуазию и ее партии. Если в Великобритании голубой, светло-синий цвета стали партийным цветом тори (консерваторов), то на континенте Европы они отождествлялись с либерализмом, а на востоке Европы — даже с буржуазной демократией (так, блок СДС н Болгарии применял на митингах как “свой” светло- синий цвет в 1990—1991 гг.). (См. также Голубой.) Белый — цвет мира, примирения, перемирия, партийной и внешнеполитической нейтральности — принят восем мире с одинаковым значением (флаг парламентера — белый). Черный же цвет политически трактовался в XIX — X X веках различно. В Западной Европе со времен Лионского восстания ткачей в 1831 году он символизировал рабочее движение, в основном во Франции, Италии и Испании, и в этом качестве как символ бунтарства был усвоен анархистами всех стран (21 ноября 1991 г. Кон федерация анархо-синдикалистов в Москве провела день 160-летия “Черного знамени”). В России в 1879 году его признали своим народовольцы (“Черный передел”). В то же время черный цвет в странах Центральной, Северной и Восточной Европы отождествлялся в основ ном в XIX веке с клерикализмом, а отсюда позднее, с конца XIX века, и вообще с реакцией.
Так, в России он отождествлялся с черносотенством, ультранационализмом начиная с 1902—1903 годов, а особенно после революции 1905—1907 годов. Все партии правее кадетов считались накануне 1917 года черными. В первую четверть XX века это обозначение относилось особенно к реакционным, ультраправым партийным' группировкам за пределами России, в частности к эстонским ультранационалистам (“синимуста” — “сине-черные”) и к итальянским ультранационалистам (с 1916г.),' из рядов которых позднее вырос итальянский фашизм (“чернорубашечники”, 1919 г.), для коих черный цвет символизировал бунтарство. В отличие от них герман ский фашизм отождествлялся с “коричневыми”, “коричневой чумой” — по цвету униформы штурмовых отрядов Гитлера СА (в 1921 — 1945 гг.). В политической символике нашли применение даже такие необычные цвета, как серый и оранжевый.
Национальная и государственная символика цвета.
К ней относится официальное толкование цвета государственного флага и главных государственных эмблем, а также цветов, исторически закрепившихся за тем или иным народом или страной как национальные. Нередко национальные и государственные цвета не совпадают, ибо государственные цвета могут отражать не национальные особенности народа, нации, а классовый характер государства, его форму правления или иметь династическое и идеологическое значение, связанное с предшествующей историей данного государства, а не с этническими особенностями населяющей его нации или наций. Впервые национальные цвета появились в Европе как форма четкого различия представителей разных стран в результате международной договоренности Франции, Англии и Нидерландов. Во время третьего крестового похода в 1188 году феодалы нескольких европейских государств решили во избежание путаницы и для лучшей организации дела ввести помимо рыцарских родовых гербов и цветов единые национальные знаки обозначения участников похода: для всех французов, подданных короля Франции,— красные кресты, в честь патрона Франции — св. Дионисия (позднее знамя Франции стало называться “кровавый саван св. Дени”), для всех англи чан — белые кресты и для всех фламандцев, нидерландцев — зеленые кресты.
В России в XIV — XV веках знамя великого князя Владимирского было черного цвета; царя Московского и всея Руси — красного, регального, цвета; в XVIII веке цвет флага Российской империи стал белый с золотой каймой и черным орлом. В XIX веке флаг России неоднократно менялся: в 1802—1858 годах — бело-сине-красный (торговый, коммерческий); в 1858—1883 — черно-желто-белый (государственный), в 1883—февраль 1917 годах — вновь бело-сине-красный (государственный), с марта 1917 года по октябрь 1917 года — такой же (национальный). В 1910 году было принято, решение изменить государственные цвета флага России на красный и белый в связи с тем, что его трехцветка похожа на голландское и французское сочетание государственных цветов, а синий цвет вообще никогда не был национальным цветом русских. Но в жизнь это решение не было проведено из-за первой мировой войны и революции* В октябре 1917 года цвет государственного флага РСФСР, а затем СССР стал красный или алый (до 1936 г.), а с 1936 года — только красный (до декабря 1991 г.). С 21 августа 1991 г. флаг Российской Федерации стал бело-сине-красный, то есть аналогично бывшему торго вому флагу России в XVIII — XIX веках.
201. СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ характерна для ранних стадий развития человечества, начиная с родового общества. Особенное развитие получила в древнееврейских государствах, в еврейском жречестве с его пристрастием к каббалистике и мистицизму чисел и счета, у пифагорейцев, у алхимиков средневековой Европы, а позднее — у масонов. Уже у первобытного человека число 1 означало мужчину, число 2 — женщину, и от них произошел весь “мир чисел”, ибо 1+2=3 —числу, означающему единство. Тройка (3) считалась с древнейших времен у многих народов совершенным числом, ибо 3X3 давало сразу 9 , чего не происходило с 2 , так как 2+2 =2X2 .
Четные числа всегда считались более совершенными, чем нечетные, ибо четные всегда делились без остатка на 2 , нечетные — лишь в редких случаях (на 3 , на 5 , на 7 ).
Число 4 поэтому считалось совершеннее 3 , ибо было и четным и служило для “завершения полноты” (1 + 2+3+4=10) .
Число 10 рассматривалось как “число окончания” и служило символом мирового порядка, ибо у человека по 10 пальцев рук и ног. Христианство восприняло эту символику, дав 10 заповедей. Число 5 — половина 10 и отсюда символ середины, равновесия, равноудаленности. Число 7 считалось символом святости у многих народов, и прежде всего у семитов. От них эту символику восприняли и некоторые современные народы (в Европе, в США), где “агент 007” не случайно был наделен именно этим “счастливым” номером — в целях утверждения “правоты и святости” его действий и поступков. Дело в том, что число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и потому 7 не только “святое число”, но и символ разума в семитской (еврейской и арабской) символике. Оно же символ союза Бога и человека в библейской символике, отсюда 7 дней недели — первичного отрезка времени в истории человечества, в истории мира, созданного Богом. Отсюда и по христианской церковной символике юбилейный год наступал через 7X7=49 лет, то есть на 50-м году.
Число 8 — символ любви, дружбы, творчества, согласия, ибо оно лишено противоречий, оно свободно, легко, многократно делимо.
Число 9 не имеет в библейской и древнееврейской символике самостоятельного значения — оно просто “трижды три”, “трижды троица”. Этого же мнения придерживались и греки-пифагорейцы, также внесшие свой вклад в разработку символики чисел.
Число 12 — число высшего совершенства, так вслед за библейской символикой считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3X4=12, следовательно, она и есть верх совершен ства. Само название этого числа на большинстве языков “дюжина” означает дюжее, то есть крепкое, здоровое, совершенное. Отсюда шло стремление ряда народов основывать разные системы счета (веса, денежного деле ния, музыкального измерения и даже исторической хронологии) на 12-кратном исчислении. Так, например, октава заключает 12 полутонов, в истории Иудеи насчитывалось 12 колен израилевых, так называемый вос точный (китайский, японский) календарь делится на 12 годичных циклов и т. д., и т. п. Вообще в библейской символике числа 7 и 12 , а не только 10 рассматриваются и употребляются как “круг лые числа”, то есть в любых других числах учитывается полная кратность семерки и дюжины, а не только десятки.
Другим необычным для десятичной системы “круглым числом” считается 40 , то есть 4 (совершенное^ число), умноженное на число окончания 10. Отсюда происходят и 40-дневный пост, и древнейший счет мехов, шкур на “сорока” (пять “сороков” соболей), и поминки на 40-й день. А половина числа 40—20 — дала основание для некоторых денежных систем и систем рас чета и веса (например, в Англии, Швеции и других странах).
Число 1000 (тьма) рядом народов употреблялось в древности в значении “множество”. (О русской символике чисел см. Ворон. Символика числа была тесно связана с мистикой чисел, с угрозой и наведением страха на людей. Так, число 666 давало на протяжении исторического развития много поводов расшифровывать его как “антихрист”, “конец света” и т. п. Сам Христос угрожал нечестивцам тем, что волосы на их головах им... сосчитаны (Лука 12:7), то есть ему якобы известно о каждом человеке все до единого волоса. У древних евреев не случайно существовало ровно 248 заповедей и 365 запретов, то есть по сумме чисел — в обоих случаях 14 (дважды 7, дважды священных, дважды обязательных). Вообще владение счетом, понимание чисел и умение толковать их считалось и в древности, и в эпоху средневековья таким знанием, которое граничило с колдовством или было вол шебством. Символика чисел на протяжении истории неоднократно служила средством для ряда сектантских движений и тайных обществ оказывать воздействие на своих привер женцев и аргументом для “доказательства” массам разных реакционных постулатов.
202. СИМВОЛЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ . Этим термином принято обозначать группу специфических для каждой страны понятий из ее истории, культуры и быта, а также из ее традиционной эмблематики, которые имеют главным образом хождение внутри данной страны и лишь отчасти известны за ее пределами и которые не только хорошо узнаваемы национальным населением, но и близ ки ему и не нуждаются для него ни в каких пояснениях. В то же время такие символы не всегда могут быть известны иностранцам и уж во всяком случае не могут восприниматься ими как нечто родное и близкое. Национальными символами, как словесными, так и изобразительными, обычно широко пользуются в прессе, в том числе и в ироническом, шутливом или сатирическом смысле, в политической карикатуре. Ниже приводим национальные символы крупнейших стран Западной Европы (Великобритании, Франции, ФРГ), а также США и России.
А. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Б.ГЕРМАНИЯ
В. ФРАНЦИЯ
Г. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Д. РОССИЯ
Официальным национальным символом Великороссии был в царское время ( XVII — XX вв.) св. Георгий Победоносец, поражающий дракона. Кроме того, существовали и другие, неофициальные национальные символы старой, царской России, которые продолжали использоваться в Западной Европе и США и после свержения самодержавия, в период с 20-х по 80-е годы, для олицетворения «России» и «русского народа» в средствах массовой информации. Этими не официальными символами считались:
Национальные символы СССР в период 20—80-х го дов XX в.:
203. СИМВОЛЫ ПРИКЛАДНЫЕ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ — разнообразные по своему начертанию знаки, лишь отчасти геометрического характера, появившиеся впервые в Западной Европе в связи с развитием науки и культуры в эпоху позднего средневековья и в основном нашедшие относительно широкое применение в новое время для краткого наглядного обозначения специальных технических понятий в различных сферах твор чества с целью придать этим обозначениям международный, общепонятный характер. Первыми прикладными символами были знаки астрологов и алхимиков для обозначения планет, звезд, созвездий, металлов, кислот, солей, стихий, основных химических элементов и веществ. Почти одновременно стали складываться и музыкальные символы, постепенно совершенствующиеся и принявшие окончательную, детализированную форму к XVIII веку.
ПРИКЛАДНЫЕ СИМВОЛЫ (гуманитарные нацки и искусство) |
|||||
Синтаксические |
Генеалогические |
Музыкальные |
|||
Точка |
Родился |
Теноровый ключ |
|||
Двоеточие |
Умер |
Басовый ключ |
|||
Восклицательный знак |
Похоронен |
Скрипичный ключ (ключ соль) |
|||
Вопросительный знак |
Вступил в брак |
Гесольутный ключ |
|||
Тире |
|
|
Знак обозначения такта |
||
Каычки |
|
|
Знак изменения в высоте тона |
||
ЭКОНОМГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (знаки добывающей промышленности) |
|||||
Каменный уголь |
Золото |
Природный газ |
|||
Бурый голь |
Серебро |
Нефть |
|||
Глины |
Платина |
Сера |
|||
Сланцы |
Радиоактивные руды |
Битум |
|||
Железная руда |
Медная руда |
Гипс |
|||
Железистые кварциты |
Торф |
Мел |
|||
Олово |
Апатиты |
Хром |
В разных странах существовали также с эпохи средних веков символы веса, счета, денежных единиц и аптечного дела, а также математические символы, которые совершенствовались и дополнялись по мере развития науки, пока не сложились в XVIII веке в единую интернациональную систему. В XIX веке, особенно во второй его половине, и в начале XX века немалое развитие получили собственно технические символы, применяемые в физике, судо строении, топографии, экономической географии и т. п. Во второй половине XX века использование символических знаков в науке и технике, наоборот, резко сократилось, стало весьма редким явлением ввиду перехода во всех странах мира к универсальным международным буквенно-цифровым обозначениям на основе латинского и отчасти греческого алфавитов, чтобы выразить тер мины и понятия в точных науках (см. табл.).