Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Жан Ростан: Каждый раз, когда в семье воцаряется мир, спроси себя: «Чем еще я пожертвовал?»

Организация родословных исследований. Методические рекомендации.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Назад

 

  • Юрий Иванович АРУЦЕВ (педагог-организатор ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк., председатель ЯрИРО)
  • Евгений Евгеньевич ВОРОНИН (врач анестезиолог-реаниматолог, член Совета ЯрИРО)
  • Людмила Петровна СМИРНОВА (заслуженный учитель РФ, член Совета ЯрИРО)
  • Автор-составитель: Светлана Анатольевна ПАРШИНА (методист ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк.)


Представленные материалы являются результатом проведения областного семинара "Основы генеалогии". Они адресованы педагогам образовательных учреждений всех типов и видов, занимающихся с обучающимися историко-родословными исследованиями. 
© ГОУ ЯО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий", 2011. - 16 с. 
Комментарий ЯрИРО: материалы, начиная с раздела № 2 "Этапы родословного исследования", рекомендованы всем, кто занимается родословием. Как начинающим, так и имеющим опыт. 

 
СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Учебно-тематический план.

Цель: способствовать формированию у слушателей навыков организации работы с обучающимися по родословному исследованию. 
Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений Ярославской области всех типов и видов, занимающиеся родословными исследованиями. 
Срок обучения: 24 часа. 
Форма обучения: очная. 

Тема Часов Лекции Практика Сам. работа Контроль
1 Родословие, как вспомогательная историческая дисциплина. Планирование родословного исследования. Юридические аспекты родословных исследований. 6 6      
2 Понятие "Семейный архив". Методы и приёмы формирования семейного архива. 6 4 2 Работа с персональной карточкой. Составление родословного древа.
3 Методика описания семейной фотографии, семейной реликвии, отчего дома. 6 2 4   Описание фотографии, отчего дома с использованием инструктивной карты.
4 Оформление исследовательской работы. Итоговое зачётное занятие. 6 3 3   Решение индивидуальных зачётных заданий. Работав группах.
  ИТОГО 24 15 9    

Необходимое оборудование: 
- Занятие № 2: тетрадь, конверты, папки для бумаг, калька, цветная бумага чёрного или иного тёмного цвета, простой карандаш (мягкий 2М-4М). 
- Занятие № 3: увеличительное стекло, линейка деревянная, рулетка, метровая лента, диктофон, фотоаппарат. 

Раздел 2 Этапы родословного исследования

Этапы родословного исследования можно представить в виде горы, по которой исследователь движется от основания к вершине, совершая, подобно альпинистам, восхождение.

IV Этап - оформление работы 


III этап - Построение родословных связей 


II этап - Обработка и систематизация данных 


I этап - Сбор материала
Задачи: 1. подготовить работу к публикации; 2. описать источники, сформулировать выводы. 

Задачи: 1. построить родословное древо; 2. ввести сведения в компьютерную базу. 



Задачи: 1. привести в систему все материалы; 2. ознакомить с собранными материалами родственников с целью внесения дополнений и уточнений. 

Задачи: 1. собрать материалы по отцовской и материнской линиям 2. собрать исторические справки о времени; 3. изучить историю отчего дома; 4. изучить историю своей фамилии; 5. изучить историю семейных реликвий; 6. определить помощников в исследовании и источники получения информации

Раздел 3. Ключевые понятия.

Семейный архив - (в генеалогии) понятие, которое определяет приведённые в единую учётную систему различные материалы, духовные, морально-нравственные ценности семьи, хранящиеся в специально выделенном для этого месте и подготовленные таким образом к постоянному изучению, пополнению, уточнениям с целью передачи его следующим поколениям. Семейный архив, как правило, состоит из нескольких основных частей:

  • фотоархив семьи;
  • архив семейных документов;
  • архив семейных реликвий;
  • родословные схемы.

Семейная реликвия - (в генеалогии) понятие, включающее в себя самые разные предметы, сопутствующие человеческой жизни, хранящиеся в семье и несущие на себе яркий отпечаток того, кому они принадлежали или принадлежат. Расставание с такими предметами невозможно в силу их не только и не столько материальной, сколько духовной ценности. Семейная реликвия передаётся от поколения к поколению с возрастанием своей исторической значимости, является составной частью семейного архива. 

Отчий дом - (в генеалогии) понятие, включающее в себя всё, что связано с родителями и воспитанием в семье, то место, куда мечтает вернуться благовоспитанный человек, где прошли его детство и юность, с которым связаны лучшие воспоминания, опора поколений и их нравственный стержень. Понятие "Отчий дом" определяет не столько дом в буквальном смысле слова, сколько множество самых разных чувств, эмоций, переживаний, связанных с местом, где он находится или находился, ибо это огромный мир, хранящийся у нас в душе. Стремление человека вернуться в отчий дом есть его благодарность родителям за их подвиг воспитания.

Раздел 4. Рекомендации по планированию родословных исследований.

Приступая к исследованию истории рода необходимо владеть приёмами планирования работы. Умение планировать свой труд не только облегчает любой вид деятельности, но и позволяет бережно расходовать время. Особенно важно это для учащихся. Научиться распоряжаться своим временем разумно, пожалуй, главное, чему необходимо научиться самому и научить детей – управлять временем. Поэтому, с самого начала работы над родословной необходимо следующее: 

I. Определить цель создания родословной.

  • Только для удовлетворения личного интереса.
  • Только для внутрисемейного использования.
  • Для всех представителей рода с целью развития у них интереса к собственной истории и продолжению исследований.
  • Воссоздать историю рода в контексте истории страны, или «малой родины».
  • Опубликование полученных материалов в печати с целью сохранения их для потомков и общественности.


II. Определить этапы достижения цели.

  • 1-й этап. Сбор всех видов материалов.
  • 2-й этап. Обработка и систематизация собранных материалов.
  • 3-й этап. Построение родословных связей.
  • 4-й этап. Оформление работы.


III. Определить задачи каждого этапа и методы их решения. 

1-й этап. Сбор всех видов материалов. 

Задача 1. Собрать все материалы по мужской линии. 

Методы решения:

  • Выбрать документы, письма, фотографии, личные вещи, реликвии, награды и др. по исследуемой персоне.
  • Записать на диктофон воспоминания самого родственника или знавших его людей о событиях, связанных с его рождением и жизнью.
  • Записать автобиографический или биографический материал, используя перечень вопросов для начального этапа составления родословной.
  • Выбрать все фотографии. На самые старинные фотографии составить легенду, используя рекомендации ЯрИРО.
  • Выбрать семейные реликвии и составить паспорт на них (легенду), используя рекомендации ЯрИРО.
  • Сформулировать запросы в архивные учреждения.


Задача 2. Собрать все материалы по женской линии. 

Методы решения: аналогично. 

Задача 3. Собрать исторические справки о времени, в котором жили представители рода. 

Методы решения:

  • Работа в библиотеке или в Интернете со словарями, энциклопедиями, справочниками, иной справочной литературой.
  • Изучение хронологии исторических событий в крае, стране.
  • Работа в архивных учреждениях.



Задача 4. Изучить историю отчего дома. 

Методы решения:

  • Определить место нахождения, время постройки, этажность, архитектурные особенности, кто проживал, мемориальные доски, легенды, степень сохранности, значимость для истории.
  • Работа в библиотеке или в Интернете с краеведческой, справочной или специальной литературой.
  • Работа в архивных учреждениях.
  • Привлечение специалистов-консультантов в данной области знаний.


Задача 5. Изучить историю своей фамилии и фамилий смежных родов. 

Методы решения:

  • Выделить все фамилии, обнаруженные в процессе поиска. Расположив их в алфавитном порядке, сформировать фамильный навигатор.
  • Работа в библиотеке или в Интернете со справочной литературой.
  • Привлечение специалистов-консультантов в данной области знаний.
  • Определить национальный состав рода.


Задача 6. Определить помощников в исследовании и источники информации. 

Методы решения:

  • Привлечь к исследованиям родителей, родственников или иных лиц.
  • Определить научного руководителя.
  • Привлечение специалистов в области генеалогии, смежных исторических и иных дисциплин.


2-й этап. Обработка и систематизация собранных материалов. 



Задача 1. Систематизировать все собранные материалы. 

Методы решения:

  • Распределить отдельно документы, фотографии, письма, и др. по каждому представителю рода по персональным папкам.
  • Каждому представителю рода присвоить универсальный персональный шифр.
  • Разобранные документы сканировать, проложить тёмной (желательно) бумагой, систематизировать по конвертам. Конверты, относящиеся к одной персоне, вложить в персональную папку.
  • Разобранные Фотографии сканировать, проложить тёмной (желательно) бумагой, систематизировать по конвертам. Конверты, относящиеся к одной персоне, вложить в персональную папку.
  • Все материалы ввести в базу данных и сохранить на цифровом носителе.


Задача 2. Показать полученные материалы или их фрагменты родственникам для ознакомления и корректировки. 

Методы решения:

  • Очно, при личной встрече.
  • Очно, по Интернету.
  • Заочно, по телефону.
  • Заочно, путём переписки.
  • Получить письменное разрешение на публикацию материалов.



3-й этап. Построение родословных связей. 


Задача 1. Построить родословное древо. 

Методы решения:

  • Вычертить рабочие схемы родов с учётом поправок и уточнений родственников.
  • Объединить рабочие схемы родов в единую родословную.
  • Указать библиографию, иные источники (по существующим международным правилам).



Задача 2. Ввести сведения в компьютерную базу данных. 

Методы решения:

  • Провести все необходимые уточнения и создать базу данных.
  • Сделать копии работы на цифровых носителях, обеспечив их безопасность.



4-й этап. Оформление работы. 



Задача 1. Творческое оформление работы. 

Методы решения:

  • Издание книги.
  • Создание фильма.
  • Самостоятельно «от руки».
  • Самостоятельно с использованием приёмов декоративно-прикладного творчества.
  • Исполнение у профессиональных дизайнеров.
  • Иные решения.

 

 

Раздел 5.Примерный перечень вопросов для начального этапа составления родословной семьи.

  1. День, месяц и год рождения. Свидетельство о рождении.

  2. Место рождения, было ли крещение, и кто был восприемниками.

  3. В какой школе учился. Успеваемость. Любимые предметы. Отношения с учителями. Годы учебы.

  4. Окончание школы – выпускной вечер (что запомнилось)

  5. Увлечения детства. Моделирование, шитье, спорт, музыка, коллекционирование и т.д.

  6. Служба в армии (какие части; где служил; воевал; ранения; награды; послужной список; специальности; в какие годы служил).

  7. Какое образование получил в последующем (институт, техникум – какой и где, годы учебы).

  8. Знание языков.

  9. Где и на каких должностях работал, в какие годы. Научные звания и специальности.

  10. Поощрения на работе (награды, грамоты, статьи в печати, почетные звания и т.д.).

  11. Отношение к религии.

  12. Умение играть на музыкальных инструментах (каких).

  13. Создание семьи. Когда и где вступили в брак. Фамилия, имя, отчество и даты рождения супругов. Как играли свадьбу, сколько было приглашенных, что запомнилось особо. Развод, возможные причины.

  14. Когда появились дети. Их имена, было ли крещение и кто восприемники.

  15. В каких условиях жила молодая семья, как условия изменялись со временем.

  16. Отношения между супругами (кто был главным в доме; как отдыхали, что особенно ценное было в семье для воспитания детей и т.д.).

  17. Свидетельство о заключении брака, развода (копии).

  18. Любимое занятие, увлечения (игры, музыка, спорт и т.д.)

  19. Характер

  20. Какими болезнями страдал (если возможно указать).

  21. Любимые блюда и напитки (в т.ч. алкогольные).

  22. Внешность, рост, походка, стрижка, наличие бороды, привычки, в т.ч. вредные.

  23. Любимые певцы, актеры, фильмы, картины, книги, писатели, художники, поэты и т.д.

  24. Семейные легенды, байки, анекдоты, небылицы, необычные поступки

  25. Об умерших родственниках: день, месяц, год, причина смерти. Копия свидетельства о смерти. Где умер и где похоронен. Сохранилось ли надгробие и надпись на нем.

  26. Фотоархив.

 

Раздел 6. Методические рекомендации ЯрИРО по составлению паспорта (легенды) на семейную реликвию.


Семейные реликвии, это памятные вещи: письма, фотографии, предметы, которые передаются из поколения в поколение по наследству. Эта замечательная традиция сохраняется во многих семьях. Крепкая семья – от крепких традиций. Не секрет, что семейные традиции способствуют укреплению семьи, сближению её членов, способствует взаимопониманию поколений рода. Знание истории семейной реликвии формирует у юного исследователя навыки экспертизы, понимание значимости реликвии для членов семьи и будущих поколений, и, как следствие, бережное отношение к историческим предметам, сопутствующим человеческой жизни. Кроме того, умение рассказать о семейной реликвии интересно, захватывающе, эмоционально, развивает у подростка навыки литературной речи.

  1. Название реликвии.

  2. Шифр, инвентарный номер *(СР-П-Ив.-№5 – семейная реликвия, посуда, принадлежит Иванову И.И., присвоен №5).

  3. Дата поступления, передачи семейной реликвии нынешнему владельцу.

  4. От кого поступила и у кого хранилась до передачи.

  5. Количество предметов, из которых состоит семейная реликвия.

  6. Характеристика реликвии: наименование, краткое описание внешнего вида, формы, цвета, размеров, характерных деталей.

  7. Данные о материале и его сохранности. Повреждения и утраты.

  8. Для альбомов, брошюр, тетрадей – размеры и объём.

  9. Для фотографий – описание согласно рекомендациям ЯрИРО.

  10. Способ поступления реликвии: кем и где найдена или подарена.

  11. Сведения о реликвии: время и место изготовления, назначение и способ употребления. Её предыдущая история – хронология и бытование предмета.

  12. Связь семейной реликвии с определённой этнической, этнографической средой.

  13. Авторство – если возможно установить.

  14. Примерная материальная стоимость реликвии. Её цена при покупке предыдущим владельцем, если это известно.

  15. Описание надписей, клейм, монограмм, марок и других знаков, нанесенных на реликвию.

  16. Социальная значимость семейной реликвии – представляет ценность для краеведческих исследований, отделов истории, местных, региональных, центральных музеев.

*Для удобства шифрования рекомендуется ввести наиболее часто встречающиеся обозначения: 

А - альбом, ВП - военная принадлежность, ВП/О - военная принадлежность оружие, Д - драгоценность, ЛВ - личная вещь (платок, портсигар, шаль и т.д.), О - одежда и обувь, ПД - письма и дневники, П - посуда, ПП - постельные принадлежности, ПИ - произведения искусства (картины, плетение, шитьё и т.д.), У - украшения, Ф - фотография. Разумеется, экспонаты, могут иметь комбинированный шифр.

 

 

Раздел 7 Методические рекомендации ЯрИРО по описанию фотографии из семейного архива

Приступая к работе по созданию методики описания фотографии из семейного архива или альбома, мы столкнулись с целым рядом трудностей, связанных с фактическим отсутствием методических рекомендаций. Ни одна из существующих методик, как профессиональных, так и любительских, не отвечает задачам генеалогии. Описательная часть фотографии, кроме формальных данных, должна иметь литературную составляющую, которая позволит исследователю (и особенно подростку) эмоционально переживать малые и большие открытия, приобретая навыки сопоставления полученных данных и наблюдений, поиска информации, развивать язык, речь, наблюдательность и экспертное мышление. 

Раздел I. Оценка общего количества фотографий, подлежащих учёту.

Раздел II. Хронологические рамки и принадлежность фотографии.



1. Временные рамки

XIX в.;

  1. начало XX в. до 1914 г.;
  2. период 1-й Мировой войны и Гражданской войны в России;
  3. довоенный период;
  4. период Великой Отечественной войны;
  5. послевоенный период до 1960-х годов;
  6. современный период до 1990-х годов (распад СССР);
  7. современный период;
  8. общее количество.


2. Владелец фотографии

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Персональный шифр в родословной схеме либо его отношение к семье.
  3. Наличие негативов.

Раздел III. Описание фотографий из семейного архива.


1. Формат фотографии

Материал: фотобумага, плёнка (слайд), эмаль, камень.

  1. Форма: прямоугольная, квадратная, овальная, неправильная
  2. обрез: прямой или фигурный.
  3. Наличие паспарту.
  4. Размер собственно фотографии (в мм).
  5. Размер паспарту (в мм).


2. Вид фотографии

  1. Общей характер исполнения: оригинал, отреставрированный оригинал, фотокопия с подлинника, фотокопия с фотокопии, цифровая, цифровая копия с подлинника, цифровая копия с обработкой фотографии (удаление различных повреждений, усиление или ослабление теней, удаление фрагментов изображения, персонажей и т.п. изменения), коллаж, фотоколлаж.
  2. Качество исполнение: любительская, профессиональная. Жанр: портрет, групповая съёмка, бытовой, батальный, натюрморт, пейзаж, анималистика, флора, профессиональные жанры, фотография на документ.
  3. Место съёмки: в помещении, кабинетная-салонная, вне помещения.
  4. Персонажи: портрет, семейная, семейная с незнакомыми лицами.
  5. Цветовые характеристики: черно-белая, черно-белая раскрашенная, тонированная (сепия), фотография с применением ретуши, цветная.


3. Время и место съёмки

  1. Дата: точная, предположительная, время фотографирования на настоящий момент не установлено (в этом случае можно обратиться за помощью к специалистам – сотрудникам архивов фотодокументов, профессиональным антикварам, модельерам).
  2. Название ателье.
  3. Адрес места съёмки или ателье.
  4. Владелец ателье или фотосалона или имя фотографа.
  5. Повод для фотографирования (известный или предполагаемый).
  6. Историческая справка (описание значимых исторических событий в стране, чем и как жили современники запечатленных на фотографии персонаже).


4. Кто изображен на фотографии (порядок описания: слева направо, снизу вверх)

  1. Количество персонажей.

  2. Кем они приходятся владельцу фотографии. Их персональные шифры в родословной схеме.

  3. Главные персонажи из запечатленных на фото.

  4. Подробное описание внешности, характерных черт, одежды, её деталей, украшений, атрибутов, военной формы и проч.

  5. Судьбы людей, запечатленных на фотографии.

  6. Подробное описание условий фотографирования – вне помещения, в условиях военных действий, в домашней обстановке и т.п.

  7. Описание атрибутов салона, кабинета, иного помещения, использование декораций, фона.

  8. Наличие надписей.


5. Наличие подлинных копий. 

Раздел IV. Описание паспарту.



1. Техническая характеристика

Материал: плотная бумага, тонкий картон, толстый картон, кожа, металл и др.

  1. Размер

  2. Цвет


2. Лицевая сторона

  1. Реквизиты ателье.

  2. Штампы, тиснения, медали награды.

  3. Надписи.


3. Оборотная сторона

  1. Реквизиты ателье.

  2. Штампы, медали, награды.

  3. Украшения и орнаменты: ангелы, валентинки, морская тематика, дети, фауна, флора, мифология, геральдика и проч.

Раздел V. Оценка степени сохранности фотографии.


1. Степень сохранности

  1. 1-я степень – отличная.
  2. 2-я степень – хорошая.

  3. 3-я степень – удовлетворительная (незначительные дефекты).

  4. 4-я степень – неудовлетворительная (значительные дефекты).

  5. 5-я степень – утрачено для потомков и истории.


2. Характер повреждений

  1. Выцветание отдельных участков: незначительное, значительное.

  2. Общее выцветание: незначительное, значительное, полное.

  3. Механическое повреждение: царапины, надрывы, разрывы, сломы, смятия, перфорации, деформации и проч.

  4. Наличие клея и иными химических загрязнителей.

  5. Наличие биологических загрязнителей.

  6. Воздействие сырости, влаги, огня и проч.

  7. Следы реставрации.


3. Хранение фотографии

  1. Условия хранения: удовлетворительные, неудовлетворительные.

  2. Место хранения: в домашнем хаотичном собрании документов, в семейном архиве (приведенные в учётную систему, облегчающую нахождение и поиск всех материалов, касающихся истории семьи), в профессиональном собрании (в условиях), или архиве.

  3. Характер хранения: в раме, в альбоме, в конверте, музейная витрина, на цифровом носителе.


VI. Социальная значимость фотографии. 

1. Представляет ценность для:

  1. только семьи

  2. краеведческих исследований

  3. местных музеев

  4. региональных музеев

  5. центральных музеев

 

Раздел 8. Методические рекомендации ЯрИРО по составлению паспорта (легенды) на отчий дом


Понятие «ОТЧИЙ ДОМ» – важнейшая составляющая родословного исследования. Описание отчего дома или даже территории, на которой он находился, охватывает широкий спектр вопросов, поиск ответов на которые формирует у юного исследователя, как и при описании фотографии, и семейной реликвии, навыки исторической экспертизы, бережного отношения ко всему, что связано с жизнью прошлых поколений и своей семьи, развивает литературную речь и способствует росту культуры будущего гражданина. 

При составлении методики описания отчего дома использованы разработки архитектора А.И Прохоренко, с некоторыми дополнениями ЯрИРО, наиболее полно отвечающие родословным исследованиям.

 
 

Методика исследования жилища в городской и сельской местности

  1. План дома и двора, с расположенными на нем жилыми и хозяйственными строениями.

  2. Этажность и наличие мезонина.

  3. Время строительства дома (точная или предположительная дата).

  4. К какому социальному слою общества принадлежал владелец дома или Помещения ( дворянин, чиновник, торговец, отставной солдат или офицер, военнослужащий, духовное лицо, рабочий, колхозник и т.п.).

  5. Степень его благосостояния и положение по табелю о рангах.

  6. Коренной житель или пришлый из других мест.

  7. Кто архитектор и строитель здания, дома, ансамбля. По какому проекту построено здание («образцовый», по канонам народного жилища, специальный проект, модифицированный проект).

  8. Наличие и характер утилитарного и декоративного начал сооружения.

  9. Сказалась ли личность заказчика или строителя на облике сооружения.

  10. Из какого строительного материала построено здание:

    • Фундамент – валуны, кирпич, камень, деревянные или кирпичные столбы, без фундамента.

    • Стены – бревно, брус, камень, шлакобетон, другие материалы.

    • Перегородки – кирпичные, дощатые, щитовые.

    • Наличие штукатурки, облицовки или обшивки. Какими материалами.

  11. На каком грунте стоит. Возвышенное место или низина.

  12. Учитывалось ли естественное направление природного ландшафта – изгибы реки, холмистость местности, очертания берега, наличие водоемов, парковых зон, лесного массива и т.п.

  13. Техника строительства (рублен в обло с остатком, рублен в лапу, панельный и т.п.)

  14. Наличие или отсутствие подклета, подвала. Затапливается ли весной грунтовыми водами. Каков вход в них – снаружи или изнутри.

  15. Внутренняя планировка дома (четырехстенка, пятистенка, шестистенка).

  16. Количество окон (поэтажно и общее их количество). Ориентированность окон по сторонам света, видам из них на лес, озеро, реку, рощу, сад, парк, архитектурные и ландшафтные доминанты и т.п. (Описание окон и наличников представлено в разделе ниже.

  17. Характер функционального изменения здания (перестроения, перепланировки, перемещения). Как это отразилось на внешнем и внутреннем облике.

  18. Характер потолочного и полового покрытия.

  19. Характер отопления в прошлом и настоящем

  20. Подробное описание внутренних помещений (выступающей матицы, полатей, русской печи, лавок, обшивки, окон и т.п.).

  21. Форма кровли и материал покрытия. Когда и как менялось.

  22. Каково отношение хозяйственных построек к жилому дому (под одной крышей, примыкают к жилому зданию, располагаются непосредственно внутри двора и т.п.).

  23. Положение дома по отношению к «улице» и характеристика самой улицы. Кто были соседями и взаимоотношения с ними.

  24. Наличие на здании мемориальных досок, памятных знаков, иных обозначений.

  25. По официальным, литературным, устным источникам собрать материалы о событиях и людях, живших в разное время в доме.

  26. Фотографирование здания с фасада и углов, деталей техники строительства, декоративных элементов, окон, дверей, крыльца (резные колонки, фигурные балясины ограждения, узорчатые подзоры покрытия, связь крыльца с домом), кровли и т.п. Если имеются более ранние фотографии, то современную фотофиксацию необходимо проводить по возможности из тех же точек.

  27. Дать оценку практическим удобствам и физическому комфорту (жизнепригодности) дома, для людей его населявших:

    • Окраска дома (Возможность потемневшего от времени дерева поглощать солнечное тепло. Обшивка дома тесом с последующим окрашиванием появиться позже).

    • оценка микроклиматических и экологических условий с точки зрения их влияния на физическое и психологическое здоровье человека.

    • описать окружающий здание пейзаж (поля, рощицы, выгоны, придорожные знаки, валуны, речные поймы, сенокосы, отдельные старые деревья и т.п.).

    • оценка возможностей трудоустройства, получения различных уровнейобразования, удовлетворения культурных запросов, бытовых условий, снабжения продуктами потребления и т.п.

    • оценка развитости внутренних и внешних транспортных связей.

    • оценка пригодности для жизни в данном населенном пункте.



Методика изучения наличников индивидуальных домов

  1. Топография описываемого окна или группы окон. Размеры окна в сантиметрах.

  2. Наличие или отсутствие заглубленных по отношению к плоскости фасадов окон.

  3. Формы декора (одинаковая, разная).

  4. Форма карниза наличника (прямая, лучковая, треугольная).

  5. Форма и декор боковин.

  6. Форма и декор подоконной доски.

  7. Характеристика декора (традиционный, модерн, сочетанный).

  8. Вид резьбы: глухая, прорезная (ажурная, накладная).

  9. Время изготовления декора (по историческим документам, по воспоминаниям современников, письменным и литературным источникам, сохранившимся фотографиям, по аналогам).

  10. Имело ли место восстановление декора или его замена на новый, отличающийся от прежнего. Привезены ли наличники из другой местности или изготавливались на месте владельцами дома или другим мастером (его фамилия, имя, отчество, возраст, местный или пришлый, не занимался ли отходничеством, если известно).

  11. Описание декора подзора и наличников.

  12. Определение распространенности мотивов декора в данной местности.

  13. Декор выполнен в стиле народного искусства, профессионального с использованием типовых образцов или мотивов, комбинированным).

  14. Наличие или отсутствие «светличного» окна. «Светличное» окно освещает чердачное помещение и является главным элементом фронтона. Значение «светличного» окна в архитектурно-художественном решении дома так велико, что оно, как правило, оформлялось богатыми наличниками даже в случае отсутствия на чердаке жилого помещения.

 
 

Определить социальную значимость отчего дома для истории

  1. Дать оценку значимости исторического прошлого отчего дома.

  2. Дать оценку вклада людей, населявших отчий дом в различные периоды его существования в историю рода, края, Отечества.

  3. Воспользоваться услугами специалистов – архитекторов, реставраторов, научных работников музеев с целью определения исторической ценности отчего дома.

материал взят тут:http://yar-genealogy.ru/0333.php